возврат невозвратного билета судебная практика
Возврат невозвратного билета судебная практика
Соблюдение досудебного претензионного порядка
В случае прекращения договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика, пассажир имеет право на предъявление требования к перевозчику в том числе о вынужденном отказе от перевозки в связи с отменой рейса и, соответственно, о возврате всей суммы, потраченной на приобретение проездных документов.
При этом согласно п. 23 постановления Пленума ВС РФ N 17 до подачи искового заявления в суд в данной ситуации необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок урегулирования спора.
Порядок обращения в суд, сроки обращения, штраф
Доказательства
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. По общему правилу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). При этом, как разъяснил Пленум ВС РФ, при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Приобретение билетов через агрегатора
Полагаем также, что в случае приобретения билета через агрегатора обратиться с претензией, а также предъявить требования о возврате денежных средств можно также к авиаперевозчику, поскольку неисполненный договор перевозки заключался не между агрегатором и пассажиром, а между авиаперевозчиком и пассажиром. В данном случае агрегатор всего лишь являлся посредником между пассажиром и авиакомпанией.
Отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. За более подробными разъяснениями сложившейся ситуации предлагаем обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация), задав вопрос на официальном сайте ведомства в разделе «Запрос в приемную», перейдя по ссылке: https://favt.ru/obrawenija-grazhdan-obwestvennaja-priemnaja/.
К сведению:
Согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26 марта 2020 г. «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 года» регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полётов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, было прекращено Росавиацией с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 1998 г. N 64-ВПР98-8;
— апелляционное определение Яковлевского районного суда Белгородской области от 22 апреля 2019 г. по делу N 11-41/2019;
— апелляционное определение Мирнинского городского суда Архангельской области от 15 января 2019 г. по делу N 11-1/2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Про возврат билетов (даже невозвратных), а точнее, денег за них!
Дорогие друзья, все Вы поняли по картинке, что речь пойдёт о возврате денег, уплаченных за билет: живых, которые можно ощутить, потрогать или же потратить на будущие путешествия. (Претензия о возврате денег за невозвратный билет, которая сработала, размещена по ссылке: https://zakon.ru/blog/2020/4/20/kak_vernut_nevozvratnyj_bilet).
Так сложилось, что я привыкла высказываться на юридические темы после того, как соберу достаточно информации и буду готова её обобщить.
Итак. В условиях коронавируса авиакомпании установили правила возврата, которые зависят от того вынужденный возврат или добровольный.
Добровольным возвратом признаются случаи, когда авиакомпания рейс не отменила, но человек передумал лететь.
Причины могут быть разными: не хочет провести отпуск в обсерваторе, не хочет заразиться или не хочет «попасть под статью» из-за нарушения самоизоляции.
Представляя интересы своих доверителей в переговорах с авиакомпанией, я долго раздумывала над позицией. Тут, вроде, и официально признанный форс-мажор, и существенное изменение обстоятельств (ст.451 ГК РФ), и СТОЛЬКО ВСЕГО, на чём можно сконцентрироваться.
Но по всем этим основаниям люди ежедневно получали отказ в возврате денег: форс-мажор ведь не только для пассажира является таковым, но и для самой авиакомпании. Нельзя смотреть на ситуацию одностороннее. Когда я посмотрела на ситуацию со всех сторон, я НАШЛА КЛЮЧ к её разрешению.
Отказывая пассажиру в возврате денежных средств, авиакомпания побуждает его воспользоваться своим билетом, в нарушение всех запретов, установленных на федеральном и региональном уровне. Человек, отправляясь в путешествие, рискует не только своим здоровьем, но ставит под угрозу свою законопослушность: он может быть привлечён к ответственности за нарушение ограничений в период коронавируса. К слову, этот подход сработал, и авиакомпания одобрила возврат денег (сертификатом) за невозвратный билет.
Я хочу отметить, что СИЛА кроется не в тех доводах, которые просто являются правдивыми. СИЛА кроется в тех аргументах, которые являются ИСТИНОЙ, которую НЕВОЗМОЖНО оспорить, отвергнуть и поставить под сомнение.
С уважением, юрист Эми Мария Гольмакова
.
Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)
В 2020 году многие столкнулись с проблемой отмены туров и авиабилетов из-за коронавируса. Многие не знают, что теперь делать и можно ли вернуть деньги за билеты. В статье подробно рассмотрим как это сделать.
Для начала, сразу укажу список нормативно-правовых актов, которыми регулируется возврат, чтобы вы сами могли при желании все посмотреть и проверить.
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями:
Рассмотрим две ситуации, когда вы просто добровольно отказываетесь от полета, потому что передумали, или когда отказываетесь вынужденно, из-за коронавируса или по другой уважительной причине.
Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.
До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы так как бывают два вида авиабилетов указанных в п.1.1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ:
Согласно ч.4 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.
В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.
То есть при добровольном отказе главное убедиться что билет возвратный и успеть вовремя обратиться к перевозчику.
Если вы не можете улететь по уважительной причине, например болезнь и так далее, то это будет считать вынужденным отказом от перевозки, и об этом читайте ниже.
В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются:
пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.
Тут можно только порассуждать логически.
В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Применительно к п. 4 стоит отметить, что возможность сторон договором изменять положения норм закона в договорных отношениях с участием потребителя ограничена пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, запрещающим ухудшение положения потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
Таким образом, в связи с объявлением ВОЗ пандемии, ограничением авиасообщения с отдельными государствами, изменением визовых режимов, отменой массовых мероприятий в отдельных городах, я считаю возможным обращение граждан в авиакомпании с предложением об изменении или о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора гражданин вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.
При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Также не забывайте и о житейских методах возврата, таких как например оспаривание операции по банковской карте, если вы покупали билеты по карте.
Так как доказать что услуга оказана перевозчик не сможет, деньги вам вернут, хоть и не очень быстро.
Деньги вместо ваучера: как выиграть дело против авиакомпании или турагентства
Испорченный отдых
В конце марта семья Пилунских* должна была полететь в Таиланд. Анатолий Пилунский* потратил на билеты авиакомпании «Сибирь» порядка 80 000 руб. Но отдых сорвался из-за коронавируса. Авиакомпания отказалась возвращать деньги и выдала лишь сертификат на будущие перелеты. Тогда Пилунский подал в суд. Он потребовал вернуть сумму, которую он потратил на билеты, а еще неустойку, расходы на юриста и штраф за неисполнение требований добровольно – всего больше 170 000 руб. Представитель авиакомпании парировал, что потребителю они предоставили сертификат, так что перевозчик выполнил свои обязательства. Ангарский городской суд Иркутской области отклонил этот аргумент, ведь сертификат выдали без согласия Пилунского. Суд обязал авиакомпанию выплатить всю сумму билета, штраф и часть расходов, потраченных на юриста. Всего 123 000 руб.
В подобных спорах суды приходили к выводу, что отмена бронирования из-за приостановки авиасообщения – основание расторгнуть договор, комментирует Стихина. Что же касается туристов, то их требования удовлетворяли на основании ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, Бабушкинский районный суд города Москвы посчитал, что требования истца подлежат удовлетворению, ведь закон о туристской деятельности предусматривает расторжение договора при невозможности совершить поездки (дело № 2-2883/2020, решение обжаловалось, жалоба пока не рассмотрена судом).
Требования туристов удовлетворяют и по другим основаниям. Кузьминский районный суд города Москвы, рассматривая иск клиента к туроператору, посчитал, что договор можно расторгнуть на основании п. 1 ст. 451 ГК. То, что турист не может отправиться в поездку, является изменением существенных обстоятельств (дело № 2-34000/2020, обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом). А Хорошевский районный суд города Москвы, удовлетворяя требования туриста о возврате стоимости тура, отметил, что договор подлежит расторжению как на основании ст. 450 ГК, так и на основании ст. 451 ГК (дело № 02-3810/2020, решение обжалуется, жалоба пока не рассмотрена судом).
Судебных актов на уровне апелляции найти не удалось. Там практика еще не успела сформироваться.
Практика изменится
Суды так рассматривали споры до вступления в силу постановлений правительства о расторжении договоров и возврате денег (Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 и от 6 июля 2020 года № 991). Кабмин издал их для поддержки авиакомпаний или турагентств, пострадавших от коронавируса, и, по сути, разрешил пока не платить за отмененный рейс или тур. Постановление узаконило ваучеры. В случае с авиакомпаниями сертификат действует три года, только после этого пассажир отмененного рейса может потребовать вернуть деньги. Туроператор должен предоставить равнозначную путевку взамен аннулированной. Турист вправе от нее отказаться, тогда ему вернут средства. Но это произойдет не раньше конца 2021 года.
Соплина считает, что из-за этих постановлений правительства судебная практика может полностью поменяться не в пользу потребителя.
Судьба дела потребителя будет зависеть от того, когда он купил билеты или путевку.
Первое постановление применяется к договорам с туркомпаниями, заключенным до 31 марта 2020 года, то есть деньги за путевки, приобретенные до конца марта, можно будет вернуть только в конце 2021 года (если турист отказался от равнозначной путевки).
Пассажирам отмененных из-за коронавируса рейсов придется ждать еще дольше. Билеты, по которым потребитель должен был вылететь с 18 марта 2020 года по 1 мая 2020 года, подпадают под регулирование второго постановления, а также перевозки.
Деньги за билеты, купленные начиная с 18 марта по 1 мая 2020 года, нельзя будет вернуть сразу. Потребителю по закону сначала дадут ваучер, а если он им не воспользуется в течение трех лет, то тогда перевозчик вернет стоимость билета. Для перелетов в Китай действует та же норма, но отсчет времени идет с 1 февраля, так как рейсы в КНР отменили раньше остальных.
Также нельзя забывать о досудебном порядке. Это видно на примере дела Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-6287-2020. Суд сослался на несоблюдение установленного Постановлением Правительства от 20 июля 2020 года № 1073 претензионного порядка урегулирования споров.
Сначала необходимо направить турагенту или авиакомпании претензию и приготовиться долго ждать.
Только после истечения срока (для турагентств – конец 2021 года, для авиакомпаний – три года с даты отмененного рейса) и подачи претензии можно будет подавать в суд на авиаперевозчика или туркомпанию, при этом требовать не только потраченные деньги, но и проценты, предусмотренные ст. 395 ГК, за неправомерное удержание средств. На сумму путевки или билета ежедневно будут начисляться проценты в размере ключевой ставки, поделенной на 365 дней. С 27 июля 2020 года она составляет 4,25%.
Что же касается несостоявшихся полетов после 1 мая и туров после 31 марта, то они не подпадают под действие двух постановлений правительства. Бенедская отметила, что споры по ним будут рассматриваться в рамках прежнего регулирования, поэтому и деньги вернуть будет проще и быстрее.
От полетов отказывались и раньше
Вопросы о возврате денег за путевку из-за неблагоприятной эпидобстановки суды разрешали и до пандемии коронавируса, говорит Стихина. Например, в апреле 2019 года ВС поставил точку в споре между клиентом и туроператором (дело № 77-КФ18-524). Семья оплатила путевку в Турцию. Но следом Ростуризм опубликовал предупреждение, что поездки в республику небезопасны для жизни и здоровья. Это было после громкого случая, когда отдыхающие дети заразились острой кишечной инфекцией. Клиент захотел отказаться от тура, обратился сначала с претензией, а затем в суд. Тройка судей под председательством Вячеслава Горшкова посчитала, что у туриста были весомые основания расторгнуть договор, поэтому и деньги необходимо вернуть в полном объеме. Это определение вошло в Обзор судебной практики ВС № 4(2019).
По словам Соплиной, если страна опасна для посещения туристов не по различным причинам и это подтверждено решениями или рекомендациями органов госвласти, деньги, потраченные на путевку, подлежат полному возврату (согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Суды, которые рассматривали подобные споры до пандемии COVID-19, ссылались именно на эту норму. Например, Московский городской суд по делу № 33-49349/16. Как он указал в постановлении, 8 ноября 2015 года вышел указ президента о возможной угрозе для туристов в Египте, поэтому в силу ст. 14 закона об основах туристской деятельности суд удовлетворил требование взыскать полную стоимость тура. Такого же мнения, скорее всего, будут придерживаться суды в делах, которые не подпадут под особое регулирование.
* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией.
О возврате невозвратных авиабилетов. А почему нет?
В условиях пандемии некоторые авиакомпании пошли навстречу своим клиентам, разрешив обмен или возврат билетов (с незначительным удержанием), приобретенных по невозвратному тарифу. Об этой «благотворительной» акции есть даже упоминание на портале https://zakon.ru/blog/2020/03/28/kompensacii_za_otmenennyj_rejsy
Некоторые, но не все. Я слышал о подобном компромиссе со стороны АК «Победа». Но, к несчастью, собираясь на Московский юридический форум, приобрел билеты АК «Utair». Она не из их числа и занимает жесткую позициию по данному вопросу: «Условия возврата и обмена авиабилетов определяются тарифом, по которому они были приобретены».
Интересно, что несмотря на упоминание в ст. 103 Воздушного кодекса РФ о двух типах договора воздушной перевозки: а) предусматривающих условие о возврате провозной платы при расторжении договора по инициативе пассажира и б) предусматривающих условие о невозврате провозной платы при расторжении договора пассажиром, на практике существует и некий «промежуточный» вариант (в рамках невозвратного тарифа), когда пассажир имеет возможность за небольшую доплату изменить дату и время рейса и даже класс обслуживания. Как раз такой тип билета я приобрел. Тарифный план не предусматривал возможность возврата билета, но допускал возможность переоформление билета за 2 000 руб., что показалось мне вполне удобным и разумным.
В этом месте я расстроился второй раз, считая себя наивным идеалистом, уверенным в незыблемости права потребителя на информацию (ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
— задержка отправления воздушного судна или иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса).
Но я все же больше прикипел к ГК, поэтому попытаюсь в суде доказать, что положения п. 2 ст. 108 Воздушного кодеса РФ не исключают право пассажира требовать расторжения или изменения договора и по тем общим основаниям, которые предусмотрены ГК РФ, например, ст. 451.
В приложении к этому посту копия претензии, направленной сегодня в адрес компании Utair. Обращаюсь ко всем товарищам по «несчастью», присоединяйтесь, когда еще представится возможность поэкспериментировать с коллективным иском?