вопросы веры и фомы рождество христово
Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем
Предлагаем также цикл увлекательных аудиоуроков по школьной программе начальных классов: «В школу с Верой и Фомой».
Жизнь замечательных людей
Познаем мир с Верой и Фомой
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
668 комментариев
Спасибо огромное. Очень полезно для души, детям и родителям!
Да очень интересно.
Спасибо большое за энциклопедию хоть мне и уже поздно по возрасту слушать,но мы с сестрой слушаем почти каждый вечер вашу энциклопедию и нам очень нравится.
Благодарю! Господи спаси и сохрани!
Спасибо Вам большое за “Вопросы Веры и Фомы”
Очень хорошая передача для детей и родителей. Слушаем каждый день. Господи Спаси и Сохрани. )))
Спасибо! Сын (5 лет) не ложиться спать не послушав ваши рассказы. Некоторые знает практически наизусь. Очень рады новым рассказам. Храни Вас Господь!
Здравствуйте! Спаси Господи! Для ребенка 4х лет прослушать этот аудиоспектакль — награда! Может слушать подолгу, по многу раз!
Согласна и я кстати тоже не ложусь спать пока не послушаю сказку! 😇😉👍🏻Спаси вас Господь!
Вот ни когда не ложусь спать пока не послушаю эту аудио книгу! Спаси и сохрани, вас Господь! 💐💙❤️🌹🌹🍁🍂
Когда появятся новые выпуски?
Григорий, новый выпуск добавлен.
Меня тоже интерисует етот вопрос
Огромное спасибо за “Вопросы Веры и Фомы”. И сама слушала с удовольствием, и сын 8 лет был просто в восторге. Забыл о компьютере и телевизоре. Просит ещё скачать. Вот не знаю где…
От Рождества до Богоявления: Главные вопросы
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Две тысячи лет назад родился Младенец. О Его Рождестве сначала знали только Мать, отчим, да еще несколько человек, которым дано было об этом знать. И все. Больше никто. Разве что царь-маньяк Ирод, увидевший в родившемся Мальчике конкурента и врага. С того момента прошло тридцать долгих лет, и лишь после омовения в водах Иордана от рук Иоанна Крестителя и гласа с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» мир узнал имя этого Человека – Иисус.
Генеалогия Христа
Внимательный читатель Евангелия заметит, что списки предков Иисуса, которые приводят в своих книгах апостолы Матфей и Лука, в значительной мере разнятся. Например, Лука начинает родословную Спасителя от самого Бога Отца, а Матфей – от Авраама, опуская все те поколения, которые были до него. Еще одна странность – выпадения имен. Даже в рамках одной эпохи генеалогии по Матфею и по Луке содержат разное число родов, что тоже вызывает недоумение. Но самым интересным является то, что от Соломона и до самого Христа в родословные вписаны абсолютно разные имена. Такое впечатление, будто Матфей и Лука говорят о двух разных Личностях.
На самом деле у первых христиан эти противоречия сомнений не вызывали. С самого начала своей истории Церковь знала много смут, но вот вокруг генеалогий Христа споров не было никогда. Это значит, что и Луку, и Матфея одинаково считали достоверными источниками. Но почему? Ведь расхождения между двумя родословными налицо. Разрешение этой дилеммы лежит в нескольких плоскостях.
По утвердившемуся в Церкви взгляду, Матфей приводит генеалогию Христа юридическую, а Лука – биологическую. Юридически Иисус был сыном Иосифа – мужа Марии, а биологически имел отношение только к своей Матери, которая родила Его непорочно – без участия мужчины. По сути, Матфей излагает родословную Иосифа, а Лука – Пречистой Девы. Естественно, это предполагает и разных предков, и разные временные отрезки.
Такой шаг евангелистов объясняется очень просто. Матфей был иудеем до самой последней клеточки, и его задача как ученика Христова состояла в том, чтобы показать иудеям мессианское достоинство Спасителя, а это предполагало, что Иисус должен происходить от Авраама, Иуды, Давида и родиться в законной семье. Родословная первого Евангелия именно это и делает, каждым словом показывая, что Иисус и есть Наследник-Мессия.
Лука тоже был евреем, но образование и воспитание он получил уже эллинистическое, и на старинных преданиях особо не акцентировал свое внимание. Ему как ближайшему ученику апостола Павла была особо дорога мысль, что Христос пришел не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. И поэтому рассказ Луки о предках Иисуса начинается не Авраамом, а самим Адамом. Более того, во главе всей этой цепочки стоит Сам Бог Отец – безначальный Родитель безначального Слова. Того Слова, которое, в конце концов, стало плотью ради спасения человечества.
Также существует легенда, что Лука наравне с Иоанном Богословом был в числе тех, кто заботился о Богородице в годы Ее старости, и Она ему часто рассказывала о своем прошлом. Вот почему евангелист и счел нужным привести не юридическую, а реальную генеалогию Спасителя – он помнил о том, что рассказывала Святая Дева.
И пришли волхвы с Востока…
Другой не менее важный вопрос связан с эпизодом, который относится непосредственно к моменту Рождества. Если Лука пишет о трогательной истории поклонения пастухов, то Матфей отводит роль «паломников» довольно странным персонажам – чужестранцам, язычникам, да еще и колдунам. Ведь именно так переводится всем примелькавшееся слово «волхв». Но не все так просто, и вот почему.
«Колдунами» волхвы были, прежде всего, в сознании наших предков-славян, которые в силу своего мировоззрения не делали различения между магическими действиями и естественнонаучными знаниями. Да что там славяне – в католическом Риме и православной Москве в старину существовали должности придворных астрологов, а врачи вплоть до эпохи Просвещения считали незазорным пользоваться разными заклинаниями и амулетами.
В оригинальном тексте Евангелия на месте слова «волхв» стоит слово «маг», а оно обозначало нечто иное, нежели привычного сейчас экстрасенса из газетного объявления.
Маг – это ученый человек, который в своих исследованиях постигал глубины мудрости и вникал в суть вещей. Конечно, деятельность любого ученого в древности так, или иначе была связана с оккультизмом. Ведь сами знания носили сакральный характер, а природа обожествлялась. Но все же для проведения настоящих магических манипуляций существовали другие люди – жрецы, колдуны, чародеи. Они могли и духа вызвать, и с демонами напрямую пообщаться, и жертвы принести. Ученые же этим, как правило, не занимались – они исследовали мир. Именно такими естествоиспытателями и были евангельские волхвы.
В их участии в рождественской истории можно выделить два принципиально важных момента. Прежде всего, они, сами того не подозревая, подтвердили чудо Рождества. Ведь обычных людей было легко удивить чудом, а мага – нет. И если бы Рождество было заурядным событием, три ученых мужа не проделали бы столь опасный путь от Междуречья (современный Ирак) до Палестины. Но в том-то и дело, что все обстояло совершенно иначе. Звезда была необычная – она сияла и двигалась, указывая путь к Божественному Ребенку. И это, не влезавшее ни в какие представления об астрономии явление уже само по себе словно бы подсказывало волхвам, что они придут и увидят чудо. А когда они пришли и увидели Спасителя, Его Мать и отчима, то поняли, что именно к Нему их манила яркая точка на небосводе. Чудо было налицо.
Во-вторых, волхвы были чужестранцами. По одной из легенд, они происходили из рода пророка Даниила, то есть имели еврейские корни. Но, понятное дело, это уже были не евреи, а вполне сложившиеся язычники, лишь смутно помнившие о своем далеком предке. И тут снова явился промысл Божий.
В Евангелии от Иоанна есть очень строгие слова: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его». И это неприятие началось уже в момент, когда Мария искала место для родов, – ни одна хозяйка не приняла роженицу, и им с Иосифом пришлось ютиться в сарайчике на окраине города. Древние иудеи не заметили Рождества, и на фоне этого равнодушия приход волхвов стал символом того, что именно язычников в свое время Бог обратит к Себе и воссоздаст из этих людей Свою новую Церковь.
Хронология Рождества
С волхвами связан еще один вопрос: как увязать события, которые описываются в Евангелиях? Матфей рассказывает о мудрецах, о зверстве Ирода, о бегстве в Египет, о возвращении святого семейства после смерти Ирода. Лука повествует о пастухах, об обрезании Христа, о Его сретении старцем Симеоном и Анной пророчицей, о пребывании 12-летного Иисуса в Храме. То есть, как видно, события вполне конкретные, но плохо согласуемые друг с другом, поскольку евангелисты не указывают четких временных рамок.
Возникает и еще одна проблема – Церковь в литургическом цикле совмещает большинство этих происшествий в единую череду – Рождество, пастухи, волхвы, избиение младенцев, Обрезание, Крещение, Сретение… Стоп! Но ведь Крещение – событие взрослой жизни Христа. Как оно затесалось в этот ряд?
Отправной точкой в восстановлении хронологии Рождества является следующий факт: подавляющее большинство толкователей полагает, что Вифлеемская звезда не была небесным телом. Это был или ангел, или иное чудесное знамение. Но если оно появилось в момент Рождества, то необходимо было много времени, чтобы преодолеть путь от Ирака до Палестины. Поднимаем атлас мира. С помощью простой линейки обнаруживаем, что путешественники должны преодолеть минимум 1500 километров. С учетом скорости верблюда, на дорогу ушло около месяца, если не больше, так как в пути всякое бывает. Уже ясно, что милые картинки, где волхвы вместе с пастухами толпятся у входа в пещеру, – явно приукрашены. Гости с Востока вряд ли могли явиться в Вифлеем непосредственно в ночь Рождества. А если учесть, что сначала они пошли к Ироду, переполошив своей вестью всю столичную элиту, то к Спасителю чужеземцы, вероятно, пришли лишь через несколько месяцев после Рождества.
Есть еще одно немаловажное «но». Христос был мальчиком, причем, не просто мальчиком, а первенцем. Кроме обрезания над старшими сыновьями в семье производился дополнительный обряд – посвящение Богу: малыша приносили в Храм, и за него давалась особая жертва. Естественно, очень неудобно было с маленьким ребенком на руках дважды проделывать путь из Галилеи в Иерусалим – сначала на обрезание, затем на обряд сорокадневного очищения. И святое семейство решило последовать примеру многих других семей из отдаленных уголков Палестины – люди оставались жить в пригородах столицы, чтобы, исполнив весь Закон, уже потом, после сорока дней, вернуться домой. По преданию, Иосиф имел довольно внушительную родню, и месяц-другой мог побыть в гостях в одном из ближайших селений. Профессия у него была востребованной, и необходимости срочно уходить в Назарет у святого семейства не было. Есть вполне веские аргументы полагать, что некоторое время после Рождества Спаситель, Его Мать и Иосиф жили поблизости от Иерусалима, где их и нашли впоследствии волхвы.
Современные исследователи в такой последовательности размещают все события, которые описаны в Евангелии до Крещения:
— Избиение младенцев и бегство в Египет
— Речь 12-летнего Иисуса
— Богоявление на Иордане
Но возникает вопрос: почему в литургическом цикле Православной Церкви эти события перемешаны? Ответ очень прост – праздники Рождества, Крещения и Сретения появились в разные эпохи и наполнились различным смысловым содержанием. Первым, как ни странно, возник праздник Богоявления, который объединял собою два момента – Рождество и Крещение. В Рождестве Бог явился во плоти, стал Человеком – зримым, осязаемым, во всем подобным нам. В Крещении же Бог явился во всей троичной полноте – во Христе, в возглашавшем с Небес Отце и в Святом Духе, Который …нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк 3:22). Явление Творца творению – общая идея обоих этих событий.
Со временем из Богоявленского блока выделили Рождество, перенеся его на день рождения Солнца – 25 декабря. Это было сделано в IV веке, ради пришедших в Церковь язычников. Чтобы они, отмечая привычную для себя дату, покланялись уже не небесному светилу, а Солнцу Правды – Христу. Прошли столетия. Рождество успело обрасти собственным циклом праздников, из-за чего теперь связь Крещения и Рождества практически незаметна. Они стали обособленными, как будто изначально были разными днями церковного календаря.
Особый разговор о Сретении. Это изначально богородичный праздник, и до сих пор в его уставе есть элементы почитания Пречистой Девы – например, небесно-синий цвет облачения, как и на Успение или на Введение. Сретение в понимании Церкви превратилось не просто в день памяти исторической встречи Христа и Симеона, а в день, когда христиане вспоминают саму идею встречи Бога и Человека. Лейтмотивом праздника стало то, что Симеон не только взял на руки Богомладенца, но и дождался исполнения древнего обетования о пришествии в мир Избавителя Вселенной.
Вообще в литургике много непонятного, но это только в том случае, если по привычке подгонять даты под календарный график. На самом деле Церковь объединяет праздничные дни не по хронологическому, а по логическому принципу, совмещая праздники родственные по своему значению.
Необычное Дитя
И, наконец, вполне закономерный вопрос: чем занимался Христос до Богоявления? Евангелие приводит лишь один эпизод из этого временного отрезка – паломничество 12-летнего Иисуса вместе с Матерью и отчимом в иерусалимский Храм. Это была первая Пасха Христа, ведь именно в 12 лет мальчиков начинали приучать к полноценной литургической жизни, когда они могли уже на равных участвовать в богослужении вместе со взрослыми.
И вот, на обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Иисус пропал. Среди шумного восточного города мальчику из провинции затеряться ничего не стоило. А там зазевавшегося подростка могли схватить работорговцы. Представив все это, родители начали поиски. И только на третий день, отчаявшись и почти потеряв надежду, они нашли Христа в Храме, целого и невредимого, разговаривающего с раввинами, которые были ошеломлены эрудированностью Мальчика. Иисус подчинился воле нашедших его родителей и возвратился вместе с ними домой.
После этого рассказа евангелист Лука уже ничего не говорит о детстве Иисуса, добавляя лишь одну фразу: «Мальчик рос и укреплялся Духом до времени своего явления Израилю». С древних времен находились люди, которые стремились этот пробел восполнить и сочиняли разные версии того, чем якобы занимался «маленький Исусик» в детстве.
Объяснить это стремление можно. Понять – тоже. Ведь это так естественно – интересоваться чужими тайнами. Например, во многих апокрифах приводятся рассказы о том, как «Исусик» исцелял людей, какие у него были золотые руки, как он наказывал своих сверстников-сорванцов. Но, несмотря на такие умилительные подробности, Церковь отвергла все эти истории. Спрашивается – почему? В советское время ответ атеистической пропаганды был прост – чтоб не развенчивать ореол божественности вокруг Спасителя. Однако такой подход чужд христианству. Евангелие знает десятки эпизодов, когда Христос поступает сугубо по-человечески, словно забывая о Своем божественном достоинстве. Значит, проблема в ином. Но в чем же?
А в том, что жизнь Христа, начиная от Рождества и кончая Голгофой, есть не что иное, как кенозис – умаление Самого Себя. Бог в утробе простой земной Девушки воспринимает Себе человеческую природу, рождается в обычном сарайчике, подвергается преследованиям, поруганиям, насмешкам, улюлюканьям. И в конечном итоге – смерти, самой позорной и страшной. Мог ли такой Бог в детстве творить те «Геракловы подвиги», которые приписывают Ему апокрифы? Ответ очевиден.
Церковь категорически отрицает возможность постановки знака равенства между «чудесным младенчиком Иисусом» и Христом Страждущим. Господь пришел пострадать за людей. Чудеса же Он творил не ради прихоти, но для того, чтоб укрепить веру тех, кто был слаб. Не мог Христос, который в зрелом возрасте совершал чудо лишь в исключительных случаях, налево и направо творить чудеса в детстве.
А каким было его детство? Об этом знает только Он и Его Мать. По рассказам Богородицы, которые потом через Луку и других первых христиан передавались из поколения в поколение, детство Иисуса было обычным. Его семья знала нужду. На жизнь зарабатывал Иосиф. Богородица рукодельничала. Иисус с раннего возраста помогал отчиму, а после его смерти Сам взял молоток и тесак и стал кормильцем Своей Матери. Кое-какую помощь оказывали дети Иосифа от первого брака. Христа они поначалу чуждались, и лишь потом, после Голгофы, Воскресения и Вознесения они уверовали в Него и стали на путь апостольства. Вот такое детство – никаких сверхъестественных событий, чудес и демонстрации силы. Спаситель скрывал Свое божество, скрывал совершенно осознанно.
И открыл его людям лишь в Иордане, когда голос с Неба засвидетельствовал, что в воде стоит не просто человек, а долгожданный Мессия.
Иллюстрация: Герберт Джон Роджерс
Рождество Христово 2022
Смысл, история и традиции праздника
Приблизительное время чтения: 14 мин.
История Рождества
По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Первые христиане праздновали также Вознесение Господне, Крещение, День сошествия Святого Духа на апостолов. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?!
О причине этой странной «забывчивости» христиан и многом другом можно узнать в материале «К Кому нас ведет звезда: история Рождества».
Где родился Христос
Чтобы увидеть место, где, согласно Преданию, родился Спаситель, нужно прийти в базилику Рождества Христова в Вифлееме. Место Рождества Спасителя находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами. Подробнее узнать о месте рождения Христа и посмотреть фото из базилики можно в материале «Где родился Христос?».
Доказательства Рождества
Многие неверующие и сомневающиеся люди спорят: а существовал ли Христос в действительности? Одно из неоспоримых доказательств земной жизни Спасителя — научное изучение обстоятельств Его рождения и святынь, связанных с Рождеством. Об этом — материал «Рождество Христово: вещественные доказательства».
Когда родился Христос
Как это когда? – удивится неискушенный читатель, – разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так? Тайну о том, когда действительно родился Спаситель, приоткроет Андрей Десницкий в материале «Когда родился Христос?».
Пророчества о Христе
Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них. Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе они тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.
О том, что предсказывали ветхозаветные святые и каким образом это сбылось, вы узнаете из статьи «Пророчества о Христе».
Смысл Рождества
В день Рождества христиане вспоминают событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Что изменило это событие в мире и в людях, почему и зачем Бог даровал нам Самого Себя и как нам правильно принять этот высший дар?
«Фома» не раз писал о смысле этого великого праздника, например, в очерке известного современного богослова протодиакона Андрея Кураева: «Андрей Кураев: Дары Рождества». Или в материале Сергея Худиева «О смысле праздника Рождества Христова».
Традиции Рождества в разных странах
Христиане всего мира празднуют Рождество как один из самых главных и долгожданных дней в церковном году. И у каждого народа, у каждой страны, у каждой ветви христианства — свои уникальные традиции.
Молитвы Рождества
Тропарь Рождества Христова
глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети, с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.
Перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!
Иконография Рождества Христова
Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения праздника были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христов. За ее основу были взяты Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.
О том, каким мы видим Христа на иконах Рождества, и о том, как менялаясь иконография праздника в течение многих веков, можно узнать в материале «Иконография Рождества Христова».
Рождественский сочельник
Рождественский сочельник — это канун, или, как его еще называют, навечерие, Рождества Христова. В этот день православные христиане готовятся к великому празднику, читают особые молитвы в храме и дома, готовят традиционное блюдо из зерен пшеницы и меда — Сочиво (рецепт вы найдете в материале «Сочиво»).
Что такое вертеп
Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.
Подробнее об истории Святого Вертепа и о том, как во всем мире развивалась прекрасная семейная и театральная традиция мастерить вертепы, вы прочтете в материале «Искусство, рожденное верой: о рождественском вертепе» с прекрасными фотографиями Владимира Ештокина.
Рождественские и святочные рассказы
Рождественский или святочный рассказ — это особый литературный жанр, который берет начало в средневековых религиозных мистериях. Чаще всего это волшебная история, полная чудес, рассказывающая о событиях, которые происходят с героем или героями в период святок, то есть между Рождеством и Крещением. Сюжет святочного рассказа — преображение души путем испытаний и необыкновенных событий. У традиционного святочного рассказа — чаще всего добрый и радостный финал.
На сайте журнала «Фома» можно прочитать замечательные современные рождественские рассказы: «Так и промычали мы свое первое Рождество», «Рождество, мама. », «Лимон на ёлке», «Калямка».
Рождественские колядки
Одна из старинных народных традиций Рождества Христова — петь колядки. Этот обычай раньше был языческим, но после того, как Русь стала христианской, стал одним из добрых способов прославлять Господа Иисуса Христа.
Рождество с детьми
Тайна Рождества
Рождество Христово – что говорят эти слова современному человеку? Казалось бы, весь мир отмечает это событие. И даже в книгах про Гарри Поттера время Рождества – самое желанное в году. И не только потому, что к нему приурочены пиры и балы – просто это время, когда ликует душа. К примеру, в пятом томе читаем: в канун Рождества Гаррин «крестный, по-детски радуясь тому, что встречает праздник не один, распевал рождественские гимны». Иеромонах Димитрий (Першин) рассуждает о празднике в материале: «Рождество как Альфа и Омега».
Рожественская елка
Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности.
Подробно о традиции украшать елку читайте в иллюстрированном очерке «Рождественская ёлка».
Стихи о Рождестве
Рождество Христово во все времена вдохновляло лучших поэтов и писателей на создание литературных произведений. На нашем сайте собрана «Большая подборка стихов о Рождестве», а еще есть материал о том, какие стихи о Рождестве подойдут для семейного чтения и рождественских спектаклей: «Что разучивать с ребенком?»
Рассказы о Рождестве
Фильмы о Рождестве
Рождественские истории, которые каждый год рассказывают нам кинофильмы, — довольно добропорядочный, давний и консервативный жанр со своими законами и традициями. Это истории о любви и чудесах, которые случаются в отведенный для них отрезок времени, когда один год сменяет другой и силы зла, пусть ненадолго, но должны уступить силам добра.
В материале «Что смотреть в рождественские дни» Валерия Ефанова специально для «Фомы» составила список из 11 фильмов и четырех анимационных картин, которые помогут нам под разными углами зрения взглянуть на то, как отражается Евангельская история в кинематографической оптике.
«Рождество дядюшки Скруджа» и «Нарисованый добрый мир — Рождество мультипликатора Михаила Алдашина» раскроют нам другие грани кинотрадиции Рождества.
Открытки к Рождеству
Почему-то именно бумажная, красиво оформленная открытка может передать ту душевную теплоту, которую хочется донести адресату. Электронным это не удается. Первая открытка к Рождеству появилась в 1794 году в Англии.
О том, кто ее нарисовал и как дальше развивалась «открыточная» рождественская традиция, вы узнаете в материале «История рождественской открытки» и богато иллюстрированном старинными открытками очерке «Рождественская открытка: как все начиналось».
Вопросы о Рождестве
О том, откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям, рассуждает православный публицист Александр Ткаченко: «Новый Год и Рождество: можно ли праздновать Новый год, откуда взялась ёлка?»
Рождественские блюда
Если следовать народным поверьям, на рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. Традиционно ими должны быть: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, жареная курица, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, хлебцы с маком и медом. Но содержание современного рождественского стола со временем приобрело не столь традиционный характер – многие блюда со временем у простых людей нашли свою замену более дешёвым или удобным в приготовлении вариантом.
Но все же есть самый традиционный вид рождественского меню, которое мы и хотим предоставить вашему вниманию в статье «Рождественское меню».
Сочиво
В Сочельник, вечер накануне Рождества, православные христиане готовят особенное блюдо — сочиво. Это вареные зерна пшеницы, риса или чечевицы, заправленные медом.
Подробный рецепт традиционного сочива вы найдет по ссылке: «Сочиво».
Рождественский гусь
Главное место рождественского стола бесспорно занимает рождественский гусь. Рождественский гусь с яблоками, рождественский гусь с апельсинами, рождественский гусь, фаршированный рисом и грибами – вариантов здесь множество. Нужно только выбрать наиболее подходящий рецепт рождественского гуся и, когда придет время, – начинать готовить «главное блюдо».
Рождественский кекс
Рождественский кекс — ещё одно блюдо, которое является украшением рождественского стола. Да, сегодня почти все можно купить в магазине… Но люди, несмотря на ритмы современной жизни, все-таки предпочитают тратить свое время и силы на приготовление выпечки. Причем в разных европейских странах в приготовлении рождественского кекса – свои нюансы. Немецкий рождественский кекс, английский. А ведь на основе готовых рецептов можно и пофантазировать, чтобы придумать свой собственный рождественский кекс.
«Фома» предлагает несколько рецептов кекса, вы найдете их по ссылкам: «Немецкий рождественский кекс», «Рождественский кекс».
Рождественское имбирное печенье
Накануне Рождества все мы видели в магазинах смешных имбирных человечков и ангелов. Их можно испечь дома! Рецепт вы найдете по ссылке: «Рождественское имбирное печенье»
Поздравления с Рождеством
Мы составили и подобрали для вас поздравления с Рождеством Христовым на русском, украинском и польском языках. Поздравьте своих родных и близких, прочитав материал «Поздравления с Рождеством Христовым на русском, украинском и польском языках».
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Рождество Христово
Около двух тысяч лет назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая «поистине» является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся.
Один из современных наших духовников, отец Софроний, пишет: “Откровение о Боге говорит: Бог есть любовь, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; и как трудно людям согласиться с этим. ” Трудно, потому что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном. На самом деле: где же тот свет Любви Отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом, в горечи сердца сознаем: Лучшие думы мои, достояние сердца моего – разбиты, дни мои прошли, преисподняя станет домом моим – где же, после этого, надежда моя? И то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое – «кто»увидит. И вот жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему: Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданиями, тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безразличен к страданию моему? Я не могу Тебя понять.
Разве не подымается этот крик со всей земли нашей, холодной, осиротелой, полной страха, и горечи, и боли? И какой же ответ дает Бог на это вопрошание, на эту тоску. Вот пример того, что говорит и как говорит Господь, из той же книги отца Софрония о Старце Силуане: “Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудержимым плачем: Помилуй мя. Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!.». И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг, на мгновение увидел живого Христа. Огнь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продолжалось еще мгновение, он умер бы. После этого он уже «никогда» не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. ”
И эта любовь – не чувство, не доброе отношение Божие к нам: это Сам Бог, пришедший в мир плотью новорожденного Христа. Он создал мир по любви; Он создал мир, чтобы разделить с ним ту ликующую, торжествующую жизнь, которая называется любовью и которая доходит до такого напряжения, до такой полноты, что она уже за пределом всякого ограничения, всякого умаления. Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти Ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь:«Отзовитесь!.».
Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет – это любовь. Из мрака злобы – пойдем к любви! Из греха – пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни – пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской – пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви.
И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов. Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое – только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету!
Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится, как благоухание, лаской, любовью, теплотой.
Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть, подобно нам; жить «нашей» смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность.
Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь – это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает; любви, которая не защищает своего; любви, которая«себя» не защищает, не замыкается. Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить – отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей – светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни! Аминь.