восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы

Если же у Вас есть желание и возможность помочь через пожертвование, то реквизиты нашего храма следующие:

По благословению благочинного Бологовского округа протоиерея Сергия Желябовского сбор средств на восстановление Храма Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с. Котлованово с 7 сентября 2021 года осуществляется на реквизиты карты старосты прихода храма Алексеевой Натальи Евгеньевны.

📌 Номер счёта: 40817810463100012338
Банк получателя: ТВЕРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8607 ПАО СБЕРБАНК
БИК: 042809679
Корр. счёт: 30101810700000000679
ИНН: 7707083893
КПП: 695202001

📱 Карта прикреплена к номеру телефона храма +79961343123 (получатель Наталья Евгеньевна А.)

Пусть Господь благословит Своими милостью и щедротами всех жертвователей и благоукрасителей нашего храма!

🙏 Молитва о них будет возноситься на каждой службе до тех пор, пока храм будет стоять.

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

Нам заповедано, чтоб милостыня тайно
из рук перетрудившихся текла,
И доброделанье для Храмов не случайно,
и благодарностей звенят колокола.

Показать полностью.
Попробуем делиться не деньгами,
которых долго нет и сразу нет,
а добрыми священными словами,
несущими незаходимый свет.

Скажи благословенье. Бог услышит
и источат усердно небеса
непостижимое, дающееся Свыше,
великие, святые чудеса.

«Господь да сохранит вас, да умножит,
наставит, вразумит, простит, спасёт,
утешит, переделает, обо’жит
в наставший день, навеки, в род и род!»

«Да будет жизнь огромной, благодатной,
любвеобильной, чистой, золотой,
неомрачимой, солнечной, приятной,
торжественной, цветущей, огневой!»

«Да будут близкие здоровы, многочадны,
боголюбивы, радостны, мудры,
смиренны, долголетны, безпечальны,
прекрасны, рассудительны, бодры!»

Слова такие — милостыня тоже.
Так говорит святитель Николай.
И прибавляет:»Милосердный Боже,
заблудших, падших, сломленных спасай!»

Иеромонах Аверкий (Белов)

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Восстановление храма Св.Вмц. Параскевы Пятницы запись закреплена

Вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святую великомученицу Параскеву Пятницу и касаемся следующих тем:
Показать полностью.

восстановление храма параскевы пятницы бологоеСамая почитаемая святая на Руси
восстановление храма параскевы пятницы бологоеХрамы, посвященные святой Параскеве
восстановление храма параскевы пятницы бологоеЧудесное видение
восстановление храма параскевы пятницы бологоеДревний город Икония
восстановление храма параскевы пятницы бологоеРодители Параскевы
восстановление храма параскевы пятницы бологоеПочитание Страстной Пятницы
восстановление храма параскевы пятницы бологоеГонения на христиан при Диоклетиане
восстановление храма параскевы пятницы бологоеЯзыческие культы
восстановление храма параскевы пятницы бологоеМудрость и красота, посвященные Христу
восстановление храма параскевы пятницы бологоеСтрадания ради Христа
восстановление храма параскевы пятницы бологоеКрасота истинная и ложная
восстановление храма параскевы пятницы бологоеЧудесная помощь святой Параскевы
восстановление храма параскевы пятницы бологоеНаглядное богословие
восстановление храма параскевы пятницы бологоеПятницкое подворье Лавры
восстановление храма параскевы пятницы бологоеЗаступничество Параскевы Пятницы

Источник

В Тверской области во время восстановительных работ в Храме обнаружены человеческие останки

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Во время восстановительных работ в Храме Святой Великомученицы Параскевы Пятницы в селе Котлованово Бологовского района обнаружены человеческие останки. Их нашли рабочие в ящике в склепе.

По предварительным данным, скелетированные останки могут принадлежать настоятелю храма, который попросил себя похоронить на территории церкви. Датируется захоронение 1880-ми годами.

Как стало известно ТИА, сообщение о находке в Храме поступило в полицию 8 марта. Однако останки были найдены гораздо раньше – еще осенью, о чем рассказала корреспонденту Ольга Зорина, волонтер, занимающийся сбором средств на возрождение храма. Почему об этом стало известно только сейчас, не понятно.

Современный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – четвертое по счету здание приходской церкви в деревне Котлованово. В 1834 году Валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева (сестра владелицы Тимковской усадьбы Елизаветы Бутеневой), в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении в селе Котлованово каменной трехпрестольной церкви Св. Параскевы Пятницы, взамен пришедшей в ветхость деревянной приходской, выстроенной в 1793 году и выдаче ей для этого сборной книги. Разрешение Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского последовало уже в январе 1835 года. Но канцелярская волокита длилась еще три года, и только в январе 1838 года было положено начало строительства каменной церкви. После смерти Прасковьи Петровны строительство церкви продолжил ее муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович («умер 23 января 1886 года, похоронен под церковью, им построенной»).

В селе Котлованово на то время была еще одна каменная церковь с деревянным куполом Знамения Божьей Матери, которая стояла на кладбище и была построена помещиком Федором Степановичем Бутеневым. На время строительства Пятницкой церкви она заменяла приходскую и в ней проводились службы. До настоящего времени эта кладбищенская церковь не сохранилась. Строительство нового каменного храма начато при отце Гаврииле Иоанновиче. Строительство затянулось на полвека, и Г. И. Рождественский не дождался его окончания, но присутствовал при освящении первых двух теплых пределов во имя Святого Николая (южный) и пророка Илии (северный) 4 и 5 октября 1887 года, будучи уже с 1885 года заштатным священником.

Для окончания строительства в 1886 году была создана строительная комиссия под председательством помещика Петра Михайловича Щербова. Иконостас храма сооружен в 1890-1894 гг. по проекту художника петербургской Академии художеств Фёдора Ивановича Братского. Однако, Фёдор Иванович не успел закончить заказ и роспись иконостаса. Далее работу исполняли монашки-художницы из Ригодищенского женского Богородице-Рождественского монастыря. В 1897 году ими были выполнены 23 иконы для иконостаса, и только в 1911 году – росписи на стенах. Руководила работой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева – заведующая иконописной художественной монастырской мастерской. Контроль вела сама начальница женской общины Анастасия Александровна Рябцова. Столярные работы по иконостасу выполнил крестьянин Василий Степанов, резные и позолотные работы – мещанин Опеченского Посада Михаил Козьмич Булин. Котловановская церковь в честь Великомученицы Параскевы Пятницы действовала до 1941 года – дольше всех в Бологовском районе. И открылась вновь она раньше всех в районе – в 1944 году, ввиду многочисленных просьб жителей. Но, так или иначе, храм дожил до декабря 1957 года. В середине 1960-х годов в здании церкви разместился магазин. Затем, спустя лет двадцать, летняя часть храма сгорела.

Источник

Котлованово. Церковь Параскевы Пятницы.

Карта и ближайшие объекты

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Статьи

В центре села, сохранилась церковь в стиле позднего классицизма. Первое упоминание о селе Котлованово (Котлован) относится к концу XV века. Тогда из пяти участков земли два принадлежали, по всей видимости, холопам, т.к. они названы по именам – Тимошка и Ивашко, а три – крестьянам – Климке и Фомке Гридиным и Микитке Огафонову. К XIX веку у котловановских земель появились новые хозяева – Щербовы, которые переплелись в родственных связях с тимковскими землевладельцами Бутеневыми. Котловановская церковь имеет давнюю и богатую историю, берущую своё начало в XV – XVI веках. Современный храм Св. Параскевы Пятницы – четвёртое по счёту здание приходской церкви в деревне.

Здешняя церковь оказалась самым долгим долгостроем. Начало было положено ещё в 1834 году, когда валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева, в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении каменной церкви, взамен пришедшей в ветхость деревянной. Но канцелярская волокита длилась четыре года, и только в январе 1838 было начато непосредственно само строительство. После смерти Прасковьи Петровны возведение церкви продолжил её муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович («умер 23 января 1886 года, похоронен под церковью, им построенной»).

На 1909 год Котлованово являлось селением – погостом. Находилось при Кемецком почтовом тракте на берегу реки Кемки и в нём имелись церковь, больница, школа и мелочная лавка. Ежегодно 28 октября (ст. ст.) на территории погоста проводилась ярмарка, куда съезжались продавцы и покупатели со всей округи. Больница в селе Котлован построена до 1880 года и была первой на территории Бологовского района. Школа была открыта в 1881 году как церковно-приходское училище, но существовать на скудные деньги церкви и нормально функционировать она не могла. К содержанию школы подключилось уездное земство, и с 7 июля 1896 года школа фигурирует в документах как земское училище. При церкви с 1944 по 1957 года читала на клиросе монахиня Параскева Фёдоровна Добродумова, одна из бывших монахинь Ригодищенского монастыря. Просуществовала церковь до декабря 1957 года, когда последний священник, выразив своё недовольство низкими доходами, отстранил от служб монахиню Параскеву и прекратил службы.

Источник

Форум Путника

восстановление храма параскевы пятницы бологое

Котлованово

Котлованово

Топонимическая справка:
Название от апеллятивов котлина – «глубокая впадина, котловина»; «самое глубокое место в озере»; котловина – «понижение, впадина на земной поверхности, независимо от размера и происхождения». Форма названия на – ово (вместо – ное) заимствована от патронимических именований населенных пунктов.

В конце ХV века Котлованово было достаточно крупным населенным пунктом по тому времени. Из пяти участков земли два принадлежали, по всей видимости, холопам, т.к. они названы по именам – Тимошка и Ивашко, а три – крестьянам – Климке и Фомке Гридиным и Микитке Огафонову. Ржи в этой деревне сеяли 12 коробей, а сена косили 80 копен.
К XIX веку у котловановских земель появились новые хозяева – Щербовы, которые переплелись в родственных связях с тимковскими землевладельцами Бутеневыми. На месте современного поселения в те времена находилось село Котлован (ово) и одноименная усадьба.

Усадьба Котлован на 19 марта 1880 года принадлежала Инженер-Генерал-майору Михаилу Михайлову Щербову, где он проживал со своей второй женой Евфросинией Тимофеевной.
«Щербов Михаил Михаилович, отставной Генерал-Майор, родился 8 июля 1813 года, умер 23 января 1886 года, похоронен село Котлованово Валдайского уезда, под церковью, им построенной». (Русский провинциальный некрополь).
Сыновья Михаила Михайловича тоже были людьми военными. Петр Михайлович Щербов – отставной Штабс-капитан. Умер в 1895 году землевладельцем и похоронен при Котловановской церкви. Михаил Михайлович Щербов – отставной подпоручик (на 1877 год). Кроме них в селе Котлован на 1897 год проживал землевладелец Щербов Александр Николаевич.
К концу ХIX века в селении имелись церковь, школа и больница.

В начале ХХ века на территории современного населенного пункта Котлованово и в его ближайших окрестностях находились четыре усадьбы и погост (деревни как таковой не значилось).
Две усадьбы с одинаковым названием Котлованово были смежны с одноименным погостом и Щербовы уже не являлись их владельцами.
Первая усадьба принадлежала господину Зимину, в ней был один дом, в котором проживала семья хозяина из 5 человек. Жители имения занимались земледелием и отхожим промыслом.
Вторая усадьба располагалась на землях господина Костевича при Кемецком почтовом тракте на правом берегу реки Кемки. На территории владения было 3 дома и 8 жителей.

В одном километре от приходской церкви, на берегу реки Кемки находилась третья усадьба Котлованово на землях господина Любимова. В имении стояло 5 жилых домов, в которых проживали 8 человек. Основными занятиями жителей усадьбы являлись земледелие и скотоводство.

Погост Котлованово (как самостоятельное населенное место) в 1909 году находился на церковной земле. Здесь в 7 домах проживали 18 мужчин и 27 женщин, в том числе семья священника. Селение – погост находилось при Кемецком почтовом тракте на берегу реки Кемки и в нем имелись церковь, школа и мелочная лавка. Ежегодно 28 октября (по старому стилю) на территории погоста проводилась ярмарка, куда съезжались продавцы и покупатели со всей округи.

Во времена коллективизации (на август 1930 года) в деревне Котлованово был организован один из первых колхозов – «Верный путь». Позднее селение стало частью колхоза «1 Мая» с центром в деревне Дмитровка, а в колхозе осталась деревня Свинкино (ныне – д. Новосадовая). На 1945 год в деревне Котлованово, среди прочих, проживали: Майоров Федор Изотович – смотритель Кемецкой плотины, Игнатьев Николай Иванович – колхозный счетовод и бригадир Исакова Наталья Дмитриевна.
В 1959 году колхоз «1 Мая» влился в совхоз «Тимково».

Из истории больницы, школы и церкви необходимо отметить следующие факты:
Первая на территории Бологовского района больница была построена на средства Валдайского земства до 1880 года. Находилась она в селе Котлован, а Кемецкой называлась по названию волости. Первым врачом Кемецкой сельской лечебницы был Петр Федорович Шилов, позднее – Н. Крылов (на 7 декабря 1896 года). Акушеркой значится Любовь Ивановна Салькова, дворянка, дочь местного землевладельца дворянина И. Д. Салькова. Обязанности фельдшера в разное время исполняли: Надежда Григорьевна Мурашкинцева, Федор Алексеевич Тарасов, Дмитрий Васильевич Логинов. При больнице работал ветеринар (на 1894 год – ветфельдшер Василий Васильевич Калугин). В 1909 году Кемецкая больница в Котлованове уже не существовала, а ветеринарный пункт был перенесен в село Кемцы.

Школа в селе Котлован была открыта в 1881 году как церковно-приходское училище, но существовать на скудные деньги церкви и нормально функционировать она не могла. К содержанию школы подключилось уездное земство, и с 7 июля 1896 года школа фигурирует в документах как земское училище.

Согласно Метрическим книгам Котловановской церкви с 19 марта 1881 года по 15 июня 1897 года единственным учителем Котловановской школы числится Страхов Тимофей Максимович. Его женой была Акилина Ефимовна Страхова. За это время у них родились дети: Лидия – 1881 год, Серафима – 1884 год, Илия – 1885 год, Николай – 1897 год. Первенец Павел и дочь Мария умерли в пятилетнем возрасте. Семья учителя проживала в деревне Чашево (современное Чешово). В 30-х годах ХХ века Котловановская школа, вероятнее всего, размещалась в бывшем усадебном доме землевладельцев Щербовых в полутора километрах от селения и давала начальное образование детям всех окрестных деревень. Последними учителями школы работали Ольга Алексеевна Демидова и Вера Яковлевна Иванова. Когда в соседней деревне Тимково была построена новая восьмилетняя школа (1961 год), Котловановское начальное учебное заведение было закрыто.

Котловановская церковь имеет давнюю и богатую историю, берущую свое начало в XV – XVI веках. Уже те времена здесь существовала Пятницкая приходская деревянная церковь, которая могла располагаться как на правом, так и на левом берегу реки Кемки. По истечении определенного промежутка времени церковь ветшала, и ее отстраивали вновь.
Современный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – четвертое по счету здание приходской церкви в деревне Котлованово.

В 1834 году Валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева (сестра владелицы Тимковской усадьбы Елизаветы Бутеневой), в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении в селе Котлованове каменной трехпрестольной церкви Св. Параскевы Пятницы, взамен пришедшей в ветхость деревянной приходской, выстроенной в 1793 году и выдаче ей для этого сборной книги.

Разрешение Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского последовало уже в январе 1835 года. Но канцелярская волокита длилась еще три года, и только в январе 1838 года было положено начало строительства каменной церкви. После смерти Прасковьи Петровны строительство церкви продолжил ее муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович. Позднее он женится во второй раз на Ефросинье Тимофеевне.
Подрядчиками на строительстве в разные годы были осташковский мещанин Николай Гаврилович Филошин, новоторжский мещанин Федор Якимович Калинин, бежецкий мещанин Михаил Петрович Бардин, крестьянин Валдайского уезда Михаил Никитин, крестьянин Тверской губернии Данила Григорьев.

В селе Котлованове на то время была еще одна каменная церковь с деревянным куполом Знамения Божьей Матери, которая стояла на кладбище и была построена помещиком Федором Степановичем Бутеневым. На время строительства Пятницкой церкви она заменяла приходскую и в ней проводились службы. До настоящего времени эта кладбищенская церковь не сохранилась.

12 февраля 1832 года епископом Старорусским Преосвященным Тимофеем был рукоположен в священники церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (еще ветхой деревянной) Гавриил Иоаннович Рождественский, 1810 года рождения, дьяческий сын, который к 17 апреля 1877 года дослужился до сана протоиерея. Помимо отправления богослужений Г. И. Рождественский активно занимался общественной деятельностью – являлся сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, боле десяти лет преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. За «усердное проповедование Слова Божия», за многолетнюю полезную деятельность неоднократно поощрялся и был награжден всеми возможными для приходского священника знаками отличия: набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, 3 февраля 1865 года пожалован Кавалером ордена Святой Анны III степени, а в 1882 году за 50-летнюю службу награжден орденом Святого Владимира IV степени (получение ордена Владимира любой степени давало право потомственного дворянства, ордена Анны III степени – личное дворянство).

Семья священника жила рядом с церковью в двухэтажном доме. Рано оставшись вдовцом, отец Гавриил один воспитывал детей, дал образование сыновьям, заботился о будущем дочерей.

Вместе с отцом Гавриилом в Котловановской церкви работали пономарь Тимофей Свиноредский и дьячок Павел Васильевич Добромыслов, который по ходатайству Г. И. Рождественского (перед самым уходом его на пенсию) перед Новгородской Консисторией, минуя промежуточные должности псаломщика и диакона, был назначен Настоятелем церкви Рождества Богородицы Сеглинского погоста.

Г. И. Рождественский исполнял обязанности Настоятеля до конца дней своих. Умер он 2 мая 1890 года и похоронен рядом с женой на кладбище у самых стен Котловановской церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.
После отца Гавриила Настоятелем Котловановской церкви стал священник Михаил Либеровский. Завершение строительства церкви и ее освещение происходило, видимо, при нем.

Котловановская церковь в честь Великомученицы Параскевы Пятницы действовала до 1941 года – дольше всех в Бологовском районе. И открылась вновь она раньше всех в районе – в 1944 году, ввиду многочисленных просьб жителей. На клиросе с 1944 по 1957 год читала монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из последних монахинь Ригодищенского монастыря, которая поступила в обитель еще в 1900 году пятнадцатилетней девочкой. После разгона обители в 1928 году она жила у родственников в Валдае, но при первой возможности уехала на родину. Она была в Котлованове и старостой, и чтецом, и просвирницей. Священников сменилось в Котлованове, как и в большинстве приходов в послевоенную пору, немало. Но, так или иначе, храм дожил до декабря 1957 года. Последним священником здесь совсем недолго служил Зинченко, который через две недели после назначения избавился от монахини Параскевы, которая куда-то уехала, а затем, спустя три месяца, объявив о своем недовольстве низкими доходами, уехал и сам Зинченко. В середине 1960-х годов в здании церкви разместился магазин. Затем, спустя лет двадцать, летняя часть храма сгорела. Склад пробыл в уцелевшей половине, в трапезной, еще несколько лет, а в 1990-х годах началось возрождение храма. Благодаря стараниям Сергея Ивановича Ступицкого, художника-иконописца из Санкт-Петербурга, молодого человека (ему сейчас немного за тридцать), председателя СПК «Воля» Капралова А. Е., Главы администрации Тимковского сельского округа Ричик В. Н., предпринимателей Зориных и жительницы деревни Котлованово Павловой Н. И. восстановлен один из пределов – во имя пророка Илии, подключено электричество, сооружена лестница в колокольне, отремонтировано перекрытие, перегородка между престолом и летней подкупольной частью храма. Сергей Иванович Ступицкий собирал в городе Великом Новгороде исторические материалы, сам занимался строительными работами и проделал значительную их часть. Покрыта крыша, застеклены окна. В храме уцелели полы, сохранились своды с остатками росписей. Совершенно уникальны две старинные печи, обогревавшие теплую часть храма, они и поныне служат. В храм собраны сохранившиеся иконы. В конце 90-х годов работы по восстановлению храма прекратились из-за нехватки средств, но денежные пожертвования собираются, так как до конца всех восстановительных работ еще очень далеко. Однако служба уже идет. Примерно раз в месяц в церковь приезжает отец Сергий (Рачев), настоятель Мшенской Пятницкой церкви Бологовского района.

В настоящее время в селении Котлованово насчитывается 14 домов и 18 жителей, среди которых труженица тыла Михайлова Вера Семеновна.
Престольный праздник в деревне – осенняя пятница (10 ноября).
Каждое лето посещает замечательные места Кафтинского заозерья Заслуженная артистка РСФСР Людмила Михайловна Аринина, которая имеет дачу в деревне на левом берегу реки Кемки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ

Материалы:
1. Архива Администрации МО «Бологовский район» Тверская область
2. Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого.
3. Государственного Исторического Архива Новгородской области.
4. Краеведа Ласточкина Николая Александровича.
5. Тимковской сельской библиотеки.
6. Семьи Рождественских (г. С-Петербург).
7. Воспоминания старожилов:
Сергеевой Елизаветы Павловны (д. Ригодищи), Григорьева Алексея Капитоновича и Николаева Алексея Никитича (д. Чешово).

Автор благодарит за помощь в поиске краеведческих материалов Главу Кафтинского сельского поселения Артамонову Ольгу Ивановну, а также: библиотекаря Тимковской сельской библиотеки Харечкину Ирину Алексеевну; предпринимателя, жительницу д. Котлованово, Зорину Ольгу Владимировну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *