впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал
помогите с тестом по педагогике
15. К формам экологического образования дошкольников относится …
а) игры;
б) занятия;
в) наблюдения.
16. Ознакомление детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения, являются содержанием занятий …
а) комплексного типа;
б) первично-ознакомительного типа;
в) углубленно-познавательного типа.
17. Главной педагогической целью экологических праздников и развлечений является …
а) воспитание положительного эмоционального отклика на их природное содержание;
б) знание музыкального репертуара о природе;
в) воспитание экологического поведения;
факторах среды (влаге, свете, тепле и почвенном питании) являются целью 18. Уточнение, расширение и закрепление знаний о потребностях в …
а) опытов с растениями;
б) опытов в неживой природой;
в) опытов с животными;
19. Формирование знаний о пугливости и скрытом образе жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цик¬личность сезонных изменений в природе, многочисленные и скры¬тые от восприятия связи и зависимости внутри природных сооб¬ществ являются целью метода …
а) словесных методов;
б) моделирования;
в) наблюдения;
20. Наблюдение, индивидуальная работа, труд в природе, игры являются структурными компонентами …
а) прогулки;
б) экскурсии;
в) элементарного опыта.
21. Уточнение, расширение и закрепление знаний о физических свойствах и качествах предметов природы являются целью …
а) опытов с животными;
б) опытов с растениями;
в) опытов в неживой природой.
22. Постановка познавательной задачи, организация деятельности, наблюдение, фиксация и оформление итогов в форме суждения являются структурными компонентами …
а) опыта;
б) экскурсии;
в) труда.
23. Содержанием экологических информаций могут быть …
а) развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
б) помощь в оборудовании экологического класса;
в) участие в походах, экскурсиях.
24. Природа используется как средство:
а) для ознакомления с окружающим миром;
б) для формирования первоначальных представлений об окружающем мире;
в) для всестороннего развития детей;
г) для физического развития детей;
д) для умственного развития детей.
25. Впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал:
а) Ж. Руссо;
б) Я. Н. Каменский;
в) А. Ф. Лесгафт;
г) В. Г. Белинский;
д) Е. Н. Водовозова.
26.Элементом экологоразвивающей предметной среды не может быть:
а) миниферма;
б) аквариум;
в) комнатные растения;
г) огород на огороде;
д) уголок растения.
27. Выберите тему наблюдения с детьми старших групп:
а) “Части тела человека и животного”;
б) “Золотая рыбка в аквариуме”:
в) “Чудесный мешочек”;
г) “Осенние изменения в природе”;
д) “Черенкование комнатных растений”.
Основные труды Яна Амоса Коменского
Бабарико Жанна Сергеевна
Основные труды Яна Амоса Коменского
Основные труды Яна Амоса Коменского
Выполнила Бабарико Ж. С.
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 41»
Я. А. Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки и в частности дошкольной педагогики. Основными заслугами Я. А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации,
Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа».
Дидактические принципы обучения
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природособразности.
В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:
• Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
• Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
• Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.
Я. А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Я. А. Коменский в «Великой дидактике» создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Классно-урочная система организации учебной работы
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября, делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно. Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».
Возрастная периодизация Я. А. Каменского
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
• детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
• юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
«Великая дидактика»
Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории. Полное название книги звучит следующими образом:
«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
«Материнская школа»
Данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал
Количество заданий – 30 Время тестирования – 60 минут
Указания: все задания имеют 5 вариантов ответа, из которых правильный только один. Номер выбранного ответа обведите кружком в бланке для ответов.
1. Природа используется как средство:
а) для ознакомления с окружающим миром;
б) для формирования первоначальных представлений об окружающем мире;
в) для всестороннего развития детей;
г) для физического развития детей;
д) для умственного развития детей.
2. В 1977 году в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО состоялась Межправительственная конференция:
а) по вопросам образования в области окружающей среды;
б) по вопросам экологического развития государства;
в) по демографическим проблемам на Земле;
г) по вопросам энерго- и ресурсосбережения;
д) все ответы неверны.
3. Направления экологического образования дошкольников в качестве временного стандарта
сформулированы в книге:
а) Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений;
б) М.В. Лучич «Детям о природе»;
в) Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»;
г) С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в детском саду»;
д) Н.А. Рыжова «Наш дом – природа».
4. Какое из суждений, перечисленных ниже, не относится к понятию «экологическая культура»:
а) развивается на протяжении всей жизни;
б) закладывается в дошкольном детстве;
в) становление происходит при участии и под руководством взрослого;
г) рассматривается как врожденное свойство личности;
д) охватывает практику бытовой и профессиональной деятельности.
5. Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой означает:
а) давать знания детям из всех областей наук, т.е. обо всем понемногу;
б) проводить занятия небольшими подгруппами;
в) ориентировку на зону ближайшего психического развития при обучении детей;
г) применять на занятиях больше наглядности;
д) требование проведения комплексных экологических занятий
6. Впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал:
а) Ж Руссо;
б) Я А Коменский;
в) П.Ф. Лесгафт;
г) В.Г. Белинский;
д) Е.Н. Водовозова.
7. Вести детей в природу «для умственного и словесного развития» рекомендовал русский педагог XIX века…
а) А.С. Макаренко;
б) Н.К. Крупская;
в) К.Д. Ушинский;
г) В.А. Сухомлинский;
д) С.Н. Николаева.
8. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:
а) наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность;
б) возможность поисковой деятельности и моделирования;
в) научное моделирование и практическая деятельность в природе;
г) трудовая и творческая деятельность с объектами природы;
д) все ответы верны.
9. Экологические понятия, которые могут быть использованы при построении методики экологического образования дошкольников:
а) взаимосвязи живого организма со средой обитания;
б) морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания;
в) взаимодействия человека с природой;
г) цепи питания в экосистемах;
д) все ответы верны и должны рассматриваться в комплексе;
10. Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит
а) в том, чтобы показать детям что физиологические и морфофункциональные
особенности организма соответствуют среде его обитания;
б) в необходимости демонстрировать детям, что на каждом этапе развития организма
его связь со средой приобретает свое специфическое выражение;
в) в том, чтобы показать морфофункциональное сходство растений и животных
обусловлено сходством взаимоотношения со средой обитания;
г) в том, чтобы на конкретных представителях растительного и животного мира демонстрировать дошкольникам последовательный процесс развития живого организма с различными требованиями к условиям среды;
д) все верно в совокупности.
11. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы
заключается:
а) в размещении объектов в уголке природы ДОУ с эстетической точки зрения
б) в создании условий в полной мере соответствующих потребностям и приспособ-ленности живых организмов к ним;
в) в возможности осуществлять уход за объектами уголка природы детьми;
г) в расстановке объектов уголка природы в одном определенном месте групповой комнаты;
д) в содержании животных и растений только на участке ДОУ в больших вольерах и теплицах
12. Сезонными объектами уголка природы могут быть:
а) хомячок
б) попугай
в) рыбки в аквариуме
г) комнатные растения
д) огород на окне
13. Элементом экологоразвивающей предметной среды не может быть:
а) миниферма;
б) аквариум;
в) комнатные растения;
г) огород на окне;
д) уголок ряжения.
14. Экологоразвивающая предметная среда в ДОУ должна способствовать:
а) познавательному развитию ребенка;
б) эколого-эстетическому развитию;
в) формированию нравственных качеств;
г) формированию экологически грамотного поведения;
д) все ответы верны в совокупности.
15.В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения,
если они…
а) безопасны для жизни и здоровья детей
б) неприхотливы
в) интересны для наблюдения с детьми
г) здоровы и легко приручаются
д) все ответы верны и должны рассматриваться в совокупности
16.Выберите тему наблюдения с детьми старших групп:
а) “Части тела человека и животного”
б) “Золотая рыбка в аквариуме”
в) “Чудесный мешочек”
г) “Осенние изменения в природе”
д) “Черенкование комнатных растений “
17. В каких группах ДОУ проводятся сравнительные наблюдения за объектами
природы :
а) в младшей группе
б) в средней и старшей группах
в) начиная только со старшей группы
г) только в подготовительной группе
д) во всех группах детского сада
18. В парциальной программе «Юный эколог» (автор – С.Н. Николаева) записано, что совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию экологоразвивающей среды является…
а) условием экологического воспитания детей
б) средством экологического воспитания
в) приемом в системе экологического воспитания
г) методом экологического воспитания дошкольников
д) направлением в системе экологического воспитания
19. Моделирование с детьми дошкольного возраста в системе экологического образования и воспитания – это…
а) направление
б) метод
в) прием
г) форма
д) результат
20. К графическим моделям относятся:
а) календарь наблюдений за сезонными явлениями
б) глобус
в) сюжетные картинки в книжке
г) гербарный материал
д) все ответы верны
21. Настольно-печатные игры природоведческого содержания проводятся:
а) только в старшей группе ДОУ
б) в младшей группе
в) начиная со средней группы
г) только в подготовительной группе
д) во всех группах ДОУ
22. Педагогический смысл экологических праздников и досугов заключается в том, чтобы…
а) сообщать детям новые знания
б) вызвать положительный эмоциональный отклик у детей
в) систематизировать имеющиеся знания у детей
г) научить играть детей вместе
д) сформировать мотивацию общения с родителями
23. Одной из форм экологического образования является:
а) экскурсия в природу
б) беседа
в) дидактическая игра
г) чтение книги
д) рассматривание иллюстраций о природе
25. “Развитие детей средствами природы, длительное пребывание на воздухе, жизнь в согласии с природой”- это задачи:
а) массовых детских садов России;
б) Вольдорфских детских садов в Германии;
в) Лесных школ Мулле в Швеции;
г) Материнских школ во Франции;
д) экспериментальных садов в США.
26. К парциальным программам социально-экологической направленности относится…
а) “Юный эколог”
б) “Семицветик”
в) “Паутинка”
г) “Экономика и экология”
д) “Природа и художник ”
27. Базисной программой развития детей является:
а ) ”Радуга”
б) ”Детство”
в) ”Истоки”
г) ”Паутинка”
д) ”Мы”
28. Педагогическая модель «Эколог» разработана в рамках парциальной программы…
а) “Истоки”
б) “Развитие”
в) “Мы – земляне”
г) “Паутинка”
д) “Наш дом – природа”
29. Функциональные обязанности эколога детского сада состоят…
а) в организации утреннего приема детей;
б) в проведении режимных моментов в группе;
в) в организации подвижных игр с детьми;
г) в проведении бионадзора за объектами экологоразвивающей среды
д) все ответы верны.
30. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей…
а) показывает уровень развития детей;
б) определяет реальное продвижение в развитии детей;
в) выявляет отношение детей к объектам природы;
г) дает возможность увидеть эффективность программы с точки зрения ее влияния на
развитие детей;
д) все ответы верны в совокупности.
461119 | Дата: Пятница, 04.03.2011, 10:56 | Сообщение # 2 | |
Количество заданий – 30 Время тестирования – 60 минут Указания: Все задания имеют 5 вариантов ответа, из которых правильный только один. Номер выбранного ответа обведите кружком в бланке для ответов. 1 Природа используется как средство… 2 Межправительственная конференция, состоявшаяся по инициативе ЮНЕСКО в 1977 году в Тбилиси, рассматривала: 3 В качестве временного стандарта направления экологического образования сформулированы в книге: 4 Показателем экологической культуры воспитателя является… 5 Принцип энциклопедичности при ознакомлении дошкольников с природой 6 Впервые о принципе энциклопедичности в обучении детей написал… 7 Принцип научности при ознакомлении детей с природой означает, что … 8 О том, что “необходимо вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития “, – говорил… 9 Критериями отбора понятий и экологического фактического материала для построения методики являются два момента: 10 Экологические понятия, которые могут быть использованы при построении методики экологического образования и воспитания: 11.Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе состоит в том, чтобы … 12.Экологический подход к содержанию животных и растений в ДОУ состоит … 13. Постоянными объектами уголка природы в ДОУ не являются… 14. Объекты уголка природы, рекомендуемые для содержания во всех группах ДОУ: 15. Обязательным элементом участка ДОУ должен быть: 16. В эколого-развивающей среде могут размещаться растения и животные, если они… 18 В каких группах ДОУ возможна организация циклических наблюдений с детьми? 19. В системе экологического образования и воспитания дошкольников используется моделирование как … 20. К графическим моделям относится: 21. Настольно-печатные игры природоведческого содержания проводятся… 22. Экологические праздники в ДОУ проводятся на материале, который… 24. Экскурсия – это… 26. К парциальным программам эстетико(культурно)-экологической направленности относится… 28. Функциональными обязанностями эколога ДОУ являются: 30. Правильно и умело проведенная диагностика экологической воспитанности детей… | ||
461119 | Дата: Пятница, 04.03.2011, 10:56 | Сообщение # 3 |
Количество заданий – 30 Время тестирования – 60 минут Указания: Все задания имеют 5 вариантов ответа, из которых правильный только один. Номер выбранного ответа обведите кружком в бланке для ответов 1. К ценностным аспектам для человека является такая функция природы, как… 2. Психофизиологическая функция природы состоит в том, что… 3. Природа используется как средство… 4. По инициативе ЮНЕСКО в 1977 году в Тбилиси состоялась Межправительственная 5. Книга, где даны основные направления экологического образования дошкольников, 6. Воспитатель является носителем экологической культуры, следовательно, он… 7. Выдающийся мыслитель и педагог 17 века, который видел в природе источник 10. Два момента являются критериями в отборе понятий экологического фактического материала для образования и воспитания дошкольников: 11. Экологический подход к содержанию животных и растений в уголке природы заключается… 12. Наиболее традиционными экологическими пространствами как формами организации зелёной зоны в детском саду являются… 13. К постоянным объектам уголка природы не относятся… 14. На территории любого детского сада, обязательно создается… 15. Экологоразвивающая среда в ДОУ способствует… 16. «Метод отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания и заключается… 19. Метод моделирования в системе экологического образования это… 20. К графическим моделям относятся… 21. Одной из форм экологического воспитания в ДОУ являются экологические 22. В сценариях экологических праздников используют материал, который… 23. Одной из форм экологического образования и воспитания является… 24. Экскурсия – это… 29. Функциональные обязанности эколога детского сада:
|