воскресенский собор новоиерусалимского монастыря фото
Новый Иерусалим и Храм Гроба Господня
Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как пространственная икона Святой Земли. Воскресенский собор, по замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. А создание копии иерусалимских святынь на русской земле давало возможность большому числу православных совершить такое паломничество, как бы сейчас выразились, виртуально.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2019 год
Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана, а затем сослан на север Вологодской области, в Ферапонтов монастырь. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона.
При проектировании собора патриарх Никон ориентировался на объемную деревянную модель храма Гроба Господня. План постройки почти точно повторяет Иерусалимский прообраз. Некоторые элементы воспроизвелены в точности, другие несколько отличаются по масштабу, но совпадают по расположению.
Модель храма Гроба Господня, XVI век
Кипарисовая модель Храма Гроба Господня, которой пользовался патриарх Никон при строительстве собора
Собор сильно пострадал от пожара в 1726 году, и был возобновлен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749-59 годах. Именно тогда своды собора, изначально украшенные лишь изразцами, дополнились тяжеловесной лепниной в стиле барокко.
Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и роттонды были взорваны, уникальные изразцы лежали среди груды кирпичей. После войны начались восстановительные работы, которые в вялотекущем режиме велись до 1990-х годов.
Впервые я попала в Новый Иерусалим еще в конце 1980-х годов. Собор был на реставрации, войти внутрь не было возможности. Над главным алтарем уже был восстановлен купол, а вот с перекрытием роттонды дело обстояло сложнее. Перекрыть такой большой пролет высоким шатром довольно сложно, конструкция должна быть легкой, чтобы стены выдержали нагрузку. Проект металлической конструкции шатра разработал Нодар Канчели, строительство велось не один год.
Воскресенский собор. Фото начала 1990-х
Возведение наместника монастыря о.Феофилакта в сан архимандрита. 8 мая 2016 года
Собор Новоиерусалимского монастыря, 25 января 2015 года. Вид с востока
На последнем фото видно, что собор в своем объеме довольно близко повторяет храм Гроба Господня. Но Иерусалимский Храм очень трудно представить целиком, поскольку он окружен плотной городской застройкой.
Храм Гроба Господня при крестоносцах, вид с востока. Объемно-пространственная модель выполнена студенткой МАРХИ Ариной Хрусталевой, 2018 год
Некоторое представление об объеме Храма Гроба Господня дают фотографии, сделанные из двора, расположенного над храмом царицы Елены, а также с городских стен Старого Иерусалима.
Храм Гроба Господня, вид с востока. Фото сделано автором в 2014 году
Храм Гроба Господня, вид с городских стен. Фото сделано автором в 2014 году
Наложение планов двух соборов показывает почти полное совпадение основных элементов по размеру и взаимному расположению. Кафоликон (основной алтарь), ротонда, кувуклия, приделы совпадают полностью. Немного смещены колокольня и подземная церковь царицы Елены, но смещение незначительное.
В Иерусалиме подземная церковь находится значительно глубже, соответственно лестница в нее ведет более длинная. Этим обусловлено смещение. На русской земле значительно заглубляться в грунт было опасно из-за грунтовых вод и особенностей климата. Даже при таком заглублении, какое было сделано в Новом Иерусалиме, через пару столетий пришлось выкопать по периметру подземной церкви ров для отвода воды, который существует по сей день.
В наши дни многие посетители Нового Иерусалима бывали в Иерусалиме настоящем, и потому могут сравнивать и оценивать воплощение никоновской идеи.
Я хорошо помню впечатления от первой экскурсии по собору. В то время теплой и пригодной для служб была только церковь (придел) Успения, а весь остальной собор был в холодным и неуютным, и находился в плачевном состоянии.
Придел Поругания. Фото 2008 года
Я тогда еще не бывала на Святой Земле и никак не могла понять, что означают части храма, посвященные разным моментам Страстей Христовых. Мне представлялось, что они являются символическим отражением Евангельского повествования, собранными в определенной последовательности. Расположение Голгофы и Кувуклии Гроба Господня в одном храме на расстоянии нескольких десятков шагов было вовсе непонятно и осознавалось только в символическом смысле. Словам экскурсовода о том, что Воскресенский собор в точности повторяет Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не получалось верить: мешали толстощекие херувимы на стенах. Я никак не могла представить, чтобы в Иерусалиме было нечто подобное.
Зато после того, как я побывала в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, осмотр Новоиерусалимского собора сопровождался радостью узнавания Прообраза. Я ходила по собору и не замечала нелепой барочной лепнины, потому что видела себя идущей по голым каменным плитам Иерусалима. Я попадала из придела в придел и удивлялась, насколько точно все это воспроизводит Образец. Не требовалось уже большого напряжения фантазии, все было перед глазами.
Для наглядности предлагаю сравнить фотографии главных святынь двух храмов.
Голгофа. Новый Иерусалим
Сама скала Голгофы еще в Средние века была обтесана и обрублена со всех сторон, оказавшись внутри храма. Сейчас части скалы можно увидеть через несколько окошек, оставленных в разных местах. На фото видны застекленные витрины по сторонам престола, сквозь них видна верхняя часть скалы.
Примечательно, что в Новом Иерусалиме воспроизвели и все три отверстия, в которых были установлены кресты, и трещину в скале (см. фото выше).
Трещина в скале Голгофы, вид из придела Адама. Иерусалим
В трещине установлен прибор, контролирующий ее ширину. За все время измерений она не увеличивалась.
Часть скалы Голгофы, видимая из полукруглого обхода (Скорбного пути). Иерусалим
В Новом Иерусалиме воспроизвели символическое изображение трещины в скале, придав ей дополнительный духовный смысл. По преданию считается, что под Голгофой располагались древние захоронения, где покоились останки Адама. Когда скала треснула, то Кровь Распятого Господа стекла по Кресту в расщелину скалы и омыла череп Адама, смыв с него первородный грех. Именно поэтому на резных изображениях Распятия под Крестом часто изображаются череп и кости.
Поэтому в Новом Иерусалиме нарисовали капли Крови, стекающей по расщелине в камне.
Символическое изображение трещины в скале Голгофы. Новый Иерусалим
Камень Помазания в Иерусалиме находится прямо напротив входа в Храм, и большинство паломников, входя, в первую очередь прикладываются именно к нему. Это место, где, по преданию, Иосиф Аримафейский с Никодимом положили Пречистое Тело Господа, снятое с Креста, чтобы помазать благовониями и обвить Плащаницей перед погребением. Камень покрыт плитой красного мрамора и благоухает драгоценным миром.
Камень Помазания в Иерусалиме
Камень Помазания в Новом Иерусалиме находится на том же месте, но из-за того, что вход в храм с противоположной стороны (с севера, а не с юга), он не сразу оказывается перед глазами входящего человека. Возможно, при Никоне действовал южный вход, но сейчас пользуются северным.
В 2008 году камень Помазания лежал прямо на полу, как в Иерусалиме, и чтобы приложиться в нему, нужно было опуститься на колени. После раставрации камень подняли, и сейчас он находится на уровне порядка 60 см от пола.
Наместник монастыря архимандрит Феофилакт благословляет паломников привозить со Святой Земли миро и возливать на камень Помазания в Новом Иерусалиме. Мы тоже исполнили это благословение прямо в день освящения собора. Сейчас камень благоухает, почти как в Храме Гроба Господня.
Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2008 год
Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2018 год
Иосиф Аримафейский с Никодимом погребли Тело Господа в новом гробе, который находился неподалеку от места Распятия. Только попав в Иерусалим, понимаешь, насколько в действительности близко это было. Еще в XI веке паломники влезали в Гроб Господень сквозь узкий лаз в скале, рассказы об этом сохранились в текстовых источниках, в частности, в «Хождении игумена Даниила». Впоследствии проход был несколько расширен (но и сейчас войти можно, только согнувшись пополам, и только по одному, а в погребальной камере одновременно могут находиться не более трех человек). Скалу, в которой был выдолблен гроб, обтесали и над ней построили часовню, которая носит название Кувуклия. Внутри Кувуклии есть окошко, через которое можно увидеть необработанный камень и представить, как выглядел Гроб Господень изначально.
Кувуклия Гроба Господня. Иерусалим
Кувуклия в Новом Иерусалиме по своим объемам меньше, а по внутреннему пространству несколько больше. Это вполне понятно, ведь ее стены не заключают в себе куски скалы.
Входя в Кувуклию, паломник сначала попадает в придел Ангела, где лежит небольшой округлый камень. Этим камнем закрывалася вход в Гроб Господень, и как сказано в Евангелии, он был весьма велик. Но паломники, посещавшие Святую Землю, отбивали кусочки этого камня и увозили с собой, как святыню. Поэтому камень сильно уменьшился.
В Новом Иерусалиме камень представлен уже таким, каким он был в XVII веке, то есть небольшим. По размеру он примерно соответствует тому, который в наши дни можно видеть в Иерусалиме.
Кувуклия в Новом Иерусалиме
Кафоликон (центральный алтарь) в Храме Гроба Господня
В Новом Иерусалиме нет проблемы разделения между конфессиями, тут весь храм православный. Центральный алтарь имеет огромный 12-ярусный иконостас. Здесь совершаются торжественные богослужения.
Главный алтарь в Воскресенском соборе, Новый Иерусалим
Сейчас уже трудно сказать, как воспринимали творение патриарха Никона его современники и ближайшие потомки, простые русские паломники, посещавшие Новоиерусалимский монастырь. Получалось ли у них представить себя на Святой Земле, или они испытывали те же трудности, что и я?
Вера русского народа (именно простого народа, а не образованного на западный лад дворянства) была в те времена простой и искренней. Поэтому я думаю, что люди вполне могли не задаваться сложными вопросами, а просто верить. И поклоняться в Воскресенском соборе, как поклонялись бы в Иерусалиме, куда у них не было надежды попасть.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. План
Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План
1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Место явления Христа Марии Магдалине, 5 – Франсисканский придел Бичевания, 6 – Церковь Воскресения Господня (Кафоликон) Иерусалимского патриархата, 7 – Место явления Христа Своей Матери после Воскресения (католическое предание), 8 – Место, где был узнан Крест Господень (католическое предание), 9 – католическая ризница, 10 – Придел Пресвятой Богородицы, 11 – Придел Темницы Господней, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Ниша с колонной бичевания, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Место, где был обретен Голговский крест, 18 – Придел Авраама (Иоанна Предтечи), 19 – Канцелярия греческой патриархии, 20 – Хранилище святынь, 21 – Лестница Марии Египетской (вход замурован), 22 – Камень Помазания, 23 – Лестница на Голгофу, 24 – Скорбный путь, 25 – Место, где стояли Жены Мироносицы во время Распятия, 26 – Вход в Храм.
Поездка в Новоиерусалимский монастырь в Истре. Часть 1
В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.
Истра. Новый Иерусалим
Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации
В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.
К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.
Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.
Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем
На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.
Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю
Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.
Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.
Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.
Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.
Здесь гид начала свой рассказ.
История Новоиерусалимского монастыря
История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.
В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).
В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.
Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.
Новый Иерусалим. Следы войны
Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.
Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.
Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.
Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.
Воскресенский собор. Декоративные элементы
Воскресенский собор. Изразцы
Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря
Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.
Воскресенский собор. План собора
Воскресенский собор. План собора
Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.
Новый Иерусалим. Внутри Собора
Купол собора уже расписан мастерами.
Воскресенский собор. Купол собора
Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.
Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.
Новый Иерусалим. Иконостас
Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.
Новый Иерусалим. Фигура Спасителя
Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.
Воскресенский собор. Ложа императора
Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию
Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.
Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня
После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).
Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы
Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.
Воскресенский собор. Фрагменты изразцов
Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.
В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.
Воскресенский собор. Новый Иерусалим
В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.
Прогулка по территории монастыря
Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.
Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)
За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.
Церковь рождества Христова
Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.
Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).
Воскресенский собор. Изразцы
Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.
На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».
Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.
Как добраться до Новоиерусалимского монастыря
Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2
Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.
На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД
Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала ( сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.
Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».
Запись на экскурсии по телефону: 8-(496)-314-68-38 (с 10 до 16) и 8-(910)-461-18-57