вознесенский собор в ельце фото
Храмовая Россия: Кафедральный Вознесенский собор в Ельце Липецкой области
Храм Вознесения Господня в г. Ельце входит в состав Липецкой митрополии, является соборным приходом православной церкви, относится к Елецкой епархии. Выстроен он в 1845—1889 годах по проекту и под руководством известного архитектора XIX века Константина Андреевича Тона.
Архитектурный стиль Вознесенского собора в Ельце — русско-византийский, приход является объектом культурного наследия федерального значения, занимает четвертое место в России по величине после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье (Свердловская область).
История собора
Елец — старинный русский город, дата основания которого восходит (по некоторым источникам) к началу X века. Он входит в состав Золотого кольца России. При подъезде к городу еще издали видны синие купола и величественное здание Вознесенского кафедрального собора, который стоит на крутом берегу реки Быстрая Сосна и является центральным объектом города.
От остальных церквей и соборов Ельца (их в городе насчитывается порядка семнадцати) по большей части остались только руины, что придает городу загадочный, таинственный вид и притягивает сюда множество туристов и паломников.
Возведение и основание
Храм Вознесения Господня — выдающийся памятник старины, был выстроен в конце девятнадцатого века на пожертвования горожан, сбор которых начался еще в 1815 году.
Строился приход целых 44 года, строительство было начато в 1845 году, пожертвования собирались 75 лет, однако колокольня тогда так и осталась недостроенной.
Изначально церковь было решено строить в классическом стиле. Для разработки проекта в 1824 году был приглашен харьковский епархиальный архитектор Федор Иванович Данилов, уроженец Орловской губернии.
Данилов подготовил чертежи будущего храма, но его проект был отклонен, и тогда горожане Ельца обратились с просьбой о проектировании храма к знаменитому архитектору своего времени Константину Андреевичу Тону, создателю русско-византийского стиля в архитектуре и автору проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
По проекту К. А. Тона Елецкий Свято-Вознесенский собор составлял в длину 84 метра, 34 метра в ширину, а его высота вместе с крестом была 74 метра.
Над проектом внутреннего убранства храма, в том числе иконостаса, работал также очень известный архитектор Александр Степанович Каминский. Нижний ярус и балдахин перед царскими вратами прихода было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, а затем раскрасить и позолотить.
Закладка первого камня состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича. По этому поводу был отслужен торжественный молебен.
В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов.
Строительство продолжалось до 1889 года. В связи с тем, что пожертвований не хватило, колокольня осталась недостроенной, не была закончена полностью роспись внутренних стен, не были выстроены ажурные крыльца над южным и северным входами. Наконец, 22 августа 1889 года храм освятил епископ Орловский и Севский Мисаил.
Историческая судьба
С августа 1889 года начались богослужения в новом Вознесенском соборе в Ельце. В 1890 году при церкви была основана церковно-приходская школа грамоты. Первоначально она была рассчитана на 30 детей и располагалась в подвальном помещении.
Однако вскоре возникла необходимость расширения приходской школы из-за большого количества желающих обучать в ней своих детей ельчан. Проблема состояла в отсутствии помещения. Прихожанка прихода А. Н. Стукалова пожертвовала под школу свой дом с усадебным местом.
10 сентября 1895 года было освящено новое здание приходской школы, которое находилось рядом с храмом и было двухэтажным. При Вознесенском приходе работала бесплатная столовая, где каждый нуждающийся мог получить пропитание.
В годы Первой мировой войны в здании храма расположился приют для беженцев, накануне революции 1917 года в нем числилось прихожанами 635 жителей города. Далеко за пределами Ельца был известен церковный хор Воскресенского собора.
События октября 1917 года наложили свой отпечаток и на деятельность Воскресенского Елецкого храма. Первые годы после революции службы в нем проходили регулярно. В 1922 году по стране прокатилась волна изъятия ценностей из церквей. Документов тех лет в архиве не сохранилось, но можно догадаться, что прихожане распрощались с огромным количеством церковной утвари и окладов икон.
В 1929 году была предпринята попытка прекратить работу Елецкого Воскресенского собора властями города в рамках проводимой по всей стране кампании по закрытию церквей. Однако уже к весне будущего года, уступая настойчивым просьбам горожан, власти вернули его верующим.
Под предлогом, что в церкви два больших колокола, один из них, весом более 11 тонн, был снят и изъят в госфонд. А в 1933 году с деревянной звонницы под лозунгом «перельем все колокола в трактора» были сняты и конфискованы все остальные.
Окончательно закрыт Вознесенский собор был в 1934 году, хотя, по другим источникам, это произошло не ранее 1937 года, так как в письмах ельчан своим родственникам в те годы говорилось, что «службы проходят в теплом храме. остальная часть не функционирует». После закрытия Вознесенской церкви в ее помещениях разместилось зернохранилище, а разграбление церковных ценностей продолжилось с удвоенной силой. Многие святыни погибли безвозвратно.
В период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) на крыше недостроенной когда-то колокольни Вознесенского собора был установлен зенитный пулемет, который обеспечивал противовоздушную оборону Ельца.
С 1943 г. ельчане, воодушевленные ослаблением государственного гнета на Русскую Православную Церковь, начали хлопотать о возвращении Свято-Вознесенской церкви. Однако Постановления о передаче ее верующим удалось добиться только к июлю 1947 года.
К августу была в установленном порядке зарегистрирована община верующих в количестве более 3500 человек, на их пожертвования началось постепенное восстановление прихода. С 06 мая 1948 года Свято-Вознесенский собор поставлен на государственную охрану как памятник культуры.
Современное положение
В 1978 году были окончательно завершены строительно-восстановительные работы в храме, а в 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора.
Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 году в центральной апсиде цокольной части был устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, в цокольной части собора расположилась просфорня.
Вернулась в храм и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери.
Архитектура и убранство сооружения
В настоящее время собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма — труд архитектора А. С. Каминского — трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.
Внешний вид
Внешний вид Вознесенского собора сегодня создают основное здание кубовидной формы, увенчанное пятью главами, трапезная, недостроенная колокольня и часовня в виде древнерусского шлема, у восточной стены которой находятся несколько захоронений священнослужителей. Сам храм — одноэтажный, в его внешнем оформлении применены стилизованные формы русского и византийского зодчества.
Внутреннее оформление
Внутри Свято-Вознесенского собора находится трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева (проект А. В. Каминского). Стены покрывает роспись и живописные полотна (более 220) кисти известных художников-передвижников — А. И. Корзухина и К. В. Лебедева.
На сегодняшний день собор имеет три зала: летний, зимний и нижний.
Летний с тремя приделами:
Зимний с двумя пределами:
Нижний с тремя приделами:
Святыни храма
В кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца хранятся величайшие святыни, которым приходят поклониться верующие и паломники.
Как проходят богослужения
Настоятель — Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.
Богослужения на церковнославянском языке в соборе проходят ежедневно: Божественная литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение — в 17.00.
Престольные праздники и крестные ходы
Храм часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой, всегда становится праздничным событием для ельчан.
В соборе особо отмечаются престольные праздники:
Как добраться до церкви
Свято-Вознесенский кафедральный собор находится по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. № 1.
Добраться от железнодорожного вокзала города и от автостанции можно автобусами №№ 1, 2.
Видео о праздновании 125-летия собора
О праздновании 125-летия собора в Ельце и основные вехи его истории — в видео ниже.
Елец. Часть 2. Вознесенский собор
Кафедральный собор Вознесения Господня имеет древнюю историю, знаменитейших авторов и необыкновенную красоту.
2. На этом месте находился соборный храм, который к концу XIII века уже не мог вмещать всех желающих. И в 1800 году ельчанами было принято решение о строительстве нового храма. Долгие годы собирали они пожертвования на строительство. 22 августа 1845 года состоялась торжественная закладка храма. Собралось множество народа, во всех елецких церквях раздавался звон-благовест.
Проект храма разработал русский архитектор Константин Андреевич Тон, автор Большого Кремлёвского дворца, Храма Христа Спасителя, Оружейной палаты Московского Кремля, Екатерининского Собора в Царском Селе.
Для строительства потребовалось более 10 млн. штук кирпича. Был выстроен собственный кирпичный завод. Каждый житель города по дороге на работу должен был приносить к храму хотя бы один кирпичик. А для водоснабжения стройки на берегу реки Сосны была сооружена водоподъёмная машина — насосная станция с конным приводом.
Строительство шло 44 года. И 22 августа 1889 года собор был освящён епископом Орловским и Севским Мисаилом. На торжество было разослано 3 000 пригласительных билетов. Храм не смог вместить всех желающих, народ заполонил всю площадь перед храмом. Ведь стройка была народной.
Высота храма 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра.
3. Были смонтированы огромные железные двери общим весом 8,4 тонны.
4. В 1888 году из флорентийской мозаики был выложен пол храма, о чём свидетельствует цифра «1888», вплетённая в орнамент.
5. Уникальный трёхъярусный иконостас из золочёного резного дерева был спроектирован русским архитектором Александром Степановичем Каминским, автором первого здания Третьяковской галереи, семейного архитектора рода Третьяковых и ученика К.А.Тона.
6. Собор является огромной художественной экспозицией, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей. Начинал расписывать храм известный художник-передвижник Алексей Иванович Корзухин, академик Императорской Академии художеств, один из лучших жанровых живописцев. Но заказчику он не угодил, и заканчивал роспись Клавдий Васильевич Лебедев, также художник-передвижник, профессор Академии Художеств, русский исторический и церковный живописец.
7. Кстати, на территории собора находится самая знаменитая каменная часовня Ельца. Когда-то здесь был просто холмик и крест над братской могилой ельчан, погибших в битве с войсками Тамерлана в 1395 году. Но стараниями елецких купцов здесь появилась часовня.
Случилось это в 1395 году. Полчища Тамерлана вторглись в южные пределы Руси. В середине августа он вышел к Ельцу и приступил к его осаде. Торопясь использовать летнее время для похода на Рязань, Москву, Смоленск и другие города, Тамерлан потребовал незамедлительной сдачи Ельца на милость победителя. Но ельчане ответили, что они до последнего человека будут защищать свой город. Началось сражение, подобно которому по неравенству сил, вероломству и жестокости со стороны захватчиков и мужеству защитников города, не знала история.
В течение нескольких дней ельчане спешно отражали атаки штурмующих войск. Но таяли силы защитников, всё труднее становилось бороться с возникающими пожарами. Не взяв города с ходу, враги применили большое количество метательных машин, таранов и других приспособлений. Лишившись возможности пограбить город, нападавшие забросали его стрелами с горящей паклей. Наконец, ценою огромных усилий и больших потерь, Тамерлану удалось ворваться в город, где с новой силой разгорелось сражение. На его улицах под ударами сабель падали последние защитники и жители. Начавшийся пожар довершил дело. От города осталось огромное смрадное пепелище. Так трагически закончилась двухнедельная героическая оборона Ельца от многочисленных войск Тамерлана.
8. Некрополь на территории собора.
Да, кстати, весь проект постройки собора осуществлён не был. Была запроектирована колоссальная колокольня, на 7 метров выше креста главного купола, и ажурные крылечки. В последнее время идут дискуссии по поводу завершения проекта знаменитого архитектора. То есть постройки колокольни. У этой идеи есть как приверженцы, так и противники. Кто победит? Поживём — увидим.
Вознесенский кафедральный собор (Елец)
Мiръ Россия Липецкая область Елец Вознесенский кафедральный собор (Елец)
Вознесе́нский собо́р — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.
Содержание
История [ править ]
На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году.
22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма.
Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен.
Первый проект собора был разработан в 1824 г.
Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди.
Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве.
Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм…
Вновь собор был открыт в 1947 году.
Описание [ править ]
Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.
На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.
Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.
Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца.
Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
Соборный храм Вознесения Господня
Соборный храм Вознесения Господня. Фото 2006 г.
Вознесенский собор города Ельца — один из самых крупных православных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии. Построен он «по-елецки» — с размахом! В начале XX в. Алексей Константинович Воскресенский — автор книги, посвященной истории и культуре Ельца — писал: «Если посетитель войдёт внутрь храма, то он остановится изумлённым на пороге его: громадность размеров храма и его чудное благолепие скажут ему, что этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи, нежели находиться среди хотя и многолюдного, но все же провинциального уездного города». [1]
Собор построен по проекту знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Творение К.А. Тона олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию государственную идею «Самодержавие. Православие. Народность.» и подчеркивало связь русской культуры и государственности с православной Византией.
Объемно-композиционное построение собора традиционно: с восточной части к огромному кубу пятиглавого летнего храма, перекрытому четырёхскатной кровлей и поставленному на высокий белокаменный подклет, примыкают три полукружия алтарей; с запада — одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами. Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Вертикаль колокольни с крыльцом-сенью сени над северным и южным крыльцами остались незавершёнными (по проекту доминирующая в застройке города колокольня должна была иметь ещё 4 яруса, и высота её составила бы 115 арш., или 82 м). Храм трёхнефный, четырёхстолпный. Четыре крестообразных в плане храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, прорезанную по граням высокими окнами с полуциркульными завершениями. В верхней части главы — карниз, украшенный поясом квадратных ширинок. Нижняя часть глав и верхний пояс храмового куба декорированы поясом килевидных кокошников. Центральную главу венчает луковичное завершение с золочёным крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главную. Куб храма разделяется междуэтажным пояском в виде упрощённого антаблемента, разорванного в центре трёхчастного фасада, разделённого встроенными трехчетвертными и полуколоннами упрощённого тоскано-дорического ордера. Углы храма также закреплены трёхчетвертными колонками. В верхнем ярусе храма каждое из прясел прорезают большие окна, в средней части – сдвоенные, с лучковыми перемычками и украшенные наличниками с колонками по краям и барочными завершениями – очельями в виде картушей. Архитектурное оформление трапезной, перекрытой на два ската, аналогично храмовому.
Икона свв. Кирика и Иулиты в Вознесенском соборе
Все элементы оформления Вознесенского собора – кокошники в основаниях барабанов глав и завершении объема храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки полуколонн, пышные очелья наличников – имеют прямые аналоги в архитектуре Руси. Тем не менее в излишней правильности всех пропорций здания чувствуется классическое воспитание автора, отчего архитектурное убранство храма создает эффект декорации.
Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.
В годы советского безвременья собор пострадал меньше других храмов, сохранив свою красоту и величие. Сегодня панораму Ельца и его духовную жизнь невозможно представить без соборного храма Вознесения Господня, который, как и город, имеет интересную историю.
Вознесенский приход, который в начале своей истории не являлся соборным, возник, скорее всего, в 1680-х гг., так как храм во имя Вознесения Христова ещё не значится в переписной книге В. Сухотина 1678 г., а впервые упоминается в писцовой и межевой книге Тихона Камынина 1691-1693 гг. В 1745 г. Вознесенская церковь пострадала от пожара, после чего была «возобновлена и украшена». [2]
Под возобновлением имеется в виду, видимо, построение в следующем 1746 г. новой каменной церкви во имя Вознесения Христова, на что указывает историк Орловской епархии Г.М. Пясецкий, ссылаясь на несохранившиеся ведомости храма за 1783 г. [3] В это время при Вознесенской церкви «имелась» писцовая земля в трёх участках — 90 десятин на реке Дон, 40 десятин общего владения с городской Успенской церковью близ г. Ельца и участок земли в общем владении с елецкими ямщиками, которые не допускали причт до пользования землей, вследствие чего в 1789 г. спорное дело об этом рассматривалось в Верхнем земском суде. В приходе у Вознесенской церкви в указанный период числилось по исповедным ведомостям 126 дворов.
Фрагмент плана города Ельца ок. 1795 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь, 3 — Воскресенский «старый» собор, 4 — Введенская церковь, 5 — часовня на могиле ельчан, погибших в 1395 г. при нашествии Тамерлана
К 1760 г. церковь Вознесения Христова уже считалась древней, а находившаяся при ней трапезная церковь св. Николая Чудотворца была тогда крайне «ветха и с расщелинами в стенах». [4] Тогда же по ходатайству купца Семёна Епифаньевича Калашникова указом из Воронежской духовной консистории от 13 июня 1760 г. было разрешено на месте обветшавшей трапезной церкви построить новую, большую в размерах, с приделами св. Николая Чудотворца и св. Димитрия Ростовского, а также новую каменную колокольню. [5] Указ из Воронежской духовной консистории по благословению Преосвященного Кирилла на постройку был выдан 13 июня 1760 г., а закладка нового трапезного храма с колокольней совершена елецким протопопом Афанасием Козьминым 11 июня того же года. Вскоре строительство было завершено, а в 1772 г. ввиду «тесноты» Воскресенского собора статус соборной церкви Ельца был передан Вознесенской церкви. [6]
О местонахождении, размерах и планировке Вознесенского храма можно судить по изображению его на плане Ельца 1809 г., где ещё до сооружения нового собора показано место предполагаемого строительства и старая Вознесенская церковь. [7]
В 1804 г. в церкви, кроме главного престола в честь Вознесения Господня, действовали тёплые приделы «св. Чудотворца Николая, Димитрия Ростовского и Смоленския Богородицы» — на втором этаже трапезной. [8]
Существует предание, что в древности на месте Вознесенской церкви было кладбище и храм во имя свв. Кирика и Иулиты. Об этом писали И.И. Уклеин и Е.И. Назаров, ссылавшийся на воспоминания старожила И.И. Исаева. [9] В 1967 г. при настоятельстве архимандрита Исаакия (Виноградова) в память этого храма «ревнителями родной елецкой старины» был даже сооружён киот с иконой святых мучеников, находящийся ныне на правой стороне соборной трапезной. Однако ни в одном из известных сегодня документов XVII или XVIII в. храм свв. Кирика и Иулиты не упоминается.
Реконструкция Красной площади Ельца на нач. XIX в. Силуэтами выделены Вознесенский соборный и Успенский храмы, на месте которых предполагалось строительство нового собора. Рис. А.В. Новосельцева
Будучи в начале XIX в. главным храмом быстро развивающегося Ельца, Вознесенская церковь уже мало соответствовала «цветущему состоянию города» и не удовлетворяла назначению соборного храма. Поэтому вопрос о строительстве новой каменной соборной церкви был поднят в 1800 г., и тогда по инициативе церковного старосты Фёдора Сафроновича Попова начался сбор денег на «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм». Сразу после принятия решения о строительстве нового собора ктитор Ф.С. Попов стал заготавливать камень для постройки. В 1815 г. старостой Василием Степановичем Петровым у епархиального начальства была испрошена сборная шнуровая книга, которую выдал для сбора пожертвований на постройку собора Преосвященный Досифей, епископ Орловский. До 1821 г. было собрано только 10000 руб.
Первый проект нового соборного храма Ельца был разработан в 1824 г. в стиле «итальянской архитектуры». [10]. В плане храм должен был иметь размеры 104х39 м, но дальше одобрения проекта епископом Орловским Гавриилом дело не пошло. Тем временем сбор денег на постройку хоть и медленно, но продолжался.
В 1841 г. харьковский архитектор Даилов выполнил новый проект в «византийском и частично итальянском вкусе», который 26 февраля того же года был представлен Орловскому архиерею. 16 марта проект одобрила Орловская губернская строительная комиссия, после чего он был отправлен в Синод. 11 июня 1841 г. Святейший Синод слушал полученное 2 июня 1841 г. «доношение Преосвященного Евлампия, епископа Орловского, коим испрашивалось разрешение строительства в г. Ельце вместо обветшавшего и невместительного нового каменного собора». Одновременно были рассмотрены чертежи, одобренные Орловской губернской строительной комиссией, и переданы в следующую инстанцию — в Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Там 25 августа 1841 г. новый проект елецкого собора получил следующую оценку: «Размеры онаго по приложенному масштабу в огромном виде, ни мало не сообразным с числом прихожан 814 душ, из числа коих половину только можно почитать постоянными посетителями собора». [11] Размеры собора согласно проекту должны были составить: «длина самой церкви … в 31, ширина в 11 и 16 сажен, а вышина с главою 22 сажени. Длина и ширина колокольни на 10, а вышина в 32 сажени; двери вышиною в 8,5, шириною в 3 аршина. Каковые размеры в сравнении с другими церквами и с пространством, потребным по настоящей надобности, столь огромны, что полагать надобно, что масштаб приложен не следующий к сим чертежам. При том и способы на постройку… не представляют возможность совершить столь огромное предприятие». [12] Таким образом, комиссия усомнилась в правильности приложенного к чертежам масштаба и возможности построить в Ельце такой большой храм, хотя, как показала история, в действительности здание собора было выстроено ещё больших размеров. Комиссия выразила сомнение в возможности собрать необходимые для строительства средства и в качестве примера приводила церковь, построенную в Санкт-Петербурге длиною с колокольней в 25 и шириною в 12 саженей, на которую ушло почти полмиллиона рублей ассигнациями. Смета же на строительство соборного храма Ельца по предложенному проекту составляла 564 256 руб. [13]