водное крещение протестанты обоснование
Значение святого водного крещения
Прежде всего, необходимо понимать, что своей силой и одними своими стараниями мы осуществить этого не можем. Мертвость для греха — это дар благодати Божьей, это то, что наш Спаситель приобрел нам своей смертью на голгофском кресте. Наш Господь умер на кресте Голгофы не только за наши грехи для того, чтобы спасти нас от вечной гибели, но Он также своей смертью приобрел нам мертвость для греха (2Кор. 4:10; Рим. 6:10), освободил нас от власти греха, от «закона греха и смерти» (Рим. 8:1-2). Поэтому все члены Церкви Христовой должны «жить не по плоти, а по духу» (Рим. 8:4), и «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открывалась в их теле» (2Кор. 4:10).
Таким образом, на этапе духовного отрочества христианин должен познавать Иисуса Христа не только как своего личного Спасителя, но и как освободителя от плотской жизни, от власти греха, как Того, Кто приобрел нам мертвость для греха и дарует нам эту мертвость, как дар Его благодати. С чего же практически начинать «носить эту мертвость Господа Иисуса в нашем теле»?
Прежде всего, как всякий дар благодати Божьей, эту мертвость следует принять верою в специальной молитве. Такой молитве должно предшествовать «наставление в вере» (Гал. 3:2), а сама молитва должна совершаться перед самым крещением по вере или после него. Если же такая молитва не совершалась во время водного крещения, то ее можно совершить и в дальнейшем в порядке восполнения упущенного. Такая молитва веры очень важна, ибо если молитва веры может «исцелить болящего» (Иак. 5:15) физически, то тем более она может исцелить душу от власти греха через принятие мертвости для греха. Подобно тому, как молитва покаяния, в которой человек верою принял спасение во Христе Иисусе, дала возможность Духу Святому возродить человека к новой жизни, так точно и молитва, в которой христианин верою принимает мертвость для греха, дает возможность Духу Святому помочь христианину осуществить эту мертвость для греха в его практической жизни. Старание осуществлять эту мертвость для греха составляет суть освящения (Вт. 6:25; Евр. 12:14).
Отношение к водному крещению во время Реформации
Еще со времен Реформации в протестантском христианстве наметились две точки зрения на вопрос водного крещения по вере. Великие реформаторы Лютер, Кальвин и Цвингли не придавали водному крещению по вере того важного значения, которое оно имеет по Слову Божию. Поэтому они не призывали своих последователей принимать святое водное крещение по вере (то есть сознательно, взрослыми), а оставили в своих деноминациях неевангельскую, католическую традицию крещения детей.
Однако среди первых реформаторов были и такие, которые поняли, что водное крещение имеет такое же важное значение в домостроительстве Церкви Христовой, как и уверование (покаяние, возрождение). Ими были Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие, которые в самом начале были друзьями и помощниками Цвингли. Они начали призывать людей (католиков, формально верующих) не только к возрождению, но и к крещению по вере. По этой причине они не только разошлись с Цвингли, но и подверглись жестоким преследованиям со стороны тех же Цвингли, Лютера, Кальвина и их последователей. Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие возглавили так называемое движение крестителей или, как их называли в народе, анабаптистов (перекрещенцев).
Лютер, Цвингли и Кальвин ставили своей целью реформировать (видоизменить) Римско-католическую церковь, поэтому в лютеранстве и кальвинизме осталось от католицизма много такого, что не соответствует Писанию. В частности они не признавали святого водного крещения по вере, а, повторяем, оставили в своих деноминациях католическую традицию крещения детей. Руководители же анабаптистов и их последователи, в отличие от реформаторов, ставили своей целью воссоздать живую Церковь Христову по образцу первоапостольской Церкви. Поэтому в основании их проповеди были эти великие истины Великого повеления Христа: уверование (покаяние, возрождение) и крещение по вере (Мф. 28:19; Мр. 16:15,16), а также принцип независимости Церкви от государственной власти(Мф. 22:21).
Отношение к водному крещению в братстве ЕХБ
Это разное отношение к водному крещению нашло отражение и в славянском евангельско-баптистском братстве, которое, как известно, до Второй мировой войны (сначала в царской России, а потом в бывшем Советском Союзе) организационно состояло из двух союзов: Союза Евангельских Христиан и Союза Христиан Баптистов. Это разное понимание водного крещения отражено в вероучениях этих союзов. В «Исповедании веры христиан баптистов», изданном В. Г. Павловым в 1906 году и переизданном Н. В. Одинцовым в 192 8 году читаем: «Обращенные через Слово Божье действием Святого Духа присоединяются к Церкви Христовой через крещение»; «Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, вступление в послушание Господу и в Его Церковь». В «Вероучении Евангельских Христиан», изданном И. С. Прохановым в 1910 году, говорится: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности»; «Для вступления в члены вселенской Церкви Христа Бог установил одно только условие: веру, покаяние, обращение и рождение свыше», «Для вступления в члены поместной церкви Богом установлено то же условие: вера, покаяние, обращение и новое рождение, о факте которого человек должен дать свидетельство перед церковью и Богом через устное исповедание и через видимое крещение в воде».
Как видим, евангельские христиане не придавали водному крещению такого важного значения, как баптисты. Они не считают водное крещение таким же необходимым условием присоединения к Церкви Христовой, как и рождение свыше. Они верят, что водное крещение — это только внешний знак совершившегося в душе человека рождения свыше, что через водное крещение человек присоединяется к поместной общине, а к вселенской Церкви Христовой он был присоединен при покаянии, в момент рождения свыше. Исходя из такого понимания, в русском евангельском братстве на первых порах водное крещение считалось не обязательным и к участию в вечере Господней допускались и не крещенные.
Такое положение можно объяснить происхождением евангельских христиан в России. Как известно, они появились под влиянием проповеди английского проповедника Лорда Редстока. Он был членом Англиканской церкви, в которой, как известно, принято крещение детей, как в Католической церкви. Он пережил во время Крымской войны (1854-1856) рождение свыше и, после возвращения в Англию, примкнул к так называемым Плимутским братьям или, как их называли в народе, «дарбистам», которые, будучи тоже выходцами из Англиканской церкви, крещению по вере тоже не придавали особого значения, а призывали к возрождению и благочестивой жизни.
В семидесятых годах девятнадцатого столетия Редсток проповедовал благую весть спасения по благодати в православных кругах придворной знати в Петербурге. Под воздействием его проповеди многие из придворной знати покаялись и приняли в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Среди них были такие известные лица, как гвардии полковник в отставке В. А. Пашков, граф М. М. Корф, граф А. П. Бобринский, княгиня Н. Ф. Ливен, княгиня В. Ф. Гагарина и другие. Несмотря на то, что Редсток был благословенным тружеником на ниве Божией, он по какой-то причине в своих беседах и проповедях не касался истины о святом водном крещении по вере и о истинной живой Церкви Христовой.
В каком то смысле его можно сравнить с красноречивым проповедником Аполлосом, который «горел духом и учил о Господе правильно, но был наставлен только в начатках пути Господня» (Деян. 18:24-25). По-видимому, Редстоку не встретились такие, как Аполлосу встретились Акила и Прискила, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). В проповеди Редстока содержался призыв к спасению через принятие в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя, но ничего не говорилось о необходимости вступить в завет с Господом через святое водное крещение по вере. Он не доводил свое благовестие до принятия крещения по вере, как это делал Филипп (Деян. 8: 35-39), или как это делал апостол Петр (Деян. 10:48) или апостол Павел (Деян. 16:32-33). Он не организовывал поместные церкви из уверовавших в Господа, как делали апостолы, и его труд оставался «недоконченным» (Тит. 1:5).
С.Н. Савинский в своем фундаментальном труде «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии» пишет: «В вопросе о водном крещении по вере не было единого понимания: большая часть верующих, в том числе и В. А. Пашков, еще признавали действительным крещение, совершенное над ними в младенчестве, и оставались при нем, считая достаточным в деле спасения и принадлежности к Церкви Христовой покаяние и возрождение».
М. М. Корф в своих воспоминаниях пишет: «В первой любви мы без страха свидетельствовали о Христе, но в познании Слова мы были младенцами».
Поэтому и последователи Редстока, которые в дальнейшем стали называться евангельскими христианами, были истинно возрожденными детьми Божьими, но крещению по вере, как вспоминает участница петербургского пробуждения княжна С. П. Ливен в своей книге «Духовное пробуждение в России», не придавали особого значения и считали, что оно не обязательно.
Разница между баптистами и евангельскими христианами в вопросе крещения по вере кажется незначительной и второстепенной. Действительно, и те и другие одинаково понимают крещение Духом Святым, как погружение человека в Тело Христово (1Кор.12:13), то есть присоединение человека к Церкви Христовой. Они одинаково верят, что Дух Святой присоединяет спасенного человека к Церкви Христовой. Разница, однако, в том — какие условия человек должен выполнить, чтобы Дух Святой присоединил его к Церкви Христовой? Согласно Вероучению баптистов, такими условиями являются — уверование (покаяние, рождение свыше) и принятие святого водного крещения по вере, а согласно Вероучению евангельских христиан, такими условиями являются — уверование и покаяние. Первая точка зрения подтверждается местом Писания Деян. 2:41, а вторую точку зрения подтвердить Писанием невозможно.
Некоторые, правда, считают, что вторая точка зрения подтверждается событиями в доме Корнилия (Деян. 10:44-48), когда язычники впервые уверовали в Иисуса Христа. Но, во- первых, в этом месте Писания ничего не говорится о присоединении к Церкви Христовой, а во-вторых, там описано не крещение Духом Святым, а исполнение Духом. Там было такое же видимое проявление Духа Святого, как в день Пятидесятницы, и это было результатом не крещения Духом Святым, а исполнения Духом, ибо написано: «И исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян. 2:4). То же и в доме Корнилия: «Дух Святой сошел на всех, слушающих слово. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44,46).
Из этого места Писания можно сделать вывод, что в момент покаяния возможно первоначальное исполнение Духом Святым, а не крещение Духом Святым, которое есть погружение спасенного человека в тело Христово (1Кор. 12:13) или присоединение к Церкви Христовой (Деян. 2:41). В момент покаяния Дух Святой поселяется в сердце человека или другими словами наполняет его. И это исполнение Духом Святым выражается в первую очередь в проявлении глубокого сокрушения кающейся души, освобождении от гнета прошлых грехов и в обновлении всего внутреннего человека — его разума, чувств и воли, то есть в рождении свыше. Иногда это исполнение Духом сопровождается свидетельством и восхвалением Бога, как это было в день Пятидесятницы и в доме Корнилия.
Существует мнение, что место Писания Деян. 2:41 не может быть доказательством того, что Дух Святой присоединяет спасенных к Церкви Христовой после принятия ими святого водного крещения на том основании, что книга Деяний Апостолов является исторической книгой, описывающей переходный период от Ветхого Завета к Новому Завету, и потому на ней вообще нельзя строить никакого учения. Учение можно основывать только на вероучительных посланиях Апостолов.
Действительно, доктринальное учение нельзя основывать на описательном материале. И в данном случае учение о созидании Церкви Христовой не строится на описании событий в день Пятидесятницы. Учение о созидании Церкви в данном случае основано на ясном утверждении в вероучительном Послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 12:13). В этом месте Писания сказано, что Церковь Христова созидается путем присоединения (крещения, погружения) спасенных людей к Телу Христа, Его Церкви, причем это присоединение совершает Дух Святой. И если мы зададимся вопросом — какие условия должен выполнить человек, чтобы быть присоединенным к Церкви, то об этом в этом месте Писания не говорится. Что касается места Писания Деян. 2:37-47, то это только иллюстрация к учению о созидании Церкви Христовой. Эта иллюстрация уточняет некоторые детали этого созидания, а именно, какие условия Бог предъявляет к человеку, чтобы присоединить его к Церкви Христовой. Эта иллюстрация только наглядно показывает, как во дни апостолов осуществлялась заповедь Христа «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар. 16:16).
Конкретно хотелось бы обратить внимание на «Вероучение евангельских христиан-баптистов», в котором читаем: «Систематизированное вероучение евангельских христиан- баптистов было разработано на основании Библии. Союз церквей христиан-баптистов, развиваясь на территории Евразии, время от времени переиздавал свое вероучение, основой которого был текст, разработанный в прошлом веке баптистским проповедником И. Г. Онкеном. Так в 1906 г. было издано вероучение христиан — баптистов под редакцией председателя Всероссийского Союза баптистов Д. И. Мазаева и в 1928 г. — под редакцией председателя Всесоюзного Союза баптистов Н.В. Одинцова. Аналогичное вероучение было принято в 1985 г. на 43 съезде ВСЕХБ. Содержание данного вероучения евангельских христиан-баптистов отражает текст вышеуказанных изданий».
Подчеркнутые слова, мягко говоря, не соответствуют истине. Прочитав это вероучение можно убедиться, что в отношении учения о Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере, редакция данного вероучения совершенно не отражает текст вышеуказанных изданий, а скорее отражает более позднюю либеральную точку зрения по этим вопросам. Выше подробно говорилось, что такое учение о достаточности одного уверования, чтобы быть членом Церкви Христовой не вполне согласуется с Писанием и является отступлением от баптистских принципов в отношении учения о созидании Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере. Естественно такое положение не может не сказываться отрицательно на практике домостроительства поместных церквей в евангельско- баптистском братстве.
Что касается славянского евангельско-баптистского братства в рассеянии, в частности в Америке и Канаде, то оно осталось верным традиционным баптистским принципам и его официальным вероучением является Вероучение, изданное Одинцовым в 192 8 году. Это Вероучение было переиздано Русско-Украинским Союзом Евангельских Христиан Баптистов в США в 1961 г. В предисловии к этому изданию говорится:
«Оригинал этого «Исповедания» вырабатывался в течение десяти лет И. Онкеном, Ю. Кебнером и Г. Леманном, и был принят баптистскими церквами в Германии в 184 7 году».
К великому сожалению, в западном евангельско- баптистском братстве, в частности в англоязычном, святому водному крещению не везде придается серьезное значение. Можно даже сказать, что в большинстве, так называемых, фундаментальных евангельских и баптистских церквах к водному крещению относятся, как к простому необязательному обряду. Отсюда следует, что в таких церквах подавляющее большинство членов общины не принимали святого водного крещения по вере, а значит, они не являются членами Церкви, Тела Христова, как не выполнившие заповеди Христа о водном крещении. Возможно они искренно покаялись, стали детьми Божьими, являются спасенными людьми и могут даже вести примерную христианскую жизнь, но их членство в Церкви Христовой является сомнительным. Те из них, кто принял водное крещение, совершил его, как необязательный обряд, а не как вступление в завет с Господом со всеми вытекающими из этого последствиями. Такое водное крещение, как простой необязательный обряд, в очах Божьих не имеет значения и мало чем отличается от крещения детей, практикуемого в исторических церквах.
Что касается таких евангельских деноминаций, как Методисты и Моравские Братья, то в их среде святое водное крещение по вере вообще отсутствует. Они практикуют, подобно католикам и православным, водное крещение детей. В то же время в их вероучениях содержатся положения об оправдании по вере, и они принимают в свои общины только тех, кто принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Об этом можно прочитать в книге П. Д. Савченко «Сравнительное богословие». То, что члены этих деноминаций, если они исполняют свое вероучение, являются людьми спасенными, детьми Божьими, в этом нет сомнения. А что касается их членства в Церкви Христовой, то здесь стоит большой вопрос, ибо они не выполняют заповеди Христа относительно святого крещения по вере. Даже такая евангельская деноминация, как Назарянская Церковь Америки,которая делает ударение на возрождении и святости, в вопросе водного крещения занимает компромиссную позицию — допускает к водному крещению не только взрослых, но и детей.
И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония
Клин православный
Храм | Благочиние | Статьи | Вопросы священнику |
|
Поддержите создание крестильного храма!
Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 1Автор: протоиерей Борис Балашов Рядом с нами на нашей земле живут люди, считающие себя христианами, но не единые с нами по вере. Нередко у них наступает духовный кризис, и они начинают осознавать неполноту собственной духовной жизни и неправоту веры своей религиозной общины, которую они раньше считали для себя христианской церковью. В таком духовном состоянии они часто обращают свой взор к Православной Церкви. Возникает вопрос: как именно принимать русских протестантов в Православие? Нужно, в первую очередь, иметь ясное понимание, как они относятся к водному крещению, считают ли такое крещение Таинством, имеющим благодатную возрождающую силу, или нет? Протестантское крещениеГоворя о русских традиционных протестантах, мы имеем в виду евангельских христиан, баптистов, меннонитов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня. Объединение евангельских христиан и баптистов произошло в СССР в 1944 г. В 1945 г. к этому объединению присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. – и ряд меннонитских общин. Богословское понимание спасения и водного крещения во всех этих протестантских общинах сходно. По словам одесского протоиерея Вячеслава Рубского, «в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении. Протестанты акцентируют момент, в который уверовавший «принял Христа как личного Спасителя». Ему прощаются все грехи, и гарантируется Царство Божие. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, исцеление плоти и духа благодатью Божией, обитающей в нас (Кол. 1, 27)… Путь в горний Иерусалим лежит через очищение и возрождение здесь на земле. Как видим, иногда протестанты смешивают два разных действия, часто называющихся одним и тем же словом – “возрождение”. В Православии тоже есть понятие о возрождении как обретении веры, покаяния, преданности и т.д. Но когда говорится о возрождении в Таинстве Крещения, разумеются более глубокие вещи. А именно: усыновление Богу через Иисуса Христа (Еф. 1, 5). Первое возрождение открывает Спасителя, второе – соединяет с Ним. Возрожденный верою приходит к купели, чтобы возродить свое падшее естество к обновленной жизни (Рим. 6, 4), стать чадом Божиим». 1 Об этих двух духовных возрождениях святой апостол и евангелист Иоанн пишет так: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). В православном Таинстве Крещения происходит духовное рождение нового человека. Протоиерей Вячеслав Рубский замечает: «Если же понимать “возрождение” лишь в первом его значении, то каким же образом человек может возродиться (т.е. заново родиться), еще не будучи погребен в крещении (Рим. 6, 4)? Если протестант приходит к купели потому, что он уже со Христом, то православный крестится потому, что желает жить со Христом теснее. Протестант актом крещения свидетельствует о том, что здоров. Для православного крещение – это путь к исцелению, лекарство, необходимое для воссоздания первобытного единства с Богом». 2 Этого глубокого смысла Таинства Крещения мы не находим в исповедании веры евангельских христиан-баптистов. Все их рассуждения сводятся к тому, что уверовавший может быть возрожденным и без троекратного погружения в воды Крещения. Протестантское богословие в понимании крещения водой выделяет три основных элемента: покаяние, обещание Богу доброй совести и свидетельство о своей вере. По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «для протестантов условия принятия дара, подаваемого в Крещении, культивируются в его смысл. Остальное отрицается. Таким образом, по православному мнению, крещение у протестантов остается бездарным. Богу трудно преподать дар там, где его совсем не ждут». 3 В традиционном для евангельских христиан вероучительном документе «Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан», составленном И.С. Прохановым, говорится: «Слово Божие учит нас о двух видах крещения: духовном и водном. 1) Крещение духовное называется двояко… а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1, 5; 8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п. 2) Крещение водою. Греческое слово βάπτισμα (баптизма), в Новом Завете относящееся к крещению, означает “погружение” (Мк. 1, 5–9; Мф. 3, 16; Деян. 8, 38–39)». 4 В этом вероучительном документе евангельских христиан объясняется смысл крещения водою: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Рим. 6, 3–4)». 5 Но если человек, уверовав во Христа, уже возродился, то каково же значение водного крещения? На это в «Вероучении евангельских христиан» дается такой ответ: «Крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, то есть кто получили крещение духовное». 6 Таким образом, по мнению евангельских христиан, крещение водою только свидетельствует о духовном рождении человека, которое уже совершилось ранее. Другими словами, оно имеет только символическое значение. Поскольку крещение водою есть знак уже совершившегося духовного рождения по вере, то совершенно логично отрицание крещения детей. Такова вера евангельских христиан относительно водного крещения согласно вероисповедному документу «Вероучение евангельских христиан». Обратимся к другому русскому протестантскому изданию «Подготовка к крещению», составитель Сергей Викторович Санников. В аннотации к этому изданию сказано: «В книге представлено популярное изложение восточно-славянского опыта нескольких поколений евангельски мыслящих христиан». 8 В седьмой беседе «Водное крещение и вечеря Господня» говорится: «Церковь Христова молится и воспитывает своих членов. она подает своим чадам видимые знаки веры, которые выражаются в водном крещении и вечере Господней. Священное Писание указывает только на эти два видимых знака веры, имеющих внешнюю форму священнодействия. Человек, не принявший водного крещения и не участвующий в вечере Господней, не может заявить о своем спасении, хотя бывают случаи, когда крещеный и регулярно причащающийся верующий все же оказывается не спасен, если в нем не произошло внутреннего духовного перерождения». 9 Далее в этой книге говорится: «Принимая святое водное крещение, люди видимым образом свидетельствуют о своей приобщенности к учению Иисуса Христа, к Церкви Христовой. Сам Иисус заповедал именно таким образом свидетельствовать миру о присоединении к Церкви (Мф. 28, 19). Поэтому христиане принимают крещение, выполняя заповедь Господа Иисуса». 10 Из этих слов следует, что смысл водного крещения состоит в свидетельстве о своем вхождении в Церковь Христову и своей приобщенности к Христову учению. При этом ничего не говорится о духовно-благодатном перерождении в крещении и усыновлении Богу, которые, предполагается, уже произошли до совершения крещения водой. «Итак, водное крещение – как это написано в “Подготовке к крещению…”, – это обещание Богу доброй совести, то есть ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божие требование иметь добрую совесть. Погружением в воду человек свидетельствует, что он обещает Богу добрую совесть. Он обещает не служить в ней Богу, как иногда говорят люди, а иметь ее, как указывает Слово Божие. Это значит, что добрая совесть должна проявляться во всех сферах жизни верующего: в его словах, помыслах, действиях, служении, контактах с домашними и посторонними, друзьями и врагами». 11 Обратимся теперь к авторитетному баптистскому писателю Чарльзу Райри: «Крещение символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2, 38; 22, 16), соединение со Христом (Рим. 6, 1–10), начало пути ученика Христа (Мф. 28, 19). Крещение знаменует начало христианской жизни (хотя само по себе оно не производит ни прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше)». 12 Таким образом, крещение содержит в себе, по мнению баптистов, богатство символов, но при этом в нем абсолютно отсутствует существенная или действенная часть самого акта крещения. «Бог по милости Своей, – продолжает Чарльз Райри, – может дать Свои дары людям, которые совершают символические действия, однако само по себе установление не несет в себе силы». 13 По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «если “символические действия” сопровождаются благоговейной молитвой о ниспослании Святого Духа, то и Бог, верный Своим обещаниям (Лк. 11, 13; Ин. 14, 13; Мф. 7, 11; 21, 22; Мк. 11, 24), по милости Своей подает Свои дары. Тогда форма становится содержательной, тогда “символические действия” становятся таинством. В противном случае, если не происходит последнего, и никто даже не просит и не ждет дара от Бога, остается лишь пустая оболочка. Горше всего то, что с этим фактически соглашается (а иногда и решительно утверждает) протестантское богословие» 14 Протестантский богослов Чарльз Райри в параграфе «Важное значение крещения», состоящем из шести пунктов, видит эту важность в следующем: «1) Иисус был крещен… 2) Ученики Иисуса крестились… 3) Он заповедал совершать крещение… 4) В апостольские времена все уверовавшие крестились… 5) …крещение – символическое изображение богословских истин… 6) В Послании к Евреям крещение перечислено в числе других основополагательных принципов…» 15 Протоиерей Вячеслав Рубский так оценивает эти «глубокие мысли»: «Таким образом, тема важности крещения превращается в обоснование того, что оно обязательно должно быть. Но чем же оно так важно, чтобы быть таким обязательным? Неужели тем, что оно символично? Но в Церкви весьма многое символично. Даже в протестантских общинах есть множество традиций, обрядов, жестов и прочих моментов “символически изображающих богословские истины”». 16 Осознавая, что в крещении все-таки должен быть особенно важный смысл, протестантские богословы, однако, никакого иного значения, кроме обрядового, в нем увидеть не могут: «Христианское крещение, – по словам Чарльза Райри, – символизирует принятие Благой Вести, соединение со Спасителем и вступление в Церковь. Вот каков глубокий смысл крещения; не понимая этого, мы духовно обкрадываем сами себя». 17 Если же богослов символический смысл называет глубиною, «то более существенной глубины и значения в крещении, чем условного, символического баптисты не предполагают». 18 Другой баптистский богослов Пол Р. Джексон пишет: «Крещение напоминает нам реальность нашего союза со Христом, так как мы соединены с Ним подобием Его смерти, погребения и воскресения… Церемония крещения, несомненно, символизирует наше погребение и воскресение со Христом». 19 Баптистский богослов Миллард Эриксон так пишет о значении крещения: «Оно имеет большое значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом, и признание этого союза – дополнительный акт веры, еще крепче цементирующий эту связь». 20 «Креститься повелел Христос (Мф. 28, 19–20). Поскольку этот обряд предписан Им, его следует принимать скорее как предписание, а не как таинство. Сам по себе он не производит в человеке какого-то духовного изменения. Мы продолжаем совершать обряд крещения просто потому, что так повелел Христос, и потому, что он играет роль публичного свидетельства. Он подтверждает факт спасения человека для него самого и для окружающих». 21 Таким образом, в понимании протестантов, крещение есть исполнение воли Христа как символическое действие, однако это не таинство и оно «не производит в человеке какого-то духовного изменения». Только непонятно, зачем Спаситель заповедует совершать по сути бессмысленные действия? Мы уже приводили пример, в котором баптисты утверждают, что крещение «есть торжественное обещание Богу доброй совести, а также видимый знак веры». 22 Апостол Павел пишет о Таинстве Крещения: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Исходя из этих слов, можно сказать, что в Таинстве Крещения апостол «видит одновременно и символ, и реальность, называя его банею возрождения и обновления Святым Духом». 23 Относительно обещания Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21), как это звучит в синодальном переводе Библии, следует заметить, что такой перевод является ошибочным. В славянском переводе мы читаем: Крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Пет. 3, 21). В «Новом Завете на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» дан такой вариант перевода слов апостола Петра: просьба Богу о доброй совести. 24 Подробно об этом пишет диакон (в настоящее время – протодиакон) Андрей Кураев. 25 «Глагол επερωτάο в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы… Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести». 26 Усилием своей воли для человека невозможно обрести добрую совесть, это дар Божий. Если же, по мнению баптистов, человек может своими силами обрести и хранить добрую совесть, а крещение водой – это только набор прекрасных символов, и оно неспособно изменять и спасать человека, то зачем, собственно говоря, креститься? И из протестантских книг видно, что в их общинах есть такие верующие люди, которые не хотят принимать крещение водой, видимо, не находя в нем смысла. «Даже если протестанты согласятся с тем, что в крещении прощаются грехи, то при сохранении их концепции это отнюдь не делает его необходимым. И хотя скверный и не может войти в Царство Божие (Откр. 21, 27), но если учесть, что он и без очищающего крещения находится в теснейшем общении с Богом, то скверным такового уже никак не назовешь!» 27 Протоиерей Борис Балашов Сноски:
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
|