вознесенский храм в новониколаевском
Село Новоникольское, храм Вознесения Господня
Московская область. Село Новоникольское Талдомского района. Несколько километров от Вербилок. Когда-то именно Новоникольское, а не Вербилки, было главным населенным пунктом в округе, и «главным» храмом был именно этот — в честь Вознесения Господня.
Это сейчас все знают только про Вербилки и восхищаются уютным красивым деревянным храмом, который восстановили там недавно. Ведь Вербилки для всех — это фарфоровый завод, а села и деревни вокруг — это как бы «подле» и что-то маленькое. Как Новогуслево, например, где давно стоит полуразрушенная каменная церковь:
Или, вот, село Новоникольское — где храм Вознесения Господня тоже разрушали, но недавно полностью восстановили.
Между тем, в 19 веке именно Новоникольское было «главнее». Роскошная даже по городским меркам церковь — прямое тому свидетельство. Например, на территории храма расположена еще и часовня — такое в селах нечасто встретишь: чтобы и храм, и большая каменная часовня при нем:
Правда, в честь какого святого или праздника была освящена эта часовня мы не смогли узнать. Да и выглядит недействующей…
Как, кстати, закрытой оказалась и территория самой Знаменской церкви в Новоникольском. Очевидно, открывается она только в воскресные и Праздничные дни.
Какой контраст с Вербилками, где службы тоже не каждый день, но храм открыт всегда! В общем, кажется всё говорит о том, что сейчас Новоникольское это просто маленькое село, в котором живет пара сотен человек…
В XIX веке тоже жило не больше, но в селе Новоникольское располагался дом наследников Гарднера — того самого, кто основал известный на всю страну Вербиловский Фарфоровый Завод. То есть, это было как бы не рабочее село, как Вербилки, а господское. Может быть, именно поэтому тут был воздвигнут большой каменый храм. И по летописи приход до революции составлял почти 1000 человек — то есть, в него сходились со всей округи. (И с Вербилок также — потому что свой храм рабочие получили только в 1911 года, хотя несколько лет до этого Литургии там служили тоже — но в здании профессиональной школы)
Храм Вознесения Господня с колоннами — такой немного латинизированный стиль, классицизм. Колонны. Много храмов в селах вы видели с колоннами?
1923 год — церковь в Новоникольском закрывают, колокольню рушат, всё рушат, оставляют только стены:
1992 год — жизнь в приходе возобновляется, и сейчас храм в Новоникольском — снова предстает перед нами во всей красе. Даже в такую слякотную раннедекабрьскую погоду 🙂
До села Новоникольское можно добраться на поезде или на машине.
На машине: от Москвы по Дмитровскому шоссе примерно 100 километров от Москвы, чуть дальше Вербилок (или чуть ближе них, если ехать со стороны Запрудни).
На поезде: до платформы Вербилки по Савеловскому напралению. Чуть больше полутора часов. Дальше — 10 минут на такси или несколько остановок на автобусе до села Запрудня.
Храм Вознесения Господня, Ново-Никольское
Контактная информация
Церковь Вознесения Господня
с. Ново-Никольское, Талдомский район, 1827 год
Престольный праздник
Вознесения Христова
Настоятель
игумен Савва (Мохов), 1970
Приделы
апп. Петра и Павла (12 июля)
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Адрес
с. Ново-Никольское, Талдомский район, ул. Центральная
Телефон (49620) 7-78-25
vk.com/neevick
Фото Вадима Прута
Расписание богослужений Вознесенского храма с. Ново-Никольское
В расписании возможны изменения.
Дата
Время
Название
Богослужения
Чему посвящено Богослужение
25 сентября, суббота
26 сентября, воскресенье
Литургия.
Всен. бдение.
Неделя 14 по Пятидесятнице.
27 сентября, понедельник
Воздвижение Креста Господня.
30 сентября, четверг
Свв. мцц. Веры, Надеж-ды, Любови и Софии.
