возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг

Социальная природа сознания.сознание и мозг

Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия.

Мозг— центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков

38)структура сознание.самосознание

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память.

Если в первобытном обществе самонаблюдения привели людей к заключению, что в их головах происходили процессы, отличные от процессов в окр природе, то эти явления они пытались объяснить с позиции мифолог представления о душе, которая управляет телом.

Если в эп нового времени сознание признавалось первичной реальностью не зависящей от экон, соц и пр факторов, то Марксизм признает вторичность сознания по отношению к миру. Не сознание опр-ет бытие, а наоборот. «Сознание — есть осознанное»

Сознание — свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность; субъективный образ объективной действительности. Сознание чела связано с формированием второй сигнальной системы, т.е. чел оперирует понятиями вместо реальных предметов.

Основой сознания является восприятие.

Структура: 1)сознание: когнитивная (позноват) среда, эмоциональная среда, волевая среда; 2)Самосознание: самочувтсвие, осознание себя, как члена общ, осознание Я; 3) Бессознательное (сновед, гипноз, инстинкты).

Самосозн — процесс когда Я обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.

Сознание и безсознательное

40)сознание мышление язык

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Функции сознания: 1) Мировоззренческая 2) Познавательная 3) Творческая 4) Регулятивно-управленческая 5) Оценочная 6) Координирующая.

Структура сознания. 1 Знание 2 Память 3 Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.

Сознание представляет собой ядро человеческой психики.

Понятие не существует без слова, а мышление в понятиях без языка.

Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки.

Причина появления таких языков — в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.

Источник

Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание

возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг

возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг

возникновение сознания и его социальная природа сознание и мозг

В происхождении сознания выделяют два вида условий:

природно-биологические(эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

— социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов). Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.

В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

— уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);

— при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).

Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания.

Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах.

Источник

Возникновение сознания человека

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

Условия возникновения сознания

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения. При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание». Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Источник

41. Возникновение сознания и его социальная природа. Сознание и мозг.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.

В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

2. сознание присуще всем живым организмам;

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Помимо индивидуального сознания философия рассматривает общественные формы сознания, воплощенные не столько в личной психике, сколько в объективированных формах культуры наций и человечества в целом. Основные элементы структуры общественного сознания: идеология, религия, философия, культура, искусство, наука, мораль, право, общественная психология и т.п.

Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Философское решение этой проблемы представлено в трех вариантах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи.

Формулируя суть общенаучной проблемы «сознание – мозг», Д.И. Дубровский сводит ее к двум вопросам:

каким образом явление субъективной реальности связано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характеристик, а мозговые процессы ими обладают?

как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т. е. каким образом сознание управляет физическими действиями человека?

Д.И. Дубровский предлагает информационную модель для объяснения соотношения сознания и мозга. По его мнению, отношение между материальным и психическим, т. е. между мозгом и сознанием, следует рассматривать как отношение между носителем информации и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания выступают мозговые нейродинамические процессы: сознание – образ, а мозговой процесс – код для этого образа. Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов. Это обстоятельство подтверждается научными и медицинскими данными. Если у человека повреждается какая-то часть мозга, другие сферы берут на себя выполнение утраченных функций: правое полушарие может частично выполнять функции левого, и наоборот.

Источник

Возникновение сознания и его природа.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

Происхождение сознания.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин

— теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

3. Сознание и бессознательное.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Архетипы многообразны, важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень, Персона, Самость, герой, Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

Ключевые слова и понятия: сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип, психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.

Человек и техника.

Общепризнано, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении «человек — техника» появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших:

1) граница между человеком и машине проблема искусственного и естественного интеллекта;

2) образ жизни человека в техномире.

Проблема соотношения естественного и искусственного интеллекта требует ответа на три существенных вопроса. Во-первых, каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом, с человеком. Здесь сформировались различные точки зрения. Так, бихевиористская концепция (представленная, например, американским исследователем К.Т. Сэйром) основана на том, что между компьютером и мышлением человека очевидна полная аналогия.

Существует и другое мнение (например, американский ученый Гандерсон), что есть существенное различие между Программируемыми разумными способностями мозга и непрограммируемой чувственной, иррациональной сферой. При этом полагают, что в будущем последняя в принципе будет доступна биоимитациям.

Обратим внимание на то, что с социокулътурной точки зрения проблема «мозг и машина» — это проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому рассмотрение компьютера в качестве абсолютной модели человека, их отождествление расценивается многими специалистами как угроза человеческому существованию.

Второй вопрос — какова природа и суть творчества, может ли оно быть имитируемо компьютером? Представим две взаимоисключающие позиции: согласно первой творческо-эвристические особенности мыслительного процесса человека всегда ускользают от моделирования на компьютере. Согласно другой позиции — и сегодняшние результаты «мыслительных» операций машины казались когда-то недостижимыми. Поэтому имитация компьютером рациональных способностей человека — дело времени.

И, наконец, третий вопрос проблемы «мозг и машина» — это логика человеческого мозга, основанная на конструировании образов, и «логика»машины, основанная на распознавании образов.

Машина «схватывает» объект в статике и характеризует его по принципу «да» или «нет», «либо — либо», «если то — то. «. Человек способен схватить противоречивую природу объекта по принципу «и да и нет», «и то и другое», выразить и охарактеризовать любой объект в его динамике, как процесс, как его становление. Таким образом, это вопрос о творческой природе культуры, то есть, с одной стороны, о технике как результате творения человека, а с другой — о потенциале техники, усиливающем его творческие возможности и способности.

Другой аспект проблемы «техника — человек» — это проблема существования, образа жизни человека в созданном им самим техномире, с социокулътурной точки зрения — о месте и роли искусственного техномира в жизни человека.

Одно из предназначений техники — освобождение человека от «объятий» природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, в общем-то незаметно для себя поставил жесткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среди таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает «разрешающую силу» человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. «Алгебраизация», «алгоритмизация» стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит» человечности», появление раннего психологического общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на «природу», он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.

Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.

К.филос.н, доцент_____________ Чакенов Е. Д.

Зав.кафедрой МОиЯ, к.полит.н., доцент___________ Акпаева Э.Р.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *