впервые идею о необходимости особых форм обучения и воспитания слабоумных детей высказал
Вопрос 1
Отметить вопрос
Текст вопроса
Впервые идею о необходимости особых форм обучения и воспитания слабоумных детей высказал:
Выберите один ответ:
a. Эскироль
b. Песталоцци
c. Россолимо
d. Пинель
Вопрос 2
Отметить вопрос
Текст вопроса
Основой симптоматической классификации слабоумия, созданной Эскиролем, являлось:
Выберите один ответ:
a. общее состояние больных
b. уровень развития мышления
c. состояние речи больных
d. степень социализации больных
Вопрос 3
Отметить вопрос
Текст вопроса
Жан Итар предложил следующую последовательность работы с глубоко умственно отсталыми детьми:
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Отметить вопрос
Текст вопроса
Впервые попытку выделить в этиологии слабоумия биологические и социальные компоненты предпринял:
Выберите один ответ:
a. Крепелин
b. Демор
c. Эскироль
d. Декроли
Вопрос 5
Отметить вопрос
Текст вопроса
Выберите один ответ:
a. детей и подростков с нарушениями интеллекта
b. взрослых с различными степенями нарушения интеллекта
c. детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
d. детей школьного возраста с нарушениями интеллекта
Вопрос 6
Отметить вопрос
Текст вопроса
В России умственно отсталые дети были включены в государственную систему народного образования:
Выберите один ответ:
a. после Октябрьской революции 1917 года
b. после Великой Отечественной войны
c. до Октябрьской революции 1917 года
d. до конца XIX века
Вопрос 7
Отметить вопрос
Текст вопроса
Сущность и природа дефективности, социальная значимость помощи аномальным детям была раскрыта:
Выберите один ответ:
a. В.П. Кащенко
b. А.Н. Граборовым
c. Л.С. Выготским
d. Л.В. Занковым
Вопрос 8
Отметить вопрос
Текст вопроса
Т.А. Власовой и сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР был разработан и реализован:
Выберите один ответ:
a. принцип интегративного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями
b. принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями
c. принцип профессионального обучения подростков и взрослых с отклонениями в психофизическом развитии
d. принцип раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей
Вопрос 9
Отметить вопрос
Текст вопроса
Олигофренопедагогика как наука является частью:
Выберите один ответ:
a. олигофренопсихологии
b. дефектологии (специальной педагогики)
c. социальной педагогики
d. общей педагогики
Вопрос 10
Отметить вопрос
Текст вопроса
К смежным с олигофренопедагогикой медицинским наукам НЕ относятся:
Выберите один ответ:
a. фтизиатрия
b. генетика
c. психиатрия
d. невропатология
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512).
Предлагаю тесты, которые я проходила при проф. переподготовки. Может эти тесты помогут кому то сэкономить время.
Номер материала: ДБ-1582597
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные этапы развития теории обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
Основные этапы развития
теории обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В Древней Спарте и Риме, где существовал культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. В Европе многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом». В «лучшем» случае их ожидало пожизненное заточение в монастыри.
Вопрос о необходимости помощи лицам с нарушениями в интеллектуальном и психическом развитии в период становления психиатрии был связан с наиболее выраженными отклонениями от нормы, например такими, как идиотия.
Благодаря достижениям в области психиатрии в начале XIX в. стали различать как два отдельных состояния сумасшествие и умственную неполноценность. Впервые это было сделано французским врачом-психиатром Филиппом Пинелем (1745-1826) в опубликованной в 1800 г. Работе «Описание психических болезней». Для обозначения наиболее тяжелой степени умственной неполноценности Ф.Пинель ввел понятие идиотия.
Ученик Ф.Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел понятия аменция и деменция для обозначения одной из степеней последнего – термин «умственная отсталость». Он явился одним из основоположников симптоматической классификации слабоумия.
Впервые идею о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), однако широкой поддержки среди педагогов и врачей в то время его идеи не получили.
Одну из первых попыток обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Авейронского дикаря») предпринял французский психиатр Жан Итар (1775-1838).
Работу Ж.Итара продолжил Эдуард Сеген (1812-1880), который основал школу для «идиотов» и разработал методику их обучения на основе стимуляции функций органов чувств. Работа Э.Сегена строилась на основе четко разработанного поэтапного плана.
Первые учреждения медико-педагогического типа возникли приблизительно в середине XIX в. в Европе и США.
В середине XIX в. ученых начинают интересовать не только психические заболевания и умственная неполноценность как таковые, но и причины этих состояний.
Большой вклад в этиологию слабоумия внес французский психиатр Бенедикт Морель (1809-1872). Одну из причин слабоумия он видел в исследовании и «накоплении» вредных факторов, к которым относил сифилис, туберкулез, алкоголизм.
В середине XIX в.большое влияние на педагогику и психологию оказали фундаментальные открытия в области естественных наук: на смену наблюдению и умозрительным выводам приходят экспериментальные методы исследования.
Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые предпринял попытку в этиологии слабоумия выделить биологические и социальные (педагогические) компоненты.
Французские педагог Жан Филипп и врач Поль Бонкур развивают психолого-педагогическое направление, выделяя контингент учащихся, которые не могут справиться с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с достаточно выраженными формами умственной отсталости.
Бельгийский врач и педагог Овид Декроли пытается объединить два направления и создает свою систему умственной отсталости.
Психолог Альфред Бине (1857-1911) и врач Том Симон разработали метод теста, получивший впоследствии название психометрического метода.
История воспитания и обучения отсталых детей в России по существу начинается с конца XIX в. С 1682 г. стали открываться первые учреждения общественного призрения – богадельни – с целью изоляции слабоумных от общества. До этого времени призрением занимались только церковь и монастыри. С 1775 г. создается несколько учреждений для призрения инвалидов, сирот, душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальных условиях существования.
Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, разработке основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей и организационных форм помощи этим детям сыграла деятельность врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских.
Заслуга в открытии первых в России учреждений для глубоко отсталых, первой школы для умственно отсталых детей, в создании первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми, не потерявших своей значимости и в наши дни, принадлежит Ек.К. Грачевой (1866-1934), которая была организатором и руководителем первого в России Петербурского приюта для детей-идиотов и эпилептиков.
После Октябрьской революции государство взяло на себя заботу об организации помощи аномальным детям. Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии стало составной частью единой государственной системы народного образования.
В 1920 г. открылся 1 Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью, на котором в числе других обсуждались вопросы организации дифференцированной сети специальных учреждений и основные принципы построения в них учебно-воспитательного процесса.
Огромная роль в теории и практике обучения аномальных детей принадлежит выдающемуся ученому и организатору дефектологической науки Т.А. Власовой (1905-1987). Под ее руководством и при ее непосредственном участии коллектив ученых НИИ дефектологии АПН СССР теоретически разработал и практически реализовал принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями, создав новые типы учебных учреждений – школы и классы для слабослышащих, слабовидящих, детей с задержкой психического развития (ЗПР) и др. Разрабатывается методика сокращенного срока обучения лиц с нарушением слуха (среднее образование за 10 лет обучения в специальной школе).
С 20-х годов начинается развитие дефектологической науки как части общей педагогики. В 1918 г. принимается декрет Совнаркома, по которому все учреждения для аномальных детей передаются из ведения Наркомсобеса в Наркомпрос.
Знаменательным этапом в истории становления вспомогательной школы стал состоявшийся в 1924 г. 2съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), положивший начало научному подходу к проблеме аномального детства.
В специальных школах обучение длилось 5 лет, а содержание образования было ориентировано на школу 1-й ступени (начальную школу) и реализовывалось через специальные комплексные программы (1928 г.).
В 20-30-е годы в педагогических институтах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева создаются специальные (дефектологические) факультеты для подготовки педагогов-дефектологов.
В России с конца 20-х годов нашего столетия подход к проблеме изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии традиционно носит комплексный медико-психолого-педагогический характер.
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения.
Большое внимание уделяется совершенствованию системы коррекционно-воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов.
На первом этапе (от 4 до 8 лет) проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Детей приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению.
На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и грамоте, большое внимание уделяется развитию речи.
Задачей третьего этапа (16-18 лет) является социальная адаптация.
Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.
Формирование у умственно отсталых детей правильного поведения.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Чтобы научиться руководить учебной познавательной деятельностью учащихся, необходимо хорошо представлять основные этапы овладения знаниями.
Первым этапом является восприятие. Психология определяет восприятие как целенаправленный познавательный процесс, который носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся нужно сообщить то, что они будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.
Второй этап – осмысливание учебного материала. Оно заключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснений характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.
Третий этап – запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно характер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоретический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях.
Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности.