воспоминания прошлой жизни под гипнозом
Воспоминания о прошлых жизнях под гипнозом
Гипноз является очень мощным инструментом, и мы не можем претендовать на то, что нам все известно о его воздействии или возможностях. Он имеет несколько мрачноватую репутацию в официальных психологических кругах — за ним тянется шлейф дурной славы. И, надо признать, этому немало способствуют гастролирующие гипнотизеры, которые занимаются скорее шоу-бизнесом, чем терапией.
Но многие психотерапевты продолжают, очень осмотрительно, использовать гипноз в качестве инструмента, позволяющего получить доступ к глубинным слоям погребенной памяти. И как раз во время сеансов гипноза, используемого в таких целях, некоторые психотерапевты отмечали очень странные явления.
Из глубины подсознания пациентов всплывали воспоминания, которые не имели никаких очевидных корней в их жизни; это было похоже на память прошлой жизни.
Американский психотерапевт д-р Эдит Фьоре описывала, как впервые столкнулась с подобными реминисценциями из прошлой жизни на примере одного своего пациента.
«Он обратился ко мне, — писала она, — в связи с мучительными психологическими зажимами в сексуальной сфере. Когда я попросила его, в то время как он находился под гипнозом, вернуться к истокам своих проблем, он сказал: «Две или три жизни тому назад я был католическим священником».
Это стало для нее совершенной неожиданностью. Но в ней заговорил профессионализм, и она помогла ему восстановить картину того, что он описывал как жизнь священника в Италии семнадцатого столетия. При следующей встрече пациент сообщил, что освободился от своих проблем.
Разумеется, она была не первой, кто обнаружил, что гипноз обладает явной способностью пробуждать память прошлых существований. Первым значительным случаем, заинтриговавшим общественность, было нашумевшее в 1950-х годах в Соединенных Штатах сенсационное дело Брайди Мерфи, в котором речь шла о предшествовавшем существовании в Ирландии девятнадцатого столетия.
Брайди Мерфи это имя женщины из ирландского города Корк, жившей в 19 веке, которая якобы начала разговаривать через Вирджинию Тай, находившуюся в состоянии гипноза. Это произошло в городе Пуэбло, штат Колорадо, в 1952 году, когда местному бизнесмену и гипнотизеру-любителю Морею Бернштейну удалось вызвать у Вирджинии регрессию к прошлой жизни.
Бернштейн проводил сеансы с Тай много раз. А она, находясь под гипнозом, пела ирландские песни и рассказывала на провинциальном наречии ирландские истории, при этом всегда называя себя именем Брайди Мерфи.
Гипнотизер Бернштейн с Вирджинией Тай
В Англии сходный шквал поддержки и критики был вызван гипнотизером Арнэлом Блоксхэмом, чьи пациенты, вспоминавшие о прошлых жизнях, получили немалую известность, когда телеканал Би-би-си снял о них документальный фильм.
Несомненно, что такие случаи захватывающи, субъекты сообщают массу очень причудливых и интимных деталей о своих предыдущих жизнях. Верно и то, что они стали предметом пристального рассмотрения и критики.
Возможно, самым знаменитым пациентом Блоксхэма был мужчина, который под гипнозом вспомнил о том, как в восемнадцатом веке служил канониром на британском фрегате с тридцатью двумя пушками на борту под командованием капитана Пирса.
Корабль, видно, носил витиеватое и труднопроизносимое название; матросы, по словам пациента, прозвали его «Агги». Он так и не смог вспомнить его настоящее название. Возможно, матрос тех дней не умел прочитать или произнести его. Возможно, это прозвище было сокращенным вариантом от Агамемнона или чего-нибудь в этом роде.
Во время своих воспоминаний он употреблял большое количество старомодных фраз и специальных морских терминов, знакомых только морякам той эпохи. Он привел множество подробностей из жизни матросов в те дни: вонь, кишащая червями пища, холщовая одежда и порки — которых, по его словам, он избежал, поскольку умел «укладывать пушку».
