войсковой собор воскресения господня в екатеринодаре
КРАСНОДАРСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР
Войсковой храм во имя кн. св. Александра Невского в Краснодаре. 2007 год |
Войсковой собор во имя благоверного великого князя Александра Невского города Краснодара (Екатеринодарская епархия)
Старый собор
Собор был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади города, настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни архимандритом Никоном по благословению епископа Ставропольского Иоанникия (Образцова).
8 ноября 1872 года храм был освящён епископом Кавказским и Екатеринодарским Феофилактом (Губиным). В честь появления святыни площадь и примыкающая улица стали называться Соборными.
24 ноября 1914 года войсковой собор посетил император Николай II.
В войсковом соборе хранились реликвии кубанского казачества, в том числе регалии Кубанского казачьего войска, проходили все торжественные церемонии казаков Екатеринодара. При храме действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
30 марта 1932 года Краснодарским горсоветом принято решение о сносе собора. 1 мая 1932 года проведена полная разборка собора.
Новый собор
17 июня 1993 года в восточной части бывшей Соборной площади в память о разрушенном войсковом соборе заложен и 30 декабря 1994 освящён Александро-Невский храм-часовня.
В 2000 году состоялся конкурс проектов на воссоздание собора, победителем которого стал архитектор В.Т. Головеров.
17 декабря 2003 года состоялась торжественная церемония закладки камня на месте будущего собора митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко).
15 июня 2005 года, через два года после начала строительства, колокола, купола и кресты храма освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
28 мая 2006 года митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) освятил полностью восстановленный Александро-Невский собор.
С сентября 2012 года при храме действует воскресная школа для взрослых.
18 августа 2015 года были начаты работы по воссозданию росписей внутри собора.
Архитектура
Войсковой собор был построен в русско-византийском архитектурном стиле по проекту И.Д. Черника. Кирпичный, выбеленный после постройки пятиглавый собор в плане представлял собой греческий крест с вписанным в него квадратом. Имел высоту 41 метр. На четырёхгранных световых большом барабане на средокрестии и четырёх малых по четырём углам вписанного в крест квадрата были установлены луковичные купола, окрашенные зелёной краской. Экстерьер собора был украшен лопатками, килевидными закомарами и кокошниками.
Медиапроект «Другие города». Краснодар
Старый город. Церкви и соборы
Черноморские казаки, как и их предки-запорожцы, были людьми глубоко религиозными. Поэтому строительство церкви в казачьем поселении являлось делом первой необходимости. За 127 лет официального существования Екатеринодара в городе было возведено множество храмов. «Другие города» расскажут о некоторых из них.
Войсковой собор Воскресения Господня
Первое святилище в Карасунском Куте (место, где позже вырос город Екатеринодар) возникло в 70-е гг XVIII века. Свято-Троицкая церковь представляла собой облегченный, походный вариант храма. Парусиновая молельня была покрыта деревянным «чехлом». От осенних дождей и январских ветров помещение защищал камыш. Вокруг храма стояло 40 бревенчатых куреней для одиноких сечевиков (казаков Запорожской Сечи).
Строительство постоянного собора в Екатеринодаре стартовало в 1794 году, когда войсковой полковник, секунд-майор армии Чернышов привез из Петербурга царские дары: полиставрий (многокрестная архиерейская фелонь), ризы и 3 тысячи рублей на строительство Храма Божия.
К 1795 году в в Екатеринодар из Херсона были доставлены 9 колоколов для будущего святилища, отлитые из металла старых турецких пушек. Стройматериал (три тысячи «сосновых брусов леса») подвезли позже – только к 1799 году. Тогда же Черноморское правительство заключило с казаками Войска Донского Федором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт о строительстве храма и колокольни. Спустя два года здание церкви было готово, и 5 октября 1802 года собор Воскресения Господня торжественно освятили.
Работы по сооружению иконостаса продолжались еще несколько лет. План конструкции начертил студент Емельян Иванчин, художественной резьбой по дереву занимался крепостной дворовый человек Иван Слезнев, а расписывал доски художник Московского живописного цеха Никифор Чеусов.
Деревянных храм украшал столицу Кубани более 70 лет, пока, наконец, в 1879 году не был разобран за ветхостью. Ныне на месте, где возвышался храм, стоит белокаменный Александро-Невский собор, «переехавший» сюда в 2006 году.
Краснодар. Собор Воскресения Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Первым по времени произведением монументальной архитектуры в Екатеринодаре следует считать войсковой Воскресенский собор, находившийся в центре крепостной площади. Строительство его продолжалось три года – с октября 1799 по октябрь 1802 года. Изначально храм предполагалось строить из кирпича, но ввиду недостатка средств основным строительным материалом определили дерево, и в апреле 1799 года в волжском местечке Дубовка было закуплено три тысячи сосновых брёвен, сначала доставленных гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда к осени с большими хлопотами и издержками – в Екатеринодар.
8 октября 1799 года черноморское войсковое правительство заключило с сотниками Войска Донского Фёдором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт на постройку деревянной войсковой соборной церкви. 5 октября 1802 года построенный собор с престолом во имя Воскресения Господня был освящён. Работы по сооружению иконостаса продолжались ещё несколько лет и до их окончания использовался написанный на холсте иконостас из походного храма Троицы Живоначальной.
Девять колоколов для собора были отлиты в Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры. Самый большой – весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт. В 1795 году их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Екатеринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость.
В договоре, заключённом на строительство храма говорилось: «Выстройка сей церкви должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует». Храм должен был быть построен «самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей. За работами наблюдали главный мастер ростовский мещанин Толстоухов (в дальнейшем он получил за свою старательность от войскового начальства похвальный аттестат) и есаул Черноморского войска Моренко, «весьма искусный в строительном деле человек». На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте.
Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.
Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции. Главный храм черноморского войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой были связаны на уровне первого яруса.
Исследователь древнерусского искусства Н.В. Султанов писал о главном храме черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой». Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.).
С освящением в 1872 году нового Александро-Невского войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) казачьего войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.
Войсковой собор воскресения господня в екатеринодаре
[ | Tags | | | Воскресенские, утраченные | ] |
Первым по времени произведением монументальной архитектуры в Екатеринодаре следует считать войсковой Воскресенский собор, находившийся в центре крепостной площади.
Строительство его продолжалось три года – с октября 1799 по октябрь 1802 года. Изначально храм предполагалось строить из кирпича, но ввиду недостатка средств основным строительным материалом определили дерево, и в апреле 1799 года в волжском местечке Дубовка было закуплено три тысячи сосновых брёвен, сначала доставленных гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда к осени с большими хлопотами и издержками – в Екатеринодар.
8 октября того же 1799 года черноморское войсковое правительство заключило с сотниками Войска Донского Фёдором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт на постройку деревянной войсковой соборной церкви.
5 октября 1802 года построенный собор с престолом во имя Воскресения Господня был освящён. Работы по сооружению иконостаса продолжались ещё несколько лет и до их окончания использовался написанный на холсте иконостас из походного храма Троицы Живоначальной.
Девять колоколов для собора были отлиты в Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры. Самый большой – весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт.
В 1795 году их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Екатеринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость.
В договоре, заключённом на строительство храма говорилось:
«Выстройка сей церкви должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует».
Храм должен был быть построен «самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей.
За работами наблюдали главный мастер ростовский мещанин Толстоухов (в дальнейшем он получил за свою старательность от войскового начальства похвальный аттестат) и есаул Черноморского войска Моренко, «весьма искусный в строительном деле человек».
На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте.
Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.
Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции.
Главный храм черноморского войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест.
Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой были связаны на уровне первого яруса.
Исследователь древнерусского искусства Н. В. Султанов писал о главном храме черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой».
Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.).
С освящением в 1872 году нового Александро-Невского войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) казачьего войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.
Впоследствии на месте утраченного собора была построена церковь с тем же посвящением – во имя Воскресения Господня (освящена в 1892 году), о которой ещё будет сказано в пределах этого цикла проекта,
а в 2008 году установлен памятный часовенный столп:
весенняя
и
осенняя
выкладки.
Неподалёку от столпа можно найти памятный камень с надписью:
7 октября 2009 года.
Источник изображений (первых трёх):
Православная церковь на Кубани (конец XVIII – начало XX в.). Сборник документов (к 2000-летию христианства). Краснодар, 2001.
Обновление –
Литература:
Селиверстов А. В. Все храмы Города. Краснодар, 2014. С. 21–31.
История строительства и жизни собора 1853-1930г.г.
Храм во имя св.благ.кн.Александра Невского был первым каменным храмом в Екатеринодаре. При его закладке 1 апреля 1853 года наказной атаман Кубанского казачьего войска Яков Кухаренко сказал: « Да благословит Господь Бог начатое строительство!»Архитекторами нового храма были два брата — кубанские казаки Иван и Елисей Черники, обучавшиеся своему делу в Санкт-Петербургской Академии художеств. Храм строили 19 лет, и освящён он был только 8 ноября 1872 года. Причин столь долгого строительства было немало. Одна из них — Крымская война, с её началом Кубанское войско отложило строительство своего войскового храма до лучших времён. Затем один из подрядчиков строительства купец Хаськин покинул не только Екатеринодар, но и Россию; другой подрядчик — ейский купец Павлов скончался, также не завершив начатого. Строительство храма обошлось кубанской казне свыше 200 тысяч царских рублей. Но великолепие нового храма оправдывало все ожидания и чаяния строителей. Украшали белокаменный византийско-русского стиля собор 5 зелёных куполов с золотыми крестами, 4 колокольни, иконостас из фарфора и лепнина с позолотой. В храме было освящено два предела: первый – в честь св.благ.кн.Александра Невского — защитника веры православной и покровителя воинства российского со времён Петра Первого; и второй — в честь архистратига Михаила – покровителя воинства небесного и тёзоименитого святого главнокомандующего Кубанского казачьего войска великого князя Михаила Романова.
При соборе действовал знаменитый войсковой певчий хор, который стал прообразом созданного позднее Кубанского казачьего хора.
Войсковой собор с 1893 по 1930 гг
Все главные события города, Кубанского казачьего войска были связаны с этой святыней. В храме хранились регалии казачьего войска: атаманская булава, царские грамоты, войсковые знамёна, старинные церковные книги.
Войсковой собор с 1893 по 1930 гг
1.04.1853 г – Закладка собора Настоятелем Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни Архимандритом Никоном по благословению Епископа Ставропольского Иоанникия (Образцова).
Начало строительства по проекту войсковых архитекторов Ивана и Елисея Черников.
8.11.1872г – Освящение Войскового Собора Епископом Кавказским и Екатеринодарским Феофилактом (Губиным). Здание собора кирпичное, купола из железа Демидовского завода, Интерьер: стены – лепка с позолотой, иконостас – резной, позолоченный, работы Феодора Рубцова (не сохранился), иконы – петербургская артель художников под руководством художника Фирса Журавлева (не сохранились).
22.09.1888г – Посещение войскового собора Императором Российским Александром III с Императрицей Марией Феодоровной и сыновьями Цесаревичем Николаем –Атаманом всех казачьих войск Российской Империи, и цесаревичем Георгием
24.11.1914г – Посещение войскового собора Императором Российским Николаем II.
28.10.1929г – Закрытие собора, снос крестов и снятие куполов, размещение в нижнем пределе музея атеизма, в верхнем пределе – дома культуры
30.03.1932г – Принятие решения Краснодарским горсоветом о сносе собора
01.05.1932г – Полная разборка собора.
Разборка собора