воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Источник

Новый Иерусалим

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь — Русская Палестина. Образ Святой Земли в городе Истра (до 1930 года — Воскресенск), созданный по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси. В Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя. В 1657 году в Воскресенском монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящен первый деревянный храм.

Святейший Никон был патриархом Московским и всея Руси 14 лет (1652—1666 гг.). В 1666 году патриарх Никон осужден церковным Собором с участием Вселенских Патриархов, низложен и сослан простым монахом в другие монастыри. Умер Святейший Никон в 1681 году так и не увидев завершение строительства Нового Иерусалима. В наше время процесс «изгнания» Святейшего Никона назвали бы «политическим» — как оппозиционер стал неугоден царю. После осуждения и ссылки Святейшего Никона обитель пережила период разорения и запустения. Однако в 1685 году, когда совершилось освящение Воскресенского собора, в монастыре было уже 200 насельников.

В 1903 году монастырь посетил император Николай II со своей семьей. Воскресенский монастырь был царским богомольем, в соборе находились приделы в честь Небесных покровителей членов дома Романовых.

В революционное время в 1919 году Воскресенская святыня была закрыта, стала краеведческим музеем «Новый Иерусалим».

В 1941 году немецко-фашистские войска (саперы дивизии СС «Райх») взорвали собор Воскресения Христова. В советское послевоенное время монастырь восстанавливался в 1970-е годы. С 1994 года монастырь стал вновь действующим.

Если добираться до Нового Иерусалима на электричке, то лучше доезжать до станции «Новоиерусалимская», а не до станции «Истра». От станции до монастыря около 15–20 минут пешком.

Источник

Воскресенский собор

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Источник

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656—1685) — уникальный памятник русской архитектуры, крупнейшее строительное начинание патриарха Никона.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

В канун светлого Воскресения Христова и праздника Вербного Воскресения всех православных поздравляю с праздником!

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Вид с юго-восточной стороны

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Ансамбль Новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685; 1679–1685. Восточный фасад. Реконструкционный эскиз

Продольный разрез храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах. церковных построек Святой земли». Прорись

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867

Общий вид храма Воскресения Господнего в Иерусалиме. Гравюра из книги Бернардино Амико «Трактат о чертежах. церковных построек Святой земли». Прорись

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Акварель Д. Кваренги. Серия «Виды Москвы и ее окрестностей». 1797

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Внутренний вид. Фото. 1930-х гг.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Святая Кувуклия. Фото. 1870-х гг.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вид с восточной стороны. Гравюра. 1870-е гг.

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права. приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь.К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Со стороны кажется, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря. Южный фасад собора очень близок к Иерусалимскому храму.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть вход в гробницу Патриарха Никона. Сразу после смерти Никон был похоронен в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а в XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Архангельский придел. В изножии гробницы стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Основными частями сложной композиции центральной части собора можно назвать главный алтарь с Горним местом, вокруг которых располагаются части храма, символизирующие крестный путь Христа и события, предшествующие воскресению: камень Миропомазания, «жалостный путь» на Голгофу, церковь Воздвижения Креста Господня (Голгофская), придел Поругания Господня, или Тернового Венца, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»).

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

В замысел композиции грандиозного храма входило показать все эпизоды от последних дней Христа до его Воскресения, которому и посвящен весь монастырь. На обустройство приделов и Голгофской церкви давали средства и члены царской семьи, и богатые дворяне.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Своды центральной части собора поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. Уровень пола здесь выше, чем в остальных частях здания.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

По всему периметру крестовой части собора расположен выложенный из изразцов текст «Сказания о церковных таинствах», составленного Патриархом Никоном и датированная 1 сентября 1666г. Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х гг., погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте – простой временный, в один ярус и с новодельными иконами. За иконостасом – колоссальных размеров алтарная часть со ступенями, ведущими к Горнему месту.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Центральную часть и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая «Царская арка». В центре помещается часовня, называемая Кувуклией («опочивальней») и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в VI веке, с деревянным шатром.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Однако первоначальный замысел деревянного шатра в Новом Иерусалиме был изменен, и в 1680-х гг. завершение ротонды над Кувуклией было сделано из кирпича.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Ров вокруг Земляной церкви Новоиерусалимского монастыря

Но конструкция оказалась слишком тяжелой и не выдержала собственного веса: в 1723г. шатер обрушился и только по счастливой случайности никто не пострадал – все были на праздновании Вознесения Господня у Елеонской часовни. В 1726г. к обрушению в соборе добавился пожар, приведший здание в совершенно плачевное состояние.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Взорванная ротонда храма. Фото. 1942

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Купол часовни Гроба Господня. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Интерьер часовни Гроба Господня. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Иконостас восточного придела. Современный вид

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Изразцовый карниз

Только в 1730-1731 гг. начались работы по восстановлению собора, в которых были заняты лучшие зодчие этого времени. Руководил работами Иван Федорович Мичурин (впоследствии главный архитектор Москвы).Сильно разрушенная ротонда была восстановлена заново с использованием старого кирпича, заново изготовлены изразцы для наличников и фризов. Оставался нерешенным вопрос с реставрацией шатра.

Наконец в 1756-1759 гг. по проекту архитектора Бартоломео Растрелли и инженера В.Бернардаччи московский архитектор К.И.Бланк начал возводить новый деревянный шатер с 60-ю люкарнами, между которыми на внутренней стороне были размещены картины на сюжеты Священного Писания. Тогда же была заново сделана Кувуклия, оформленная, как считают исследователи, также по проекту Растрелли, в

Константина и Елены подземная церковь Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1656–1685

Первое, что видят входящие в главные ворота Нового Иерусалима – это церковь святых равноапостольных Константина и Елены, углубленную в землю на шесть метров. На такой глубине, по преданию, царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест.

Воскресения Господнего собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. 1658–1685; 1679–1685. Вход в церковь Константина и Елены. Современный вид

Строительство церкви тянулось долго: при Никоне был вырыт котлован, а освящена она была только в 1690г. При рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, что осложнило работы. Украшен храм скромнее, чем основная часть собора: лепнина присутствует только на потолке и столпах.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Ворота и кафедральный собор Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, Россия

При этом особым богатством убранства отличается глава: окна украшены наличниками-картушами с раковинами наверху, между окон расставлены пилястры с пышными коринфскими капителями.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Скит Никона в сентябре 2012 года. На реконструкции.

После закрытия монастыря в соборе разместилась часть экспозиций музея: коллекции картин, графики, фарфора. При устроении музейных залов были уничтожены иконостасы многих приделов. В 1941г. монастырь был захвачен фашистами.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

В Воскресенском соборе расположился склад боеприпасов, а музейные ценности частично были вывезены, а те, которые вывезти не удалось – разломаны или сожжены.Отступая, фашисты взорвали собор.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Рухнула семиярусная колокольня, сгорел уникальный шатер, обрушились два столпа, поддерживавших своды. Собор являл собой страшное зрелище; и сейчас в музее можно увидеть фотографии, сделанные до реставрации.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Восстановление началось уже в 1942г.: разбирали обломки, расчищали завалы. Официальное решение о реставрационных работах было принято только в 1949г., а проект восстановления собора был составлен в 1982г. Чудом после взрыва сохранились все части собора, освященные Никоном: главный алтарь, Голгофская церковь и приделы под ней, Кувуклия…

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

воскресный собор новоиерусалимского монастыря

Пещера гроба в Воскресенском соборе в Истре

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *