воскресенский храм смоленское кладбище
Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург)
Церковь Воскресения Христова была построена в начале XX века.
Содержание
История [ править ]
Смоленское кладбище — одно из старейших в Петербурге. Здесь покоится прах множества известных петербуржцев. Никогда не ослабевает поток паломников к часовне на могиле святой блаженной Ксении. На кладбище есть и другие храмы. Один из них — храм Воскресения Христова.
Новый храм действовал совсем недолго. Последним православным настоятелем Воскресенской церкви был протоиерей Алексий Осипович Западалов. Отец Алексий родился в семье мастера парфюмерной фабрики. Выбор священнической стези для выходца из семьи преуспевающего рабочего был в то время большой редкостью. По окончании Духовной академии он был оставлен секретарём канцелярии обер-прокурора Священного Синода, а затем назначен настоятелем храма при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Отец Алексий участвовал во многих важнейших церковных событиях того времени: он присутствовал при закладке Феодоровского собора в Царском Селе и при крещении Цесаревича Алексия. Между тем, он также был в курсе культурной жизни: выписывал «толстые» журналы, приобретал книги. Известно, что в его библиотеке хранилось собрание сочинений тогдашнего властителя дум — Владимира Сергеевича Соловьёва.
В бытность свою настоятелем Павловского собора в Гатчине отец Алексий подружился с А. И. Куприным, который подолгу жил в этом небольшом городе. Именно с его слов Куприн узнал о случае с иеродиаконом Амвросием, который вместо анафемы Льву Толстому, провозгласил «многая лета». Эта история легла в основу рассказа «Анафема».
После революции отец Алексий был назначен настоятелем всех православных храмов Смоленского кладбища. Революция вихрем пронеслась над Россией, уничтожив старый порядок. Но для многих знаковой датой стало не 25 октября 1917 года, а 10 августа 1921 года. В этот день праздник Смоленской иконы Божией Матери, и на Смоленском кладбище хоронили Александра Блока. В главном кладбищенском храме шли праздничные богослужения. Отец Алексий захотел лично совершить отпевание поэта. Блока хоронили на семейном участке Бекетовых. Проститься с «трагическим тенором эпохи» пришли не только поэты, критики, актёры, но и простые горожане. По воспоминаниям присутствующих, прощанию сопутствовала какая-то возвышенная скорбь. Священник прочёл стихотворение Блока «Девочка пела в церковном хоре», так созвучное моменту. Затем отец Алексий вместе с процессией дошёл до места погребения поэта. Между тем ему самому служить оставалось менее десяти лет…
В 1930-е годы отец Алексий был арестован и приговорён к десяти годам лагерей. В 1938 году он был расстрелян в Свирьлаге. Храм был закрыт, купола разрушены. На протяжении долгого времени его использовали как склад, общежитие, гальванический цех, затем попытались даже приспособить под насосную станцию. Тогда казалось, что церковь уже навсегда останется обезображенной и израненной… Хотя использование помещений храма было прекращено ещё в 1989 году, церковь передали верующим только в 1995 году.
В 1996 году при работах по расчистке территории возле храма был обретен список иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) конца XIX века.
Современное состояние [ править ]
В августе 2007 года началось проведение реставрационных работ.
В первой половине 2010-х годов восстановлены купола. К 2016 году бетонный строительный забор заменён металлической решёткой.
В настоящее время Воскресенская церковь является приписной к церкви Смоленской иконы Божией Матери. Богослужения в храме пока не проводятся, однако по воскресеньям его открывают для паломников.
ФАКЕЛ, КРЕСТ И БОЙЛЕР
История о том, как храм Светлого Христова Воскресения на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга восстанавливается вопреки ожиданиям
Приблизительное время чтения: 3 мин.
…Разваленный храм меньше всего был похож на храм. Долгое время в нем был цех по производству удобрений. И теперь, во второй половине восьмидесятых годов, здание, уже пустое и заброшенное, напоминало что-то из сталкерской Зоны. В тот вечер в нем собрались молодые люди — активисты движения за восстановление исторических памятников Санкт-Петербурга. Одни пришли как зрители, другие как актеры. Они зажгли факелы и играли спектакль — пушкинский «Пир во время чумы». Несмотря на внешнее воодушевление, выбор пьесы очень точно отражал их внутреннее состояние: «Мы все равно ничего не изменим. Мы проиграем. Развалины так и останутся развалинами». В стенах разрушенного храма горели факелы, но люди не верили, что здесь когда-нибудь зажгутся свечи…
Эту историю мне рассказал один знакомый, когда узнал, что я еду в Санкт-Петербург посмотреть, что делается с этим храмом. Он лично был на том спектакле.
