возможности учреждений культуры создавать воспринимать реализовывать нововведения на практике
Педразвитие
Автор: Локтионова Эльвира Николаевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО «Дом детского творчества»
Населённый пункт: г. Норнильск
Наименование материала: Статья
Тема: «Значение и внедрение инновационных форм культурного досуга»
Раздел: дополнительное образование
«Значение и внедрение
инновационных форм культурного досуга
в современных условиях»
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление»,
новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях
в 19 веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в
другую. В начале 20 века возникла новая область знания – инноватика – наука
о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности
технических нововведений в сфере материального производства.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального
изучения на Западе примерно с 50 – х годов 20 века и в самом конце 20 века в
России. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение нового: новый –
впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно,
взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому
или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Следует отметить, что в толковании термина ничего не говорится о
прогрессивности и об эффективности нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, а также
организацию совместной деятельности педагога и обучающихся.
Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации»,
употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в
категориальный аппарат педагогики.
Инновация – нововведение в определенную деятельность, изменения в
содержании технологии работы, имеющие целью повышения их
эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в
формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под
инновационным процессом понимается комплексная деятельность:
По созданию (разработке) нового
По освоению новшеств
По использованию нового
По распространению новшеств
Новшества могут быть:
Разработанными работниками учрежждений
Случайно открытыми в порядке индивидуальной творческой
Динамика, результативность и другие особенности нововведения
зависят от инновационного потенциала организации или учреждения.
Инновационный потенциал работников в современных условиях – это
способность создавать, воспринимать, реализовывать нововведения на
практике и своевременно избавляться от устаревшего,
нецелесообразного в работе. Эта способность является
преимущественно следствием стремлений творческого коллектива,
положительного отношения к нововведениям.
Нововведения – это новые качественные состояния концертной
практики, формирующиеся при внедрении технических достижений,
при использовании передового опыта проведения концертных
Нововведение при таком рассмотрение понимается как результат
инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие
трех основных этапов:
2)разработка идеи в прикладном аспекте
3)реализация нововведения в практике
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный
цикл. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в
является инновационной деятельностью. Для традиционных систем
характерно стабильное функционирование, направленное на
поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся
систем характерен поисковый режим. В Российских развивающихся
досуговых системах инновационные процессы реализуются в
Формирование нового содержания работы
Разработка и внедрение новых технологий
Создание новых форм осуществления культурно – досуговой
Кроме этого, творческий коллектив ряда концертных организаций
занимается внедрением в практику инноваций уже ставших историей.
Так формы мероприятий, проводимых, с детьми по-прежнему
Различные игровые программы с элементами театрализации
Театрализованные и познавательные конкурсные программы
Концерты в виде игры – путешествия
Для молодежи проводятся мероприятия:
Информационно – познавательные программы
Вечера современной музыки
К инновационным формам работы сегодня можно отнести следующие
формы: акции, шоу, флэ- мобы, корпоративы, перформанс, хеппинг.
Тимбилдинг (корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение
коллектива), батл – это вид конкурса либо поединок между группами или
отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы или
Популярными становятся благотворительные акции, выезды с
концертными программами, целевые экспедиции – этнографические,
экологические, фольклорные и так далее. Очень актуальными стали
Детские недели, являющиеся комплексными формами работы. Так как
они привлекают внимание большой аудитории. С этим связано
появление детских недель – музыки, книги, театра и других.
Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за
последние годы новые качественные очертания. Во многом это
диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта
область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и
необходимость говорить об эксклюзивных культурно – досуговых
программах в сфере досуга.
Эксклюзивные культурно – досуговые программы – это всегда
инновации, так как в досуговой сфере культурная программа не может
долго оставаться таковой в связи с развитием этой сферы и
мгновенными ответными действиями конкурентов.
В решении проблем организации такой деятельности часто преобладает
коммерческий подход. Часть инноваций в данной сфере опирается на
американский и европейский опыт.
У организаторов культурно – досуговой деятельности по-прежнему
популярны методы художественного воздействия на личность, такие как
организация непосредственного восприятия произведений искусства,
методы иллюстрации, театрализации и метод игры.
Среди современных средств культурно – досуговой деятельности первое,
что необходимо назвать – это использование новейших компьютерных и
технических средств. Электронные цифровые технологии,
обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой
технологии практически всех традиционных видов информации: текста,
фото и видео изображения, цвета, звуков, анимации: текстовой,
художественной, специальной, научной, технической, справочной,
управлеченской и т.д.
На этой основе и возникают формы потребления услуг и способов их
оказания. Это экранная культура, электронные галереи и т. д. Возникают
и новые виды творчества – видео – арт, медиа – арт, медиа – дизайн,
Благодаря этому совершенно новые смыслы приобретает искусство и
Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит,
однако отметить и некоторые сложности и проблемы. Это и проблемы
авторского права, интеллектуальной собственности, так как обеспечить
Инновационные формы взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий
Целью исследования является анализ взаимодействия между культурным наследием и творческими индустриями и изучение процессов модернизации данного взаимодействия.
Объектом исследования являются учреждения культуры и организации творческих индустрий.
Основными задачами исследования являются: (1) изучение возможностей и способов взаимодействия между учреждениями, опирающимися в своей работе на культурное наследие, и организациями творческих индустрий; поиск инновационных форм такого взаимодействия; (2) обобщение российского и зарубежного опыта взаимодействия учреждений культуры и организаций творческих индустрий; (3) разработка концепции инновационных институтов как формы сотрудничества учреждений культурного наследия и организаций творческих индустрий; (4) изучение и систематизация практики взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий на региональном и международном уровнях; (5) исследование отраслевых особенностей взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий.
На первом этапе работы в основном были использованы качественные методы исследования. Основной акцент был сделан на анализ теоретических работ в области экономики и управления организациями и учреждениями креативных индустрий и культурного наследия, а также сборе, систематизации и изучении фактографического материала в сфере практик взаимодействия творческих индустрий и культурного наследия. Получен массив лучших практик организации взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий в России, Финляндии и Китае.
Материалы проведенных исследований активно использовались в учебном процессе при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом дипломный проект А.Сорокиной, выполненный по тематике исследования под руководством В.Э.Гордина, занял I-е место на конкурсе студенческих научных работ НИУ ВШЭ по направлению «Менеджмент».
Методические рекомендации «Организация инновационной деятельности в муниципальном бюджетном учреждении «Тяжинский центр дополнительного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Глава1. Теоретические основы инновационной деятельности………………. 7
Глава 2. Организация инновационной деятельности в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования
2.1. Обучение педагогических работников учреждения инновационным
2.3. Результаты внедрения инновационной деятельности………………. 19
В настоящее время в России идет активный процесс формирования новой системы образования, ее переориентации на социализацию и становление активной жизненной позиции личности учащегося. Все это не могло не повлиять на содержание и структуру дополнительного образования.
В современном мире дополнительное образование рассматривается как одно из приоритетных направлений российской образовательной политики. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации дополнительного образования определяют важность и значение системы дополнительного образования, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В настоящее время система дополнительного образования это мощный импульс развития в сфере предоставления бесплатных дополнительных образовательных услуг, новых возможностей для творческого развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации в обществе, освоение им духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа через внедрение современных инновационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим огромное значение приобретает личность педагога дополнительного образования, способная научить воспитанника ориентироваться в современном мире, быть коммуникабельным и мобильным, уметь решать нестандартные ситуации. Всё это, требует сегодня от педагога знания тенденций инновационных изменений в образовании, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения и воспитания; понимания сущности педагогических технологий, знания интерактивных форм и методов обучения; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а так же особенности и эффективность применяемых педагогических технологий. Поэтому в настоящее время огромную важность приобретают вопросы внедрения инноваций в обучение и воспитание подрастающего поколения. Для успешного применения инноваций нужны определенные педагогические знания и умения, способные адаптировать в учреждении те или иные технологии. Следовательно, назрела необходимость в получении данных знаний и умений. Актуальность и важность обозначенной проблемы для педагогической практики нашего учреждения, ее недостаточная изученность педагогами дополнительного образования послужили основанием для определения темы моей работы «Организация инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей».
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. рассмотреть и изучить вопросы теории данной проблемы в научной литературе О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова «Развитие школы как инновационный процесс», С. Д. Полякова «В поисках педагогической инновации», А. И. Пригожего «Нововведения: стимулы и препятствия»;
2. изучить опыт работы по данной проблеме муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района г. Кемерово и Центра детского творчества «Планета» г. Томска;
3. отобрать и внедрить направления деятельности, которые позволят обеспечить инновационную деятельность.
Данные методические рекомендации помогут разобраться как в сущности инновационного процесса, так и в способах её квалифицированной практической организации на местах. Материалы освещают теоретико – методологические и организационно – практические аспекты инновационной деятельности в системе дополнительного образования. Они построены в виде «пошагового» движения от зарождения идеи инновации до конкретных представленных результатов.
Материалы адресованы педагогам разных категорий, руководителям, работникам методических служб учреждений дополнительного образования, а также тем, кто интересуется вопросами организации педагогических инноваций.
Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности
Активные исследования по вопросу теории инновационного развития в образовании ведутся с 30-х гг. ХХ века. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в науку и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных в работах: О. Г. Хомерики, М. М. Поташника, А. В. Лоренсова «Управление развитием школы», С. Д. Полякова «В поисках педагогической инноватики», А. И. Пригожего «Нововведения: стимулы и препятствия». Как отмечает Н. Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и ее понятийного обеспечения стали предметом специального исследования у исследователей Ж. Аллака, Э. Д. Днепрова, Ю. С. Колесникова, В. Н. Турченко. Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И. Р. Юсуфбековой.
Тем не менее, на сегодня нет единого подхода к определению инновации. В каждом учреждении существует своё понимание этого явления, которое отражает специфику работы и проблемы учреждения, и подходы к их решению. Таким образом, «инновационная деятельность» в понятии нашего учреждения – это деятельность по разработке, поиску, освоению и внедрению в практику нововведений, обусловливающих изменение качества образования.
Можно утверждать, что инновационная деятельность циклична и имеет следующие этапы развития:
анализ деятельности образовательного учреждения;
обозначение проблем, требующих решения;
разработку вариантов решения обозначенных проблем.
апробирование нововведения на практике;
анализ результатов апробирования, их осмысление, определение ближайшего последствия.
Источниками инновационных идей могут быть:
— неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или
расширению деятельности или к постановке проблемы);
— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения
детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск
— появление новых образовательных моделей;
— изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к
образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм
общения и профессионального поведения);
— новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные
методики и технологии).
Глава 2. Организация инновационной деятельности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Тяжинский центр дополнительного образования»
низкая мотивация образовательной деятельности воспитанников и слабая сформированность ключевых умений и навыков творческого
преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к образовательному процессу;
недостаточный уровень профессионализма педагогов в вопросах внедрения инноваций;
недостаточная подготовка учащихся в вопросах развития и охраны своего здоровья;
выраженность различных заболеваний в период пребывания ребенка в школе и Центре.
Таким образом, вышеуказанные факторы объединяют педагогов Центра в одну команду, целенаправленно реализующих в учреждении инновационную деятельность.
2.1. Обучение педагогических работников учреждения
Одним из условий развития инновационной деятельности нашего учреждения становится профессиональная компетенция педагога, его готовность к инновационному обновлению образовательного процесса. Методический совет Центра является органом управления инновационной деятельностью, координирующим методическую деятельность творческих проблемных групп педагогического коллектива: обеспечивает взаимосвязь теоретической инноватики с педагогической практикой, способствует самореализации, самовыражению, саморазвитию личности каждого из педагогов на основе непрерывного повышения квалификации. Профессиональный и творческий рост педагогов Центра дополнительного образования достигается системой непрерывного образования, реализующаяся в двух направлениях (схема 1).
1. О бучение в учреждениях профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации в КРИПК И ПРО г. Кемерово; дистанционное обучение в учреждениях переподготовки и повышения квалификации г. Омска и г.Томска, на сайтах педагогических работников системы интернет; семинары – практикумы, мастер – классы в Областном Центре дополнительного образования, методические объединения по различным направлениям деятельности в информационно – методическом центре профессионального образования Тяжинского района).
2.Обучение внутри учреждения:
2.1.обучение педагогов внутри учреждения имеет разноуровневый подход. Коллектив разделён на группы:
Система непрерывного образования педагогов Центра
педагоги высокого мастерства;
педагоги совершенствования педагогического мастерства;
Процесс обучения в данных группах осуществляется через взаимообучение и взаимопосещение, проведение открытых занятий педагогами разных групп с целью обмена опытом и улучшения качества образовательного процесса. Основной формой обучения педагогов является наставничество.
Обучения педагогов Центра аспектам инновационной деятельности может быть представлена в виде определённой структуры (схема 2).
По масштабности охвата педагогов работа ведётся на трёх уровнях: системном, модульном и локальном.
На системном уровне в той или иной степени в инновационной деятельности участвует весь педагогический коллектив. В данном уровне вся деятельность строится по следующим направлениям:
Обучение педагогов Центра внутри учреждения
«Школа молодого специалиста»
Творческая проблемная группа «Современные педагогические технологии»
Творческая проблемная группа
Индивидуальная работа с каждым педагогом Центра
Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива (приложение 1) (анкетирование коллектива на восприимчивость к новому, информационную мотивационную готовность к освоению нового и другие) позволяет выявить проблемы и барьеры, препятствующие инновационной деятельности, осуществлять индивидуально-ориентированный подход выстраивания взаимоотношений, помогает педагогу в саморефлексии и осмыслении своей деятельности.
Коллективные формы организации деятельности (педагогический совет, методическое объединение, семинары-практикумы), позволяют
рассматривать проблемы и принимать решения по вопросам образовательного процесса всего учреждения, изучать современные социально-педагогических тенденции, современные образовательные и воспитательные технологии, практические подходы по реализации инновационной деятельности.
На модульном уровне инновационная деятельность ведётся «Школой молодого специалиста» и творческими проблемными группами по различным направлениям.
«Школа молодого специалиста» объединяет молодых педагогов и направлена на оказание помощи в профессиональной адаптации, развитие ценностных приоритетов, предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и затруднений в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления. В течение учебного года проводятся заседания, мастер-классы и консультации по проблемам планирования, создания учебно – методического комплекса, разработки и оформления программ дополнительного образования, психолого – педагогическим проблемам взаимодействия с коллективом учащихся. Данное направление работы наглядно демонстрирует положительные результаты.
В учреждении осуществляет свою деятельность проблемная творческая группа «Современные педагогические технологии», которая работает над внедрением в педагогическую практику современных технологий обучения и воспитания (здоровьесбережения, метода проектов, педагогики сотрудничества, учения через обучение, игровых технологий и т. д.). Накоплен определённый положительный опыт разработки и реализации учебных проектов различного типа, объединяющих различное количество участников и ориентированных на разные возрастные группы детей, дающий возможность педагогам апробировать новые методы работы с учащимися, а им приобрести бесценный коммуникативный опыт, примерить на себя различные социальные роли. Анализ работы группы показал, что внедрение новых педагогических технологий вызывает большой интерес своей продуктивностью, даёт возможность наглядно продемонстрировать результаты совместной деятельности педагогов и детей, а так же повышает эффективность учебной деятельности образовательного пространства Центра.
Проблемная творческая группа «Мой мир» объединяет педагогов Центра, психолога, которые в сотрудничестве с медицинскими работниками районной больницы, воспитателями МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» работают в направлении оказания социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, изучают особенности их психолого – физиологического и возрастного воспитания, их внутренний мир. Педагогами творческой группы проводятся мастер – классы по обмену опыта в данном направлении.
Обучение педагогов на локальном уровне – это индивидуальная работа с педагогами Центра по вопросам организации педагогической деятельности: разработке интегрированных программ дополнительного образования с новизной в постановке целей и задач, глубокой содержательностью; внедрение современных технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса, методов и приёмов в организацию и проведение занятий.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий является одним из приоритетных направлений учреждения (схема 3).
Организуя процесс обучения и воспитания, педагоги Центра берут за основу личностно – ориентированное обучение, центром которого является культорологический подход. Именно он объединяет в целом варианте ведущие провозглашенные реформой образования, принципы и подходы, способствующие развитию и воспитанию цельного гуманного творческого человека.
Внедрение инновационных технологий в образовательно –
воспитательный процесс Центра
Эффективно внедряются в практическую деятельность учебных занятий современные педагогические технологии (учение через обучение, педагогика сотрудничества, интегрированные технологии – проектные и игровые), которые направлены на самостоятельный поиск информации, межличностное взаимодействие путём внешнего диалога, создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося. Применение педагогами проектной технологии на занятиях кукольного театра «Арлекин», вокальной студии «Город детства», моделирования и конструирования одежды «Стиль», и других представляет воспитанникам широкие возможности для самостоятельной деятельности, в процессе чего у ребёнка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение, толерантность, способность адекватно оценивать себя, работать в команде, отстаивать своё мнение. Применение современных технологий дают возможность педагогам работать в режиме творческого развития.
Реализация инновационной деятельности учебного процесса Центра дополнительного образования органично переплетается с созданием воспитательной системы работы с детьми и родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе», и реализации комплексно – целевой программы «Путь к здоровью». Педагоги апробируют различные формы совместных занятий, мероприятий по сохранению здоровья, построенных на использовании различных методик активного обучения, когда родители и дети в ролевых, деловых, имитационных и позиционных, активных играх овладевают необходимыми знаниями и умениями.
Воспитанники Центра выступают активными создателями музея. Они пишут биографию своих земляков воинов – интернационалистов, их боевые пути, проводят экскурсии, встречи, беседы, участвуют в открытии новых экспозиций, проведении митингов у мемориала интернационалистам, в районных акциях «Дети Кузбасса – солдатам России».