время в ветхом завете
Ветхий Завет
Что такое Ветхий Завет?
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
История возникновения ветхозаветных книг
Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).
Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.
Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.
Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн. пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)
Ветхий Завет: ответы священников
Читайте также
Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать
Каким был счет времени при римлянах?
В то время, когда Иисус жил на земле, у народа Палестины были два способа определения времени — римский и иудейский. Иудеи делили сутки на две части по 12 часов в каждой, простиравшиеся примерно с 6 часов вечера до 6 часов утра и с 6 часов утра до 6 часов вечера.
Так образовывался суточный цикл, который начинался с заходом солнца. Однако часы они считали от восхода. К примеру, в притче Иисуса, приведенной в 20-й главе Евангелия от Матфея, Он говорит о человеке, который выходил нанимать работников в три, шесть, девять и одиннадцать часов. По нашему счету это было бы 9 часов утра, полдень, 3 часа дня и 5 часов вечера, потому что мы пользуемся римским методом, при котором счет ведется от полуночи до полудня и от полудня до полуночи.
В Библии используются оба способа исчисления времени. Однако в Новом Завете только Иоанн следует римскому счету. Остальные новозаветные авторы используют иудейскую систему. Например, когда Иоанн говорит в Ин. 19:14, что «была пятница перед Пасхою, и час шестой», это значит, что было 6 часов утра. Однако, когда Лука пользуется иудейской системой в Деян. 10:9, «около шестого часа», значит, что был полдень.
Чтобы еще более запутать дело, иудеи и римляне поделили ночь на «стражи». В Ветхом Завете речь идет о ранней, средней и поздней стражах. Однако в новозаветные времена иудеи стали считать стражи по римскому обычаю как вечернюю, полуночную, рассветную и утреннюю.
ВРЕМЯ В БИБЛИИ.
Если в языч. мировоззрении В. нередко обожествлялось (греч. KrТnoj — титан, отождествляется с наименованием времени — crТnoj), то в Библии оно — основной элемент творения. Бог создал мир во В. и по отношению к миру Сам действует во В. Таким образом, В. — не просто хронологич. последовательность событий, а пребывание твари в становлении, в восхождении к высшей цели Домостроительства. Отсюда характерное для Библии понимание мира как д в и ж е н и я и В. как динамичной среды, в к–рой осуществляется
спасение, т. е. приобщение твари к Божественному бытию. Этим, в свою очередь, объясняется библ. деление В. Оно ориентируется не на строгую хронологию, а на этапы свящ. истории, к–рые условно обозначены как «дни» или округленные хронологич. отрезки В. Первым этапом является миротворение, распадающееся на *ШЕСТОДНЕВ. Далее следует историч. В., разделенное на периоды до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до *Плена периода. Периоды включают в себя более короткие подразделы (юбилейные годы, субботние годы, календарно–праздничные циклы, десятилетия, седмицы и т. д.).
Историч. В. должно завершиться Днем Господним, установлением Царства Божьего. В связи с этим среди иудейских комментаторов возникло деление В. на «мир сей» (евр. олáм хазэ) и «мир грядущий» (олáм хабá). Считалось, что с наступлением «мира грядущего» внезапно изменится вся природа твари. НЗ внес в эту концепцию учение об эсхатологич. В., или «В. Церкви». По внешним признакам оно остается в русле прежнего В., но благодаря явлению Богочеловека сущность истории меняется. Старое В. «мира сего» близко к завершению, к «полноте» (Гал 4:4). Царство Божье «неприметным образом» входит в самый поток В., присутствуя в нем как духовная реальность. «Век сей» не исчезает, а находится в противоборстве с «веком грядущим», посеянным в мире, как семя. В этом противоборстве — одна из гл. особенностей эсхатологич. В., к–рое предваряет последний Суд.
Если сначала АПОСТОЛЫ еще ожидали немедленного наступления Царства Божьего в силе и славе (Деян 1:6–8), то постепенно они осознали, что «В. Церкви» имеет впереди немалое будущее. «В. Церкви» (к–рое яснее других в НЗ осмыслил ев. Лука) есть В. миссии, т. е. распространения ЕВАНГЕЛИЯ, доколе в нее (т. е. Церковь) не войдет «полнота язычников». Ап. Павел именует минувший «век» временем Закона, к–рый с наступлением эры Мессии теряет свою силу. Мессианская эра, или В. Благодати, завершится лишь тогда, когда под воздействием Св. Духа обратится «полное число язычников» (РИМ 11:25) и спасется «весь Израиль», сохранившийся в малом «остатке» (рим 11:5,26).
Тогда кончится эсхатологич. В., наступит новый этап бытия человека и природы (Рим 8:19–21; ср. Ис 11:6–9), и В. как земная история спасения прекратится (Откр 10:6).
Космич. и историч. В., как и «В. Церкви», существуют параллельно с вечностью. В вечности пребывает Бог, Который есть творец В., его «начало и конец» («Альфа и Омега», Откр 1:8). Пребывая н а д В., Творец проявляет Себя в нем и поэтому Он — Тот, «Который есть и был и грядет» (Откр 1:4; см. ст. Имена Божьи). *Откровение является точкой пересечения вечного и временного. Пророк созерцает грядущее В. через вечность. Этим объясняется сокращение хронологич. перспективы в пророчествах. В глазах тайновидца В. как бы сжимается, и то, что наступит через мн. века, представляется «грядущим вскоре» (мессианские пророчества; Откр). Это особое видение, даруемое человеку Духом Божьим, для К–рого «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89:5). См. ст.: Историзм Свящ. ПИСАНИЯ; ЭСХАТОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ.
*А в е р и н ц е в С.С., Порядок космоса и порядок истории, в кн.: Поэтика ранневизант. лит–ры, М., 1977; *Б е р д я е в Н.А., Смысл истории, Берлин, 1923; СББ, с. 193–203; *C u l l m a n n O., Christus und die Zeit, Z., 1946 (англ. пер.: Christ and Time, L., 1951); H e r r m a n n S., Time and History, Nashville, 1981; M a r s h J., The Fullness of Time, L. — N.Y., 1952; NCE, v. 14, p. 162; *T r e s m o n t a n t C., Essai sur la pens№e hebraїque, P., 1953.
Полезное
Смотреть что такое «ВРЕМЯ В БИБЛИИ.» в других словарях:
ВРЕМЯ — обозначает течение, длительность и последовательность событий. Оно есть условие существования конечных вещей и существ тварного мира. Согласно христ. учению, В. как творение Божие подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет… … Православная энциклопедия
ВРЕМЯ — Времён очаковских и покорения Крыма. Книжн. Ирон. О чём л. очень давнем, давно минувшем. ШЗФ 2001, 45. /em> Из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». БМС 1998, 101. С незапамятных времён. Разг. Очень давно. БМС 1998, 101. Со времён царя Гороха.… … Большой словарь русских поговорок
время — А. Хронологическое время 1. Бог и время Бог сотворил время в начале : Быт 1:1 Бог вне времени: Пс 89:3; 2Пет 3:8 2. Деление времени человеком часы: Мф 20:1 12; Ин 11:9; Деян 5:7 дни и времена года: Быт 8:22; Исх 34:21 недели: Втор 16:9; Деян… … Библия: Тематический словарь
Время — ♦ (ENG time) период между творением мира и полным завершением существования последнего. Время противоположно вечности. Согласно Библии и теологии, Бог трансцен дирует время, люди же являются временными созданиями до тех пор, пока они не… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Время собирать камни — Публ. О периоде восстановления, созидания после разрухи, запустения. СП, 38. /em> Из Библии … Большой словарь русских поговорок
Всему свое время — Из Библии. В Ветхом Завете, Книге Екклесиаста, или Проповедника, написанной, по преданию, мудрым царем Соломоном, сказано (гл. 3, ст. 1 8): «Всему свое время, и время всякой веши под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и… … Словарь крылатых слов и выражений
Сотворение мира в Библии — У этого термина существуют и другие значения, см. Сотворение мира (значения). Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220 1230 гг. Австрийская Национальная библиотека, Вена … Википедия
ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ НА НОВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ — Основные переводы Библии на новые европ. языки были созданы после 11 в. На главные европ. языки БИБЛИЯ переводилась десятки и даже сотни раз. Албанские переводы. В 1827 вышел перевод на южно–албанский диалект, а в 1869 на северо–албанский. В… … Библиологический словарь
Исследователи Библии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Время и пространство в Библии
Бачинин Владислав Аркадьевич, доктор социологических наук
В Библии присутствуют несколько понятий, обозначающих время — хронос (chronos), эон (aion) и кайрос (kairos). Хронос означает момент совершения того или иного события. Эон — достаточно протяженный отрезок мировой истории, когда не происходит никаких чрезвычайных событий, способных радикально изменить ее ход. Кайрос — разрыв между двумя эонами, когда совершается нечто эсктраординарное, порождающее серьезные последствия для судьбы отдельного народа или даже всего человечества. Все эти понятия характеризуют тварный мир, созданный Богом, и помогают человеку уяснять то состояние погруженности в поток постоянных изменений, которые происходят как с ним самим, так и с окружающей его реальностью.
В библейской теологии всем этим понятиям противопоставляется понятие вечности, характеризующее уже не тварный мир, а Творца и все, что имеет трансцендентную природу.
Вечность, в которой пребывает Бог
Между вечностью и временем существуют качественные различия, которые являются своеобразным продолжением различий между Творцом и тварным миром, Богом и человеком. Бог, бытие Которого не имеет ни начала, ни конца, вечен. Он существовал до сотворения мира и будет существовать после второго пришествия Христа и конца времен.
Несмотря на то, что вечность выступает одним из главных атрибутов Бога, в Библии нет указаний на природу вечности, отсутствуют характеристики ее сущности. Поэтому теологи вынуждены лишь строить догадки касательно того, означает ли она бесконечно длящееся время или же сводится к полному отсутствию времени.
Власть Бога над временем и пространством
Время, как атрибут тварного мира, есть ни что иное, как продолжительность и последовательность вмещающихся в него событий. В этом своем качестве время находится в полной власти Бога, чья власть абсолютна и безраздельна. Сам же Он пребывает вне времени, ибо Он — Тот, «Который был, есть и грядет» (Откр. 1, 4).
Бог, сотворив физический мир, создал время и пространство, сделал их главными сущностными атрибутами физического, земного существования вещей, явлений, живых организмов и людей. То есть время — такое же творение Бога, как и человек. Оно для Него — только средство, дающее возможность реализовать Его замысел относительно человечества. Сам Г осподь пребывает не просто вне времени, а как бы над ним. Для Него любая временная протяженность — это бесконечно малая величина: «тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8). Равным образом любая вещь и любое существо, пребывающие во времени — это тоже для Него самые малые малости.
Творец установил для всего сущего в целом и для каждой из его частей в отдельности «времена и сроки», когда предстоит родиться и когда надо будет умереть.
Благодаря Творцу установилась череда времен, цикличность происходящих процессов, связанных с вращениями небесных светил, сменой времен года и времени суток. Псалмопевец обращается к Творцу: Бог может, если сочтет необходимым, приостановить любой из процессов, как Он остановил перемещение Солнца по небосклону по молитве Иисуса Навина. В Его власти весь ход мировой истории, включая ее начало и завершение.
Той же властью над временем, что и Бог-Отец, обладает и Бог-Сын, Иисус Христос. Для мира Христос — «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Существовавший до начала времен, Христос провиденциально участвует в бытии мира. Неподвластный никаким переменам, «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8).
Время в Ветхом Завете: мир погружен в текучую стихию временности
Согласно Ветхозаветным священно-писателям, мир, будучи творением, не просто пребывает во времени, но находится в подчинении у него. Все живое погружено в циклические процессы, где основные вехи — это рождение, развитие, старение и умирание. Даже человек, наиболее совершенное из творений, не властен изменить что либо в этом порядке. Бог определил ему дни и положил в них предел, который тому не перейти (Иов 14, 5). «Человек подобен дуновению; дни его как уклоняющаяся тень» (Пс. 143, 4).
В Ветхом Завете время движется по циклическим траекториям, придавая жизни природы, существованию индивида и рода определенную пульсирующую ритмику. Особо подчеркивается ритмичный, маятникообразный характер всех важнейших событий и процессов человеческой жизни. Не человек установил этот высший порядок и потому никто не в силах вырваться из этой онтологической закольцованности совершающихся переходов и взаимопревращений. (Еккл. 3, 1 — 8).
Все происходящее внутри этих циклов, не бессмысленно, как не бессмысленна человеческая жизнь. Бог, имеющий Свои цели, придает всему происходящему смыслы, ведомые Ему Одному. Из череды времен и ритмической смены поколений сложилась священная история, ключевыми событиями которой стали заветы, заключенные Богом вначале с Адамом, затем с патриархами Ноем, Авраамом, пророком Моисеем, царем Давидом, пророком Иеремией. Но главный смысл всего происходящего с людьми заключен в намерении Бога подвести их к исполнению полноты времен, когда бы они могли узреть пришествие Спасителя.
Время в Новом Завете
Власть времени, которое неумолимо в своем течении, порой представляется людям как нечто тираническое. Человек страдает от деспотизма времени гораздо сильнее, чем другие существа, поскольку сознает бренность своего земного существования. Он может выказывать недовольство, роптать или пытаться дерзко переправить «времена и сроки», но самое лучшее для него — не возмущаться, а смиренно все принимать. Ведь за зависимостью человека от времени стоит ни что иное, как зависимость творения от Творца. Апостол Иаков так обращается к тем, кто не склонен выказывать подобающего смирения:
Эон и кайрос
Применительно к социальной жизни человеческого рода, его пребыванию в историческом времени важную роль играют категории эона и кайроса.
Эон — достаточно протяженная историческая эпоха, когда конкретный социальный мир пребывает в состоянии относительной стабильности, когда основные начала и силы, составляющие его, пребывают в состоянии динамической уравновешенности и не переживает слишком радикальных и глубоких метаморфоз. Ровное течение времен позволяет человеку ощущать прочную надежность устоев миропорядка, заниматься созидательной деятельностью, пожинать плоды своих трудов и оставаться достаточно консервативным традиционалистом, не выказывая особого стремления к переменам, новациям, реформам. В Священной истории самостоятельными эонами являются периоды от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Иисуса Христа и от первого пришествия Спасителя до Его второго пришествия.
Как уже отмечалось выше, переходные периоды, когда происходят смены одних эонов другими, называются кайросами. Греческий термин «кайрос» буквально переводится как данное время и обозначает некий конкретный отрезок истории, насыщенный важными событиями, имеющими чрезвычайное духовное и практическое значение для настоящего и будущего.
В условиях кайроса, напоминающего крутую излучину реки, история совершает радикальный поворот и устремляется в новом направлении. Совершаются некие важные события, играющие ключевую роль для больших человеческих сообществ. Последствия этих события еще долго сказываются на протяжении последующих времен.
На кайрос приходится важнейшее из событий мировой истории — приход Христа. В Его жизни, смерти и воскресении соединились вечное и временное: Бог из Его вневременного и внепространственного бытия сошел в пространство и время, чтобы затем опять вознестись над ними.
Чередование эонов и кайросов демонстрирует прерывистость мировой истории, указывает на ее способность к многообещающим переменам, отвечающим замыслам Бога. Эту неравномерную динамику нельзя оценивать в терминах прогресса, но в ее внутренней логике также нет намека и на деградацию, обреченность, бесперспективность, тупиковость.
С переходом из одного эона в другой существенным образом изменяется духовная жизнь людей, трансформируются нормативно-ценностные структуры индивидуального и массового сознания, изменяются модели мира, картины сущего и должного, представления человека о самом себе. Но это происходит не сразу, и изменениям поддаются не все люди. В новом эоне, как правило, остается немало тех, кто по характеру своего религиозного сознания, психологическому и ментальному строю принадлежит прежнему эону. Поэтому в социальном пространстве кайроса, а затем и нового эона происходят бесчисленные столкновения между людьми, принадлежащими разным временам. Это обстоятельство сообщает социальной жизни переходного времени экстраординарный драматизм.
Вечное и временное
Существует точка зрения, согласно которой время земной истории человечества — это некий разрыв в вечности, которая существовала до наступления времен и будет существовать после конца времен. Данная позиция несостоятельна в силу того, что предполагает отождествление двух разнокачественных реальностей — абсолютной и относительной, божественно и земной, трансцендентной и посюсторонней. Она не учитывает того, что между вечностью и временем, как двумя принципиально отличающимися друг от друга типами реальности есть множество существенных отличий. Если вечность, будучи абсолютной — это атрибут Бога, то временность, как нечто относительное, — свойство сотворенного Им мира. Вместе с тем, это не означает, что вечное и временное отделены друг от друга непреодолимой стеной. Вся священная история — это череда свидетельств о том, как вечное вторгается во временное и раскрывается через его формы. При этом время чем-то напоминает арену или сцену, которую Творец предоставил людям- актерам, чтобы они сыграли на ней свои роли, исполнили свое земное предназначение. Эта дозволение имеет отнюдь не бессрочный характер, и в один из моментов, когда придет час Страшного суда, почва уйдет из-под ног всех, кто расположился на сцене. Это и будет концом времен, истории и человечества, о котором пророчествует Священное Писание.
Конец времен и вечная жизнь для людей
Время земной истории человечества, имевшее свое начало, неизбежно близится к своему концу. В будущем, в некий момент, известный только одному Богу, история завершится вторым пришествием Иисуса Христа. Иоанн Богослов пишет о пределе, за которым «времени уже не будет»: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веке веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 5 — 6). Конец времен («времени уже не будет») означает тот предел, за которым земной порядок, существующий на земле, исчезнет. И это окончание времен будет исполнением Божьего замысла.
Ветхий Завет, в отличие от Нового Завета, не предполагал возможности вечной жизни для людей. Жизнь после смерти, переход из времени в вечность не входили в планы ветхозаветных священно-писателей и всех тех, о ком они повествуют.
Смерть и воскресение Иисуса Христа открыли перспективу вечности (вечной жизни) для тех, кто уверовал в Него. Христос своим искупительным трудом разрушил узы смерти и явил жизнь и нетление каждому, кто открыт для Благой вести.
То, что земное время стремительно истекает, не является для христиан трагедией, поскольку они уверены, что конец времен станет для каждого из них началом вечности. Для неверующих также до самого последнего момента остается возможность спастись, получив вечность в обмен на время. Но для этого события, имеющего онтологический характер, существует непреложное условие аксиологического, экзистенциального свойства — покаяние и принятие Благой вести.