И вот я здесь, на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга на Васильевском острове. Передо мной тот самый храм — церковь Светлого Христова Воскресения. Вокруг него строительные леса. Храм поднят из руин. До полного возрождения еще далеко, но сделано уже немало. У церкви новые купола. На центральном куполе стоит большой красивый крест. Внутри храма поменяли пол, очистили стены. В подвале оборудовали систему отопления, поменяли систему водоснабжения — больше храм не затапливает.
С рабочими разговаривает Алексей, сотрудник «Попечительства Святой Ксении Петербургской». Активисты этой организации с 2004 года занимаются восстановлением церкви Светлого Христова Воскресения (кстати, единственной в Санкт-Петербурге, построенной в стиле нарышкинского барокко). Сам Алексей работает в соседней церкви — на том же Смоленском кладбище есть действующий храм Смоленской иконы Божьей Матери. Силами в том числе и его прихожан нормальный вид обретает и храм Светлого Христова Воскресения. Официально восстанавливающаяся церковь приписана к приходу действующей.
Вход в офис «Попечительства Святой Ксении Петербургской» — со двора. На Камской улице висит только небольшая табличка со стрелочкой. Если уж новый человек зашел, чтобы сделать пожертвование, — значит, это решение по-настоящему мотивированное. Люди жертвуют — и работа по восстановлению идет постоянно. Хотя жертвуют не так обильно, как хотелось бы…
Две бабушки перевели на счет попечительства свою лепту. Однажды из любопытства заглянули в офис, застали Алексея, он подробно — с цифрами и картинками — рассказал им, какие ведутся работы. Одна старушка сказала другой:
— Вот видишь, я же тебе говорила, они тут по-настоящему что-то делают!
Но бывает и по-другому.
— Вообразите, на продовольственном рынке человек ходит вокруг куриных окорочков и никак не может выбрать, какой взять, крутит в руках, кладет обратно, берет другой, советуется с женой… — рассказывает с улыбкой Алексей. — Это очень напоминает некоторых жертвователей, они пытаются так же выбирать, на что бы пожертвовать…
Например, человек приходит и спрашивает, в чем храм нуждается.
— Нужна котельная, чтобы отапливать, — отвечает такому человеку Алексей.
— Котельная… — в голосе жертвователя звучит сомнение.
— Стены нужно штукатурить.
— Ну, не знаю… Я хотел бы пожертвовать на крест на центральном куполе. На иконостас, может быть. А то котельная — это как-то несолидно…
Оно и понятно. Кому не хочется приходить в новый храм и сообщать окружающим, что этот крест или иконостас появился не без его участия? А если не сообщать, то хотя бы про себя думать. Бойлером в котельной не особо-то похвастаешься…
И Алексей это прекрасно понимает. Поэтому честно берет деньги на то, на что жертвователь готов дать, а потом предоставляет ему необходимые финансовые отчеты.
И тут же Алексей вспоминает где-то прочитанную историю. Одна женщина сделала крупное пожертвование монастырю. Через год приехала посмотреть, на что же ее деньги пошли. Настоятель тепло ее принял и с энтузиазмом повел показывать. Вот, говорит, посмотри, какие чудесные мы сделали для братии выгребные ямы. Женщина оскорбилась и уехала. А через некоторое время вернулась со слезами и покаянием: «Спасибо, батюшка. Я все поняла…».
Для желающих пожертвовать на восстановление храма Светлого Христова Воскресения на Смоленском клабдище:
ООО «Попечительство Св. Ксении Петербургской»
ИНН 7801267231; КПП 780101001; Р/С 407 03 810 555080110 262
Церковь Воскресения Христова у Смоленского православного кладбища
Церковь Воскресения Христова у Смоленского православного кладбища
в стиле «нарышкинское» барокко
Православное кладбище на Васильевском Острове является старейшим в Петербурге. Это место было отведено для погребений указом Синода от 23 декабря 1738 г.
Кладбище получило свое название после постройки на его территории церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
На территории Смоленского кладбища, кроме Воскресенской,
самое известное место Смоленского кладбища.
Воскресенская церковь находится у входа на кладбище, недалеко от главных кладбищенских ворот. Построена на месте старого деревянного дома.
В 1901-1904 гг. церковь строилась по проекту арх. В. А. Демяновского в формах «нарышкинского» барокко. Прототипом этой постройки стала Успенская церковь на Покровке в Москве.
Ежегодник ОАХ СПб
1906 Вып.1 С.41
Набережная р. Смоленки.
1927 г.
(добавил Ладада )
16 июня (по старому стилю) 1901 г. был заложен трехпридельный храм. Закладной камень освящен митрополитом Антонием. Строительство велось с участием арх. М. А. Преображенского, гражд. инж. Я. Я. Брусова и М. А. Евментьева и продолжалось два года.
16 июня 1903 г. освящен боковой придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
30 июня 1903 г. освящен боковой придел во имя Всех Святых.
2 мая 1904 г. освящен главный придел во имя Воскресения Христова.
Центральная часть храма построена в традиционной схеме «восьмерик на четверике». Основной объем (четверик) рустован по углам и завершен пышным карнизом. Восьмерик был увенчан фонариком и золоченой луковичной главкой и украшен легкими колоннами по углам и в обрамлениях оконных проемов. Над боковыми приделами поднимались пологие купола и фонарики с малыми главками. Участки стен, лопатки и пилястры были рассечены рустовкой с чередованием красного и белого цветов.
Барочный иконостас по рисунку Демяновского вырезали в мастерской П. С. Абросимова. Иконостас был покрыт позолотой. Образа для него написал А. Н. Новосокольцев. Алтарь был украшен мозаикой по эскизу В. М. Васнецова.
Состояние церкви в 2008 г.
Позднее церковь была отдана обновленцам, а 7 января 1930 г. закрыта. Главку снесли, а здание передали под общежитие, затем в нем находились склад, гальванический цех ремонтного завода «Сокол». В 1977 г. в здании решили разместить насосную станцию, сломали своды подвалов, возвели металлоконструкции, а в 1989 г. прекратили работы.
Долгое время сохранялась лишь в руинах.
В 1991 г. была зарегистрирована община.
В 1995 г. здание храма передали под подворье Новоиерусалимского монастыря, но через некоторое время возвратили Смоленской церкви.
Лишь в 1990-х гг. началась реставрация храма.
В 1996 г. при работах по расчистке территории возле храма был обретен список иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) конца XIX века.
В настоящее время Воскресенская церковь является приписной к церкви Смоленской иконы Божией Матери. Службы не совершаются.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [ 7802269000 ].
Запись на стене
Церковь Воскресения Христова у Смоленского православного кладбища
Православное кладбище на Васильевском Острове является старейшим в Петербурге. Это место было отведено для погребений указом Синода от 23 декабря 1738 г.
Кладбище получило свое название после постройки на его территории церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери.
Воскресенская церковь находится у входа на кладбище, недалеко от главных кладбищенских ворот. Построена на месте старого деревянного дома.
В 1901-1904 гг. церковь строилась по проекту арх. В. А. Демяновского в формах «нарышкинского» барокко. Прототипом этой постройки стала Успенская церковь на Покровке в Москве.
Центральная часть храма построена в традиционной схеме «восьмерик на четверике». Основной объем (четверик) рустован по углам и завершен пышным карнизом. Восьмерик был увенчан фонариком и золоченой луковичной главкой и украшен легкими колоннами по углам и в обрамлениях оконных проемов. Над боковыми приделами поднимались пологие купола и фонарики с малыми главками. Участки стен, лопатки и пилястры были рассечены рустовкой с чередованием красного и белого цветов.
Барочный иконостас по рисунку Демяновского вырезали в мастерской П. С. Абросимова. Иконостас был покрыт позолотой. Образа для него написал А. Н. Новосокольцев. Алтарь был украшен мозаикой по эскизу В. М. Васнецова.
В подвале церкви размещены двухъярусные бетонные склепы на 176 захоронений.
Позднее церковь была отдана обновленцам, а 7 января 1930 г. закрыта. Главку снесли, а здание передали под общежитие, затем в нем находились склад, гальванический цех ремонтного завода «Сокол». В 1977 г. в здании решили разместить насосную станцию, сломали своды подвалов, возвели металлоконструкции, а в 1989 г. прекратили работы.
Долгое время сохранялась лишь в руинах.
Лишь в 1990-х гг. началась реставрация храма.
ort_palomnik
Православный паломник
В 1930-е годы приняли решение кладбище закрыть и уничтожить. Могилы некоторых выдающихся деятелей истории, науки и культуры перенесли на другие кладбища. Но, к счастью, идея уничтожить Смоленское кладбище не была воплощена.
До революции на кладбище действовало три церкви: Воскресения Христова, иконы Смоленской Божией Матери и церковь Святой Троицы, сейчас действует храм иконы Смоленской Божией Матери и часовня Святой блаженной Ксении Петербургской.
Конечно, при каждом кладбище есть храм или церковь. Однако очень малое число кладбищенских церквей посвящено Воскресению Христову (что очень странно): ведь тема смерти и грядущего воскресения чрезвычайно важна для Христианства.
Петербургский храм Воскресения Христова был задуман и построен как усыпальница. В нижней части храма есть склеп, рассчитанный примерно на 160 могил. В этом храме в 1921 году отпевали Александра Блока.
Самым первым храмом на территории кладбища была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, пострадавшая в XVIII веке во время наводнения. Позднее на ее месте был построен храм Святой Троицы, который после революции закрыли и в 1932 году разобрали на кирпичи. Сейчас на том месте, где был престол Троицкого храма, построена небольшая часовня.
После закрытия Казанского собора храмовая икона до 1940 года хранилась в церкви иконы Смоленской Богородицы, после закрытия этого храма передали во Владимирский собор, сейчас икона вернулась в родной храм.
На этой фотографии видно как «неродной» иконостас закрывает роспись в полукруглой арке:
Из икон храма обращают на себя внимание:
Очень необычный, неканонический образ Богородицы. Богородица изображена без Сына, одна, грудь ее пронзает кинжал. Имеются в виду слова Симеона Богоприимца: «И Тебе же самой в душу пройдет оружие». К этой иконе обращают молитвы о своих детях матери.
В левом приделе обращает на себя внимание Рождественский вертеп, очень уютный и родной.
Именно здесь был первый освященный храм: сама церковь еще строилась, а здесь, на престоле, освященном в честь Иоанна Богослова, совершались богослужения. Икона Божией Матери «Милующая (Достойно есть)», была написана для храма в Галерной гавани.
Здесь же находится икона, изображающая св. Киприана и Иустинию. Им молятся о людях, попавших в секты. И это неслучайно. Св. Киприан сначала был очень известным магом и волшебником, к которому обращались люди с просьбой приворожить кого-либо или свести в могилу. Однажды к магу Киприану обратился юноша, который попросил приворожить Иулиану. Иулиана была христианкой, и когда Киприан начал свой магический обряд, он почувствовал, что не может преодолеть силу молитвы Иулианы, он понял, что есть сила куда более могущественная, чем его колдовство. Он уверовал, крестился, принял христианство, а впоследствии стал епископом.
У стен храма похоронен его строитель и первый настоятель.
У внешних стен храма, за алтарем, хоронили священников храма. Очень необычен памятник в виде аналоя.
И очень миленькая кормушка для птиц:
Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской. Первая петербургская святая.
Часовня построена на месте могилы Св. Ксении. Она умерла на Смоленском кладбище, ее нашли сидящей под деревом. Там и похоронили. Могила была очень почитаема в Петербурге, многие уносили по горстке земли с могилы, так что многократно насыпали холмик земли на ее могилу. В 1902 году по проекту архитеатора Всеславина была построена каменная часовня. В 1940 году часовню закрыли, хотели уничтожить. После войны там находились скульптурные мастерские. Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Алексием II.
Рядом с часовней Ксении Блаженной похоронили Эдуарда Хиля:
В 1932 году на Смоленском кладбище была похоронена Мария Гатчинская, канонизированная Русской Православной церковью в 2006 году.
В годы гонений на церковь очень многие православные приходили на Смоленское кладбище молиться. Храмы закрывались и уничтожались, посещать их было небезопасно, сжигали иконы. А на кладбищах кресты и иконы были «в свободном доступе». Люди на кладбищах молились у крестов, поклонялись иконам, изображенным на памятниках. Одним из таких почитаемых мест была эта могила с мозаичной иконой Спаса. Но и здесь богохульники пытались святотатствовать: неоднократно пытались повредить глаза Спасителя.
Подвиг юродства Святой Ксении повторяли некоторые женщины.На кладбище находится могила блаженной Анны. Говорят, что она была фрейлиной императрицы, ее покинул возлюбленный. Она оставила свет, юродствовала, когда она умерла, на похоронах было 40.000 человек. На могиле блаженной Анны также была часовня, но она не сохранилась.
Рядом с могилой блаженной Анны находится памятник 40 мученикам, которые пострадали за веру. В годы революции священники, монахи и миряне были погребены заживо. Позже из тела захоронили на Смоленском кладбище.
Также на Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок, позже его могилу перенесли на Литераторские мостки.
На кладбище находится братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, организованного Степаном Халтуриным.
В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов Лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от Лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны.
На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.
Могила Федора Сологуба:
Про то, что здесь была похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, знают все: могила ее затерялась, на входе есть мемориальная доска:
И уже перед выходом с кладбища встретился котик в мрачно-торжественной униформе (гений места), посему даю ему тэг «коты музейные»: