вокруг апокалипсиса миф и антимиф средних веков
Вокруг апокалипсиса миф и антимиф средних веков
Представляя очередной том серии «AntiQuitas» авторства Гая Анонима, хотелось бы сказать несколько слов об этой книге.
На этот раз автор и издательство «Acta Diurna» решили поэкспериментировать не только с общим содержанием, но также с формой подачи материала и стилистикой. Во-первых, в отличие от наших предыдущих книг «С точки зрения Карфагена» и «После Рима», мы переносимся из Древнего мира и периода Античности в сравнительно близкую к нашим временам эпоху — в Средние века и даже отчасти в начальный период Нового времени.
Во-вторых, если прежние трактаты Гая Анонима были книгами «сюжетными», то есть последовательно отслеживающими цепочку исторических событий от одной даты к другой по восходящей, в случае с томом «Вокруг апокалипсиса» концепция изменена. Сюжетность сохранена лишь частично, главное внимание уделяется не беспрерывному течению исторического процесса, а частным явлениям эпохи, вокруг которых наблюдается колоссальное нагромождение всевозможных мифов, заблуждений и обычных выдумок, причем все они являются порождением следующих веков и вызваны соображениями политической, религиозной или даже личной выгоды.
Известно немало случаев, когда историки или публицисты XVIII–XXI веков намеренно извращали или перевирали события прошлого для достижения нездоровой популярности, повышения тиражей, а следовательно, и гонораров — лишь бы поскандальнее, пострашнее и побольше клубнички!
Значительная часть книги «Вокруг апокалипсиса» посвящена разбору подобных казусов — «случаев так называемого вранья», как говаривал булгаковский Коровьев. Впрочем, у широкой читающей общественности хватает и самых обычных устоявшихся стереотипов, касающихся Средних веков; стереотипов, вбитых со школьной скамьи и считающихся чем-то само собой разумеющимся, не подлежащим оспариванию или сомнению.
Спектр вопросов огромный и пестрый — гигиена и положение женщин в обществе, инквизиция и кулинария, социальные лифты и военное дело, судьбы Джордано Бруно и Жанны д’Арк и так далее по множеству позиций. Средневековье для современного человека, не увлекающегося эпохой и не читающего соответствующую литературу, это настоящая черная дыра. Наше издание призвано рассеять некоторую часть подобных заблуждений.
Подход Гая Анонима к созданию текста не изменился: в книге приводится огромный массив данных, взятых как собственно из средневековых источников, так и из современных непредвзятых исследований. Автор группирует их по темам и в доступной для каждого читателя — будь таковой слесарем или академиком! — форме старательно разъясняет, откуда взялся тот или иной миф и что же происходило на самом деле.
«Вокруг апокалипсиса» — это вовсе не сборник сенсационных разоблачений. Наоборот, вы держите в руках тщательный анализ наиболее одиозных предрассудков и недоразумений, формирующих искаженное и недостоверное представление о былых временах.
Наша цель — поиск истины.
Пожалуй, в истории человечества нет более оболганной и окруженной бесчисленными мифами эпохи, чем Средневековье. Период, который, по мнению значительной части историков, протянулся почти на полное тысячелетие — с 4 сентября 476 года по 29 мая 1453 года (отречение Ромула Августула и падение Константинополя соответственно), — с точки зрения среднестатистического. временного человека представляет собой непрерывную череду ужасов, войн, эпидемий и костров инквизиции.
Стереотипам и предрассудкам несть числа, причем, что забавно, в массовом сознании на фоне кошмаров наподобие тотального отсутствия гигиены, примитивной медицины, бродящих по дорогам прокаженных и грабящих всех подряд банд «ничейных» наемников в пейзаж отлично вписываются абстрактные «благородные рыцари» в сияющих доспехах, «прекрасные дамы», проливающие горькие слезы по возлюбленному в высокой башне грозного замка, и прочие менестрели с трубадурами. Все они чисто одеты, и от них не пахнет конюшней.
Но стоит покинуть стены замка из куртуазного рыцарского романа, как эпоха снова предстает во всей неприглядности — с текущими по улицам городов фекалиями, покрытыми паршой беззубыми маркитантками и шелудивыми псами, грызущими на перекрестье дорог косточки безвестного неудачника, убитого страшными лесными разбойниками…
Или — или, третьего не дано. Или куртуазнейший рыцарь, сошедший со страниц артуровского цикла, или бородавчатая ведьма, едва не закусившая Гензелем с Гретель. Черно-белое восприятие. Тут, конечно, следует поблагодарить советскую научную школу, именовавшую Средневековье исключительно словом «мрачное»: восприятие исторического процесса через призму марксистско-ленинской диалектики сделало свое дело. Исторический материализм Маркса — Энгельса, описывающий ход развития цивилизации как последовательную смену общественно-экономических формаций, обусловленную ростом производительных сил, вполне естественно рассматривал феодализм как отсталую и малоэффективную систему — по сравнению с таким прогрессивным и высокопроизводительным капитализмом.
Гай Аноним: Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков
Здесь есть возможность читать онлайн «Гай Аноним: Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-905909-33-7, издательство: Сидорович, Acta Diurna, категория: История / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Гай Аноним: другие книги автора
Кто написал Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Представляя очередной том серии «AntiQuitas» авторства Гая Анонима, хотелось бы сказать несколько слов об этой книге.
На этот раз автор и издательство «Acta Diurna» решили поэкспериментировать не только с общим содержанием, но также с формой подачи материала и стилистикой. Во-первых, в отличие от наших предыдущих книг «С точки зрения Карфагена» и «После Рима», мы переносимся из Древнего мира и периода Античности в сравнительно близкую к нашим временам эпоху — в Средние века и даже отчасти в начальный период Нового времени.
Во-вторых, если прежние трактаты Гая Анонима были книгами «сюжетными», то есть последовательно отслеживающими цепочку исторических событий от одной даты к другой по восходящей, в случае с томом «Вокруг апокалипсиса» концепция изменена. Сюжетность сохранена лишь частично, главное внимание уделяется не беспрерывному течению исторического процесса, а частным явлениям эпохи, вокруг которых наблюдается колоссальное нагромождение всевозможных мифов, заблуждений и обычных выдумок, причем все они являются порождением следующих веков и вызваны соображениями политической, религиозной или даже личной выгоды.
Известно немало случаев, когда историки или публицисты XVIII-XXI веков намеренно извращали или перевирали события прошлого для достижения нездоровой популярности, повышения тиражей, а следовательно, и гонораров — лишь бы поскандальнее, пострашнее и побольше клубнички!
Значительная часть книги «Вокруг апокалипсиса» посвящена разбору подобных казусов — «случаев так называемого вранья», как говаривал булгаковский Коровьев. Впрочем, у широкой читающей общественности хватает и самых обычных устоявшихся стереотипов, касающихся Средних веков; стереотипов, вбитых со школьной скамьи и считающихся чем-то само собой разумеющимся, не подлежащим оспариванию или сомнению.
Спектр вопросов огромный и пестрый — гигиена и положение женщин в обществе, инквизиция и кулинария, социальные лифты и военное дело, судьбы Джордано Бруно и Жанны д’Арк и так далее по множеству позиций. Средневековье для современного человека, не увлекающегося эпохой и не читающего соответствующую литературу, это настоящая черная дыра. Наше издание призвано рассеять некоторую часть подобных заблуждений.
Подход Гая Анонима к созданию текста не изменился: в книге приводится огромный массив данных, взятых как собственно из средневековых источников, так и из современных непредвзятых исследований. Автор группирует их по темам и в доступной для каждого читателя — будь таковой слесарем или академиком! — форме старательно разъясняет, откуда взялся тот или иной миф и что же происходило на самом деле.
«Вокруг апокалипсиса» — это вовсе не сборник сенсационных разоблачений. Наоборот, вы держите в руках тщательный анализ наиболее одиозных предрассудков и недоразумений, формирующих искаженное и недостоверное представление о былых временах.
Наша цель — поиск истины.
Станислав Литвинов, директор издательства Acta Diurna
Стереотипам и предрассудкам несть числа, причем, что забавно, в массовом сознании на фоне кошмаров наподобие тотального отсутствия гигиены, примитивной медицины, бродящих по дорогам прокаженных и грабящих всех подряд банд «ничейных» наемников в пейзаж отлично вписываются абстрактные «благородные рыцари» в сияющих доспехах, «прекрасные дамы», проливающие горькие слезы по возлюбленному в высокой башне грозного замка, и прочие менестрели с трубадурами. Все они чисто одеты, и от них не пахнет конюшней.
Но стоит покинуть стены замка из куртуазного рыцарского романа, как эпоха снова предстает во всей неприглядности — с текущими по улицам городов фекалиями, покрытыми паршой беззубыми маркитантками и шелудивыми псами, грызущими на перекрестье дорог косточки безвестного неудачника, убитого страшными лесными разбойниками.
Гай Аноним: Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]
Здесь есть возможность читать онлайн «Гай Аноним: Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-905909-33-7, издательство: Сидорович, Acta Diurna, категория: История / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Гай Аноним: другие книги автора
Кто написал Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант] — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Вокруг Апокалипсиса. Миф и антимиф Средних веков [оптимизированный вариант]», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Роман о Розе. Средневековая аллегорическая поэма / Авт.: Гийом де Доррис, Жан де Мен; Пер. и коммент. И. Б. Смирновой. — М., 2007.
Рубакин, Н. А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. — СПб.: Вестник знания, 1912.
Рябова, Т Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. — Иваново: Издательский центр Юнона, 1999.
Сага о Битве на Пустоши; пер. Циммерлинга А. В. // Исландские саги. — М.: 2000.
Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.
Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения; пер. Маханькова И., Панасенко Ю., Столярова А., Шабурова Н„Юнца Э. / Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. — М.: Прогресс-Культура, 1994.
Тизенгаузен, В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. / Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей / пер. Петровского Ф. А., вступ. ст. Т. В. Васильевой (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»), — М.: Художественная литература, 1983.
Тогоева, О. И. Еретичка, ставшая святой. Две жизни Жанны д’Арк. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.
Тогоева, О. И. Истинная правда. Языки средневекового правосудия. — М.: Наука, 2006.
Тойнби, А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.
Турский, Григорий. История франков. — М.: Центрполиграф, 2000.
Уильям, Шекспир.; пер. Маршака С. Я. — М.: Эксмо, 2016.
Урланис, Б. Ц. Рост населения в Европе. Опыт исчисления — М.: ОГИЗ-Госполитиздат, 1941.
Фавье, Жан. Столетняя война; пер. Некрасова М. — СПб.: Евразия, 2009.
Фокс, Джон. Книга мучеников, или Деяния и памятники этих последних и бедственных дней; пер. Г. Зелениной. — Издательство Христианского Библейского Братства святого апостола Павла, 2007.
Фракасторо, Джироламо. О контагии, контагиозных болезнях и лечении в трех книгах / под ред. К. Быкова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
Фредегар. Хроники длинноволосых королей; пер. Шмидта Г. А. — СПб.: Евразия, 2015.
Фруассар, Жан. Литература Средних веков. Хрестоматия. — М.: Амфора, 2009.
Фруассар, Жан. Хроники; пер. Аникиева М. В. — Издательство СПбГУ, 2009.
Хуан-Антонио Льоренте. Критическая история испанской инквизиции. — М.: 1999.
Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. — М.: РГГУ, 1996.
Штенцепь, А. История войны на море. — М.: Эксмо-Пресс, Изографус, 2002.
Эйнхард. Жизнь Карла Великого / вступ. статья, перевод, примечания, указатели М. С. Петровой. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
Эко, Умберто. Имя розы. — М.: Астрель, 2016.
Ястребицкая, А. Л. Семья в средневековом городе // Вопросы истории. — 1985. — № 5.
Издания на иностранных языках
Alcuin. Epistolae, ed. Ernst Diimmler, MGH Epistolae IV. 2. Berlin: Weidmann, 1895.
Allen, R. Economic structure and agricultural productivity in Europe, European Review of Economic history, 2000.
Arnold, K. L’Enfant au Moyen Age, Aix-en-Provence, 1980.
Badre, Louis. Histoire de la foret française. Paris, Arthaud, 1983.
Bairoch, P. Population urbaine et taille des villes en Europe de 1600 a 1070, Revue d’histoire economique et sociale, 1976.
Behringer, W. Kulturgeschichte des Klimas München, С. H. Beck Verlag, 2007.
Bejczy, I. P., The Sancta Infantia in Medieval Hagiography // The Church and Childhood I Ed. D. Wood. Studies in Church History 31, Oxford, 1994.
Berti, D. Vita di Giordano Bruno da Nola Firenze. Torino-Milano, 1868.
Besacon, A. L’histoire psychanalytique. Une anthologie. Pans, 1974.
Beyes, B. Familienleben in Deutschland. Hamburg, 1980.
Bonnassie, Pierre. Les Cinquante mots clefs de l’histoire medievale, Toulouse. Privat, 1981.
Bossong, Georg. Die Sepharden. Geschichte und Kultur der spanischen Juden, Beck. Miinchen, 2008.
Capellanus, Andreas. The Art of Courtly Love included in The Broadview Anthology of British Literature, Edited by Joseph Black. Toronto: Broadview Press, 2006.
Cavaignac, E., Notes de demographie antique. Journal de la societe francaise de statistique. (1935).
Chronica Albrici Monachi Trium Fontium, Monumenta Germanise Historica Scriptorum. 1232.
Cicero: Rhetorics ad Herennium (English and Latin Edition, Translator Harry Caplan), Loeb Classical Library, 1989.
Contamine, P. De Jeanne d’Arc aux guerres d’ltalie: figures, images et problemes du XVe siecle. Orleans, 1994.
Contamine, P. Naissance de l’historiographie. Le souvenir de Jeanne d’Arc, en France et hors de France, depuis le Proces de son innocence (1455–1456) jusqu’au debut du XVI siecle.
De passionibus mulierum curandarum, Trotula Major., Springer — Verlag Italia, 2015.
Eidberg, Shlomo. The Jews and Crusaders. The Hebrew Chronicles of the I, II Crusades, 1997.
Вокруг апокалипсиса миф и антимиф средних веков
Наконец, встает вопрос выбора отрезка времени. Можно без преувеличений сказать, что XIV век являлся переломным во всей европейской истории — никогда более континент не постигала череда нескончаемых бедствий, абсолютно невероятных по масштабам и неблагоприятным последствиям. Именно в XIV веке завершилась Belle Epoque Средневековья, и начался крайне болезненный, долгий и отмеченный чудовищными потерями переход к Новому времени.
Мы рассмотрим климатические, финансово-экономические, политические, военные и прочие аспекты эпохи, благодаря которым Средневековье в глазах наших современников стало «мрачным», ибо ни до, ни после XIV века на Европу не падало столь тяжкое проклятие — Первая и Вторая мировые войны исключением не являются. Мы объясним почему.
Основная задача — развеять некоторые устойчивые мифы, созданные вокруг названного исторического периода, и попытаться отыскать истину: что же тогда происходило на самом деле? И какое влияние оказали грандиозные по своим масштабам события этого трагического столетия на дальнейшую судьбу цивилизации.
Теперь давайте определимся с терминологией, которую мы будем использовать в дальнейшем. Средневековье как таковое традиционно подразделяется на несколько периодов — раннее, классическое, или Высокое, а также позднее. Причем окончание эпохи доселе не определено с точностью: переход к Новому времени разные авторы считают с падения Константинополя в 1453 году, открытия Колумбом Америки в 1492-м, появления «95 тезисов» Мартина Лютера в 1515-м или даже с Английской революции 1640 года.
Мы предлагаем несколько иную периодизацию, основанную на культурных и природных особенностях.
1. Раннее Средневековье, или Темные века, продолжавшиеся с отречения Ромула Августула в 476 году до начала «Каролингского возрождения» ориентировочно в 800 году.
2. Высокое Средневековье — период максимального расцвета и благополучия, соответственно начавшийся с «Каролингского возрождения» и длившийся по 1348 год, когда грянула сокрушительная эпидемия Черной смерти, почти полностью обрушившая все общественные и экономические структуры Европы.
3. Позднее Средневековье, или переходный период к Новому времени, — с 1348 года до 1492 года и появления на карте мира Нового света.
Почему именно так, а не иначе? Заметим, что теория «долгого Средневековья», якобы продолжавшегося до середины XVII, а то и до XVIII века и Великой французской революции, не выдерживает никакой критики — по нашему мнению, основными признаками эпохи являются феодальная административно-правовая система, аграрная экономика и, самое главное, примат идентификации человека по религиозному признаку над признаком этнически-национальным: до XIV века включительно человек в первую очередь ощущал себя христианином, католиком и лишь затем баварцем, французом, тосканцем или англичанином. Появление же самосознания национального — это основное достижение переходного периода, что мы еще подробно обсудим.
Аграрная экономика начала робко вытесняться капиталистическим способом производства еще с XIV века с появлением в Италии первых мануфактур; первоначальное накопление капитала датируется XV веком. К этому же времени изжившая себя феодальная система «сеньор — вассал» начинает уходить в прошлое.
Да, Византия являлась последним государственным институтом, равно принадлежащим Античности и Средневековью, однако ее окончательная гибель под ударами турецких сабель не привела к каким-либо последствиям глобального масштаба. Для Европы османы были злом давно знакомым и привычным, при любом католическом дворе отлично понимали, что взятие турками Константинополя лишь дело времени.
Совсем иное дело — переворот в мироустройстве, совершенный Христофором Колумбом. Вселенная расширилась на целых два континента, Северную и Южную Америки. Появилась новая могучая империя, Испанская, в Европу начался приток богатств и сельскохозяйственных культур Вест-Индии, облик цивилизации благодаря плаванию Колумба разительно изменился и продолжает изменяться до сих пор. Поэтому мы склонны считать, что окончательная точка в истории Средних веков была поставлена в 1492 году. Наступило Новое время.
И последнее. Нашей целью не является создание всеобъемлющего трактата по заявленной теме: это физически невозможно.
Главная задача — вызвать у читателя интерес к эпохе и развеять наиболее одиозные мифы и заблуждения, побудив к самостоятельным изысканиям.