вопросы о развитии воспитании обучении ребенка

5 вопросов о воспитании, которые родители задают психологам

вопросы о развитии воспитании обучении ребенка

© Коллаж Анастасии Березиной

1. А вдруг я упускаю что-то важное?

Часть жизни многих родителей — все время чувствовать неясное беспокойство. Когда что-то ускользнуло от внимания, когда ребенок отказался есть или получил плохую оценку. Психолог Людмила Петрановская считает, что такая тревога может быть связана с неправильной постановкой границ, когда взрослому тяжело представить себя на месте ребенка. А еще медиа и социальные сети пестрят советами о «правильных» способах воспитания и историями о детях, которые чуть ли не с первых лет учатся читать и говорить по-английски. Это формирует образ «идеального родителя», который в любой ситуации делает правильный выбор и никогда не включает мультики, чтобы успокоить ребенка. И не соответствовать ему — довольно неприятно.

Чтобы чувствовать себя лучше, нужно признать свое право быть неидеальным, а просто хорошим (и счастливым!) родителем. Да, ответственность за развитие ребенка лежит на маме и папе. И уделять внимание нужно не только физической безопасности, но и раскрытию его потенциала и полноценному становлению. Но дети — это отдельные люди, а не продолжение личности родителей. Поэтому корить себя за каждый проступок, вспышку плохого настроения или лени у ребенка, думая, что это обязательно плод ваших упущений, — непродуктивно. Сконцентрируйтесь на том, что можете сделать, а не на том, что потенциально упускаете.

Кажется, что где-то есть идеальные семьи, в которых точно все делают правильно. Но это не так: воспитание детей — сложный и тонкий процесс, где даже самым опытным родителям нужна помощь и профессиональный взгляд со стороны. Хорошая новость в том, что их можно получить. Лучше узнать своего ребенка и найти правильный подход поможет сервис Забота.Дети. Здесь дети проходят тестирование по специальным методикам, разработанным в Центре имени Г. Е. Сухаревой — старейшем в стране учреждении, специализирующемся на ментальном развитии детей и подростков.

После тестирования родители получают подробный разбор личности своего ребенка. А потом обсуждают все детали на консультации с психологом и тьютором. В результате можно получить ответы на важные вопросы:

Если ребенку будет полезна консультация психотерапевта, невролога или психиатра — эксперты Забота.Дети обязательно скажут об этом родителям.

2. Мы с ним слишком строги или чересчур много позволяем?

Нащупать эту грань действительно непросто. С одной стороны, мало какому родителю хочется играть роль вечно придирающегося зануды, который портит веселье правилами поведения. С другой — без ограничений и контроля ребенок может проводить все свободное время за приставкой, а на обед есть чипсы.

Многие родители выбирают путь «дружбы с ребенком». И основания для этого есть: другу можно доверить секреты, с ним хочется проводить время. Но есть у такой стратегии и подводные камни.

Во-первых, психологи предупреждают, что родителям-друзьям сложнее отстаивать свое право на вето. Ребенок не воспринимает запреты, идущие от папы-приятеля или мамы-подружки.

Во-вторых, дружба подразумевает обмен информацией. Стремясь выстроить близкие отношения, родители начинают делиться личными переживаниями или проблемами на работе. Это часто приводит к тому, что ребенок испытывает повышенную тревожность и взваливает на себя ответственность за жизнь родителей.

Баланс между строгостью и поощрениями возможен лишь в отношениях, где родитель находится в более сильной позиции. Чтобы выстроить правильную иерархию, стоит очертить зоны ответственности.

3. Почему он так ведет себя и совершенно меня не слышит?

Сложная для родителей ситуация — долгие разговоры, обсуждения и раскладывание по полочкам, которые ничего не меняют. Несмотря на логические доводы, обещания награды или даже угрозы, ребенок продолжает плохо учиться, опаздывать с прогулок или разбрасывать вещи. В отчаянии мы думаем, что ребенок делает все нам назло. Но на самом деле дети часто не связывают теоретические обещания с практическими действиями, а уж тем более — свое поведение со счастьем мамы и папы.

Достучаться до ребенка — не однократный разговор, а длительный процесс. Психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует, как сделать так, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал.

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаОтноситься с уважением.

Чтобы дети были внимательнее к словам родителей, нужно делать это в их адрес. Слушать с интересом, а не на автомате, не перебивать, спрашивать разрешения, прежде чем взять личные вещи ребенка.

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаИспользовать я-сообщения вместо критики.

Ни взрослым, ни детям не нравится слушать, как их ругают. Будь то токсичный начальник на работе или мама, которая желает только добра, — внимание людей падает, когда их критикуют. Чтобы слова не воспринимались как уколы, лучше отойти от фраз вроде «Ты постоянно бросаешь свои игрушки где попало!» и заменить их на «Я так устала от уборки твоих игрушек, что у меня не осталось сил на готовку пирога».

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаГоворить о том, что интересно ребенку.

Не стоит сводить общение к вопросам, какие оценки принес сегодня школьник или почему не доел свой суп. Лучше спросить, узнал ли он что-то интересное и не кажется ли ему, что соцветия брокколи похожи на магический лес.

4. Как мне помочь ему не наделать глупых ошибок?

Если вкратце: никак. Оградить ребенка от всех ошибок — естественное желание родителей. Но гиперопека может принести больше вреда, чем пользы: в суперзаботливой семье вырастет человек, совершенно не готовый к реальной жизни.

Психологи объясняют причины такой категоричности. Во-первых, отрицательный опыт — важная часть развития. Юлия Гиппенрейтер пишет, что ребенок будет взрослеть и становиться сознательнее, когда столкнется с негативными последствиями своего выбора. Разумеется, это не касается вопросов здоровья и безопасности жизни — здесь авторитет родителя должен быть непоколебим.

Во-вторых, принимая решения, ребенок учится прислушиваться к себе. Этот навык поможет ему не чувствовать себя беспомощным в дальнейшей жизни и не ждать «взрослого», которые сделает важный выбор за него.

Родители могут лишь быть рядом с ребенком и помогать ему оценивать исходы разных вариантов. Но не проживать жизнь за него, лишая возможности получить собственные уроки.

5. Мы точно сделали правильный выбор? Что если это вообще «не его»?

Родителям хочется угадать сильную сторону ребенка с первого раза, чтобы не отправить будущего Майкла Джордана играть на фортепиано, а Моцарта — бросать мяч в баскетбольную корзину. Но так получается не всегда. Особенно тяжело определить склонности, когда возникает сопротивление. Ребенок не хочет идти на уроки гитары, потому что ленится, или музыка — это совсем «не его» и не стоит мучиться?

Чтобы не угадывать, а выбирать вектор развития более осознанно, педагоги советуют воспользоваться разными техниками.

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаРаздувание пламени.

Бывает полезно прекратить пытаться разбудить в ребенке стремление заниматься чем-то, а поощрять его подсознательные импульсы. Отмечать, какие занятия ему особенно нравятся, и превращать их в увлечения. Например, если ребенок отбивает ритм ногой, когда начинает играть музыка, — стоит записаться на пробный урок танцев.

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаДух предпринимательства.

В жизни детей много дисциплины и правил, но не всегда достаточно свободы. К тому же, когда за ошибки скорее всего отругают, становится скучно заниматься даже чем-то увлекательным. Поэтому полезно поощрять эксперименты и позитивное отношение к ошибкам — прямо как в запускающемся стартапе, где ценят нешаблонное мышление, а неудачи рассматривают как точки роста.

вопросы о развитии воспитании обучении ребенкаЗнакомство с ментором.

Педагогические техники могут принести пользу, но не всегда понятно, что сработает с конкретным ребенком. К тому же родители обычно привлекают специалистов при подготовке к ЕГЭ или первым экзаменам. Но во многих случаях сопровождение требуется раньше — на этапе формирования интересов и личности. Понять склонности и интересы вашего ребенка поможет Забота.Дети. Это сервис — часть экосистемы Забота, которая накопила огромный опыт в помощи семьям, пожилым людям, вопросах здоровья и других важных сферах.

Здесь работают не только психологи, но и тьюторы. К этим специалистам стоит обратиться, если у ребенка проблемы с учебой, не хватает мотивации или родители хотят вовремя найти и раскрыть его таланты. Во время личной консультации с родителями тьютор поможет:

Возить ребенка куда-то не придется — Забота.Дети проводит тестирование для детей от 10 лет и консультации для родителей удаленно. Работа с Забота.Дети — это всегда живой диалог на основе реальных запросов родителей, а не стандартные заготовки и сценарии. Результаты тестов анализируют и описывают несколько экспертов, поэтому родители получат максимум информации, чтобы принять верное решение для своего ребенка.

Источник

Самые распространенные вопросы родителей про обучение детей. Даем квалифицированные ответы

вопросы о развитии воспитании обучении ребенка

вопросы о развитии воспитании обучении ребенка вопросы о развитии воспитании обучении ребенка

Начался учебный год, и многие родители опять вспомнили, какого это – уроки до позднего вечера. А другие уже бегают по городу в поиске репетиторов для сдачи экзаменов. Тем не менее, большинство вопросов можно решить, если понять корень проблемы – почему в принципе ребенку трудно дается обучение.

Руководитель Школы скорочтения и развития интеллекта по методике Шамиля Ахмадуллина Иван Злепко даёт ответы на самые часто встречающиеся вопросы от родителей.

1. С какого возраста нужно учить детей читать, считать, писать?

– В идеале с 7-ми лет. Можно и в 5-6, но очень аккуратно. И совершенно точно не раньше 4 лет. В виду особенности развития мозга у детей до 7 лет, им гораздо полезнее для общего интеллектуального развития делать упор на развитие восприятия. Например, лепка, рисование, как можно больше улицы и природы, как можно больше общения со взрослыми и командных и подвижных игр с другими детьми. До 7-ми лет это важнее.

2. У ребенка плохо с математикой. Не может понять условия задач. Что делать?

– Потому что ребенок просто не понимает прочитанное, а значит, и не понимает, что от него требуется в задаче. Такое происходит в 99 % случаев. И математика тут ни при чем. Нужно научить ребенка читать с пониманием. Скорее всего, проблемы с математикой уйдут. Знаем сотни таких примеров из своего опыта.

3. Ребенку 15 лет, в конце учебного года сдавать ОГЭ, а до сих пор нет мотивации к учебе. Что делать?

– Чтобы в этом возрасте создать у ребенка мотивацию к учебе, нужно очень много чего сделать. Во-первых, нужно освоить навыки эффективного обучения, такие как скорочтение, скоросчет, мнемотехники и т.д. Это нужно для того, чтобы учиться ребенку стало легко. Во-вторых, как минимум, несколько месяцев поработать с психологом. Это нужно для того, чтобы понять причины демотивации и устранить их. В-третьих, нужно учитывать интересы ребенка. В чем он хочет реализоваться в практическом плане и давать ему эту возможность.

4. Что делать, если у ребенка плохая память?

– Такого понятия, как «плохая память» не существует. Но есть причины из-за которых у людей не получается ей пользоваться на должном уровне. Первая причина – это стрессы и страхи. Они отключают память. В первую очередь, страх ошибки. Самая частая причина у детей. Что делать? Исключить критику ребенка в школе и дома, можно походить к психологу.

Вторая причина – плохое внимание. В этом случае информация просто не воспринимается, и мозгу нечего запоминать. Что делать? Тренировать внимание. Тут (0+) мы регулярно даем упражнения на его развитие.

5. Какие навыки и к какому возрасту должны быть развиты у ребенка?

– В 7 лет – чтение, письмо, счет, пересказ, запоминание на основе образов. В 11 лет – умение работать с абстрактными понятиями, запоминание на основе ассоциаций. В 14 лет – уметь анализировать информацию самостоятельно, искать взаимосвязи.

6. Что делать, если ребенок не может сосредоточиться?

– Нужно тренировать внимание и умение им управлять. Делать это можно и дома, тут мы регулярно рассказываем, как это делать. А можно и на наших курсах по скорочтению. Они здорово тренируют еще и внимание.

7. Как выбрать хороших репетиторов?

– Ставить четкие задачи и дедлайны. Например, подготовить ребенка к ОГЭ по математике за 4 месяца, освоить кубические уравнения за 1 неделю и т.д. А из года в год ходить к репетитору, чтобы делать домашние задания – это не вариант. Как видите, дело не в том, хороший ли у вас репетитор.

Но важно помнить: репетиторы дают готовые знания. Значит, сначала вам нужно развить у ребенка способность эти знания усваивать. Большинство современных детей делать этого не умеют, да и школа этому не учит. Ребенку для начала нужно развить внимание, память и мышление, научить техникам эффективного обучения (то же скорочтение), развить способность воспринимать большие объемы сложной информации. После этого репетиторы могут и не понадобиться.

8. Если ребенку уже 7 лет, а он не хочет учиться читать? Надо ли его заставлять?

– Заставлять нельзя. Многие дети не любят читать по двум причинам. Им это очень трудно дается, и нет личного примера родителей. Что делать? Учить чтению в игровой форме так, чтобы оно легко давалось ребенку. Тут мы рассказываем, как это можно сделать. И чем быстрее пройдет процесс обучения чтению, тем лучше. Ну и личный пример. Ребенок должен видеть родителей с книгой. Если же будете заставлять, то ничего, кроме протеста и стресса, вы ребенку не привьете.

9. Почему сейчас многие дети не воспринимают написанную информацию? Читают ее невнимательно.

– Виной этому современный образ жизни. Дети мало гуляют и общаются, много сидят дома и пользуются гаджетами. И программа младшей школы далека от того, что действительно нужно давать детям в этом возрасте. Что делать? Точно не читать по нескольку часов в день. Этим проблему не исправить. Только протест у ребенка создадите. Нужно тренировать мозг дополнительно. Это можно делать самостоятельно, а как, мы рассказываем тут.

И кроме внимания тут еще дело в понимании прочитанного. Это отдельный сложный процесс, но по вышеуказанным причинам, он плохо формируется у современных детей.

10. К вам приходят разные дети, вы с ними занимаетесь, какие самые распространенные ошибки совершают родители?

– Прежде всего, важно родительское внимание. Или его нет, родители все в работе и делах, или оно перекошено в одну из двух сторон: либо ребенок «перецелован» и неуправляем, либо наоборот, застроен, затюкан и всего боится. Все три состояния очень плохо влияют на способность ребенка к развитию и обучению.

Еще родители очень любят перегружать детей, записывая их сразу на несколько дополнительных занятий: разные танцы, хоккей и другие секции с очень большой нагрузкой. Дети сильно устают. Это плохо сказывается на их здоровье и способности усваивать новый учебный материал.

11. Что важнее для интеллектуального развития детей: общение со взрослыми или общение со сверстниками?

– В общении со взрослыми дети учатся развиваться, в общении со сверстниками учатся конкурировать. Оба этих умения важны.

12. Ходили на ментальную арифметику. Как были проблемы с математикой, так и остались. Что делать?

– Ментальная арифметика – это счет на воображаемых счетах. Но когда вы при счете пользуетесь счетами, у вас не развивается ни понимание числа, ни понимание арифметических действий, ни абстрактное мышление (числа – это абстракции), центр счета в коре мозга тоже не работает. Нет ни одного исследования, опубликованного в научно рецензируемых изданиях, которое бы свидетельствовало о том, что «менталка» помогает детям в освоении математики. На tass.ru есть статья об этом (16+).

13. Как объяснить ребенку в начальной школе, что учеба – это его долг?

– Никак. Такое понятие, как долг формируется только в подростковом возрасте. Потому происходит подмена долга страхом. Родители напирают на ребенка, что «он должен». А ребенок не понимает этого «должен», но понимает, что от него требуют чему-то соответствовать. И он пытается, но не из долга, а из страха. Лучше объяснять ребенку на конкретных примерах, зачем ему те или иные знания и как он их сможет применять в своей жизни уже сейчас.

14. Сейчас скорочтение очень модно. Но что это такое и насколько это нужно ребенку?

– Скорочтение по нашей методике – это умение очень быстро усваивать огромные объемы новой текстовой информации с полным ее пониманием и запоминанием. Это другое качество работы мозга. Это способность ребенка не тратить много времени и сил на школу, учась при этом хорошо и отлично. Сами решайте, нужно это вашему ребенку или нет.

15. Как я должна понять, что мой ребенок нуждается в помощи школы вроде вашей?

– Мозг также нуждается в тренировках, как и мышцы. Чем эффективнее тренировки, тем круче эффект. Это вопрос выбора: заниматься собой и своими детьми или нет. Каждый решает сам.

16. Можно ли научиться читать или начать читать в несколько раз быстрее всего за 10 занятий?

– Конечно, да. Только в этом случае чтение будет побочным эффектом. Наша методика именно так и работает. Мы развиваем внимание, память, скорость работы мозга. И то, что ребенок начинает гораздо быстрее читать, лучше понимать прочитанное, лучше усваивать иностранные языки, быстрее и правильнее считать и т.д. – это просто результаты того, что мозг стал работать гораздо эффективнее.

17. Школ, где преподают скорочтение, много. Как правильно выбрать, на что обращать внимание?

– Проверяйте сертификацию методик министерством образования. Проверяйте сертификацию педагога автором методики. Читайте отзывы о методике и ее авторе. Узнайте, есть ли гарантия результата, вернут ли вам деньги, если результата не будет, прописано ли это в договоре. Смотрите на длительность курса, чем длиннее курс скорочтения, тем больше шанс, что с вас просто пытаются выманить деньги, либо имеет место низкая квалификация педагогов.

18. Как вы можете гарантировать конкретный результат, если дети все разные? Вы оценили ребенка на собеседовании, а он взял и перестал учиться?

– Именно для этого мы и проводим собеседование, чтобы выявить уровень и особенности каждого ребенка. В том числе мы выявляем мотивацию детей. Если на собеседовании мы видим какие-то проблемы, мы подсказываем родителям, как их решить. Также на собеседовании мы определяем, какой из наших курсов подойдет ребенку. После того как ребенок начинает у нас учиться, вступает в силу гарантия. Если ребенок вдруг перестанет учиться и делать домашние задания, мы вернем родителям деньги.

19. Говорят, вы берете не всех детей, а только тех, у кого и так все хорошо с учебой?

– Это не так. Двоечники и троечники у нас учатся ничуть не реже, чем хорошисты и отличники. И не все наши ученики горят желанием учиться, некоторых родителям приходится заставлять. Более того, у нас учились дети с органическим поражением различных функциональных зон мозга, которых больше нигде вообще не брали. Не возьмем мы только человека, больного эпилепсией. В остальных случаях, если есть какие-то особенности у детей, которые мешают обучению, мы стараемся вместе с родителями их решить.

Источник

100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя

вопросы о развитии воспитании обучении ребенка

Вы все еще убеждены, что развитие родителя в декретном отпуске останавливается? Благодаря этой книге Вы узнаете, как с пользой провести декрет, как интересно проводить время с ребенком и как заботиться о нем так, чтобы общение с малышом было Вам в радость! Эта книга создана для того, чтобы помогать мамам и папам растить счастливых и здоровых детей, экономя силы и нервы для радостных открытий с маленькими непоседами. В этой книге собраны ответы на 100 популярнейших вопросов и проблем, с которыми сталкивается практически каждый родитель. Этот универсальный справочник станет для Вас хорошей опорой в трудные моменты на пути к счастливому родительству…

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

#16. Каковы главные «секреты» воспитания ребенка до 3 лет?

Первые три года жизни ребёнка, по сути, — самый ответственный период для родителей. Всё дело в том, что именно в этом возрасте закладываются основы личности человека. Поэтому так важно проводить больше времени с малышом и передавать ему ценный опыт не только на словах, но и на личном примере.

Во-первых, ребенок должен привыкнуть к мысли, что есть такие решения, которые принимаются только Вами и они не обсуждаются. В этих вопросах малыш не может на Вас повлиять.

Если малыш занят каким-то своим»важным»делом и поэтому ему совсем не хочется отвлекаться на “какую-то там еду” или “на горшок”, то нужно пойти на маленькую хитрость. Не стоит просто прерывать ребенка и заставлять выполнять Ваши указания!

Все должно проходить более деликатно, так, чтобы малыш даже не почувствовал, что его интересами или желаниями пренебрегли.

Так, например, если Вы застали ребенка за игрой в кубики, а ему уже давно пора ужинать, то подойдите к ребенку, спросите, чем это он так занят, а потом возьмите его на руки и отнесите на кухню вместе с кубиками.

По дороге на кухню расспросите его о его занятии, о цели его деятельности, пусть малыш поймет, что Вы искренне интересуетесь тем, что он делает, тогда ему будет проще согласиться с Вашим решением. После того, как Вы окажетесь за столом, заберите у ребенка кубики, отодвиньте их от него и вручите вместо этого в руку ложку.

Важность беседы с ребенком

Не переставайте при этом разговаривать с ним. Все должно происходить как бы “между прочим”. Примерно также в игровой форме отлучайте ребенка и от других его занятий. Так, например, если чадо увлеклось игрой с машинкой, а уже давно пора идти в ванну, то предложите малышу организовать путешествие машины в дальнюю ванную, а по дороге задавайте вопросы, относительно игры, которую Вы сами же и организовали.

Вот еще некоторые простые приемы, которые помогут Вам наладить взаимодействие с ребёнком в этот непростой и ответственный период становления его личности:

все те предметы, которые привлекают внимание малыша, обязательно должны быть опробованы на вкус и ощупь, но родителям не стоит глушить в детях такую инициативу, напротив, можно стать другом ребенка и помогать ему во всем, ведь от этого зависит его развитие,

лучше не ругать ребенка за то, что он взял ту вещь, которую брать нельзя — просто спрячьте ее,

если малыш все же добрался до недоступных ему предметов, не ругайте, а просто разрешите рассмотреть и потрогать вещь, падение является неотъемлемой частью жизни ребенка, и не стоит паниковать из-за того, что ребенок споткнулся, лучше дать ему время на самостоятельное преодоление преграды.

До 3 лет дети уже умеют многое, в том числе, и пользоваться некоторыми кухонными приборами. Для того, чтобы чадо лучше осваивало их, не нужно запрещать ему брать их в руки, можно всего лишь проконтролировать этот процесс.

Если ребенок испачкался во время еды, не стоит ругать его за испачканную одежду.

Чтобы ребенок сам научился одеваться, необходимо сначала показать и рассказать, как это делается, а в следующий раз дать ему самому попробовать одеться, но не стоит торопить малыша, а наоборот, даже при неудачных попытках похвалите его.

В возрасте 2,5 — 3 лет ребенок превращается в маленького почемучку и задает много вопросов. В этот период не стоит грубить ребенку, отворачиваться от него, ведь обратиться ему больше не к кому. Родители должны максимально пытаться ответить на все интересующие чадо вопросы.

Для того, чтобы общение с ребенком было грамотным, не следует все время употреблять уменьшительные формы слов, ни в коем случае не передразнивать ребенка или насмехаться над ним, обязательно с младшего возраста обучать умению правильно выражать свои мысли.

Если вдруг ваш добрый, спокойный и послушный малыш стал вредным, не исключено, что наступил непростой период — кризис (часто около 2,5-3 лет). Любое действие и любая игрушка начинают раздражать ребенка, он отказывается что-либо делать, кушать, спать и т.п. Но этот этап пройти необходимо, так как он незаменим в воспитании и поможет ребенку подняться на ступень выше в своем развитии.

Избежать кризиса нельзя, но можно облегчить его протекание: окружающие люди должны помогать и ненавязчиво поддерживать. Однако уступать ребенку в период кризиса тоже нельзя и не стоит обращать внимание на детские истерики — так они быстрее закончатся. Чтобы избежать скандалов и громких криков, переключите внимание ребенка на что-то занимательное.

Воспитание ребенка от 0 до 3 лет процесс интересный и трудный одновременно. Если взрослые грамотно подкованы в этом вопросе, то малыш пройдет все важные этапы спокойно и получит должное развитие и внимание.

#17. Что нельзя делать родителям по отношению к детям?

Порой родители, чтобы добиться послушания ребенка, пугают его кем-то («Бабайка», Баба Яга, врач, злой дядька и так далее). Маленькие дети очень впечатлительны, после подобной фразы, они действительно могут ощущать приступы страха. Услышав любой посторонний шум или шорох, они будут воспринимать за объект, которым его пугали. Из-за этого могут начаться проблемы со сном, мучить кошмары. Ребенок станет еще больше нервозным и раздражительным.

2. Приклеивать ярлыки

Родители в качестве реакции на некоторые детские шалости могут «просветить» ребенка, сказав ему, что его руки растут не из плеч, а голова — пустая. Описывая, таким образом ребенка родители как бы навязывают ему этот образ. Ребенок зациклиться на этих фразах, постоянно будет думать, что»Руки — крюки»или»Голова набита опилками». Не стоит навязывать такое самомнение своему ребенку. Родители должны избегать подобных фраз!

3. Подавлять эмоции

Например, если ребенку больно или обидно, родители призывают его к терпению фразой — «Мальчики не плачут»,»Только некрасивые девочки ноют». Дети начинают стараться сдерживать проявление своих эмоций, чтобы соответствовать некоторому «эталону», ведь они не такие, как те, кто плачет. После они вырастают зажатыми и застенчивыми.

Самым популярным заблуждением родителей является уверенность в том, что с маленьким ребенком бессмысленно говорить о чувствах — «да что он может понять»? Очень многое! Чаще мы просто отмахиваемся от ребенка, когда у нас самих есть проблемы, нам грустно: «иди поиграй»,»не мешай»,»не лезь»,»не твое дело«. Именно такие фразы отдаляют ребенка от взрослого.

Какой вывод делает малыш? Он чувствует, что с мамой или папой что-то происходит, но родитель не говорит правду. Значит, проявлять свои эмоции плохо, тебя не поймут. С ребенком нужно разговаривать не только о его чувствах («ты расстроен, тебе обидно, потому что…»), но и рассказывать о своих доступным для него языком.

4. Упрекать своей жертвой ради него

Многие родители для воспитания используют упреки своей жертвой ради прекрасного будущего дитяти (как они бедные все отдают своему ребенку, а он неблагодарный хулиганит!). А разве родители не знали, что детей нужно обеспечивать и заботиться о них? Зачем естественные действия выдавать за какой-то подвиг? Зачем заставлять чувствовать ребенка обязанным, неблагодарным и зависимым? Если родители думают, что ребенок задумается и поменяет свое поведение после услышанного, то это не так. Он скорее закроется в себе и в своих комплексах.

5. Не считаться с волей ребенка

Фраза:»Все равно будет так, как я решила, и мне все равно, что ты думаешь по этому поводу». Таким образом, родители показывают, что им буквально все равно, что думает ребенок. Его мысли и мечты не несут в себе никакой ценности для родителей. Дети понимают это и становятся неуверенными неудачниками, которые бояться высказать свое мнение.

6. Допускать разные подходы к воспитанию в рамках одной семьи

Что очень часто встречается в семьях: мама не разрешает ребенку, например, вставать на подоконник, а отец не против (наоборот, еще и поможет на него влезть!). Такая ситуация, когда на одну и ту же»хотелку»ребенка один из его значимых взрослых говорит»да», а другой»нет», создает очень опасную ситуацию. Если у взрослых нет единого мнения относительно того, что можно, а что нельзя, то ребенок начинает путаться в представлениях о границах окружающего мира. В некоторых ситуациях это может приводить к нервозам. Если взрослые еще и начинают ссориться между собой из-за того, что ребенку дозволено, а что нет, то не стоит удивляться агрессивному и неуправляемому поведению малыша.

Поэтому еще в самом начале процесса воспитания (и впоследствии) взрослым, которые участвуют в воспитании ребенка, необходимо договориться об основных запретах и границах дозволенного. Таких нельзя»не должно быть много, но они должны неуклонно соблюдаться всеми членами семьи.

7. Сравнивать детей

Как часто можно услышать, что мамочки или бабушки начинают сокрушаться в общении с другими, что, мол»вот наш то ребенок плохо разговаривает / прыгает / играет с другими детьми«и т.п. Это колоссальная ошибка! Такие слова подрывает доверия ребенка к Вам, даже если Вам кажется, что он еще мал, Вас не понимает или не слушает. Даже самый маленький ребенок в состоянии почувствовать и понять, что Вы недовольны его успехами и Вам что-то больше нравится в других детях. Это ужасно ранит малыша!

Родители ошибочно полагают, что сравнения мотивируют детей. На самом деле они их только злят! И часто вызывают обратный эффект: ребенок начинает больше упрямиться, капризничать и вести себя неадекватно. Поэтому будьте осторожны: сравнивайте только достижения ребенка с его собственными в прошлом»смотри, вчера у тебя не получалось, а сегодня получилось!»

8. Ругаться при ребенке

Никто, конечно, не пытается создать для ребенка вымышленную реальность, где все живут без нервов и обид. Но не стоит общаться на повышенных тонах при ребенке.

Родители иногда могут быть расстроены или грустить, и могут сказать об этом ребенку. Но нельзя делать его свидетелем Вашей агрессии по отношению друг к другу. Ведь мама и папа для малыша — это гаранты безопасности. Если они кричат, ругаются или, еще хуже, бьют друг друга, это ощущение у детей исчезает. На таком фоне у ребенка могут развиваться проблемы с аппетитом, сном, возникать приступы истерики и агрессии.

Вспомните, кто тут взрослый и, кто должен показывать пример того, как надо решать проблемы. Если вам необходимо выяснить отношения, сделайте это, пока ребенок не может вас услышать.

9. Угрожать, что разлюбите его или не будете с ним «дружить»

По мере взросления дети все меньше поддаются контролю и давлению со стороны родителей. Многие из родительских манипуляций перестают работать и даже имею обратную силу. Ребенок начинает приобретать свое мнение, ведь он тоже личность. И зачастую это мнение не сходится с родительским. И не все родители могут это принять. В такой ситуации родители говорят, что не будет его любить, если он будет делать так, как он хочет.

Такие слова хорошо отпечатываются на памяти ребенка и может вызвать глубокую обиду. А если он замечает, что обещание не исполнилось, то постепенно от этого теряется доверие к взрослому. Вместо этого стоит сказать, что любите своего ребенка, но его решение или поступок Вас не устраивает по определенной причине. После попробуйте решение, которое сможет устроить каждого, предоставив ребёнку выбор из нескольких вариантов. Так Вы дадите ему почувствовать себя с Вами на равных и не утратите свой авторитет.

10. Проявлять безразличие

Некоторым родителям проще не обращать внимание на своего ребенка и его поступки, считая, что так он выражает себя и что скоро он это «перерастет». Они игнорируют его плохое поведение, не делают замечания и не объясняют того, что они о него хотят и почему. Некоторые и вовсе отдают ребенка на воспитание близким родственникам или няням. Это самая большая ошибка, которую можно допустить в воспитании ребёнка, и стоит она очень дорого. С каждым разом проблема будет только ухудшаться. Ребёнок постепенно начнет привыкать к тому, что он может делать что угодно и ему за это ничего не будет. Так его проделки перерастут уже в нечто серьёзное.

Попробуйте поговорить с ребенком наедине, постарайтесь решить его проблемы вместе. Лучше построить доверительные отношения сейчас, чем пытаться вернуть утерянное время, когда Вы и Ваше внимание уже ему будут не нужны (а наступит это довольно скоро!).

#18. Какие фразы нельзя говорить ребенку?

Воспитывать ребенка собственным примером и скрывать свои слабости очень сложно для родителей. Однако, следить за произнесенными фразами всем нам по силам…

Родительские установки — самые мощные, поэтому относитесь к ним со всей ответственностью!

Не будешь хорошо есть — не вырастешь. Не стоит использовать «страшилки» любого рода: они могут и напугать, но пользы не принесут, поскольку ребенок не поймет взаимосвязи. Дети любят сказки, поэтому перед приемом пищи можно рассказать историю о любимом герое, обращая внимание на то, что его сила или способность зависит от продукта, который не хочет есть ребенок.

Будешь убегать — злой дядя унесет тебя. Распространенной ошибкой считается привитие ребенку чувству страха и не защищенности через фразу и ее интерпретации: «Будешь убегать — злой дядя унесет тебя». Ребенок не понимает ситуацию и будет пугаться новых людей. Лучшим выходом будет объяснить ребенку все последствия того, что он делает и как лучше делать, чтобы избежать проблем.

Ну что же ты такой неуклюжий, вечно все ломаешь. Дети часто ломают вещи, и ругать их не стоит за это, особенно используя фразу: «Ну что же ты такой неуклюжий, вечно все ломаешь». Таким образом, ребенок учится самостоятельности, но так как его навыки еще развиты плохо, ему нужна помощь взрослого. Вместо упрека достаточно проявить терпение и желание помочь ребенку в трудную минуту.

У тети Наташи Ваня на одни отлично…, а ты… В данном случае у ребенка резко падает самооценка. Он может считать, что его любят только за достижения и как итог замкнуться в себе. Успех учебы возможен только в том случае, если ребенок уверен в себе.

Ты лучше всех у нас! Для каждого родителя его ребенок является самым лучшим. Окружающие его люди могут и не считать лучшим. Нужно хвалить ребенка за действия: «Ты такой молодец, что лучше всех выполнил задание».

Я с таким капризным гулять не пойду. Послушный ребенок всегда приятнее родителям, чем капризный: «Я с таким капризным гулять не пойду». По этой фразе ребенок может понять, что его любят, только когда он хороший. Он начинает накапливать в себе обиды, страхи и неуверенность. Ребенку нужна уверенность в любви без всяких условий. Он должен ощущать, что его любят всяким.

Я сказал сделать так, значит делай так. Настаивание на своем без права обсуждения может привести к тому, что из ребенка вырастет бунтарь или человек без своего мнения. Если и настаиваете на чем то, то нужно сразу объяснять причины для этого. Важно также сопереживать ребенку, если мнения разошлись.

Да бери уже, только отстань от меня! У каждого в семье есть запреты, которые рушатся этой фразой. Ребенок сразу понимает, что у него есть возможность манипулировать родителями с помощью длительного плача и крика.

Ну что ты ревешь из-за пустяка! «Трагедии» у родителей и малыша отличаются в корне. Поэтому такие фразы ставят малыша в тупик. Для ребенка это может быть и не пустяк. Ребенок может понять, что родителям все равно на его чувства, начнет замыкаться в себе из-за невысказанности.

Ничего тебе не куплю, нет денег. Такой фразой родители отмахиваются от ребенка. В данной ситуации ребенку нужно объяснить логику отказа или не разумность покупки.

#19. Что нужно говорить детям каждый день?

В каждодневной суете мы часто забываем о многих очень важных вещах: например, что нужно каждый день напоминать ребенку о том, как мы его любим и поддерживаем по всем.

Нам кажется, что повторение»приевшихся»фраз не так важно. На самом деле каждая такая искренняя фраза несет сильный энергетический заряд!

Так что не скупитесь на следующие фразы своим детям:

Пусть Вам кажется, что это звучит как клише. Но детям нужно подтверждение родительской любви ежедневно! Ваши поступки не всегда могут это сказать, поэтому подкрепляйте уверенность ребенка словами.

2. Все хорошо (варианты: все получится / попробуй еще раз / я с тобой / я верю в тебя)

Эту фразу нужно говорить всегда, когда у ребенка случился какой-то провал, он допустил ошибку или расстроен какой-то неудачей. Не нужно внушать ребенку, что у него и так все всегда получается или он лучше всех. Но очень важно постоянно внушать ребенку, что мы, самые его близкие люди, верим в его успех, если он приложит к нему усилия!

Хотите, чтобы ребенок рос благодарным? Сами не забывайте ежедневно благодарить его даже за маленькую помощь.

Да, возможно эту звучит очень громко, если речь идет о мелких достижениях. Но такими незначительными они могут казаться только нам, взрослым. Ребенку важно слышать, что родитель одобряет и ценит его старания. Но важно хвалить ребенка именно тогда, когда Вы это старание видите. Нет необходимости хвалить его за то, что он делает уже почти автоматически (ведь Ваши слова должны давать стимул!).

5. Я скучал / я скучала по тебе

Рано или поздно ребенок начинает сомневаться в том, насколько родителям интересно проводить с ним время. Он видит, как они устало отмахиваются от занятий или игр с ним, отправляют его играть с свою комнату, занимаясь своими делами. Конечно, одними словами нельзя утвердить в ребенке веру в свою значимость, уделять время ребенку необходимо. Но фраза о том, что Вы по нему скучаете — это услада для детских ушей, ведь ребенку так нужно знать, что Вы в нем нуждаетесь так же, как и он в Вас!

#20. Как и какие запреты ставить ребёнку?

Каждый ребенок — это чистый лист бумаги, его жизнь только началась. И то, что нам, взрослым, кажется простым и элементарным — для ребенка это что-то новое, не понятное для его сознания.

«Нельзя» — это не волшебное слово, благодаря которому ребенок вмиг станет послушным. Необходимо проявить огромное терпение, чтобы выработать у ребенка понимание допустимых границ, и почему нет — означает нет. Главное делать это спокойно, без истерик, криков и угроз.

Представим, что ребенка крайне заинтересовали столовые приборы. Так много интересных и сверкающих предметов, которые можно разглядывать, стучать, кидать. Но далеко не все столовые приборы безопасны. И естественно, чем опаснее предмет — тем больше он интересен для маленького ребенка, познающего мир. Именно в этот момент он может услышать свое первое «нет, нельзя». Главное помнить, что говорить это нужно спокойно, глядя ребенку в глаза.

Возможно придется переключить его внимание на что-то другое. И по такой схеме придется пройти и не раз, и не два. Нужно приложить максимальное терпение, раз за разом спокойно объясняя ребенку, что это нельзя, и не забывать при этом объяснять малышу, почему он не может что-то взять или сделать.

И не в коем случае не стоит забивать голову тем»как ребенок выглядит со стороны». Когда после слова»нет»ребенок начинает плакать, родители тут же начинают одергивать его, кричать на него что бы он успокоился. Родитель должен быть сосредоточен только на ребенке. Задача родителя донести до ребенка как принять запрет, предложить альтернативу, а не ориентироваться на мнение прохожих чужих людей. Ребенок не должен быть удобным, ведь он тоже человек со своими эмоциями и чувствами, а удобные дети чаще всего вырастают в удобных взрослых. И это не сыграет на руку повзрослевшему ребенку.

Что бы минимизировать контакт ребенка с запрещенными предметами, лучше убрать их из зоны его видимости. Жизнь ребенка не должна превращаться в один сплошной запрет, поэтому все то, что опасно или просто запрещено для малыша, лучше убрать или спрятать.

Со временем ребенок будет подрастать, и то, что сегодня его так манит, завтра уже станет не интересным. Одни запреты сменятся другими и это нормально.

Что делать, если ребенок не понимает запретов?

Стоит обратить внимание на то, не нарушает ли кто-либо из членов семьи наложенное табу. Если один член семьи говорит «нельзя», а второй потом отмахивается «да пусть делает, что хочет» — у ребенка очень сильно стираются границы дозволенного. Он перестает понимать запрет, ведь в его голове появляется каша из разных мнений. И конечно, ребенок будет прислушиваться к тому, кто позволяет, чем к тому, кто запретил. Если Вы ввели очередное»нельзя», его должны поддерживать все взрослые. Это»нельзя»должно быть категоричным как у мамы, так и у папы.

Заранее определите те»нельзя», которые критичны для безопасности ребёнка. Следуйте им всегда и везде и обучите им всех родственников, с кем остается ребёнок. Например,»нельзя вставать на подоконник»(даже если первый этаж!) или»нельзя трогать плиту».

Если Вы говорите ребёнку»нельзя», объясните себе и ему, почему. Если»нельзя»на самом деле не ведет ни к каким последствиям, то почему нет? Например,»нельзя разбрасывать игрушки по комнате». А почему? Потому что потом их нужно собрать? Это не проблема, если Вы приучите ребёнка их собирать после игры.»Нельзя»не может быть только потому, что это не удобно маме.

Нужно добиваться выполнения любого»нельзя», если это строгое правило. Нельзя давать слабину. Вводите систему наказаний за нарушение строгих»нельзя». Например, временное лишение каких-то игрушек или»тайм-аут»в комнате.

Также помните, что слишком много запретов нарушает понимание ребенка ситуации. Если малыш постоянно слышит только «нет» и «нельзя», то со временем начинает воспринимать запрет просто как звуковой фон. Запреты не должны стать чем-то само собой разумеющимся. Слово «нет» будет восприниматься максимально точно только тогда, когда ребенок будет слышать его в нечастых и действительно важных или опасных для него ситуациях.

Некоторые»нельзя»лучше заменить положительной альтернативой. Вместо»Тебе нельзя торт, у тебя аллергия!», скажите:»Тебе можно йогурт с бананом, он очень вкусный и полезный!». Не заставляйте ребёнка верить, например, в то, что он болеет и поэтому ему многое нельзя.

Все»запретное»лучше убирать с глаз и не провоцировать ребёнка. Если не хотите покупать ребёнку новую игрушку, лучше не заходите с ним в детский магазин. Если ему чего-то нельзя, не ешьте это при нем.

Любой запрет не является чем-то абсолютным и вечным. Дети растут и меняются. Поэтому время от времени меняйте список запретов.

#21. Что не нужно запрещать детям?

Воспитанием детей нужно заниматься всегда. При этом что-то нужно запрещать делать категорически, а что-то нет. Что же всё-таки не стоит запрещать детям?

Дети, как правило, проявляют большую активность. Ни в коем случае нельзя запрещать им бегать и прыгать. Так они выплескивают свою энергию. При этом могут научиться чему-то новому, а это важно для развития любого ребенка. Необходимо помочь ему в этом развитии, можно показать, как еще можно активно провести время без вреда для себя, окружающих людей и предметов. Конечно, нужно дать понять, что в общественных местах ведут себя тише.

Когда нужно, можно занять ребенка более спокойной игрой, например, с помощью готового детского набора игр «Ребёнок Занят» , который всегда удобно иметь под рукой.

Бояться чего-то или кого-то

Страх — это нормальное явление, как у детей, так и у взрослых. Если ребенок боится собак, например, нужно объяснить, почему не всех собак нужно бояться. Можно познакомиться с какой-то собакой вместе, например, посетив питомник. Однако заранее необходимо точно знать, что эта собака не опасна. Нужно показать, что бояться нечего. Но нельзя стыдить ребенка за страх. Важно объяснить, что страх — это естественная защита организма, но человек может с этим справляться.

Малыши более эмоционально переживают события, происходящие в их окружении. Вместо того, чтобы запретить ребёнку плакать или постыдить за это, можно разобраться вместе в ситуации, объяснив причину его слёз и как с ними справиться.

Самостоятельно что-то делать

Если ребенок хочет одеться сам или пытается кушать столовыми приборами, не запрещайте ему. Так он быстрее научится. Пусть процесс затянется на более длительное время, чем это могло бы получиться с Вашей помощью, зато ребенок получит бесценный опыт. Даже если он в чем-то ошибется и сделает не так, в следующий раз уже сделает лучше. Не ругайте ребенка и не отбивайте желание быть самостоятельным. Во взрослой жизни самостоятельность ему очень пригодится!

Спрашивать и исследовать новое

Дети очень любопытные, так как многого не знают и не понимают. Необходимо не просто ответить на вопрос, но и сделать это правильно. Ответ не всегда должен у Вас быть готов сразу, можно вместе посмотреть его в книгах или интернете. Возможно, ребенок сразу узнает еще что-то новое. Таким образом, можно заодно установить более крепкую связь с ребенком. Исследование нового — это крайне важный способ познания мира.

Многие родители гордятся своими детьми, которые им помогают, например, в уборке. А все потому, что когда-то им разрешили это делать, не боясь, что так «отнимут у ребенка детство». Ребенок интересуется любыми действиями, которые совершает взрослый. Если интерес есть, дайте какую-то небольшую работу и покажите, как нужно ее правильно делать. Ребенок скорей всего не сразу будет делать правильно, но со временем научится.

Дети — большие фантазеры. Не запрещайте им мечтать, дайте насладиться мыслями. Если у ребенка большие мечты, он может что-то делать для их осуществления. Так из маленького мечтателя вырастает целеустремленный человек. Но не нужно забывать, что иногда необходимо помочь ребенку понять разницу между безобидными фантазиями и намеренной ложью, которая может причинить вред и себе, и другим. Делайте это очень аккуратно и мягко.

Страх перед темнотой это нормальное явление, особенно в возрасте 3-5 лет. В этом возрасте дети психологически отдаляются от мам. Как следствие, появляются ночные кошмары, спутывающиеся с фантазией и воображением. Если малыш боится темноты, то лучше уставить неяркий ночник, и проснувшись, он убедится в отсутствии»чудищ».

Высказывать свое мнение

Ребенок — это член семьи. Его обязательно нужно выслушать и понять, если он хочет высказать свое мнение на «семейном совете». Возможно, он скажет что-то совсем не в тему. В таком случае объясните, почему он не прав и почему принято другое решение. Главное для ребенка, чтобы его выслушали. В дальнейшем это поможет в воспитании, особенно в подростковом возрасте.

Если с детства его никто никогда не слушал и не пытался понять, он может вырасти большим эгоистом. В большинстве случаев детям не хватает именно внимания к их интересам, мнению и простого объяснения причин происходящего вокруг.

#22. Что нельзя делать при ребёнке?

Родители часто не задумываются над своим поведением, считая, что они априори ведут себя правильно.

Нужно уметь смотреть на себя со стороны, оценивать своё поведение и корректировать его.

1. Выяснять отношения при ребёнке

Никогда нельзя ни с кем выяснять отношения при своём чаде, а уж тем более ругаться на повышенных тонах, особенно с близкими родственниками. Когда малыш слышит родительские крики, он испытывает сильнейший стресс. Крик — это не показатель силы, а наоборот он говорит о беспомощности взрослого, и ребёнок это прекрасно понимает.

Дети, которые растут в постоянной накалённой атмосфере, имеют огромные проблемы с нервной системой, часто они бывают замкнутыми или наоборот агрессивными. С появлением детей нужно учиться решать все конфликты более мирно, или хотя бы делать это в отсутствии малышей.

2. Критиковать и унижать других

При ребёнке нельзя обрушивать критику на другого взрослого человека, так как это подрывает его авторитет в глазах маленького человечка. В дальнейшем ребенок тоже будет себе позволять подобное отношение, так как для него это будет нормой. Ребёнок будет считать, что только его семья является хорошей, а все остальные полны недостатков, потом это будет мешать нормальному общению со сверстниками.

Унижать окружающих тоже недопустимо. Если мама вдруг скажет на эмоциях папе, что у него, например,»руки растут не из того места», то ребенок начнёт точно также общаться с отцом и, кроме того, начнёт задумываться над тем, почему это у папы такие проблемы.

3. Использовать шантаж и манипуляции

Нельзя манипулировать родными. Внутрисемейный шантаж — крайне частое явление, к сожалению, и оно во многих семьях является абсолютной нормой, но вот только ни к чему хорошему это явление привести не может.

4. Сажать людей на поводок

Не нужно чрезмерно опекать родных и контролировать каждое их действие. В конце концов, они самостоятельные люди. А если ребёнок будет наблюдать этот постоянный контроль, то он будет считать, что у другие люди не умеют самостоятельно действовать и принимать какие-либо решения, что опять-таки подорвёт их авторитет.

5. Зависать в гаджетах

Родители не должны постоянно проводить время наедине с гаджетами, в жизни должен присутствовать и реальный мир, реальное общение, и его должно быть намного больше. В противном случае не стоит удивляться тому, что ребёнок променяет общение со сверстниками на»общение»со смартфоном.

Родители, конечно, должны воспитывать своих детей, но любое воспитание ребёнка нужно начинать с воспитания себя.

#23. Как бороться с манипуляциями и избалованностью детей?

Дети — это очень искусные манипуляторы, которые могут достигать своей цели любыми способами. Бедным родителям ничего не остаётся, кроме как подчиниться ребёнку или же накричать на него, испортив тем самым настроение и себе и своему чаду? На самом деле вариантов немного больше!

Стыдясь истерики в публичном месте родителю приходится купить ребёнку дорогую игрушку или сладость, которую ему есть противопоказано. И так всё будет продолжаться очень и очень долго, пока родитель не соберётся с силами и не решит что-то сделать со сложившейся ситуацией.

Не стоит винить в этом всё ребёнка, такое терпят 90% всех родителей, это естественное поведение ребёнка, которое нужно либо перетерпеть, либо изменить. Самый распространённый способ шантажа — слёзы и истерики. Дети своеобразные психологи, которые тонко чувствуют то, на что могут «повестись» родители. Одни купят игрушку, потому что бояться публичных сцен, другие, потому что слишком сильно любят своего ребёнка, а третьи, потому что не хотят показаться бедными или скрягами.

Что делать, чтобы не поддаваться манипуляциям?

Вы должны твёрдо дать понять ребёнку, что ни боитесь ни его слёз, ни истерик, ни шантажа. Нужно перестать подкреплять манипуляции, давая ребёнку то, что он требует, но Вы не разрешаете. Тогда юное чадо поймёт, что добиваться своих целей таким способом не просто некрасиво, но ещё и не приносит никаких результатов.

Чтобы вовремя распознать первые попытки манипуляции необходимо отмечать регулярно повторяющиеся случаи, когда ребенок получает что-то с помощью слез, выпрашивания или истерик.

Не ругайте ребёнка за истерику и эмоции! До того, как ребёнок начал заходиться в истерике и слезах, стоит напрямую поговорить с ним, узнать, чего он конкретно хочет и зачем. Если разговоры не помогают, то необходимо спокойно, ровным голосом изложить ребёнку взвешенное решение касательно мер наказания за подобное поведение, которое его ожидает (лишение мультиков, прогулок с друзьями и т.д.). Здесь очень важно подчеркнуть, что окончательное решение принимаете Вы — взрослый.

Важно не игнорировать манипуляции! Иначе ребёнок расценит это как проявление равнодушия. А это уже может создать иной клубок проблем: обиду, злость и агрессивное поведение.

В качестве профилактики манипуляций ребёнка также нужно установить и постоянно контролировать соблюдение границ дозволенного для ребёнка: не нужно запрещать всё подряд, но точно обозначить, что ему «дозволено» и что «неприемлемо».

Вы как родитель также должны соблюдать установленные правила и, если совершили где-то ошибку, признавайте ее.

Проблема, отпущенная на самотек, развивается самостоятельно, оставляя отпечаток на личности. Рано или поздно наступает момент полной потери контроля родителей над своим ребенком. Выход только один — принимать меры.

Все знают о том, что избалованный ребенок — это залог многих проблем с ним в будущем. Но далеко не все родители готовы признать, что избаловали свое чадо.

Вот каковы основные признаки избалованности:

Исполнение родителями всех желаний ребенка.

Отсутствие рамок дозволенного.

Ребенок не несет ответственность за собственные поступки.

Ребенок получает подарки от родителей ежедневно.

Ребенок требует одну и ту же еду, отказывается соблюдать режим дня.

Ребенок устраивает истерики и капризы при любом недовольстве.

Как бороться с избалованностью?

1. Составьте режим дня. Многие не уделяют этому аспекту достаточно внимания, а ведь он является ключевым в формировании дисциплинированности и самоконтроля ребенка. Режим дня, который вы заложите с детства, ребенок может соблюдать на протяжении всей жизни. Постепенно приучите его делать базовые действия в одно и то же время ежедневно. Утром — чистить зубы и заправлять кровать, днем — убираться и так далее. Поначалу будет сложно, однако потом вы заметите, что ребенок начал делать все это самостоятельно и без вашего напоминания.

2. Распределите дела по дому между собой. Домашние дела возлагайте не только на плечи ребенка, но и на свои. Поделите обязанности поровну. Скоро вы увидите, что он будет выполнять то, что нужно сделать в принципе, а не только то, что «по договору» должен сделать он.

3. Следите за меню. Здоровье, как физическое, так и моральное, напрямую зависит от рациона. Избалованные дети, как правило, потребляют много сладкого, мучного, фаст-фуда. От этого страдает здоровье неокрепшего организма. Важно с детства заложить у ребенка хорошие пищевые привычки, потому что с ними он проживет всю жизнь. В детстве корректировать такие привычки проще, чем во взрослом возрасте.

4. Исключите или сократите время для гаджетов. Компьютеры, планшеты, телефоны и телевизор пагубно влияют на детей, которые проводят с ними большую часть своего свободного времени, поэтому их присутствие в жизни ребенка стоит минимизировать, а по возможности вообще исключить.

5. Разговаривайте с ребенком. Помните, что Вы — пример для подражания. Воспитывайте ребенка не только словами, но и поступками. Интересуйтесь тем, что интересно вашим детям, рассказывайте о себе.

Ответственность за воспитание ребенка лежит на плечах родителей. В любом деле нельзя обойтись без ошибок, однако их важно уметь не только принимать, но и исправлять.

#24. Как не кричать и не срываться на ребёнка?

Даже если Вы твердо решили растить ребёнка в любви, доверии и понимании, время от времени Вас всё равно будет мучить желание сорваться на крик. Так уже устроена детская психика, что всё время они тестируют нервы родителей на прочность. Что делать?

1. Как только почувствовали, что уже»закипели», мысленно досчитайте до 10. Такая внутренняя задержка позволит ненадолго отвлечься, и кое-что для себя прояснить, пока не переборщили с эмоциями (все равно, что снять с плиты кастрюлю с убегающим молоком).

2. Нужно попытаться как можно доходчивее объяснить ребёнку, что Вы злитесь и именно из-за его поведения. Главное донести это так, что не ребёнок плохой / непослушный / замучил маму, а именно его действия очень ее злят. Тогда он сможет усвоить простую закономерность»я не собираюсь на улицу — мама злится». Ведь ребенок (особенно в возрасте 2-4 лет) не в состоянии оценить, какой сегодня у мамы»уровень нетерпимости», иначе говоря, понять, где Ваша точка кипения. Он просто постигает мир и Ваши границы дозволенного. Упростите ему эту задачу: вместо крика и угроз, эффективнее объяснить, почему у мамы такая бурная реакция и что именно Вам не нравится: не»давай быстрее, сколько можно, сил моих нет», а»я очень недовольна тем, что ты еще не одет, я буду злиться, если мы опоздаем из-за этого».

Вместо того, чтобы угрожать ребёнку, если он Вас не слушает, нужно подойти к нему близко, опуститься на один уровень с ним, наладив тем самым зрительный контакт, и постараться спокойно объяснить ему все, что Вы от него хотите, в спокойной форме. Поверьте, это гораздо более действенный метод внушения, чем рев откуда-то сверху!

3. Определите границы дозволенного не только для ребенка, но и для себя. Составляйте и периодически редактируйте в уме»списки»: что можно, что допустимо, а что категорически запрещено. Если ребенок вдруг что-то нарисует на обоях, не стоит ожидать, что»до него дойдет с первого раза»и тут же срываться на крик. Придется в N-й раз объяснить, что именно это запрещено, затереть и еще раз объяснить, что это запрещено. Лучше сразу снизить свой уровень ожиданий»понятливости»ребёнка, чтобы сберечь массу нервов.

Наказывать и повышать голос на детей можно только в тех случаях, когда уже отработанное»запрещено»было наглым образом проигнорировано (при чем наказание должно идти следом и незамедлительно).

Однако часто родители начинают кричать на ребенка даже, если он делает что-то из списка»допустимо»: например, облился водой, когда Вы уже одели его на прогулку собрались выходить. Прежде чем кричать, быстро спросите себя: это запрещено или допустимо? Вы разве когда-то запрещали ребёнку случайно проливать на себя воду? Если нет (надеюсь, что нет!), то и срываться явно нет повода: все это можно исправить.

Но если Вы не раз объясняли, что открывать окно и вставать на подоконник запрещено, а он все равно это делает, тут точно надо быть жестким: вопрос безопасности не может быть проигнорирован ни в коем случае! И поменьше самобичевания. Опять не сдержались? Еще раз скажите себе, что злится, раздражаться, проявлять агрессию — это нормально в стрессовых условиях (ради сохранения психики).

#25. Как правильно наказывать детей?

Пожалуй, это один из важнейших вопросов для любого родителя. Безусловно, есть семьи, где дети растут маленькими»королями»в атмосфере вседозволенности и не ведают, что такое наказание.

Но отказ родителей от наказаний в страхе»нанести психологическую травму»приводит к серьезным проблемам в последующей социализации такого ребенка.

Наказание не значит боль, обиду и унижение. Наказание — это определенное ограничение. И это помощь ребенку со стороны родителя: чтобы вернуть его в границы дозволенного!

Физические наказание, как правило, применяются родителями от бессилия. Приучение ребенка к чему-то через боль — ложный путь. Возможно, силой Вы заставите ребенка что-то сделать. Вместе с этим накопите еще проблем в общении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *