восстановление казанского собора на красной площади
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую Часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения…
Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.
Инициатор воссоздавая Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския«, Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы«, взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительсвтом Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Описание истрии и жизнеи собора, его создания и разрушегния не насчитывает богатую библиографию.
Наиболее полная книга этого одного из самых известных храмов Руси написана по балгословению первого после возрождения собора настоятеля, протоиерея Аркадия Станько архитеркотором Сергеем Смирновым, а также знатительно дополнена и издана в количестве 6 экземпляров Председателем МГО ВООПИиК Сергеем Владимировичем Королёвым.
«КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — книга, которая является первым опытом многоаспектной публикации исторических сведений о Московском Казанском соборе. По форме это — сборник документов и материалов, в котором составители, занимавшиеся поиском в течение ряда лет, сосредоточили наиболее ценное из обнаруженного. С одной стороны, представлялось важным вернуть в активный научный оборот самое содержательное из старых публикаций о храме, включая извлечения из работ, посвященных церквам и соборам Москвы Главным же, к чему стремились составители, было представить множество вновь выявленных оригинальных архивных (и иных источников) документов — текстовых, графических, фотографических, — охватывающих в совокупности весь период существования Казанского, от его строительства в XVII ст. до сноса в 1936 году, включая и первые документы, связанные с воссозданием собора на Красной площади, решение о котором принято 5 июня 1990 года. Собранные под одной обложкой, т. е. сведенные в единый систематизированный корпус, материалы книги призваны показать многоплановость картины развития Собора, сложный спектр его, так сказать, исторического содержания.
С самого своего возникновения Казанский собор играет исключительную роль в жизни России: все сколько-нибудь значимые события истории страны оказались тесно переплетены с собственной историей Соборного храма. Знакомство с материалами подводит к реальному впечатлению — как относительно небольшой храм оказывается буквально средоточием разнообразных веяний русской жизни. Вместе с тем, это заметно даже в смене архитектурных форм Собора: от древнерусской основы облик его последовательно принимает формы барокко, классицизма, эклектики.
Другой существенный момент, нашедший отражение в материалах сборника, это — интереснейшая событийная линия храма. В летописи Казанского отразились многие коллизии русской истории и осталось значительное число крупных имен — государственных, церковных, общественных деятелей. Конкретика публикуемых документов позволяет сосредоточиться, например, на некоторых событиях Церковного раскола, Петровской эпохи, еще раз соприкоснуться с неузаурядной личностью Московского митрополита Филарета (Дроздова), с деталями чудовищной послереволюционной антирелигиозной политики.
Имея в виду разнообразие информации, на протяжении значительных отрезков времени можно последовательно проследить как менялся состав и содержание причта, характер ктиторства, арендных отношений, хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, подробности публикуемых документов являются бесценными свидетельствами своей эпохи.
Вместе с тем, сборник, конечно, не претендует на всеохватность или исчерпывающую полноту. В период, когда работа над книгой была в общем завершена, составителю стало известно выходе в свет небольшого издания, а также планируемых в ближайшем будущем других работах археолога Л. А. Беляева, участника раскопок территории собора в 1989-1991 годах.
В основу книги положен смешанный тематико-хронологический принцип, обусловленный, в значительной мере, формой использованных материалов и изданий XIX — нач. XX вв. (документальных публикаций, исследований). В сборнике со строго хронологическим принципом материалы располагались бы совершенно независимо от содержания освещаемого периода — по годам выхода. У нас же они приводятся среди архивных документов того времени, вопросам которого по-преимуществу посвящены.
Особо надо сказать об извлечениях из таких изданий, как I-й вып. «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1984) и труде протоиерея Н. А. Скворцова «Архив Московской Св.Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» (в 2 вып. М., 1911, 1914). Так как эти тексты носят характер сложных сводов разновременных источников, то представлялось целесообразным поделить их на более или менее обособленные части (разумеется, не дробя документов).
Что касается оригинальных архивных документов (их абсолютное большинство), то они следуют соответственно своей датировке. Исключение составляет посвященная Казанскому собору выдержка из рукописного «Обозрения Москвы…» А. Ф. Малиновского, которая в силу ряда причин помещена в начале книги (документ № 2). Основная масса документов, вошедших в сборник публикуется впервые. Вступительные материалы сборника (работы исследователей XIX — нач. XX вв) призваны создать определенную общую канву. Они носят собирательный характер и содержат основные исторические сведения о Московском Казанском соборе, причинах и обстоятельствах его сооружения; о хранившейся в храме чудотворной святыне и связанных с нею празднествах. Прочие материалы отражают, по-преимуществу, более локальные вопросы (исторического и историко-архитектурного плана). Порядок их в книге, как правило, отвечает последовательности событий. Многоаспектные материалы располагаются в соответствии с датой их составления, так как представляют важность как источники своего времени.
Наименования документов и изданий во всем сборнике выделены курсивом, например: «Опись храма 1858-59 гг.«, «Метрика 1887 г.«. Если документ дан в извлечении, то на это указывает составительский заголовок с предлогом «из«, например: «Из«Рушной книги 7189 [1680/81] года»«. Опущенное отмечается отточием в квадратных скобках и в необходимых случаях оговаривается в подстрочных примечаниях.
Сборник подготовлен историком-архивистом С. А. Смирновым, сотрудником Специализированной мастерской по историко-архитектурному обследованию Москвы управления «Моспроект-2″ Главмосархитектуры.
На ряд текстовых материалов послереволюционного периода составителю любезно указали историки В. Ф. Козлов и И. В. Белозерова. Иллюстративный ряд пополнили материалы, предоставленные археологом Л. А. Беляевым, искусствоведом В. М. Рудченко, сотрудниками Московского городского отделения ВООПИиК С. В. Королевым и А. Ю. Кондрашовым, В. К. Фатеевым, а также некоторыми сотрудниками Управления «Моспроект-2″.
Особое содействие в решении вопросов организационной стороны работы ему было оказано председателем совета МГО ВООПИиК С. В. Королевым.
Завершение работы над изданием осуществляется с благословения протоиерея Аркадия Станько, первого настоятеля воссозданного Казанского собора.
Составитель считает своим долгом выразить глубокую признательность людям, чьи поддержка, советы и неизменно доброжелательное участие сделали возможным выход в свет данного сборника.
Сборник «КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — От составителя
Казанский собор Божьей Матери в Москве
Собор в Москве действующий. В нем ведутся службы. Попасть в него можно по расписанию:
Службы в храме проходят на церковные праздники, по субботам и воскресеньям, в отведенные для них часы. В остальное время можно застать молебны и разнообразные таинства.
Вход для туристов свободный.
Как добраться до Казанского собора в Москве.
Найти собор на Красной Площади очень легко, для этого не нужно знать его адрес: достаточно добраться на метро до станции «Площадь Революции», «Охотный ряд» или «Театральная», подняться на воздух и пойти туда же, куда идет основной поток народа.
На самой же площади собор не заметить нельзя — он рядом с ГУМом и Государственным Историческим музеем, там всегда множество паломников и верующих.
История Казанского храма
История Казанского собора берет начало в XVII веке.
Основание церкви
Первый Казанский собор был деревянным — его построили в 1625 году на средства Дмитрия Пожарского, в память о победе Руси в Московской битве. Возвели его на месте торговых рядов, и долгие годы поэтом у его ограды оставался привычный горожанам маленький рынок.
Сам собор в то время еще не был собором — он был маленьким храмом с двумя пределами, сохраняющим в себе Московский список с Казанской иконы Богородицы, который был тогда главной святыней народного ополчения.
Больше ста лет после постройки храма, вплоть до 1765 года, в нем устраивались крестные ходы в день взятия Китай-Города и обретения чудотворной иконы.
В 1650 году случился пожар, и собор был перестроен, а в середине XVII века в нем служили протопоп Неронов и Аввакум Петров — священники, не принявшие церковную реформу. По преданию, арестовали их в храме.
Использование собора
Казанский храм много раз ремонтировался и дополнялся, и все это время в нем шли службы. Из интересных событий же можно выделить:
После же революции службы в соборе уже не велись.
Демонтаж Казанского собора
В 1929 г. была снесена колокольня, в 1936 г. перестал существовать весь храм иконы Казанской Божьей Матери в Москве.
На его месте устроили летнее кафе и фонтанчик. И до 1990 г. ни о каком воссоздании храма речи не шло — коммунистическая партия была резко против.
Восстановление храма
Однако СССР распался, а память о соборе осталась. В 1990 году правительство Москвы приняло решение восстанавливать его. Этим занялись архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин. Уже через год в фундамент храма был уложен серебряный крест, а в 1993 г. было произведено торжественное освящение, и вознесены соответствующие молитвы.
Архитектура храма осталась прежней, такой же, как в XVII веке. Он стал первым из восстановленных церквей Москвы, которые вернулись к жизни в прежней форме.
Современное состояние собора
Сейчас собор активно функционирует. В нем можно заказать венчание или молебен, помолиться Богоматери или просто почтить святыню, проходя мимо нее к Кремлю.
Архитектура и убранство собора
Казанский собор ‒ это характерный для первой половины XVII века бесстолпный одноглавый храм с горкой кокошников. С трех сторон окружен открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла.
Что расположено внутри
Внутри — два придела, высокие потолки, запах ладана — классическое убранство православного храма.
Иконостас
17 марта 1922 года старый иконостас собора разобрали — он был из золота и серебра. Все драгоценности были проданы.
Сейчас его по возможности восстановили, где это возможно, — оригиналами икон, где нет — их списками. Есть на нем изображения Троицы, святых угодников и, традиционно, архангелов.
Святыни и реликвии
В соборе хранятся две чудотворные иконы — Московский список Казанской (копия того, который был украден) и «Воспитание», а также мощевик с частицами мощей 83 угодников, не раз являвший благие знамения.
Интересные факты о Казанском храме
В истории собора Казанской иконы есть много интересных фактов и событий. Например:
В крестных ходах Казанского храма часто принимали участие русские цари.
Полезные советы для посетителей
Посетить церковь Казанской иконы может быть интересно не только верующим людям, но и простым туристам, которые хотят посмотреть на маленькое историческое чудо — храм, история которого тянется с XVII века.
В Москве на Красной площади открыт восстановленный Казанский собор
Казанский собор на Красной площади (Фото: Shchipkova Elena, Shutterstock)
Казанский собор в Москве был построен в 1620-х годах на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского.
После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.
Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.
В 1801 году была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная, в 1865 году был надстроен третий ярус. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1873 году сделана новая роспись стен.
В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.
Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его снесли. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.
Казанский собор в Москве был восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.
4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Новое в блогах
4 ноября 1993 года на Красной площади открыт восстановленный Казанский собор
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. И назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского.
Первый деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери на этом месте был построен ещё в 1625 году на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского — в благодарность за помощь и заступничество Пресвятой Богородицы по молитвам перед ее Казанским образом..
Свернуть
Вскоре деревянный храм сгорел, был восстановлен уже на средства первого Царя династии Романовых Михаила Феодоровича из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым и освящен в октябре 1636 года. Несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.
В 1920-е годы собор некоторое время был захвачен обновленцами. Был отреставрирован в 1925–30 г., на средства прихода проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д.Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. снесен под предлогом того, что мешал проходить военной технике и колоннам демонстрантов на Красную площадь во время советских праздников, что является полнейшим абсурдом, так как храм стоит в углублении между двумя сохранившимися зданиями и никаких направлений никому не перегораживает. На месте алтаря снесенного храма был устроен общественный туалет, так же как и на месте большинства разрушенных часовен у Кремлевской стены.
Восстановлен в 1990–93 годах по инициативе Московского общества охраны памятников на средства г. Москвы и пожертвования граждан. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д.Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А.Смирнова.
Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, храм воссоздан в первоначальном облике по проекту архитекторов 17 века.
Возобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II и стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в изначальных формах.
В настоящее время Казанский собор – действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы.
Святынями собора являются: чтимая икона Казанской Божией Матери, мощевик, икона Божией Матери «Воспитание».
Краткая история Казанского собора в Москве
Программа экскурсии по Красной площади
Цена: 450 рублей
В стоимость поездки входит : сопровождение профессиональным гидом-экскурсоводом.
Туристы, приезжавшие в Москву еще 30 лет назад, совершенно не помнят эту небольшую церковь, сразу слева, как зайдешь на Красную Площадь. Уничтоженная при советской власти, она возрождена лишь в 1990-е годы. Собор Казанской Божией Матери восстановлен в XX веке. Прежде он был любим русскими государями и играл заметную роль в духовной жизни столицы.
Осенью 1612 года в Москву входило народное ополчение, руководимое князем Дмитрием Пожарским. Столица была сильно разрушена, частью сожжена: город сильно пострадал от польских интервентов. Даже военная победа над ними пока не была фактом. Но ополченцы веровали Пресвятой Богородице, чья икона «Казанская» (один из списков) пребывала среди воинов. Ее несли перед отрядами. Так, практически крестным ходом, подошли они к Кремлю. А через несколько дней сердце столицы было освобождено от врагов. Список образа Пречистой Девы, ведший ополченцев князя Дмитрия, остался жителям столицы. Именно для него была построена церковь – там, где встретили икону москвичи.
Строительство
По распространенной версии, храм был построен в 1625 году на средства, выделенные лично Пожарским. Первоначально строение было деревянным. Многие также полагают, что церковь выстроена по обету, данному князем при освобождении столицы. Место строительства выбрали близ торговых рядов. И еще довольно долгое время совсем рядом находился рынок.
Через 10 лет деревянное здание сгорело при пожаре. Тогда царь Михаил Феодорович решил возводить для чтимого Казанского образа каменный храм. Он освящен патриархом Иоасафом I (1636). Впоследствии русские цари, иерархи, аристократы-благотворители, уделяли немало внимания месту хранения чудотворного образа:
Будучи совсем небольшой, Казанская стала одной из значимых церквей столицы, благодаря хранившейся здесь Богородичной иконе. Настоятель храма занимал первенствующее положение среди духовенства Москвы. Сюда ежегодно совершались крестные ходы на день памяти образа (8 июля), на годовщину взятия Китай-города войсками Пожарского (22 октября). Важнейшие события истории Церкви, страны почти всегда касались собора.
В середине XVII столетия именно здесь, впервые в русской богослужебной практике, введены проповеди священника с амвона. Инициаторами новшества стали близкие к царю Алексею Михайловичу иереи Иоанн Неронов и Аввакум Петров, будущие лидеры старообрядчества. Современники вспоминают, что даже не хватало места для желающих послушать живое слово батюшек.
Последние годы
Первоначально приход смог отстоять свою церковь, пусть даже лишенную главной святыни. Произошло это во многом потому, что верующие присоединились к обновленческому расколу, которому благоволила советская власть. За несколько лет прихожанам удалось на свои средства провести реставрацию, насколько возможно восстановив первоначальный облик. Так, архитектор П. Барановский обнаружил закрашенные росписи XVII столетия. Он смог провести реконструкцию декора стен. Планировалось заново отстроить шатровую колокольню.
Однако власти приняли решение об уничтожении древней церкви, которая не соответствовала новому видению Красной Площади как места советских праздников, парадов, церемоний. Архитектор Барановский с коллегами смогли выполнить детальные чертежи, которые бережно хранились верующими, а впоследствии помогли при восстановлении.
Уничтожение
В 1936 году Казанский собор снесли. На его месте расположился павильон, посвященный III Интернационалу. Музей В.И.Ленина, находившийся рядом, позже предлагал устроить здесь зал для приема в пионеры, однако идея не нашла поддержки. Наконец, на образовавшемся пустыре просто разместился… общественный туалет.
Возрождение
Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви.
Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).
Современное состояние
Сейчас собор воссоздан, насколько это оказалось возможным, с учетом обстоятельств разрушения и последующего восстановления. Например, не сохранилось никаких данных о росписи стен. Историкам лишь удалось установить, на какие темы были сделаны фрески. Нынешняя роспись сделана современными иконописцами Брянска и Палеха, работающими в традиционной древнерусской манере.
В настоящее время церковь, кроме главного престола, имеет 4 придела по 2 с северной и южной стороны:
Главной святыней является список Казанской иконы Богородицы. Кроме того, здесь находятся: