водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Иван Сусанин

Фото Все

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Видео Все

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

По следам Ивана Сусанина | Телеканал «История»

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Смута 1612. Иван Сусанин. Интервенция

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Фильм «Иван Сусанин»

Иван Сусанин — биография

Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.

Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.

Смутные времена

Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаилаПортрет Ивана Сусанина

Костромская область, где проживал Сусанин, тоже сильно пострадала в те времена. В 1608-1609-м годах Лжедмитрий II практически полностью разрушил Кострому, Ипатьевский монастырь подвергся атакам, польские войска разгромили Кинешму.

Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.

Личность Ивана Сусанина

До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.

Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.

Время и место подвига

В наши дни почти всем известно, что совершил Сусанин, а вот на вопрос, когда это происходило, ответят единицы. История сохранила несколько версий развития событий. По одной из них, все случилось поздней осенью 1612-го. Эту версию подтверждают предания, которые говорят, что герой спрятал царя в яме, где недавно сожгли овин, и накрыл эту яму обгоревшими на пожаре досками. Но эта история поддавалась критике многих исследователей. Если ее все же отнести к разряду достоверных, то это может быть правдой по той причине, что овины жгли именно осенью, а не в другое время года.

Но вторая версия напрочь отвергает первую, потому что во всех литературных произведениях и на художественных полотнах видно, что Сусанин водил поляков по лесу через снежные сугробы. Поэтому реально рассматривать вариант, что действие приходится на конец февраля – начало марта 1613 года, а не на осень 1612-го. Именно в это время поляки шли с целью лишить жизни царя Михаила, разрушить стабильность России и впоследствии завоевать российский престол.

У каждой из версий есть свои поклонники и противники, точную дату узнать уже не сможет никто, потому что важные детали так и остались скрыты под толщей времени. А те, что дошли до потомков, неправильно расшифрованы. Главное, что подвиг Сусанин совершил, а все остальное можно воспринимать как миф.

Село Деревнище

Некоторые исторические хроники придерживаются версии, что никакого похода по заснеженным лесам не было. Сусанин спрятал царя в селе Деремнище и там же был схвачен поляками. Они долго пытали его, а потом убили, так и не получив ответа на интересующий их вопрос. Однако исторического подтверждения эта версия не имеет.

Версия гибели Сусанина

Эта версия развития событий записана во всех учебниках истории, к ней больше всего склоняются историки. Эта версия гласит, что местом смерти Сусанина стало Исуповское болото. Говорят, что на месте его гибели выросла сосна красного цвета, напитавшись кровью героя. Иногда болото называют «Чистым», потому, что его омыла страдальческая кровь национального героя. Однако все эти домыслы стоит отнести к фольклорному наследию. Но, тем не менее, именно на болоте происходили все исторические события. Сусанин долго водил поляков по трясине, пытаясь завести их как можно глубже в лес, в противоположную сторону от нужного им села.

Смерть в деревне Исупово

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаилаКартина Сусанин и поляки

Это предположение единственное, которое подтверждается документально, и считается самым реальным. Тем более его правнуку – Собинину И.Л., было доподлинно известно место гибели своего знаменитого предка. Историки больше склоняются к этой версии развития событий.

Могила Сусанина

Естественно, у всех возникает вопрос о месте захоронения национального героя. Если придерживаться версии, что местом гибели была деревня Исупово, а не болото, то его обязательно должны были похоронить. Есть предположение, что останки Сусанина покоятся на кладбище близ Воскресенской церкви, служившей приходом селянам Домнино и Деревнища. Однако весомые доказательства этого факта отсутствуют.

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаилаМогила Ивана Сусанина

Некоторые источники утверждают, что впоследствии тело героя перезахоронили на территории Ипатьевского монастыря. Однако эту версию тоже нечем подтвердить, и она не прижилась среди исследователей биографии Сусанина.

Ссылки

Источник

Ответы на игру CodyCross Группа 327

Находите правильные ответы и решения для кроссвордов в группе 327 раздела «На дворе 70-е» в игре «CodyCross». На этой странице вы сможете посмотреть ответ для любого задания в группе 327.

Ответы на все пазлы в группе 327 «CodyCross»

Пазл 1

Городской электротранспорт на рельсах
Ответ: ТРАМВАЙ

На неё обычно намотана нитка или леска
Ответ: КАТУШКА

Белки, мыши, крысы и хомяки
Ответ: ГРЫЗУНЫ

Небольшой флакончик
Ответ: ПУЗЫРЕК

Традиционная закуска в кинотеатрах
Ответ: ПОПКОРН

Водил поляков по лесам, чтобы спасти царя Михаила
Ответ: СУСАНИН

Химический элемент, названный в честь богини любви
Ответ: ВАНАДИЙ

Там появился первый в России военный аэродром
Ответ: ГАТЧИНА

Цитата из фильма «Какая __ эта ваша заливная рыба»
Ответ: ГАДОСТЬ

Село в Приэльбрусье, отправная точка альпинистов
Ответ: ТЕРСКОЛ

Гроссмейстер из Аргентины
Ответ: НАЙДОРФ

Пазл 2

Столица Хакасии
Ответ: АБАКАН

Часть песни, ограниченная припевами
Ответ: КУПЛЕТ

Эпоха заката каменного века
Ответ: НЕОЛИТ

Религиозное самоограничение
Ответ: АСКЕЗА

И фрезерный, и печатный
Ответ: СТАНОК

«Неприкосновенный» почтовый мешок дипломата
Ответ: ВАЛИЗА

Явка на место
Ответ: ПРИХОД

Скороговорка «от __ копыт пыль по полю летит»
Ответ: ТОПОТА

Графа издержек
Ответ: РАСХОД

Самая простая ставка у букмекера
Ответ: ОДИНАР

Душистый орех с ярким пряным ароматом
Ответ: МУСКАТ

Вифинский царь
Ответ: ПРУСИЙ

__ Бонем Картер, актриса в Бойцовском клубе
Ответ: ХЕЛЕНА

Житель Кавказа, дал название танцу
Ответ: ЛЕЗГИН

Химический элемент группы галогенов
Ответ: ГАЛОИД

Помещение под крышей
Ответ: ЧЕРДАК

Ходит по снегу на двух длинных скользящих планках
Ответ: ЛЫЖНИК

Число жизней у кошек
Ответ: ДЕВЯТЬ

Пазл 3

Знаменитый рэпер, муж Ким Кардашьян
Ответ: КАНЬЕУЭСТ

Созвездие, похожее на букву W; мать Андромеды
Ответ: КАССИОПЕЯ

Всевозможные кушанья и яства
Ответ: РАЗНОСОЛЫ

Символ зороастризма, проводник человеческой души
Ответ: ФАРАВАХАР

Нидерландский художник, автор Девы Марии и дитя
Ответ: ИЗЕНБРАНТ

Голосование об изгнании гражданина из древних Афин
Ответ: ОСТРАКИЗМ

Длиннополый сюртук ортодоксальных евреев
Ответ: ЛАПСЕРДАК

Отрывок из Мойдодыра «Будет-будет __ чист-чист»
Ответ: ТРУБОЧИСТ

Вершина в Конго, созвучная с женским именем
Ответ: МАРГЕРИТА

Испанский мореплаватель __ Колумб
Ответ: ХРИСТОФОР

Его гусеница питается листьями тутового дерева
Ответ: ШЕЛКОПРЯД

Пазл 4

Бабушка Ивана IV Грозного Софья __
Ответ: ПАЛЕОЛОГ

Организмы, способные развиваться без кислорода
Ответ: АНАЭРОБЫ

Пространство чистой воды между льдин
Ответ: РАЗВОДЬЕ

Самый страшный приговор суда
Ответ: СМЕРТНЫЙ

Первый и единственный президент СССР
Ответ: ГОРБАЧЕВ

Цветные бумажки, выбрасываемые из хлопушек
Ответ: КОНФЕТТИ

По легенде, он увёл из Гамельна и крыс, и детей
Ответ: КРЫСОЛОВ

Саша из сериала Универ
Ответ: ГАЙДУЛЯН

Она помогает сохранить форму ботинка при хранении
Ответ: РАСПЯЛКА

Круглая выпечка с творогом или повидлом посередине
Ответ: ВАТРУШКА

Произведение восхваляющего характера
Ответ: ДИФИРАМБ

Руководитель СССР с 1984 по 1985 год
Ответ: ЧЕРНЕНКО

Поражение организма силой взрывной волны
Ответ: КОНТУЗИЯ

Конкурент в спорте
Ответ: СОПЕРНИК

Небольшое шутливое театральное произведение
Ответ: ЮМОРЕСКА

Пазл 5

Фильм Александра Зархи Моя __
Ответ: РОДИНА

__ в учении, легко в бою
Ответ: ТЯЖЕЛО

Полный комплект костей человека или животного
Ответ: СКЕЛЕТ

Пирог на основе манной крупы
Ответ: МАННИК

Главная героиня диснеевского мультфильма Русалочка
Ответ: АРИЭЛЬ

Орнаментальная полоса с узором, обращённым вниз
Ответ: ФЕСТОН

Место для проведения охоты
Ответ: УГОДЬЕ

Жидкость для разведения огня
Ответ: РОЗЖИГ

Единица измерения сопротивления тока
Ответ: КИЛООМ

Приобретение краденого
Ответ: СКУПКА

Драма древнегреческого Еврипида
Ответ: КИКЛОП

Дореволюционный альманах
Ответ: СИРИУС

Фильм о проклятом отеле по рассказу Кинга
Ответ: СИЯНИЕ

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Россия

Как крестьянин Сусанин спас Россию

Каждый россиянин знает, что именно Иван Сусанин 400 лет назад завел поляков в болота и спас царя Михаила Романова. Вопрос только, существовал ли этот герой?

Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты — периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 году Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.

Взамен праздника революции

Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 года. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 года, вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.

Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу — сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.

Куда Сусанин завел поляков?

Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 года, когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий — вплоть до февральской революции 1917 года.

И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.

Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.

Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 году (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое — «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).

Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.

Царская благодарность

Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 года царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.

История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.

… почему так долго медлили?

Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 года он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 году обменян на полковника Стурся.

Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?

70 Сусаниных

Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.

Кандидат на алтарь

Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября — это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет вознести на алтарь Костромская епархия. Покойный глава Русской православной церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.

Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.

Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября — день Ивана Сусанина и главный праздник партии «Единая Россия». Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Иван Сусанин. Подвиг и легенда

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

водил поляков по лесам чтобы спасти царя михаила

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *