военные учения осень 88
От Кожуховского похода до наших дней
Русские солдаты. Конец 1690-х годов.
Рисунок из книги «История российских войск»
Петр I считается основоположником тактических учений и маневров, в полной мере отвечающих критериям этих понятий. Содержание и методика их проведения обобщали передовой военный опыт того времени и предопределили основные направления дальнейшего развития тактической подготовки войск.
НОВОЙ АРМИИ – НОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Все это родилось не вдруг и было подготовлено всем ходом исторических событий в этой сфере. В конце ХVII века интересы дальнейшего развития русского государства требовали крупных экономических и политических преобразований. В конце ХVII и первой четверти ХVIII веков происходит образование и укрепление Российской империи. Рост экономики, всероссийского рынка, необходимость торговли с другими государствами настоятельно требовали прежде всего выхода к Балтийскому морю, побережье которого было захвачено Швецией. Северная война, которая велась для достижения этих целей, потребовала огромного напряжения сил и средств государства.
Петр понимал, что без создания хорошо подготовленной армии нельзя успешно решать эти задачи.
Следует при этом подчеркнуть, что Швеция в то время была сильнейшим государством Западной Европы. Шведская армия отличалась от других западных наемных армий более высокими боевыми качествами. Король Швеции Карл ХII многое унаследовал из военных реформ одного из своих предшественников Густава Адольфа и дальше развил их. Шведская армия придерживалась решительных боевых действий и в целом была очень сильным и опасным противником.
Учитывая все это, Петр прежде всего взялся за глубокую и всестороннюю реорганизацию вооруженных сил. В своих преобразованиях он использовал то лучшее, что было в русской армии, проводил реформы, умело опираясь на многовековую военную практику России. Он также глубоко изучил сильные и слабые стороны вероятных противников, применив при строительстве русской армии все передовое, что было в армиях западноевропейских стран. Были установлены единая система комплектования, устройства и обучения, типовое вооружение и снаряжение армии. В результате ряда реформ Петр добился организации массовой и по-настоящему регулярной армии.
Была создана национальная армия, комплектуемая на основе воинской повинности путем рекрутского набора. Стрелецкие войска и дворянская конница были упразднены как уже не отвечавшие новым условиям и задачам, полки «нового строя» обращены на формирование регулярной армии. Установлено деление армии на дивизии и бригады, состав которых изменялся в зависимости от обстановки.
Вся система обучения и воспитания в армии была направлена на то, чтобы получить в итоге храброго и преданного защитника интересов государства, понимающего значение воинского долга. Петр был противником механической отработки учебных приемов. Обучение в русской армии отличалось практичностью и осмысленностью действий. При этом новобранцы первоначально обучались отдельно и проходили одиночную подготовку. В последующем совместно со старослужащими солдатами они отрабатывали действия в боевом строю в составе подразделений и частей. Для повышения полевой выучки соединения и части выводились на летние лагерные сборы.
Петр требовал, чтобы офицеры лично возглавляли обучение войск и «главные генералы» «искушали» не только солдат, но и офицеров и унтер-офицеров: «на поле оным велеть то так делать порознь и потом паки вкупе яко самому делу».
Для строгой регламентации устройства, обучения и воспитания войск Петр последовательно вводит ряд уставов и уставных положений, которые разрабатывались на основе опыта боевых походов и войн. В ХVII–ХVIII веках строевое обучение, когда оно не извращалось плац-парадной муштрой, включало в себя и элементы тактико-строевой подготовки. Поэтому уставы хотя и назывались строевыми, но в них наряду со строевыми приемами излагались и другие вопросы подготовки к бою.
Прежде всего следует подчеркнуть, что усложнение способов ведения боевых действий и других рассмотренных выше условий требовало постоянного совершенствования методов обучения, слаживания войск для их совместных действий. Именно возрастание значения тактической подготовки и выдвижение на первый план интересов полевой выучки войск привели к появлению тактических учений и маневров.
При Петре I тактическая подготовка войск проводилась в течение всего года и завершалась большими учениями и маневрами, которые в то время назывались походами. Довольно крупные для своего времени маневры были проведены, например, в 1691, 1692, 1694 годах.
Интересно отметить, что все крупные учения и маневры проводились каждый раз с конкретной целью, которой определялись организация учения, задачи войск и характер их действий. Например, в 1691 году Петр проводил маневры с целью научить пехоту и конницу совместным действиям на поле боя. В 1694 году и зимой 1695/96 года маневры проводились с задачей подготовить войска к штурму крепостей. При проведении Семеновских маневров в 1691 году (Второго Семеновского похода) войска были разделены на две армии: «нашу» в составе Преображенского, Семеновского, Лефортовского, Бутырского полков, нескольких полков рейтар и отряда гусар и «неприятельскую», куда вошли стрелецкие полки с гусарами и рейтарами. Маневры проходили в открытом поле; непосредственное столкновение сторон длилось непрерывно в течение нескольких суток.
НЕПРЕРЫВНО, ДНЕМ И НОЧЬЮ
О методах организации и проведения этих учений и маневров можно судить на примере Кожуховских маневров (Кожуховского похода), которые проводились осенью 1694 года.
Основная цель маневров состояла в том, чтобы обучить войска штурму крепости и проверить готовность армии к Азовскому походу.
Чтобы практически отработать действия по овладению крепостью, в излучине Москвы-реки против деревни Кожухово выстроили пятиугольный ретраншемент (большое полевое укрепление), который был укреплен валом в 5 аршин (3,5 м) высотой и рвом в 4 аршина (2,8 м) глубиной. В исходных углах крепости имелись выступы для орудий, стрелявших через амбразуры; на валу были поставлены рогатки, а впереди отрыты «волчьи ямы». Словом, были проведены все необходимые инженерные работы по укреплению крепости.
Маневры проводились двусторонними. Обороняющейся стороне, которой командовал боярин И.И.Бутурлин, была поставлена задача – прочно укрепить и оборонять крепость. Наступающая сторона, возглавляемая князем Ф.Ю.Ромодановским, имела задачу форсировать Москву-реку и овладеть крепостью. В маневрах с обеих сторон участвовало до 40 тыс. человек. Начались они 27 сентября. Весь этот день наступающие вели разведку и пытались переправиться на правый берег реки, но безуспешно, так как обороняющиеся бдительно охраняли подступы к реке. Форсировать ее удалось только в ночь с 27 на 28 сентября при сильном дожде и ветре. Бутурлин своей конницей несколько раз настойчиво контратаковал переправившиеся отряды Ромодановского, но последние своевременно выставили впереди себя рогатки и прочно закрепились на плацдарме.
Последующие шесть дней наступающие вели осадные работы и оборудовали укрепленный лагерь на подступах крепости. Несмотря на противодействие и неоднократные вылазки обороняющихся, создавались рвы, редуты, ходы сообщения, которые все ближе и ближе подводили атакующих к крепости. Штурм начался 4 октября. Штурмующие войска имели с собой хворост, фашины, доски и мосты для преодоления рва. Бой за овладение наружным валом крепости продолжался свыше четырех часов. Осажденные защищались упорно: бросали в атакующих ручные гранаты, горшки с горючими веществами, лили воду, отбивались палками, длинными шестами с зажженными пучками пеньки, обмокнутой в смолу, серу и селитру. Борьба, по свидетельству очевидцев, велась настолько ожесточенно, что с обеих сторон было много раненых и покалеченных. Князь И.Д.Долгорукий во время схватки был тяжело ранен и скончался.
Крепостью удалось овладеть только атакой с тыла и флангов, где обороняющиеся ослабили свои усилия. Однако быстрое овладение крепостью не удовлетворило Петра I, так как он хотел еще более полно и последовательно отработать все приемы осады и штурма крепости. Поэтому войска обеих сторон были разведены и им приказано начать все сначала. После развода сторон обороняющиеся возводили и усиливали свои укрепления, а наступающие приступили к подземным работам. Делались подкопы под крепость и минные галереи. Защитники крепости, обнаружив галереи, напускали в них воду, которую приходилось выкачивать или начинать подкопы в новых местах. Наконец, 15 октября после взрыва в минных галереях начался новый штурм крепости. В результате еще более ожесточенной схватки, чем при первом штурме, крепость была взята. На этот раз были не только раненые, но и убитые. Маневры, продолжавшиеся в общей сложности около 20 дней, закончились только 17 октября штурмом укрепленного лагеря обороняющихся, построенного позади крепости.
Не было еще никаких посредников (они были впервые введены в 1840 году в прусской армии), и результаты боевых действий определялись в ходе реального столкновения сторон. При существующей в то время тактике боя, по-видимому, еще можно было обходиться без посредников, но уже и тогда это обстоятельство отрицательно сказывалось на ходе маневров, так как огонь артиллерии с обеих сторон или ружейный огонь из крепости совершенно не учитывался. Как бы там ни было, но по своей организации и методам проведения это были уже подлинные тактические учения и маневры.
На одном из учений Советской армии. Фото из книги Armee Sovietique |
История западноевропейских армий не знала тогда ни одного подобного учения. Участник петровских походов Б.И.Куракин писал о Кожуховском походе: «. Могу сказать, что едва которой монарх в Европе может учинить лутче того». Даже немецкий военный писатель автор книги «Войсковые маневры» Альберт Богуславский вынужден был признать, что двусторонние учения и маневры впервые были применены в России.
В некоторых источниках утверждается, что маневры появились в конце ХVII века во Франции, когда предпринимались первые подобные упражнения в армии Людовика ХIV. Однако эти маневры носили больше потешный характер и сводились обычно к атаке земляных укреплений в присутствии короля и придворных.
В начале ХVIII века тактические учения и маневры получают распространение в западноевропейских армиях. Но они были, как правило, односторонние и велись вне всякой тактической обстановки. Лишь во второй половине XVIII века в западноевропейских армиях начинают проводить двусторонние учения и маневры.
После смерти Петра I реакционные дворянские круги вместе с иностранцами, находившимися на русской службе, отказались от разработанных Петром передовых методов обучения войск и всячески насаждали прусскую военную систему. По поводу введенного Павлом I прусского устава Суворов писал, что он «найден в углу развалин древнего замка, на пергаменте, изъеденном мышами. и переведен на немо-российский язык».
С приходом к власти дочери Петра I Елизаветы стали восстанавливаться порядки, введенные ее отцом, но влияние прусской системы до конца не было преодолено.
Особенно высоко было поднято тактическое обучение войск А.В.Суворовым. Он развил дальше, обогатил новыми положениями и создал наиболее совершенную систему обучения и воинского воспитания войск, которая нашла свое обобщение в знаменитой «науке побеждать». Много поучительного было в системе подготовки войск у Наполеона.
В германской и французской армиях некоторые большие маневры проводились по заранее составленной программе, которая точно по часам определяла, когда и что должны делать те или иные части и соединения. Проведение маневров по заранее составленной программе доходило иногда до абсурда. На маневрах германской армии в 1893 году резервный корпус обороняющихся перешел в контратаку еще до подхода наступающих войск только потому, что пришло время, назначенное для контратаки.
После Первой мировой войны с большим размахом (с привлечением новых технических средств – танков, самолетов, воздушных десантов) проводились маневры в германской и Советской армиях. Но, к сожалению, большие маневры (Белорусские, Киевские и др.) проводились под руководством командующих войсками округов, по разработанным ими же планам, в отработке важнейших эпизодов соединения и части заранее тренировались. И поэтому органы управления и войска не получали должную практику в выполнении своих задач в военное время.
На одном из заседаний Реввоенсовета в 1930-е годы командующий войсками Киевского военного округа Якир обратился с просьбой провести несколько окружных (фронтовых) учений под руководством наркома обороны или его заместителей, привлекая командующих войсками округов и их штабы в качестве обучаемых. «Хотелось бы, – говорил он, – проверить, как мы будем управлять армиями в первые дни войны». Но это предложение наркомом обороны не было принято. И до войны ни с Генштабом, ни с другими оперативно-стратегическими объединениями не было проведено ни одного учения, где бы они выступали в качестве обучаемых.
Вследствие этого наиболее слабо были подготовлены к выполнению своих задач на войне именно органы стратегического и оперативно-стратегического звена.
После Великой Отечественной войны, особенно в годы, когда министром обороны был Г.К.Жуков, обучению не только войск, но и высших органов управления уделялось должное внимание. Но впоследствии некоторые прославленные во время войны командующие стали тяготиться, когда их превращали в обучаемых. В.И.Чуйков говорил: «Кто меня будет учить?» В результате после войны несколько десятилетий оперативные учения проводились под руководством самих командующих. На эти учения в качестве наблюдающих и контролирующих направлялись представители Генштаба.
С самим Генштабом, с органами управления Центрального аппарата Министерства обороны проводились тренировки по планам, которые они сами разрабатывали и все знали наперед. Однако в отличие от довоенных, на учениях и маневрах проводимых после войны, командование и штабы армий и дивизий выступали в качестве обучаемых и получали в основном реальную практику в управлении войсками.
После Великой Отечественной войны наиболее крупные войсковые учения (маневры) были проведены в Белорусском военном округе в 1952 и 1955 году под руководством С.К.Тимошенко, а в последующем и в Прикарпатском военном округе. Например, на маневрах 1952 года участвовали 250 тыс. военнослужащих. В обороне действовал 41-й армейский корпус в составе трех дивизий, наступали 28-я общевойсковая, 7-я механизированная и 26-я воздушная армии.
Коренной поворот в этом деле был осуществлен с приходом на должность начальника Генштаба Н.В.Огаркова и его заместителя (начальника ГОУ) С.Ф.Ахромеева. Стало правилом, что учения с военными округами, флотами проводились под руководством Генштаба и заместителей министра обороны.
Какие основные выводы из всего этого опыта вытекают для современных условий?
Во-первых, непреложным остается принцип, заложенный Петром I, А.В.Суворовым, Г.К. Жуковым, – учить органы военного управления, войска (силы флота) тому, что может потребоваться на войне.
В связи с этим вызывает беспокойство характер проведения некоторых учений, особенно международных, где присутствует высшее руководство. Командиры и войска путем неоднократных тренировок заранее отрабатывают предстоящие действия и, как на спектакле, их воспроизводят. Такие учения тоже бывают нужны. Например, к 1981 году существенно изменилась оргструктура войск, появились отдельные армейские корпуса, предназначенные для действий в качестве оперативных маневренных групп, дальнейшее развитие получили ВВС и войска ПВО, боевые действия приобрели наземно-воздушный характер, произошли изменения в системе управления войсками (силами) и др. С учетом этого были разработаны новые уставные документы. В связи с этим главная цель маневров состояла в том, чтобы ознакомить руководящий состав ВС СССР и других стран Варшавского договора со всеми этими новшествами в военном искусстве.
Военные учения осень 88
Я был на этой войне
Дизайнер обложки Ольга Новикова
© Вячеслав Миронов, 2019
© Ольга Новикова, дизайн обложки, 2019
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Бегу. Легкие разрываются. Замучила одышка. Бежать приходится зигзагами, или, как у нас в бригаде говорят, «винтом».
Господи, помоги… Помоги. Помоги выдержать этот бешеный темп. Все, выберусь – брошу курить. Щелк, щелк. Неужели снайпер? Падаю и ползком, ползком из зоны обстрела.
Лежу. Вроде пронесло – не снайпер, просто «шальняк».
Так, немного отдышаться, сориентироваться и вперед – искать командный пункт первого батальона своей бригады. Всего пару часов назад оттуда поступил доклад о том, что поймали снайпера. Из доклада явствует, что он русский и, по его словам, даже из Новосибирска. Землячок хренов. Вместе с разведчиками на двух БМПшках я отправился за «языком», напарник остался в штабе бригады.
При подходе к железнодорожному вокзалу стала попадаться сожженная, изувеченная техника и много трупов. Наших трупов, братишек-славян, – это все, что осталось от Майкопской бригады, той, которую спалили, расстреляли духи в новогоднюю ночь с 94-го на 95-й год. Боже, помоги вырваться… Рассказывали, что, когда первый батальон выбил «чертей» из здания вокзала и случилась передышка, один из бойцов, внимательно оглядев окрестности, завыл волком. И с тех пор его стали сторониться – бешеный. Идет напролом, как заговоренный, ничто ему не страшно и ничто его не пугает. И таких отчаянных хватает в каждой части – и у нас, и у противника. Эх, Россия, что ж ты делаешь со своими сыновьями?! Хотели отправить парня в госпиталь, да куда там – раненых не можем вывезти, а этот хоть и сумасшедший, а воюет. На «материке» у него и вовсе крыша может съехать.
Все это проскочило в голове за несколько секунд. Огляделся – вот мои бойцы залегли неподалеку, осматриваются. Рожи черные, только глаза и зубы сверкают. Да и я, наверное, сам не лучше. Показываю одному головой, другому рукой направление движения – вперед, вперед зигзагами, «винтом», перекатом. В бушлате не сильно покувыркаешься. Пот заливает глаза, от одежды пар, во рту привкус крови, в висках стук. Адреналина в кровушке до чертиков. Перебежками по обломкам кирпича, бетона, стекла. Старательно избегаем открытых участков улицы. Пока живы, слава те, Господи.
Вжик, вжик! Твою мать, неужели действительно снайпер? Ныряем в ближайший подвал. Гранаты наготове – что или кто нас там ждет? Пара трупов. По форме вроде наши – славяне. Кивком показываю, чтобы один вел наблюдение через окно, сам встаю у дверного проема. Второй боец склоняется над одним павшим, расстегивает бушлат и куртку, достает документы, срывает с шеи веревочку с личным номером. Потом то же самое проделывает со вторым. Ребятам уже все равно, а семьям надо сообщить обязательно. Иначе умники из правительства не будут платить им пенсию, мотивируя это тем, что бойцы, де, пропали без вести, а может, и сами перебежали на сторону противника.
– Ну что, документы забрал? – спрашиваю я.
– Забрал, – отвечает рядовой Семенов, он же «Семен». – Как дальше пойдем?
– Сейчас через подвал выберемся на соседнюю улицу, а там в первый бат. Связь есть с ними? – обращаюсь к радисту, рядовому Харламову. Он же «Клей». Ручищи у него длинные, из рукавов торчат, как палки, – ни одна форма не подходит. Кисти непропорционально развиты. Когда видишь его первый раз, такое ощущение, что оторвали эти руки от гориллы и пришили человеку. А за что его «Клеем» прозвали, никто уже и не помнит.
Солдатики наши – сибиряки. И все мы вместе – «махра», от слова «махорка». Это в книгах о Великой Отечественной войне и в кино пехоту величают «царицей полей», а в жизни – «махра». А отдельный пехотинец – «махор». Так-то вот.
– И с «коробочками» свяжись, – это я про наши БМП, оставленные на подходах к вокзалу, – узнай, как дела.
Клей отошел от окна и забубнил в гарнитуру радиостанции, вызывая КП первого батальона, а затем наши БМП.
– Порядок, товарищ капитан, – докладывает радист. – «Сопка» нас ждет, «коробочки» обстреляли, они на квартал вниз откатились.
– Ладно, пошли, а то околеем, – хриплю я, откашливаясь. Наконец-то дыхание восстановилось, я сплевываю желто-зеленую слизь – последствия многолетнего курения. – Эх, говорила мне мама: «Учи английский».
– А мне мама говорила: «Не лазай, сынок, по колодцам», – подхватывает Семен.
Выглянув в окно с противоположной стороны дома и не обнаружив следов пребывания противника, мы перебежками, сгибаясь чуть не вчетверо, бежим в сторону вокзала. Над городом барражирует авиация, сбрасывая бомбы и обстреливая чьи-то позиции с недосягаемой высоты. Здесь нет единой линии фронта. Бои ведутся очагово, и порой получается как бы слоеный пирог: духи, наши, снова духи и так далее. Одним словом – дурдом, взаимодействия почти никакого. Особенно сложно работать с внутренними войсками. По большому счету это их операция, а мы – «махра» – за них всю работу делаем. Нередко случается, что одни и те же объекты вместе штурмуем, не подозревая друг о друге. Мы, бывает, наводим на вэвэшников авиацию и артиллерию, они – на нас. В темноте перестрелки затеваем, берем в плен собственных солдат.
Вот и сейчас мы направляемся на вокзал, где почти в полном составе легла Майкопская бригада. Канула в новогоднюю ночь, не разведав толком подступы, состав и численность духов. Без артподготовки. Когда майкопцы после боя расслабились и стали засыпать – не шутка больше недели не спать, держаться только на водке и адреналине – духи подошли и в упор расстреляли. Все как у Чапаева, который караулы не расставил. А здесь часовые заснули, или вырезали их по-тихому. Горело все, что могло и не могло. От разлитого топлива горела земля, асфальт, стены домов. Люди метались в этом огненном аду: кто отстреливался, кто помогал раненым, кто стрелялся, чтобы только не попасть в руки духам, некоторые бежали – их нельзя осуждать за это. А как бы ты, читатель, в этом аду? Не знаешь. То-то же, и поэтому не смей их осуждать.
Никто не знает, как они погибали. Комбриг с перебитыми ногами до последнего командовал, хотя мог уйти в тыл. Остался. Господи, храни их души и наши жизни…
Когда наша бригада с тяжелыми боями прорвалась на помощь майкопцам, танкам пришлось прорубаться сквозь завалы из трупов своих братьев-славян… И когда видишь, как траки танков и БМП размалывают, молотят плоть, наматывают на катки кишки, внутренности таких же, как и ты; когда с хрустом лопается под гусеницей голова и все вокруг окрашивается серо-красной массой мозгов – мозгов, может быть, несостоявшегося гения, поэта, ученого или просто хорошего парня, отца, брата, сына, друга, который не струсил, не сбежал, а поехал в эту сраную Чечню и который, может быть до конца так и не осознал, что произошло; когда ботинки скользят на кровавом месиве – тогда главное ни о чем не думать, сосредоточиться только на одном: вперед и выжить, вперед и выжить, сохранить людей, потому что бойцы, которых ты потеряешь, будут сниться по ночам. И придется писать похоронки и акты опознания тел.
Военные учения осень 88
1969 г.
Совместные учения групп специального назначения с пограничными войсками, подразделениями КГБ при СМ БССР, милицией и 362-м оперативным полком МВД СССР. Действия личного состава бригады оценены на «отлично».
1975 г. Учения «Весна-75».
С 17 февраля по 9 марта проводилось доукомплектование бригады с развертыванием её по штату военного времени и последующим участием в войсковом тактическом учении «Весна-75». С поставленными задачами личный состав справился на «отлично», такую же оценку получила бригада и на итоговой проверке.
1976 г. Учения по разведке «Авангард-76».
С. 6 по 12 февраля бригада участвовала на специальном учении по разведке под кодовым названием «Авангард-76. Бригада успешно справилась со всеми поставленными задачами. Личный состав, участвовавший на учениях, показал высокую полевую выучку, умение действовать в сложных условиях современного боя.
1981 г. Маневры «Запад-81».
После проведенных в течение года двух командно-штабных учений (КШУ) на местности, 7-ми штабных тренировок, из них 4-е со средствами связи, бригада приняла участие на маневрах «Запад-81» и получила оценку «отлично». 13 офицеров и прапорщиков были награждены орденами и медалями.
1986 г. Учения «Дозор-86».
В феврале месяце бригада участвовала в оперативно-стратегических учениях «Дозор-86″. Получила оценку»отлично».
В августе месяце под руководством начальника штаба БВО генерал-лейтенанта Соколова В. С. проводилось тактико-специальное учение бригады с практическим десантированием, где действовали десять РГ СпН. Общая оценка бригаде за ТСУ — «хорошо». Как передовое соединение БВО, бригада получила переходящее Красное Знамя Военного Совета округа.
1987 г.
В период с 24 по 30 августа личный состав бригады участвовал во фронтовом КШУ. В ходе учений было задействовано 40 групп специального назначения. Ими были вскрыты 46 «объектов противника». Полностью задачу выполнили 37 разведгрупп. Общая оценка действий разведчиков «хорошо».
1988 г. Учения «Осень-88».
С 9-го по 23-е сентября личный состав бригады участвовал в оперативно-стратегическом КШУ «Осень-88». В ходе учений в тыл было выведено 14 групп специального назначения, которые вскрыли 54 объекта. Общая оценка за учения — «хорошо».
2002 г. Учения «Березина-2002».
Согласно плану подготовки Вооруженных Сил с 27 мая по 2 июня состоялось комплексное оперативно-тактическое учение с СЗОК, другими войсками и воинскими формированиями Республики Беларусь «Березина-2002».
Учения доказали, что профессионализм разведчиков спецназа растет, и приобретается он напряженным ратным трудом. Общая оценка бригаде — «хорошо».
По итогам этих учений министр обороны РБ генерал-полковник Л. С. Мальцев и начальник Генштаба генерал-майор С. П. Гурулев поощрили лучших офицеров, прапорщиков, сержантов.
Приказом министра обороны РБ объявлена благодарность командиру 5-ой отдельной бригады А. Чмыреву, сержанту П. Дашкевичу, грамотами награждены начальник оперативного отделения А. Грищенко, командир группы специального назначения лейтенант И. Тарнапович, благодар ность и ценные подарки вручены майору И. Буняеву, капитану А. Шершню.
Приказом начальника Генштаба объявлена благодарность майорам А. Барауле, Ю. Лебедю, капитану Г. Нашиванову, старшему прапорщику А. Ткачуку, старшему лейтенанту В. Пастернаку и другим. Присвоены досрочно воинские звания капитану А. Гусеву, старшему лейтенанту В. Коряченкову, старшему лейтенанту П. Воронкову.
Полковнику И. Яценко и старшему лейтенанту Л. Федину вручены именные часы от Президента РБ А. Г. Лукашенко.
Инструктаж проводит начальник ВДС майор А. Заричный. |
В 70-80-х годах Марьиногорская бригада была испытательным полигоном советского спецназа, все новейшие виды спецназовского вооружения, экипировки ГРУ ГШ ВС СССР «обкатывало» в тихой Марьиной Горке.
Многое было сделано в бригаде для развития разведки, в том числе сформирована рота, у истоков которой стояли майор Д. Кабашников и капитан В. Кандыбович. Ныне подразделением командует полковник И. Яценко. Подразделение было сформировано в 1987 году согласно директиве начальника ГРУ ГШ ВС СССР. В составе 5-ой обр СпН появилось абсолютно уникальное и самое элитное подразделение спецназа — особая рота специального назначения. Состояла она только из офицеров и прапорщиков, отлично подготовленных профессионалов. Рота предназначалась для выполнения особо важных задач в интересах ГРУ. Отбирали лучших из лучших. Требовалось знание иностранных языков, воины проходили курс легководолазной подготовки по программе обучения морского спецназа, горную подготовку, курсы пилотов мотодельтапланов и многое другое. К 1991 году особая рота достигла высочайшего уровня подготовки офицеров и прапорщиков. Он соответствовал уровню подготовки отряда специального назначения «Вымпел» КГБ СССР. В1989 году, признавая особенности и профессионализм подразделения, Министр обороны СССР разрешил роте иметь свой личный нарукавный знак — чёрная лиса и нагрудный знак. Для Советской армии это было незаурядное событие. В отряде служили «афганцы», были разрядники и мастера по военно-прикладным видам спорта.
«В те времена кадры для подразделения отбирались в Рязанском училище ВДВ, в Киевском общевойсковом, в школе прапорщиков. Уровень подготовки разведчиков подтверждал закономерный высокий результат на всех учениях. После развала Союза фактически подготовленных людей для разведки набирать стало негде. Их приходилось учить боевому мастерству разведчика, готовить с нуля на месте, своими силами. И, несмотря на внешние и внутренние условия, степень подготовки подразделения по-прежнему остается на высоком уровне не только а Беларуси, но и в СНГ. Об этом говорит оценка руководства специальной разведки ГРУ ГШ России по итогам соревнований частей специального назначение Вооруженных Сил РФ, оценка Министерства Обороны РБ и личная оценка Президента А. Лукашенко по результатам учений «Березина-2002». По итогам этих учений ст. л-т А. Дудыкин был награжден медалью «За отличие в воинской службе», а весь личный состав отряда награждён грамотами и вымнелами. Дерзкие действия разведчиков в ходе учения вызывали уважение участников и руководства «противника».
Дух, присущий отряду, есть и будет! И навечно останется за нами звание «офицерская рота» потому, что понятие офицерской чести и достоинства поныне остаются главным критерием в работе каждого разведчика отряда «.
Полковник Н. Яценко.