воскресенский собор города семей

г.Семипалатинск, Воскресенский собор (Семипалатинское благочиние)

Телефон и факс: (8-72-22) 77-31-48.

Настоятель: Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский.

Собор расположен в правобережной части города.

Богослужения проводятся ежедневно, кроме утра понедельника.

Главный престол освящен в честь Воскресения Христова.

Левый престол освящен во имя Архистратига Божия Михаила.

Правый престол освящен во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца. Имя архиерея, освящавшего престолы, не известно.

Есть переносной престол в честь Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери. Антиминс для него освящен в 1989 году епископом Евсевием (Саввиным), Алма-Атинским и Казахстанским – ныне митрополит Псковский и Порховский.

Святыни: имеется чудотворная икона Божией Матери Знаменско-Абалацкая с разрушенного в 1919 году женского монастыря, что был расположен в 18 км от города Семипалатинска на Святом Ключе, икона была храмовой монастыря. Перед ней каждую пятницу в 14 часов совершается молебен с пением акафиста Божией Матери и водосвятием.

В иконе святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца, имеется частица его святых мощей. Также имеется частица святых мощей священномученика Виссариона Урджарского.

По воскресным дням в здании школы проводятся собеседования с прихожанами, а с середины сентября начинает свою работу богословский кружок, который посещают прихожане, желающие иметь более углубленные и систематизированные знания.

В Семипалатинске до 1856 года был один каменный храм – собор в честь Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери. По мере увеличения численности населения города встал вопрос и о строительстве нового храма. Семипалатинский историк и краевед Кашляк В. Н. так пишет об этом: «В начале 50-х годов 19-ого века, проживающий в Семипалатинской станице отставной урядник Митрофан Егорович Казаков возбудил ходатайство – построить на свои средства в этой станице каменный православный храм в честь Воскресения Христова и снабдить его утварью в достаточном количестве, для чего он приготовил уже все нужные материалы». Представленный на рассмотрение план и фасад церкви был разработан местным областным архитектором Александром Болботовым и одобрен Томской строительной комиссией, которая разрешила начать строительство. Это было 25 августа 1856 года. Место для возведения церкви было выбрано удобнейшим, с тем только ограничением, что устройство фундамента под все стены церкви, по случаю песчаного грунта земли, должно быть из хороших крепких материалов, самой правильной и тщательной кладки.

31 марта 1857 года местный протоиерей Павел Любомудров заложил означенную церковь по чиноположению. Здание Воскресенской церкви строилось несколько более трех лет и 10 июля 1860 года состоялось освящение главного престола в церкви в честь Воскресения Христова. Событие это состоялось празднично и торжественно.

6 июля в Семипалатинск прибыл генерал-губернатор Западной Сибири, генерал от инфантерии Густав Христианович Гасфорд, обозревавший Семипалатинский, Семиреченский и Заилийский края исключительно для укрепления Верного. Именно к его приезду приурочили два больших городских события: закладку каменного трехэтажного здания для помещения областного правления и канцелярии военного губернатора и освящение новой церкви.

Присутствовавший при освящении храма Николай Абрамов описал это событие в Тобольских Губернских ведомостях: «…в течение 4-х минувших лет в Семипалатинской станице 8-го полка Сибирского линейного казачьего войска построен на собственные деньги отставным урядником Митрофаном Казаковым каменный храм с оградой и снабжен богатой утварью и всеми прочими принадлежностями… По окончании Литургии протоиерей Павел Любомудров произнес приличное событию слово… В заключение всего Его Превосходительство сказал несколько благодарных слов соорудителю новоосвященного храма». На этом торжестве присутствовал военный губернатор Семипалатинской области генерал-майор Федор Андреевич Панов, высокопоставленные областные чиновники, купцы, промышленники и многочисленные обыватели.

В 1885 году вместо трех деревянных крылец были построены каменные и устроена новая лестница на колокольню.

Дореволюционная история храма также связана с именем священника Евфимия Владимирова (почил в 1897 году), широко известного среди современников святостью своей жизни. Православные Семипалатинска до сих пор чтят память об этом старце, могила которого находится возле алтаря церкви. Документы с материалами о его канонизации направлены в Священный Синод для рассмотрения.

Трагические страницы Воскресенского храма открываются со времени установления советской власти, после печально известного Декрета об отделении церкви от государства 1918 года.

В 1922 году храм был частично ограблен в ходе компании по изъятию церковных ценностей, осуществляемой якобы в помощь голодающим Поволжья.

Так, 19 мая 1922 года, губернская комиссия, возглавляемая заместителем председателя Губисполкома Нечаевым, произвела акт изъятия ценностей в Воскресенской церкви. Были унесены все предметы, содержащие драгоценные металлы и камни. С 12-ти икон варварски были содраны серебряные ризы, а со старинного Евангелия – серебряные украшения, вес которых составлял 142 грамма; изъяты кадила, лампады, блюда, тарелочки. Всего было реквизировано 29 предметов весом около 16 кг. Все было запечатано и отправлено в Москву в ЦК Помгол.

В 1923 году, в числе других городских церквей, он переходит в руки обновленческих раскольников, позднее в подчинение Барнаульского раскольничьего григорианского центра, а с начала 30-х годов Воскресенская церковь вновь была возвращена патриаршей общине и вскоре осталась единственным в Семипалатинске православным храмом, получившем теперь статус кафедрального собора.

В последний раз колокольный звон семипалатинцы услышали в 1933 или 1934 году на праздник Пасхи. Это был прощальный звон колоколов Воскресенской церкви, другие храмы в городе: Знаменский собор, огромный Никольский собор, Благовещенская церковь и храм во имя святого Александра Невского – к этому времени уже были уничтожены.

Фактически, Воскресенский храм оказался закрыт для верующих, несмотря на то, что факт изъятия церкви так и не был узаконен.

1940 год для храма характеризуется, с одной стороны, попытками православной общины добиться открытия церкви для совершения регулярных богослужений, с другой стороны, намерениями властей узаконить его закрытие, с целью использования «для культурных целей» с дальнейшим уничтожением.

Бюрократические проволочки затянулись вплоть до 1941 года, т.е. начала Великой Отечественной войны, благодаря чему окончательно вопрос о Воскресенском храме так и не был решен, и здание церкви уцелело.

За годы войны отношение Советского государства к верующим, в большинстве своем занявшим патриотические позиции, несмотря на недавние гонения, начало меняться.

И второе свое рождение храм пережил в годы войны, когда в стране вновь стали открываться православные церкви.

20 марта 1944 года, группа верующих направила заявление уполномоченному по делам Русской православной церкви при Семипалатинском облисполкоме с просьбой об открытии Воскресенского храма. 27 мая на имя председателя облисполкома пришла депеша под грифом «секретно» от уполномоченного при Совнаркоме Казахской ССР: «Сообщаю Вам, что Совет по делам РПЦ при СНК СССР протоколом №7 от 5 апреля 1944 года разрешил открыть церковь в г. Семипалатинске». Церковь начала функционировать 16 апреля 1944 года, настоятелем был назначен Гавриил Симашев.

А 13 марта 1945 года в Семипалатинск прибыл вновь назначенный благочинный православных церквей области, новый настоятель Воскресенского собора протоиерей Борис Григорьевич Мартынов.

Храм, находившийся в бесхозном состоянии в течение семи лет, представлял собой жалкое зрелище: окна были без стекол, краска с дверей, полов, окон осыпалась, алтарь требовал переделки. Денежные средства на ремонт собирали по домам верующих. Одновременно прихожане вносили пожертвования и на нужды войны. Всего в 1944-45 годах прихожанами Воскресенского собора было внесено в фонд обороны более 80 тысяч рублей. Вскоре собор принял своих первых прихожан. И, хотя звонить в колокола, все еще было запрещено, но один колокол уже хранился в закрытом первом этаже храма. В то время Воскресенский собор был единственной действующей церковью в Семипалатинске и области.

В конце 40х гг. XX века на время была воссоздана Семипалатинская епархия, и, собор вновь стал кафедральным.

В 1958 году по инициативе настоятеля храма митрофорного протоиерея Сергия Сурмиевича из храма были убраны печи. Был установлен котел и сделано водяное отопление.

До середины 80х гг. XX века на территории современного Восточного Казахстана, действовало всего четыре православных прихода, и среди них Воскресенский собор Семипалатинска, входивших в состав Алма-Атинско-Казахстанской епархии.

С приобретением Казахстаном независимости в жизни храма началась новая жизнь.

Свыше 30 лет, со 2 мая 1990 года и до своей кончины (+2 марта 2021 года) настоятелем Воскресенского собора г. Семипалатинска и благочинным Семипалатинского церковного округа был митрофорный протоиерей Феодор Григорьевич Проскурин. За это время под руководством отца Феодора многое было сделано по благоустройству прилегающей к собору территории, капитальному ремонту и благоукрашению Воскресенского собора.

Так, например, в начале 90-х годов по просьбе прихожан и ходатайству настоятеля собора отца Феодора и старосты прихода Р.И. Шкляевой, пустующая территория возле храма был передана городскими властями в собственность Воскресенского прихода. В дальнейшем на этой территории были построены: административное здание, Храм-крещальня во имя Всех Святых, воскресная школа, трапезная, гараж. С 1993 года стала функционировать воскресная школа.

Летом 1997 года внутри собора было заменено все отопление. В 1998 году в г. Каменск-Уральском были приобретены девять колоколов общим весом 1500 кг. И 7 ноября того же года над Семипалатинском вновь раздался колокольный звон. Из Софрино привезены три паникадила, большое напрестольное Евангелие в золоченом окладе и Чаша для совершения Евхаристии.

К 2000 году храм стал нуждаться в капитальном ремонте. На просьбу прихожан о ремонте собора акимат города откликнулся положительно и при его поддержке был открыт банковский счет для пожертвований на ремонт собора. И по мере поступления средств начался ремонт. Храм оделся в леса. Была снята вся старая потрескавшаяся штукатурка, заменены на новые маковки собора и колокольни, и сделано многое другое. К осени 2001 года капитальный ремонт собора был окончен, после которого он засиял золотыми куполами и своим обновленным внешним видом. Храм, который планировался в 19 веке как рядовой приходской, стал ныне фактически вторым кафедральным собором нашей епархии.


При составлении статьи использованы:

1) фото и текст предоставлены бывшим настоятелем Воскресенского собора г. Семипалатинска митрофорным протоиереем Федором Проскуриным (+ 02.03.2021 г.),

2) фото иеромонаха Иустина (Ларионова) и текст по истории собора из его книги «Православное зодчество Восточного Казахстана», г.Усть-Каменогорск, издательство ВК областного Фонда поддержки культуры и искусства, 2007 – 144 стр. с илл. и картами,

3) текст по истории Воскресенского собора из книги историка-краеведа В.Н. Кашляка «Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее», г.Семипалатинск, 2004 – 610 стр. с фотогр.

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

Александр, Митрополит Астанайский и Казахстанский

Амфилохий, Епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский

Источник

Воскресенский собор города семей

Постриг совершен в 1998 г.

День ангела: 6 декабря

«Воспитывай в себе любовь, кротость и смирение, воспитывай в себе страх Божий, потому мир переполнен таким «добром», как гордость, тщеславие, самомнение, ненависть и превозношение над другими. Помни о Боге и с трепетом, с сердечным сокрушением призывай Его в своих молитвах»

ЕПАРХИЯ

воскресенский собор города семейУСТЬ-КАМЕНОГОРСКАЯ И СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ

воскресенский собор города семей

СВЯТОЙ КЛЮЧ

воскресенский собор города семей

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

воскресенский собор города семей

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

воскресенский собор города семей

Статистика

раз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

КАК ЗАКАЗАТЬ

воскресенский собор города семей

— ОТПЕВАНИЕ воскресенский собор города семей

Беседы с настоятелем

воскресенский собор города семейЗакон Божий для взрослых

Творчество наших читателей

воскресенский собор города семей

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии press_sluzhba_uk@mail.ru

ТЕПЕРЬ МЫ ЕСТЬ в ИНСТАГРАМ @SEMSOBOR

воскресенский собор города семей14.11.2021

Со встречи православной молодежи прошло пару дней, как поступило новое предложение собраться вместе в это воскресенье, но уже в г. Усть-Каменогорск. И наши ребята с большой радостью собрались дружной православной компанией.

воскресенский собор города семей07.11.2021

воскресенский собор города семей14.10.2021

Сегодня каждый храм, в котором возносилась молитва ко Пресвятой Владычице нашей Богородице, был тем самом храмом во Влахерне, и все молящиеся очами своей души лицезрели Саму Божию Матерь, Которая, сняв со Своей головы покрывало, распростерла его над каждым, кто воздыхал к Ней сердцем.

воскресенский собор города семей09.10.2021

Разделить радость праздника в честь небесного покровителя прихода прибыл благочинный Семипалатинского церковного округа и настоятель Спасо-Воскресенского собора иерей Вячеслав Гутов с гостями из города Семипалатинска. Он же и возглавил праздничную Божественную литургию.

воскресенский собор города семейО Всенощном бдении (толкование) Часть 1

. Это действие при всей своей простоте является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного вечернего богослужения и напоминает нам о тайне сотворения мира, скрытой от человеческих глаз и понимания.

воскресенский собор города семей О Всенощном бдении. Часть 2

воскресенский собор города семей О Всенощном бдении. Часть 3. ОКОНЧАНИЕ

воскресенский собор города семей Бог в душе или бесовская уловка?

«Я верю в Бога, но в церковь не хожу, у меня Бог в душе». Эта довольно распространенная фраза определяет веру многих людей.

воскресенский собор города семей Окошко к Богу

воскресенский собор города семей Воскресенье: день Господа

Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто – как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».

воскресенский собор города семей Почему мы до сих пор не уничтожили православие

воскресенский собор города семей Наступит момент, когда поздно будет присоединяться к Царству

воскресенский собор города семей Как нужно читать Библию

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображенных лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

воскресенский собор города семей Бог сделал все, чтобы нам жилось счастливо!

воскресенский собор города семей

Оказывается, Бог не всегда помогает нам. Он всегда нас ждет, но не бегает за нами. Отец из притчи не бегает за сыночком по барам, наркопритонам, милициям и больницам. Уходишь? Уходи. Не любишь? Не люби. Насильно мил не будешь. Насильно никого не спасешь. Молиться о грешнике можно. Но спасти того, кто не хочет спастись, не берется даже Бог.

воскресенский собор города семей 10 символов Апокалипсиса: что они означают?

воскресенский собор города семей Что думает Бог, когда мы молимся в гневе?

воскресенский собор города семейрубрика: УЧИМСЯ ЖИТЬ

воскресенский собор города семей Инфантилы и Царствие Небесное

воскресенский собор города семейрубрика: В СЕМЕЙНОМ КРУГУ

Наше семейное правило — мириться перед сном. Всегда, что бы ребенок ни натворил, как бы мы ни были расстроены сами — перед сном обиды забываются, все друг друга прощают, обнимают и любят. По-другому никак.

Думаю, не стоит много говорить о важности спокойного, полноценного сна как для взрослых, так и для детей.

воскресенский собор города семейрубрика: В СЕМЕЙНОМ КРУГУ

Собрала воедино свои знания, которыми делюсь на консультациях с родителями подростков. С радостью отдаю свой багаж вам. Пользуйтесь во благо!

воскресенский собор города семей Об освящении жилища

Человек, особенно не живущий церковно, т.е. не желающий и не умеющий молиться, не постящийся, не прибегающий к церковным Таинствам (Исповедь, Причастие), постоянно пребывает в окружении многочисленных бесов, которых он чаще всего не видит, но духовно опытный человек в состоянии отличить место, где это бесовское скопище весьма ощутимо, и отметить людей, вокруг которых бесы собираются, подобно как мухи на мед. Так вот, подобно тому, как после строителей в выстроенном доме остаются горы мусора, строительной грязи, точно так же может присутствовать и скопище бесов, и очиститься от них можно только духовными мерами, т.е. молитвой.

воскресенский собор города семей Миф: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога

воскресенский собор города семей Впереди не только грех, но и Христос

Стоит ли бороться с грехами, если все равно они определяют наши поступки, и в чем суть подлинного преображения человека, размышляет протоиерей Алексий Иродов.

воскресенский собор города семей Почему в Церкви так много «нехороших» людей

воскресенский собор города семей Что делать, когда мы видим ближнего в скорби?

воскресенский собор города семей Страшно быть лучше. Правда ли, что кто не страдает, тот к Богу не идет?

воскресенский собор города семей «Я не воровка, просто взяла чужое без спросу»

Как исповедоваться, чтобы это было полезно и интересно для вас самих? Этому учит митрополит Антоний Сурожский.

воскресенский собор города семей«Вкушать смирение черпаком»

Когда человек грешит, он отделяется от ближних и приобретает чувство, что они его не любят, не жалеют, не думают о нём, не интересуются им. Подобно тому, как язык, потерявший чувство вкуса, не ощущает сладости мёда, — и человек греха страдает нечувствием, не воспринимает любви людей, обижается и всё толкует неправильно, считая, что все хотят ему зла, что все живут и радуются, а его бросили.

И даже если ты прольёшь за него кровь, он даст другое толкование твоей любви. Если ты скажешь ему что-то доброе, он посчитает, что ты вмешиваешься

воскресенский собор города семейЕЩЁ ДРУГИЕ СТАТЬИ И ВИДЕО

Для удобства просмотра архива статей на сайте все материалы распределены по рубрикам на странице НАШИ ПОСТОЯННЫЕ РУБРИКИ

Здесь же можно выйти на страницу видео-архива нашего сайта и творческой студии Воскресенского собора в You-Tube, где хранится архив сюжетов, беседы с о. Федором, телепередачи, репортажи о праздниках, пребывании святых мощей в нашем соборе и прочие видео-файлы нашего собора. Материал все время дополняется и обновляет

СКОРО ПРАЗДНИК

воскресенский собор города семей

Егда гонят вы во граде сем, во другий тецыте: / глаголаша вам,

преподобнии Иоанне и Иларионе, друзи ваша словеса Господня, ко немощным реченная. / Вы же, яко сильнии, отвещавасте: Не буди тако, мученик бо венцы желаем улучити: / Сего ради не токмо благодати горы Афонския сподобилися есте, славнии, // но и Небеснаго Сиона достигли есте, яко Чимкентстии страдальцы.

воскресенский собор города семей

В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Источник

Воскресенский собор города семей

воскресенский собор города семей

воскресенский собор города семей

Я очень-очень люблю свой храм и для меня нет храма лучше, чем этот. От всей души я желаю нашему храму многолетия, чтобы он продолжал согревать души и сердца на многие лета вперед. Раиса Александровна

Добавить свой комментарий можно через гостевую книгу

Творчество наших читателей

воскресенский собор города семей

По страницам истории Воскресенского Собора

воскресенский собор города семей

Воскресенский собор уникален не только тем, что является одним из старейших в республике православных храмов, но и тем, что каким-то чудом единственный в Семипалатинске уцелел во время чудовищной идеологической мясорубки начала ХХ века.

До революции в городе на Иртыше насчитывалось пять православных храмов и четыре домовых церкви. Домовые церкви по всей стране были закрыты декретом Совета народных комиссаров в 1918 году, но в Семипалатинске этот документ стал действовать только с 1920 года, когда окончательно утвердилась советская власть. С этого времени началась и борьба с религией во всех ее проявлениях – с религиозными деятелями, их идеями, культовыми зданиями и сооружениями.

Первой пала Александро-Невская церковь (построена в 1882–1890 гг., закрыта в 1929 г., здание разобрано в 1934 г.). За ней следом, почти в то же время, – Благовещенская церковь (построена в 1895–1910 гг., закрыта в 1929 г., здание разобрано в 1934 г.). Затем – Никольский храм (построен в 1892–1902 гг., закрыт и разобран на кирпичики в 1936 г.) и Знаменский собор (построен в 1777–1788 гг., закрыт в 1931 г., здание взорвано в 1933 г.).

Трагическая очередь дошла и до Воскресенской церкви, построенной в 1857–1860 гг. и закрытой весной 1940 г., когда вмешались эпические события – пока оформлялись необходимые документы, началась Великая Отечественная война, и это великое горе оставило верующим храм. Хотя была и другая – высшая – причина. Ведь все намоленные иконы, имущество из разрушенных церквей – все это было собрано в последнем православном храме, и Господь не позволил лишить людей последнего убежища. Воскресенский храм пережил смутные времена, и возрожденный отметил в прошлом году свое 150-летие.

ТРИЖДЫ РОЖДЕННЫЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Изначально наш храм в честь Воскресения Христова был построен на территории старого Семипалатинска, известного под названием Казачий форштадт. Казачество появляется среди жителей Семипалатинска практически с момента основания города. Казаки западно-сибирских городов несли временную службу в Семипалатинской крепости, некоторые из них выражали желание навсегда поселиться на новых местах.

воскресенский собор города семей

Воскресенская церковь и казачья слобода

воскресенский собор города семей

воскресенский собор города семей

И 31 марта 1857 г. местный протоиерей Павел Любомудров «заложил означенную церковь по чиноположению. «.

Здание Воскресенской церкви строилось несколько более 3-х лет и 10 июля 1860 года состоялось «освящение главного престола в летней церкви, во имя Воскресения Христова». Событие это состоялось празднично и торжественно.

6 июля в Семипалатинск прибыл генерал-губернатор Западной Сибири, генерал от инфантерии Густав Христианович Гасфорд, обозревавший Семипалатинский, Семиреченский и Заилийский края, включительно до укрепления Верного. Именно к его приезду приурочили эти два больших городских события: закладку каменного трехэтажного здания для помещения Областного Правления и Канцелярии Военного Губернатора (здание это до сих пор красуется в центре города, ранее в нем размещался Горсовет, а теперь Комитет по экологии) и освящение новой церкви.

Присутствующий при освящении храма Николай Абрамов подробно описал это событие в Тобольских Губернских Ведомостях: «. в течение четырех минувших лет в Семипалатинской станице 8 полка сибирского линейного казачьего войска построен на собственные деньги отставным урядником Митрофаном Казаковым каменный храм с таковой же оградой, и очень достаточно снабжен богатой утварью и всеми прочими принадлежностями. «.

Что представляла из себя церковь в то время? Вот ее описание 1862 года:

Митрофан Казаков был избран первым церковным старостой, но уже в сентябре 1861 года был переизбран «за небогоугодные поступки».

Одним из самых примечательных событий в дореволюционной жизни этой церкви явилось пожертвование 7 апреля 1872 года генерал-майором Безносиковым, в память усопшей жены своей, очень древнего (1730 г.) образа в серебряной ризе, с частями Мощей Святых вокруг и двумя крестами в середине, из коих один высечен из камня с Гроба Господня с металлическим изображением распятия и со вставками на оконечностях креста драгоценных камней. Верхний крест очень значительной величины, весь серебряный, вызолоченный, с чеканным изображением распятия.

В 1885 году в церкви, вместо трех деревянных крылец, построены каменные и устроена новая лестница на колокольню.

С 1918 года, после Декрета об отделении церкви от государства, как и для других православных храмов во всей стране, для Воскресенской церкви начались «черные» дни.

В 1922 году до Семипалатинска докатилась волна так называемой кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Не обошла она и Воскресенскую церковь. 19 мая губернская комиссия, возглавляемая заместителем председателя губисполкома Нечаевым, произвела данный акт в церкви. Изъятию подверглись все церковные предметы, содержащие драгоценные металлы и камни. С 12 икон варварски были содраны серебряные ризы, а со старинного священного Евангелия сковырнули серебряные украшения, вес которых составлял всего 33 золотника (142 грамма); изъяты кадила, лампады, блюда, тарелочки и другие предметы церковного обихода. Всего реквизировано было 29 предметов, общим весом около 40 фунтов (16 кг., или 1 пуд). Таким образом, ценные иконы потеряли свои облачения, которые превратились в бесформенные куски серебра и были помещены в большие ящики, туда же полетела и церковная утварь. Все это было запечатано и отправлено в Москву в ЦК Помгол.

воскресенский собор города семей

Благодаря такому неожиданному стечению обстоятельств, Воскресенская церквовь выжила и продолжает украшать современный город.

Второе рождение храма произошло в годы войны, когда правительство, приняв во внимание вклад православной церкви в деле борьбы с фашизмом, решило открыть некоторые церкви на территории государства.

28 ноября 1943 года состоялось закрытое заседание Совета Народных Комиссаров СССР «О порядке открытия церквей», которое «является руководством для местных Советских органов при рассмотрении ходатайств верующих об открытии церквей и не может представляться духовенству или верующим для ознакомления».

воскресенский собор города семейКлирос Воскресенского собора 1944-50 г.г.

И вот 27 мая 1944 года на имя председателя облисполкома приходит депеша под грифом «Секретно» от уполномоченного при Совнаркоме Казахской ССР: «Сообщаю Вам, что Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, Протоколом № 7 от 5 апреля 1944 года, разрешил открыть церковь в г. Семипалатинске.

Прошу сообщить к 10 июня с.г., с какого числа церковь начала функционировать, кто является ее настоятелем».

Уполномоченный облисполкома телеграфирует в Алма-Ату: «Воскресенская церковь в г. Семипалатинске начала функционировать с 16 апреля 1944 года, настоятелем которой является Симашев Гавриил», а 13 марта 1945 года, в Семипалатинск прибыл вновь назначенный благочинный православных церквей области, настоятель Воскресенского Собора, протоиерей Борис Григорьевич Мартынов. Вот так храм получил свое второе рождение.

Что он представлял из себя в то время, находясь в заброшенном, бесхозном состоянии почти долгих четыре года?

«Здание церкви каменное, кровля железная, полы деревянные. В данное время общее состояние здания удовлетворительное, для эксплуатации необходим ремонт.

В здании необходимо произвести перенавеску всех дверей и обивку. Печи необходимо переложить.

За исключением указанных дефектов, остальные части здания в исправности».

Обратившись в Горисполком за разрешением произвести сбор пожертвований денежных средств по домам верующих для производства необходимого ремонта, прихожане приступили к восстановлению церкви и в короткий срок произвели ремонт, затратив на эти цели, по ценам того времени, более 100 ООО рублей. Одновременно со сбором средств на восстановление, прихожане стали вносить пожертвования на нужды войны. Всего в 1944-1945 г.г. прихожанами Воскресенского Собора было внесено в фонд обороны более 80 тыс. рублей и всецерковного сбора на семей воинов Красной Армии около 25 тыс. рублей.

Вскоре после восстановления Воскресенский Собор принял своих первых прихожан, но колокольный звон все еще был запрещен, хотя один колокол уже имелся в закрытом первом этаже колокольни священного храма.

В июле 1945 года, уполномоченный облисполкома в своем докладе руководству отмечал: «В г. Семипалатинске с 1944 г. функционирует русская православная церковь. Церковный Совет избран из 3 человек и двух кандидатов, также работает ревкомиссия из 3 членов и двух кандидатов. Имеется 3 священника. Других церквей по г. Семипалатинску, а также в районах области не имеется, за исключением Аягузского района, где имеется недействующая церковь».

воскресенский собор города семей

воскресенский собор города семей

Вот таким образом Воскресенская церковь пережила свое второе рождение.

Начавшаяся в 90-х годах XX века демократизация общества принесла свободу всем религиозным конфессиям и объединениям.

Получил такую свободу и Воскресенский Собор, служители которого не только активизировали свою работу среди прихожан, но занялись и благоустройством своего храма.

За счет церковных средств и пожертвований жителей Семипалатинска, в 1998 году, на Каменск-Уральском предприятии «Пятков и К», было отлито 9 колоколов разного веса и звучания, а 7 ноября этого же года, над городом вновь раздался церковный колокольный звон, последний раз прозвучавший в 1933 или 1934 году.

В 2001 году, по инициативе и под общим руководством городского акимата, произведен капитальный ремонт и реставрационные работы на Воскресенском Соборе за счет добровольных пожертвований многих предприятий промышленности, транспорта, малого и среднего бизнеса, торговли, иностранных компаний, работавших в Семипалатинске. Активное участие в сборе средств приняли и жители города.

Благодаря общим усилиям, Воскресенский Собор получил свое третье рождение и засиял позолоченными маковками, возвышающимися над голубыми куполами и бирюзово-белыми стенами, украшая городской ландшафт.

Под покровом Божией Матери

Одному человеку, служителю нашего храма, было чудесное явление Божией Матери, как она благословила наш храм. Это было как раз очень трудное время для нашего собора, был необходим капитальный ремонт, а средств на него не было. Было еще одно видимое благословение, свидетелями которого стали многие из прихожан Воскресенского собора. В августе 2001 г. над куполом Храма во время колокольного звона, после окончания воскресной ранней Божественной литургии появился крест и свечение как звездочки вокруг этого креста. Крест имел четкие грани. Длилось это явление минут 20. А затем трижды появилась над храмом радуга в виде круга. Особенно запомнилось состояние радости и покоя. Ремонт мы сделали капитальный и купола позолотили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *