возможные типичные способы постановки задач встречающиеся в школьной практике

Целеполагание как вид деятельности педагога

Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений. Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.

В контексте технологического подхода цель – это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач, встречающиеся в школьной практике (см.таблицу 6).

Способ постановки задачОписание способа постановки задач
Определение задач через изучаемое содержаниеУказывается та область знаний, которая изучается на уроке (например, изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены
Определение задач через деятельность учителяУчитель планирует собственную деятельность (познакомить учащихся с …, объяснить …, продемонстрировать…). Не предусматривается указание на результаты обучения
Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученикаТакой способ (формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к …) возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы. В таких задачах нет конкретности
Постановка задач через учебную деятельность ученикаНе указываются результаты обучения: анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т.п.
Формулировка задач обучения как ожидаемых (промежуточных) результатов обучения, выраженных в действиях ученикаНаиболее технологичный способ в случае, если учитель или другой эксперт может надежно опознать результаты обучения.

В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, в какой степени решены задачи урока.

Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение задач обучения, воспитания, развития. Задачи обучения заключаются в овладении учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками. Задачи воспитания направлены на формирование положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретение опыта поведения. Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности в целом.

В процессе целеполагания следует также учитывать формулировки учебных целей и задач, предложенные в образовательных стандартах (учебных программах), утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.

И.П. Подласый указывает на следующие требования к формулировке задач урока на основе главной дидактической цели урока:

· разбить общую цель урока на составные части;

· каждую часть цели обозначить как отдельную задачу;

· задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись;

· задачи учителя трансформируются в задачи учеников;

· задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.

Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С.И. Гессен). Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные. Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.

В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем – сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений.

Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке (занятии, диспуте и т.п.) мы с вами попытаемся ответить на вопрос… разобраться в проблеме…, попробуем обобщить, систематизировать…, будем учиться или научимся самостоятельно исследовать…» и т.п. Согласование целей предполагает перевод педагогом учебных и воспитательных целей в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из показателей педагогического мастерства.

возможные типичные способы постановки задач встречающиеся в школьной практике

Даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?

2.Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.

3.Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всестороннего гармонического развития личности в истории педагогики?

4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в директивных документах.

5.Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.

6.Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в школьной практике.

7.Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Урок постановки учебной задачи

Проблема выбора педагогической технологии всегда остро стоит перед педагогами, особенно перед думающими педагогами. Ведь от выбора технологии зависят не только результаты работы учителя, но и степень его самореализации, его мастерства.

В современной школе всё учебное пространство отдано уроку, который проводится в формах и методах традиционной дидактики. Какие формы и методы взять для уроков развивающего обучения? Какими должны быть способы взаимодействия учителя и учеников?

Теперь уже ни для кого не секрет, что учитель развивающего обучения при ответе на этот вопрос должен опираться на теорию учебной деятельности, основоположниками которой по праву считаются В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.

В типологии уроков развивающего обучения ведущее место занимают уроки постановки учебной задачи. Задачу недостаточно просто выдвинуть, тогда это будет традиционный урок.

Основными понятиями теории учебной деятельности являются действие и задача.

Как осуществляется учебная задача?

Ученик, решая какую-либо практическую задачу, оказывается не в состоянии её решить. Но эта задача для него жизненно и личностно важна, т.е. цель деятельности ему ясна. Значит, трудности связаны либо с отсутствием средств, либо с недостаточностью способов, неумением их использовать. Следовательно, надо оценить ситуацию, выяснить причину трудностей и найти решение.

Понятно, что ведущую роль в организации этой работы играет учитель. Задать образец такой деятельности невозможно. Значит, её нужно так организовать, чтобы процесс обучения приобрёл характер совместной деятельности обучающего и ученика.

Индивидуальная работа— это самостоятельная деятельность учащихся по выполнению специально для них подобранного задания, соответственно учебным возможностям каждого ученика.

И вот здесь многие учителя наступают на одни и те же грабли. Ведь чисто внешнее отличие развивающего обучения от традиции – это как раз работа в группах. Поэтому учитель сразу рассаживает детей по группам и в такой форме проводит урок постановки учебной задачи. Коллективно- распределённая деятельность налицо, все внешние атрибуты соблюдены. Но принята ли учебная задача ребёнком?

Обнаружит ли ребёнок своё неумение решить конкретную практическую задачу, если он работает в группе, причём, разноуровневой? Ведь на помощь ему может прийти товарищ, даже хотя бы из тех соображений, чтобы группа “не была хуже всех”.

Получается, для того, чтобы ребёнок принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один. А это возможно только при индивидуальной форме организации работы на уроке.

Меня могут спросить: а как же работа в группах? Но урок постановки учебной задачи состоит не из одного этапа, а из нескольких. Назову их:

На этом этапе даётся задание на отработанный уже способ, дети прекрасно справляются с ним.

Даётся такое задание, при выполнении которого и обнаруживается неумение учеников его выполнить.

Дети ещё раз проверяют ход решения по отработанному способу и находят тот шаг в алгоритме, где и произошёл “сбой”,где способ не работает.

— Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи).

Самый ответственный для учителя этап, а иначе урок превратится в урок решения конкретной частной задачи, и мы их будем решать каждый день. Для того, чтобы дети сформулировали общую учебную задачу, они должны ответить на вопрос: почему? что мы не знаем?

Учебная задача формулируется на фокусе ученика, т.е. его языком, например,:

— Фиксация проблемы (обязательно на доске).

— Решение учебной задачи.

Понятно, что временные рамки этой работы гораздо шире, чем один урок. Скорее всего, это будут два урока, причём, первый закончится на фиксации проблемы и пройдёт в форме индивидуальной и фронтальной работы. А от мастерства учителя зависит, чтобы урок закончился именно на этом этапе, сохранив интригу до следующего урока.

Постановка учебной задачи полностью должна быть в руках учителя, который понимает, какие трудности ожидают его и учеников на этом пути познания. Поэтому он ни в коем случае не должен полагаться на “авось”:сейчас дам задание, возникнет вопрос, а там что-нибудь получится. Планируя урок постановки учебной задачи, думающему учителю зачастую приходится планировать несколько уроков, в зависимости от возможных “ходов” детей, помня о конечной задаче урока.

Таким образом, урок постановки учебной задачи проводится в форме и индивидуальной, и фронтальной, и групповой работы. Ведь, по словам А.Воронцова, “поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное”.

Предлагаю план – конспект урока постановки учебной задачи.

Тема: Имя числительное как часть речи.

1.Ситуация успеха.

На доске текст: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

— Ребята, кто автор этих строк?

— Из какой сказки они взяты?

( Дети с опорой на способ доказывают, что под- предлог, окном – имя существительное, пряли – глагол).

Ситуация неуспеха.

— А теперь определите, какой частью речи является слово три.

— Что у нас получилось? (Проблема)

— В каком шаге проблема? (Слово не называет ни предмет, ни признак, ни действие, а называет количество).

4.Формулировка проблемы.

— Что мы не знаем, чтобы выполнить задание?

(Какой частью речи являются слова, называющие количество предметов?

5.Фиксация проблемы на способе. ( на доске)

6.Решение проблемы.

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа обсуждает на местах и представляет на доске результаты своей работы.

7.Оформление общего результата работы.

— Где на способе нам нужно сделать дополнение?

( Дополнить лексическое значение, грамматическое значение – есть падеж, значит, это имя, название части речи – имя числительное

8.Проверка нового способа.

— Сегодня у нас все отрывки из “Сказки о царе Салтане”. Прочитаем:

— Определите, какой частью речи является слово тридцать три.

Список литературы.

Источник

Постановка учебных задач на уроках

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Постановка учебной задачи — в форме побуждающего диалога.

Этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения стараюсь побуждать учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю открытие путём проб и ошибок.

Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.

Урок начинаю с проблемной ситуации «удивления», «затруднения», столкновения мнений. А дальше идет постановка учебной проблемы, где я использую один из основных трёх методов. Эти методы по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

1. Создание « ситуации успеха ». Детям предлагаю задачу, опирающуюся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2. Ситуация « интеллектуального разрыва ». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Пример: 1) Проблемная ситуация: умножение на двузначное число: 56*2 56*21

2) Побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

3) Ситуация «интеллектуального разрыва»

4) Поиск решения: работа в группах (выдвижение гипотез ошибочных и решающих)

1) создания проблемной ситуации:

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы.

— Рефлексивные задачи, которые обладают побудительной силой: побуждают узнавать. Знание ребенка о своем незнании (или о незавершенности знании)

Пример: В город существительных зимой прибыли гости из других городов и смешались в толпе с горожанами. А смотрителям порядка надо их вычислить. Опрашиваемые представлялись так: Холод, Зимний, Стужа, Морозно, Метель, Снеговик, Снежный, Заморозка, Вьюжит.

— Открытые вопросы намеренно озадачивают детей.

Пример: Слово начинается с буквы «эль». Какое это слово? Далее цепочка вопросов по отгадыванию слова с опорой на знание звуков и букв.

— Провокации на уроке – очень занимательный прием. Дети не ожидают подвоха от учителя. А здесь может возникнуть заведомая ошибка, с которой обязательно согласится какое-то количество учеников, но, что ценно, обязательно найдутся те, которые попытаются возразить. Происходит столкновение мнений.

Примеры: 1) Математика: «Сутки. Время от 0 до 24 часов» Почему на циферблате 12 делений, а не 24, ведь сутки это 24 часа?

Актуальность темы. Какую бы вы сами создали модель часов?

2)«Есть ли мягкие согласные звуки в слове подушка? Есть ли твердые согласные в слове кирпич?

Пример: Какую гласную надо написать в середине слова Пыл?сос?

Проверочное слово: пылинка (проба известного способа)

У учителя вопрос: Будет ли запрос на новое знание?

Происходит «Столкновение мнений» (В каком же месте неясное написание?)

— Задания – ловушки нацелены на осознание выбранного решения в полной мере. Вроде всё узнал, сказал правильно, а что-то не учёл.

Примеры: 1) Опята, пятница, пятнышко. Для какого слова окажется проверочным слово «пять»?

2 мнение: «Корень этого слова не надо проверять: в нем нет безударных гласных».

2) Лош?дь проверим словом конь. Ведь они родственники?

Решение проблемной задачи – в форме подводящего диалога.

Это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. На этапе поиска решения я подвожу к открытию новых знаний. Подводящий диалог не требует обязательного создания проблемной ситуации.

Формы подводящего диалога.

2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:

— дети высказываются, выдвигают версии;

— версии фиксируются на доске;

— обсуждение выдвинутых версий;

— координация версий и приход к правильному ответу;

— подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

Особенности вышеназванных методов определяют виды деятельности на моих уроках:

моделирование отношений и структур,

Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Наряду с фронтальной, самостоятельной и индивидуальной формами работы на уроках присутствует организация работы в парах сменного состава, работы в малых группах.

Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.

На уроках я практикую выполнение самостоятельных и тестовых работ с самопроверкой или взаимопроверкой – это позволяет ученикам самостоятельно разобраться в сделанной ими ошибке, приучает к самоконтролю.

Этап рефлексии деятельности позволяет детям на своем уровне проанализировать работу на уроке, оценить собственную деятельность, выделить и поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

Источник

Ситуации и приёмы постановки учебной задачи

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении.

Сеник Янина Болеславовна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №13» г.Воркуты

Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд – вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.

Эффективность урока определяется, прежде всего, результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений и их практическое использование.( слайд 2)

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Проблема выбора педагогической технологии всегда остро стоит перед педагогами, особенно перед думающими педагогами. Ведь от выбора технологии зависят не только результаты работы учителя, но и степень его самореализации, его мастерства.

Какие формы и методы взять для уроков развивающего обучения? Какими должны быть способы взаимодействия учителя и учеников?

Теперь уже ни для кого не секрет, что учитель развивающего обучения при ответе на этот вопрос должен опираться на теорию учебной деятельности, основоположниками которой по праву считаются В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

— действия самоконтроля и самооценки.

Понятие учебной задачи ( слайд 3).

Учебная задача – это определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель.

Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях.

Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения

— модель требуемого состояния предмета задачи ( слайд 4 )

Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.

В.В.Давыдов вычленил действия по выделению и принятию детьми учебной задачи: ( слайд 5)

обнаружение своего неумения справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных средств;

расчленение общего способа и самого действия (что нужно сделать);

обоснование имеющегося практического результата принимаемой схемой общего способа;

соотнесение последовательности овладения общим способом с практическим результатом ( для чего это);

разделение процесса учения и практического действия.[2]

Но что значит поставить перед ребенком задачу? Ее недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит

ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”.

Получается, для того, чтобы ребёнок принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один.

Но урок постановки учебной задачи состоит не из одного этапа, а из нескольких. Назову их: ( слайд 6)

На этом этапе даётся задание на отработанный уже способ, дети прекрасно справляются с ним.

Даётся такое задание, при выполнении которого и обнаруживается неумение учеников его выполнить.

Дети ещё раз проверяют ход решения по отработанному способу и находят тот шаг в алгоритме, где и произошёл “сбой”, где способ не работает.

— Перевод частной проблемы в общую (преобразование условий учебной задачи).

Самый ответственный для учителя этап, а иначе урок превратится в урок решения конкретной частной задачи, и мы их будем решать каждый день. Для того, чтобы дети сформулировали общую учебную задачу, они должны ответить на вопрос: почему? что мы не знаем?

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии . ( слайд 7)

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.

Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию ( слайд 8,9)

продумать содержание учебной задачи,

Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они должны строиться с учётом: ( слайд 11)

специфики учебного предмета,

уровня сформированности учебных действий учащихся,

включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Урок математики. 4 класс Ситуация выбор.(слайд 12)

Урок русского языка. Ситуация неопределенность.(слайд 13)

Урок русского языка. Ситуация неожиданность.(слайд 14)

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Урок русского языка. Ситуация несоответствие.(слайд 15)

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

Задача урока : правописание безударной гласной в корне слова. (слайд 16)

Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет?

Придумайте названия этим передачам и сериалам.

Задание. Спроектируйте учебную задачу: ( слайд 17)

(про) читал (про) город

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте задачу урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

Задача урока: научиться отличать приставки от предлогов.

Задание. Спроектируйте учебную задачу: ( слайд 18)

«Выполни деление устно, докажи правильность полученного результата, сделав проверку умножением.
56:8
99:33
12:0
Два первых задания не вызывают затруднений. Выполняя третье, учащиеся предлагают числа 12, 0. Проверка показывает, что ни одно число при умножении на 0 не дает в произведении 12. Возникает проблема поиска такого числа, которое бы при умножении на 0 дало в результате 12, оказывается, что такого числа нет: произведение всегда равно 0.

Делается вывод о невозможности деления на 0. В этих ситуациях каждый ученик выступает в роли исследователя, каждый может выдвинуть гипотезу в решении проблемы и попытаться доказать ее верность.

Задача урока: доказать невозможность деления на 0

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока, к уроку, создание эмоционального настроя класса

Приемы создания проблемной ситуации ( слайд 19, 20)

Что вы предполагали сначала?

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?

Постановка учебной задачи через приемы создания ситуации интеллектуального конфликта (слайд 21)

В частности интерактивных кроссвордов. Особенностью таких кроссвордов является то, что вопросы и ответы предъявляются учащимся не линейно. То есть вопросы, на которые учащиеся не смогли ответить, остаются без ответов. А дальнейшая работа на уроке строится на исследовательском поиске ответов на вопросы.

Следующий методический прием : восстановление текста с пропусками понятий, среди которых есть неизвестные детям.

Задание-загадка: «Попробуйте открыть тайну названия сказки» с урока литературного чтения по нанайской сказке «Айога» развивает читательское умение предопределять содержание.

Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.

Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять орфографические явления, находить закономерности.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: (слайд 22)

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.

Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть наша главная педагогическая задача.

С вопроса, с удивления начинается мышление. Наука понимания самая трудная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *