возрастные особенности головного мозга таблица

Возрастные особенности головного мозга

возрастные особенности головного мозга таблица

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Головной мозг у новорожденного относительно большой, масса его в среднем 390 г (340-430 г) у мальчиков и 355 г (330-370 г) у девочек, что составляет 12-13 % от массы тела (у взрослых примерно 2,5 %). Масса мозга по отношению к массе тела у новорожденного в 5 раз больше, чем у взрослого, и определяется отношением 1:8 (у взрослого это отношение 1:40). К концу 1-го года жизни масса мозга удваивается, а к 3-4 годам утраивается. В дальнейшем (после 7 лет) масса головного мозга возрастает медленно и к 20-29 годам достигает максимального значения (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55-60 лет отмечается некоторое уменьшение ее.

Взаимоотношения борозд и извилин с костями и швами крыши черепа у новорожденного несколько иные, чем у взрослого. Центральная борозда расположена на уровне теменной кости. Нижнелатеральная часть этой борозды находится на 1,0-1,5 см краниальнее чешуйчатого шва. Теменно-затылочная борозда лежит на 12 мм кпереди от ламбдовидного шва. Соотношения борозд, извилин мозга и швов, характерные для взрослого человека, устанавливаются у детей 6-8 лет.

Мозолистое тело у новорожденного тонкое, короткое, так как одновременно с развитием и увеличением полушарий большого мозга мозолистое тело растет преимущественно в краниальном и каудальном направлениях, располагаясь над полостью промежуточного мозга (над III желудочком). По мере развития полушарий увеличивается толщина ствола мозолистого тела (до 1 см у взрослого человека) и валика мозолистого тела (до 2 см), что обусловлено увеличением количества комиссуральных нервных волокон.

возрастные особенности головного мозга таблица[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Источник

Текст книги «Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей»

возрастные особенности головного мозга таблица

Автор книги: Галина Гуровец

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 23 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

В толще белого вещества находятся полости – боковые желудочки, в которых располагаются сосудистые сплетения. В боковых желудочках продуцируется спинно-мозговая жидкость. Желудочки мозга имеют неправильное строение, выпуклости (рога) соприкасающиеся со всеми долями мозга. В боковых желудочках имеются отверстия, от которых начинаются каналы, соединяющие боковые желудочки с третьим желудочком. Образующаяся в боковых желудочках спинно-мозговая жидкость (ликвор), имеет большое значение: она омывает структуры мозга, питает и защищает их. В спинно-мозговой жидкости растворены все питательные вещества, имеется небольшое количество лейкоцитов. Спинномозговая жидкость из боковых желудочков мозга попадает в третий желудочек, затем, через Сильвиев водопровод, в четвертый желудочек и по центральному каналу спинного мозга, омывая и снабжая питательными веществами его структуры. Под мозжечком имеется место небольшого скопления спинномозговой жидкости (верхняя цистерна). Часть спинномозговой жидкости из верхней цистерны направляется в межоболочечное пространство (между мягкой и паутинной оболочками мозга), омывает их и в большом количестве накапливается в поясничной области (нижняя цистерна), там, где нет уже спинного мозга, но проходят периферические нервы, отходящие от спинного мозга и направляющиеся к нижним конечностям. Это скопление периферических нервов получило название «конский хвост».

Базальные ядра (подкорковые образования)

К большим полушариям прилежат подкорковые образования, имеющие различное происхождение и выполняющие диаметрально противоположные функции. К ним относятся полосатое тело (стриатум) и паллидум (бледный шар) (рис. 43). К полосатому телу близко примыкает миндалевидное тело и ограда, которые произошли из того же пузыря, что и полушария мозга. У животных, которые еще не имеют полушарий мозга в филогенезе, полосатое тело является наиболее высоким образованием в нервной системе. По своей структуре полосатое тело состоит из хвостатого и чечевицеобразного ядер, отличающихся анатомо-физиологическими особенностями (структурой клеток и их функцией)

Хвостатое ядро представляет собой образование округлой формы, которое в виде дуги окружает таламус и чечевицеобразное ядро. В хвостатом ядре выделяют головку, тело и хвост, участвующих в образовании стенок боковых желудочков.

Чечевицеобразное ядро представляет собой скопление серого вещества, расположенного кнаружи от хвостатого ядра и таламуса и отделено от них внутренней капсулой, через которую проходит весь пирамидный путь. Чечевицеобразное ядро неоднородно по своей структуре и разделяется пластинками белого вещества на три части: скорлупу и две части бледного шара (медиальную и латеральную). Хвостатое и чечевицеобразное ядра представляют собой главное звено экстрапирамидной системы, основной функцией которой является осуществление сложных безусловных двигательных рефлексов.

возрастные особенности головного мозга таблица

Рис. 43. Большие полушария головного мозга на разных уровнях горизонтального разреза. Справаниже уровня дна бокового желудочка, слеванад дном бокового желудочка; IV желудочек мозга вскрыт сверху: 1 – головка хвостатого ядра; 2 – скорлупа; 3 – кора островковой доли полушария; 4 – латеральный и медиальный бледные шары; 5 – ограда; 6 – хвост хвостатого ядра; 7 – ядро медиального коленчатого тела; 8 – нижний рог бокового желудочка; 9 – верхняя мозжечковая ножка; 10 – средняя мозжечковая ножка; 11 – нижняя мозжечковая ножка; 12 – мозговые полоски; 13 – треугольник подъязычного нерва; 14 – треугольник блуждающего нерва; 15 – бугорок тонкого ядра; 16 – мозжечок; 17 – верхний мозговой парус; 18 – блоковой нерв; 19 – таламус; 20 – красное ядро; 21 – конечная полоска; 22 – ядро гипоталамуса; 23 – хвостатое ядро; 24 – кора полушария мозга; 25 – полость прозрачной перегородки; 26 – передний рог бокового желудочка; АА – внутренняя капсула; а – лобно-таламический путь; б – лобно-мостовой путь; в – корково-ядерный путь; г – корково-спинно-мозговой путь; д – луковично-таламический и спинно-таламический путь; е – затылочно-височно-мостовой путь; ж – центрально-слуховой путь; з – центральный зрительный тракт.

Ограда – тонкая пластинка серого вещества, расположенная в толще белого вещества, разделяющего ограду и скорлупу, называется наружной капсулой. Ограда является сложным образованием, связи которого до настоящего времени изучены недостаточно, а функциональное значение не ясно.

Миндалевидное тело – крупное ядро, располагающееся под скорлупой и передним отделом височной доли. Это ядро имеет сложное строение, состоит из нескольких ядер, различающихся по клеточному составу, является подкорковым обонятельным центром, входит в состав лимбической системы.

Бледный шар является более древним образованием, сформировавшимся из среднего пузыря, и тесно связан с корой головного мозга, мозжечком и красными ядрами, четверохолмием и черной субстанцией. Полосатое тело – стриатум («стриа» – полоса) и бледный шар – паллидум – имеют отношение к двигательным функциям и вместе называются «стрио-паллидарная система». Стриатум и паллидум по своим функциям являются антагонистами. Полосатое тело подавляет деятельность бледного шара, созревает позже него. В нормальных условиях оба подкорковых образования уравновешивают друг друга. В патологии может проявляться функция то одного, то другого ядра. Нервная система подчиняется закону: все вышележащие отделы мозга подавляют деятельность нижележащих отделов.

В процессе развития ребенка к 1,5-2-месячному возрасту включаются красные ядра, располагающиеся в ножках мозга. Благодаря связи красных ядер с черной субстанцией нормализуется мышечный тонус, появляется возможность выполнения первых непроизвольных двигательных актив. Движения быстрые по темпу, размашистые, некоординированные. Импульс к этим движениям идет от бледного шара (паллидума). К 4 месяцам включается полосатое тело (стриатум), которое задерживает непроизвольные движения. Они становятся более организованными, ритмичными, спокойными. Формируются связи между зрением (подкорковый зрительный центр): ребенок видит предмет, тянется к нему рукой (обеспечивает паллидум); координацией движения (мозжечок): ребенок прикасается к висящему перед ним предмету. Если игрушка звучит, то образуются связи и со слуховым подкорковым центром.

