возведение успенского собора во владимире

Успенский собор во Владимире

возведение успенского собора во владимире

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Собор находится в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

История Успенского собора

Главный храм времён Владимиро-Суздальской Руси, в котором на княжение венчались московские и владимирские князья, включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот уникальный памятник XII в., в котором сохранились подлинные работы Андрея Рублёва, ныне является государственным музеем – заповедником.

Первоначальный храм 1158-1169 года

Успенский собор во Владимире строился при Андрее Боголюбском, мечтавшем сделать его главным храмом Руси. Церковь возводили не только мастера со всех русских земель, но и иноземцы. Немецкие строители были присланы лично Фридрихом Барбароссой. Из Киева прибыли специалисты по кирпичной кладке, из Приднепровья — мастера белокаменной техники, из Греции и Галича — золотильщики. Место было выбрано в южной части города, на Клязьме.

Строительство началось в 1158 году, 5 апреля. Здание из известняка, украшенное белокаменной резьбой, поднялось на 5 метров выше Софийского храма в Киеве. Уже к 1160 году здание церкви было полностью отстроено, в 1161-м — расписано. Вверх устремился четверик, обшитый листами из золочёной меди. Высота центральной главы составляла 32,3 метра. С трёх сторон были устроены входные порталы, фасад декорирован сложными пилястрами и по горизонтали расчленён арочным фризом на два яруса.

Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра.

возведение успенского собора во владимире

Перестройка собора в 1186-1189 годах

В 1185 году в городе случился пожар, и Успенский собор серьёзно пострадал. Зодчие отреставрировали здание, укрепив его пилонами и обнеся вторым рядом каменных стен. Новый «футляр» с южной, северной и западной сторон был присоединен с помощью арок. Помимо образовавшихся боковых галерей, была увеличена площадь алтаря, собор стал более вместительным (30,8 х 30 м) и пятинефным.

Реставрацией на протяжении 4 лет занимался младший брат Андрея Боголюбского, князь Всеволод по прозвищу Большое Гнездо. Годом создания собора считается 1158-й, но в северной галерее захоронены оба брата, которых почитают как создателей святыни.

Дальнейшая история собора

Храм во Владимире выстоял, однако серьёзно пострадали стены и особенно живопись. Были разграблены и уничтожены святые реликвии. Восстановление церквей и величия Руси началось после победы на Куликовом поле. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, в 1408-м пригласил двух известных мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, которые вновь расписали стены собора фресками.

Во 2-й половине XVIII в. Владимир посетила Екатерина II, выделившая деньги на обновление собора. 14 тысяч рублей были потрачены на иконостас, выполненный в стиле барокко. На протяжении XVIII–XIX вв. внешний вид храма также претерпел серьёзные изменения. Была построена колокольня с золочёным шпилем, которая соединялась с собором приделом в честь Георгия Победоносца.

В конце XIX–XX вв. в соборе осуществлялась научная реставрация, в результате которой восстановлены фрески Рублёва, покрыты позолотой купола, очищен белый камень. Последний раз работы проводились в 70-80-е гг. XX столетия.

Современное состояние собора

Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.

возведение успенского собора во владимире

Архитектура и убранство собора

Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.

Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.

Что расположено внутри

Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.

Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.

Иконостас

Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).

Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.

возведение успенского собора во владимире

Святыни, реликвии

Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.

Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.

В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.

Интересные факты об Успенском соборе

Православный храм был действующим всегда, исключение составляет послереволюционный период. С 1917 по 1944 год службы не проводились, однако прихожане и священники успели отличиться в годы Великой Отечественной и получить награду от И. Сталина. Им удалось собрать огромное количество ценностей, которых хватило на целую танковую колонну.

Интересные факты связаны также с иконой Владимирской Божией матери, у которой на княжение венчались Дмитрий Донской и Александр Невский — два выдающихся русских полководца. По легенде, святыню подняли в воздух и облетели с ней на самолёте вокруг Москвы накануне решающих сражений за столицу. И сделано это было по приказу Сталина.

Полезные советы для посетителей

Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:

Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.

возведение успенского собора во владимире

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

Режим посещения

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.

Источник

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

возведение успенского собора во владимире
Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев«. В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда«. Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

возведение успенского собора во владимире
Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Настоятели, ключари

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

Святыни

Некрополь

См. также

Использованные материалы

[2] Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114

Источник

Российские древности: Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

О храме-матрешке, о том, сколько на самом деле глав было у знаменитого владимирского храма и как ему на помощь пришли знаменитые москвичи, рассказываем в очередном выпуске рубрики «Российские древности».

Сегодня наш рассказ пойдет об одном из самых известных, но в то же время самых сложных и запутанных для истории архитектуры памятников. Споры о его внешнем облике ведутся уже более полувека, хотя этот собор XII века прекрасно сохранился до наших дней. Как такое может быть? Давайте обо всем по порядку. Итак, Успенский собор во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Так случилось, что нынешний Успенский собор имеет двух заказчиков строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что собор был заложен 8 апреля 1158 года. Другая летопись, так называемая Летопись Авраамки, дает другую дату — 8 мая. В любом случае, в 1160 году главных храм Владимира был завершен: «Создана бысть церки святая Богородица (в домонгольской Руси храм Богородица почти всегда означал церковь Успения Богоматери – Indicator.Ru) в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати… приведе ему Бог из всех земель мастеры». То есть, к 1160 году Андрей Боголюбский выстроил кафедральный собор и пригласил отовсюду мастеров для украшения его: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

Вырезки из листов кровли Успенского собора во Владимире (1158-1160-е годы) с буквами. Медный сплав, позолота, гравировка. Коллекция Государственного исторического музея

Но храм Андрея в том виде, в котором он был создан, не простоял и четверти века. В 1185 году случился сильнейший пожар. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского, десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III, прозванный потом за большое количество детей Большим Гнездом, решил не сносить обгоревшее здание, а провести капитальный ремонт и обстроить его, тем более что городу уже требовался храм побольше.

Вид со стороны колокольни и Георгиевского придела XIX века

Так в 1186-1189 годах получился храм, который дошел до нашего времени почти без изменений. Лишь только в 1810 году с запада перед храмом построили колокольню, а в 1862 по проекту Николая Артлебена соединили колокольню с храмом Георгиевским приделом. Ну и в конце XIX века появившиеся за время жизни храма луковичные пять глав заменили аутентичеными шлемовидными.

Храм до смены глав

Но каким был собор Андрея Боголюбского? О внешнем облике этого храма ведутся бурные дебаты очень давно. Сумятицу вносят и летописи, некоторые из которых говорят, что Андрей построил храм «о пяти главах», а иные пишут об одноглавии храма Боголюбского и пятиглавии храма Большого Гнезда.

Это противоречие легко объяснить, приняв гипотезу о том, что сначала храм был одноглавым: естественно, летописец XIV века мог сразу писать о выстроенном храме как о пятиглавом, не зная деталей. Слишком маленькое время простоял храм Андрея против столетий пятиглавого шедевра Всеволода.

Кочующие из книжки в книжку неудачная аксонометрия Николая Воронина и более реальный план собора Андрея Боголюбского

Впрочем, до сих пор современные авторы пишут и о пятиглавом храме (Сергей Заграевский) и об одноглавом (Сергей Шаров-Делоне), и споры ведутся нешуточные. Зато интересную историю можно рассказать о самой первой реконструкции. Николай Воронин еще в 1945 году, опираясь на известные ему аналоги, предположил, что с запада к углам основного объема храма примыкали две лестничные башни, ведущие на хоры. Но уже шесть лет спустя раскопки в соборе показали, что никаких лестничных башен не было, и Воронин в своем капитальном двухтомнике «Зодчество Северо-Восточной Руси», равного которому по фундаментальности до сих пор больше не было, опубликовал рисунок уже как «первоначальный опыт», неудачный. И рядом опубликовал план того, как он стал видеть храм после раскопок Александра Столетова. Полностью не совпадающий с рисунком с двумя башнями. Но тексты никто не читает, видимо, до сих пор по учебникам, научным и научно-популярным трудам гуляет совместный рисунок «реконструкции Успенского собора» и не совпадающий с ним план.

Фреска «Страшный суд»

Андрей Рублев и Даниил Черный

Однако история собора ценна не только двумя архитектурными памятниками XII века, спрятавшимися друг в друга подобно матрешке. К началу XV века живопись собора уже была в печальном состоянии. И большую часть ее поручили обновить двум знаменитым московским мастерам и друзьям, монахам Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Некоторые фрески 1406 года дошли до сих пор. Впрочем, можно найти и фрагменты фресок XII века.

Фрагмент «Страшного Суда»

Андрей Рублев и Даниил Черный

А для автора этих строк Успенский собор вместе с находящимся рядом с ним Дмитровским храмом (о нем и о Всеволоде Большое гнездо мы поговорим в пятницу) стал в 1993 году первым древнерусским домонгольским храмом, увиденным вживую, и послужил началом любви и изучения древнерусской архитектуры и вообще Древней Руси.

Источник

Возведение успенского собора во владимире

Академик С.В. Заграевский

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ИСТОРИИ

Опубликовано : Заграевский С.В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 95–114.

Рассмотрены вопросы архитектурной истории Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире, определена основная причина его обстройки высокими галереями при Всеволоде Большое Гнездо – приход в аварийное состояние вследствие невысокой конструктивной надежности. На основе архитектурно-археологических и летописных данных подтверждено первоначальное пятиглавие собора Боголюбского.

1. Собор Андрея Боголюбского

В пользу верности этого сообщения свидетельствует желание Андрея Боголюбского выразить в своем строительстве государственную мощь и имперскую идеологию более ярко, чем они были выражены в зодчестве его отца – Юрия Долгорукого. Подтверждения тому – и увеличенные по сравнению с храмами Долгорукого размеры Успенских соборов во Владимире и Ростове, и огромная избыточная высота ( 14 м ) проема владимирских Золотых ворот (для фортификационных целей даже приходилось устраивать над воротами деревянную галерею, что существенно снижало надежность укрепления), и строительство «на голом месте» церкви Покрова на Нерли, игравшей роль торжественного оформления развилки важнейших водных путей по Клязьме и Нерли, и дворец и укрепления в Боголюбове, возведенные не из дерева, а из белого камня, и наличие на храмах Андрея зооантропоморфного скульптурного декора.

Во второй половине 1180-х годов Всеволод Большое Гнездо обстроил храм высокими галереями с новыми апсидами и малыми главами, демонтировав апсиды, часть стен и малые главы собора Андрея (причины обстройки мы подробно рассмотрим в этой статье).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 1. Успенский собор. Общий вид.

Собор 1158–1160 годов был шестистолпным, трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода 8 ).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 2. Успенский собор. План существующего здания.

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки – как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнен валиком).

Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется не через паруса, а через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 3. Фрагменты сбитого декора на стенах всеволодовых галерей.

Вопрос первоначального вида собора 1158–1160 годов требует особого рассмотрения.

«Стереотипным» вариантом его реконструкции до недавнего времени являлся приведенный в капитальном труде Н.Н.Воронина 16 (рис. 4, 5). Но в этой реконструкции сразу же бросается в глаза несоответствие аксонометрии (рис. 4) и плана (рис. 5) собора. На аксонометрическом чертеже не приведены притворы, а лестничные башни для входа на хоры показаны двухобъемными (объединенными с гипотетическими «владычными сенями» и «теремами» 17 – о них см. далее). А на плане показаны и притворы, и однообъемные лестничные башни.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 4. Успенский собор 1158–1160 годов. Реконструкция Н.Н.Воронина. Аксонометрия.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 5. Успенский собор 1158–1160 годов. Реконструкция Н.Н.Воронина. План.

Наличие столь явных противоречий в плане и аксонометрии, хотя и кратко оговоренных Н.Н.Ворониным (аксонометрия представляет собой «первоначальный опыт реконструкции» 18 : вероятно, новый аксонометрический чертеж, соответствующий плану, не успели подготовить до сдачи рукописи в печать), создает значительную путаницу. Например, в современном учебнике по истории русской архитектуры 19 реконструкция Н.Н.Воронина, в которой аксонометрия не соответствует плану, приведена безо всяких оговорок.

И поэтому наша реконструкция собора 1158–1160 годов, имея в своей основе реконструкцию Н.Н.Воронина, прежде всего обязана учесть притворы и односекционность лестничной башни. Именно одной башни – северной, и это можно показать.

В-третьих, приведенные в капитальном труде Н.Н.Воронина изображения XVI века 22 (рис. 6) являются художественным обобщением, и невозможно определить, какой храм на них изображен – одноглавый с двумя симметричными башнями или пятиглавый без башен. Соответственно, привлекать их в качестве хотя бы косвенного доказательства симметричности пристроек к собору (как это делал Н.Н.Воронин 23 ) неправомерно.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 6. Успенский собор. Миниатюры Лицевого летописного свода XVI века.

В-шестых, для гипотетического южного комплекса пристроек просто не хватало места – обрыв начинается примерно в 10 метрах от южной стены собора, а между храмом и обрывом должны были еще находиться крепостные стены и обязательное для любой действующей крепости незастроенное пространство между стенами и ближайшими зданиями.

Теперь мы можем перейти к вопросу о количестве глав собора 1158–1160 годов.

Ипатьевская летопись однозначно и неоднократно (под 1158, 1175 и 1183 годами) говорит о соборе Боголюбского как о пятиглавом: Андрей «сверши же церковь 5 верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью»; «и пять верхов ея позлати»; «и вся пять верхов златая сгоре» 30 ). Н.Н.Воронин, полагавший храм одноглавым, весьма резко назвал эти сообщения «ошибкой летописца» 31 (впрочем, отметив и дискуссии, которые велись по этому поводу в конце XIX –начале ХХ века, – в частности, мнение Е.Е.Голубинского о пятиглавии собора 32 ).

В качестве доказательства одноглавия собора Н.Н.Воронин приводил сообщение летописи Авраамки о «едином версе» 33 и уже упоминавшиеся нами изображения XVI века, причем исследователь допускал крайне маловероятную ситуацию, что в это время «сохранилась память об одноглавом соборе Андрея».

Про неоднозначность толкования изображений XVI века (рис. 6) мы уже говорили выше: по ним невозможно определить, какой храм изображен – одноглавый с двумя симметричными башнями или пятиглавый без башен.

В пользу пятиглавия собора 1158–1160 годов свидетельствуют и архитектурно-археологические данные, и «инженерные» аргументы.

После того, как собор в 2003 году обследовал автор этой статьи, мы вправе полагать, что такие свидетельства есть. Автору удалось обнаружить наклон центральной главы Успенского собора на 2,5 градуса к востоку. Само по себе это еще ничего не доказывает (теоретически этот наклон глава могла получить и позднее XII века), но рассмотрим и другие факты:

– в галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, несмотря на то, что они существенно увеличили бы алтарную часть собора;

– восточные малые главы, которые могли бы стоять на угловых компартиментах, образовывать центрально-симметричную композицию и способствовать освещению алтаря, сдвинуты к западу;

– восточные малые главы меньше (и, соответственно, легче) западных;

– стены галерей Всеволода толще стен собора Боголюбского (в среднем 1,75 м против 1,2 м );

– стены собора 1158–1160 годов при возведении галерей были укреплены дополнительными пилонами, между ними и галереями на уровне хор были возведены арочные перемычки, игравшие роль аркбутанов (см. рис. 12).

Все это не могло быть простым совпадением или прихотью Всеволода Большое Гнездо.

Ситуация видится следующим образом: собор Боголюбского в 1180-е годы пришел в аварийное состояние, и его своды вместе с главами и арками «двинулись» в восточную сторону (западную укрепляли хоры). В связи с этим мастера Всеволода, обстраивая храм галереями-контрфорсами, возводя дополнительные пилоны и перемычки-аркбутаны, были вынуждены отказаться от восточных угловых компартиментов и гасить распор центрального барабана на северо-востоке и юго-востоке исключительно надежными конструкциями, каждая из которых состояла из двух взаимно перпендикулярных стен.

На востоке распор дополнительно гасили полукружия апсид, на западе – хоры, на севере и юге – арочные перемычки (и частично также хоры), и благодаря столь существенному укреплению собор благополучно сохранился до наших дней.

Все вышесказанное свидетельствует в пользу того, что собор Боголюбского во второй половине 1180-х годов был обстроен галереями-контрфорсами именно вследствие прихода в аварийное состояние (сдвига сводов и наклона центральной главы к востоку).

Мастера Всеволода во второй половине 1180-х годов были вынуждены демонтировать эти главы. Демонтаж был именно вынужденным: если бы была малейшая возможность сохранить эти главы собора Андрея, мастера Всеволода ею бы воспользовались. Девятиглавый собор смотрелся бы еще более эффектно, а внутреннее пространство было бы гораздо лучше освещено.

Демонтаж четырех малых глав означал и перекладку сводов соответствующих компартиментов. До недавнего времени факт перекладки сводов не был подтвержден архитектурно-археологическими данными. Внешнее обследование закомар и сводов собора, проведенное автором этой статьи в 2004 году при любезном содействии Т.П.Тимофеевой, не дало результатов, так как при реставрации 1888–1891 годов закомары собора Андрея Боголюбского были полностью перелицованы, изнутри собора своды закрыты густым слоем штукатурки, а провести зондажи возможности не было.

Однако в 2006 году автор этой статьи обнаружил следы перекладки сводов на чертежах И.О.Карабутова «Западная сторона Андреевских арок до реставрации» и «Южная сторона Андреевских арок до реставрации» 45 (рис. 7, 8).

На указанных чертежах изображены камни внешней облицовки закомар. А поскольку в домонгольской архитектуре форма верхних рядов внешней облицовки обычно повторяла форму располагающихся за ними сводов, то по этим рядам внешней облицовки в сочетании со взглядом из интерьера храма мы можем судить и о форме сводов.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 7. «Западная сторона Андреевских арок до реставрации». Чертеж И.О.Карабутова.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 8. «Южная сторона Андреевских арок до реставрации». Чертеж И.О.Карабутова.

На чертежах И.О.Карабутова сразу же обращает на себя внимание контраст между относительно правильной формой коробовых сводов (за исключением одного, обозначенного на рис. 8 буквой «А»), и плохим состоянием кладки под ними (на рис. 7 и 8 видно, что порядовка значительно отклоняется от горизонтали). Такую ситуацию можно объяснить лишь тем, что при Всеволоде новые своды были положены на старые стеновые блоки с уже нарушенной порядовкой. А под сводом с просевшими пятами, обозначенным на рис. 8 буквой «А», хорошо видны камни, оставшиеся от предыдущего свода.

В связи со всем вышеизложенным мы полагаем пятиглавие Успенского собора 1158–1160 годов доказанным.

Соответственно, мы разработали на базе реконструкции Н.Н.Воронина свой вариант реконструкции аксонометрии (рис. 9) и плана (рис. 10) Успенского собора Андрея Боголюбского: с пятью главами, одной лестничной башней («столпом») с севера и притворами с юга, севера и запада.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 9. «Западная сторона Андреевских арок до реставрации». Чертеж И.О.Карабутова.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 10. Успенский собор 1158–1160 годов. Реконструкция автора. План.

На капителях, венчавших полуколонки лопаток собора 1158–1160 годов, располагались «звериные» белокаменные водометы 46 (рис. 11). По неизвестным причинам Н.Н.Воронин не включил их в свою реконструкцию (рис. 4), но они присутствуют в нашей реконструкции храма (рис. 9).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 11. «Звериный» белокаменный водомет Успенского собора. Реконструкция Б.А.Огнева.

2. Перестройка собора Всеволодом Большое Гнездо

Обстройка высокими галереями Успенского собора 1158–1160 годов, пришедшего в аварийное состояние после пожара 1185 года, – первое каменное строительство Всеволода Большое Гнездо. В п. 1 мы показали, что имели место не только обстройка галереями и возведение новых апсид, но и перекладка сводов старого собора в связи с демонтажом четырех малых глав. В связи с этим нам видится более верным говорить не об обстройке, а о перестройке собора.

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158–1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186–1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В п. 1 мы отмечали, что в галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Однако интерьер все равно оказался весьма затесненным и темным (впрочем, иначе при сохранении столь значительных объемов старых стен и замене малых глав собора 1158–1160 годов глухими сводами быть не могло).

Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади. Весьма вероятно, что арочные перемычки, соединившие на уровне хор галереи 1186–1189 годов со стенами собора 1158–1160 годов (рис. 12), играли двоякую роль:

– дополнительно укрепляли храм, играя роль аркбутанов между галереями-контрфорсами и стенами собора Андрея;

возведение успенского собора во владимире

Рис. 12. Арочные перемычки между стенами собора Андрея и галереями Всеволода.

Соответственно, и вход на хоры собора в перестройке Всеволода мог быть устроен в виде простой деревянной лестницы изнутри здания (хотя вероятен и вход с севера, со стороны «владычных сеней», – через дверь, позднее заложенную и до настоящего времени не обнаруженную архитектурно-археологическими исследованиями).

Порталы галерей сохранились в перекладке 1888–1891 годов. Если доверять точности проведенной в то время реставрации, то порталы с резными архивольтами, поребриком и колонками, украшенными лиственными капителями, были значительно вытянуты в ширину, что гармонирует с общей продольной ориентацией фасадов, но снижает «торжественность» оформления входа в храм.

Профиль цоколя галерей имеет форму простого отлива, за исключением цоколя апсид (там профиль аттический). Галереи украшены аркатурно-колончатым поясом с поребриком. Пояс стены южной галереи существенно отличается от поясов других стен и апсид: он заглублен в плоскость стены, а колонки «стоят» на отливе (рис. 13; на других стенах колонки свободно «висят»).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 13. Успенский собор. Южная стена.

Окна галерей Всеволода разнотипны:

– в первом ярусе они строги и лишены профилировки;

– во втором ярусе они богато профилированы, украшены розетками и «репьями»;

– в апсидах и боковых пряслах восточной стены они имеют профиль, соответствующий профилю окон собора Боголюбского.

возведение успенского собора во владимире

Рис. 14. Собор в Вормсе. Фрагмент общего вида (западная часть).

Во-первых, перспективные углубления стен всеволодовых галерей являются прямой реминисценцией перспективных углублений стен собора Андрея Боголюбского.

Во-вторых, оконные проемы в вормсском соборе совсем иной формы, чем во всеволодовых галереях (рис. 15).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 15. Собор в Вормсе. Восточный фасад.

В-третьих, кроме оконных проемов, схожих по профилировке с вормсскими, в галереях Всеволода присутствуют окна иных форм и профилировок (см. выше).

В-четвертых, в вормсском соборе абсолютно иная аркатура, иной скульптурный декор (рис. 16).

возведение успенского собора во владимире

Рис. 16. Собор в Вормсе. Аркатура, колонки, скульптурный декор.

В-пятых, вормсский собор объединен единым замыслом и единой логикой строительной реализации. В случае же Успенского собора мы видим наслоения архитектурного мышления двух разных эпох – Андрея и Всеволода.

В-шестых, вряд ли стоило приглашать западноевропейского архитектора лишь для того, чтобы перестроить владимирский собор, сохранив не только стены и столпы, но даже центральную главу старого храма.

В-десятых, в стенах и апсидах галерей различна форма цоколя.

Мы не можем безоговорочно принять и точку зрения Н.Н.Воронина и А.И.Комеча относительно того, что собор в перестройке 1186–1189 годов являлся самостоятельным архитектурным произведением. Этому также имеется ряд причин.

Во-первых, на галереях Всеволода практически отсутствует «собственный» скульптурный декор – при том, что и храмы Андрея, и все последующие храмы Всеволода декорировались очень богато.

Во-вторых, из-за того, что мастера Всеволода совместили членения галерей с членениями собора Андрея, в членениях северной и южной стен храма в перестройке 1186–1189 годов исчезла не только симметрия, но и всякая логика.

В-третьих, как мы видели в п. 1, замена старых малых глав и расположение новых были продиктованы прежде всего конструктивной необходимостью.

В-четвертых, высота галерей, придавшая храму новый облик, также была обусловлена конструктивной необходимостью – они играли роль контрфорсов.

В-пятых, про разнотипность архитектурных решений стен, фундаментов, цоколей, архитектурно-колончатых поясов галерей Всеволода мы уже говорили выше.

Таким образом, в галереях Всеволода недостаточно «собственных» архитектурных решений для того, чтобы однозначно считать собор в перестройке 1186–1189 годов самостоятельным архитектурным произведением.

Сформулируем иначе: перестройка 1186–1189 годов придала Успенскому собору Андрея Боголюбского принципиально новый облик, не менее уникальный, чем облик храма до перестройки. Случайностью это ни в коем случае не было. Имело место исключительно удачное решение владимирскими мастерами двух сугубо утилитарных задач – укрепления и расширения храма 1158–1160 годов.

«Архитектурный прагматизм» Всеволода не раз проявлялся как в обстройке храмов «неэстетичными» галереями (Дмитриевский и Рождественский соборы), так и в «непрестижном» кирпичном строительстве (Успенский собор «Княгинина» монастыря, часть стен владимирского детинца). В случае Успенского собора этот «архитектурный прагматизм» выразился в том, что Большое Гнездо не стал сносить храм Боголюбского и строить на его месте новый, а предпочел расширить и укрепить старый. Благодаря такому решению Всеволода до наших дней сохранились стены, столпы и центральная глава собора Андрея Боголюбского, что позволяет нам с достаточной степенью достоверности судить о том, как выглядел шедевр древнерусской архитектуры – Успенский собор 1158–1160 годов.

4. В.Н.Татищев. История Российская. М., 2005. Т. 2, с. 687.

8. В частности, в высоком качестве камня собора Боголюбского можно убедиться по капители, находящейся в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А галереи Всеволода построены из белого камня среднего качества (желтоватого и достаточно пористого).

9. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 151.

11. Там же, с. 170. Согласно уточнению Т.П.Тимофеевой, фрески были обнаружены и скопированы еще в 1880-х годах иконописцем Н.М.Сафоновым.

12. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 306.

13. О.М.Иоаннисян, А.Е.Леонтьев, П.Л.Зыков, Е.Н.Торшин. Памятники древнерусского зодчества XII – XIII вв. в Ростове Великом. В кн. Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 5. История и культура древних и средневековых славян. М., 1999. С. 255.

14. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 173, 177.

19. В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков. История русской архитектуры. Л., 1984. С. 137.

20. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 162.

22. Там же, с. 161, 163.

26. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 160.

29. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 160.

30. ПСРЛ 2:349; 409; 439.

31. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 518.

36. С.В.Заграевский. Реконструкция Успенского собора 1158–1160 годов во Владимире. В журн. «Реставратор», № 1(8)/2004, с. 118-122.

38. Е.Е.Голубинский. Указ. соч., с. 113.

42. Подробный анализ всех известных летописных сообщений о количестве глав Успенского собора приведен в указ. соч. Т.П.Тимофеевой.

43. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 150.

44. С.В.Заграевский. Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество. М., 2002. С. 78, 85.

45. Памятники архитектуры в дореволюционной России: очерки истории архитектурной реставрации. М., 2002. С. 278.

46. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 182.

49. Подробнее см.: Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 470-471.

56. А.И.Комеч. Архитектура Владимира 1150–1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики». В кн. Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб, 2002. С. 249.

60. И.Э.Грабарь справедливо утверждал: «Нигде нельзя встретить ни одной церкви, собора, дворца или здания, которое могло бы быть принято за образец владимирских церквей. Можно найти только частности, но нельзя встретить в целом ничего тождественного» (Цит. по кн.: Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 332).

62. Н.Н.Воронин. Указ. соч., с. 470.

64. А.И.Некрасов. Из суздальско-владимирских впечатлений. В журн.: «Среди коллекционеров», №№ 5-6, 1924. С. 33, 34.

66. Мы не вправе применять к архитектуре, как и к искусству, слово «регресс» – архитектурное произведение может оказаться шедевром вне зависимости от примененных в нем конструктивных решений. И Успенский собор в перестройке 1186–1189 годов в итоге стал весьма величественным зданием, главенствовавшим над городом (впрочем, вряд ли более величественным, чем пятиглавый «башнеобразный» собор Боголюбского). Но «мэйнстрим» европейской архитектуры последней трети XII века диктовал принципы доминирования внутреннего пространства, и в этом плане собор, перестроенный Всеволодом, оказался определенным «шагом назад» по сравнению не только с собором Андрея, но и с храмами Юрия Долгорукого.

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *