возможно ли взаимосвязь между мозгом и психикой объяснить с позиций физиологического параллелизма
1. Соотношение психологического и физиологического
Среди ученых, признающих связь психики и физиологии мозга распространены три точки зрения на характер этой связи.
I. Психофизиологический монизм. Физиологический процесс не зависит от психического, всю жизнедеятельность человека можно описать в понятиях физиологии. Применительно к человеку это приводит к биологизаторству, к постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими механизмами.
II. Психофизиологический параллелизм. Физиологические и психологические явления функционируют параллельно. Такую позицию занимают иногда некоторые руководители, забывая о физиологии человека – свойствах нервной системы, задатках – в ложном убеждении, что приказом, принуждением можно решить все. Такое мнение – проявление некомпетентности.
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиваться болезни.
2. Основные процессы, механизмы и закономерности высшей нервной деятельности.
Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической деятельности – мозг –и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека. На протяжении длительной эволюции органического мира – от простейших одноклеточных животных до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись.
Так, у одноклеточного организма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены. У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов. Специализация разделяет органы и функции, а целостная жизнедеятельность организма требует непрерывной связи между ними, что достигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.
-аксон- длинный отросток, приспособленный для проведения возбуждения от тела нейрона.
-дендрит- короткий и сильно разветвленный отросток.
Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.
Центральная нервная система – (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг – он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов.
Для того, чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо иметь представление о функциональной организации человеческого мозга. Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом А.Р. Лурия.
дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов, обмена веществ. От моста отходят лицевые и слуховые нервы. Мозжечок участвует в координации движений, поддержании позы и равновесия тела.
С участием нервов среднего мозга осуществляются рефлексы на свет и звук, движение глаз, поворот головы; реакции поддержания тонуса мышц.
Передний мозг состоит из промежуточного мозга и больших полушарий. Центры промежуточного мозга управляют функциями внутренних органов, регулируют температуру тела, отвечают за чувство жажды, голода и насыщения.
Кора больших полушарий отвечает за восприятие всей поступающей в мозг информации (зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой). Именно с функциями коры связана мыслительная и речевая деятельность и память.
В основе работы мозга лежит рефлекс ( лат. – отражение), т.е. закономерно возникающий ответ организма на раздражение, идущее из внешней среды или внутренних органов. Подробно проанализировал
рефлексы головного мозга выдающийся русский ученый И.М. Сеченов (1829-1905). Рефлекторный принцип психической деятельности позволил ему сделать вывод о причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями.
Идеи И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.П. Павловым (1849-1936), который открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой. Совокупность взглядов И.П. Павлова на эти закономерности обычно называется учением о высшей нервной деятельности.
Основные положения этого учения заключаются в делении всех рефлексов на безусловные и условные. Безусловные, возникающие непроизвольно (безусловно), если на организм действует внешний или внутренний раздражитель. Условные, которые возникают только при определенных условиях. Безусловные рефлексы являются врожденными. К ним относятся инстинкты, которые так или иначе воздействуют на поведение человека, определяют те или иные поступки, оказывают определенное влияние на принятие решений. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. В теории К. Юнга инстинкты рассматриваются как архетипы- врожденные первообразы, обуславливающие поведение. На сегодняшний день научным путем доказано, что инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожить его. Из всего многообразия определений наиболее приемлемым является такое, которое определяет инстинкт как совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Имеются попытки классифицировать инстинкты по их биологическому и физиологическому значению. По данным школы И.П. Павлова, можно выделить следующие инстинкты: пищевой, оборонительный, половой, родительский, групповые.
Согласно концепции В.И. Гарбузова можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Обычно у человека доминируют один или несколько инстинктов, остальные выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности. На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения.
Условно-рефлекторную деятельность коры больших полушарий И.П. Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.
Но у человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Эта прибавка – человеческая речь. Слово – это уже вторая сигнальная система.
Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. На этой основе, а также на теории установки Д.Н. Узнадзе можно объяснить природу механизма внушения. Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определенный механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их. Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определенном очаге коры головного мозга. Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. При внушении происходит передача мыслей, настроения, чувств, поведения и достигается не согласие, а
принятие партнером информации, основанной на готовом выводе.
Внушение делится на три типа:
Прямое внушение. В этом случае прямо формируется то, что нужно сделать. Фразы отличаются однозначностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном.
Косвенное внушение. Используются более мягкие формулировки, меньшая категоричность и давление, чем при прямом. Примером является обычный намек.
Самовнушение (внутренние установки, формулы самовнушения). Оно требует довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с преодолением внутренних колебаний.
3.Структура психики человека. Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).
Возможно ли взаимосвязь между мозгом и психикой объяснить с позиций физиологического параллелизма
Вопрос о том, что такое сознание и как оно взаимодействует с материей, волновало человечество с древнейших времен. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс написал, что «великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», … «духа к природе». … «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» [5]. Наряду с монистическими философскими направлениями (материализмом и идеализмом) в древнейшие времена начало формироваться еще одно направление – это так называемый классический философский дуализм – учение, базирующееся на признании одновременного вечного существования двух абсолютно независимых субстанций: материи и сознания. Дуалистическое направление в философии было призвано найти условия примирения между материализмом и идеализмом. В настоящее время философы, придерживавшиеся изначально монистических убеждений, все чаще переходят на позиции дуализма [4], т.к. философский дуализм допускает большую степень свободы в постижении сути материи и сознания, а также взаимодействия между ними [1]. Кратко рассмотрим основные дуалистические направления эволюции философской мысли.
Дуалистические философские концепции
Основным вопросом, отличающим дуалистические теории друг от друга, является вопрос о том, какие отношения существуют между физическим миром (материей) и нефизической ментальной реальностью (сознанием). Известны три основные концепции: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм [1].
Основой интеракционизма является картезианский дуализм, предложенный Рене Декартом. Название «картезианский» такой дуализм получил в честь его основателя, так как Декарт (фр. Descartes) по-латински означает Картезий (лат. Cartesius). По мнению Декарта, ментальный мир отличается от физической материи. Физическое тело человека представляет собой не мыслящую материю, занимающую место в пространстве. В отличие от физического тела, ментальная субстанция (душа, разум, сознание) не занимает место в пространстве. Это – единая, цельная душа, которую невозможно разделить на части, как физический объект. Декарт полагал, что душа человека кардинально отличается от его тела и не зависит от него и может продолжать существовать без материальной оболочки человека. Однако, согласно Декарту, между телом и душой существует тесная связь. Душа не может находиться ни в одной определенной части тела, тем не менее, причинная связь между душой и телом осуществляется через мозг, а точнее через небольшую железу, которая называется шишковидным телом. Картезианский интеракционизм предполагает двустороннее причинное взаимодействие между мозгом (телом) и душой (сознанием), не раскрывая природу этого взаимодействия.
В [1] говорится, что основная идея современного интеракционизма «заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием». Различают два пути взаимодействия: «снизу вверх» и «сверху вниз». Путь «снизу вверх» начинается с физического воздействия внешней среды на органы чувств с последующей трансформацией этого воздействия в нейронные импульсы, которые поступают в головной мозг, «после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активность мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия».
Одна из основных проблем интерактивного дуализма заключается в том, что интеракционизм никак не объясняет природу двустороннего взаимодействия сознания и мозга. Способ избавиться от этой проблемы предлагает эпифеноменализм, который отрицает возможность ментальной причинности, т. е. идеи о том, что события в сознании влияют на физический мир. «Иными словами, нефизическая ментальная реальность не может причинно влиять на физическую материю, или на активность мозга. Однако эпифеноменализм признает другую причинность: влияние физического мира на мир ментальный. Физические изменения в сенсорных системах и в мозге вызывают осознанные события в нашей субъективной психологической реальности. Благодаря однонаправленной причинности от внешнего мира к мозгу и далее к сознанию мы осознанно ощущаем и воспринимаем окружающий нас мир. Физическая мозговая активность вызывает явления двух типов: дальнейшие изменения в мозге, которые в конечном итоге становятся причиной нашего поведения, доступного наблюдению, и таких событий в сознании, как ощущения, восприятия, мысли, намерения и планы действий. Однако нефизические события в сознании не имеют никакого причинного результата. Они не вызывают никаких изменений в мозге и никаких дальнейших событий в сознании. С причинной точки зрения события в сознании – это тупик. Их сравнивали с нематериальными тенями, которые отбрасывает физическая мозговая активность, с тенями, которые «слоняются вокруг» мозговой активности, или, возможно, «над» ней, но не выполняют решительно никакой работы и не оказывают никакого влияния ни на что» [1]. Если интеракционизм не объясняет механизмы ментальной причинности, то эпифеноменализм решительно отрицает сам факт ее существования. Эпифеноменализм пытается объяснить поведение человека исключительно физическими причинами. Физическая стимуляция вызывает изменение состояния мозга, что приводит к дальнейшим изменениям состояния мозга, в свою очередь вызывающих поведение, которое можно наблюдать.
Если эпифеноменализм, отрицая причинное влияние ментального мира на мир физический, избавился на половину от проблемы причинного взаимодействия ментального и физического, то дуалистический параллелизм напрочь отрицает какую бы то ни было причинную связь между физическим и ментальным мирами. Параллелизм утверждает, что между этими двумя мирами существует лишь идеальная корреляция и события, происходящие в них, строго синхронизированы. Г. Лейбниц считал, что существует заранее установленная Богом гармония, которая синхронизирует физические и ментальные события без всякой причинно-следственной связи между ними.
Новую концепцию философского дуализма предложил Д. Чалмерс [4], которую он назвал натуралистическим дуализмом. В основе этой концепции лежит понятие супервентности. Согласно Чалмерсу, «супервентность – это отношение между двумя множествами свойств: В-свойствами – интуитивно, высокоуровневыми свойствами и А-свойствами – более фундаментальными, низкоуровневыми свойствами». Основой для дефиниции супервентности является следующая формула: «В-свойства супервентны на А-свойствах, если невозможны две ситуации, тождественные в плане А-свойств, но различные в их В-свойствах». Чалмерс утверждает, что сознание супервентно на физическом. Он пишет, что данный дуализм натуралистический потому, «что здесь предполагается, что все обусловлено сетью базовых свойств и законов, и потому, что он совместим со всеми результатами современной науки. И подобно натуралистическим теориям в других сферах, это воззрение допускает объяснение сознания в терминах базовых естественных законов. Сознание не обязано быть каким-то уж особо трансцендетальным, это просто один из естественных феноменов. Происходит лишь расширение нашей картины мира. Иногда «натурализм» считают синонимом «материализма», но мне кажется, что приверженность натуралистическому пониманию мира может остаться даже в случае краха материализма». Можно полагать, что натуралистический дуализм является слабой версией эпифеноменализма.
Анализ рассмотренных выше дуалистических теорий: интеракционизма, эпифеноменализма, параллелизма и натурализма показал, что эти теории наряду с сильными сторонами имеют и слабые стороны, которые не позволяют им претендовать на роль адекватной теории связи материи и сознания. Принципиально новая теория философского дуализма предложена в работе [3], в основе которой лежит концепция взаимообусловленности материи и сознания. Рассмотрим основные положения этой теории.
Взаимообусловленность материи и сознания
В настоящее время свойства материальных объектов микро-, макро- и мегамиров изучены достаточно хорошо, чего нельзя сказать о свойствах сознания. В работе [2] рассмотрены процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти и воображения, которые не только характеризуют в каждый момент времени состояние сознания человека, но формируют и развивают его, и показано, что эти процессы несут в себе элементы случайности. Это обусловлено внутренне присущим случайным характером физического и психического состояний человека в процессе его деятельности, принципиальной невоспроизводимостью в полном объеме психосоматического состояния человека от эксперимента к эксперименту, а также физиологическим, психологическим и информационным шумами при работе головного мозга. Следовательно, детерминизм сознания человека и, соответственно, детерминизм его знаний об окружающем мире реализуются через случайность.
В [2] показано, что существующие теории сознания, так или иначе, учитывают важную роль головного мозга в формировании сознания. О сознании можно судить только по изменению состояния нервной системы человека и, в частности, головного мозга, которое может произойти в результате совершения работы над головным мозгом, а значит и самим головным мозгом. В связи с этим было высказано предположение, что сознание – это работа нервной системы человека, как центральной (головного и спинного мозга), так и периферической (нервов и ганглий, для передачи сенсорных и двигательных сигналов между центральной нервной системой и различными органами человека). В результате такой работы имеет место как запись, так и воспроизведение информации. Это сопровождается энергетическим, структурным и другими изменениями самой нервной системы. Основные процессы, связанные с обработкой поступающей информации, ее хранением и воспроизведением, протекают в головном мозге, поэтому в дальнейшем под сознанием будем понимать работу головного мозга, имея в виду, что на самом деле работает вся нервная система.
Нервная система является открытой системой, она взаимодействует с внутренними органами человека и внешним миром, обмениваясь с ними веществом, энергией и информацией. Например, когда человек смотрит на предмет, то фотоны, отраженные от этого предмета и имеющие энергию, несущую информацию об его цвете и форме, поступают в глаз человека. В глазу под действием фотонов происходят биохимические процессы, в результате которых световой сигнал преобразуется в электрические импульсы, несущие информацию о предмете. Эти импульсы по нервным волокнам поступают в головной мозг, заставляя его работать. Работа мозга приводит к изменению его состояния, например, к появлению новых нейронных ансамблей, несущих информацию о цвете и форме предмета. Если попросить человека закрыть глаза и увидеть предмет «внутренним зрением», то окажется, что будут работать те же нейронные ансамбли, что и при записи информации о предмете. Можно утверждать, что сознание в мозге человека не содержится, поскольку оно представляет собой работу (процесс), которая по своей сути не может содержаться ни в каком теле, она может только совершаться. О том, совершается работа или нет, можно судить по тому, происходит изменение состояния тела (системы) или нет.
Аналогом сознания в физике может служить теплота. Теплота в теле не содержится. Однако иногда говорят о передаче некоторого количества теплоты от одного тела к другому, подразумевая под этим работу, которая совершается на микроуровне. Когда приводится в соприкосновение более нагретое тело с менее нагретым, то приповерхностные частицы (атомы, ионы, молекулы) более нагретого тела, имеющие бoльшую кинетическую энергию, взаимодействуя с приповерхностными частицами менее нагретого тела, совершают над ними работу. В результате этого изменяются состояния взаимодействующих тел (нагретое тело остывает, а холодное нагревается), и температуры тел выравниваются, а это означает, что внутренняя энергия исходно более нагретого тела уменьшается, а исходно менее нагретого тела увеличивается.
Таким образом, сознание (работа головного мозга) сопровождается изменением энергетического состояния мозга, а, следовательно, физических, биологических, структурных и других характеристик самого мозга, в частности образованием нейронных ансамблей. В свою очередь мозг, находясь в новом состоянии, может совершить новую работу, т.е. может явиться причиной появления нового сознания. Отсюда следует, что материя «рождает» сознание (работу), которое в свою очередь «рождает» материю (формирует материальные объекты с новыми свойствами). Такая взаимообусловленность материи и сознания является фактически универсальным законом природы, который решает отмеченные выше противоречия и позволяет вложить новое содержание в философский дуализм. Такой дуализм может быть назван взаимообусловленным дуализмом или интердипенденсизмом (от англ. interdependence – взаимообусловленность).
Действие закона взаимообусловленности материи и сознания можно проследить на примерах эволюции всех видов и форм объектов природы. Рассмотрим это на примере эволюции системы, состоящей из протона и электрона. В этой материальной системе сознание находит свое проявление в виде работы электростатических сил, приводящей при определенных условиях к образованию атома водорода, как новой формы материи, которой свойственно новое сознание, формирующее в свою очередь новую форму материи в виде молекулы водорода и так далее вплоть до живой материи. Следует отметить, что когда атом изолирован от окружающей среды, то его состояние не изменяется, следовательно, сознание не проявляет себя. Однако электрон внутри атома движется вокруг ядра случайным образом, то приближаясь, то удаляясь от него. Это означает, что электростатические силы внутри атома на «микроуровне» совершают случайным образом положительную работу при приближении электрона к ядру и отрицательную работу при удалении его от ядра. Следовательно, и сознание на «микроуровне» проявляет себя случайным образом. Поскольку среднее значение энергии электрона в изолированном атоме остается неизменным, то работа электростатических сил внутри атома в среднем равна нулю, и сознание в среднем не проявляет себя.
1. Анализ известных философских дуалистических теорий, таких как интеракционизм, эпифеноменализм, параллелизм и натурализм показал, что эти теории наряду с сильными сторонами имеют и слабые стороны, которые не позволяют им претендовать на роль адекватных теорий связи материи и сознания.
2. Показано, что новая теория философского дуализма (интердипенденсизм), в основе которой лежит концепция взаимообусловленности материи и сознания, позволяет с мировоззренческих позиций логически непротиворечиво объяснять природные явления.