Его первый — и единственный — сеанс гипноза завершился драматическими событиями морской баталии. Он описал, со страстью и яркими подробностями, сражение с французским кораблем неподалеку от порта Кале. Они много часов ожидали вблизи берега, прячась в утреннем тумане.
Все пушки были наготове, запалы вставлены. Запальщики размахивали тлеющими кусками пропитанного смолой шнура, чтобы не дать им погаснуть, в любое мгновение готовые поднести фитиль. Корабль курсировал взад и вперед в ожидании появления французского судна. Когда он в конце концов появился, английские канониры были готовы дать бой.
Он описал этот бой. Корабли начали надвигаться друг на друга. Менее опытные канониры проявляли нетерпение, горя желанием открыть пальбу. Он продолжал свой рассказ:
«Стой, стой! Жди приказа — спокойно, парни, спокойно — тихо, еще не время — жди приказа, без приказа нельзя — качай фитиль, есть, сэр — не стой у задка — теперь давай. Вот теперь давай — жарь! — (крики ликования при начале пальбы). Молодцы, ребята — задай им жару, задай им как следует — врежь им по передку — (истошные вопли) — оттащите его, оттащите — несите его в кубрик — да несите же — а теперь задай им жару — задай им по первое число.
Заряжай ядро — шомпола — забивай его, забивай, дурак, сперва забей его — заряжай, заряжай ядро — живей, номер четвертый, не отставай — заряжай, забивай как следует — вставить запалы — качай фитиль — есть, так точно, сэр — готовьсь.
Заряжай, парни — как мы им дали — живей, живей — наведи пушку — тьфу, черт тебя дери — ты как укладываешь пушку — Господи, они зацепили старину Пирса, они зацепили старину Пирса — <внезапный ужасный крик) — чертова нога — <непроизвольно кричит и стонет) — нога — моя нога!»
Пациент пробудился настолько потрясенным, что уже больше никогда не подвергал себя гипнозу.
Рассказ этот был столь необычайным и столь убедительным, что принц Филипп и граф Маунтбаттен, оба служившие в королевском флоте, потребовали магнитофонные записи этого, очень похожего на воспоминания о прошлой жизни, повествования.
Они поставили перед историками Британского адмирал тейства задачу установить корабль, капитана и сражение. К сожалению, несмотря на все изобилие подробностей, они так и не смогли этого сделать. Значит, это не подлинный случай реминисценций о прошлом существовании? Всего лишь фантазия, расцвеченная фрагментами из книг, кинофильмов и радиопередач?
Вердикт все еще не вынесен.
Стоит ли верить воспоминаниям под гипнозом?
Никем не отрицается, что гипноз — полезное терапевтическое средство, но соответствуют ли сделанные под гипнозом заявления о прошлых существованиях объективной действительности? Д-р Фьоре, например, не делает попыток подтвердить историческую достоверность того, что рассказывают ее пациенты. Ее интересует психологическая, а не историческая правда.
Она интересуется лишь тем, что поможет исцелиться пациенту. Если психологические расстройства пациента излечиваются или облегчаются за счет понимания причин проблемы в терминах реинкарнации, то одного этого ей достаточно, чтобы относиться к ней всерьез. Такой подход сильно напоминает поиск Далай-ламы; все это увлекательно, притягательно и действует неотразимо — но едва ли научно.
Психиатр Ян Стивенсон давно осознавал эту трудность. В своих собственных исследованиях вопроса о реинкарнации он воздерживался от применения гипноза. Он откровенно признавал, что применение его привлекательно; кажется, что оно дает возможность создания лабораторных условий для контроля и верификации.
Но, как он объяснял, это иллюзия. Всегда оказывается невозможным контролировать предшествующий опыт знакомства субъекта с подробностями, встречающимися при припоминании «прошлых жизней» — вроде романов, пьес, художественных или документальных фильмов.
Он объяснял, что эти кажущиеся прошлые существования возникают, по-видимому, из нескольких источников: они содержат фрагменты собственной личности субъекта наряду с фантазийным материалом, почерпнутым из разнообразных источников, печатного или кинематографического рода. Немалое влияние на них оказывает и то, что пациенту кажется, что гипнотизер хотел бы от него услышать. Иными словами, пациент хочет угодить специалисту, дав ему «правильные» сведения.
Стивенсон прибавлял, что здесь также возможен и элемент паранормального свойства, относящийся к ясновидению, телепатии, некоего рода внетелесному существованию или к феномену подлинной реинкарнации. Но все эти источники могут присутствовать одновременно, совокупно образуя такое «припоминание». Такое сочетание дало бы связную и захватывающую историю, однако не ту, которая является всецело памятью прошлой жизни.
И все-таки мы не можем полностью забраковать воспоминания — при всей их ненадежности, — вызываемые в состоянии гипноза. Кто знает, может быть, некоторые подлинные воспоминания о прошлых существованиях притягивают к себе весь связанный с этим материал, который ум годами собирает и копит.
Возможно, что каким-то образом, находясь в состоянии гипноза, субъект оказывается неспособным различать грань между этими источниками и потому предъявляет всю имеющуюся у него информацию, объединенную в убедительное целое.
Смерть рыцаря
Но некоторым из заявлений, некоторым из воспоминаний такого рода присуще спокойное достоинство, лишенное налета драматизма ощущение достоверности. Их не так легко забраковать и полностью списать.
Один такой пример из архива д-ра Фьоре касается мужчины, который рассказывал о своем участии в рыцарском турнире в Англии в I486 году — турнире, который лично для него окончился крайне плачевно.
«Я сижу в латах на своей лошади. Я — я немного волнуюсь. и меня как бы немного. немного вроде тошнит».
Находясь в состоянии гипноза, пациент описывал д-ру Фьоре те мгновения, которые предшествовали его выходу на арену в рыцарском состязании в Англии, во времена правления короля Генриха VII.
Описав то, как он нервно ожидал своей очереди, он в конце концов заговорил о своем выходе. Внезапно его тело сильно дернулось. Он сообщил, что только что противник сбил его с лошади. Д-р Фьоре спросила, лежит ли он на земле.
«Нет, я вроде бы. поднялся. я больше испытываю стыд, чем напуган, но. у меня все плывет перед глазами. мне кажется, у меня рана в животе».
Его противник, по-прежнему на лошади, тем временем кружил, выжидая случая, чтобы добить булавой свалившегося рыцаря. Пациент описал вставшие перед ним трудности: вооруженный лишь топором, он, как бы ни старался, не смог бы нанести большого увечья конному противнику.
Позднее он дальше описал свою смерть:
«Я лежал лицом вниз и затем стал подниматься в воздух все так же лицом вниз. поднимался все выше и. сперва как будто на три фута. и потом стал подниматься прямо вверх. и просто полетел. Ощущение тепла во всем моем теле и полного освобождения. Я вижу всю местность подо мной. Я могу видеть все».
Регрессия в прошлые жизни или как психотравма превращается в ложные воспоминания
У регрессивной гипнотерапия на сегодняшний день имеется две основных трактовки. Первая касается поиска травматических воспоминаний и их проработки. Она имеет под собой достаточные научные основания. А вот второй тип регрессивной терапия подразумевает так называемые регрессии или путешествия в прошлые жизни, где по мнению авторов этого направления, и находятся корни наших проблем. И такой подход порочит имя психотерапии в целом, так как опирается на лженаучные воззрения и показывает невысокую эффективность (вопреки всем заявлениям регрессологов). Но наверняка кто-то из читателей все-таки верит в прошлые жизни, да и к тому же, каковы причины думать, что их нет? Ну что ж, существование прошлых жизней, а точнее возможность их воспоминания в гипнозе, опровергается достаточно легко, приведем лишь некоторые факты.
Люди неспособны воспроизвести конкретику о своих прошлых жизнях. Например, человек может вспомнить, что он был Юлием Цезарем и, даже сказать, что у него был венок на голове, а еще красный плащ (это регрессологи выдают за доказательство истинности воспоминаний). Однако, любой из нас и так знает, что Юлий Цезарь носил венок и красный плащ, однако, если у регрессировавшего в прошлую жизнь начать спрашивать, в каком конкретно году он находится, какие племена он захватывал, какова была численность его войска и т.п., то человек вам либо не ответит, либо ответит наугад (если только, конечно, он не является историком).
Иногда люди находясь в прошлых жизнях под гипнозом все-таки сообщают точные данные, но происходит это опять же, если человек является историком, или прочитал информацию в какой-то книге, чего регрессологи никогда не учитывают.
Люди не способны воспроизвести язык, на котором он говорили в прошлых жизнях (ну опять же если не знали его до гипноза), так что обычно они начинают просто нести какую-то тарабарщину.
Воспоминания людей в прошлых жизнях достаточно однотипны, и вполне возможно встретить несколько людей с воспоминаниями, с воспоминаниями о том, что в прошлой жизни они были Цезарем.
Регрессологи утверждают, что существование прошлых жизней доказано, просто на основе того, что есть записи, как люди эти прошлые жизни вспоминают, сами же воспоминания регрессологи никак не проверяют. Проблема в том, что под гипнозом человек может вспомнить и то, как его похищали инопланетяне или как, он общался с богом или что угодно еще, все зависит лишь от его фантазии и намеков терапевта.
Воспоминания людей прошлых жизней под гипнозом зависят от их убеждений. То есть если человек в принципе не верит в прошлые жизни и не ожидает их вспомнить, он их никогда и не вспомнит, а если к нему и придут какие-то образы не связанные с реальной памятью, он просто воспримет их как метафоры.
Воспоминания прошлых жизней зависит от ожиданий человека. В частности, проводился эксперимент [1], где перед гипнозом исследователь представлялся специалистом по прошлым жизням и рассказывал человеку, что в прошлой жизни он был Юлием Цезарем. В итоге, все кому это было рассказано, это и вспомнили. Понятно, что реально экспериментатор никаким специалистом по прошлым жизням не был.
Доказано, что наши воспоминания могут искажаться и меняться под влиянием текущих установок и простой фантазии[2], а в гипнозе количество ложных воспоминаний в разы увеличивается[3]. И здесь встает очевидный вопрос «почему же регрессологи используют гипноз?». Сразу хочется ответить, что гипноз – это техника, которая открывает дверь в подсознания и родовую память. Но на самом деле, гипноз — это не более чем измененное состояние сознание, которое, кстати, достигается далеко не у всех и которое характеризуется повышенной концентрацией внимания, усиленным воображением, а самое главное, повышенной внушаемостью. Проще говоря, регрессологи используют именно гипноз, просто потому что в нем легче внушить человеку идею о прошлых жизнях. И более того, как показывают исследования, если человек вспомнил, что-то под гипнозом, то он становится более уверен в таких воспоминаниях[4].
Резюмируя, стоит сказать, что на сегодняшний день нет никаких доказательств существования прошлых жизней и нет никаких основания для применения регрессии в прошлые жизни в качестве эффективной методики лечения.
Однако, остается вопрос откуда же тогда берутся воспоминания о прошлых жизнях? Понять ответ на него будет не так просто, ведь все подобные воспоминания – это символы и метафоры нашего мозга, которые он нам выдает, воплощая в них всю боль человека, а может, наоборот, не давая ему погрузиться в реальные травмы своего прошлого. Не говоря уже о том, что большинство наших травм происходят в глубоком детстве, где мы постоянно смешиваем фантазии с реальностью, какими затем и представляются наши воспоминания. Хороший пример таких искажений был приведен в книге Ф. Шапиро, когда девушка на терапии вспомнила, что была изнасилована дьяволом, однако при дальнейшей работе оказалось, что это был никакой не дьявол, а знакомый отца, который приставал к девочке, надев на себя карнавальную маску[5]. Далее мы приведем примеры похожих сеансов.
Сеансы из психологической практики
«Я плыла на корабле домой. Как будто это была Польша или Германия. Я ведьма с красивыми рыжими волосами, в зеленом платье. По прибытии меня встречало множество людей, я была важной персоной, возможно я плыла на шабаш ведьм. У меня был муж, красивый и высокий брюнет. И с ним у нас было двое детей – мальчик и девочка. Мальчик был в костюме, а девочка в маленьком платьице. Мальчик был весь в отца. Мы имели большой красивый дом. В нем мы устраивали балы, где со мной флиртовало множество мужчин. Умерла я в глубокой старости, когда муж и дети были рядом со мной».
Можно сразу заметить, что это воспоминание не более чем, воплощение типичной женской мечты: хороший муж, большой дом, славные дети и внимание окружающих. И это неудивительно, ведь девушка пришла с проблемой ожирения, из-за которого ей никак не удавалось найти мужа, а при дальнейшей работе всплывали воспоминания о том, как над ней смеялись в школе и как ее отвергали мальчики.
«Я гуляла в саду при дворце. На мне было нежно розовое длинное платье, и я шла босиком по траве. А потом я увидела, как умираю в темной комнате в полном одиночестве».
Девушка обратилась с проблемой зависимых отношений. А при дальнейших сеансах всплывали уже реальные воспоминания:
«У нас закончился день в дет садике и всех забирали родители. Но за мной никто не пришел, я осталась последней в группе и долго плакала. На самом деле я знаю, что тогда родители просто задержались на работе, но в тот момент для меня это было сравни смерти».
С тех пор девушка начала боятся оставаться одна и ей всегда был нужен кто-то рядом. Она впадала в зависимость от молодых людей, чем они часто и пользовались, заставляя ее страдать.
«Я не понимаю, что я вижу, вокруг меня люди, но их лица как будто смазаны, а потом начал чуть болеть живот как будто это ранение. Да думаю это было война я была раненой девушкой (плачет)»
Девушка обратилась с постоянной тревогой, которая, по ее словам, находилась у нее в животе, так что неудивительно, что в процессе воспоминаний она вообразила именно ранение в живот. Однако, дальнейшая работа показала, что все было совсем иначе.
«Болит живот и люди вокруг. Я совсем маленькая лежу в кроватке. Люди – это родители! Они ругаются. Мне страшно, но я не могу ничего сделать».
Таким образом первоначальная причина тревоги оказалась в детской ситуации ругани родителей, когда она, будучи ребенком не могла ни на что повлиять и не знала, что произойдет дальше, что и закрепило тревожную реакцию на любую ситуацию неизвестности.
Еще одно воспоминания воплощающее типичные женские мечты о семье и статусном муже, а также страх перед разрушением этой мечты. Женщина боится, что у нее не получится завести семью, потому что она «не такая». В дальнейшем она вспоминает.
«Папа с мамой ругаются, он уходит. Это был последний раз, когда я видела своего отца.», «Мама мне говорит, что так всегда и будет, не надо ни на кого надеется, и что «ты будешь никому не нужна», и мне было больно это слышать, ведь я очень любила папу».
Часто можно слышать и воспоминания о перинатальном периоде «Я нахожусь в утробе у мамы, начинаются роды и мне очень больно, я задыхаюсь и пытаюсь плакать или крикнуть, но не могу или не умею, сильно сдавливает голову, потом появляюсь на свет, но меня уносят от мамы, но я не хочу этого…»
Такие воспоминания также являются ложными, так как мы не способны запоминать столь ранние периоды нашей жизни. Просто однажды в детстве мама рассказала своей дочке историю о тяжелых родах, о том, как ей накладывали щипцы. Для ребенка это была ужасная информация, которую девочка представила очень ярко, и тогда было проще ее вытеснить, однако, эти знания продолжали влиять на жизнь и самооценку девушки, и в итоге все-таки проявили себя непосредственно в сеансе в виде воображаемой картине.
При дальнейшей работе девушка вспоминала много событий ссор с матерью, где она думала, что она не нужна, и что ей в принципе не стоило рождаться.
«Я девушка с темными длинными волосами, хожу по деревне в порванном платье, там воняет и я сажусь на лошадь и еду к озеру, чтобы утопиться, ко мне подходит какой-то мужчина с рогами и дает мне бумагу, я ее выкидываю и хожу по полю»
В последующем вскрывается, что это воспоминание ярко воплощает событие из прошлого девушки, где у нее возникло чувство сильнейшего стыда. Это были первые месячные… Девушка убежала в туалет и долго сидела там, не понимая, что с ней происходит и вытираясь туалетной бумагой. После этого события, у девушки упала самооценка, она решила, что с ней что-то не так и что лучше избегать чужого внимания. Так у нее образовалась социофобия.
«Я крестоносец в какой то деревушке, меня окружают крики и стоны, мои товарищи грабят дома и убивают местных жителей, теперь мы стоим на льду, который покрывает озеро, а по другую сторону похоже русские, у меня двуручный меч, но в пылу битвы меня самого протыкают мечом, и я смотрю с неба как убивают моих товарищей, я отправляюсь на небеса и вижу Бога, спрашиваю его «что мне делать?» Он отвечает, что я много грешил, но так как я делал это за веру, у меня будет шанс все исправить и я смогу переродится…»
Данное воспоминание очень символично передает последующую реальную ситуацию, которая всплыла в сеансе гипнотерапии
«Я маленький сижу с мамой, папа напился. Я в целом любил папу, но только, когда он трезвый. Как будто, когда он пьяный и трезвый это два абсолютно разных человека. Он начинает орать на мать и бить по столу кулаком. Они и раньше дрались. И сейчас мне кажется, что он снова побьет ее. Я пытаюсь ее защитить и пихаю его, говорю, чтобы уходил. Отец кричит матери «вот и оставайся с этим уродом» и, действительно уходит. Я вроде как рад, что он ушел, но в то же время мама плачет, и я начинаю думать, а что будет если он не вернется»
Очень часто можно видеть и другие воображаемые или неопределенные ситуации, которые создает наш мозг в попытках воспроизвести давно забытые события, которые несут в себе много боли. Например, могут всплывать расплывчатые события, где непонятно, что происходит: могут возникать метафорические ситуации в стиле встречи с ангелами или космосом, или вообще абстрактные образы, например, черные пятна, темные облака; а иногда, вообще ничего не возникает, просто человек погружаясь в гипноз неожиданно начинает испытывать сильный наплыв чувств и плакать, кричать, вибрировать телом. Стоит понимать, что всё это явления одного порядка, и все они скрывают под собой реальную травму, до которой и необходимо докопаться в процессе гипнотерапии. При этом нет никаких оснований верить в существование прошлых жизней и эффективность их поиска.
[1] Уотерфилд, Р. ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения. —М.: ACT:, 2006. — 477 с.
[2] E. F. Loftus & J. C. Palmer, Reconstruction of automobile destruction: An example of the interaction between language and memory, Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 13 (1974), 585–589
[3] Steblay, N.M. & Bothwell, R. (1994). Evidence for hypnotically refreshed testimony: The view from the laboratory. Law and Human Behavior, 18, 635-652.
[4] Steblay, N.M. & Bothwell, R. (1994). Evidence for hypnotically refreshed testimony: The view from the laboratory. Law and Human Behavior, 18, 635-652.
[5] Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер. с англ. А. С. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 496 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
Психология | Psychology
7.9K постов 43.6K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Абсолютно согласна с тем, что куча псевдорегрессологов развелось, и на самом деле являются специалистами в кавычках, которые посмотрели пару роликов на Ютуб о регрессиях у других специалистов, прочти пару книг на эту тему и уже провозглашают себя специалистами с большим стажем в Фейсбук, Инстаграм, Ютуб и зовут на сеансы.
Вот такие горе специалисты, которые вместо помощи калечат судьбы людей. Будьте осторожны.
Опровержение опровержения прошлых жизней покоится в нетипичных, для конкретного индивида, навыках и мышечной памяти. В нетипичных знаниях и опыте. Можно съехать на «талант», но и тут все не так просто. Да, у многих это явление присутствует как вид самовнушения, но есть и такие кто действительно побывал там, где никогда не был, и занимался тем, о чем никогда не думал даже.