во сколько звонят колокола в исаакиевском соборе
Как работает электронный звонарь на колокольне Исаакиевского собора
Фото: Сергей Николаев.
Язык в неподвижном состоянии закреплен на расстоянии 9 см от края колокола. Это расстояние, а также сила удара, и пятисекундный промежуток определялись опытным путем, чтобы было похоже на ручной звон.
Электронный звонарь – это дублер, запасной вариант. Главный вид звона – ножной, с помощью педали, которая цепляется к тросу языка. Третий способ – ручной звон в оба края колокола при помощи веревки. Его минус (большой износ крепления языка) перекрывает плюс – это исторический звон.
Электронный звонарь играет четко, а человек делает ошибки, добавляя живости. Как симфонический оркестр: либо вы вживую его слушаете, либо в записи, где звукорежиссер все вычистил так идеально, что даже противно.
Андрей Дьячков с пультом управления. Фото: Сергей Николаев.
Электронных звонарей придумали, потому что профессия из редкой превратилась в исчезающую. «Наши роботы звонят в церквях на Сахалине, там почти нет живых звонарей. Конечно, это обедняет службу. Мы настаиваем, что это временное явление, поэтому в компьютерную программу заложили функцию обучения звонарей. И ратуем за возрождение живого звона».
Этот волшебный звук
Интересные факты о колоколах Исаакиевского собора
Нынешнее поколение петербуржцев никогда не слышало, как звучат колокола одного из крупнейших христианских храмов мира — Исаакиевского собора. Это связано с тем, что в 1930-х годах они были сняты со звонниц и переплавлены. Накануне, без преувеличений, эпохального для Северной столицы события — возвращения колоколов собору — «МК» в Питере» решил вспомнить славные страницы прошлого.
Справка «МК»
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм мира. Построен в 1818–1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана, строительство курировал сам император Николай I, а председателем комиссии построения был Карл Опперман. Сейчас собор имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужения.
Колокола для Исаакиевского собора впервые были отлиты еще в царствование Николая I в Санкт-Петербурге предположительно на Александровском Государственном заводе. Чертежи и материалы (старые сибирские пятаки из Государственной казны) были представлены валдайскому колокольному мастеру Ивану Стукалкину. В 1840 году все 11 колоколов были отлиты. В мае 1847 года начался подъем колоколов, окончательная установка завершилась год спустя.
Вот какой любопытный документ того времени дошел до наших дней: «Колоколов всех одиннадцать. Общий вес всех их 4349 пудов, а стоимость 62 029 рублей
89 копеек серебром. На северо-западной колокольне установлен главный большой колокол весом 1860 пудов 23 фунта (без языка). В диаметре своем колокол имеет
4 аршина 10 вершков и украшен пятью медалями Императоров: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Второй по величине колокол, воскресный, на северо-восточной колокольне. Он весит 976 пудов 36 фунтов… Украшен изображениями четырех Евангелистов… На юго-западной колокольне полиелейный колокол в 663 пуда… Он украшен ликами Московских Святителей, Митрополитов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. На юго-восточной колокольне восемь колоколов различной величины. Первый из этих колоколов украшен изображениями: Преподобного Исаакия Далматского, Св. Равноапостольного Князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского…»
Справка «МК»
Церковные колокола
Колокола всегда были неотъемлемой частью жизни русского народа: без них был немыслим ни один православный храм, важнейшие события в жизни государства и церкви сопровождались колокольным звоном. Гиганты весом от 1000 пудов находились во многих храмах и монастырях. Согласно историческим материалам, к 1917 году в России было около 65 тысяч храмов и церквей и 20 крупных заводов, которыми за год отливалось 100–120 тысяч пудов церковных колоколов (1 пуд равняется 16,38 килограмма). После Октябрьской революции большинство церковных колоколов было уничтожено.
Звон мог отпугнуть «нечистую»
Очень любопытен и сам процесс отливки колоколов. В специальной яме сооружались кирпичный болван и глиняная форма. Рядом в печи плавилась медь, за несколько минут до отливки в нее добавляли олово, чугун и серебро. Расплавленный металл, стекая по желобам, заполнял форму. Чтобы успеху отливки не повредила «нечистая сила», перед литьем распускались самые неправдоподобные слухи: считалось, что чем нелепее слух, тем лучше звон колокола. Колокольная бронза на 80 процентов состоит из меди и на 20 — из олова. Причем олово добавляют в последний момент.
Русский народ всегда любил колокольный звон. Какими только магическими свойствами не наделяли его люди, утверждая, что колокольный звон прогоняет громы, молнии, град, огонь, голод, заразу и нечестивого человека! Рассказывали, что где-то колокол сам начал звонить, предупреждая о грозящих бедствиях.
На Руси в церковном обиходе колокола появились в IX веке: звоном провожали уходящие полки и встречали воинов с победой, давали знать о приближении к городу неприятеля и созывали народ на вече. Был слышен колокольный звон во время пожаров. Эпический звон колоколов — торжественный, величавый, несущий ощущение глубокой трагедии и возвещающий радость праздника или победы.
Стоит отметить, что, в отличие от других православных церквей, архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были установлены в четырех сравнительно небольших колокольнях, рассредоточенных по углам основного объема здания. Такое расположение создавало особый звуковой эффект, когда 12 звонарей приводили в движение языки колоколов. Один из современников писал: «Звон собора сильный, но приятный, и трезвон производится музыкально».
Время потерь
Однако при обследовании Исаакиевского собора в 1896–1900 годах выяснилось, что жесткое крепление большого колокола способствовало разрушению кладки северо-западного угла здания собора и появлению там горизонтальных трещин глубиной до 2 метров.
После революции попытки снятия колоколов Исаакиевского собора осуществлялись неоднократно. В 1930 году в связи с открытием в соборе антирелигиозного музея окончательное решение было принято и осуществлено в следующем году. Колокола были сняты трестом «Рудметаллторг» и отправлены на переплавку на завод им. К. Е. Ворошилова и в мастерские Монументскульптура. Дальнейшая судьба колоколов документально не подтверждается.
Во сколько звонят колокола в исаакиевском соборе
Расписание работы музея
Внимание!
В условиях действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) мы следуем рекомендациям Роспотребнадзора, направленным на безопасность сотрудников и гостей нашего музея.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2021 № 795 и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2021 № 820 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121»:
С 30 октября 2021 года (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) для посещения объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» необходимо предъявить QR-код, подтверждающий факт вакцинации от новой коронавирусной инфекции или факт перенесенного заболевания. Также посетить музей можно, воспользовавшись справкой, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом, при наличии отрицательного результата лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской федерации, получение ими первого и (или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией на территории Российской Федерации.
С 30 октября 2021 запрещен доступ на объекты Музея: музей-памятник «Исаакиевский собор», музей-памятник «Спас на Крови» и Часовня-музей организованных групп несовершеннолетних граждан.
Музей-памятник «Исаакиевский собор»
С 10:00 до 18:00
(кассы с 10:00 до 17:30)
Выходной день – среда
Вечерние программы музея
с 01 мая по 30 сентября:
с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания,
киоск по продаже полиграфической и сувенирной продукции с 18:00 до21:30,
работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.
Выходной день среда.
Колоннада Исаакиевского собора
С 10:00 до 18:00.
(с 01 мая по 30 сентября – без выходных; с 01 октября по 30 апреля выходной день – третья среда месяца)
Вечерняя колоннада
с 01 мая по 30 сентября:
Музей-памятник «Спас на Крови»
С 10:00 до 18:00
(кассы с 10:00 до 17:30)
Выходной день – среда
Вечерние программы музея
с 01 мая по 30 сентября:
с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания,
киоск по продаже полиграфической и сувенирной продукции с 18:00 до21:30,
работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.
Выходной день – среда.
Часовня-музей (часовня музея-памятника «Спас на Крови»)
С 10:00 до 18:00 (с 01 мая по 30 сентября без выходных; с 01 октября по 30 апреля выходной день – вторая среда месяца)
Работа музейных объектов в дни школьных каникул (кроме летних) и государственных праздников (кроме первого января) осуществляется БЕЗ ВЫХОДНЫХ.
По техническим и иным причинам режим работы музейных объектов может изменяться.
Исаакиевский собор : стоимость билетов 2021 и режим работы, как добраться и официальный сайт
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — образец русского культового искусства. Это четвертое по размеру купольное сооружение в мире. По величине храм уступает соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота постройки — 101,5 метра, а вес достигает трёхсот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв. м. Храм вмещает до 12000 человек. До революции 1917 года собор был главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.
Вид на набережную Невы
Адрес
Как добраться до Исаакиевского собора
Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Станция расположена на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен храм.
Также можно добраться от станций метро — «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50–100 метров окажетесь на Исаакиевской площади и увидите собор.
Но большинство туристов совмещают посещение с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Храм находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.
В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии — внутри и прогулка по колоннаде. Билеты продаются отдельно.
Интерьеры поражают красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу 15 человек, что занимает 5–10 минут, затем начинается экскурсия об истории, и строительстве. Экскурсовод подробно опишет технологии и материалы, которые применялись при сооружении храма.
Поскольку высота Исаакиевского собора 101,5 метров, то экскурсии на колоннаду пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открываются виды на центр города: Неву, Дворцовую площадь и Петропавловскую крепость.
Вид с колоннады на Адмиралтейство и Петропавловскую крепость
Режим работы Исаакиевского собора в 2021 году
Режим работы колоннады Исаакиевского собора в 2021 году
Стоимость билетов в Исаакиевский собор в 2021 году
Стоимость билетов на колоннаду Исаакиевского собора в 2021 году
Стоимость билетов в вечернее время
Телефон Исаакиевского собора
История строительства Исаакиевского собора
Строительство связано с именем Петра I и созданием Адмиралтейства, где трудились 10000 человек. Для исполнения религиозных обрядов для них и для жителей мастеровых слобод был необходим храм, поскольку переправа на другой берег в собор Святых Петра и Павла занимала много времени.
Вид храма в период правления императрицы Екатерины II
После войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Император требовал построить здание на прежнем месте и сохранить алтари предшествующего, считая, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Выбор он остановил на проекте с пятью главами в классическом стиле, автором которого Монферран.
Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет, за это время сменилось аж три государя. Неужели Монферран не хотел побыстрее завершить строительство и угодить монаршему заказчику?
Сохранилось предание, что некий заезжий ясновидящий предсказал Монферрану, что он умрет, как только закончит строительство. Шутники даже глумились: «Вот поэтому он так долго собор и строит!». Но каково же было удивление горожан, когда спустя месяц после официального освящения Исаакия пророчество исполнилось: Монферран неожиданно умер, ничем не болея.
В завещании архитектор просил, чтобы он был погребен в одном из подземных сводов, но Александр II отказал в этой просьбе. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и обиженная вдова Монферрана покинула Россию, забрав тело мужа. Монферран похоронен на кладбище Монмартр в Париже. И французы гордятся, что французский архитектор все-таки вернулся к ним.
Относительно длительного строительства Исаакиевского собора петербуржцы рассказывают. Однажды таксист вез иностранного гостя, и тот похвалился, что в Америке небоскребы за месяц строят. Тогда таксист резко затормозил у собора и сказал удивленно: «Надо же! А еще вчера тут ничего не было!».
Фундамент Исаакиевского собора
Фундамент строили 5 лет, в работах участвовали 125000 человек. Просмоленные сосновые бревна длиной 6,5 метров и диаметром 26–28 см вбивали в котлован для укрепления грунта на расстоянии, равном диаметру сваи. Было вбито 11000 новых свай в дополнение к 13000, оставшимся от старой церкви.
Оригинальным способом Монферран решил задачу среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.
Промежутки между бревнами на глубину одного метра заполнили утрамбованным древесным углем. Сверху на сваи в два ряда уложили гранитные плиты, над которыми выполнили кладку из камня.
Высота фундамента, без учета свайного основания, составила семь метров.
Колонны Исаакиевского собора
Одновременно с сооружением фундамента в каменоломнях Пютерлакса под Выборгом заготавливали гранитные монолиты для колонн собора. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.
«Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства»
На специальных баржах монолиты буксировали к Сенатской площади, откуда доставляли на стройплощадку по первому в России рельсовому пути. Здесь блокам придавали нужную форму, шлифовали и полировали. В Исаакиевском соборе 112 колонн, самые высокие и массивные 48 колонн высотой 17 метров и весом 114 тонн установлены на четырёх портиках.
Вопреки практике колонны ставили на портики до возведения стен самого здания, иначе это сделать было невозможно. Установить их вертикально удалось с помощью специальных лесов высотой 22 метра, придуманных инженером Августином Бетанкуром и выполненных мастерами Д. Билингом и братьями Столяровыми.
Макет лесов для установки колонн
20 марта 1828 года установлена первая колонна. За зрелищем наблюдал Николай I c семьей, а также многочисленные иностранные гости. Установку одной колонны с помощью вращения чугунных воротов выполняли 128 человек в течение 45 минут. Последняя колонна установлена 11 августа 1830 года.
Таким образом, по проекту Монферрана на четырех портиках было установлено 48 колонн:
Стены и свод
Следующим этапом стало возведение стен храма. Они выкладывались из кирпича, при чем, ряды соединяли между собой коваными железными связями. Толщина северной и южной стен составляет пять метров, а восточной и западной — 2,5 метров. Стены здания облицевали мраморными плитами.
Особенность Исаакиевского собора в двойном сводчатом перекрытии. Кроме кирпичных сводов, толщиной от 1 до 1,25 метра, Монферран решил создать изнутри, на расстоянии 30 см от кирпичного перекрытия, второе — декоративное перекрытие, без конструктивного назначения. Его выполнили из железного каркаса, покрытого металлической сеткой, которую оштукатурили, и покрыли искусственным мрамором. Такая конструкция не использовалась ранее ни в России, ни в Европе.
Купол Исаакиевского собора
Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.
Колонны из монолитного гранита вокруг барабана главного купола
Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.
Главный купол покрыт позолотой
При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.
На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.
Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.
Колокольня
Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.
Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.
Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.
Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.
В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.
Наружное убранство Исаакиевского собора
Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.
Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.
Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.
Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.
При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.
Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов
Спустя 80 лет Исаакиевский собор обрел голос
Петербуржцы сегодня услышали генеральный прогон колокола Исаакиевского собора. Звон раздавался непривычно долго. Журналисты не могли упустить возможность опробовать работу специального устройства управления колоколом. Среди них и Екатерина Линникова.
Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор»: «У нас такое большое расстояние, что мы друг другу никак не помешаем. А полдень, он электронный достаточно. Будем получать абсолютно точный сигнал времени. Ровно в 12 там ударила пушка, звук еще летит, а у нас уже пошел свой звук».
Иван Суханов, руководитель петербургского отделения международного центра колокольного искусства: «если нужно ровно в полдень, то лучше, конечно, не с мобильного телефона, а есть специальный встроенный таймер. Можно его запрограммировать ровно на 12 часов, и он будет сам без помощи ровно в 12 часов отбивать тот или иной звон, который нам нужен».
Возможность звонить по старинке все-таки оставили. На случай, если в Петербурге случится блэкаут.
Андрей Дьячков, руководитель международного центра колокольного искусства: «Здесь находится устройство, подключая которое, мы можем ослабить вход этого педального привода. Откручиваем – язык отходит в центральное положение – педаль отключается, подключается ветерка и звонарь может исполнять звон уже в оба края».
Екатерина Линникова, корреспондент: «Набираем номер. Работает! Эту систему сегодня опробовал, кажется, каждый журналист. Когда еще удастся позвонить в колокол Исаакиевского собора?».
Колокол почти не смолкал в течение часа. Так что жители окрестных домов, скорее всего, не поняли – что это было. Впрочем, скоро петербуржцы к голосу Иссакия привыкнут. 12 ударов ежедневно, ровно в полдень. Уже через несколько месяцев соло может превратиться в хоровую песню. На собор поднимут еще 10 колоколов. Играть на всех одновременно автоматика позволяет.
Корреспондент: Екатерина Линникова
Оператор: Виталий Брайлянчи