При поражении полосатого тела (стриатума) высвобождается функция бледного шара, у больных возникают насильственные движения (хореоформный гиперкинез) в лицевой мускулатуре и общей двигательной сфере. При поражении бледного шара преобладает полосатое тело, у больных возникает замедленность движений, наблюдается отсутствие содружественных движений рук, маскообразное лицо, затухающая речь. Симптомы поражения могут возникать после перенесенных энцефалитов, кровоизлияний в мозг и других патологических состояний.

Возрастные особенности головного мозга

Возрастные особенности головного мозга характеризуются тем, что у новорожденных головной мозг относительно большой и составляет 12–13 % от общей массы тела. К концу первого года жизни масса мозга удваивается, а к 3–4 годам утраивается. К 30 годам мозг достигает своего наибольшего развития. У новорожденного лучше всего развиты филогенетически более старые отделы мозга. Изменение массы мозга с возрастом обусловлено развитием нервных клеток и их отростков, миелинизацией нейронов (покрытие отростков нервных клеток миелином – жироподобным веществом). До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину, в дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут самые молодые области коры головного мозга – лобная и теменная доли.

Н. И. Бернштейн (1966), рассматривая механизм формирования двигательных актов и их периодизацию включения, выделил пять уровней:

Первый уровень, наиболее древний, «рубраспинальный», соединяющий красные ядра со спинным мозгом. Этот уровень обозначается как уровень «палеокинетических» реакций, обеспечивающих мышечный тонус, формирующийся к 2 месяцам жизни ребенка. Происходит нормализация мышечного тонуса ребенка, появление размашистых, не координированных движений, быстрых по темпу за счет включения памидума (бледный шар).

Второй уровень – «таламо-паллидарный», соединяющий между собой таламус (зрительный бугор) и паллидум (бледный шар) с красными ядрами. Этот уровень формируется с 6 до 12 месяцев после рождения, обеспечивает содружественные движения, ходьбу и двигательные штампы. Для закрепления этого уровня необходима непрерывность движений, гибкость и подвижность тела и артикуляционной мускулатуры (оральный праксис), голосовые интонации (просодика), выразительность движений.

Третий уровень – «пирамидно-стриарный», соединяющий пирамидную систему (двигательная область коры головного мозга) и подкорковые образования («стриа» – полосатое тело). Этот уровень подразделяется на два подуровня: а) стриарный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, и б) пирамидный, относящийся к кортикальной системе, собирающий раздражения от всех гностических отделов коры: височной, затылочной, теменной. Это уровень пространственного поля обеспечивает под контролем зрения точную ориентировку в пространстве – зрительное пространственное поле. Формируется координация движений, быстрота, точность и ловкость двигательных актов. В игровом процессе – работа с действительными и воображаемыми предметами.

Четвертый уровень развития движений – «теменно-премоторный» уровень, кортико-праксический («праксис» – заученные движения), предметный, смысловой. Обеспечивает целесообразное манипулирование с данным объектом на основе смысловой ориентации. Происходит обучение игре по правилам на развитие сообразительности, находчивости, задание на запоминание траектории движений (самообслуживание, спорт, произвольные навыки игры).

Пятый уровень – «кортикально-речедвигательный», отвечает за организацию движений в целом на основе сличения, обеспечивая характерное перевоплощение, ролевые игры, развитие фантазии, эмоциональности, возможного решение задач, формирование связной речи.

Эти уровни включения нервной системы обусловлены степенью созревания отдельных структур и их связей и имеют большое значение для понимания формирования моторных функций у детей различного возраста. Эти знания необходимы в изучении специальной педагогики и психологии, педиатрии и физической культуры.

Глубинные структуры мозга

К глубинным структурам мозга относятся промежуточный и средний мозг (рис. 44).

Промежуточный мозг образован из второго мозгового пузыря, располагается под мозолистым телом и состоит из двух зрительных бугров («таламус оптикус»), между которыми находится узкая щель – третий желудочек. Спереди оба зрительных бугра соединены белой спайкой, позади заметна серая спайка. Верхнюю стенку третьего желудочка составляет сосудистая основа, в которой залегает сосудистое сплетение. Третий желудочек соединен с боковыми желудочками и четвертым желудочком при помощи каналов. В зрительных буграх заканчивается второй нейрон чувствительности и начинается третий нейрон, несущий все виды чувствительности (поверхностную и глубокую) в теменную долю коры головного мозга.

возрастные особенности головного мозга таблица

Рис. 44. Медиальная поверхность головного мозга на срединном его разрезе: 1 – гипоталамус; 2 – полость III желудочка; 3 – передняя (белая) спайка; 4 – свод мозга; 5 – мозолистое тело; 6 – межталамическое сращение; 7 – таламус; 8 – эпиталамус; 9 – средний мозг; 10 – мост; 11 – мозжечок; 12 – продолговатый мозг.

Под дном III желудочка располагается подбугровая (гипоталамическая) область головного мозга, в которой заложены вегетативные отделы нервной системы. Гипоталамус регулирует постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) двумя путями: гуморальным и эндокринным (невро-генным). Гуморальный способ регуляции постоянства внутренней среды организма происходит путем выброса гормонов непосредственно в кровь. Эндокринный путь регуляции возможен через гипофиз, с которым гипоталамус связан двухсторонними связями. Гипофиз в свою очередь влияет на функцию других желез внутренней секреции. Обе системы объединены одной функцией – нейрогуморальной регуляцией обменных процессов.

Функциональная значимость промежуточного мозга состоит не только в проведении чувствительных импульсов с периферии в центр, но и в регуляции эмоционального поведения человека, что выражается в своеобразных жестах, мимике, изменении функции внутренних органов (гиперемии или побледнением кожных покровов, болями в области сердца или желудка). При волнениях у человека учащается пульс, дыхание, повышается артериальное давление. При поражении зрительного бугра появляются сильные головные боли, нарушается сон, изменяется общая чувствительность, движения становятся несоразмеренными, не очень точными. При увеличении количества спинномозговой жидкости в области III желудочка (после травмы черепа или воспалительного процесса), что обозначается как «гипертензионный синдром», у больных развиваются гипоталамические расстройства: нарушение белкового, углеводного, водно-солевого и жирового обмена, терморегуляции, проявляющие себя в нарушении роста и веса человека.

В передних отделах гипоталамуса расположены парасимпатические нервные клетки, раздражение которых вызывает усиление моторных функций внутренних органов: кишечника, желез, органов пищеварения, замедление числа сокращений сердца. В задних отделах гипоталамуса располагаются симпатические нервные клетки, раздражение которых вызывает усиление и активацию сердечных сокращений, суживаются кровеносные сосуды, повышается артериальное давление и температура тела. В гипоталамусе имеются также структуры, реагирующие на температуру тела, состав крови и осмотическое давление.

С промежуточным мозгом тесно связан средний мозг, который состоит из четверохолмия в верхней части и ножек мозга – в нижней части. В центре располагается узкий канал – Сильвиев водопровод, соединяющий III и IV желудочки. Вокруг канала находится центральное серое вещество, в верхней части которого, ближе к четверохолмию, располагаются ядра 3-й и 4-й пары черепно-мозговых нервов. Ножки мозга – это толстые тяжи, в которых проходят восходящие и нисходящие пути, между которыми заметны красные ядра и черная субстанция.

Четверохолмие – это небольшие выступы на верхней поверхности ствола мозга. К передним двум холмикам подходят ветви зрительного нерва, к задним холмикам – ветви слухового нерва. Это подкорковые образования соответствующих анализаторов. Они включаются в первые месяцы жизни после рождения ребенка, обеспечивая ранние рефлекторные реакции. Ответная реакция из четверохолмия поступает к красным ядрам, от которых начинается руброспинальный путь – путь непроизвольных движений.

Центральное серое вещество, располагающееся вокруг Силъвиева водопровода, представляет собой аморфное по структуре скопление нервных клеток, продолжение ретикулярной формации ромбовидного мозга. Благодаря ретикулярной формации усиливается нервный импульс, идущий в кору головного мозга и из коры на периферию, а также объединяются ядра черепно-мозговых нервов в одну функциональную систему у детей раннего возраста, когда другие системы еще не включены. Длительное время центральному серому веществу придавали значение «центра сна», т. к. наблюдалось его поражение при эпидемическом энцефалите, сопровождавшимся длительным беспробудным (летаргическим) сном. И. П. Павлов доказал, что сон является стадией разлитого охранительного торможения в коре головного мозга как защитная реакция организма. Проявление летаргического сна при энцефалите обусловлено нарушением проводимости нервных импульсов по восходящим путям на уровне среднего мозга. Отсутствие притока раздражителей к коре головного мозга вызывает картину разлитого охранительного торможения. Доказательством локализации поражения в области серого вещества является поражение ядер 3-й и 4-й пары черепно-мозговых нервов, которые также страдают при эпидемическом энцефалите.

В области центрального серого вещества, ближе к четверохолмию, располагаются ядра 3-й и 4-й пары черепно-мозговых нервов.

Третья пара черепно-мозговых нервов – глазодвигательный нерв, смешанный нерв, несет в своем составе двигательные и вегетативные волокна. Двигательные волокна иннервируют верхнюю часть лица, обеспечивают конвергенцию и аккомодацию (соответствующие движения глазных яблок), содружественные движения глазных яблок; вегетативные волокна определяют состояние зрачка.

Четвертая пара – блоковой нерв, иннервирует мышцы, удерживающие глазные яблоки на одном уровне.

Наряду с четверохолмием, центральным серым веществом к среднему мозгу относятся ножки мозга (массивные выпячивания, хорошо заметные на нижней поверхности мозга), в которых располагаются красные ядра, черная субстанция и проводящие восходящие и нисходящие пути.

Красные ядра, располагающиеся в ножках мозга, получили такое название потому, что обильно снабжены кровеносными сосудами и на разрезе кажутся красными. Красные ядра получают импульсы: 1) от подкорковых образований, особенно бледного шара, с которым красные ядра тесно связаны анатомически (по происхождению из третьего пузыря); 2) от четверохолмия, так называемый «четверохолмный» рефлекс; 3) от мозжечка, который регулирует координацию движений; 4) от черной субстанции, обеспечивающей мышечный тонус.

От клеток красного ядра начинается руброспиналъный путь к клеткам передних рогов спинного мозга. Этот путь имеет несколько названий:

– «руброспинальный» путь потому, что начинается от красных ядер и приходит к клеткам передних рогов спинного мозга;

– «монаковский» пучок потому, что этот путь был описан доктором Монаковым;

– «путь непроизвольных движений» потому, что собирает импульсы от всех подкорковых образований и несет их к клеткам передних рогов спинного мозга, выполняя сложные рефлекторные акты;

– «экстрапирамидный путь» (внепирамидный путь) – путь непроизвольных движений, в отличие от пирамидного пути (путь произвольных движений), идущего от коры головного мозга к клеткам передних рогов спинного мозга.

Черная субстанция (ядра, богатые пигментом), располагается рядом с красными ядрами в ножках мозга. Она включаются к 1,5–2 месяцам жизни новорожденного и нормализуют мышечный тонус ребенка.

В нижних отделах ножек мозга проходят восходящие и нисходящие пути, соединяющие головной мозг со спинным мозгом.

Таким образом, промежуточный и средний мозг относятся к глубинным структурам мозга, выполняют сложные рефлекторные действия непроизвольного характера, поддерживают гомеостаз и включаются в раннем детском возрасте, приготавливая организм к жизненным условиям.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга, Варолиева моста и мозжечка (рис. 45). Это наиболее старые образования, тесно связанные между собой.

Продолговатый мозг и Варолиев мост составляют ствол мозга. Несмотря на то, что они произошли из разных пузырей (5-го и 4-го), общим для них является общая структура мозга, имеющее форму ромба, получившее название «ромбовидной» ямки или IV желудочка. Это небольшая впадина в стволе мозга, в толще которого располагаются ядра черепно-мозговых нервов от 5-го до 12-го, большое количество проводящих путей (восходящих и нисходящих) и ретикулярной формации.

возрастные особенности головного мозга таблица

Рис. 45. Основание головного мозга и места выхода корешков черепных нервов: 1 – обонятельная луковица; 2 – обонятельный тракт; 3 – переднее продырявленное вещество; 4 – серый бугор; 5 – зрительный тракт; 6 – сосцевидные тела; 7 – троичный узел; 8 – заднее продырявленное пространство; 9 – мост; 10 – мозжечок; 11 – пирамида; 12 – олива; 13 – спинно-мозговой нерв; 14 – подъязычный нерв; 15 – добавочный нерв; 16 – блуждающий нерв; 17 – языкоглоточный нерв; 18 – преддверно-улитковый нерв; 19 – лицевой нерв; 20 – отводящий нерв; 21 – тройничный нерв; 22 – блоковой нерв; 23 – глазодвигательный нерв; 24 – зрительный нерв; 25 – обонятельная борозда.

Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. Условной границей между спинным и продолговатым мозгом является место перекреста пирамидных путей и выход 1-го шейного корешка спинного мозга. По средней линии продолговатого мозга имеется углубление, которое условно делит его на две половины: правую и левую. В продолговатом мозгу располагаются ядра 12-й, 11-й, 10-й, 9-й пар черепно-мозговых нервов. Ядро 8-й пары лежит у вершины ромбика на границе продолговатого мозга и Варолиева моста. Ядра продолговатого мозга должны быть готовы к деятельности к моменту рождения ребенка, т. к. обеспечивают основные жизненные функции: дыхание, сердцебиение, сосание и глотание. Рассмотрим подробнее расположение ядер черепно-мозговых нервов и их значение.

12-я пара – подъязычный нерв, обеспечивает на первом этапе после рождения ребенка основные движение языка вперед-назад, необходимые для сосания. С возрастом его функция усложняется, мышцы языка выполняют более сложные двигательные акты, необходимые для артикуляции звуков. При поражении подъязычного нерва нарушается подвижность языка. Кончик языка отклоняется в сторону пареза, не поднимается за верхние зубы, что приводит к нарушению звукопроизношения.

11-я пара – «добавочный» нерв, необходим для включения затылочных мышц, поддерживающих головку ребенка. В случаях недостаточной функции добавочного нерва ребенок своевременно не начинает держать голову (1,5–2 месяца), что указывает на задержку моторного развития.

10-я пара – «блуждающий нерв», смешанный, имеет двигательные и вегетативные волокна (парасимпатическая нервная система), иннервирует все внутренние органы, сердечнососудистую систему.

9-я пара – языкоглоточный нерв, смешанный, имеет двигательные, чувствительные и вегетативные волокна. Ядро 9-й пары часто срастается с ядром 10-й пары, имея некоторые общие точки приложения. Так, языкоглоточный нерв принимает чувствительность со слизистой глотки, дыхательной трубки и верхних отделов пищеварительного тракта. вигательная порция языкоглоточного нерва обеспечивает движения корня языка назад, при этом происходит надавливание на надгортанник, который закрывает вход в дыхательное горло во время сосания молока или глотания пищи, чтобы она проскальзывала непосредственно в пищеварительный тракт и не попадала в дыхательное горло. Языкоглоточный нерв также обеспечивает подвижность мягкого нёба, чтобы молоко во время сосания не выливалось через нос, а во время речи воздушная струя направлялась в ротовую полость. Блуждающий нерв и языкоглоточный нерв дают веточки к голосовым связкам, обеспечивая голосовую реакцию (голос, тембр, просодику). В случаях поражения языкоглоточного нерва уже в первые месяцы жизни отмечается поперхивание (жидкая пища попадает в дыхательное горло) и молоко выливается через нос. В более позднем возрасте, при становлении речи отмечается носовой оттенок голоса, слабый или хриплый голос и другие расстройства, связанные с нарушением подвижности голосовых связок.

На границе продолговатого мозга и Варолиева моста находится ядро 8-й пары черепно-мозговых нервов. Восьмая пара – сложная по структуре, состоит из слухового и вестибулярного нервов. Слуховой нерв заканчивается в своем ядре в стволе мозга, а вестибулярный нерв поднимается по средним ножкам мозжечка и заканчивается в ядрах мозжечка. При поражении слухового нерва у человека возникает нарушение слуха, чаще двустороннее, что приводит к глухоте. Поражение вестибулярного нерва вызывает у больных головокружение и расстройство координации.

В толще Варолиева моста заложены ядра 7-й, 6-й и 5-й пар черепно-мозговых нервов, каждая из которых иннервирует мышцы глаз, лица.

Так, 5-я пара черепно-мозговых нервов – тройничный нерв является смешанным нервом, состоит из двигательных, чувствительных и вегетативных волокон. Чувствительная часть тройничного нерва выходит на поверхность лица тремя веточками: верхней, средней и нижней. Верхняя ветвь тройничного нерва выходит из полости черепа через отверстие у внутреннего края надбровных дуг и несет чувствительность с кожи верхней части лица, кожи головы, наружного слухового прохода. Средняя ветвь тройничного нерва выходит под скуловой костью и воспринимает чувствительность от кожи лица, слизистой носа, носоглотки. Нижняя ветвь тройничного нерва выходит на поверхность у нижнего края нижней челюсти и собирает раздражения с кожи лица, слизистой ротовой полости и ротоглотки. Двигательная часть тройничного нерва иннервирует жевательную мускулатуру и обеспечивает подъем кверху нижней челюсти. В случаях патологии возможны сильные головные боли, снижение чувствительности в мышцах лица, нижняя челюсть опущена, затруднено жевание. Из открытого рта наблюдается обильно слюнотечение.

6-я пара называется «отводящим» нервом, иннервирует отводящие мышцы глазного яблока. При сохранности отводящего нерва обследуемый может отвести глазное яблоко в сторону и удержать его в таком положении, что является очень важным при рассмотрении картинок и окружающих предметов, рисовании, чтении и письме. В случаях патологии наблюдается одно– или двухстороннее косоглазие, т. е. глазное яблоко приведено к носу, подвижность его затруднена. При слабости отводящего нерва наблюдается неустойчивое косоглазие, т. е. при длительной работе над картинкой или во время чтения и письма глазное яблоко не удерживается в отведенном состоянии и приближается к носу.

7-я пара – «лицевой нерв», двигательный, иннервирует всю мимическую мускулатуру лица. Для новорожденного ребенка большое значение имеет функция лицевого и языко-глоточного нерва, обеспечивающих движение губ для захвата соска груди матери, надувание щек и положение мягкого нёба, закрывающего вход в полость носа. Только в этом случае в ротовой полости образуется отрицательное давление, и молоко насасывается в ротовую полость и стекает в пищевод. У маленького ребенка рано включается мимическая мускулатура, ребенок реагирует на приятную или неприятную для него пищу отдельными мимическими движениями, а в 2 месяца наблюдается улыбка – «комплекс оживления», как эмоциональная реакция на улыбку говорящего с ним. Рано включающиеся мышцы лица принимают участие в образовании губных звуков. При патологии лицевого нерва у ребенка происходит затруднение в выполнении определенных движений: вытянуть губы вперед, сомкнуть губы, улыбнуться («оскал зубов»), открыть рот, надуть щеки, сглаживается носогубная складка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *