воскресенский храм ильинский погост
Возрождение святынь: Храм Воскресения Христова в Ильинском Погосте
17 нояб. 2017 г., 13:25
К сожалению, нынешний мощный гул колокольного звона Храма Воскресения Христова не «родной», колокола, как их тогда называли за красоту звучания «лебеди», были сброшены еще в 38-м году ХХ века, а иконами тогда топили печь в больнице.
Из истории
Село Ильинский Погост, как центр древней Гуслицкой волости, известно еще с первой трети ХIV века, когда Московский князь Иван Калита завещал ее княгине «с меньшими детьми», а в конце века великий князь Дмитрий Донской завещал Гуслицу своему сыну Петру. Издавна известны были в селе деревянные Ильинская и Никольская церкви, а также Казанской Иконы Божией Матери. Поскольку в Гуслицах был центр крестьянской письменности, рукописные книги, особенно «певческие» с крюковыми нотами, расходились по всех Руси. Эта местность также связана с известными именами в нашей истории князем Александром Меньшиковым, Лопухиными, которых то жаловали, то «казнили», а жизнь, неотъемлемая от православия, шла своим чередом. Несмотря на то, что Гуслица была «старообрядческой Палестиной» здесь уживались и старообрядцы и никониане.
В своей книге «История храмов Ильинского Погоста» эксперт богословия и историограф Е. В. Старшов пишет: «К возведению Трехпрестольного Воскресенского каменного храма приступили в 1822 году, окончили в 1840-м. Строили на средства, вырученные от торговли на базарах, которые здесь устраивали в воскресные и праздничные дни. Разумеется, и прихожане также принимали участие в сооружении. И правящий архиерей митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) уделял особое внимание возведению большого каменного здания храма здесь, видя в нем своего рода форпост для противодействия расколу. И освящал его сам, произнеся речь, которую автор книги и приводит. Есть в речи особенные слова, что во всякое время на всяком месте должны хвалить и славить Бога. Не бесплоден также будет человеческий труд храмоздательства, и не потерян для нас будет Божественный дар освящения. Митрополит поучает, что все должны посещать храм прилежно, с благоговением, вниманием, с верою, неизменною верностию. Ибо от храма зависит судьба нашей жизни, которая им освящается и благословляется, от нашей жизни зависит и судьба дома Божия».
Времена перемен
Дом Божий в советские времена старались разрушить до основания, но не получилось, только вред нанесли сильный. Мощное и красивое здание с высоченной, легкой колокольней, под какие только нужды не использовалось. Здесь было и зернохранилище, и тарный цех Егорьевского ДОКа, и швейная мастерская, в которой работницы падали в обморок от стрекота швейных машинок — такая в храме была акустика. На колокольне — наблюдательная вышка пожарного депо. В1990 году настоятелем храма Вознесения Христова назначен протоиерей Николай Лопухович. Нужно сказать, что он, как и его матушка Вера из потомственных семей священнослужителей. Его отец Николай был близко знаком с преподобным Амфилохием Почаевским. В детстве маленькому Николаю Амфилохий даже спас ногу, не только молитвами, но и народными средствами, поскольку сам был фельдшером.
«Для меня очевидно, что Господь управляет всеми делами, всей нашей жизнью. Мы были наказаны безбожной властью, но она прошла. И слава Богу, все в прошлом: церковь передана верующим, однако отопление, которое было, срезали, все что можно было унести, унесли. Даже чугунные плиты, которыми был вымощен пол. Приезжала комиссия, заставили сделать опись древних икон, сделали. А начале 90-х кто-то залез в храм и ограбил, унесли все ценные иконы. Что не переписали, осталось, но и их уворовали, так что сейчас древних нет. Новые все. И что интересно: несколько раз брали икону Божией Матери Казанская, она в старинном окладе, который принес в дар В. Хмыров. Оклад чудесным образом подошел к Казанской, ее написал иконописец из Куровского. И каждый раз мы икону находили рядом в церковной ограде. Удивительно. Современная икона, а чудотворная, люди от нее получают исцеления, поэтому приносят дары — цепочки, кулоны, крестики золотые. Но тоже все украли, от Божией Матери отняли. Есть, к глубокому сожалению, люди, которые не в храм, а из него несут. Не боятся греха и наказания за него», — вспоминает Николай Лопухович.
По его словам, первое богослужение здесь состоялось 22 мая в день памяти святителя Николая, чудотворца. Конечно, за эти годы изменения произошли большие, купол возведен, ограда подправлена, окна пластиковые вставлены, но все же сердце болит, что дела идут не так быстро, как бы хотелось. Приезжают состоятельные люди, ознакомятся с тем, что нужно сделать, пообещают, но больше не показываются. Летом население увеличивается за счет дачников, а зимой тихо, только местное население. Правда, сейчас владыка митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил священников Ликино-Дулевского и Павлово-Посадского благочиний собирать средства восстановление. Из собранных средств уже заплатили большие деньги за проектно-сметную документацию. Даст Бог, что-то сдвинется в лучшую сторону. Сегодня чудес не происходит, а завтра они появятся, на это надо надеяться и уповать, непременно ходить в храм и молиться.
Нужны благотворители
«Наш Воскресенский храм уникальный. Конечно, хорошо, если бы нашелся благотворитель состоятельный. А пока мы только своим приходом стараемся», — скала певчая Ольга Орлова.
По словам краевед Юрия Карякина, когда-то Ильинка была центром волости, поэтому жизнь здесь бурлила, сейчас затишье. Воскресенский храм большой, а народу мало, и к тому же неподалеку еще два храма.
«Напишите про наших помощников-прихожан, кто во славу Божию работает постоянно, тем самым вкладывает свой труд в благолепие храма, — это В. Мещеряков, Е. Апухтин, Н. и Е. Кочетковы, В. Кудряшова, К. Никитина В. Юркевич, Л. Самойлова, Т. Куликова, Т. Дмитриченко, Г. Кузнецова, Н. Глинкина, С. Шибаева, М. Казакова, А. Пылаева, Т. Горнак, Л. Гаврилова, Н. Нефедова, Т. Тонких, Т. Смесова, О. Орлова, В. Давыдов и С. Чередова», — попросила Матушка В. Лопухович.
Она также отметила тех, кто вложил большие средства — братьев Н. и Е. Басовых, В. Кислова, Е. Фомина, Н. Буслакова. Они привезли и установили купол на храме, подправили и покрасили изгородь вокруг территории, выложили плиткой пол в здании. Уже ушли из жизни первые наши помощники. Царство Небесное Е. Сорокиной, Е. Гущиной, А. Куликову и Л. Лабиной. С ними мы очищали и приводили здание храма в порядок.
В каждом храме имеются иконы, которые дороги прихожанам, к которым они чаще других обращаются за помощью и получают ее.
Из Почаевской Лавры сюда привезли икону преподобного Амфилохия — удивительного святого, нашего современника, он умер только 1971 году, а уже в 2002 был прославлен Украинской Православной церковью в лике святых. Он обладал даром исцеления и прозорливости. Помогал и помогает, кто к нему обращается.
Поэтому прихожане часто молятся преподобному Амфилохию. Конечно же, все просят помощи у Спасителя, Казанской Божией Матери, Божией Матери «Знамение», молятся Пантелиймону Целителю, Илии Пророку, Николаю Чудотворцу, Матронушке Московской, преподобному Серафиму Саровскому. Эти и другие бумажные иконы святых привезены из разных святых мест и подарены храму.
«Работы еще предстоят очень большие и дорогостоящие, ищем благотворителей. Но пока их нет. Мне бы хотелось вспомнить еще раз митрополита Филарета, который был яркой, образованной и необыкновенной личностью, который не просто освятил храм этот, но и к нему имел особое расположение. А ведь митрополит вел такую огромную деятельность: воспитал целую плеяду незаурядных богословов. Написал труды по богословию, под его наблюдением сотрудники Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской академий сделали современный перевод Священного Писания», — сказал благочинный Ликино-Дулевского округа отец Антоний Рыжаков.
По его словам, Филарет основал для преодоления раскола в православии три монастыря — Никольский мужской, Всехсвятский женский и Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской в Куровском. Принимал участие в чине Священного коронования двух российских императоров, в освящении храма Христа Спасителя и в торжествах, посвященных 25-летию победы на Куликовом поле. Общался и вел переписку с Гоголем, Жуковским, Тютчевым. Многим известен ответ Филарета на Пушкинское стихотворение:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Владыка Филарет имел дар пророчества, предупреждал о том, что не нужно делать богатые ризы на иконы, что подтвердили события 1917 года. Архиерей неоднократно бывал на орехово-зуевской земле.
«Напоминаю мудрые его слова о том, что от храма освящается и благословляется судьба каждого православного человека. Щедро Господь дарует нам благодать, но и не нужно забывать, что Он не расточает ее напрасно, поэтому сейчас время созидать и восстанавливать то, что было разрушено, конечно, в меру своих сил и возможностей», — заключил Рыжаков.
Храм Воскресения Христова с.Ильинский Погост
Официальный приходской сайт
Храм Воскресения Христова с.Ильинский Погост
Храм Воскресения Христова с.Ильинский Погост
Престольный праздник — Воскресения Христова
Настоятель протоиерей Николай Николаевич Лопухович, 1954
Контакты:
Адрес:Московская область, Орехово-Зуевский район,
село Ильинский Погост
История:
В писцовых книгах за 1631—1633 гг. упоминается деревянная Ильинская церковь с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Именно в честь нее погост Гуслицы стал называться Ильинским. В 1676 г. построили еще один храм — в честь Казанской иконы Божией Матери, который сгорел в 1736 г.
В источниках за 1710 г. сообщается о деревянном пятиглавом храме во имя пророка Илии с рубленой восьмигранной шатровой колокольней. Там же упоминается и деревянный одноглавый храм во имя святителя Николая.
В 1730 г. был построен новый деревянный храм, взамен старого.
22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.
В 1928 г. на пожертвования прихожан отреставрировали наружную живопись.
В 1937 г. храм, после нескольких попыток, окончательно закрыли. С 1940 по 1953 гг. в нем располагалась швейная мастерская, затем — ссыпной пункт колхоза, с 1961 по 1990 гг. — тарный цех. Во время Великой Отечественной войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт. 25 марта 1990 г. храм был передан общине, началось его восстановление. Первая Божественная литургия совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма.
Ильинский Погост. Церковь Воскресения Христова.
Воскресенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями Воскресенская церковь построена в 1822-1841 гг. в стиле ампир с портиками дорического ордера. Закрыта в 1930-е гг. Служба возобновлена в 1990-х гг. Ремонтируется.
История Воскресенского храма началась в 1822 году. До той поры здесь поочередно было несколько деревянных храмов. Первой в писцовых книгах за 1631-1633 годы упоминается «церковь Илии пророка деревяна клецки» с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Именно в честь нее Погост Гуслицы и стал зваться Ильинским Погостом. В 1676 году построили еще один храм во имя иконы Божией Матери Казанской, который сгорел в 1736 году. В источниках за 1710 год есть запись о деревянном пятиглавом храме во имя пророка Илии с рубленой восьмигранной шатровой колокольней с пятью колоколами. Там же упоминается и деревянный одноглавый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
22 мая 1816 года начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один храм Пророка Илии. У жителей возникла мысль построить каменный храм. Митрополит дал благословение, сам присутствовал и освятил закладку Воскресенского храма в 1822 году. Храм строился 18 лет из-за малого количества пожертвований. В 1831 году завершилось строительство главного летнего пятиглавого храма Воскресения Христова. В 1840 году закончены приделы Святителя Чудотворца Николая и Пророка Божия Илии (в трапезной) зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Он освящен 21 сентября Святителем Филаретом Митрополитом Московским. В 1849 году закончено строительство колокольни высотой свыше 70 метров.
25 марта 1990 г. храм был передан общине верующих. В мае был назначен настоятелем священник Николай Лопухович, зять глубоко уважаемого в Павловском Посаде протоиерея Василия Бащука. Первая Божественная Литургия, а накануне Всенощное Бдение с чтением акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма. С этого времени регулярно совершаются Богослужения. С 1990 г. началось восстановление храма.
Источник: Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви
В 1677 году при священниках Григории и Иване была выстроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В дозорной книге Патриаршего казённого приказа от 1680 года записано: «В Гуслицкой же волости погост на речке Околице. На погосте церковь во имя Илии Пророка, да в приделе Николая Чудотворца, да на том же погосте другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. У церкви во дворе поп Афанасий Григорьев, во дворе поп Михайле Ассонов, во дворе дьячок Сергушка Григорьев, во дворе пономарь Петрушка Иванов, во дворе просвирница Марья Андриева дочь. И попы Афанасий и Михайле сказали: церковь Илии Пророка построена изстара и данью обложена, а другая де церковь построена вновь во 185-м году (1677), церковною де пашнею и сенными покосами к церкви Илии Пророка они владеют, а на сколько де четей пашни и что сенных покосов владеют, и то написано в писцовых книгах, а выписи де у них на тое церковную землю нет. с писцовых книг 1631-1633 гг. написано: к церкви Илии Пророка что на р. Околице, пашни паханныя церковныя земли три чети с осминою, да лесом поросло 16 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж: сена 30 копен, лесу десятина. «.
После Октябрьской революции храм даже реставрировался в 1928 году на средства общины верующих.
С 1933 по 1936 год в церкви служил диаконом о. Васили Горбачёв (расстрелян 26 февраля 1938 года). В 1938 году с колокольни были сброшены колокола с самым большим колоколом, звон которого был слышен на много километров. После того как они оказались на земле, богоборцами колокола были разбиты, погружены на автомобили и увезены на переплавку. Храм тотчас был разворован и осквернён. Иконами, говорят старожилы, топили печи в местной больнице.
Воскресенский храм (Ильинский Погост)
Воскресенский храм построен в 1840 году на месте деревянной церкви XVII века. Один из самых больших и высоких, в округе храмов с четырехъярусной колокольней, в стиле ампир.
Содержание
История [ править ]
Село Ильинский Погост – центр древней дворцовой Гуслицкой волости на р. Гуслица. Волость известна с 1-й трети XIV в. Великий князь Московский Иван Калита завещал её княгине «с меньшими детьми». В конце XIV в. великий князь Дмитрий Донской завещал Гуслицу сыну Петру.
В 1628 г. в Ильинском Погосте стояло две деревянных церкви, построенных “клетски” – Пророка Илии и Святителя Николая.
В 1677 г. при священниках Григории и Иване построена церковь Казанской Божией Матери.
С 1701 г. в церквях Ильинского Погоста служили священники: Алексей Деев ( по 1710 г.), Иван Петров (по 1726 г.), Афанасий Пименов (по 1742 г.)
Гуслица – центр крестьянской письменности. Почти все здесь были грамотными. Но грамотность их была особая. Многие, хорошо разбирая церковную печать, плохо читали гражданский шрифт. Рукописные книги гуслицкого письма и орнамента, который оформился в последней четверти XVIII в., особенно “певческие” – так называемых крюковых нот, – расходились по всей стране.
Во время великого Гуслицкого пожара в 1854 г. сгорело село и церковь Илии Пророка, небольшая зимняя церковь Святителя Николая уцелела. У жителей возникла мысль построить каменный храм. В 1816 г. Митрополит Московский Серафим (Глаголевский) дал благословение и сам присутствовал при закладке Воскресенского храма в 1822 г. Строительство главного храма – пятиглавого, с 14-метровой ротондой в центре, завершено в 1831 г. Храм мог вместить 2000 человек.
После окончания внутренней отделки храм был освящён 22 сентября 1840 г. святителем Филаретом, Митрополитом Московским. С 1840 г. в официальных документах бывшее с. Гуслицы стало именоваться с. Ильинский Погост.
Церковь построена суммой, собираемой с базарной церковной земли и тщанием прихожан.
Церковь была построена каменная, крепка, но колокольни при ней тогда ещё не было. Престолов в каменной церкви было три: в холодном – во имя Воскресения Христова, в теплых приделах один – во имя Святого Пророка Илии, другой – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1833 г. Кроме каменной, на Ильинской Погосте в то время стояла и другая церковь Святого Пророка Божия Илии, деревянная, с такой же колокольней, построена неизвестно когда и кем, крепка.
До построения каменной, при церкви была деревянная колокольня. В 1857 г. закончена каменная колокольня высотой около 70 метров. Строил её «Владимирской губернии и уезда Ведомства Государственных имуществ Богословской волости села Спасского крестьянин Владимир Григорьевич Рамазанов». В 1850-х гг. была построена и каменная церковная ограда с вратами и башенками на западную, южную и северную стороны.
При храме были богадельня и церковноприходская школа. В 1928 г. храм реставрируют на средства общины верующих. С 1933 по 1936 г. в нём служил диаконом о. Василий Горбачёв. История его жизни обычна для периода гонений на духовенство в 1920–1930-х гг. 15 февраля 1937 г. он был арестован по обвинению в агитации против советской власти, совершённой на месте прежнего служения. Вся “агитация” состояла в том, что в с. Парфентьево, когда прихожане обратились к о. Василию за советом, как сохранить храм, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию. За этот совет 26 февраля 1938 г. о. Василий был расстрелян, о чём сообщили родственникам только в 1989 г.
В 1937 г. храм, после нескольких попыток, окончательно закрыли. С 1940 по 1953 гг. в нем располагалась швейная мастерская, затем — ссыпной пункт колхоза, с 1961 по 1990 гг. — тарный цех. Во время Великой Отечественной войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт. 25 марта 1990 г. храм был передан общине, началось его восстановление. Первая Божественная литургия совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма.
Святые [ править ]
С 1933 по 1936 г. в Воскресенском храме служил о. Василий Горбачёв, сначала в чине дьякона, а после ареста настоятеля, в сане священника.
В начале 1937 года храм был закрыт и отец Василий был назначен в Преображенскую церковь где его арестовали по обвинению в агитации против советской власти, совершённой на месте прежнего служения.
Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Ильинский Погост, ул. Егорьевская, д. 33. Воскресенский храм.
Церковь Воскресения Христова в Ильинском Погосте (Ильинский Погост)
В писцовых книгах за 1631—1633 гг. упоминается деревянная Ильинская церковь с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Именно в честь нее погост Гуслицы стал называться Ильинским. В 1676 г. построили еще один храм — в честь Казанской иконы Божией Матери, который сгорел в 1736 г.
В источниках за 1710 г. сообщается о деревянном пятиглавом храме во имя пророка Илии с рубленой восьмигранной шатровой колокольней. Там же упоминается и деревянный одноглавый храм во имя святителя Николая.
В 1730 г. был построен новый деревянный храм, взамен старого.
22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.
В 1928 г. на пожертвования прихожан отреставрировали наружную живопись.
В 1937 г. храм, после нескольких попыток, окончательно закрыли. С 1940 по 1953 гг. в нем располагалась швейная мастерская, затем — ссыпной пункт колхоза, с 1961 по 1990 гг. — тарный цех. Во время Великой Отечественной войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт. 25 марта 1990 г. храм был передан общине, началось его восстановление. Первая Божественная литургия совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма.