воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи филичева
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Программно-методические рекомендации, Филичева Т.Б., 2009
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Программно-методические рекомендации, Филичева Т.Б., 2009.
Программно-методические рекомендации предназначены для учителей-логопедов, студентов средних и высших учебных заведений, изучающих логопедию, а также слушателей курсов федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждений повышения квалификации, специалистов в области образования, здравоохранения и социальной зашиты.
Подготовительный этап.
Условные границы данного этапа определяются возрастом от рождения до конца 1 года жизни ребенка. Первая голосовал реакция ребенка при рождении — его крик. Отсутствие этой реакции может служить для специалистов настораживающим симптомом, свидетельствующим о неблагополучном состоянии ребенка на момент рождения.
В рамках подготовительного этапа происходит начальное становление базовых речевых механизмов, связанных с развитием фонематического слуха и слогообразования. В процессе эмоционального общения с окружающими людьми ребенок вслушивается в мелодику и интонацию их речи, наблюдает мимические и артикуляционные движения. Уже в возрасте 2—3 месяцев у детей появляется гуление, т. е. непроизвольное воспроизведение звуковых комплексов. Они характеризуются крайней неопределенностью артикуляций: близкие к речевым артикуляции возникают случайно и обычно соединены с неречевыми шумами (А. А. Леонтьев). Во время гуления происходит начальная тренировка артикуляционного аппарата. Кроме того, ребенок не просто продуцирует звуковые комплексы, но и вслушивается в производимые звуки. Поэтому для развития речи ребенка этот период очень важен.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи филичева
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспита ния детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психо логические особенности; изложены приемы формирования звуковой сто роны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена спе цифика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положе ния иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопе дических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также ре комендации по использованию лексического материала.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть I. Первый год обучения (старшая группа), М.: Альфа, 1993.— 103 с.
В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.
Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, М.: Просвещение,
Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы ДОУ для детей с нарушениями речи: ФФН, ОНР, Заикание, овладение русским (неродным) языком.
Краткое содержание.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе.
Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития.
Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития.
Программа логопедической работы с заикающимися детьми.
Пояснительная записка.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в средней группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе.
Логопедическая работа с заикающимися детьми в подготовительной группе.
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.
Пояснительная записка.
Программа.
Приложение.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН.
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН.
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения.
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения.
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН.
Приложение.
Примерный режим дня в младшей группе (3-4 года) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в средней группе (4-5 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР.
Примерный режим дня в подготовительной группе (5-6 лет) для детей с ОНР.
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития.
Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития.
Приложение.
Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием.
Приложение.
Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком.
Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи филичева
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Шаховская С.Н., кандидат педагогических наук, доцент (Московский государственный педагогический институт им.В.И.Ленина); Борякова Н.Ю., кандидат психологических наук (Московский государственный заочный педагогический институт)
Дошкольной воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного коммунистического воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.
На основании постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» в нашей стране функционируют группы для детей с общим недоразвитием речи (в структуре специализированного детского сада или в отдельных случаях при детских садах, яслях-садах общего типа).
В соответствии с типовым «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» от 26 мая 1970 г. в группы для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети в возрасте трех-пяти лет. В эти группы могут быть зачислены дети в тех случаях, когда у них помимо нарушений фонетической стороны речи имеются выраженные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Срок пребывания — от двух до трех лет в зависимости от времени зачисления и от тяжести речевого дефекта.
Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей со вторым-третьим уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом.
Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи филичева
После, шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.
У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.
Тем не менее логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии. • Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет; режет, мнет, отрывает и т.д.
Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:
— показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;
— выполнение ребенком названных логопедом действий;
— добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;
— подбор слов-синонимов, антонимов.
Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни; например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».
Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные занятия — ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
подготовку к овладению диалогической формой общения;
практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);
преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: