воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности

Программа воспитательной деятельности «Основы финансовой грамотности»

Программа воспительной деятельности предназначена для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной деятельности «Основы финансовой грамотности»»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский автомеханический техникум»

«оСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Для обучающихся ГБПОУ «НАМТ»

Срок реализации: 1 по 4 курс

г.Нижний Новгород, 2017

на заседании методического

объединения классных руководителей

От «____» _____________ 2017 г.

Заместитель директора по

________________ О.В. Тихонова

Автор: Мазунина А.А. классный руководитель

2 Пояснительная записка 6

3 Тематическое планирование 13

4 Планирование работы с родителями 14

5 Список использованных источников 15

«Основы финансовой грамотности»

Мазунина Анна Александровна

формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся ГБПОУ «НАМТ»

приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников

развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Срок реализации программы

1 – 4 курс обучения

Ожидаемые конечные результаты

Личностное развитие – сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Профессиональное развитие – умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса.

Коммуникативное развитие – осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри образовательной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационых технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

2 Пояснительная записка

«Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека» Восточная мудрость.

Нормативные документы, использованные при разработке программы

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

Методические указания по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, разработанные Центральным банком РФ и Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основная цель и задачи программы

Цель: формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся ГБПОУ «НАМТ»

Задачи воспитательной программы:

приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников

развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

формирование знания о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Актуальность и новизна программы

Это, приводит к завышенной кредитной нагрузке, жизни «не по средствам», отсутствию перспективного финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов самих граждан.

Финансовая грамотность населения, как набор специальных компетенций для анализа услуг финансового рынка и использования финансовых инструментов, сегодня становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.

В результате реализации воспитательной программы обучающийся

— экономические явления и процессы общественной жизни;

— структуру семейного бюджета и экономику семьи;

— депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

— расчетно–кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;

— пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений;

— сферы применения различных форм денег;

— основные элементы банковской системы;

— виды платежных средств;

— страхование и его виды;

— налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);

— правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;

— признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

В результате реализации воспитательной программы обучающийся должен уметь:

— анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

— применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

— сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

— грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

— анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

— оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

— использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

— определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

— применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

— применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;

— применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

— применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;

— определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;

— оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и возможные последствии для себя, своего окружения и общества в целом.

Личное финансовое планирование

Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Классный час, мини-проекты

Банковская система России, коммерческие банки, Центральный банк, Система страхования вкладов (ССВ), дебетовая карта, пин-код, овердрафт, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование кредита, сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), кредитная карта.

Классный час в форме решения кейсов, экскурсии в ГУ ЦБ по Нижегородской области.

Фондовый рынок, неопределённость, финансовый риск, инвестиционный портфель, диверсификация, облигация, дисконтирование, корпоративные облигации, номинал, купон, дефолт, государственные и муниципальные облигации, акция, дивиденд, IPO, фондовая биржа, биржевой индекс, брокер, управляющая компания, доверительное управление, пассивное и активное инвестирование, валютный курс, рынок FOREX, валютная интервенция, спред.

Классный час в форме деловой игры, симпозиума.

Страховой случай, страховая премия, страховая выплата, страхование имущества, договор страхования, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, доброволь-

ное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование, обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.

Классный час в форме практикума, дискуссии

Налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налог на имущество, земельный

налог, транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный налог, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.

Классный час в форме практикума, решения кейсов.

Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию.

Классный час в форме дискуссии.

Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное

пособие, выручка, издержки и прибыль фирмы, инвестиции в развитие бизнеса, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица, пособие по безработице.

Классный час в форме лекции, практикум, дистанционное обучение

Предпринимательство, предприниматель, показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании, метод приведённых денежных потоков, метод бережливого производства, бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), бизнес-план,

Классный час в форме дискуссии, практикум, мини-проекты.

Инфляция, валютный риск, кредитный риск, ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск, экономический цикл, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВВП, экономический кризис, финансовое мошенничество, фальшивомонетчики, фальшивые банки, кредит на ваше имя, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков

Классный час в форме симпозиума, практикум.

Источник

Формы деятельности при воспитании финансовой грамотности школьников

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ФИНАНСОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Орлова Елена Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К Жукова

Россия, г. Краснознаменск

В статье говорится об актуальности финансовой и социальной грамотности младших школьников. Рассмотрены формы деятельности при организации мероприятий, направленных на воспитание финансовой грамотности и выборе социальной роли ученика. Приведены примеры успешного применения форм деятельности в процессе воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе.

The article talks about the relevance of the financial and social literacy of younger students. Consider the forms of activities in the organization of events aimed at improving financial literacy and the choice of the social role of learner. Examples of the successful application of the activities in the learning process of students in secondary school.

-интеграция в урочную деятельность

-integration into lesson activities

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Финансовая грамотность, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа « от простого к сложному» в процессе повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой и социальной грамотности и благополучия на протяжении всей жизни. Современные дети являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придётся расплачиваться на протяжении всей жизни. Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере, вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, помочь стать социально успешной личностью, помочь реализовать личные планы.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой и социальной грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностивоспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностивоспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности

Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностивоспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности

Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия (например, «Путешествие в занимательную страну Экономика»), выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой и социальной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

Источник

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотности Надежда Травникова
Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Семинар для педагогов

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Подготовила: Травникова Н. А. 1.03.2021 г.

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.

(Слайд №1) ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольникахарактеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

(Слайд №2) Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагогидолжны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений.

Разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Ведущий: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

(Слайд №3) Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

В нашем дошкольном учреждении я использую разнообразные методы и приемы формирования у детей финансовой грамотности.

Такие как, организацию детской деятельности через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, НОД, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

С 1 сентября 2019 года детские сады могут использовать в своей работе с детьми образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена,а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать уроки самостоятельно.

На основе этой программы я разрабатывала и свою программу, но добавив ещё много тем, и конечно многое взяла с курсов Эдуарда Матвеева, взяв за основу его книгу «Дима и совенок»

(Слайд №4)Основные задачи ФГ:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения,навыки и личностные качества:

1. Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

2. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

3. Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

4.Признавать авторитетные качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

5. Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;

6. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа состоит из четырех блоков (разделов,связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В моей программе такие блоки:

В возрасте 5-6 лет –происходит изучение 4-х экономических категорий:

В возрасте 6-7 лет – идёт процесс усвоения 8-ми экономических категорий:

Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?

(Слайд №5) Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

(Слайд №6) Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

(Слайд №7) Средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на:

1. демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);

2. визуальные (для зрительного восприятия);

3. аудиальные (для слухового восприятия);

4. аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

(Слайд №8) В первую очередь рекомендуется использовать средства,направленные на развитие деятельности детей:

1. чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

2. познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

3. макеты, карты, модели, картины и др.);

4. игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

5. коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

6. продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

Ведущий: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Сегодня я вам предлагаю, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».

Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Ведущий: Уважаемые педагоги, дети думают, можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте, чтобы вы хотели купить. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте ещё вашу хотелку. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте оба ваши желания.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.

Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

(Слайд № 26)Ведущий: Уважаемые педагоги! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Предлагаю определить, по картинкам где товары, а где услуги.

(Слайд № 27 – 32) Игра «Услуги и товары» (педагоги по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу).

(Слайд № 33 – 35)Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Ведущий: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

Ведущий: Уважаемые педагоги! Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»

(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)

Ведущий: Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Ведущий: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Прикреплённые файлы:

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностиПрограмма «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностиЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

воспитательная функция в процессе обучения финансовой грамотностиМастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *