вознесенский скрябинский женский монастырь
Молодой ленинец | Что по силам трем монахиням?
В возрождаемом ныне Скрябинском Вознесенском женском монастыре, что в селе Пограничном Колышлейского района, сегодня всего три монахини. Однако это их трудами совершено, казалось бы, немыслимое! В декабре 2010 года, когда по благословению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина они приехали сюда восстанавливать некогда славную обитель, их встретили руины, а сегодня здесь в левом приделе собора Вознесения Господня идут службы. И верующие приезжают в монастырь из Колышлея, Сердобска, Пензы…
На огороде одна из сестер собирает в корзину огурцы и баклажаны, другая пропалывает картофель, а пожилой мужчина (впоследствии выяснилось, что это отец игуменьи Сергей Рэмович) подновляет доски складского строения. Пока мы осматриваем монастырские владения, игуменья успевает дать указания бульдозеристу, подписать очередные накладные, посоветоваться с мастерами относительно плитки, которой должны быть вымощены дорожки. В общем, работа кипит и все при деле.
Внутри храма, построенного еще в 1891 году на средства тамбовского купца Михаила Носова, тоже установлены многоярусные строительные леса. Лишь слева от входа обустроенное место для церковных служб.
ТО БЫЛА БОЖЬЯ ВОЛЯ
Обычная школьница из Арбекова Катя Соколова не думала не гадала, что судьба приведет ее в монастырь. Окончив бизнес-школу, получила образование бухгалтера, но так как на работу по специальности устроиться оказалось невозможно, пошла торговать в палатку на Центральном рынке. К этому времени ее младший брат, ныне священник Сергей Соколов, окончивший воскресную церковную школу, по выходным помогал в алтаре настоятелю церкви в Иссинском районе. Да и меньшая сестричка Маша постоянно посещала арбековский храм. С них и стала брать пример старшая Екатерина.
Я даже обиделась. Ушла, а у самой душа не на месте: нельзя же так жить, просто плывя по течению…»
Трудилась Екатерина по сменам и день и ночь, самой себе доказывала, что человек она в мирской жизни не лишний. Но когда на летних каникулах мама на несколько дней повезла в Сканов монастырь младшую дочь Машу, старшую пригласили поехать вместе с ними.
По обычаю после вечерних правил монахини с иконой обходят территорию. И в этой процессии пензячку словно обухом по голове ударили: «Ты искала место, где спастись? Здесь и оставайся. А не решишься, пеняй на себя!»
То была Божья воля. Наутро Соколова отправилась к матушке Евстолии, долго беседовала с ней и приняла решение остаться в монастыре.
Нужно было лишь уладить дела «на гражданке». Но тут-то и началось. Искушение за искушением! На работе сказали: «Какой монастырь? С ума сошла? Мы тебя не отпустим! Уже принято решение о повышении тебя в должности, зарплату будешь получать на зависть всем». На курсах кройки и шитья стали уговаривать доучиться.
Тогда же пришлось пойти учиться в автошколу. Матушка сказала: «Водителей на вас не напасешься. Получишь права, сама везде ездить станешь». Так что уже 12 лет я за рулем.
Ездить-то много приходилось, да и приходится. И в банк, и в налоговую, и по строительству, и по другим неотложным делам».
Иноческий постриг с именем Василиса Екатерина Соколова приняла в 2010-м, а монахиней Варварой стала в апреле следующего года. В том же 2011-м и случился очередной поворот в ее жизни.
После того как владыка Вениамин принял решение об открытии подворья Сканова монастыря в Пограничном, из Наровчата сюда направили трех сестер: Ксению, Игнатию и Варвару. Приехали они под Новый год, как оказалось, к разбитому корыту. В единственной уцелевшей, но сильно обветшавшей хозяйственной постройке не было ни воды, ни газа, ни отопления.
В одной из келий монахини оборудовали импровизированный храм, где и молились. А соседями у них оставались магазин и местная АТС.
По разрушенной, без купола церкви тогда тоже одни сквозняки гуляли, внутри все было покрыто голубиным пометом. Однако глаза боятся, а руки делают. День за днем на протяжении семи лет игуменья Варвара с сестрами неустанно трудились над возрождением обители. Церковь уже венчает купол с крестом. Все окна застеклены.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА «МЛ»
Скрябинский Вознесенский женский монастырь был основан в 1885 году. Первоначально монашествующие жили в деревянных избах. Собор Вознесения Господня с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского возвели здесь в 1891-м в русско-византийском стиле. При храме стояла колокольня.
Спустя десять лет для сестер был построен каменный двухэтажный корпус. К тому времени в монастыре были приют для девочек, маслобойка, конюшни, огороды, сад, пасека.
К 1917 году в обители, ведомой игуменьей Леонидой, подвизались более 200 сестер. Обитель закрыли в 1920-м. Часть монастырских зданий, в том числе и колокольню, разобрали на кирпичи, а в храме устроили склад.
«Молодой ленинец», № 33, 15 августа 2017 г.
Пограничное. Скрябинский Вознесенский женский монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего Колышлейского района.
Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885 года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей. Село это, которое также носило название Cаловка, Петровское, образовано было в первой четверти ХVIII века Петром Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829 года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847), один из героев Отечественной войны, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость». При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у своего помещика Салова.
С 1885 года духовным центром села становится Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла (Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией.
На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря.
Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта. В келейном корпусе был устроен храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной библиотекой и приют для девочек.
С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов, окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.
В 20-30-е годы многие сестры обители были репрессированы и пострадали а веру во Христа.
В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма. С 2010 года Скрябинский Вознесенский женский монастырь возрождается. В октябре 2010 года по решению Владыки Вениамина монастырь стал подворьем Наровчатской Троице-Скановой обители.
Скрябинский Вознесенский женский монастырь
Среди двух десятков монастырей, украшавших столетие назад Пензенский край, хорошо известен был Скрябинский Вознесенский общежительный женский нештатный монастырь, располагавшийся на территории нынешнего Колышлейского района.
Монастырь был учрежден указом Священного Синода в апреле 1885 года и устроен в четырех верстах от села Скрябино Трескинской волости Сердобского уезда у реки Колышлей.
Село это, которое также носило название Cаловка, Петровское, образовано было в первой четверти ХVIII века Петром Прохоровичем Скрябиным. С 1780 года оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии, с 1860-х находилось в Трескинской волости. После 1829 года селом владел Сергей Андреевич Салов (1793-1847), один из героев Отечественной войны, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость». При отмене крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у своего помещика Салова.
С 1885 года духовным центром села становится Вознесенский монастырь. Устроен он был по благословению епископа Павла (Вильчинского), с 1882 года управлявшего Саратовской епархией. Как и преосвященный Иаков (Вечерков), епископ был в полном смысле слова монахом-аскетом. В Саратове его считали прозорливым.
На постройку Вознесенской обители почетный гражданин Тамбова Андрей Михайлович Носов пожертвовал 100 000 руб. (в переводе на современные деньги эта сумма приблизительно равняется 60 млн. руб.) И он же пожертвовал участок земли в 2074 десятины, в составе которого было и 98 десятин леса. Столь щедрый дар Носов сделал сестре для открытия женского монастыря.
Монастырь был обнесен каменной оградой, вне его стен находились дома священнослужителей и странноприимный дом. Первоначально монахини жили в деревянных избах, а в 1890-х годах были построены каменный двухэтажный жилой корпус, маслобойка, конюшни и деревянные дома для игуменьи и причта. В келейном корпусе был устроен храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
С 1912 года обитель возглавляла игуменья Леонида 1857 года рождения, получившая домашнее образование. Монашеский постриг мать Леонида приняла в 1903 году, в 1913-м возведена была в сан игуменьи.
Умелое управление обителью игуменьей Леонидой превратило монастырь в прекрасно поставленное хозяйство. Здесь имелось, в частности, 55 голов крупного рогатого скота, 60 лошадей, богодельня для призрения больных и неимущих. Монастырь был не только духовной, но и материальной опорой для местного населения.
На 1912 год в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре работала церковно-приходская школа с прекрасной библиотекой и приют для девочек.
С 1905 года в монастыре служил священник Федор Советов, окончивший Саратовскую православную духовную семинарию. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.
Одним из первых в Сердобском уезде, в марте 1919 года, происходило обследование Скрябинского монастыря. Дело было поручено члену Комиссии по отделению церкви от государства Щетинину, человеку, видимо, не совсем оторванному от православных корней.
Уже в следующем году Скрябинский монастырь буквально растащили, а постройки заняли под нужды советского хозяйства, на территории монастыря разместился совхоз «Пограничный». Сестры потянулись из обители в родные села. Так в Трескино и соседних селениях стали появляться небольшие общинки, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молитвой, читали Псалтирь по усопшим, ходили на службы в еще открытые храмы.
В 20-30-е годы многие сестры обители были репрессированы и пострадали за веру во Христа.
В 1999 году вновь образовался православный приход Вознесенского храма.
Сегодня храм в честь Вознесения Господня до конца ещё не отреставрирован, два предела стоят в лесах, но он поражает крепкой красивой кладкой
Рождение красоты
С первого же дня нашего пребывания в монастыре мы оценили тишину и красоту, в которой собирались прожить несколько дней. Игуменья Варвара живёт в обители вдвоём со своим отцом. Сергей Ремович, трудясь с утра и до вечера, выполняет всю мужскую работу. Вместе с нами жила и трудница Евгения, скромная, работящая женщина. Она часто приезжает в обитель, проводит здесь свой отпуск, читает на клиросе, трудится в огороде, на кухне, и уже не представляет своей жизни без монастыря.
Нас разместили в жилом здании со всеми удобствами, большой просторной трапезной и прекрасной библиотекой. Под нашими окнами роскошная клумба, а через ограду виден лес, и можно наблюдать, как вечерами за высокими соснами прячется солнце.
В шутку я назвала наш келейный корпус пятизвёздочным отелем, но при всей монастырской строгости здесь действительно всё продумано до мелочей. Идеальная чистота, порядок, красивая посуда и постельное бельё, уютно, комфортно – условия проживания очень достойные.
Но не всегда монастырь находился в таком благополучном состоянии. И когда матушка показала альбомы с фотографиями монастыря 3-4-летней давности, я с трудом узнала в «графских развалинах» ухоженный цветущий монастырский двор.
Первый год сестры жили без тепла и воды, спали вместе в одной келье, не снимая тёплых вещей. С трудом передвигались по сгнившим полам и дворовой территории, изрытой, заваленной строительным мусором. Но так начинается жизнь во всех монастырях, восстанавливаемых из руин. Многое пришлось пережить, опыта строительства не было никакого, но невидимым образом Господь помогал сестрам, укреплял их силы для благого дела.
***
Мы тоже с большой охотой поработали на земле, собрали урожай капусты, ягод, календулы и ромашки. Помогали в трапезной, убирались в помещении, очень старались всё делать хорошо, а получалось ли – не знаю. Моя внучка с радостью бралась за любое дело, дома такого рвения я за ней не замечала. Думаю, эта поездка ей запомнится и принесёт ощущение первых открытий в её начинающейся церковной жизни.
На прощание матушка Варвара приготовила для нас подарки. Я получила сувенир с изображением монастыря, Нина – изящный браслетик с крестиком, а её маме настоятельница просила передать роскошный палантин. «Пусть чаще ходит в храм, это ей моё благословение», – улыбнулась матушка.
Ольга Стрелкова.
Для желающих посетить богослужение в Вознесенском монастыре с. Пограничное
будет организован бесплатный автобус 30 августа в 7.00 от остановки в центре Колышлея.
В Пензенской области открыт десятый монастырь
Десятый монастырь открыт в Пензенской области. Историческое событие произошло в селе Пограничное Колышлейского района. Спустя 90 лет монашеская жизнь возобновилась в Скрябинской Вознесенской обители.
Этого момента в Пограничном ждали с 1927 года, когда прекратилась монашеская жизнь в Скрябинском монастыре. Теперь обитель вновь официально стала действующей.
Решение об этом было принято Святейшим Патриархом и Синодом. Исполняя волю священноначалия, епископ Сердобский и Спасский Митрофан возводит настоятельницу, монахиню Варвару, в сан игумении.
Скрябинский монастырь был основан в 1885 году на средства известного тамбовского мецената купца Андрея Носова. Столетие назад в нем подвизались почти 300 монахинь. С тех времен остались Вознесенский храм, двухэтажный и одноэтажный корпуса, деревянный дом настоятельницы. Пять лет назад сюда вернулись инокини. Обитель стала подворьем Троице-Сканова монастыря. За это время обжили один из корпусов, возобновились богослужения в соборе, продолжается его реставрация. И все это — силами трех молодых насельниц.
«Мы очень удивлялись — потому что молодая дама, девушка, став монахиней, взялась за такое больше дело. Это не каждому мужику, монаху под силу. Здесь столько работы с транспортом, подрядчиками, составление смет — столько работы, что трудно было свезти», — подчеркнул депутат Законодательного собрания Пензенской области Александр Ломовцев.
Мать Варвара стала пятой и самой молодой игуменьей в Пензенской митрополии. Уже как настоятельница подворья, она сделала очень много. А планов еще больше. Это и реставрационные, и хозяйственные дела, и молитва, и умножение числа насельниц.
«Конечно, молимся, чтобы Господь послал сестер, чтобы мы могли сами вести свой огород, скотный двор, кухню. В женских монастырях эти черновые работы на высоком уровне, и мне хочется продолжать эти монастырские традиции», — сказала настоятельница Скрябинского Вознесенского монастыря игумения Варвара (Соколова).
Как символ власти над сестрами монастыря, епископ Митрофан вручил игумении жезл, и в качестве своего благословения передал Иверскую икону Божией Матери. В советское время она хранилась у монахинь в Колышлее, так что вполне вероятно, что она и была когда-то написана для Вознесенской обители.
«Самое сложное в основании любого монастыря — собрать костяк братии, чтобы они могли понимать, что такое монастырь, что такое послушание, и этому могли научать тех, кто приходит в монастырь», — подчеркнул епископ Митрофан.
Скрябинский Вознесенский монастырь стал десятым в новейшей истории области. Конечно, до возрождения былой славы пензенского монашества еще далеко, и тем не менее факт остается фактом — до революции их было 18, поэтому с уверенностью может сказать, что возродилось больше половины пензенских монастырей.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.
Большое спасибо за вашу помощь. Мы исправим это в ближайшее время!