военные учения вооруженных сил российской федерации обж
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 24
Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации
Вопросы для обсуждения
• военная стратегия и тактика.
Ключевые понятия темы:
военные учения; геополитика; стратегия; стратегическая цель; театр военных действий; тактика.
Военные учения — высшая форма подготовки объединений, соединений, частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации к ведению боевых действий.
Опыт организации и проведения учений становится ценным аналитическим материалом для планирования мероприятий по модернизации военно-технического и кадрового потенциала армии. Плановые военные учения Россия, как правило, проводит на своей территории. Военные учения также проводятся совместно с армиями и флотами других стран в соответствии с международными договорённостями. Эти учения носят геополитический характер. Цель таких учений — отработка взаимодействия военных контингентов стран по оказанию помощи терпящим бедствие на море, на суше и в воздухе, в случае террористической угрозы, военной агрессии и др.
Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы, «полюсов») различных стран и объединений государств. Геополитикой иногда называют и стратегию внешней политики государства: оборонительную, наступательную (захватническую), нейтральную и др.
Стратегия — это способ достижения победы в противостоянии (война, конфликт) с противником, предусматривающий чёткое определение цели и тщательное планирование системы мер противодействия с учётом меняющейся обстановки. В то же время это наука о ведении войны, включающая теорию и практику подготовки к войне, её планирование и ведение с использованием всех ресурсов.
Стратегическая цель — конечный планируемый результат военных действий, который приводит к коренным изменениям военно-политической обстановки. Общая стратегическая цель определяется на всю войну, а частные стратегические цели — для конкретного театра военных действий или конкретной стратегической операции.
Театр военных действий — часть территории мирового пространства, в пределах которой ведутся военные действия.
Виды военных стратегий и стратегические цели войны:
• стратегия «сокрушения» — достижение победы путём полного разгрома противника, разрушения его военно-экономической базы;
• стратегия «измора» — достижение победы путём последовательного ослабления противника, истощения его ресурсов;
• стратегия «непрямых действий» (аналог «измора») — блокада, нарушение коммуникаций, связи, снабжения, психологическое воздействие;
• стратегия «устрашения» — демонстрация военной мощи, частичное её применение, принуждение противника к прекращению военных действий и принятию выдвинутых условий заключения мира или капитуляции;
• стратегия «ограниченных действий» — ведение войны с ограниченными целями и силами на определённой территории, с использованием только части военного потенциала для разрушения избранных объектов и поражения сил противника;
• стратегия «континентальная» — разгром сухопутных войск противника;
• стратегия «океанская» — разгром военно-морского флота противника;
• стратегия «блоковая» — создание в мирное и военное время широкой сети военно-политических союзов для завоевания господства в определённых районах мира;
• стратегия «коалиционная» — согласованное применение вооружённых сил вместе с союзными государствами;
• стратегия «вакуума» — оставление противника без объекта нападения.
Автором первого теоретического труда по стратегии «Искусство войны» признан китайский мыслитель IV в. до н. э. Сунь-цзы. Военные мыслители Секст Юлий Фронтин и Оносандр ввели термины «стратегикон», «стратегология» (способы ведения войны). Александр Македонский и Чингисхан вошли в историю как успешные военные стратеги — завоеватели мира. Российские полководцы П. А. Румянцев и А. В. Суворов достигали стратегических целей сосредоточением сил на решающих направлениях, решительным наступлением, смелым манёвром. Наполеон I стремился к достижению победы над противником в одном генеральном сражении.
Тактикой называют приёмы и способы ведения военных действий с учётом технических, организационных, ресурсных, ландшафтных и других возможностей, а также состояния вооружённых сил противников и театра военных действий. Тактика занимает подчинённое положение по отношению к стратегии. Осуществление стратегии (общего замысла) требует последовательного применения разных тактик ведения боя.
Вопросы и задания
1. С какими целями проводят военные учения?
2. Какие задачи обычно отрабатывают на военных учениях?
3. Что понимают под военной стратегией?
4. Что означает понятие «театр военных действий»?
5. Назовите основные виды военных стратегий и кратко охарактеризуйте их.
6. Подготовьте сообщение о военном учении с участием России, проведённом в последние годы.
Темы учебного исследования
1. Великий стратег Г. К. Жуков.
2. Курская дуга: превосходство советской военной стратегии.
Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации 11 класс
Опыт организации и проведения учений становится ценным аналитическим материалом для планирования мероприятий по модернизации военно-технического и кадрового потенциала армии. Плановые военные учения Россия, как правило, проводит на своей территории. Военные учения также проводятся совместно с армиями и флотами других стран в соответствии с международными договорённостями.
Просмотр содержимого документа
«Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации 11 класс»
Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации
Военные учения — высшая форма подготовки объединений, соединений, частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации к ведению боевых действий.
Опыт организации и проведения учений становится ценным аналитическим материалом для планирования мероприятий по модернизации военно-технического и кадрового потенциала армии. Плановые военные учения Россия, как правило, проводит на своей территории. Военные учения также проводятся совместно с армиями и флотами других стран в соответствии с международными договорённостями.
Геополитика — это искусство борьбы за влияние в мире. Субъектами и объектами этой борьбы выступают государства, части государств, народы и даже отдельные личности. Влияние осуществляется военными, экономическими и информационными методами.
Стратегия — это способ достижения победы в войне посредством целеполагания, общего плана и систематического внедрения мер противодействия противнику с учётом постоянно меняющихся обстоятельств и обстановки.
Стратегия включает в себя искусство комбинировать подготовку к войне и последовательные операции вооружённых сил (войск) для достижения цели войны.
Театр Военных действий — часть территории мирового пространства, в пределах которой ведутся военные действия
Виды военных стратегий и стратегические цели войны:
Театр Военных действий — часть территории мирового пространства, в пределах которой ведутся военные действия
Виды военных стратегий и стратегические цели войны:
Автором первого теоретического труда по стратегии «Искусство войны» признан китайский мыслитель IV в. до н. э. Сунь- цзы. Военные мыслители Секст Юлий Фронтин и Оносандр ввели термины «стратегикон», «стратегология» (способы ведения войны). Александр Македонский и Чингисхан вошли в историю как успешные военные стратеги — завоеватели мира. Российские полководцы П. А. Румянцев и А. В. Суворов достигали стратегических целей сосредоточением сил на решающих направлениях, решительным наступлением, смелым манёвром. Наполеон I стремился к достижению победы над противником в одном генеральном сражении.
Тактикой называют приёмы и способы ведения военных действий с учётом технических, организационных, ресурсных, ландшафтных и других возможностей, а также состояния вооружённых сил противников и театра военных действий. Тактика занимает подчинённое положение по отношению к стратегии. Осуществление стратегии (общего замысла) требует последовательного применения разных тактик ведения боя.
для самостоятельного ответа:
Презентация по ОБЖ на тему «Военные учения Вооружённых Сил Российской «.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Военные учения вооруженных сил РФ
Виды и типы В Русской армии были: Учение строевое; ротное учение строевое, когда упражняется одна рота; полковое учение строевое, когда упражняется один полк (хождение ящиками); дивизионное учение строевое, когда упражняется одна дивизия; Линейное учение; взводное учение; ротное учение; батальонное учение.
Геополитика Геополитика — направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п.
История возникновения Геополитики Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география»[6]. Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствовед Рудольф Челлен под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году опубликовал книгу «Политическая география» (нем. Politische Geographie). Впервые он употребил термин в 1899 году, но широкую известность он приобрёл после выхода книги «Государство как организм». Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер, американский историк морской стратегии А. Мэхэн, германский географ, зачинатель политической географии Ф. Ратцель, германский исследователь К. Хаусхофер, американский исследователь международных отношений Н. Дж. Спикмэн.
Стратегия Страте́гия — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов). Понятие произошло от понятия военная стратегия — наука о ведении войны, одна из областей военного искусства, высшее его проявление, которое охватывает вопросы теории и практики подготовки к войне, её планирование и ведение, исследует закономерности войны.
Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы — цель». По мнению Карла Клаузевица ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности: организация отдельных боёв и ведение их; увязка их с общей целью войны. Первая называется тактикой, вторая — стратегией. Тактика — умение располагать имеющимися войсками и силами.
Театр военных действий Театр военных действий (сокращённо ТВД) — территория, на которой происходят или могут потенциально происходить военные действия, а также развернуты формирования государств, входит в состав Театра войны. ТВД является объектом исследования военной географии, дисциплины военного дела, и международного права. Театр военных действий противопоставляются тылу, а потому в просторечии ТВД часто называются фронтом. Состав и границы театра военных действий определяются государствами или военно-политическими блоками в зависимости от стратегических планов возможной войны и могут отличаться для разных сторон конфликта. Театр военных действий делится на фронтовые районы, зоны, армейские и корпусные районы. В литературе несколько театров военных действий объединяют в театр войны.
Театр военных действий включает в себя сушу, территориальные воды и воздушное пространство воюющих государств и союзов государств, а также может включать нейтральные воды и воздушное пространство над ними. При этом, с точки зрения международного права, территория нейтральных государств и космическое пространство не могут входить в состав театров военных действий, хотя некоторые словари включают и космическое пространство. В мирное время в пределах театров военных действий развёртываются стратегические группировки вооружённых сил (сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота), а также располагается необходимая инфраструктуры, а в военное время могут вестись боевые действия.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1387361
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс
Конспект урока
Основы безопасности жизнедеятельности
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Военная доктрина РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности РФ – базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
Вооружённые силы РФ – государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ.
Миротворческие силы – специальный воинский контингент в составе ВС РФ, созданный для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Вид ВС РФ — составная часть вооружённых сил государства, предназначенная для ведения военных действий преимущественно в той или иной географической среде: на суше, на море, в воздушном или космическом пространстве. Каждый вид вооружённых сил состоит из родов войск, специальных войск и тыла.
Род войск ВС РФ — составная часть вида вооружённых сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их боевого применения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Воинский контингент российских миротворцев в зону конфликта в Южной Осетии был введён 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.
В августе 2008 г. российские миротворцы участвовали в отражении незаконного вторжения на территорию Южной Осетии вооружённых сил
Российская Федерация несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более б тыс. человек. Российские миротворцы также принимали участие на основании соответствующего соглашения в мирном урегулировании вооружённого конфликта на территории Приднестровской Молдавской республики.
С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьёзное вооружённое противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Российские миротворцы находились в Косово до 1 августа 2003 г. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия).
В африканской республике Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. находился российский миротворческий контингент для авиационного обеспечения миссии ООН. Численность контингента составляла 115 человек.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
9. Сортировка элементов по категориям;
10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
13. Выделение цветом;
15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
21. Кастомный интерактив
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
16. Автоматически заполняемый кроссворд;
17. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Подстановка элементов в пропуски в тексте;
Военная ______________ РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к __________ защите и вооруженную ________ Российской Федерации
Выберите правильный элемент.
3. Законодательная база
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Военная доктрина РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные варианты
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
9. Сортировка элементов по категориям;
10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
13. Выделение цветом;
15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
21. Кастомный интерактив
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
16. Автоматически заполняемый кроссворд;
17. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать ________ стабильность, относится к основной _______________ военной опасности:
Выберите правильный элемент.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность, относится к основной внешней военной опасности
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):