воскресенский собор романов борисоглебск

ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

воскресенский собор романов борисоглебск
Тутаевский Воскресенский собор

Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

Храм никогда не закрывался.

С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

Архитектура

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Статистика

Святыни

В синодальный период особенно почитались также:

В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

Настоятели

Приписные храмы, часовни

Использованные материалы

[1] По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Источник

Воскресенский собор, г. Тутаев

воскресенский собор романов борисоглебск

Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13

Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).

На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.

В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая, колокольня до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.

Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 см, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).

Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.

В 1930-е, самые трагические, годы община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.

Божественная литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.

Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас

Конец XVII — начало XVIII века

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.

Стенопись Воскресенского собора
Конец 70-х годов XVII века

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».

Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись
Конец 70-х годов XVII века

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Интерьер зимнего храма Воскресенского собора

Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.

Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.

Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы».
Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века

На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Образ святителя Николая Чудотворца (Можайский).
1-я половина XVII века

Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.

До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.

Жизнь прародителей Адама и Евы в раю
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями «Дни творений» изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.

Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.

1. Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).

2. Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).

3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).

4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).

5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).

6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).

7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).

История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа.
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.

В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»

На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.

Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора

Спас Всемилостивый.
Икона XV века

Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.

Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).

По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская).
XIX век

Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.

Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.

Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.

На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.

Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.

Святые апостолы Петр и Павел.
Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века

В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.

Священномученик Харалампий.
Икона XVIII века

Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.

В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.

Престольные и чтимые праздники:

23 февраля (день памяти священномученика Харалампия).

22 мая (день памяти святителя Николая Чудотворца).

Десятое воскресенье по Пасхе.

12 июля (день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла).

6 августа (день памяти благоверных князей Бориса и Глеба).

10 августа (день празднования Смоленской иконе Божией Матери).

11 сентября (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).

Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:

1 октября (память Обратного принесения Образа);

19 ноября (день тезоименитства архимандрита Павла (Груздева):

1, 16 декабря (дни памяти исповедника Гергия Седова);

23 декабря (день памяти священномученика Николая Розова).

Источник

Воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

Духовенство

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей ВАСИЛИЙ МОЗЯКОВ

Благочинный Романово-Борисоглебского округа, настоятель Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебск

Протоиерей СЕРГИЙ КОЗЛОВ

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебск

Протоиерей ВЛАДИМИР ЛЫКОВ

Настоятель храма священномученика Вениамина Романово-Борисоглебского, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскИгумен АМВРОСИЙ (БЕЛОВ)

Настоятель храма архистратига Михаила, с. Савинское (Тутаевский район)

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей МИХАИЛ ШЕЛЕМБА

Настоятель храма Вознесения Господня (Леонтиевский храм), г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей ГЕННАДИЙ БОЛВИН

Настоятель храма Илии пророка, с. Ильинское-в-Березниках (Тутаевский район)

воскресенский собор романов борисоглебскИгумен АНТОНИЙ (ТАНЬКОВ)

Настоятель собора в честь Воздвижения Креста Господня, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей ГЕОРГИЙ ЮДИН

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей ГЕННАДИЙ АЙВАЗЯН

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскПротоиерей НИКОЛАЙ ВОЛОШКО

Настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского, пос. Константиновский (Тутаевский район)

воскресенский собор романов борисоглебск

Протоиерей ВАСИЛИЙ КАТРИЧ

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы. г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей СТАХИЙ КОТОВ

Клирик Успенского храма архиерейского подворья Вауловский скит

воскресенский собор романов борисоглебскИерей ЕВГЕНИЙ ДВОРНИКОВ

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей ДИМИТРИЙ ВОРОНОВ

Настоятель храма Рождества Христова, д. Артемьево (Тутаевский район)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей НИКОЛАЙ БУШЕ

Настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей МАКСИМ ВИКЛЕНКО

Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери, с. Борисоглеб (Тутаевский район)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей ПАВЕЛ ИВАНОВ

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романова-Борисоглебска)

воскресенский собор романов борисоглебскИерей АЛЕКСАНДР ЩЕРБАКОВ

Настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери с. Богослово

воскресенский собор романов борисоглебскИерей ИННОКЕНТИЙ КУЛАКОВ

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскИеромонах СЕРАФИМ (ТРОФИМОВ)

Настоятель храма Спаса Нерукотворного образа, с. Николо-Заболотье

воскресенский собор романов борисоглебскИерей ГЕОРГИЙ СТОРЧАК

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебск

Протодиакон МИХАИЛ ГАГАРИН

Воскресенский собор, г. Тутаев (Романова-Борисоглебска)

воскресенский собор романов борисоглебскДиакон НИКОЛАЙ ВОЛОВЕНКО

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскДиакон ИОАНН ЦВЕТКОВ

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

воскресенский собор романов борисоглебскДиакон АЛЕКСАНДР ВИКЛЕНКО

Клирик Воскресенского собора, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

НЕДАВНО ПОЧИВШИЕ КЛИРИКИ БЛАГОЧИНИЯ:

воскресенский собор романов борисоглебск

Иеромонах АГАФАНГЕЛ (ЛУКИНЫХ)

Настоятель храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с. Чирково

Источник

СОБОР ВОСКРЕСЕНСКИЙ
в Тутаеве

Собор Воскресения Христова в городе Романове-Борисоглебске ( с 1918 — Тутаев) построен в 1652 — 1675 годах на крутом правом берегу Волги в традициях ярославского храмового зодчества.

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

воскресенский собор романов борисоглебск

Город Романов-Борисоглебск ( с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, расположенные на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода ( 1238), на левом — городок Романов ( 1283).

На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор, впечатляющий гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.

В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, — находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют « Одигитрия» ( «Путеводительница»). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII — начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.

В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу ( северный) и святителю Николаю Мирликийскому ( южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.

Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII — начала XVIII веков.

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня ( 2-я половина XVII века), Святые врата ( последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка ( 1910 год).

воскресенский собор романов борисоглебск

Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Первый храм Борисоглебской слободы был построен монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Во времена Иоанна Грозного здесь возвышалась двухэтажная церковь « брусчатая с пятью куполами». По преданию, вплоть до XVII века в слободе имелась монашеская обитель.

В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь иконы Божией Матери « Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь в честь Воскресения Христова.

Радетелями грандиозного строительства были « земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне».

Главный престол холодного ( верхнего) храма — Воскресенский — освятили в 1675 году. Храм с трех сторон окружают двухъярусные галереи. В летнюю церковь ведут два крыльца — южное и западное.

Интерьер летнего храма Воскресенского собора

Летний храм Воскресения Христова четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

воскресенский собор романов борисоглебск

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов ( сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий ( дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция « Страшный Суд».

Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция « Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица « Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» ( жертвенник), «Великий Вход» ( главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемые образы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца ( Можайского). Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служатся молебны.

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Интерьер зимнего храма Воскресенского собора

Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы « Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.

воскресенский собор романов борисоглебск

Существующий иконостас храма — XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.

Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.

Святыни собора

Икона Спас Всемилостивый

Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся « небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

воскресенский собор романов борисоглебск

В 1749 году по указу святителя Арсения ( Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней.

На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой ( конфискованы коммунистами в 1923 году).

По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз ( обычно трижды). С иконой Спаса Всемилостивого совершаются ежегодно два крестных хода по городу. Крестные ходы проходят по Борисоглебской стороне в десятое воскресенье по Пасхе ( престольный праздник Воскресенского собора), по Романовской стороне — в воскресенье перед празднованием памяти Пророка Илии.

Крест с Распятием в иконе « Страсти Христовы»

Распятие Господа нашего Иисуса Христа одно из древнейших образов собора, ученые датируют его еками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.

воскресенский собор романов борисоглебск

На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник ( справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы. Икона написана в конце XVII — начале XVIII века.

Икона Божией Матери « Одигитрия» ( Смоленская)

Название иконы « Одигитрия» переводится с греческого как « Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.

воскресенский собор романов борисоглебск

Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат. На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.

Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.

Святой Николай Чудотворец ( Можайский)

Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие.

воскресенский собор романов борисоглебск

Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.

До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому в помощи « Николе угоднику». На главе святителя надета шитая золотными нитями митра конца XIX — начала XX века.

Икона Святые апостолы Петр и Павел

В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма.

Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.

Икона Священномученик Харалампий

Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.

В Романове-Борисоглебске в XVIII — XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть « романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.

Стенописи собора

Стенопись Воскресенского собора исполнена в 1679 году ярославскими мастерами, предположительно во главе с Дмитрием Григорьевым, а паперти расписаны в 1680 году Федором и Иваном Карповыми « со товарищами».

В центральном куполе изображен « Вседержитель», в трибуне барабана 16 праотцов, на парусах евангелисты. В западных куполах « Знамение» и «Спас Эммануил», в трибунах по 12 фигур пророков, на парусах апостолы из числа 70. На северо-восточном своде « Благовещение» и «Рождество Христово», на юго-восточном « Воскресение» и «Вознесение», на западном « София созда себе дом», на северо-западном « Богоявление», на юго-западном « Преображение». На подпружных арках по два апостола, между ними красные херувимы.

воскресенский собор романов борисоглебск

Столбы разбиты на 4 яруса, в двух верхних русские князья: Глеб, Всеволод, Владимир, Федор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, царевич Дмитрий Угличский, Борис ( южный столб); Михаил Черниговский, боярин Федор, Даниил Московский, Георгий, Василий и Константин Ярославские, Михаил Тверской, Александр Невский ( северный столб).

В третьем ярусе на восточной стороне « Вседержитель» и «Богоматерь Владимирская» в киотах. Северная и южная стороны разбиты на 5 широких ярусов ( 1,5 — 1,8 м). В них подробно иллюстрирована евангельская история и особенно события со страстями и воскресением Иисуса Христа.

В четвертом ярусе южной стены написаны 7 вселенских соборов, на северной стене симметрично им изображены 7 евангельских « притч». Нижний пятый ярус орнаментальный, завешан иконами. На западной стене грандиозная картина « Страшного суда». В окнах собора святители и преподобные в рост, в оконных арках херувимы.

В конхе центрального алтаря « Великий вход», в апсиде святители, преимущественно греческие патриархи и римские папы. На западной стене центрального алтаря « Евхаристия». В конхе жертвенника « Се Агнец Божий», в апсиде святители и дьяконы, на западной стене преподобные.

На паперти повествование развертывается четырьмя циклами: по внешней стороне четверика собора, по своду, в окнах и в люнетах над ними. Над входом в южный Николаевский придел Петра и Павла « Сошествие святого Духа на апостолов». На южном своде паперти расположены сцены из «Чудес Богоматери Тихвинской и иллюстрации к «Ветхому Завету», начиная от «Дней творения» и кончая сценами из жизни праведного Ноя. На западном своде « Построение Вавилонской башни», «История Авраама, Мельхиседека и Лота». На северном своде « История Иакова и Иосифа». На южной паперти с внешней стороне четверика: «Отче наш», «София Премудрость Божия» и «Живоносный источник». В люнетах над окнами и между ними « Сказание о белом клобуке».

воскресенский собор романов борисоглебск

На западной паперти с внешней стороны четверика: «Ангел хранитель», «Видение Иеремии» и «Яко твое есть царство», в люнетах над окнами и между ними: «Крещение Руси» и «Заповеди блаженств». На северной паперти с внешней стороны четверика « Повесть о Евлогии камнесечце», «Песнь Песней» ( с виршами) и «История Ионы», в люнетах над окнами « История Юдифи, Сусанны и Эсфири».

На откосах окон по всему периметру паперти 52 фигуры пророков, царей, мучеников, святителей и преподобных. Среди них примечательны московские князья: Иван Данилович Калита, Дмитрий Красный и Даниил Александрович. В южном крыльце сцены из «Апокалипсиса», в западном крыльце иллюстрации из книги « Исход».

Паперти храма до сих пор покоряют зрителя свежестью и интенсивностью тонов: бирюзовых, золотисто-охристых, малиновых, розовых, белых, фисташковых, оливковых. Резко очерченные по контуру фигуры стройных пропорций, динамичные и гибкие, разнообразные по выражению лики написаны золотистою охрою с редкими вспышками беловатых бликов.

В 1930-е, самые трагические годы, община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин ( Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.

Божественная Литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.

В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду — святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам — Божией Матери; в воскресенье вечером — Иисусу Сладчайшему.

воскресенский собор романов борисоглебск

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем — по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *