вознесенский храм ростов на дону официальный сайт
Вознесенский храм (Ростов-на-Дону)
Храм Вознесения Господня — православный храм, построенный в 1910—1913 годах на Братском кладбище Ростова-на-Дону. Церковь имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Содержание
История [ править ]
19 декабря 1868 года Ростовская дума постановила в память об избавлении от опасности императора Александра построить часовню.
22 декабря 1871 года коплицу на среднем проспекте переименовали в Александро-Невскую церковь.
1872 году был образован Свято-Вознесенский приход на братском кладбище.
1875-1878 строительство Александро-Невского храма по проекту инженера Сергея Загоскина.
1878 год Дума под председательством головы А.М Байкова решила строить главный собор, на свободном месте ново-базарной площади. Над проектом работал архитектор академик А.А Ященко.
1908 год Ростовская Епархия решает разобрать старую Александро-Невскую церковь и перенести ее на Братское кладбище для возведения там каменного храма.
1929 – храм закрыт в нем устроен склад спортивного общества Динамо.
1933 – просьба Успенской общины об открытии храма, храм открывается неофициально, совершаются службы, но с возрастанием репрессий на православную церковь, храм снова закрывают.
1937 – протокол № 4 от 7.10.1937 «О закрытии Вознесенской церкви постановлением президиума Ростова».
1942 – немцами устроена конюшня, а затем был открыт для богослужений по просьбе верующих.
1944 – храм открыт официальным постановлением.
1946 – храм зарегистрирован в органах власти.
3 октября 1948 – епископом Ростовским и Новочеркасским Сергием освящен предел мучеников Адриана и Наталии.
22 ноября 2009 – освящение храма после реконструкции.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют:
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пер. Ахтарский, 3
Свято-Вознесенский храм
Историческая хронология стрительства Свято-Вознесенского храма г. Ростов-на-Дону
19 декабря 1868 года Ростовская дума постановила в память об избавлении от опасности императора Александра построить часовню.
22 декабря 1871 года коплицу на среднем проспекте переименовали в Александро-Невскую церковь.
1872 году был образован Свято-Вознесенский приход на братском кладбище.
1875-1878 строительство Александро-Невского храма по проекту инженера Сергея Загоскина.
1878 год Дума под председательством головы А.М Байкова решила строить главный собор, на свободном месте ново-базарной площади. Над проектом работал архитектор академик А.А Ященко.
1908 год Ростовская Епархия решает разобрать старую Александро-Невскую церковь и перенести ее на Братское кладбище для возведения там каменного храма.
1929 – храм закрыт в нем устроен склад спортивного общества Динамо.
1933 – просьба Успенской общины об открытии храма, храм открывается неофициально, совершаются службы, но с возрастанием репрессий на православную церковь, храм снова закрывают.
1937 – протокол № 4 от 7.10.1937 «О закрытии Вознесенской церкви постановлением президиума Ростова».
1942 – немцами устроена конюшня, а затем был открыт для богослужений по просьбе верующих.
1944 – храм открыт официальным постановлением.
1946 – храм зарегистрирован в органах власти.
3 октября 1948 – епископом Ростовским и Новочеркасским Сергием освящен предел мучеников Адриана и Наталии.
22 ноября 2009 – освящение храма после реконструкции.
Святыни храма :
Частица животворящего Креста Господня
Чудотворная икона Божией Матери Почаевская
Преподобного Александра Свирского
Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца
Блаженной Матроны Московской
Великомученика Георгия Победоносца
Святого Апостола Павла
Святого Апостола Петра
Святой великомученицы Варвары
Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской
Равноапостольной царицы Елены
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Святой праведной Анны
Святой праведной Елисаветы
Святого пророка Захария
Святого праведного Иоакима
Протоиерей Анатолий Анатольевич Аухимик
Адрес храма:
344000, г. Ростов-на-Дону, пер. Ахтарский, 3
(храм расположен на Братском кладбище между пр.Нагибина и пер.Ахтарский)
приход Вознесенского Храма (РПЦЗ)
приход Вознесенского Храма (РПЦЗ) запись закреплена
приход Вознесенского Храма (РПЦЗ) запись закреплена
Игорь-Владимирович Кулебякин
С докладом в Совете федерации выступил руководитель лаборатории Сбербанка Андрей Курпатов. Тема доклада «Трансформация человека в цифровую эпоху». Курпатов рассказал о зависимости от гаджетов, угрозе для детей и цифровом аутизме. Интересно, что ещё несколько лет назад о том же писала врач-психиатр высшей категории Екатерина Николаевна КУЛЕБЯКИНА во многих изданиях (в том числе, престижном журнале «Русский Дом»).
Показать полностью.
Привожу текст статьи ниже.
———————————————————————————
Екатерина КУЛЕБЯКИНА, детский врач-психиатр, врач высшей категории
Не в первый раз задаюсь вопросом, почему поколение нынешних выпускников знают школьную программу хуже, чем поколение их даже не родителей, а бабушек и дедушек? Почему учебный материал, изученный 2-3 месяца назад, не удерживается в голове, даже если умственные способности ребёнка вполне достаточные для освоения школьной программы?
Почему подростки так примитивно, со скрипом формулируют свои мысли, даже если думают в правильном направлении? Огромной бедой многих современных подростков является безволие, отсутствие учебной мотивации, нецеленаправленная деятельность, импульсивность поведения, неумение предусмотреть последствия своих действий.
У таких подростков при нейропсихологическом обследовании выявляется нарушение функционального взаимодействия различных зон коры головного мозга. (Эту ситуацию можно сравнить с футбольной командой, участники которой бегают по полю каждый сам по себе – никакой слаженной игры, тем более победы, не будет.) И что самое главное, у всех школьников, слабо справляющихся с программой, отмечена недостаточность согласованного функционирования лобных долей. А именно лобные доли отвечают за смысловое построение речи, регуляцию мыслительной активности, направленную на решение актуальных проблем, мотивационную деятельность, контроль поведения.
Необходимо отметить, что функциональное формирование лобных долей происходит уже после рождения ребёнка в результате получения разнообразного жизненного опыта.
Формирование высших, произвольных форм регуляции поведения, дающих возможность реализовывать сложные, целенаправленные виды деятельности, тесно связано с развитием регулирующей функции речи. Мышление и речь тесно связаны между собой: активная устная речь формирует мышление, мышление, развиваясь, совершенствует речь. И всё это при активной согласованной работе всех отделов мозга.
За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа. В рабочих тетрадях по геометрии (вдумайтесь, это предмет, формирующий пространственное мышление, доказательность, аргументированность мышления) решение задачи уже напечатано, от школьников требуется лишь вписать нужные углы или стороны. Что же сетовать, что молодые специалисты не умеют ставить перед собой задачи, не могут самостоятельно составить алгоритм решения заданной проблемы?
Единственная возможность вырваться из этой интеллектуальной ямы – возвращение в школу устных экзаменов. Давно уже пора вернуться к проверенной десятилетиями системе устных переводных экзаменов, которые сдавались по окончании каждого класса. Ведь именно те, кто ежегодно сдавал экзамены по билетам, восстанавливали страну из послевоенной разрухи, строили ракеты, осваивали космос, обеспечивали разведку и разработку тех ресурсов, которые мы до сих пор успешно поставляем на экспорт.
Считаю, что единственной ошибкой советского образования было то, что, выращивая человека-творца, духовное воспитание подменялось верностью руководящей партии. Поэтому многие образованные, талантливые люди, не имея духовной связи со своим народом, так легко поменяли верность отечеству на верность тем, кому выгодны рабы-потребители, бездумные исполнители чужой воли, не умеющие наблюдать, анализировать, делать выводы. Ведь потребитель бездумно заглатывает привлекательную наживку, не догадываясь, на какой крючок его поймают. Именно такие потребители становятся массовкой на всевозможных сомнительных акциях, садятся за руль заминированных автомобилей, надевают «пояса смертников». Кому выгодно плодить таких потребителей?
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. К. Маркса, д. 25а
Год постройки: 1566 год
Архитектор: Андрей Малой
Координаты: 57°11’18.4″N 39°25’11.8″E
Ростовский храм Вознесения Господня чаще именуют по названию придела церковью Исидора Блаженного на валах. Он «вырос» в 1566 году над местом упокоения одного из самых известных и почитаемых ростовских святых – Блаженного Исидора Твердислова. Сохранившая церковь – одна из старейших на Ростовской земле. Она имеет уникальную историю, тесно связанную с традиционным для России почитанием людей юродивых, или как раньше говорили блаженных, несущих миру истину необычным способом и ничего не требующих взамен.
Жизнь Блаженного Исидора
Исидор родился в прусском городе Бранденбург. Родители его были католиками, связанными с влиятельными и богатыми немецкими семьями. Юношей он решил юродствовать и пешком дошел до России. Для жизни Исидор выбрал город Ростов и здесь принял православие. Он жил в построенной из веток хижине, вел аскетический образ жизни, молился и помогал христианам советом и предсказаниями.
Однако много терпел унижений, насмешек и побоев за образ жизни юродивого. Прозвище Твердислов Исидор получил за то, что его пророчества всегда сбывались, то есть слово блаженного было «твердым». Самыми известными чудесами юродивого стало спасение выброшенного в море ростовского купца и предсказания архиерейского пути молодому князю Савве Оболенскому.
После смерти (14 мая в 1474 года), над могилой юродивого, устроенной на месте его хижины, возвели деревянный храм. Почитание Исидора началось еще при жизни, а после его смерти только выросло. Толпы паломников шли к новой церкви за исцелением и духовным советом. Позднее там же были погребены еще три ростовских чудотворца – юродивые Артемий Третьяк, Стефан и Афанасий.
Признания всей русской православной церковью, как святой-чудотворец, Исидор удостоился в период между 1552 и 1563 годами. Юродивого стали изображать на иконах и посвящать ему церковные обряды, например, благовест в день кончины блаженного – 27 мая (14 мая по старому стилю).
История церкви Вознесения Господня
Каменный храм Вознесения Господня был построен на месте обветшавшей деревянной церкви в 1566 году по указу царя Ивана Грозного, во времена ростовского архиепископа Никандра. В возведении храма участвовал Андрей Малой, «государев» зодчий самого Ивана Грозного. Имя этого мастера упоминалось в храмозданной надписи на белокаменной плите (или вкладной доске), закрепленной на церковной стене. Но ее, к сожалению, не удалось сохранить до нашего времени.
По указу и на средства государя Ивана Грозного в 1572 году для храма был заказан великолепный тябловый деревянный иконостас с царскими вратами, вырезанный искусными мастерами. Для размещение мощей святого в 1817 году соорудили серебряную раку-гробницу. Она располагалась под аркой, пролегающей между теплой и холодной частями церкви. Почитаемые верующими мощи Исидора до сих пор находятся в храме Вознесения Господня, и хранятся под спудом этой церкви.
Архитектурные особенности и интерьер церкви Вознесения Господня
Место, где расположен храм, находится возле древнего оборонительного вала, опоясывавшего старый город, поэтому в названии храма и появилась приставка «на валах». Когда в XVII веке в Ростове возводили эти земляные укрепления, храм сохранили, окружив его насыпью.
Церковь Вознесения Христа довольна скромна и величественна. Ее архитектура имеет много общего с посадскими храмами, которые были выстроены в Москве в XVI веке. В тот период внешний облик храмовых зданий отражал догмат церкви о верховенстве креста. Религиозное строение имеет свободное внутренне пространство, не поддерживаемое столбами, и перекрыто так называемым крестчатым сводом. От этого помещение получилось квадратным в плане, а кровля храма приобрела сложный трехлопастный рисунок.
Трехлопастное завершение каждой стены здания и внутренняя глухая стена, на которой размещен иконостас, придают церкви устремленность вверх. Это визуальное впечатление усиливают достаточно большой барабан и купол, увенчанный крестом.
Северный и южный фасады идентичны друг другу. Три апсиды восточного фасада невысоки и сильно выдаются вперед. Ранее входы в церковь располагались с трех сторон, и их обрамляли сделанные из кирпича порталы со строгим рисунком.
В XVIII и XIX веках храм несколько раз перестраивали. Трехлопастные закомары заменили восьмискатным покрытием, с запада пристроили здание трапезной, а с юга – теплый придел, освященный в честь Блаженного Исидора. Одновременно с этим вместо шлемовидной главки поставили луковичную, с глубоким перехватом у основания. А в XIX веке возле храма возвели колокольню. Все это очень сильно изменило внешний облик церкви и исказило ее первоначальные пропорции.
Считается, что изначально стенописи внутри храма не было. Расписали стены только в 1720-е годы. Потом роспись несколько раз подновляли и реставрировали, вплоть до 1913 года. Сохранившиеся до наших дней фрески очень красивы, но требуют внимательных рук реставраторов.
Когда создавали первые росписи, разобрали древний четырехярусный иконостас, подаренный храму царем Иваном Грозным. После чего восточную стену церкви расписали традиционным, так называемым, каменным иконостасом, по аналогии с храмами Архиерейского дома. Исследователи предполагают, что живописную работу проделали известные ростовские изографы братья Иконниковы. Они приложили для этого максимум старания и фантазии, и фрески получились живыми и полными движения. Человеческие фигуры на них изображены в многочисленных поворотах, а архитектурные сооружения обладают сложной композицией. Интересно то, что на фресках можно увидеть изображение ростовского Успенского собора таким, каким он выглядел еще до переделок XVIII века. А нижний уровень храмовой росписи полностью посвящен событиям из жизни юродивого Исидора.
Царские врата от древнего иконостаса, заказанного Иваном Грозным, хранятся теперь в музее Ростовского кремля. Они необычны и сделаны мастером-резчиком, выполнявшим подобную работу для Боровского Свято-Пафнутьева монастыря. Небольшие резные иконки оплетены тонкой ажурной резьбой, в орнаменте которой присутствуют стилизованные побеги растений, круглые бляшки и килевидные арки.
Современное состояние и режим посещения
Храм действующий, но требует еще значительных ремонтно-восстановительных работ. Посетить его могут все желающие. Если попросить, туристам и паломникам разрешают самостоятельно подняться на высокую колокольню, с которой открываются виды на оборонительные земляные валы и на город в сторону Ростовского кремля.
Богослужения проходят здесь по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 9.00 и 17.00. Молебны Блаженному Исидору проводятся по субботам и начинаются в 11.00.
Как добраться до церкви Вознесения Господня
Храм расположен в доме № 25А, в конце улицы Карла Маркса.
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра города к церкви можно подъехать на рейсовых автобусах, маршрутках или за 20 минут дойти пешком.
Свято-Вознесенский храм в Ростове-на-Дону
Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество
На время строительства каменного собора было принято решение о строительстве деревянной церкви.
Можно было приступить к строительству главного собора. В мае 1881-го года благочинный протоиерей Федор Руднев «при громадном стечении верующих» заложил главный храм.
Здание церкви было построено 1908-ом году и 17 августа того же года торжественно освящено. После освящения нового собора, епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон разрешил перенести деревянную Александро-Невскую церковь на территорию Братского кладбища, где находилась деревянная часовня. Храм был аккуратно разобран и перенесен, после сборки освящен на новом месте в честь Вознесения Господня в 1910-ом году.
После буйств, бесчинств и жестоких, массовых убийств на Дону, истребление православного народа и культуры приняло другие формы. Идут аресты и ссылки священников, преследование и запугивание прихожан, обыск и погромы в церкви. В 1929 храм закрывают. В нем устраивают склад стадиона «Динамо»; церковь не разоряют, иконостасы сохраняют, забивая их досками.
В 1930-ом году большевики взрывают Собор во имя Святого Александра Невского. В след за ним уничтожаются и другие православные Святыни на Дону. Остаются лишь малые частички того огромного мира, который наши предки созидали с благоговением на протяжении многих столетий. В 1933-ем году община обращается к властям с просьбой об открытии храма, и службы в нем опять возобновляются. Не иссякает поток верующих и просто отчаявшихся людей, ищущих защиту и помощь.
Оазисом в мире атеизма и духовного хаоса остается для верующих Свято-Вознесенский храм, находясь, фактически за чертой города, храм даже в самые трудные времена не прекращает своей деятельности и имеет большой приход.
В 1937-ом году с возрастанием репрессий на Православную церковь храм вновь закрывают. Почти пять лет он находится в запустении. По милости Божьей во время второй мировой войны храм вновь открывают.
После Великой Победы в 1946-ом году происходит официальное открытие Вознесенского храма и оформление его в государственных органах. К концу 20-го века церковь Вознесения была одним из нескольких уцелевших и действующих на тот период православных храмов городе Ростова-на-Дону. В послевоенные годы приходская жизнь стала налаживаться, совершались ежедневные богослужение, храм наполнялся людьми, однако нападки со стороны Советской власти не прекращались.
Особенно сильно «красных» будоражил факт принесения в Свято-Покровский храм списка чудотворной иконы Божьей Матери «Почаевская». Когда икона пересекла границы края в 1956 году, весть об этом разнеслась по всей округе. К храму начали стекаться верующие, у иконы круглосуточно горела лампада. Большевики начали угрожать священнослужителям. В обком КПСС сотнями отправлялись секретные рапорты и доносы. Но, не смотря на многочисленные запреты, все больше и больше людей с каждым днем посещали храм, чтобы поклониться чудотворному образу Божьей Матери.
Долгие годы атеизма и богоборчества стерли из памяти верующих привезенную Святыню. Прошло немало лет прежде чем Пресвятая Богородица явила вновь Свою чудотворную силу.
28 мая 1998 года перед Всенощным бдением накануне престольного праздника Вознесения Господня Почаевская икона Богоматери обновилась. Ее образ засиял как только что написанный. Каково же было изумление когда заметили, что на стекле старого киота образ Божией Матери отобразился негативом, киот был занесен и установлен в алтаре.
Позже по многочисленным просьбам верующих обновленный образ и стекло киота с изображением Пресвятой Богородицы по благословению настоятеля стали выносить на поклонение. Чудеса от Святой иконы многочисленны, некоторые засвидетельствованы записями верующих. Перед Её Святым Образом ежедневно произносятся молитвы и изливаются слезы нуждающихся в помощи людей, паломников приезжающих с разных уголков Ростова и Ростовской области и других городов.
В 1994-1998-ом годах выходят постановления Губернатора Ростовской области «о принятии на государственную охрану памятников истории и культуры города Ростова-на-Дону. Свято-Вознесенский храм отнесен к объектам «культурного наследия регионального значения».
По Благословению Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира Котлярова с1995-го года настоятелем был назначен протоиерей Анатолий Аухимик, который и начал реконструкцию храма.
В 1995 году указом Митрополита Владимира Котлярова управляющего Ростовской Епархией был назначен настоятелем Свято-Вознесенского храма города Ростова-на-Дону, где и проходит его служение до настоящего времени.
Во время Великой Отечественной войны пострадала колокольня и главный купол Свято-Вознесенского храма. Назначенный в 1995-ом году настоятелем протоиерей Анатолий Аухимик решил начать реконструкцию уже обветшалого храма. С благословения митрополита Владимира Котлярова начались работы по созданию проекта. Были собраны все необходимые материалы, и вновь назначенный на Ростовскую кафедру Архиепископ Пантелеимон благословил преступить к работе. В июне 1996-го года был отслужен молебен перед началом реставрационных работ, и началось возведение стен колокольни.
Были сделаны медные луковицы и кресты на центральный купол и колокольни. Параллельно велись работы по изготовлению центрального купола храма. Осенью 1997 года новая колокольня и центральный купол Свято-Вознесенского храма были воздвигнуты и золотые купола и кресты засияли над городом.
Было заменено старое паникадило на новое, установлены бра в трапезной части храма и в алтаре. Отреставрированы центральный и левый иконостасы. В 2001 году началось строительство приходского дома на территории подворья. Был заказан проект и по его утверждению за три года был сооружен трех этажный дом. В этом здании расположились Воскресная школа, ризница, бухгалтерия, мастерские и другие помещения, которые освятил Высокопреосвященнейший Владыка Пантелеимон в 2006 году.
В 2006 году так же были во всем храме заменены окна. Так же было решено приступить к работам по снятию обветшавшей штукатурке и укреплению трещин в стенах храма. Было произведено армирование арок и оконных проемов храма.
Полностью были заменены все коммуникации, электропроводка, система отопления, водопровод, установлена система вентиляции в храме.
Полы храма тоже находились в плачевном состоянии и в 2007 году было принято решение о их полной замене, также были установлены новые входные двери.
По завершению штукатурных работ стал вопрос о росписи храма. Поиски художников, которые могли расписать Свято-Вознесенский храм в академическом стиле, велись не один месяц.
К концу 2007-го года выбор пал на бригаду Московских художников академии Ильи Сергеевича Глазунова, которую возглавлял Иванов Сергей Феликсович. Работы по росписи начались 18 апреля 2008 года. Выбранный дворцовый стиль, живопись сочеталась с лепкой и золочением. Завершились работы по росписи храма 1 ноября 2008 года.
После долгих лет гонений на церковь, притеснений и уничтожений православной веры. Долгое время храмы восстанавливались из руин. И особой радостью наполняются сердца верующих, когда после всех трудностей и испытаний наступает торжественный момент – освящения обновленной Святыни.
Так было и 22-го ноября 2009 года, когда на подворье Свято-Вознесенского храма прибыл Архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Не смотря на дождливую погоду храм был наполнен верующими и священнослужителями. Архипастырь земли Донской совершил великим чином освящение обновленного Свято-Вознесенского храма и совершил Божественную Литургию.