война на острове пасхи

Расовая война на острове Пасхи

Хейердал продолжает изложение сказаний островитян (указ.соч.,стр.123):
«Наконец, терпение короткоухих лопнуло. Они устали таскать камни для длинноухих пришельцев и подняли восстание. Длинноухие вынуждены были спасаться бегством и собрались со всего острова на очищенном от камней мысе Пойке.»

«Под руководством своего вождя Ико они вырыли ров длиной около двух миль, отделивший плато Пойке от остальной части острова.»

«Ров заполнили хворостом и стволами деревьев, превратив его, таким образом, в гигантский костер, готовый к поджогу в случае атаки со стороны аборигенов.»

«Но у одного из длинноухих была жена из местного племени, ее звали Моко Пинго (Moko Pingei). Она оказалась предательницей и договорилась со своими соплеменниками об условном сигнале, который укажет слабое место в обороне белых.»

«Однажды ночью наблюдатель аборигенов увидел Моко Пинго сидящей около выкопанного рва и плетущей корзину. Это и был сигнал, означавший, что в именно здесь следует переходить ров. Один за другим, под покровом ночи, часть короткоухих перебралась на другую сторону рва и затаилась, а другая пошла в открытую атаку. Увидев это, длинноухие, ничего не подозревавшие о проникновении противника в их лагерь, подожгли хворост, но тут на них из засады напали аборигены. Завязалась кровавая схватка, кончившаяся тем, что все длинноухие были перебиты и сброшены в ими же выкопанный и подожженный ров. «

» Они укрылись в пещере, которую и сегодня могут показать жители острова. Однако вскоре аборигены нашли их и двоих казнили. Третьего, Оророину, пощадили, как последнего длинноухого.»

«Оророину взяли в дом одно из аборигенов, Пипи Хореко (Pipi Horeko). Здесь он женился на девушке из рода Хаоа (Haoa) и имел множество наследников, его род не пресекся и по сей день» (Т.Хейердал, указ.соч.,стр.123- 124).

Европеоидные черты «сильных» родов острова свидетельствуют о наличии среди их предков людей белой расы, смешавшихся с местным населением. Этими людьми и были «длинноухие» создатели каменных изваяний.

После расовой войны на острове коренные жители опрокинули большинство длинноухих статуй, однако некоторые из них оказались им «не по зубам» и стоят до сих пор.

«РЫЖЕВОЛОСЫЕ» СТАТУИ

Изначально статуи острова Пасхи имели «волосы», выполненные в виде отдельных каменных цилиндров. Со временем статуи разрушались, «лысели», но некоторые сохранились весьма неплохо, кроме того, археологами были проведены реставрационные работы, в ходе которых каменные «прически» были восстановлены.

война на острове пасхи война на острове пасхи
Многие статуи острова Пасхи имели, а некоторые имеют и по сей день, отдельные, выполненные из красного камня верхние блоки, имитирующие рыжие волосы, причем, камень такого цвета доставлялся с другой части острова. Все это соответствует местным преданиям о том, что статуи были возведены рыжеволосыми людьми, приплывшими на остров с запада.

Причина того, что эти блоки высекались из камня особого вида, кроется в их цвете: «волосы» статуй выполнены из красного камня. Причем, такие камни встречаются только в одной части острова, противоположной месту установки статуй. (Т.Хейердал, указ.соч.,стр.88-91).

Южная Америка: рыжеволосые инки

Откуда же приплыли на остров Пасхи рыжеволосые люди? Хейердал исследовал окружающие земли и обнаружил признаки расового смешения среди населения Маркизовых островов, расположенных рядом с островом Пасхи.

Он также изучил испанские хроники 16 века, времен испанского завоевания Южной Америки. В них содержались сведения о том, что среди темноволосых в общей массе инков встречались и рыжеволосые.

война на острове пасхи война на острове пасхи
Свидетельство существования смешанного европеоидного-монголоидного населения в Центральной и Южной Америке, содержащееся в испанских хрониках времен завоевания этих земель. Слева: рисунок, сделанный конкистадором Фелиппе Гуаман Пома де Айала, на котором изображен инкский вельможа, держащий образец знаменитого узелкового письма. У него длинные светлые волосы и светлая кожа. Это непохоже на портреты простых инков, темноволосых и смуглых, как их изобразил дон Антонио Мендоза в 1540г. в своем послании королю Испании, в котором описал быт и нравы индейцев того времени.

Знаменитый конкистадор, Педро Пизарро сообщает в своем докладе королевскому двору Испании, что, хотя индейцы, населявшие Анды были низкорослыми и смуглыми, члены правящего клана инков отличались от них более высоким ростом и цветом кожи, которая была у них светлее, чем у самих испанцев. Он также сообщает имена конкретных людей, имевших белый цвет кожи и рыжие волосы (Т.Хейердал, указ.соч.,стр.351).

Хейердал сообщает, что эти сведения подтверждаются археологическими находками на тихоокеанском побережье Ю.Америки: в пустынных песках Паракас были обнаружены крупные захоронения со множеством прекрасно сохранившихся мумий.

война на острове пасхи

Согласно главной легенде инков, до основания их империи солнечный бог Кон-Тики Виракоча (Con-Ticci Viracocha) покинул свое царство на территории современного Перу и со всеми своими подданными уплыл в Тихий океан.

Как сообщает известный хроникер Циеза де Леон, индейцы ответили, что город был основан задолго до возникновения империи инков. И построили его белые и бородатые люди, похожие на самих испанцев (Т.Хейердал, указ.соч.,стр.253).

Белые люди в конце концов покинули город и ушли со своим вождем Кон-Тики Виракоча сначала к городу Куско, а затем уплыли в Тихий океан. Инки дали им имя «виракоча», что означает «морская пена», имея ввиду белый цвет их кожи и то, что они исчезли так же быстро, как исчезает пена на гребне морской волны.

В испанских хрониках сообщается, что правящие семьи инков называли себя «орейонами» (orejones), т.е. «длинноухими», в отличие от своих подданных. Пизарро пишет что именно эти «длинноухие» и были более светлокожими (Т.Хейердал, указ.соч.,стр.253).

В легендах острова Пасхи говорится, что длинноухие люди приплыли с востока, из-за океана. Их первый вождь, под руководством которого они пересекли океан и достигли острова, был длинноухим. Это полностью соответствует легендам инков, сообщающим, что отправившийся от берегов Перу через океан на запад Кон-Тики Виракоча был длинноухим.

По пути из Тиагуанако к Тихоокеанскому побережью континента, Кон-Тики Виракоча со своими людьми сделал остановку в Куско, к северу от озера Титикака. Здесь он назначил вождем человека по имени Алькавица и повелел, чтобы он и все его преемники удлинняли мочки ушей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как «цивилизованная» Европа погубила народ острова Пасхи

война на острове пасхи

До сих пор историки пытались как-то оправдывать печальный финал этой истории: дескать, полинезийцы вырубили деревья и сами привели себя к упадку. Новое исследование меж тем показывает, что туземцы жили хоть и по-своему, но сравнительно неплохо — до того самого злополучного дня, который зачем-то совпал с великим христианским праздником.

Островитяне называли его то ли «потерянным другом», то ли «разрывающим волну». Хоа Хакананайа. Такие переводы этого имени наводят на грустные мысли. А может быть, это памятник человеку, который великолепно плавал, но погиб или был убит? Статую нашли в 1868 году моряки британского королевского флота, она была наполовину засыпана землёй. Вообще, к тому времени на затерянном в Тихом океане треугольном клочке земли уже было полное запустение и удивительных скульптур там насчитали больше, чем людей. А, надо сказать, статуй — моаи — на острове Пасхи 887. Значит, эта 888-я, потому что она не на острове, а в Британском музее. Во многом благодаря ей загадочное место ежегодно посещают около семи тысяч туристов.

На сайте музея написано, что «потерянный друг» сделан из базальта, в других источниках говорится, что это немного другой материал. В любом случае моаи состоят из вулканических пород, коих на острове целое богатство — там аж четыре вулкана. Местная легенда гласит, что когда-то здесь была большая земля, но посох грозного бога Уоке расколол её, и лишь над этим краешком он смилостивился. Некоторые сопоставляют это с мифом об Атлантиде. В любом случае это единственный полинезийский остров с собственной письменностью: над дощечками ронго-ронго до сих пор бьются лингвисты всего мира. Кстати, сами дощечки сделаны из софоры — это небольшое дерево, родственник бобовых. Они являются наглядным подтверждением того, что остров не всегда был «лысым».

Большинство историков склоняются к тому, что первыми европейскими гостями рапануйцев (Рапануи — это настоящее, родное имя острова) были голландцы. Мореплаватель Якоб Роггевен на самом деле искал terra incognita — «неизвестную землю», легендарный Южный материк. Сказочно огромный и баснословно богатый. Его отец посвятил этой мечте полжизни. Поэтому сын в конце концов убедил дельцов из голландской Вест-Индской компании, что дело выгодное. Снарядили три корабля и команду из двух сотен моряков и солдат. Погрузили 70 пушек. Короче говоря, типичная исследовательская экспедиция.

]]> война на острове пасхи ]]>
Отец Якоба Агент Роггевен. Фото © Wikipedia

Трудно сказать, насколько религиозным человеком был Роггевен, но это была такая традиция — называть новые земли в честь событий библейской истории, ежели на таковые выпадала дата открытия. А 5 апреля 1722 года было как раз Воскресение Христово. И вышло так, что именно в этот день с бортов кораблей «Африканен Галей», «Тинховена» и «Аренда» увидели остров. Позже заметили, что в нескольких местах над ним поднимается дым. Разглядели и огромных каменных идолов. Всё это было интересно, но ветреная погода не позволяла подплыть к берегу.

Есть сведения, что изначально контакт был вполне дружественным: к кораблям подплыло каноэ с обнажённым бородатым человеком. Он был поражён видом огромных лодок. Голландцы пригласили его на борт, и общение получилось довольно-таки мирным и спокойным. А потом на берегу собралась целая толпа. Надо сказать, они тоже в основном просто любопытствовали. Когда европейцы высадились, простодушные хозяева даже в знак приветствия принесли им свои бананы и своих кур — между прочим, священные птицы для туземцев, потому что без курятины они бы, вероятно, не дожили до такой торжественной минуты. Однако многие другие местные жители особенно тёплыми чувствами не прониклись и повели себя как положено дикарям: окружили джентльменов, стали хватать их за одежду, за длинные штуки у них в руках (ружья). В итоге какой-то джентльмен разнервничался и пальнул. И попал. Шокированные полинезийцы разбежались, но быстро вернулись в несколько большем количестве. Роггевен понял, что его людей могут просто перебить. И приказал открывать огонь на поражение. И всё это в такой день.

Но величайшей бедой для Рапануи оказался сам факт того, что европейцы обнаружили этот остров. Поначалу его наличие не вызывало в «цивилизованном» мире практически никаких эмоций. Однако спустя полвека об островке вспомнила Испания, поскольку она живо интересовалась сохранением и приумножением своих колоний в Латинской Америке. Корабль с подданными короля Карла III прибыл к берегам в 1772 году. Испанцы провели на острове несколько дней, объявили его Сан-Карлосом и зачитали туземцам официальный документ о протекторате (интересно было бы на это посмотреть). Но, по сути, «присоединить» Рапануи куда-либо не удалось.

Через два года приплыл Джеймс Кук. Он описывал туземцев как голодных, измученных и, в свою очередь, задался вопросом, каким образом этот дикий народ не только выдалбливал каменными орудиями такие гигантские скульптуры (от 3 до 15 метров и весом иногда больше 10 тонн!), но и перетаскивал их к нужному месту и ставил на постаменты.

Был французский исследователь Франсуа Лаперуз, который привёз с собой учёных, и они выяснили, что когда-то на острове были целые леса. Конечно, без деревьев плохо стало. Нет древесины — нет нормальных лодок, а значит, нет серьёзного промысла в море, то есть с едой проблемы. Французы оставили в подарок несколько овец и свиней в надежде, что рапануйцы займутся их разведением. Посадили цитрусовое дерево.

А ещё остров Пасхи навестил русский путешественник Юрий Лисянский во время своего кругосветного плавания в 1804 году. И, между прочим, в своей книге «Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803–1806 годах» писал, что с едой там всё в порядке, растут бананы, сладкий картофель, и всё это пасхальцы радостно обменивают на разные гвозди и особенно на ножи, которые для них специально ковали прямо на борту корабля. Но вот домашних животных не замечали. Только кур разве что. Похоже, не пошло скотоводство. Что характерно: русские на берег не стали высаживаться, лишь одного гонца отправили с обменным товаром, и то по большей части это был повод отдать местным специальную запечатанную бутылку с письмом для второго судна экспедиции, с которым потеряли связь из-за непогоды, — для «Надежды» под командованием адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, между прочим.

Через четыре года явились американцы — уже по конкретному делу: повязали на острове 22 человека и повезли в рабство на острова Хуан-Фернандес, чтобы наладить там таким образом охоту на тюленей. Бизнес-идея. На третий день после отплытия, то есть далеко в открытом море, пленников развязали, сняли цепи и прочее. И туземцы немедленно выпрыгнули за борт. «Цивилизация» принялась было их вылавливать, но «дикари» упорно отказывались вылавливаться. И обязательно надо подчеркнуть, что они были уже очень далеко от острова, шансы доплыть до дома либо мизерны, либо равны нулю. Это принципиально важно для понимания этого поступка.

После этого, конечно, остров Рапануи стал негостеприимным. Хотели было русские ещё раз навестить — на судне «Рюрик», но их не пустили. Оно и понятно. Только это не спасло. В 1860-е годы перуанцам для своей бурно растущей экономики понадобилась дармовая рабсила, и они пришли. Взяли почти полторы тысячи человек. Вскоре в живых осталось около сотни, и пришлось устраивать международные переговоры с властями Перу, чтобы вернуть несчастных домой. Пока переговаривались, осталось полтора десятка человек. Они вернулись, но привезли на родину оспу, туберкулёз. Вот примерно такова и была ситуация к моменту прибытия флота королевы Виктории.

Впоследствии учёные спорили, что всё-таки предопределило плачевный исход. Многие апеллируют к тому, что у пасхальцев было жуткое противостояние между двумя сословиями. У них были «длинноухие» — это, так сказать, «белые люди» среди полинезийцев, они действительно были светлее и носили тяжёлые грузы в мочках ушей, отчего всё это свисало до самых плеч. Изволите заметить, идолы изображены именно такими. И были «короткоухие» — соответственно, без этих украшений и на подчинённом положении. Когда в 1955 году на остров приплыл знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, он застал одного-единственного человека практически европейской внешности, рыжеволосого, и он говорил, что он потомок «длинноухих» и его в детстве дед заставлял слушать и запоминать, кто он такой. По легенде, давным-давно «короткоухие» взбунтовались, потому что устали таскать вулканические глыбы по приказу ушастых. За это эксплуататоры вырыли для них ров и набросали туда хвороста. То есть приготовили костёр для повстанцев. Но ход истории изменила женщина. Как обычно. Это была жена одного «длинноухого». Она всё знала, и это не давало ей покоя. И она не выдержала и рассказала «короткоухим», что им уготовано. В итоге «крестьяне» спланировали всё так, чтобы в свой собственный костёр угодили «буржуи». То есть она не предотвратила беды. Просто «перевернула» её. Получилось то же самое, только в зеркальном отражении. Впрочем, анализ золы и прочего содержимого этой ямы не показал наличия каких-то костей или других следов того, что гласит предание.

Но дело даже не в этом. Сторонники теории самоуничтожения пасхальской культуры уверяют, что уже к прибытию европейцев на острове всё было плохо.

Учёные не могут на слово верить людям. Но они могут верить безмолвным камням. Так что моаи — главные свидетели по этому делу. Многие из них так и остались лежать в рапануйских каменоломнях недоделанными. Рядом с ними кости строителей и их тесаки. Недавнее исследование показало, что некоторые статуи сравнительно молоды, над ними работали и после голландцев, и вплоть до неудачной испанской аннексии. А это, сами понимаете, улика. Если строили истуканов, значит, продолжали жить своей жизнью. До конца.

И напоследок о том, как же всё-таки поднимали многотонные статуи. Последний «длинноухий» подружился с Туром Хейердалом и всё-таки раскрыл секрет.

Сначала под моаи подсовывают концы брёвен, а с других концов на них висят помощники. Командир — в данном случае новый друг норвежца — ложится на живот и запихивает под голову идола камешек. Потом другой. Третий. Побольше. Ещё больше. И так далее. Терпеливая однообразная работа дней на десять. Далее каменную голову обматывают канатами и привязывают с четырёх сторон к толстым кольям, чтобы великан не повалился куда-нибудь не туда. В конце концов моаи поднимается уже так высоко, что медленно откидывается назад и становится на свой постамент. Слаженный командный труд. Вот и всё. Фантастика!

— Леонардо, — сказал я, — ты человек деловой, скажи мне, как в старое время перетаскивали этих каменных богатырей?

— Они шли сами, — ответил Леонардо

Источник

Суицид понарошку Кто уничтожил цивилизацию острова Пасхи

война на острове пасхи

Что случилось с аборигенами острова Пасхи? Этот затерянный в Тихом океане клочок суши богат интригующими даже широкую публику научными загадками — можно вспомнить хотя бы гигантские каменные статуи и возможность контакта аборигенов с цивилизациями доколумбовой Америки. История острова легла в основу концепции «экоцида»: считается, что после заселения Рапа-Нуи его жители систематически вырубали леса и уничтожили хрупкую экосистему острова. В результате рухнуло сельское хозяйство, голод привел к междоусобным войнам и каннибализму, и рапануйцы практически истребили себя сами еще до прибытия европейцев в 1722 году. Однако последние исследования ученых разрушают эту красивую гипотезу экологического самоубийства. В истинных причинах коллапса рапануйской цивилизации разбирается «Лента.ру».

Глупые туземцы

Остров Пасхи (Рапа-Нуи) — уникальная территория в юго-восточной части Тихого океана, один из самых удаленных от суши населенных островов в мире (он расположен в 3514 километрах от побережья ближайшего материка). Почва острова (ученые уверены в его вулканическом происхождении) образовалась в результате эрозии склонов вулканов. Самая плодородная — на севере острова, где местные жители выращивают батат и ямс. Основной источник пресной воды — озеро в кратере, рек нет. Флора острова очень бедная (не более 30 видов растений).

Первых европейцев на острове поразило отсутствие деревьев. Недолго думая, они решили, что леса исчезли, и виновата в этом, по выражению путешественника Жан-Франсуа де Лаперуза, «наглость их предков». Уже в ХХ веке, когда ученые обследовали ископаемую пыльцу, выяснилось, что остров Пасхи некогда был покрыт обширными лесными массивами. Логично было предположить, что по мере роста населения — как это происходило в Европе — леса вырубались, чтобы засеять землю сельскохозяйственными культурами, а древесина шла на топливо и стройматериалы для домов и каноэ. Эрозия почв привела к падению урожаев. Дальше, уже по устным сказаниям рапануйцев, историки узнали о катастрофической убыли населения, борьбе за скудеющие ресурсы, рабстве и каннибализме. Считается, что всего за пару веков население острова сократилось с 15 тысяч до 2-3 тысяч — безо всякого внешнего воздействия.

война на острове пасхи

Этот по-своему уникальный для мировой истории сюжет используется для доказательства разных идей — например, мальтузианской ловушки (типичной для человеческих сообществ ситуации, когда рост населения обгоняет рост производства продуктов питания). Уже в ХХI веке историк-популяризатор Джаред Даймонд приводит судьбу рапануйцев как пример «экоцида» — самоубийства общества из-за разрушения природной среды обитания (возможно, потому что все ресурсы были брошены на сооружение гигантских статуй-моаи). «Всего за пару веков жители острова Пасхи уничтожили свои леса, довели растения и животных до вымирания, а их сложное общество дошло до состояния хаоса и каннибализма. Не пойдем ли и мы по их следам. Мы задаемся вопросом: “Почему они не могли посмотреть вокруг, понять, что происходит, и остановиться? О чем они думали, когда рубили последнюю пальму?”». Судьбу островитян Даймонд подает как урок современному человечеству, которому-де угрожает такая же судьба. Даже Маргарет Тэтчер, выступая в ООН в 1989 году, предупреждала, что наша цивилизация может пойти по пути рапануйской.

Зловредные крысы

Однако в последнее время эта красивая историческая теория понемногу рассыпается — главным образом трудами американских археологов Терри Ханта (Terry L. Hunt) и Карла Липо (Carl P. Lipo). Еще в 2006 году на страницах журнала Science они оспорили традиционную датировку заселения острова (400-800 годы нашей эры). Почему первые следы сжигания древесины (указывающие на присутствие человека) указывают лишь на 1250-е годы (по данным радиоуглеродного анализа)? Получается, что 400 лет на острове жили какие-то таинственные, невидимые и осторожные туземцы, которые потом (вдруг) начали рубить и сжигать деревья? Древесный уголь, кости крыс, а также съеденных людьми рыб и птиц появляются в почве бухты Анакена лишь в XIII веке — а доказательства более раннего присутствия человека при повторном анализе оказались ненадежными.

Факт обезлесения — исчезновения миллионов пальм Paschalococos disperta с территории острова в XIII-XVII веках — никто из современных ученых не оспаривает. Другое дело, что виной тому могли быть вовсе не люди. Взяв для сравнения материалы по Гавайским островам, Хант и Липо увидели, что крысы уничтожают популяции деревьев куда быстрее и основательнее.

Тихоокеанские крысы (Rattus exulans) прибывали в каноэ полинезийцев на ранее необитаемые острова. С хищниками и конкурентами они почти никогда не сталкивались. Они ловко лазают по деревьям и, в отличие от местных птиц, легко разгрызают семенные коробочки пальм (даже кокосовой!), что практически лишает растения возможности размножаться: из-за дефицита семян молодые деревья уже не приходят на смену старым. Наконец, крысы способны размножаться с огромной скоростью, увеличивая свою популяцию до сотен тысяч буквально за несколько лет. На Гавайях грызуны свели под корень пальмы Prichardia, а на острове Пасхи — Paschalococos disperta. Об этом, в частности, свидетельствуют раскопанные археологами расколотые и обглоданные орехи.

война на острове пасхи

Да, крысы за 400-500 лет свели на нет леса, а изменение ландшафта привело к эрозии почвы, засухам и прочим неприятностям. Но нет никаких данных о резком сокращении населения в этот период! Цифру в 15-30 тысяч, подчеркивают Хант и Липо, взяли с потолка — археологические данные этого не подтверждают. Косвенные свидетельства (число обитаемых мест) говорят о стабильности населения вплоть до второй половины XVIII века, когда на остров высадились европейцы.

Миролюбивые рапануйцы — гении выживания

Многочисленность матаа, тот факт, что их делали из заостренного обсидиана (твердого вулканического стекла), их внешнее сходство с наконечниками копий — все это навело историков на мысль об оружии. Липо и его коллеги проанализировали особенности формы 400 таких артефактов и пришли к выводу о том, что они совершенно не приспособлены для нападения и убийства.

война на острове пасхи

Несмотря на заостренные края, матаа не более опасны для человека, чем обычные камни. Что же касается их многочисленности, то это можно объяснить многофункциональностью — матаа использовали для обработки почвы и растений, для ритуального нанесения шрамов и татуировок.

Археологи также напоминают, что на обнаруженных на острове древних скелетах отсутствуют следы смертельных ударов. Нет на Рапа-Нуи и мощных оборонительных сооружений, характерных для других островов Тихого океана, чьи обитатели часто воевали. Сведения о братоубийственных конфликтах историки взяли из местных легенд (записанных уже в ХХ веке), достоверность которых далеко не очевидна.

Липо подвел итоги многолетней работы по развенчанию мифа об уничтоживших себя по глупости аборигенах. «Мы рассматривали отдельные аргументы, доказывающие коллапс, и пытались показать, что под ними нет никакой почвы. Когда мы смотрим на каменистые поля острова, мы не видим тут успеха, мы видим катастрофу — но на самом деле это признаки успеха. Люди прекрасно существовали в таких суровых условиях до встречи с европейцами», — заявил ученый.

Теперь слово за оппонентами Ханта и Липо. Перчатка брошена — и сторонникам теории «экоцида» потребуется найти новые аргументы в ее пользу, опираясь не на впечатления европейских моряков и записи мифов, а на достоверные археологические факты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *