вознесение господне икона андрея рублева
Икона Вознесения Господня
Иконография праздника
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий –
от Матфея (Мф. 28, 16–20), Марка (Мк. 16, 19) и Луки (24, 50–51), а также на тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1, 4–12).
Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.
Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет.
По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.
Икона «Вознесение Господне»
По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы – ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.
Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь
Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.
За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.
Андрей Рублев и Даниил. Вознесение. 1408 г.
Вознесение Господне. Беларусь. XVII в.
Вознесение Господне. Болгария. 16 век.
Вознесение Господне. Византия. XV в.
Вознесение Господне. Греция. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований
Вознесение Господне. Греция. Крит. XV в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
Вознесение Господне. Египет. Синай. XI в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины
Вознесение Господне. Италия. Венеция. Собор Святого Марка._ XII в.
Вознесение Господне. Россия. 19 век
Вознесение Господне. Россия. Москва. XVI в.
Вознесение. Византия. IX в. Греция. Салоники, Святая София
Вознесение. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь
Вознесение. Россия. Москва. Московский Кремль. Благовещенский собор. XV в.
Вознесение. Россия. Старая Ладога. Георгиевская церковь. XII в.
Вознесение. Середина 17 века. Белорусская школа. Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Вознесение господне икона андрея рублева
Опираясь на Новый Завет, апокрифы, богословие и творения отцов церкви, иконописцы также вносили некоторые важные детали, о которых во всех этих книгах не упоминается вовсе. Так произошло, например, с иконой Вознесения Господня.
Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.
Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок дней учил учеников Царствию Божьему, а в последний день возвел их на гору Елеонскую, где благословил их и завещал оставаться в Иерусалима еще десять дней, дожидаясь схождения Утешителя – Духа Святого.
После этого Иисус стал подниматься вверх, возносясь на небо. Так завершилось Его земное служение. Во время восхождения апостолам явились два ангела, которые сказали, что не надо печалиться, потому что Господь вернется – тем же путем, каким взошел на небо.
Иконографическая традиция праздника Вознесения имеет одну важную особенность – она следует не за Евангелием, а за праздничным богослужением, в котором центральной фигурой является Богородица, хотя согласно Евангелию Ее в момент Вознесения не было рядом с апостолами.
Современная версия иконы Андрея Рублева «Вознесение»
А.Рублев. Икона «Вознесение» 1408 г. Иконостас Успенского собора г. Владимира
Мир рублевской иконописи – оптимистический, одухотворенный, преображенный любовью и милосердием. Икона Вознесения – одна из лучших икон преподобного Андрея, хотя вершиной его творчества является «Троица». Авторство иконы Вознесения никем не оспаривается, потому что в ней проявились все особенности рублевской иконописи.
Андрей Рублев. Икона «Преображение». Первая четверть XV века
Согласно канону хитон должен быть красным, символизируя жертвенность, а гиматий – синим, символ Небесной чистоты. Золото – это Цвет цветов, цвет святости и Божественности. Именно поэтому в него окрашиваются не только нимбы, но и церковные купола.
Чисто рублевским приемом является использование в изображении фигур геометрических форм. Чаще всего это ромб: фигура изображается так, что самая широкая ее часть приходится на середину, которая потом сужается кверху и книзу.
Это делает фигуру легкой, почти невесомой, словно парящей в воздухе. Эффект парения создается за счет того, что тело скрыто под гиматием, а ноги – чуть касаются земли. Так написана фигура Павла.
Край его плаща образует сегмент правильного круга, словно проведенного по циркулю. Круг – символизирует не только вечность, но и мягкость. Остальные апостолы выписаны по-разному, они жестикулируют, обращаются к друг другу в смятении, недоумении и радости.
Но тут появляются два ангела в блистающих белых одеждах и указывают своими перстами на чудо, величие и торжественность происходящего. Ангелы сообщают, что их Учитель вернется, что они должны радоваться, а не скорбеть. Главное в событии Вознесения – это радость.
Между двумя группами апостолов на белом фоне ангельских одежд стоит Богородица. Она – центр всей композиции, ключ к ее пониманию. Пресвятая в иконе Андрея Рублева похожа на монументальный неподвижный столп, устремленный в Небо, а так же на вход в священный алтарь.
Ее сдержанность особенно заметна на фоне жестикулирующих апостолов. Силуэты ангелов в белых одеждах образуют по внешней границе очерк чаши, подобно той, что Андрей Рублев потом изобразит в «Троице». Чаша жертвенности объединяет Богородицу и Ее Сына, добровольно принявших на себя жертвенность ради спасения человека.
Руки Богородицы – единственное, что находится в динамике: они открыты ладонями кверху, что является признаком святости и принятия Божественной энергии. Икона Вознесения преподобного Андрея как никакая другая с наличием множества фигур обладает продуманной ритмикой изображения и уравновешенностью пластики.
Андрей Рублев. Икона «Вознесение». Богородица. Деталь
Мягкость и нежность колорита придает иконе лиричность и мелодичность, а фигурам святых – особую поэтичность. Единство иконы определяет не количество красок, а их качество и продуманность цветовых соотношений. За счет высветленности палитры, чистоты цветов, представленных крупными плоскостями, икона смотрится чрезвычайно празднично и позволяет издалека охватить фигуру одним взглядом.
Даже в темных красках нет никакой сумрачности. Именно колорит создает жизнерадостное настроение праздника и торжества момента. В результате единства колорита многочисленная группа смотрится как единое упорядоченное целое, получающее в момент Вознесения своего рода отличительный знак – образ возносящегося Господа.
Вознесение
Из праздничного чина
¦ [225. Чин праздничный.] Вознесение
Посредине помещена легкая фигура Богоматери. Раскрыв левую ладонь перед грудью, она протянула правую руку к апостолам. Ее стройные очертания выделяются на фоне белых одежд стоящих за Марией ангелов. Склонив головы к теснящимся по обе стороны Богоматери апостолам, ангелы поднятыми над головой руками указывают вверх. Над пологой грядою горок представлены летящие ангелы, с как бы плывущими в воздухе тонкими длинными телами. Они поддерживают круглую синюю славу, посредине которой восседает Христос, простерший руку к запрокинувшим голову апостолам, глядящим на него снизу. Вохрение по оливковому санкирю, золотистой охрой, с постепенным высветлением и подрумянкой. Одежды синих, зеленых (мягкого, притушенного тона), светло-желтых, дымчатых и белых цветов, с притенением и высветлением. Пробела и описи складок почти не сохранились. В местах утрат оставлены записи XVIII века с разрядкой. Левкас фона и полей начала XVIII века.
Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволоки нет, левкас, яичная темпера. 125 × 92.
Раскрыта в 1919 году в ЦГРМ Г. О. Чириковым и И. А. Барановым. [14249]
¦
¦ 97. Андрей Рублев. Вознесение
1408 год. 125×92. Третьяковская галерея, Москва [14249].
Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире. Сохранность посредственная (много утрат верхнего красочного слоя). От некогда обширного праздничного цикла уцелело лишь пять икон (помимо двух, здесь репродуцированных, «Благовещение», «Крещение» и «Сошествие во ад»). Это иконы столь разного качества и столь непохожие по манере письма, что не остается никаких сомнений в их принадлежности различным мастерам. Как и деисусный чин, праздничный ряд должен был быть выполнен несколькими мастерами, а не одними Даниилом и Андреем Рублевым, которые только возглавляли работу. Собственноручно они писали лишь те иконы, которые считали главными, либо те, которые приходились им по вкусу, иначе говоря, отвечали их личным склонностям. «Вознесение» является самой качественной иконой и, как есть все основания думать, исполнено самим Рублевым. Оно восходит к иконе Прохора в Благовещенском соборе.
¦
Детали | |||
[A] Апостолы | [B] Апостолы и ангел | [C] Лики апостолов и ангела | [D] Лик апостола |
Вознесение господне икона андрея рублева
Оригинал взят у expertmus в Вознесение Господне. Прп. Андрей Рублев (1340 гг.-1428)
Тропарь празднику Вознесения Господня, глас 4 :
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением,// яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак празднику Вознесения Господня, глас 6 :
Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,// и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание празднику Вознесения Господня :
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, // Божественное Вознесение.
Задостойник, глас 5 :
Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца.
Вознесение Господне.
Из праздничного чина Успенского собора во Владимире.
Прп. Андрей Рублев (1340-е гг.-1428).
Владимир. 1408.
125 х 92.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 14249.
Сохранность святыни посредственная (много утрат верхнего красочного слоя).
Между тем, по мнению В.Н. Лазарева, икона «Вознесение» восходит к «иконе Прохора в Благовещенском соборе Московского Кремля» (срв.).
Вознесение Господне.
Из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря.
Игнатий Грек. Преподобный Андрей Рублев (1340 гг.-1428).
Москва. 1405.
81 х 63, 5.
Благовещенский cобор Московского Кремля. Инв. 3252 соб/ж-1405.
Икона в худшем состоянии сохранности (серьезные утраты на одеждах, лицах и зданиях, особенно же на некогда золотом фоне).
Напомним, что на восточной подпружной арке Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря было изображено «Вознесение», а под ним – «Сошествие Святого Духа» (см. фото).
От редакции научного блога Музея имени Андрея Рублева. См. по данной теме –
Страсти Христовы – иконографическая программа фресок прп. Андрея Рублева (+ 1428) в Троицком соборе Лавры: http://www.expertmus.com/2015/04/1428.html
Вознесение Господне.
Боянская церковь.
XIII в.
Болгария.
Всё это убеждает в том, что место, отведенное в живописи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря композициям «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа», было выбрано для них прп. Андреем Рублевым († 1428), а не мастерами XVII в.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.
ИКОНА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
Вознесение Господне — великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.
История иконы:
Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.
Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.
Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.
Где находится икона:
После того, как икона Вознесения Господня была закончена, Рублев передал ее Успенскому собору. Оттуда образ был передан Третьяковской галерее, где и находится по сей день.
Описание иконы Вознесения Господня:
На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.
В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.
Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.
О чем молятся святой иконе:
Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека.
Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.
Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.
Молитвы перед иконой Вознесение Господне:
Эту молитву нужно читать тем, кто сомневается в правильности того или иного выбора. Слова молитвенного правила, произнесенные искренне, способны исцелить душевные сомнения и указать на верный и угодный Богу выбор.
«Господи, милость Твою обрящу; да не убоюся диавольского огня, Твоим светом озарен и смиренен перед Благодатью Твоею. Господи, укрепи дух мой, смири мысли мои и позволь увидеть путь земных дел моих, ведущий в Царствие Твое. Аминь».
Эта молитва способна помочь каждому изменить ход жизни и направиться по пути, угодному Господу:
«Господи, Боже мой, Спаситель рода человеческого, искупивший грехи рабов Твоих, молю Тебя: помилуй нас, Господи, и прости прегрешения наши, совершенные вольно и невольно, прости слабость телесную и душевную, позволь служить Тебе и со смирением войти в Царствие Небесное. Господи, не оставь нас на растерзание дьявольское, укрой от искушения, Тебе противного, сохрани живот наш от всякого зла. Аминь».
Укрепить свою веру в Господа и найти правильный жизненный путь вам поможет знание, как изменить свою судьбу с помощью веры и молитв.
Желаем вам мира и душевного покоя. Будьте счастливы!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов