возможен ли процесс обучения если внимание у ребенка не сформировано
Развитие внимания в процессе учебной деятельности
“Внимание!” Как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они и их учитель меньше.
Внимание имеет огромное значение в жизни, в частности, в трудовой деятельности человека.
Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем перестаем замечать. Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком – то предмете или явлении.
В раннем детстве у детей преобладает непроизвольное внимание. Его вызывает прежде всего сильные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и т.д. Позднее у ребенка начинает развиваться и произвольное внимание. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.
Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, я говорю, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, т.к. не осознает, зачем это нужно. Тогда я ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибку, будешь исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным. Такое внимание называется произвольным.
Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать их сосредоточенность полностью в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к учению, стремления к лучшему выполнению всех учебных заданий способствуют развитию у них более устойчивой сосредоточенности.
Важнейшим условием успеха учебной и воспитательной работы учителя является внимание учащихся к тому, что происходит в классе, что выполняет сам ученик, работая под руководством учителя или самостоятельно. Без внимания невозможно ни восприятие нового учебного материала, ни его понимания, ни его усвоения. Поэтому проблема воспитания внимания учащихся вызывает особый интерес учителей.
От собранности внимания учащихся зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, быстрое усвоение знаний и, наконец, дисциплина во время учебных занятий. Организованность внимания школьников на уроке значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. Например, обучая учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества.
Организующие указания заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.
Состояние учащихся в начале урока сильно влияет на их внимание в течение всего урока. Особенно важны первые минуты урока, когда определяется перестройка психического состояния учеников, переход от подчас довольно большой возбужденности во время перемены к спокойной сосредоточенности, необходимой для работы на уроке.
Я стремлюсь максимально использовать время на уроке, чтобы ничто не отвлекало детей от дела. Важно начать урок, сразу овладев вниманием детей. Стоит на минуту замедлять с началом, что – то поискать в сумке, заглянуть в журнал, кого – либо спросить – и деловое настроение гаснет.
Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что люди плохо трудятся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.
Большое значение для воспитания внимания имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно – воспитательной работы. Сюда входят правильно составленное расписание, гигиенические условия проведения уроков и перемен, здоровый психологический климат классных коллективов и др.
Конечно правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко. Поэтому нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, также как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения, также подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и с каждым отдельно.
Внимание учащихся в большой степени зависит от самого учителя: его настойчивости, глубокой заинтересованности в своем деле и умения самому быть целеустремленным, организованным, учителю необходимо обладать высоко развитой способностью: быть внимательным ко всему, что происходит на уроке.
Внимательность учителя является своеобразным педагогическим умением.
Особенно необходимо следить учителю за тем, насколько внимательны ученики к учебной работе на уроках, верно ли направлено их внимание, достаточно ли сосредоточены для понимания учебного материала и выполнения самостоятельной работы.
Своевременное воздействие учителя предупреждает начинающегося ослабления сосредоточенности в работе учеников. Если же учитель, видя ослабление внимания учащихся, не принимает нужных мер, это приводит к дальнейшему ухудшению внимания учеников на уроке.
Огромное значение в работе учителя имеет распределенность внимания. Работая с учениками в классе, учитель находится в непрестанно меняющейся обстановке: каждый ученик требует к себе особого внимания.
Главное условие воспитания внимания учащихся – разнообразие их работы на уроке.
В целях активизации урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организационный период начала урока. Должна быть проведена предварительно большая подготовка учителя, чтобы приучить учащихся быстро переключать свое внимание от перемены к уроку.
Важно начать урок, овладев вниманием детей. А самое главное – каждом уроке нужно не только обучать: но и воспитывать: без хороших навыков трудолюбия, настойчивости, дисциплины, аккуратности при выполнении работы не может быть хорошей успеваемости.
Для возбуждения и поддержки внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися.
Нужно организовывать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами товарищей, вовремя поправляли их. Когда к исправлению неправильного ответа привлекается весь класс, то этим проверяются знания и умения многих учеников.
Необходимость давать правильное и доступное объяснение нового материала, поддерживать внимание всех учеников обязывает учителя быть сосредоточенным в течении всего урока. Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
При закреплении материала, также как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными учащимися. Закрепление нового материала – важнейший этап урока, облегчающий подготовку к следующим урокам. Важно, чтобы и на этом этапе урока внимание учеников были организовано.
Задание на дом – отдельный этап урока, который занимает различное место: в конце урока, в зависимости от сложности задания и от связи его с изучаемым материалом. Необходимо и на этом этапе урока организовать внимание учащихся.
Волевую сосредоточенность следует поддерживать разнообразными видами учебных занятий, внеклассной и домашней работой. Младшие школьники быстро утомляются от напряжения, здесь надо дать детям минуту отдыха. Лучший отдых от умственной работы дают физкультминутки. Например – Основная стойка за партой.
1. Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт слова.
2. Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали повертели –
И работать захотели.
Руки вперед вверх, вперед в стороны, вперед. Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть.
Три хлопка в ладоши, три круговых движений кистью рук.
3. Поработают немножко
Мы даем им отдохнуть
Постучали, повертели
И обратно в путь.
Четыре раза встать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистью рук. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Сесть, руки положить на парту.
В классе проводим соревнование по рядам “Чей ряд лучше?” Когда замечаю, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются маленькие шалости, то заставляю пропеть какую-нибудь песенку, и все придет опять в порядок.
Большое значение в воспитании внимания имеет наглядность. Наглядность дает ясность восприятия, вызывает и поддерживает внимание, облегчает учащимся понимание изучаемого материала и поэтому содействует прочному и глубокому усвоению знаний. Использую наборы разных предметных и сюжетных картинок в работе по развитию речи. Дети показывают картинку и по слогам произносят: ко-зы.
Теперь назовите слова из трех слогов. И вот названия найдены: ко-ро-ва, со-ба-ка. То же проделали с птицами, рыбами. Молчаливая игра. Показываю картинки: барабан, дом, машина, огурец, лук. Дети должны поднять карточки с одной, двумя, тремя полосками.
Игра: “Будь внимательным”. Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Р. Крыша, рябина, береза, крыло, кричит, грач, тряпка, порядок, лагерь.
Зазвенел звонок веселый
Наш учитель у доски,
Мы пришли сегодня в школе,
Мы теперь ученики!
Числительные один – четыре
Раз, два, три, четыре,
Меня в школе научили
И читать, и писать,
И считать, и рисовать.
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет,
Птичка улетела.
Звездочку мне дали
Нет её милей
Звездочку ношу я
На груди своей…
Яркими лучами
Звездочка горит.
И со мной как будто
Ленин говорит.
Как весело живется
Мы весело живем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружится.
Существенное условие успешного обучения – это воспитание у детей привычки быть внимательным ко всему тому, что говорит и что делает учитель в классе, а также к ответам своих товарищей. Внимание – необходимое условие для приобщения ребенка к знаниям и в особенности знаний по математике. Многие ошибки ученика в математических работах не только в первом, но и в последующих классах, объясняются недостатком внимания при выполнении работы.
В класс приходят дети с неустойчивым вниманием, не умеющие слушать учителя. Учитель должен уже на первых уроках математики начать работу над воспитанием у детей привычки внимательно слушать его речь и точно выполнять его задания.
На уроках математики для воспитания внимания использую предметных картинных наглядных пособий, карточки для развития внимания детей и занятия устным счетом.
Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно.
Возможен ли процесс обучения если внимание у ребенка не сформировано
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Развитие ребенка – не только долгий, но и сложный процесс.
Статья:
Развитие ребенка – не только долгий, но и сложный процесс. Он включает в себя несколько этапов и требует концентрации на пяти основных навыках – внимании, логики, памяти, эрудиции и обучаемости. Сегодня мы подробно поговорим о внимании и рассмотрим несколько полезных упражнений вместе с вами.
Что такое внимание?
Внимание – понятие из раздела когнитивной психологии. Оно означает избирательную направленность восприятия на тот или иной объект. Есть и другой вариант определения, который гласит, что внимание — это сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.
Зачем развивать внимание?
Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.
Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.
Виды внимания
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.
Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).
Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.
Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
Как развивать внимание у детей?
Развитие внимания начинается с первых месяцев жизни ребенка и продолжается по мере взросления. Оно подразумевает под собой укрепление непроизвольного и формирование навыка произвольного внимания.
Наиболее существенное влияние на развитие внимания у ребенка оказывает речь, развиваемая под воздействием обучения, копирование поведения взрослых людей и умственная деятельность.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников
В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.
Упражнение №1
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.
Упражнение №2
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:
Упражнение №3
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.
Упражнение №4
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит.
Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):
Упражнение №5
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:
Упражнения для школьников (1-4 класс)
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ: Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью.
Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно.
Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.
Упражнение №6
Задание: Мальчик Витя собрался на рыбалку. Но он не знает, что ему нужно взять на озеро, а что можно оставить дома. Помоги Вите собраться – найди предметы, которые не нужны на рыбалке.
«Развитие внимания младших школьников в процессе обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Развитие внимания младших школьников в процессе учебной деятельности»
Каждому школьнику в процессе обучения не раз приходилось слышать от родителей и учителей такие фразы: «Сосредоточь внимание», «Не отвлекайся», «Будь внимательнее». Но что же представляет из себя внимание как психический процесс, и каким образом можно его развить
Актуальность проблемы развития внимания в учебном процессе на сегодняшний день является очень высокой : внимание позволяет человеку выделять из окружающего мира значимые для него объекты, акцентировать на них свою сознательную деятельность; отбирать нужную информацию.
Под концентрацией внимания понимается степень его сосредоточенности на воспринимаемом объекте или явлении. Переключаемость внимания выражает его гибкость, то есть способность осмысленно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Это свойство внимания позволяет человеку быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, переходить от одного вида деятельности на другой.
Говоря о свойствах внимания, необходимо также отметить такую его особенность как рассеянность. Часто мы используем данное понятие, приравнивая его к слову «невнимательность». Однако это не всегда так: рассеянность может проявлять себя в невозможности сосредоточения на одном предмете и высокой переключаемость с одного объекта на другой – это так называемая подлинная рассеянность Причины подлинно рассеянного внимания очень разные
Во-первых, причиной рассеянности может быть умственные или физические перегрузки, что часто связано с загруженностью детей, с большим количеством получаемой информации и впечатлений. Вот почему следует в учебное время стараться ограничивать детей в просмотре телевизора, посещения шумных мероприятий с большим количеством людей.
Во-ввторых, рассеянность возникает также в случае посещения сразу нескольких кружков и секций. Дети не могут правильно распределить время на учебу и отдых, не могут правильно спланировать свой день. Такая неупорядоченность мешает учиться и поэтому наблюдаются пробелы в знаниях
Школа и начало учебной деятельности имеет особое значение в процессе формирования внимания. Младший школьник еще не способен удерживать в поле зрения большое количество предметов. Это объясняется тем, что внимание в младшем школьном возрасте, в основном, носит непроизвольный характер.
Важнейшим фактором внимания ребенка в процессе обучения или в игре является интерес. В связи с этим дети становятся более внимательными при выполнении одних видов учебных занятий и часто бывают рассеянными при других. Л.С. Выготский подчеркивал, что в основе рассеянности внимания школьника лежит несовпадение двух линий в процессе обучения: собственные интересы ребенка и те занятия, которые предлагает учитель. Нужно отметить, что существуют определенные факторы, которые стимулируют возникновения интереса, например, правильное соотношение известного и неизвестного при подаче информации; преподнесение материала, на основе которого можно задействовать формирование ассоциаций и работу воображения; построение работы на основе задавания нестандартных вопросов, постановки проблемы и т.д.
Оптимальные условия для успешного развития внимания в процессе обучения
Эффективность обучения, особенно в младших классах, зависит от степени внимательности детей на занятиях. И именно невнимательность часто является главной причиной неуспеваемости школьников.
В первую очередь в младших классах большое значение в развитии произвольного внимания имеют специальные игры, так как в этом возрасте внимание более устойчиво при выполнении внешних действий, а не внутренних, интеллектуальных. Поэтому в ходе проведения урока учитель должен периодически чередовать умственные действия и игровые.
С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, часто используя такие фразы, как: «Смотрите все на меня», «Внимание» — подобные обращения эффективны, но нужно отметить, что некоторые ученики могут невольно привыкнуть только к внешнему выражению внимания. Для этого учителя иногда используют такой прием: вызвать внешне внимательного ученика и попросить его повторить только что сказанное.
По мнению В.А. Крутецкого, постепенно развить произвольное, а затем и послепроизвольное внимание учащихся можно при соблюдении таких условий, как:
Воспитание чувства ответственности и постоянной тренировки волевого усилия. У учащихся необходимо постепенно воспитывать стремление добиваться целей, формировать умение самому заставлять себя быть внимательным.
Построение правильной организации урока. Для этого необходимо соблюдать рабочий ритм занятий, отводить время и на пассивное слушание материала, и на его практическое выполнение. Также не исключать яркость и новизну изложения информации с помощью образной, выразительной речи учителя. Особенно важным является нахождение оптимального темпа ведения урока.
Формирование интереса к процессу обучения. Это не значит, что каждый урок должен быть наполнен необычными способами преподавания или частой сменой деятельности. Здесь важно, чтобы учащиеся поняли, что не вся информация, которую они получают, необычна, интересна, занимательна, но при этом она имеет большую практическую и познавательную значимость.
Знание учителем индивидуальных особенностей каждого ученика. Особенно важно, чтобы учитель знал о нарушениях работы психических процессов учащихся, если таковые имеются для физических движений на переменах
В заключение описания основных оптимальных условий развития внимания необходимо отметить, что также немалую роль в этом непростом процессе играет личность учителя. Личный авторитет педагога, его заинтересованность в успешном преподавании, индивидуальный подход – все это является прочной основой воспитания у учащихся внимания и интереса в процессе обучения, без которых невозможно полное усвоение учебного материала.
Наиболее значимые свойства внимания, такие как устойчивость, концентрация, переключаемость и объем можно тренировать с помощью специально подобранных методик и упражнений.
Таким образом, методика развития внимания должна опираться на такие принципы, как:
активное включение учащегося в процесс какой-либо деятельности (решение задач, пересказ текста, творческие задания и т.д.);
создание психологического комфорта, в условиях которого ребёнок не концентрировался бы на своих неудачиах не принижал своих достоинств. Для этого педагог может сотрудничать со школьной психологической службой и родителями;
учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка;
тренировка внимания должна проводиться в определенной последовательности: начинаться с простых упражнений, затем добавлять более сложные;
включение упражнений на разные свойства внимания: сначала для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости, распределения и переключаемости (порядок может меняться, в зависимости от особенностей каждого отдельного учащегося);
соблюдение цикличности проведения методик, то есть включение развивающих упражнений в уроки должно проводиться определёнными циклами, продолжительность которых составляет примерно два месяца (2-3 раза в год).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие внимания школьников зависит от многих условий, таких как: формирование педагогом чувства ответственности и волевых усилий у школьников; создание правильной организации урока с оптимальным темпом работы, а также условий для самостоятельной творческой работы; личность педагога, который должен учитывать индивидуальные особенности внимания, его профессиональный опыт и стремление передать знания в наиболее понятной, доступной и интересной форме.