воронежский монастырь в скале фото

Чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем: Костомаровская обитель

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

воронежский монастырь в скале фото

воронежский монастырь в скале фото

Пристанище гонимых из Византии христиан

воронежский монастырь в скале фото

Эту гипотезу подтверждает и то, что Костомаровский монастырь, как и вообще подземные монастыри этой местности, очень похож на аналогичные в том же Крыму или на Кавказе. А поскольку природный ландшафт Костомаровской обители внешне чем-то напоминает скудные красоты Синайской пустыни, местные жители и туристы даже прозвали эту местность русской Палестиной.

воронежский монастырь в скале фото

Расположенные в Костомаровской балке меловые столбы-останцы, которые также принято называть «дивами», создала сама природа (они возникли в результате эрозии горной породы), люди же высекли внутри восемь пещер. Здесь обитало много старцев-затворников, которые жили и молились в уединенных каменных кельях. Местные жители почитали их как святых. Костомаровская обитель фактически была скитом для монахов расположенных неподалёку Дивногорского и Белогорского мужских монастырей.

воронежский монастырь в скале фото

Кстати, до революции храм был очень хорошо укреплён: у него даже был запасной выход и потайной колодец. Говорят, это нерукотворное сооружение могло при необходимости выдержать длительную осаду врагов.

воронежский монастырь в скале фото

Легендарный старец

После революции, несмотря на то, что в стране в массовом порядке закрывали монастыри, в пещерах Костомаровской обители продолжали прятаться монахи. Местные жители, среди которых от христианства так же почти никто не отрекся, собирали для отшельников одежду, продукты и тайно носили им в пещеры. В те времена очень известен и почитаем в народе был блаженный старец Петр Еремеенко, легенды о котором дошли до наших дней. Жил он здесь в так называемой «пещере покаяния».

воронежский монастырь в скале фото

Старожилы вспоминали, что старец обладал даром предвидения и врачевания тяжелых недугов. Будущее он предсказывал в форме притч. Например, он горько оплакивал определенные храмы – и впоследствии именно они были разрушены большевиками. А за несколько лет до начала Великой отечественной войны старец начал делать много маленьких холмиков-могил из дорожной земли и пыли.

В конце 1930-х блаженного Петра арестовали. Скончался он в Острогожской тюрьме. Но даже этот факт в его биографии породил свою легенду: поговаривают, что он вовсе не умер, а исчез из закрытой камеры, как когда-то его святой тезка – апостол Петр, а тюремные власти, чтобы слухи об этом не распространялись в народе, предъявили людям тело другого умершего заключенного (закрыв ему лицо), выдав его за Петра Еремеенко.

воронежский монастырь в скале фото

Есть легенда и об обитавшем здесь столпнике, которые все свое время проводил в келье, стоя в молитве. Говорят, спал он тоже стоя (по ночам его каким-то образом привязывали к стене).

Обитель в наши дни

В 1990-х годах обитель начали восстанавливать. Надписи на стенах, оставленные за время запустения нерадивыми посетителями, стерли и закрасили. Заброшенные пещеры расчистили. В 1997-м здесь открыли Спасский женский епархиальный монастырь.

воронежский монастырь в скале фото

Самая важная достопримечательность Костомаровского монастыря – собор Спаса Нерукотворного. Главный предел его освящен в честь Спасителя, а боковой – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Пещеры, обители, расположенные в толще меловой горы, можно посетить и испытать на себе то, что чувствовали древние монахи: умиротворение, спокойствие, уединенность. Особенно известна «пещера покаяния» – та самая, в которой жил старец Петр. Она представляет собой постепенно сужающийся коридор. Чтобы почувствовать его действие на себе, нужно пройти по нему с зажженной свечой в руке, постепенно нагибаясь под потолком, который по ходу вашего движения становится все ниже. Говорят, побывав в этой пещере, даже самый безнадежный грешник способен измениться.

воронежский монастырь в скале фото

У обители есть и своя чудотворная святыня – икона Валаамской Божией Матери, которую, согласно преданию, подарил монастырю сам царь Александр I. На ней видны следы от пуль – говорят, в послереволюционные годы сюда пришел один из красноармейцев и начал расстреливать икону, целясь в ее лик, однако ни одна пуля в него не попала. А в 2002 году эта икона замироточила.

воронежский монастырь в скале фото

Сейчас обитель преобразилась – здесь проходят службы, стены украшают фрески, высеченные прямо в меловой породе. Место регулярно посещают туристы и паломники как из России, так и из-за рубежа.

Пещерные храмы открыты для посещения в будние дни с 9.00 до 17.00, а в выходные и прзадники – с 10.30 до 16.00. Здесь можно даже заказать экскурсию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

В среднем течении Дона (Воронежская область): пещерные монастыри Дивногорья и Костомарово

Вид со склы на Большие Дивы (скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в)) и живописную долину реки Тихая Сосна.

Еще один вид с Маяцкого городища на долину реки Тихая Сосна, где она впадает в Дон.

Вдалеке виден Копанищенский меловой карьер.

Табор тургруппа уходит в небо 🙂 К церкви Сицилийской иконы ведет длинная и высокая железная лестница.

А рядом другие останцы.

Наконец-то взобрались. Скальная церковь Сицилийской иконы Божией Матери (XVII в) снаружи и внутри.

Икона Сицилийской иконы Божией Матери (XIX в) и обходная галерея храма, вырытая в скале (обойти скальную церковь снаружи невозможно).

Маяцкому могильнику посвящен отдельный стенд, но туристам там смотреть нечего.

Хорошо, что мы были здесь в ноябре, когда эта табличка не слишком актуальна.

Вот так с фасада выглядит церковь Рождества Иоанна Предтечи (1846 г). Рядом останец, из которого пытались сделать колокольню.

воронежский монастырь в скале фото
Отсюда открывается прекрасный даже в такую погоду вид на долину Дона, монастырь и Успенский собор (1880-1886 гг).

Главный неф Иоанно-Рождественской церкви и пещеры вокруг нее.

Часовня внутри пещер.

Центральное место в комплексе пещер занимает церковь Спаса Нерукотворного Образа

воронежский монастырь в скале фото
Вход в пещеру Покаяния, где обитали монахи, принимавшие исповедь.

С этой точки прекрасно видны несколько основных пещерных храмов Костомаровского монастыря, соединенные оборудованной тропой.

Помимо пещерных храмов и келий Костомарово замечательно живописными пейзажами, которые прекрасно видны отсюда.

Источник

Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)

На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.

Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.

Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:

воронежский монастырь в скале фото

Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.

воронежский монастырь в скале фото

Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.

воронежский монастырь в скале фото

1. Костомарово на карте

В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.

Вот расстояния от некоторых городов:

2. Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

воронежский монастырь в скале фото

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

воронежский монастырь в скале фото

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

воронежский монастырь в скале фото

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

воронежский монастырь в скале фото

3. Спасский монастырь: описание

Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.

Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.

Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.

Спасский собор

Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.

воронежский монастырь в скале фото

Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.

воронежский монастырь в скале фото

Расписание богослужений в Спасском соборе:

Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.

Храм Серафима Саровского

По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.

воронежский монастырь в скале фото

Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.

Храм Взыскание погибших

Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.

воронежский монастырь в скале фото

Пещеры затворников

Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.

воронежский монастырь в скале фото

Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.

воронежский монастырь в скале фото

Святыни

В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.

воронежский монастырь в скале фото

воронежский монастырь в скале фото

К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.

воронежский монастырь в скале фото

Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:

воронежский монастырь в скале фото

4. Прогноз погоды в Костомарово

Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.

Погода в Костомарово сегодня:

воронежский монастырь в скале фотоворонежский монастырь в скале фото

Кликните на ссылку, чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.

5. Экскурсии

В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.

НазваниеФирмаПрограммаЦена
Групповая экскурсия из Воронежа в КостомаровоWeatlasПосещение Костомаровского Спасского монастыря2596
Костомарово. ПаломничествоВоронежский паломникПосещение храмов и святынь Спасского монастыря

Трапеза

1200
Спасский женский монастырьТерра ВоронежЦелый день в Костомарово1800
Тайны пещерных храмов

Костомарово-Дивногорье

Федерация туризмаСвятыни Спасского монастыря

Музей-заповедник в Дивногорье

2877
Костомарово, Русская ПалестинаМариНика-турЦелый день в Костомарово
Пещерные храмы ДивногорьяЭкстрагидМалые Дивы + Спасский монастырь3500
Воронеж – Костомарово – Дивногорье

2 день. «Дворцы Воронежского края» +

«Символы столицы Черноземья»

6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.

Как добраться на общественном транспорте

Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.

Как добраться на собственном автомобиле

На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.

Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.

воронежский монастырь в скале фото

7. Гостиница Спасского монастыря

воронежский монастырь в скале фото

8. Контактная информация

Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/

Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.

Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89

Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:

Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.

Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.

Источник

Воронежский Синай, или пещерная обитель

воронежский монастырь в скале фото

Палящее солнце, сухая трава, редкий низкорослый кустарник… Захватывающее сочетание небесной сини с ослепительной белизной меловых склонов, великолепное в своей предельной простоте. Путники, медленно поднимающиеся по избитой тропинке к кресту, установленному на вершине холма… Такое ощущение, что ты перенесся во времени назад, в библейские века.

Нет, мы не в Египте или Палестине. Это русская земля, придонские степи, воронежское Белогорье, местечко Костомарово, Спасский женский монастырь. Его уникальность заключается в том, что храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах, которых так много по берегам Дона.

Создание пещерных храмов и монастырей началось в глубокой древности. На заре христианства верующие в Древнем Риме, скрываясь от гонений и преследований властей, совершали богослужения и совместные молитвы в подземных катакомбах. На Востоке пещеры использовали монахи-отшельники, стремившиеся уйти от внешнего мира ради благодати молитвенного уединения. А первые пещерные монастыри, по мнению историков, возникли в IV веке в Палестине.

воронежский монастырь в скале фото

Появление подобных обителей на русской земле, ставшее продолжением восточных традиций, началось со времени Крещения Руси и длилось до XIX века. В IX веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский пещерный монастырь. Его основатель, отец русского монашества преподобный Антоний, принес сюда со Святой Горы Афон традицию пещерного уединения. Атмосфера подземных келий с их невероятной тишиной и отгороженностью от внешнего мира очень соответствовала духу христианских подвижников, стремившихся всю свою жизнь посвятить служению Господу. Потому таким большим уважением и почетом у русских людей всегда пользовались и сами пещерные монастыри, и тяжелая, самоотверженная жизнь их обитателей. Среди наиболее известных подобных сооружений Подмосковья – Талицкие пещеры в Пушкинском районе и Гефсиманский скит в Сергиевом Посаде.

Появлению же пещерно-храмовых строений в Воронежской области способствовало наличие в земной коре мощных меловых отложений.

воронежский монастырь в скале фото

Исторически Придонье находилось на перекрестке торговых путей, важнейшим из которых была река Дон. В разное время эти места заселяли самые разные, ныне исчезнувшие народы и племена: скифы, сарматы, аланы… С X по XVII век (почти семь столетий) эти земли регулярно страдали от набегов кочевников: печенегов, половцев, крымских и монгольских татар. Дикое поле, вытоптанное копытами лошадей, заброшенные монастыри и храмы, – вот во что превратили кочевники здешнюю землю.

Возможно, именно этим можно объяснить отсутствие подлинных исторических сведений о времени возникновения Костомаровской пещерной обители. Хотя существует несколько версий.

Так, в конце XIX века археолог и краевед Д.М. Струков выдвинул гипотезу, согласно которой пещерные обители возникли здесь очень давно, в первые века христианства. Его предположения основывались на наличии архитектурных признаков, придающих им схожесть с пещерными храмами в горной Каппадокии (север современной Турции), появление которых историки относят к I тысячелетию до Рождества Христова.

Ряд исследователей полагают, что время появления Белогорских пещерно-храмовых сооружений совпадает с периодом иконоборческой ереси (с VIII по X век), когда иконопочитатели, скрываясь от преследований, бежали из Византии на север через Кавказ, Крым и Придонье, создавая в этих местах пещерные храмы.

воронежский монастырь в скале фото

Мне же очень нравится предание о том, что 2000 лет назад сюда с миссией отправился святой апостол Андрей Первозванный, который проповедовал Евангелие скифским народам. «У этих народов зерно христианства в свое время даст росток», – писал святой апостол о русичах, которые пришлись ему «более всего по душе». Согласно этому преданию, верный ученик Христа основал здесь первую христианскую общину, не сомневаясь в том, что вера в единого Бога заполнит сердца людей, поклонявшихся до этого разным богам, и останется с ними на века. Именно святому апостолу Андрею многие сказания приписывают основание здесь первых пещерных храмов.

Первые же письменные упоминания о здешних пещерных строениях появились уже в середине XVII века. Согласно этим сведениям, на территории современного Спасского женского монастыря в то время находилась Дивногорская мужская обитель. Опираясь на эти данные, исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов в конце XIX века предположили, что монастырь в Костомарове создали иноки из Малороссии, бежавшие сюда от унии и жестокости польской шляхты. Храня память о киевских пещерах, они начали создавать храмы в здешних меловых породах. Правда, Никольский допускает, что монахи могли найти уже готовые и заброшенные строения и обосноваться в них. В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что внутреннее устройство пещер более напоминает стиль древневизантийский, нежели киевский.

воронежский монастырь в скале фото

Строительство пещерных галерей продолжилось в XIX веке, и, по воспоминаниям старожилов, здесь продолжала существовать Дивногорская мужская обитель. У местных жителей и паломников особым почетом пользовалась пещера Покаяний, в которой верующих исповедовал святой старец.

С началом советского периода печальная участь православных святынь Руси, к сожалению, постигла и монастырь в Белогорье. Начались религиозные гонения, а пещерные обители были закрыты и разорены. Но многие монахи, скрываясь в самых удаленных келиях подземных лабиринтов, продолжали тайно нести свой молитвенный подвиг. Зная об этом, жители окрестных сел поддерживали подвижников, собирая и передавая им в подземелье пищу и одежду.

Особо почитаемым в этих местах в те годы был блаженный старец Петр, обладавший даром прозорливости и врачевания. Его родственник, местный старожил Павел Никифорович Еремеенкo рассказывал, что Петр вырубил в Костомаровских меловых холмах небольшую пещеру, в которой и жил. Принимал отец Петр и непосредственное участие в строительстве Спасского храма. Интересно, что свои наставления верующим он излагал в форме мудрых притч и иносказаний, постижение смысла которых требовало глубокого размышления.

воронежский монастырь в скале фото

В конце 30-х годов XX века старец Петр Еремеенко был подвергнут религиозным гонениям, схвачен и отправлен в Острогожскую тюрьму. По официальным данным, там он и умер, хотя до сих пор существует предание, что старец исчез из закрытой тюремной камеры. Тюремные власти, чтобы опровергнуть слухи, велели вынести тело умершего из тюрьмы и предъявили толпе… правда, с закрытым лицом. В память о старце Петре на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест. Паломники и сегодня продолжают обращаться к старцу Петру с просьбами о помощи.

Перед арестом отец Петр предсказал появление в обители еще одного пламенного подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Действительно, после войны появился здесь юродивый Андрей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени “Андрюшка”», – так писали о нем представители властей.

Отец Андрей, в миру Андрей Васильевич Попов, был родом из местной деревни Клеповка. В 12 лет он остался без родителей и познал тяжкую долю сироты. А на путь веры встал уже после того, как во время Великой Отечественной войны чудом выжил в страшном бою. С ужасом наблюдая, как вокруг него гибнут люди, Андрей, не переставая молиться о спасении, укрылся в небольшой воронке. Вот здесь и произошло чудо: немецкий танк, проползший над его головой, даже не задел Андрея. Тогда-то он и дал себе обещание до конца дней служить Господу.

Вернувшись с войны, Андрей Попов стал посещать дома, где собирались верующие для совместной молитвы (тогда в селе не было церкви), а позже оставил свой дом, отправился в пещеры и организовал там православную общину.

В общине Андрей был очень почитаемым старцем, к нему всякий раз обращались прихожане за советом и молитвенной помощью. Как когда-то старец Петр, словесную помощь верующим отец Андрей оказывал в иносказательной, не всякому понятной, форме.

В 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, а деятельность православной общины прекращена. Незадолго до этого представители сельской управы жестоко избили отца Андрея, они издевались над ним и собирались арестовать. Тогда старец решил оставить мир людей и стать затворником. Он скрылся в одной из самых дальних подземных пещер и в уединении и молитве провел долгие 13 лет.

воронежский монастырь в скале фото

Дошедшие до нас его записи рассказывают о том, что отец Андрей преодолел самые суровые монастырские испытания: он молился в столпнике так, «что одежда ветшала от пота». Стоял он, привязав себя к стене, чтобы не упасть от бессилия: «….и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир…» Затворничество – невероятно тяжелая миссия, и в особо трудные дни отец Андрей обращался к Божией Матери с просьбой о помощи. Выйдя из затвора по истечении 13 лет, он отправился в странствие по святым местам. Люди отмечали, что в исходящей от отца Андрея благодати и в невероятной белизне его лица было что-то поистине неземное.

Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на одном из деревенских кладбищ, и с этих пор его могила является местом почитания и паломничества. В свое время отец Андрей предсказал возрождение Костомаровской обители, назвав ее Новым Иерусалимом: «…И потекут сюда со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить благодать». Предсказание сбылось, началось восстановление древней монастырской земли! В 1993 году приступили к расчистке пещер, а в 1997 году открыли теперь уже женский Спасский епархиальный монастырь.

воронежский монастырь в скале фото

Сначала у подножия меловых холмов среди полуразрушенных заброшенных пещерных сооружений поселились всего три монахини. Одна из них, игумения Серафима стала первой настоятельницей обители. В настоящее время все пещерные храмы полностью восстановлены и даже построен новый – в честь Божией Матери «Взыскание погибших»; отстроены также сестринские корпуса и хозяйственные помещения, действует гостиница для паломников.

Невероятное внешнее сходство монастырских пейзажей со Святой Землей дополнено и схожими названиями: гора Фавор, поток Кедрон, поклонный крест на горе Голгофа… Меловые холмы огибает извилистая дорога, на которую выходят входы в восемь основных пещер.

Самым древним из монастырских строений является Спасский собор. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Звонница, сверкающие купола, увенчанные крестами, будто опираются на две меловые скалы, которые здесь называются «дивы». Поистине дивное создание! Храмовая пещера представляет собой целый комплекс: кельи, усыпальницы, храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии. Своды храма лежат на больших меловых колоннах, в стенах прорублены келии с крошечными оконцами. В затворнических пещерах встречаются и специальные углубления – столпники, в которых монахи молились стоя, привязывая себя к стене.

воронежский монастырь в скале фото

Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная на листе цинка, пользуется особым почитанием паломников. На ней сохранились следы от пуль, когда в святые образы стреляли большевики. Еще одна особо почитаемая икона пещерной обители – «Святое Семейство», – перед этим образом молятся о благополучии и мире в семье. В одной из пещер храма, по свидетельствам старожилов, большевики расстреливали монахов и верующих. На стенах до сих пор сохранились следы крови погибших священников.

В 1903 году в обители начали возводить еще один храм монастыря, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, но после революции строительство остановилось и завершилось лишь недавно. Храм был освящен 15 января 2005 года, уже после основания здесь женского Спасского монастыря. Уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой толще стен храма, поражают утонченностью и одновременно скромностью и великолепием! Они аскетичны, как и все убранство пещер и помогают посетителям настроиться на главное: на веру, живущую в их сердцах, на постижение внутреннего, духовного состояния!

Не прекращается поток паломников в самую удаленную обитель монастыря – пещеру Покаяния. Продвигаясь по пещерным коридорам, освещаемым тусклым светом лампад и свечей, погружаясь в покой и безмолвие, верующие будто следуют «из времени в вечность», совершая путь в глубину своей души. По мере удаления от входа всё внешнее отступает, и путник остается наедине с собой и с теми самыми главными вещами, которые есть в его жизни.

Раньше сюда приходили на таинство исповеди. Низкий потолок, очень узкие проходы невольно заставляют посетителей продвигаться по лабиринту в позе смирения, впитывая дух древности, сложных человеческих судеб, исторических загадок и тайн, которым наполнена атмосфера обители. Для многих здесь наступает момент истины.

воронежский монастырь в скале фото

Новый XXI век стал началом эпохи возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в Спасском соборе, зимой – в храме «Взыскание погибших».

Постоянно растет количество сестер, желающих нести в монастыре молитвенную и трудовую службу. С каждым годом увеличивается и число паломников, приезжающих в Костомарово из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них возвращаются сюда вновь и вновь. Проникаясь необыкновенной красотой этих мест, они снова и снова вдохновляются невероятной силой духа, преданностью вере, – всем тем, что навеки хранят для потомков своды, галереи и самые удаленные уголки величественных пещерных сооружений Костомаровской Спасской обители!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *