воронихин казанский собор кратко

Казанский собор в Петербурге

Начало нового этапа в развитии русского зодчества в первые десятилетия 19 в. связано с творчеством Воронихина. Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814)—крепостной графа А. С. Строганова, получил «отпускную» в 1786 г. Один из крупнейших зодчих своей эпохи, Воронихин не имел систематического архитектурного образования.

Значительнейшим произведением Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1800—1811). В этом сооружении отразилось то новое, что характеризует зодчество первой трети 19 в.: новое отношение к человеку, новое понимание задач архитектуры с точки зрения оформления города в целом и создания обширных городских ансамблей. Завершающие длительную подготовительную работу чертежи, относящиеся к 1810 г., свидетельствуют о том, какой грандиозный замысел хотел осуществить русский зодчий, не выходя при этом за пределы реальных возможностей его осуществления.

Архитектору пришлось столкнуться с рядом значительных трудностей. Участок, на котором сооружали собор, имел неправильную форму трапеции. Трудность представляла и задача связи собора с проходящим мимо него Невским проспектом, тем более что главный вход в собор как обыкновенно в христианских церквах должен был быть с западной стороны, то есть не со стороны Невского, а с боковой улицы. И все же Воронихин не только преодолел все затруднения, но и заставил сами особенности месторасположения Казанского собора «работать» с пользой для своего произведения. В умении исходить из конкретных условий места и окружения, извлекая из них максимальную пользу, Воронихин показал себя продолжателем лучших традиций русской и мировой архитектуры.

Казанский собор принадлежит к типу однокупольных храмов с планом в виде латинского креста. Входы в собор имеются с трех его сторон — с запада, севера и с юга, где их оформляют торжественные портики. Образуя перед собором полукруглую площадь, от северного его портика отходят к Невскому проспекту две великолепные колоннады из 108 стройных каннелированных колонн коринфского ордера. Аналогичную колоннаду архитектор задумал и с южной стороны здания, но она не была осуществлена.

Казанский собор представляет собой тесно связанное с городом, с его общей планировкой сооружение. Так, колоннада своими широко раскинутыми «рукавами» как бы раскрывает соборную площадь в сторону Невского проспекта, утверждая торжественность всего ансамбля. Больше того, теснейшим образом связанная с самим зданием и портиком колоннада заканчивается настоящими уличными проездами, включаясь непосредственно в городскую жизнь, оформляя уличные артерии города. Тем самым она служит для связи между зданием и окружающим его городским пространством, утверждая один из важнейших принципов русского классицизма 19 в. — решение архитектурного замысла здания с учетом его места в городском ансамбле.

Как архитектор-градостроитель Воронихин проявил большой такт. Он не стремился «перебить» вновь устроенной площадью общую устремленность Невского проспекта (или «перспективы», как тогда говорили) к Адмиралтейству как к центральному, основному зданию города. С этой целью, чтобы подчеркнуть линию улицы, проходящей мимо собора, архитектор дает плоскостное в общем решение фасадов проездов, которые обращены к проспекту. Объемные колонны заменяются здесь плоскими пилястрами, попарно стоящими по сторонам проездов. Между пилястрами — спокойная гладь стен, подчеркнутая еще небольшими декоративными барельефами прямоугольной формы, помещенными на уровне капителей. Вместо балюстрады над антаблементом обоих проездов возвышается высокий, довольно тяжелый аттик с монументальными барельефами И. П. Мартоса и И. П. Прокофьева. Подлинным шедевром русского декоративного искусства является созданная по проекту Воронихина садовая ограда с западной стороны Казанского собора. Ограда вопринимается сейчас несколько обособленно, в то время как по замыслу архитектора она должна была соединяться арками с северной и южной (неосуществленной) колоннадами храма.

В противоположность многим произведениям позднего классицизма Казанский собор отличает ясное соответствие внешних объемов и внутреннего пространства. Четкие отношения объемов здания не обманывают зрителя, когда он попадает внутрь собора. Общее впечатление стройности всего сооружения, которое создается у обходящего собор человека, соответствует тому, что он видит и войдя в его светлое, полное воздуха и солнца внутреннее помещение.

Источник

Как крепостной из Усолья спроектировал и построил символ Санкт-Петербурга. Путь архитектора Воронихина

воронихин казанский собор кратко

Если вы хоть раз были в Санкт-Петербурге, то у вас точно есть фотография на фоне Казанского кафедрального собора. Этот величественный памятник архитектуры — работа архитектора, который родился и вырос недалеко от Березников.

Публикация подготовлена по материалам научных трудов профессора Александра Терехина.

История создателя «пушкинского» Санкт-Петербурга Андрея Никифоровича Воронихина начинается 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье (ныне город Усолье). В этот день запись о рождении появляется в метрической книге Спасо-Преображенского собора.

Его отец Никифор Воронихин был крепостным-канцеляристом. Также есть версия, что на самом деле Андрей Воронихин был внебрачным сыном графа Александра Строганова, который в будущем во много способствовал его обучению и карьере. А матерью архитектора якобы была крепостная из деревни Огурдино (находится на правом берегу Камы в двух км на северо-восток от поселка Орёл).

Еще в детстве будущий великий зодчий изучил грамоту, а основам живописи он учился в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Кроме того, Усолье, где проходили первые годы жизни Воронихина, несмотря на статус села, в те годы было настоящим центром соляных владений Строгановых в Прикамье. Здесь дворянский род промышленников-меценатов накапливал произведения искусства, созданные не только их крепостными, но и другими русскими и зарубежными художниками. Поэтому возможность «прикоснуться к прекрасному» у Воронихина была с самого детства.

Именитые учителя Воронихина

В 1777 году Андрей Воронихин вместе со старшим братом Ильей отправляется в Москву, где становится учеником архитекторов Василия Баженова (автор проекта Михайловского замка в Санкт-Петербурге) и Матвея Казакова (создатель Сенатского дворца Московского Кремля). В те годы наставник Воронихина Василий Баженов озадачивается проблемой перестройки российских городов. Великий зодчий собирает вокруг себя людей, не оформленных в какое-либо сословие (разночинцев), и крепостных. Он учит их не только живописи, архитектуре и скульптуре, но и точным наукам: физике, механике. Так Баженов пытается воспитать национальные кадры в архитектуре.

Учеба у Баженова и Казакова в Москве длится два года. Несмотря на то, что в будущем Андрей Воронихин будет признан именно как успешный архитектор и один из создателей русского классицизма, в начале своего становления он был больше увлечен живописью. Узнав о талантах своего крепостного, в 1779 году Александр Строганов забирает его в Санкт-Петербург.

Жизнь при дворе Строгановых, Европа и революция во Франции

При дворе старого графа Строганова Воронихин продолжает практиковаться в живописи и служит наследнику рода Павлу Строганову, которому на тот момент было семь лет. Вместе с юным графом и его учителем французом-эмигрантом Пьером-Жильбером Роммом (будущий революционер-якобинец, один из подписавших смертный приговор королю Людовику XVI) Андрей Воронихин за несколько лет объедет внушительную часть Российской империи — от Севастополя до Архангельска. В том числе Воронихин вновь побывает в Прикамье, где посетит Очер и родное Усолье. Путешествуя по стране, он много рисует, отмечая особенности местной архитектуры.

Также, живя у Строгановых, будущий создатель Казанского собора познакомится с выдающимися представителями своего времени. При дворе графа бывали знаменитые русские художники Степан Щукин и Владимир Боровиковский, писатель Денис Фонвизин, академик Пётр Паллас (сопровождал Воронихина и Строганова во время путешествия на Урал).

Александр и Павел Строгановы.

В 1786 году граф Александр Строганов даёт вольную 27-летнему Андрею Воронихину, но несмотря на то, что больше он не крепостной, Воронихин остается служить при дворе. В этом же году вместе с подросшим 14-летним Павлом Строгановым Воронихин отправляется в Европу на четыре года. Там он путешествует по крупнейшим, посещает театры и лекции, изучает архитектуру (тогда во Франции бурно развивается классицизм).

В 1789 году начинается Великая французская революция, как раз в это время юный граф Строганов и его компаньоны находятся во Франции. Шарль-Жильбер Ромм и Павел Строганов (под псевдонимом «Гражданин Очер») принимают активное участие в политической жизни и входят в Якобинский клуб. Был ли революционером Андрей Воронихин — неизвестно. В 1790 году по приказу Екатерины II Павел Строганов вместе со своим «служителем» возвращаются в Россию, Ромм остается во Франции, где в будущем будет избран в Национальный конвент (высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики). К этому моменту Воронихину уже исполнилось 30 лет.

Петергоф, Казанский собор и Горный институт

Первая возможность попробовать себя в архитектуре у Андрея Воронихина появляется в 1793 году. Ему доверяют сделать внутреннюю отделку Строгановского дворца на набережной Мойки, поврежденного пожаром. Затем в 1796–1797 годах Воронихин достраивает дачу Строгановых на Черной речке и рисует несколько ее пейзажей. Эта работа позволила ему получить звание академика перспективной живописи.

Строгановская дача на Черной речке. Андрей Воронихин

Знаковым в судьбе Андрея Воронихина становится 1800 год. В начале года он становится преподавателем архитектуры в Академии художеств, президентом которой в те годы был его давний покровитель Александр Строганов. В этом же году, но уже при поддержке Павла Строганова, 40-летний Воронихин получает заказ от императора Павла I на проектирование колоннады у ковша Самсона в Петергофа и великолепно справляется с задачей.

Воронихинские колоннады в Петергофе. Фото: Государственный музей-заповедник «Петергоф»

После успешной работы над колоннадой в 1800 году Воронихин получает заказ на строительство Казанского собора. Как известно сейчас, своим успехом архитектор все также обязан графу Александру Строганову, который был председателем комиссии по строительству собора. Закладка храма состоялась 27 марта (8 апреля) 1801 года.

Работая над проектом, архитектор вдохновлялся собором Святого Петра в Риме. Похожесть на главный храм Римской католической церкви было ключевым требованием императора Павла I, который был поражен его красотой во время поездки по Европе. Однако Казанский собор — не просто культовое здание. Воронихин был первым, кто нашел новые приемы организации городского ансамбля.

В то время площади Санкт-Петербурга, как правило, были открыты в сторону Невы — главной водной магистрали города. Воронихин повторил этот прием, открыв площадь перед собором в сторону Невского проспекта — главной дороги города. Также Воронихин необычно для своего времени использовал колоннаду собора. Он не стал закрывать ей храм от улицы, а наоборот — раскрыл его. Собор стал частью общего пространства, центром Невского проспекта и прилегающих к нему площадей и улиц.

Также Воронихин применил необычное для своего времени решение по строительству купола Казанского собора. Конструкция была создана из ковкого железа. Ранее эта технология в России применялась только на небольших церквях и никогда не использовалась для сооружений такого масштаба. Чтобы предусмотреть все нюансы сборки, Воронихин создал модель купола собора, чего до него тоже не делалось. Чтобы удостовериться в том, что конструкция выдержит, была даже сформирована специальная комиссия.

В 1806 году, во время строительства собора, Воронихин получает знаковый заказ лично от императора Александра I. Ему поручают проектирование и постройку Горного института на Васильевском острове. Также в первом десятилетии XIX века архитектор принимал участие в перестройке здания Военно-медицинской академии, Дома Лаваля на Английской набережной Санкт-Петербурга, Константиновского дворца в Стрельне. Его же авторству принадлежит Розовый павильон в Павловске.

Строительство Казанского собора (как и Горного института) заканчивается в 1811 году. По его итогам архитектора награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Дальнейшая жизнь Воронихина связана с преподаванием в Академии художеств и проектированием, в том числе для своих покровителей — графов Строгановых, которым он во многом был обязан успехом.

Считается, что по проектам Воронихина было построено несколько зданий на территории Пермской губернии. К его авторству относят дом управляющего имением Строгановых в Ильинском, усадьба князей Голицыных и Ново-Никольская церковь в Усолье.

Дом управляющего имением Строгановых в Ильинском.

Семья и смерть

Последние годы жизни архитектор не прекращал заниматься архитектурой. Воронихин работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812 года: храмом Христа Спасителя в Москве и колоннами из пушек, отбитых у французов. Однако работа над ними была прервана скоропостижной смертью зодчего. Андрей Воронихин скончался 5 марта 1814 года в возрасте 55 лет от инсульта. Он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Могила архитектора Андрея Воронихина. Фото: Анна Кудрявцева, Wikimapia

Несмотря на то, что брак с гувернанткой Строгановых Марией Лонд (1770–1822) подарил Воронихину шестерых сыновей, у выдающегося архитектора не осталось потомков. Два ребенка умерли в детстве. Жизнь троих была непродолжительной: Александр (1805–1835), Павел (1806–1836), Владимир (1808–1828). Дольше всех прожил младший сын Воронихина Константин (1810–1869), однако он не оставил наследников.

В Пермском крае в память об архитекторе Андрее Воронихине названы улицы в Усолье и Ильинском. Также в 2009 году на северной стороне колокольни Ново-Никольской церкви была установлена мемориальная доска, посвященная архитектору.

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России

Соборы и Храмы

воронихин казанский собор кратко

Краткое описание

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

воронихин казанский собор кратко

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

воронихин казанский собор кратко

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Режим работы и цена в 2021 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

Как добраться

Интересные факты

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

воронихин казанский собор кратко

воронихин казанский собор кратко

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.

Источник

Казанский собор – уникальное творение крепостного зодчего

Соборы и храмы Санкт-Петербурга невозможно представить без величественной постройки знаменитого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. За два с лишним века Казанский собор стал настоящей легендой и превратился в храм-памятник воинской славы. К стройной анфиладе собора каждый день приходит много паломников и туристов.

воронихин казанский собор кратко

Казанский собор с высоты птичьего полёта

История храма

С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.

Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.

При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.

воронихин казанский собор кратко

Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.

Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.

На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.

Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.

воронихин казанский собор кратко

Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.

К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.

После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.

воронихин казанский собор кратко

В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.

Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.

Архитектурные особенности

Знаменитый собор возведен в традициях ампира и считается настоящей жемчужиной отечественного зодчества. В начале XIX столетия эта была самая большая церковь в стране. Парадный храм поднимается над землей на 71,6 м. Высокий купол имеет диаметр 17 м. Любопытно, что для его строительства впервые был применен каркас из цельного кованого железа.

воронихин казанский собор кратко

Ширина храма – 56,7 м, его длина 72,5 м, а крылья отходят от основной постройки в стороны на 42,7 м. Здание очень гармонично, и его любят рисовать художники и снимать фотографы. В 2011 году была выпущена монета в 25 рублей с изображением стройного Казанского собора.

Четырехрядная анфилада состоит из 96 гранитных колонн. Они так нравятся туристам, что в высокий сезон возле колонн бывает трудно найти место для фотографирования. Римская колоннада замыкает площадь перед собором, а в России она открывается в сторону Невского проспекта.

Изящная анфилада вытянута вдоль городской магистрали и сохраняет традиционное для церквей расположение с запада на восток. Вход в здание находится на западе, а алтарная часть – на востоке. Воронихин оформил концы колоннады строгими монументальными портиками. Серые фасады отделаны красивым пудожским камнем, который был добыт на карьерах Гатчины.

Храм не имеет отдельной звонницы. Архитектор сделал это намеренно, чтобы не нарушать симметрии постройки. Несколько колоколов размещены в проемах западного крыла собора.

воронихин казанский собор кратко

Снаружи церковь украшена бронзовыми скульптурами, которые изображают почитаемых святых – Иоанна Крестителя, Святого Владимира, Александра Невского, Апостола Андрея и несколько сцен из Святого писания. С 1837 года перед колоннами возвышаются памятники полководцам Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову.

Внутреннее убранство

Интерьеры собора поражают своим великолепием. В росписи храма участвовали настоящие мастера живописи – Владимир Боровиковский, Федор Бруни, Карл Брюллов, Григорий Угрюмов, Орест Кипренский и другие выдающиеся художники.

Внутри установлено 56 монолитных розовых колон, вытесанных из красивого финского гранита. Каждая из них весит 30 тонн, имеет высоту 10,6 м и украшена выразительной золоченой капителью коринфского ордера. Кроме того, в соборе можно увидеть два каменных барельефа на религиозные темы.

воронихин казанский собор кратко

Более двух веков здесь находятся взятые русскими солдатами трофеи и знамена поверженных армий. В соборе хранятся маршальский жезл наполеоновского военачальника Даву и ключи от завоеванных городов. После реставрации серебряный иконостас полностью восстановлен.

Сердце Кутузова

Многие приходят в храм, чтобы почтить память фельдмаршала Кутузова и поклонится его могиле. Полководец умер во время военного марша по дорогам Силезии в апреле 1813 года. По личному указу царя покойного забальзамировали и с почестями перевезли в Санкт-Петербург. По православному обряду Кутузова похоронили в главном соборе города.

Прошло время, и среди россиян поползли слухи, что в храме покоится только тело, а сердце фельдмаршала находится в Силезии. Оно было погребено адъютантом военачальника на кладбище небольшой деревни Тиллендорф, в 3 км от Бунцлау. Причиной для таких разговоров стали последние слова полководца, что после смерти его сердце навсегда останется с российскими солдатами.

воронихин казанский собор кратко

В 1933 году, когда собор уже был музеем, специальная комиссия вскрыла старый склеп и составила акт. В документе было указано, что внутри обнаружены кости, остатки тканной материи и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем.

Полезная информация для посетителей

Перед храмом устроен небольшой живописный парк. В его центре красуется гранитный фонтан, который перевезли сюда с дороги, ведущей в Царское село. Туристам нравится отдыхать на парковых скамейках, кормить голубей, любоваться цветущими клумбами, аккуратными постриженными кустами и зеленым газоном. Жители города любят назначать в парке свидания и деловые встречи.

воронихин казанский собор кратко

Как добраться

Кафедральный собор стоит на Казанской площади, 2, в пешей доступности от станции метро «Невский проспект». Перед храмом делают остановку многие городские автобусы и троллейбусы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *