воскресенском кафедральном соборе твери
Воскресенский кафедральный собор (Тверь)
Мiръ Россия Тверская область Тверь Воскресенский кафедральный собор (Тверь)
Воскресенский собор — православный храм Христорождественского монастыря в Твери (улица Баррикадная, Пролетарский район). С 1990-х годов имеет статус одного из кафедральных соборов Тверской епархии Русской православной церкви и находится в непосредственном подчинении правящего епархиального архиерея.
Содержание
История [ править ]
Собор заложен в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Построен на средства царской семьи и Христорождественского монастыря по проекту петербургского инженера Н.П. Омелюстого как один из храмов этой обители. Освящён 17 апреля 1916 года архиепископом Тверским и Кашинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В 1936 году собор был закрыт. В 1988 году возвращён епархии; в 1992 году епископ (впоследствии митрополит) Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) совершил малое освящение храма.
В декабре 2000 года в селе Владычня были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.
Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.
Мощи [ править ]
Преподобноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский)
Преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Через год после рождения сына отца Василия перевели в село Макарий в трех километрах от Трехсвятского. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником.
Часть образованного общества того времени была настроена против Православной Церкви, и тот, кто горел желанием послужить своему народу и для кого небезразличны были интересы нравственные, уходили в общественные движения, чаще всего социалистические.
Под влиянием народнических идей Митрофан Васильевич поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он стал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской епархии; она окончила курс Тверской гимназии, собиралась работать учительницей и приезжала в Варшаву навестить родственников. 29 января 1893 года они обвенчались.
Преподобный Макарий, игумен Калязинский
Прп. Макарий (в миру Матфей), игумен Троицкого Калязинского монастыря, родился в 1402 г. в с. Грибково (Кожино) вблизи Кашина, в боголюбивой семье. Родители — боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) — воспитывали Матфея в вере и богопочтении.
По желанию родителей Матфей согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги обещали друг другу, что в случае смерти одного из них овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена. Двадцатипятилетний Матфей поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.
С ревностью проходил он все монастырские послушания. Тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился из монастыря. Он избрал место в лесу в 18 верстах от Кашина, где срубил себе келью. Прознав об отшельнике, иноки стали стекаться к прп. Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Вскоре образовался монастырь, где игуменом был избран прп. Макарий.
Святой благоверный великий князь Михаил Тверской
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, – он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
Святая благоверная великая княгиня и инокиня Анна Кашинская
Анна Кашинская (?-1368), княгиня, супруга тверского князя Михаила Ярославича. После гибели мужа в Орде (1318) постриглась в монахини под именем Софии, затем приняла схиму под именем Анны в Кашинском Успенском монастыре. В 1649 канонизирована Русской православной церковью. Почитание, прекращённое в 1677, в период церковного «раскола», возобновлено в 1908.
Воскресенском кафедральном соборе твери
История и описание
Воскресенский кафедральный собор г. Твери выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. Внутреннее пространство собора привлекает посетителей храма и прихожан своим простором. Отсутствие столпов в центральной части храма настраивает на особый молитвенный лад.
Наш храм является кафедральным собором Тверской митрополии, самым главным храмом в Тверской области. Здесь находится центр административной и духовной жизни нашей епархии. Именно Воскресенском соборе собирается духовенство всей митрополии в дни особых праздников и памятных дат. В нём совершали богослужение и Патриархи Русской Православной Церкви: в 1995 году Святейший Патриарх Алексий II, а в 2010 году – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Престольный праздник собора совершается 26 сентября по новому стилю, накануне праздника Крестовоздвижения.
В 1936 году собор был закрыт и использовался как склад, но после открытия в 1992 году большая часть святынь, собранных в стенах нашего храма, оказались также связаны с Царской семьей. В нашем храме пребывают мощи преподобноисповедника Сергия Сребрянского, который был духовником Великой княгини Елизаветы Феодоровны. В нашем соборе пребывает благодатный образ иконы Божией Матери Державной, которому с особой любовью поклоняются прихожане собора. Среди чудотворных икон нашего храма особое место занимает также список с Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая была династической иконой Дома Романовых.
Также в соборе находится рака с частицей мощей св. блгв. Вл. кн. Михаила Тверского.
К кафедральному собору приписан собор «Белая Троица».
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
При Воскресенском соборе осуществляет свою работу Воскресная школа.
В связи с особой духовной связью между собором и Царственными Страстотерпцами, в 2006 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора рядом с кафедральным собором была построена часовня, освященная в честь Царственных Мучеников. Сегодня в этой часовне совершаются Таинства Крещения и Миропомазания, а в день памяти Царственных Страстотерпцев – Божественная Литургия.
Воскресенском кафедральном соборе твери
Таинство Исповеди совершается перед Причастием
С какого возраста необходимо исповедоваться?
До семилетнего возраста младенцы причащаются без приготовления и без исповеди. Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. С этого момента человек считается способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве исповеди.
Как проходит Таинство Исповеди?
Исповедь начинается с молитв, которые обычно совершаются одновременно для всех исповедников: «Благословен Бог наш…», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш», покаянный 50-й псалом, «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», …, «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго…» и др. Это помогает подготовиться к личному покаянию и почувствовать свою ответственность перед Богом, свою личную связь с Ним.
После этого начинается беседа священника у аналоя с каждым исповедником отдельно. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием.
После того, как мы покаялись в своих грехах, священник читает разрешительную молитву. При этом сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом, Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.
Как часто надо исповедоваться?
Исповедоваться надо как можно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями по исправлению собственной жизни.
Рекомендации священника по Таинству Исповеди
В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства и нашим помощником в этом деле.
Необходимо проанализировать всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Грехи, которые были сделаны вами, можно записать на бумажку. Необходимо помнить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Прийти на исповедь и сказать священнику, что мы «ничего плохого не сделали», это то же самое, что признать — мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Покаяние должно быть непринужденным и совершаться по собственной воле.
Опасна для духовной жизни как формальная исповедь, так и излишнее самокопание в своей душе, когда человек начинает казнить и мучить себя по пустякам. Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства и подробности своих грехов. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным.
Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью, здесь прослеживается нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.
Чтобы наше покаяние было угодно Богу, оно должно быть искренним, правдивым, проникнуто смирением и страхом Божьим. На исповеди мы не должны: исповедоваться в чужих грехах; говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем; рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами; что-либо утаивать.
Опыт наблюдений и борьбы со страстями и грехами позволил свести их в известные схемы. Наиболее распространенная схема принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям:
1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие, 8) гордость.
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Все права защищены.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Архив
Воскресенский кафедральный собор г. Твери
Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II.
Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей — архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских.
На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции.
Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд.
В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. епископ (ныне архиепископ) Тверской и Кашинский Виктор совершил малое освящение храма.
Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике.
В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.
Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи.
В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт.
В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов.
Воскресенский собор в Твери
Воскресенский собор в Твери ogannes
Главный собор Твери — Воскресенский — стоит на берегу реки Тьмаки, рядом с женским монастырем им. Рождества Христова. Глядя на него, сложно представить, что ему больше 100 лет, настолько он современно выглядит. Первый камень заложили в 1913 г., а уже в 1916 его освятили. Строительство приурочили к 300-летию царской династии, Николай II лично пожертвовал 1000 рублей. В годы советской власти храм закрыли и использовали как подсобные помещения, в 1992 его заново освятили и сделали кафедральным.
Что посмотреть
Воскресенский собор построен в псевдорусском стиле, общий объем выполнен в виде куба. С востока к нему примыкают три апсиды разной высоты, напротив — расположен притвор с хорами, венчает здание широкий световой барабан с большой главкой в виде шлема. Высокие узкие окна напоминают силуэты древних церквей на Руси — видимо о них думал создатель проекта инженер Н. Омелюстый из Санкт-Петербурга.
Среди святынь Воскресенского собора — икона Богородицы «Державная», служившая дверью в сарай и чудесным образом обновившаяся после передачи в храм; копия редкой иконы «Спаситель в белом хитоне», написанная архимандритом Серафимом (Чичаговым) и мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия, чьи молитвы спасли множество жителей Тверской области во время Второй мировой войны.
Практическая информация
Адрес: Тверь, ул. Баррикадная, 1. Веб-сайт.
Как добраться: от ж/д и автовокзала Твери на автомобиле 15 минут, на маршрутных такси №№ 227, 202, 2 до ост. «Христорождественский монастырь» (8 остановок).