возможные варианты развития территорий мировая практика
Управление региональным развитием. Зарубежный опыт регионального управления
Управление региональным развитием предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, особенно депрессивных регионов.
В соответствии с этим региональное развитие как обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования территориальных образований немыслимо без ориентированных на социально-экономические приоритеты системных преобразований, т.е. без
1.стремления к структурной сбалансированности; 2.создания недостающих звеньев управления; 3.преодоления деструктивности отдельных элементов; 4.стимулирования внутри- и межрегиональных территориальных связей.
Такое понимание регионального развития принципиально отличает его от процессов механического роста или структурных усложнений. Например, нельзя отнести к подлинному региональному развитию одностороннее насыщение территории промышленными объектами (практика освоения русского Севера).
Из мировой практики известны три возможных варианта развития территорий, которые заключаются в том, чтобы:
1) развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счет богатых (США);
2) поддерживать примерно равные условия жизни у всех районов, регулируя в них уровни налогообложения, занятости, уровень жизни (Германия);
3) поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (Скандинавские страны).
Управление развитием региона предполагает комплекс мер, которые реализуются на трех уровнях:
1)федеральном; 2)субъектном (республиканском, областном); 3)местном (городском, районном).
Зарубежный опыт регионального управления. Особый интерес представляет опыт региональной политики Европейского Союза, поскольку относится к целому ряду входящих в ЕС государств и поэтому может быть применим в различных условиях. Региональная политика ЕС на общеевропейском уровне осуществляется параллельно с проведением региональной политики самими странами-участницами и стремится вовлечь в решение задач ведущих политических деятелей и партнеров на всех уровнях: европейском, национальном, региональном.
Со времени подписания Римского договора в 1957 г. ЕС стремится сократить региональное неравенство. Эта цель, подтвержденная в Договоре об образовании Европейского Союза, подписанном в Маастрихте в 1991 г., заключается в уменьшении неравенства в уровнях развития наиболее развитых и наиболее отсталых регионов. За прошедшие 25 лет целесообразность проводимой ЕС региональной политики неоднократно получала подтверждение в реализации таких важных принципов, как: • социальное равенство – неприемлемость большого разрыва с точки зрения уровня доходов и занятости; • продуктивность – способность ЕС направлять помощь в наиболее слаборазвитые районы, привлекая таким образом ресурсы, которые ранее оставались неиспользованными; • эффективность – роль ЕС в координировании политики, проводимой ЕС и странами – членами ЕС в интересах регионального развития.
Интересы европейской интеграции – предотвращение возможности того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х гг. акцент на интересах европейской интеграции в качестве обоснования проводимой политики стал особенно очевиден. В дополнение к более тесному политическому и экономическому союзу в качестве одной из задач, стоящих перед Сообществом, была провозглашена «экономическая и социальная сплоченность». Она определялась как экономическое обеспечение достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности и занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем уменьшения неравенства в плане обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах:
1. концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов; 2. финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект; 3. политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями; 4. принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне; 5 принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском.
Комплексное развитие территорий. Международный опыт
Развитием бывших промышленных зон занимаются не только в России. Во всем мире стараются преображать депрессивные территории, извлекая из них выгоду как для государства, так и для граждан и застройщиков.
Бывший порт в Копенгагене
Нордхавн – одна из семи гаваней Копенгагенского порта. В течение целого века здесь располагались терминалы перевалки морских грузов. Однако к 1990-м востребованность в грузовой деятельности Нордхавна снизилась, порт начал приходить в упадок. Тогда его владелец – государственная и муниципальная компания CCPD – начал искать новое, более выгодное и современное применение принадлежащей ему территории.
Преобразованием пространства занялись уже в нулевых. В 2005 г. Копенгаген заключил соглашение с национальными властями о запуске проекта редевелопмента Нордхавна. И до 2014 г. были решены вопросы транспортного и инженерного обслуживания территории.
Владельцем промзоны проведен конкурс на мастер-план. Победивший проект предлагал новые решения в сфере энергии, разнообразие функций и широкую линейку типов жилья – от самого бюджетного до элитного. Нордхавн должен был стать энергоэффективным устойчивым районом – витриной современного подхода к преобразованию депрессивных территорий.
Наиболее выгодным для этого района было бы строительство элитного жилья. Другие варианты проекта – с широким ценовым диапазоном и энергоэффективными решениями – делали его значительно дороже для инвесторов. При этом город не мог запретить девелоперам строить VIP-жилье по стандартным технологиям: администрация обязана согласовать проект, если функция и конструкция здания соответствуют нормативам.
Оказалось кстати вмешательство владельца территории. CCPD, как собственник, вправе предъявлять девелоперам особые условия участия в проекте. Поэтому между городом и компанией было заключено соглашение о том, что CCPD добровольно соглашается внедрять энергоэффективные решения и менее прибыльные форматы недвижимости и требовать того же от застройщиков, чтобы реализовать проект в соответствии с целями мастер-плана.
Проект потребовал масштабных изменений в транспортной системе города. Его территория площадью в 200 га не была готова к полноценному обслуживанию 80 000 потенциальных обитателей будущего района. Нордхавн связали с центром города подземным тоннелем и веткой метро, построенной на средства CCPD.
Что касается энергетики, для инженерного обеспечения территории был привлечен Датский технологический университет. В его задачи входит найти новые решения по эффективному энергоснабжению района. Исследования проходят за счет средств национального бюджета.
Мастер-план по развитию Нордхавна должен быть реализован в пять стадий, которые распланированы до 2040 г. К тому моменту на месте порта будет располагаться полноценный современный район с многофункциональной застройкой. На сегодняшний день полностью реализована только первая стадия проекта.
Новый жилой район в Нью-Йорке
Sunnyside Yard – это сортировочная станция посреди жилой застройки в Квинсе, основанная на пересечении нескольких железнодорожных направлений. Этот узел – критически важный элемент железнодорожной инфраструктуры целой страны. При этом из-за расположения сортировочной станции проекты по ее преобразованию стали появляться почти с самого возникновения объекта. Такие планы озвучивались и в 30-х, и 70-х гг. До недавних пор какое-либо строительство в этой зоне было бы избыточно дорогим из-за технической сложности проекта. Наконец, сложность представляли и действующие в зоне строительства железнодорожные пути, часть которых невозможно было закрыть даже временно.
К идеям по реорганизации пространства вернулись в новом веке. В 2012–2014 гг. бывший заместитель мэра Нью-Йорка Дэн Докторофф предложил перенести конференц-холл Javits Center с Манхэттена в Sunnyside Yard. Предполагалось построить платформу над железной дорогой, а на ней – новое здание конференц-холла. Причем сделать это планировали на деньги, вырученные с продажи земли на Манхэттене. Инициаторы проекта утверждали, что таким путем простимулировали бы появление и другой застройки в промышленной зоне. Предложение признали нецелесообразным.
Однако идея платформы над действующей железной дорогой понравилась компании Amtrak, которая является собственником большей части Sunnyside Yard. Она и обратилась к властям Нью-Йорка с предложением о сотрудничестве по преобразованию территории. И уже в 2017 г. город совместно с Корпорацией экономического развития Нью-Йорка (NYCEDC) организовали координационный комитет, который дал рекомендации и обратную связь по предложенному проекту.
На сегодняшний день завершена только градостроительная концепция развития территории. Проекту еще предстоит получить одобрение земельных советов и пройти Единую процедуру пересмотра землепользования. После этого Amtrak и город заключат официальное соглашение о реорганизации пространства. А для начала конкретных работ потребуется создание управляющей компании, в которую войдут сама Amtrak, представители города, глава округа, совет и другие заинтересованные лица.
Интересно, что у проекта есть и противники. Их основной аргумент – сумма затрат, которые понесет проект: их хватило бы на капитальный ремонт всего ветхого и аварийного жилья в Квинсе.
Новости
|