3 октября, воскресенье
Неделя 15 по Пятидесятнице.
Прп. Сергия Радонежского.
10 октября, воскресенье
Неделя 16 по Пятидесятнице.
14 октября, четверг
Покров Пр.Богородицы
16 октября, суббота
17 октября, воскресенье
Неделя 17 по Пятидесятнице.
23 октября, суббота
24 октября, воскресенье
Неделя 18 по Пятидесятнице.
26 октября, вторник
Иверской иконы Пр.Богородицы.
30 октября, суббота
31 октября, воскресенье
Неделя 19 по Пятидесятнице.
История храма
В 1627 г. в селе Новом на реке Дубне стояла «без пения» деревянная церковь, «вверх шатром». В 1715 г. при деревянной Никольской церкви служили священник Фокий Артемонов с сыном дьячком Василием. Село Ново-Никольское в то время называлось селом Новым. И одна половина села была за князем Никитой Леонтьевым сыном Шеховским, а другая — за князем Фомой Ивановым сыном Квашниным. Затем селом владели Загряжские, Коркординовы, Артемон Матвеев, Волынские, Дмитриевы-Мамоновы, Голицыны, Трубецкие.
В 1827 г. на месте стоявшей деревянной церкви построили каменную. В 1831 г. она значилась, как Никольская. В 1836 г. — как Вознесенская, имеющая два престола. В середине XIX в. в церкви во имя Вознесения Господня были уже два придела: во имя святителя Николая и святых апостолов Петра и Павла. Прихожан мужского пола насчитывалось 815 человек. При церкви служли: священник, диакон, дьячок, пономарь.
В 1931 г. храм закрыли, после чего помещение использовалось под склад. К концу 1980-х гг. от церкви сохранились только стены.
Вновь приход образовался в 1991 г. В это время богослужения проводились в стоящем рядом с церковью деревянном доме и велось восстановление здания церкви.
В храме имеется чтимая Иверская икона Божией Матери, писаная в конце XIX в. на Святой Горе Афон, и частица святых мощей святителя Иннокентия Московского.
Любим и чтим историю родного края
Сохранить память обо всех представителях рода Гарднеров
Весной 2014 года в Талдомском районе, в селе Ново-Никольское (некогда Новое), при сносе одного из домов в фундаменте были обнаружены надгробные камни разрушенного кладбища. Среди них оказался гранитный памятник Алексею Павловичу Гарднеру. Памятник на удивление прекрасно сохранился. Местные жители сообщили о находке на фарфоровый завод в Вербилках. Администрация завода приняла срочные меры по сохранению памятника – он был извлечен из фундамента. Его решили перенести на территорию храма Вознесения Господня, но это сделать не удалось, памятник пришлось перевезли к воротам кладбища.
Фамилию Гарднер в этих местах многие хорошо знают, поскольку недалеко отсюда, в Вербилках, находится известная фарфоровая фабрика, которую в 1754 году основал шотландец Франц Яковлевич Гарднер. Многие его потомки, управляя фабрикой, жили в Вербилках, были прихожанами храма Вознесения Господня в селе Новое и похоронены у его стен.
После революции 1917 года наступили тяжёлые времена, в том числе и для храма. В 1931 году он был закрыт, а к концу 1980-х г.г. от церкви остались только стены, приходское кладбище, а могилы около храма были разорены. От захоронений Гарднеров сохранилась только могила Софьи Александровны – жены Александра Петровича Гарднера, правнука Франца Яковлевича, с дочерьми Софьей и Анастасией.
Алексей Павлович (1863-1908) (племянник упомянутого выше Александра Петровича) был уважаемым человеком. Делами фабрики он, правда, занимался мало, в основном, служил в Уездной Земской Управе г.Дмитрова, состоял членом Дворянской опеки и попечительства недееспособных лиц, малолетних, престарелых и больных. Много сделал он для села Новое, которое приобрел в 1885 году. Был попечителем местной земской школы, достроил колокольню при храме, за что в 1896 году Святейшим Синодом был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени. В конце жизни страдал приступами депрессии, в результате чего был вынужден оставить службу, и в возрасте 45 лет трагически ушёл из жизни. Он был отпет и погребён на приходском кладбище с. Нового. Алексей Павлович даже после кончины позаботился о своих земляках. Он завещал свой дом в Новом селе и капитал в размере 15 000 р. в собственность Московского Губернского Земства с тем, чтобы в этом доме был устроен санаторий для учительского персонала. Через год после его смерти Дмитровская Уездная Земская Управа открыла в этом селе бесплатную народную библиотеку его имени.
До меня дошло известие о находке, и мне захотелось увидеть этот памятник. Когда я впервые увидела надгробие Алексея Павловича, мое сердце защемило от исторической несправедливости. Я посчитала своим долгом отдать последнюю дань человеку, который когда-то жил здесь, старался по мере сил улучшить жизнь своего поселения. Я обратилась к настоятелю церкви села Ново-Никольское о. Савве с просьбой установить памятник на символическое место захоронения, на современной территории храма. Осенью памятник был перенесен, и Алексей Павлович Гарднер, наконец-то, обрёл окончательное упокоение. Очень приятно, что есть на свете неравнодушные, отзывчивые люди.
Хотелось бы выразить огромную благодарность всем, кто любит и чтит историю своего родного края и старается, чтобы она была не забыта. В первую очередь, это сотрудникам краеведческих центра и музеев городов Дмитрова и Талдома, особенно Л.А.Фатуевой, Н.Л.Еловской, Т.К.Мамедовой; администрации завода «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» – генеральному директору А.В.Поликанову, президенту компании А.Б. Мамедовой, а также бывшему директору В.Д.Луневу, хранителям истории завода Т. Мотаковой и Ю.Н.Кравцовой; служителям Православной церкви – благочинному Талдомского района и г. Дубна протоиерею Владиславу Бобикову и игумену Савве (Мохову); а также депутату Совета Талдомского района И.А.Кудрявцеву.
Из метрических книг церкви Вознесения, которые хранятся в центральном архиве г. Москвы (ул. Профсоюзная, д.80), известно, что Елизавета Николаевна, последняя владелица фарфоровой фабрики из династии Гарднеров, мать Алексея Павловича, скончавшаяся в Новом Селе в 1913 году, была погребена на погосте при церкви. К сожалению, могила ее не сохранилась. У меня есть мечта: собрать необходимые архивные материалы и установить мемориальную доску у церкви Вознесения Господня села Ново-Никольское с указанием других представителей рода Гарднеров, погребенных здесь, но память о которых стерта.
С уважением и благодарностью,
правнучка Ф.Я. Гарднера в 9 колене Наталия Корниенко
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл благословил перенесение празднования Собора Кольских святых
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Архив
Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска
Изначальный скромный деревянный храм полностью видоизменился в результате поэтапных перестроек в 1944-1988 годах и стал просторным каменным зданием, расписанным внутри и прекрасно украшенным снаружи. У собора семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.
В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления Господня, где ежедневно совершается крещение. В комплекс собора входят часовня и административный корпус.
Строилась церковь в честь Вознесения Господня в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с разрешения Томского епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм, в народе поименованный Туруханским. Первоначально он был однопрестольным, деревянным, с колокольней в одной связке, крытым железом. Расположенный на северной окраине города, храм являлся одним из самых бедных в городе, со штатом из одного священника и одного псаломщика. Приход состоял из бедствующих чернорабочих и ремесленников, среди которых было немало инородцев, иноверцев и широко пропагандировалось сектантство. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.
В 1925 году был сооружен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1938-1939 годах храм был закрыт. Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.
В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Храм не требовал настоятельного ремонта — иконостас, престолы и подсвечники были сбережены — и в Великую среду того года было совершено его малое освящение. На Пасху был переполнен не только храм, но и вся его обширная ограда. С того времени в храме служит новосибирский архиерей. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского храма поступило 1686 тысяч рублей. Много сил и средств употребил архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) для реставрации и благоустройства храма. В конце марта 1946 года были подняты колокола. В том же году его заботами началось строительство нового придела, а 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году.
По благословению митрополита Нестора (Анисимова) над могилой владыки Варфоломея в соборе было устроено надгробие, а трудами архиепископа Павла (Голышева) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного.
К 1970-м годам деревянный собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году епископ Гедеон (Докукин) сразу же озаботился состоянием здания. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора под руководством настоятеля храма протоиерея Димитрия Будько. Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал украшением Новосибирска. Около 1986 года при храме открылась воскресная школа.
По проекту архитектора Б.А. Захарова при соборе были выстроены в 1996 году часовня в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, и в 1998 году административный корпус. В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.
В Вознесенском кафедральном соборе есть архиерейский хор, детский (младшая группа и старшая) и Свято-Макарьевский молодежный хоры. В 1995 году при соборе образован Центр милосердия во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Организована православная видеостудия. На третьем этаже нового административного корпуса расположилась приходская библиотека духовной литературы для всех жителей города, а также библиотека Новосибирского православного богословского института.
23 мая 2002 года в соборе совершил всенощное бдение Святейший Патриарх Алексий II. За богослужением состоялась канонизация новых сибирских священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина).
Вознесенская церковь в Новоникольском
Фото и описание
Деревянный храм в Новоникольском существовал уже в начале XVII столетия. Точнее, тогда село называлось Новым, а церковь была Никольской. В тот период времени село принадлежало двум князьям — Никите Леонтьеву и Фоме Иванову.
Каменный храм был возведен в селе в начале XIX столетия. Он также был Никольским, но в середине 30-х годов здание было переосвящено (причины этого неизвестны), церковь стала Вознесенской.
Здание стояло на берегу ручья, в южной части села. Возведено оно было благодаря помещице Елизавете Савеловой — строительные работы производились на ее средства. В храме было два престола. В середине XIX столетия были устроены новые приделы. Храм посещали свыше восьми сотен прихожан, причем при подсчете учитывались лишь лица мужского пола.
В 30-е годы XX столетия двери церкви закрылись для верующих, храм стал складским помещением.
До 50-х годов возле церкви находилась уникальная аллея, которую окаймляли деревья, посаженные более двух столетий назад. Все эти деревья были спилены в связи со строительством шоссейной дороги.
Здание храма постепенно разрушалось. В 80-е годы оно фактически перестало существовать, от него остались лишь стены. В таком виде в 90-е годы оно было возвращено прихожанам. Начались восстановительные работы. Богослужения в это время проходили в деревянном домике, расположенном возле храма. Восстановление церкви было завершено лишь несколько лет назад.
В церкви находятся святыни, высоко почитаемые верующими — например, образ Богоматери, созданный более века назад на Афоне.
Архитектура Новосибирска
Вы здесь
Вознесенский кафедральный собор
Церковь во имя Вознесения Господня в Ново-Николаевске, Турухановская площадь
Местом для строительства новой церкви в Новониколаевске была избрана Турухановская площадь, образованная улицами Турухановской (Ленской), Переселенческой (1905 года), Кабинетской (Советской). 9 марта 1912 года Городская Дума единогласно высказалась за безвозмездный отвод земли размером 1138,37 кв. саж. под постройку храма на Турухановской площади. Как видно из публикаций в новониколаевских газетах горожане собирались строить кирпичный храм, а временно, до окончания его постройки, — деревянный молитвенный дом. Так было при постройке собора Александра Невского. 8 января 1912 года в помещении городской управы должны были состояться торги на постройку молитвенного дома в Вокзальной части города. Об этом сообщила газета «Обская жизнь».
29 января 1912 года был отслужен молебен и освящено место под постройку молитвенного дома, а с государственного лесного склада на льготных условиях в кредит с поручительством городской управы было отпущено леса на 3180 рублей. Вместе с тем еще в 1911 году Комитет по постройке и городская управа возбудили ходатайство перед Синодом о выдаче ссуды в размере 20-25 тыс. рублей для постройки кирпичного храма. В начале 1913 года из Петербурга пришло известие о том, что в настоящее время из специального фонда могут отпустить лишь 5000 руб. Поэтому в апреле 1912 года Комитет вновь обратился в городскую управу с просьбой о возбуждении нового ходатайства перед Синодом о выдаче беспроцентной ссуды в размере 25 тыс. рублей. 17 мая 1912 года Городская Дума рассмотрела заявление Комитета. Гласные Думы заявили, что 25 тыс. рублей на постройку кирпичной церкви не хватит и надо ещё затем делать заём тысяч на 30, а так как денег у Комитета нет, то платить кредит будет город. Выяснилось также, что процедура прохождения ходатайства по различным инстанциям довольно длительна и поэтому рассчитывать на своевременное получение ссуды нельзя. Исходя из этих соображений, Дума постановила снять вопрос о займе с обсуждения. Таким образом в мае 1912 года стало окончательно ясно, что построить кирпичный храм в Вокзальной части города из-за нехватки денег не удастся. В связи с этим отпала надобность в строительстве молитвенного дома.
Средства на постройку храма собирались среди населения. Так Общество Взаимного кредита ассигновало 300 руб., а генерал-лейтенант Аркадии Выкуловский-Донзинский пожертвовал 3000 рублей, кроме того городская управа безвозмездно предоставила часть необходимого строительного материала.
В декабре 1912 года в губернское строительное отделение на рассмотрение и утверждение поступил проект деревянной церкви во имя Вознесения Господня, которую предполагалось строить на Турухановскои площади города Новониколаевска. Проектом предполагалось строительство храма центрической крестово-купольной системы, характерной для каменных церквей. В данном случае налицо попытка приспособить проект кирпичной церкви для деревянной. Проект церкви после его рассмотрения был отклонён как неудовлетворительный в техническом отношении и выслан обратно в Новониколаевск. Основные замечания касались, прежде всего, инженерно-конструкторской части проекта. Давление главного восьмигранного барабана вместе с куполом приходилось на 4 опорных столба, что при разной осадке здания и столбов могло вызвать деформацию здания в целом. Кроме того, давление от купола-луковицы передавалось на потолок, а не на стены здания, как нужно было бы запроектировать для надёжности. Были высказаны замечания по решению отопления здания и его архитектурного облика. Пока не установлено, кто был автором проекта церкви. Известно лишь, что технический надзор за её постройкой осуществлял городской архитектор Фёдор Рамман.
В своём прошении на имя начальника губернии от 9 марта 1913 года Александр Смычков доводил до его сведения, что вознесенская деревянная церковь постройкой окончена и просил назначить комиссию для осмотра храма. 30 марта 1913 года комиссия, состоящая из члена городской управы Ивана Стойлова, городского архитектора Ф. Раммана, старшего городского техника Губина, пристава Вокзальной части и председателя комитета по постройке храма Александра Смычкова, осмотрела храм.
Комиссия отметила, что вновь выстроенное здание имеет ряд недостатков, которые препятствуют открытию в нём богослужения. Наиболее существенными были следующие: решётка на хорах была жидка, стропила, служащие для усиления потолочной балки, к которой подвешивались хоры, не уничтожали горизонтального распора. Поэтому необходимо было исправить их таким образом, чтобы они гасили горизонтальный распор.
Основная причина этих недостатков, вероятно, кроется в том, что церковь строилась, не имея утверждённого проекта. Исправленный проект был отправлен в строительное отделение лишь в конце апреля 1913 года. Однако губернский инженер Хомич отказался его утверждать, потребовав высылки акта об освидетельствовании храма от 30 марта 1913 года (а затем и акта повторного освидетельствования об устранении указанных недостатков), вторично комиссия собралась 27 июня 1913 года. В составленном акте она отметила, что все недостатки, установленные в первом акте, устранены. Копия акта была выслана в губернское строительное отделение. 15 июля 1913 г. строительное отделение уведомило духовную консисторию, что с её стороны препятствий к открытию храма нет.
Вознесенский кафедральный собор. Новосибирск, ул. Советская, 91. Фото: Дмитрий Туаев. 2007 г.
И так строительство деревянного храма во имя Вознесения Господня вместо кирпичного началось в декабре 1912 года и закончилось в июне 1913 года. Вознесенская церковь стала седьмым храмом города. В декабре 1912 года через город проезжал томский архиепископ Макарий, назначенный митрополитом московским и коломенским. В поданном ему адресе говорилось о том, что 6 православных храмов украшают город. Конкретно это были: Александро-Невская, Покровская, Воскресенская, Казанская, Пророко-Данииловская церкви и церковь 41 Сибирского стрелкового полка в военном городке, построенная в 1910г. В числе градониколаевских церквей она не упоминалась.
Расположенный на северной окраине города, храм являлся тогда одним из самых бедных в Новониколаевске. Согласно указу святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. Александр Смычков, бывший председатель строительного комитета, в 1913 году по собственной просьбе был переведён на священническое место при Воскресенской кладбищенской церкви, а в 1914 году был призван в армию и назначен священником 53 полка. Всего постройка храма обошлась в 9654 рубля 35 коп., не считая пожертвованного материала: кирпича, камня и извести.
В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938-1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна. В Новосибирске, имевшим почти миллион жителей, осталась только одна действующая маленькая Успенская церковь.
С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей.
В марте 1944 года по благословению Владыки Варфоломея его секретарь о. Никандр съездил в Москву с прошением об открытии в городе второй церкви – Вознесенской. В конце 6 недели Великого Поста было получено решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим Вознесенского храма.
Иконостас, престолы, подсвечники и пр. — всё оказалось в порядке. После того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером Владыка Варфоломей совершил малое освящение храма. С Великого Четверга начались в нём службы. В 1946 году началось строительство нового придела. А 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь Преподобного Серафима Саровского.
Храм неоднократно достраивался, реконструировался. В чин собора церковь произведена в 1947 году, когда уже была организована кафедра митрополита и построены два новых придела. Кроме главного храма (придела) существует ещё три: правый — во имя Преподобного Серафима Саровского, левый — во имя Святителя и чудотворца Николая и нижний храм — во имя Святого благоверного князя Александра Невского и Святого праведного Гедеона Праотца.
К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришёл в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине.
Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский) сразу же озаботился состоянием здания храма. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма.
В 1976 году стены всех трёх алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца.
Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (ныне архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк.
К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов скромное деревянное здание было преобразовано в просторное каменное, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи.
После реконструкции храма в 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.
Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять как раньше, а семь золочёных глав. Над входом с западной стороны вознесён крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проёмами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол — благовестный, определён в центре. Он был изготовлен в Ярославле. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествую земли радость велию» и «Хвалите небес Божию славу». Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают иллюзию выступающего входа.
В 90-е годы продолжается благоустройство собора и прилегающей территории. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших (1996 г.), и административный корпус (1998 г.). В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма. В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления (Крещения) Господня, где ежедневно совершается Таинство Крещения. В начале декабря 1997 года по благословению Владыки Сергия часовню освятил Благочинный церквей града Новосибирска протоиерей Павел Патрин. В Вознесенском соборе много чтимых икон: икона святителя Николая — покровителя города Новосибирска, икона Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей, иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Черниговская, икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, икона «Всех святых, в земле Сибирской просиявших», написанная ко времени установления праздника Собора всех Сибирских святых в 1984 году.
Вознесенский кафедральный собор (Новосибирск, ул. Советская, 91). Фото: Степанов Слава