воскресенский новоиерусалимский монастырь воскресенский собор
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.
Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
1. Воскресенский собор
Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
2. Скит Патриарха Никона
Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.
3. Силоамская купель
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
4. Гефсиманский сад
Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
5. Башни монастыря
Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
6. Иордан
Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.
Дорога
Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.
От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.
Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.
Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.
Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.
Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин
Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле
Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Содержание:
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.
Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Вид западной стороны Воскресенского собора
Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
Вид на монастырские стены с башнями
Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.
Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.
Церковь Рождества Христова
На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь
Мiръ Россия Московская область Истра Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Московской области. Основан Патриархом Никоном в 1656 году. Был закрыт в 1919 году, в 1941 году разграблен. Возвращен Церкви в 1994 году.
Содержание
История [ править ]
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.
Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.
В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).
6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 году.
8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Cовременное состояние [ править ]
Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23.
Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00.
О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте.
Архитектурный комплекс [ править ]
По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три — заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
Замысел устроить в первом этаже храма Рождества Христова подобие Вифлеемского Вертепа и яслей относится ко времени строительства храма, но осуществлен он был только в конце XVIII века. Работы велись по плану архитектора Григория Бартенева, деньги на устроение Вертепа и «Вифлеемских» церквей пожаловала императрица Екатерина II, кроме того каждый придел имел своих вкладчиков. Близ Вертепа были устроены приделы Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет и Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. В день Рождества Христова из верхнего храма в Святой Вертеп совершался торжественный крестный ход. После закрытия в 1919 году Воскресенского монастыря все убранство Вертепа и придельных церквей было уничтожено.
Корпус Трапезных палат сильно пострадал в 1941 году. В северной палате был разрушен свод, кровли на остальных помещениях сгорели вместе с деревянными конструкциями, но при этом храм Рождества Христова почти не получил повреждений. Во время реставрационных работ архитектурный облик интерьеров восстановлен в первоначальном виде. Фасады корпуса сохраняют сочетание форм и деталей XVII — XIX веков. 6 декабря 1997 года Рождественский трапезный храм был вновь освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В декабре 1941 года Входоиерусалимленская церковь была полностью разрушена, восстановлена к 70-м годам ХХ века. В настоящее время помещение храма занимает Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.
В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.
На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман.
В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой.
Возведение пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырехстолпная церковь Богоявления Господня. Однако в 1661—1662 годах Патриарх Никон перестроил пустынь, превратив ее в «столп каменный о четырех апартаментах».
В XVII веке в первом этаже «столпа» находились хозяйственные палаты. Во втором — прихожая и помещения для келейников Патриарха. В третьем — церковь Богоявления Господня с трапезой, келья Святейшего Никона с прихожей и «приемная» палата. Четвертый этаж составляют сооружения на плоской кровле, куда ведет винтовая лестница, соединяющая все «апартаменты».
При входе в пустынь поражает резкое различие между ее внешним и внутренним обликом. Высокое, строго торжественное снаружи здание выглядит внутри низким и тесным. Это объясняется поэтажной расчлененностью пространства на небольшие палаты, предназначенные для пребывания в них одного-двух человек. Внутреннее убранство пустыни утрачено, но дух уединенной монашеской молитвы и ныне дышит в стенах, где Патриарх Никон «жесточайшее житие живяше». Восходя на свой «столп» во время постов, он совершал богослужения, как простой иерей, спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях.
Летом Патриарх молился на кровле пустыни в маленькой келье, где вдоль западной стены находилась каменная скамья, облицованная изразцами. Здесь же, в центральной части кровли, стоит восьмигранная церковь святых апостолов Петра и Павла. К востоку от нее расположена маленькая звонница.
Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем.
С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись.
В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине.
В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.
17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни и храма в честь Святых Жен мироносиц. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. Городской же храм Святых Жен-мироносиц заложен неподалеку от реки Песочни, близ которой Патриарх Никон основал девичий монастырь, «нарицаемый Вифания». В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова.
29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной в 1930-х годах Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.
Святыни [ править ]
1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим».
Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель использовалась Патриархом Никоном при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима – копии Иерусалимского Храма Гроба Господня.
Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье. Омофор является частью богослужебного облачения епископа, он служит напоминанием о евангельской притче о заблудшей овце. Древнейшие символические изображения Иисуса Христа представляли собой изображение пастыря, несущего на плечах овечку.
Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение. Дарохранительница – это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы. В православных храмах дарохранительница хранится в алтаре на престоле и носит название кивот.
Подписан Патриархом Никоном. Антиминс представляет из себя плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и четырех евангелистов и подписью епископа, освятившего его. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной Литургии невозможно, он освящается по особому чину и может быть освящен только архиереем.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2, Монастырь.
На общественном транспорте:
Паломнику [ править ]
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Богослужения [ править ]
В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:
Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по телефону: (495) 994-61-70; 4-71-70
За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.
Экскурсии [ править ]
Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам: 8-(498)-314-68-38 с 9.00 до 18.00 и 8-(910)-461-18-57.
Паломническая служба монастыря расположена на территории обители.
Внимание! Не путать с кассами музея «Новый Иерусалим»!
Запись также осуществляется по E-mail: newj-palomnik@mail.ru и по скайпу newj-palomnik.
При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail!
Фото [ править ]
Воскресенский собор в XIX веке
Ф. Я. Алексеев Новоиерусалимский монастырь
Патриарх Никон с братией Ново-Иерусалимского монастыря. Парсуна. XVII в.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, вид сверху