воронцовский монастырь тверская область
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ АРХИТЕКТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ
ВОРОНЦОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (НАЧ. XX)
Один из крупнейших памятников неорусского стиля в Тверской области. Женский монастырь в селе Воронцово Холмского уезда Псковской губернии основан в 1898 году. Благовещенский собор монастыря построен в 1910-1917 годах по проекту известного петербургского архитектора Николая Никитича Никонова. Чуть ранее, в 1907 году, выстроена ограда с воротами. Деревянные постройки монастыря утрачены.
Состояние построек монастыря остается аварийным. В начале 2000-х годов проведены небольшие консервационные работы, которые срочно требуется продолжать.
Благовещенский монастырь основан на помещичьей земли дворянки Софьи Петровны Пфейфер по благословению святого Иоанна Кронштадтского, и устроен трудами известной подвижницы Таисии Леушинской (Солоповой). В первый период (до 1910 года) он успел пережить серьезный кризис в связи со своим неофициальным статусом монастыря «иоаннитов» (особых почитателей/почитательниц Иоанна Кронштадтского). Только после административного преодоления этого кризиса удалось начать здесь крупное строительство.
Основанная в глухих лесах на берегу речки Куньи в двух километрах от ближайшей деревни
в местах ее примыкания к воротам
Уже в этом довольно скромном сооружении видно незаурядное мастерство архитектора и строителей, избегавших чисто «псевдорусских» деталей, а стремившихся создать сплав из различных стилей и материалов. Угадываются цитаты не только из русской, но и итальянской архитектуры средневековья.
Благовещенский собор возводился с тремя приделами и в расчете на возможный четвертый придел в крипте в цокольном этаже. Это крестообразный в плане храм с одним небольшим световым куполом, четырьмя массивными опорами и тремя апсидами на высоком гранитном цоколе:
В архитектурном отношении он представляет собой такой же любопытный архитектурный сплав романики и русского стиля, как и другие постройки архитектора Н.Н. Никонова, в том числе его хорошо известный собор Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге и его доходные дома 1910-х годов. Апсиды храма прямо цитируют европейские романские соборы северной Италии и южной Германии, сходство увеличивают прихотливые формы кровель на апсидах:
Эти трубы богато украшены кирпичным узором в духе европейской романики. Сочетание их с традиционными шлемовидными куполами позволило достичь необычного эффекта.
Впрочем, «традионного», кроме куполов, тоже не так уж и много. Никонов избегает прямых цитат из русской архитектуры, и для оконных проемов придумывает свои, двойные кокошники, напоминающие не то сандрики, не то кирпичные широкие платки поверх широких окон:
А окна первого и второго света соединяют кирпичные пилястры-связи, напоминающие бусы с подвесками. Видно, как мастер обращается от прямых архитектурных цитат к истокам (костюму), породившему сами архитектурные детали. И это приносит замечательный результат.
Оформление коснулось и оконных рам и решеток, также устроенных по авторскому рисунку в романтическом стиле:
А также металлических дымников на дымоходах:
Собор не был расписан внутри. Его стены остались просто окрашенными, а объем кажется даже ординарным с привычными крестовыми сводами в рукавах основного объема:
Понимая, что купол, оставленный без внутренних членений, превратится в «трубу», архитектор разделил его пополам на две призмы и предусмотрел ряд карнизов и решеток, позволивших зрительно оформить купол как ступеньчатый переход все выше и выше.
Пол выложен по традиции начала XX века из метлахской плитки:
С западной стороны к храму примыкает звонница-притвор, на которой имелись девять колоколов.
В храме, кажется, успели (уже в 1917 году) установить иконостас, но просуществовал он совсем недолго. В 2000-х годах установленна временная алтарная преграда.
Под храмом существует цокольный этаж откуда, с одной стороны, осуществлялась топка печей, но, видимо, имелся в виду и возможный теплый придел и крипта с захоронениями. По факту ничего этого не возникло.
Долгое время находившийся в глухих лесах монастырский собор не привлекал особенного внимания. С начала 2000-х годов началось восстановление женского монастыря. К тому времени территория не только вокруг, но и возле самого храма представляла собой, по сути, лес:
Ни одна из деревянных построек не сохранилась. Поэтому в 2003 году построена небольшая деревянная сторожка с домовой церковь (Казанской иконы Божией Матери):
В 2013 году территория монастыря огорожена металлическим забором. Установлены новые ворота.
Кровля по временным стропилам (первоначальные практически все были утрачены) была перекрыта рубероидом (в 2002 году), затем в 2008 году устроены из баннеров заплаты в рассчете на будущую полноценную замену:
В настоящее время храм формально является действующим, но служб из-за аварийного состояния сводов нет. Реставрационные работы не ведутся в связи с нехваткой средств. Полноценного женского монастыря здесь пока нет.
Источник
Воронцовский Благовещенский женский монастырь
Мiръ Россия Тверская область Воронцовский Благовещенский женский монастырь
Женский монастырь образован в 1903 г. из общины в имении Софии Пфейфер и Клавдии Перепечиной, при участии Иоанна Кронштадтского. В 1925 г. закрыт, все постройки переданы сельскохозяйственной артели. Сейчас восстанавливается.
Содержание
История [ править ]
Воронцовский Благовещенский общежительный женский монастырь находится в бывшем имении Софии Пфейфер и Клавдии Перепечинской при селе Воронцово (Уварово), близ реки Кунья в Торопецком районе Тверской области.
Воронцовская женская община была основана 5 сентября 1896 года указом Святейшего Синода на земле сестер-дворянок, подаривших свое имение со всеми постройками отцу Иоанну Кронштадскому (протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву 1829-1908) для обустройства женской общины. К общине отец Иоанн относился как к своему детищу, на развитие обители пожертвовал 6000 рублей, освятил первую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
В Воронцово из столицы привезли кресты, металлические каркасы куполов, гранитные плиты, чтобы облицовывать цокольный этаж, керамическую плитку для полов, железные оконные рамы. Стены возводили из кирпича, который изготавливался на месте. На строительство пятиглавого собора в черновом варианте ушло три года и два миллиона рублей. Еще на протяжении нескольких лет шли отделочные работы. Освящение Благовещенского собора состоялось в 1919 г.
С приходом советской власти жизнь монастыря изменилась не в лучшую сторону и в 1925 году обитель по постановлению губисполкома была закрыта, собор опечатан, колокола и все ценности были вывезены. Все монастырские постройки, в том числе, и собор передали сельскохозяйственной коммуне. Сначала собор выполнял функцию зернохранилища, а когда крыша на нем обветшала и обрушилась, его оставили без ремонта, и на протяжении десятков лет он стоял в запустении.
Современное состояние [ править ]
2001 г. под руководством отца Сергия Молоткова, настоятеля Благовещенского собора, по благословению архиепископа Тверского Виктора в Воронцово начались восстановительные работы и обустройство бывшей территории обители. В 2003 г. Благовещенскому собору присвоили статус памятника архитектуры федерального значения.
В августе 2010 года завершен очередной этап внутреннего обустройства церковного дома: покрыты линолеумом полы, покрашены потолки, оклеены обоями стены. Оборудована ризница, кладовка и туалет. Малярные работы бескорыстно выполнили местные деревенские женщины и отдыхающие в отпуске петербуржцы.
Храмы [ править ]
Благовещенский собор монастыря
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы заложен 27 июня 1910 года «в память основателя Воронцовской обители святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Чудотворца». Строился на «собственные средства крестьянина Ярославской губернии Василия Федоровича Пустошкина и некоторых других дарителей».
Имел 4 престола (четвертый в нижнем, подвальном этаже храма). На примыкавшей к собору колокольне висело 9 колоколов. Самый большой из них, весом 126 пудов 30 фунтов, был приобретен на средства разных благотворителей, а остальные, по просьбе о. Иоанна Кронштадтского, подарила монастырю московская купчиха Оловянникова.
Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКОЙ Воронцовского Благовещенского женского монастыря Псковской епархии. Почитанием богомольцев пользовалась храмовая Тихвинская икона. Священником в подворье до революции был о. Алексий Александрович Веселовский. После революции храм сделан приходским, в начале 1930 закрыт и отдан под рабочий клуб. В это время на подворье жило 39 монахинь. Сейчас здание занято спортивной школой С. Петербургского университета.
Одновременно с началом реставрации Благовещенского собора, в 2001 году, на месте разрушенного корпуса с домовой церковью, строится тёплая домовая Казанской иконы Божией Матери церковь для служб в зимнее время.
Небольшая деревянная часовня, поставленная одновременно с началом реставрации собора. Расположена на краю обрывистого берега реки.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Благовещенский собор, во время ремонта
Как добраться [ править ]
Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово
Воронцово. Воронцовский Благовещенский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Воронцовский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ведомость мужским и женским монастырям и общинам за 1901 г. СПб, 1902. с. 82-83
В конце XIX века две пожилые сестры-дворянки решили отдать свое имение Воронцово под устройство женской монашеской общины. За благословением и помощью пошли к отцу Иоанну Кронштадтскому, в Петербург. Святой не просто благословил строительство монастыря – он лично взялся за устройство новой обители, называл монастырь своим «любимым детищем».
С Воронцовским Благовещенским монастырем связано еще одно известное имя: первой игуменьей монастыря, руководившей всеми строительными работами, была Таисия Леушинская. Дальняя родственница Пушкина, блестяще образованная, глубоко верующая женщина основала и восстановила множество монастырей. Ее называли Великой Игуменьей, но, по выражению ее духовного наставника отца Иоанна Кронштадтского, у Таисии Леушинской было «пять талантов» – в том числе талант поэтический и музыкальный.
С удивлением я узнала в свое время из исторической справки, что Воронцовский Благовещенский монастырь имел подворье в Петербурге, построенное на средства все того же отца Иоанна Кронштадтского. В отличие от самого монастыря подворье сохранилось до сих пор: в одном здании жильцы, в другом оборудован спортивный зал.
Отец Иоанн Кронштадтский успел освятить место, где планировалось возвести Благовещенский собор. Но сам храм святой не увидел – он умер в 1908 году. Строительство собора обрело новый смысл – то была память об Иоанне Кронштадтском.
Деньги на строительство собирали всем Петербургом. Проект делал столичный архитектор, кресты, гранитные плиты для облицовки, каркасы куполов, рамы, керамическая плитка для пола – все это везлось из Петербурга. А вот кирпичи изготавливались на месте. Не будем забывать: вокруг – глухой лес, так что до сих пор непонятно, как к месту строительства привозили материалы. Построить пятиглавый собор – огромный даже по городским меркам – в глухом лесу было непросто. Работы продолжались три года, было потрачено два миллиона рублей. Собор освятили в 1919 году – когда в стране уже случилась революция, бушевала Гражданская война, а вера уже была в загоне. В 1925 году собор был закрыт. Одно время в нем располагалось зернохранилище. Потом храм просто бросили без присмотра в лесной глуши.
Краеведы, историки и искусствоведы вспомнили о Воронцовском соборе не сразу. А когда добрались до поляны в лесной глуши, вгляделись, вчитались в документы, ахнули. Оказалось, что торопецкий храм чуть ли не последний, построенный в России до революции. И уже поэтому нуждается в особом статусе, в охране со стороны государства. В 2003 году собор был признан памятником архитектуры федерального значения. Так сама история посрамила «знатоков», которые десятилетиями не желали и слышать о Воронцовском Благовещенском соборе, кивая на «низкую художественную ценность».
«Любимое детище» святого – Воронцовский собор – потихоньку восстанавливается. Как в начале прошлого века, деньги собираются всем миром, и в числе жертвователей, как и десятилетия назад, – жители Северной столицы. Приобрести купола помогло руководство региона. В расчистке территории помогали местные жители и школьники. Духовная жизнь в глухом уголке торопецкого края возрождается. Немалая заслуга в этом – настоятеля Воронцовского собора, отца Сергия Молоткова. Отец Сергий – автор многочисленных книг, популярных у верующих: «Практическая энциклопедия «Основы правильной духовной жизни», двухтомник «Жемчужина отцов», «Практическая энциклопедия православного христианина», «Практическая энциклопедия: православие от А до Я». Они выходили огромными тиражами. В списке трудов отца Сергия Молоткова есть и книга о святом Иоанне Кронштадтском – человеке, благословившем строительство собора, в котором сейчас служит отец Сергий. При желании в этом можно обнаружить духовную преемственность, промысел Божий.
В начале прошлого века на освящении Воронцовского собора отец Иоанн Кронштадтский, как всегда, произнес яркую проповедь. Он сказал: «Для чего строятся храмы? Храмы Божии созидаются и освящаются для нашего освящения и обновления…» История Воронцовского собора, построенного в смутные времена, долгие годы находившегося в забвении, но вновь ставшего оплотом веры, – лучшее подтверждение правоты Иоанна Кронштадтского.
Источник: 09.04.2013 статья Юлии Овсянниковой на сайте Тверской епархии http://tvereparhia.ru/novosti/novosti-mitropolii/rzhevskaya-eparxiya/3359-tajny-voronczovskogo-xrama
Местечко Воронцово до революции входило в Холмский уезд Псковской губернии. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Заложен 27 июня 1910 года «в память основателя Воронцовской обители святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Чудотворца». Строился на «собственные средства крестьянина Ярославской губернии Василия Федоровича Пустошкина и некоторых других дарителей». Имел 4 престола (четвертый в нижнем, подвальном этаже храма). На примыкавшей к собору колокольне висело 9 колоколов. Самый большой из них, весом 126 пудов 30 фунтов, был приобретен на средства разных благотворителей, а остальные, по просьбе о. Иоанна Кронштадтского, подарила монастырю московская купчиха Оловянникова. Закрыт в 1937 г. Вновь открыт в 2001 г. Количество алтарей: 3.
Воронцовский собор почему-то не включен ни в одну из последних имеющихся книг о Торопце и его окрестностях, нет о нем сведений и в нашем краеведческом музее. Расположен собор в километре от Уварова, в местечке Воронцово, ныне безлюдном и лесистом. Среди леса и золотятся то тут, то там, сохранившейся позолотой пять его куполов. Построен собор по документам в конце XIX- начале XX века (старожилы утверждают — в 1907 году) как одна из составных частей Воронцовского монастырского комплекса, куда входили также кельи и валунная ограда с воротами. Кельи и валунная ограда не сохранились (валуны с ограды к 900-летию Торопца успешно перевезли в город и произвели из них ряд кладок, ни исторических, ни архитектурных ценностей не представляющих), часть ворот еще есть.
Возвышается среди леса и собор — кирпичный, пятиглавый, четырехстолпный. С западной стороны к нему примыкает паперть. Над папертью звонница. Наличники окон обрамляют сразу два окна с двойными металлическими фигурными переплатами. Вход в церковь был когда-то украшен порталом с навесными дверями. Здание стоит на подклети с железобетонными перекрытиями. Внутри никакой отделки интерьеров не сохранилось, разве что покрывающая полы белая и голубая шестигранная метлахская плитка, которая осталась цела и невредима даже после неоднократного пребывания в храме Божьем гусеничного трактора — многие годы собор использовался как зернохранилище, зерно же туда ввозили, разумеется, на тракторах.
Здание построено добротно, на века. Если встать внутри него по центру и, запрокинув голову, посмотреть вверх, зрелище, надо сказать, впечатляющее. На уровне второго этажа сохранились настилы, где располагались хоры. Туда и выше, в звонницу, ведет боковая лестница, по которой ходить намного безопасней, чем по лестницам наших родных пятиэтажек. Смельчаки, минуя звонницу, случается, и сейчас забираются на купола. Говорят, вид на окрестности оттуда необыкновенный. По куполам во время Великой Отечественной войны били из всех видов орудий и немцы, и наши, поэтому на всех пяти остались отметины.
Валунная ограда, которой был обнесен собор и кельи, заслуживала особого внимания необычной техникой исполнения. Снаружи валуны были гладко отесаны и уложены в раствор, образуя красивую цветовую гамму, заканчивающуюся кирпичной кладкой. Карниз над оградой тоже был кирпичный, из кирпича сложены и ворота с проездной аркой и двумя калитками по сторонам.
Вблизи собора на территории монастыря сохранился лаз в подземный ход, выложенный кирпичом, который выходит на берег р.Куньи. Использовался он то ли для оттока вод из подвалов близлежащий зданий, то ли указывал на стратегическое значение монастыря, то ли выполнял еще какие функции. Так, местные старожилы утверждают, что подземный ход этот без дела не стоял — монастырь был все же женский.
На сегодняшний день, по оценкам архитектора А.А. Галашевича, сделанным в 1972 г., Воронцовский собор архитектурно-художественной ценности не представляет. Однако из Санкт-Петербурга приезжали специалисты, осматривали собор, говорили, что таких архитектурных сооружений на территории царской России было всего три, что собор представляет не только архитектурную, но ми историческую ценность. Неподготовленное воображение затерявшийся в глуши Воронцовский собор поражает. И если не художественно-архитектурным стилем (хотя современные «памятники» строительства ему и в подметки не годятся), то уж добротностью строений и профессионализмом мастеров наверняка.