все философы и их учения и эпохи кратко

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Статистика

Великие философы и их учения (очень кратко)

Великие философы и их учения (очень кратко)

Философия позволила видимому миру обрести форму в нашем разуме. От точных наук к политическим дискуссиям, философы стремились бросить вызов нашему представлению того, как выглядит мир. И зародилась эта наука в Древней Греции, известной внушительным списком философов, о многих из которых вы знаете ещё со школьных времён. Мы собрали 25 самых известных имён философии, дабы вы могли блеснуть знаниями во время спора.

Древнегреческий философ Аристотель

все философы и их учения и эпохи кратко

Мраморный бюст известного философа

Древнегреческий философ, известный практически каждому человеку, хоть немного знакомому с курсом школьной истории. Аристотель был учеником Платона, но во многом превзошёл своего учителя, чем вызвал его недовольство. Известен своими работам в области математики, физики, логики, поэзии, лингвистики и политологии.

Иммануил Кант

все философы и их учения и эпохи кратко

Прадед современной теории Матрицы

Уроженец Германии, Кант известен своими идеями об относительности восприятия. По его версии, мы видим мир не таким, каким он является. Мы только можем воспринимать его через призму своих мыслей, чувств и суждений. Иными словами, он заложил основу для создания концепции Матрицы братьев Вачовски.

Платон

все философы и их учения и эпохи кратко

Создатель Атлантиды и Академии

Как уже было сказано, Платон был учителем Аристотеля. Он известен созданием Академии в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Западном мире.

Конфуций — один из самых великих и известных в мире

все философы и их учения и эпохи кратко

Статья китайского философа в Пекине

Этот китайский философ жил приблизительно в 500 году до нашей эры. Его философия была сфокусирована на отношениях и важности семьи в жизни каждого индивида и общества. Позже его взгляды развились и стали называться конфуцианством.

Дэвид Юм

все философы и их учения и эпохи кратко

Портрет Юма кисти шотландского художника

Этот шотландский философ был известен своей приверженностью эмпиризму и скептицизму. Он был уверен в том, что наше восприятие мира строится не на объективном видении, а на нашей вере в то, как должен выглядеть мир. Кант, кстати, многое взял именно из идей Юма.

Рене Декарт

все философы и их учения и эпохи кратко

Знаменитый философ на полотне королевского мастера

По праву считается отцом современной философии. Ему принадлежит один из самых известных афоризмов – «я мыслю, следовательно, существую».

Сократ

все философы и их учения и эпохи кратко

Великий греческий философ-разговорник

Учитель Платона внёс весьма значительный вклад в риторику, логику и философию. Ему приписывают так называемый сократовский метод дискуссии при котором слушателю задаётся ряд вопросов, приводящих слушателя к нужным выводам.

Никколо Макиавелли

все философы и их учения и эпохи кратко

Отец «Государя» на прижизненном портрете

Живший во время Ренессанса, Макиавелли известен своим неоценимым вкладом в политическую философию. Его книга «Государь» рассказывает, как остаться «у руля» власти при любом стечении обстоятельств. Труд Макиавелли был принят «в штыки» так как в то время считали, что власть не может быть недобродетельной. «Сила всегда права» и «Любовь плохо уживается со страхом» — его высказывания.

Джон Локк

все философы и их учения и эпохи кратко

Медик, открывший дорогу научно-популярной мысли

Локк был британским медиком. По его теории, все наше восприятие базируется на субъективном видении. Его мысли развили Юм и Кант. Также Локк известен тем, что использовал в своих трудах простой язык, понятный любому, знакомому с умением читать. Когда его спросили, как объекты вне человека могут существовать, он предложил засунуть руку в огонь.

Диоген

все философы и их учения и эпохи кратко

Сцена с поиском Человека глазами художника

Этот философ из Древней Греции известен тем, что сидел в бочке. Также он хаял Аристотеля, утверждая, что тот извратил учение Платона. Не менее известен эпизод, в котором Диоген, находя Афины погрязшими в тщеславии и пороках, ходил по улицам столицы с факелом и возгласами «ищу Человека!».

Фома Аквинский

все философы и их учения и эпохи кратко

Аквинский в окружении идей и одного древнегреческого философа

Фома Аквинский — один из наиболее значимых христианских богословов-философов. Он не только объединил греческую натуральную школу философии с христианской теологией, но и создал ряд трактатов, развивающих рациональный подход к вере и религии (как это ни странно). Его труды наиболее широко описывают убеждения и веру Средневековья.

Лао-Цзы

все философы и их учения и эпохи кратко

Статуя философа в одном из китайских храмов

Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения — Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

все философы и их учения и эпохи кратко

Литография портрета Лейбница

Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад — тонких духовных субстанций.

Барух Спиноза

все философы и их учения и эпохи кратко

Легендарный «разрушитель мифов»

Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

Вольтер

все философы и их учения и эпохи кратко

Автор известных комедий и гуманист на портрете маслом

Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

Томас Гоббс

все философы и их учения и эпохи кратко

Автор идеи подчинения государству

Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

Аврелий Августин

все философы и их учения и эпохи кратко

Портрет Августина, хранящийся в Ватикане

Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

Абу Хамид аль-Газали

все философы и их учения и эпохи кратко

Гравюра с изображением философа

Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности. Также он прямо поддерживал суфизм, мистическое направление ислама.

Сиддхартха Гаутама Будда

все философы и их учения и эпохи кратко

Гаутама Будда и его последователи

Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

Барон де Монтескьё

все философы и их учения и эпохи кратко

Профиль философа на полотне

Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

Жан-Жак Руссо

все философы и их учения и эпохи кратко

Портрет кисти неизвестного художника

Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

Джордж Беркли

все философы и их учения и эпохи кратко

Придворный портрет философа

Ирландец с тонкой душевной организацией известен идеей о том, что материального мира может и не существовать. Все, что нас окружает и мы сами — мысли в разуме высшего божества.

Айн Рэнд

все философы и их учения и эпохи кратко

Фотография Рэнд, выполненная для одно из американских журналов

Родилась в России, но эмигрировала в США, где и получила широкую известность благодаря своим идеям сильного капитализма, в дела которого правительство не имеет права вмешиваться. Её концепции легли в основу современного либертарианства и консерватизма.

Симона де Бувуар

все философы и их учения и эпохи кратко

Бувуар в последние годы жизни

Симона не считала себя философом. Однако именно эта французская женщина-писатель повлияла на формирование экзистенциализма и феминизма. Сторонники последнего, кстати, считают её чуть ли не мессией борьбы за женское равноправие.

Сунь-Цзы

все философы и их учения и эпохи кратко

Статуя легендарного военачальника

Будучи талантливым военным, генерал Сунь-Цзы обладал бесценным опытом ведения боевых действий. Это позволило ему написать одну из наиболее популярных среди бизнес-акул и современных деловых философов книгу – «Искусство войны».

Конечно, этот список далеко не полон, в нем нет многих спорных или одеозных личностей, чья философия повлияла на современное общество не меньше, чем научный прогресс (взять того же Ницше). Однако философия и развитие мысли всегда дает повод для дискуссий. Так ведь?

Источник

Великие философы и их невероятное видение этого мира

все философы и их учения и эпохи кратко

Аристотель, Зенон, Конфуций – ты много слышал об этих великих философах, но знаешь ли ты, каких взглядов они придерживались и как их воззрения влияют на современных людей и наше общество? Мы хотим не только тебя обучать, но и просветлять, так что настало время отвлечься от современного философа Джейсона Стейтема и побольше узнать о великих мыслителях минувших дней.

1. Аристотель

Один из самых выдающихся философов, который не боялся быть новатором и смело говорил о своих взглядах и убеждениях. Он оказал влияние не только на современников, но и на философов нашего времени.

Аристотель утверждал, что весь мир держится на системе иерархии, а ее вершиной является человек. В Средневековье христиане использовали эту теорию, обосновывая человека главным творением Бога, отчего он несет ответственность за все свои действия и жизнь на земле.

Ученый считал, что человек должен быть интеллектуальным и обязан всячески развивать свой ум, ведь интеллект – самый большой потенциал, который дан человечеству. Помимо этого, как утверждал Аристотель, полноценный человек должен быть добрым, ведь именно желание оказать помощь ближнему и отражает суть человека.

2. Конфуций

Один из самых известных философов в истории Востока. Мы считаем демократию изобретением дружелюбных греков, но Конфуций поднимал вопрос о сущности власти и политике в то же время. Хотя он активно защищал идею неоспоримости власти императора, в тот же момент утверждал, что властитель должен быть честным, что уважение подданных необходимо заслужить с помощью добрых поступков, а не силой и угрозами, ведь власть не должна опираться на страх. По его уверениям, хороший император должен уважать и прислушиваться к своему народу, ознакамливаться с идеями и предложениями людей. Любой властитель, который отклоняется от такого правления и использует силу, чтобы добиться уважения, является тираном и не заслуживает данной ему власти.

3. Эпикур

Зачастую его воззрения искажены и трактуются как призыв к излишествам. На самом же деле он сосредотачивался на том, как сделать человека счастливым, и искал всевозможные пути для реализации этой потребности. Эпикур не видел необходимости в том, чтобы понапрасну страдать, ограничивать себя без нужды, ведь человеку, живущему мудро и с умом, нет необходимости в этом. Философ считал, что искусственные ограничения лишь вредят личности и не позволяют полностью реализовать себя.

По его мнению, жить мудро – это избегать опасностей, болезней, выбирать для себя приемлемую пищу и не отказывать в маленьких радостях жизни. Жить справедливо означает жить так, чтобы не вредить другим, и если ты придерживаешься этого пути, то ведешь праведную жизнь, по мнению Эпикура.

Если задуматься над его словами, то все максимально просто: не вреди ближнему – прослывешь справедливым человеком. И ведь эти воззрения актуальны и для наших дней.

все философы и их учения и эпохи кратко

4. Платон

По его мнению, мир, который мы воспринимаем с помощью чувств, несовершенен, а его идеальная форма вечна и неизменна. Все прекрасные вещи так хороши лишь потому, что соответствуют общепринятой концепции красоты, а не потому что прекрасны сами по себе.

Платон утверждал, что тело и душа – это две отдельные сущности. С помощью тела мы способны воспринимать красоту (а она не истина, по его уверениям) и справедливость (которая тоже относительна). Душе дана возможность познавать мир без опоры на шаблоны и общепринятые ценности.

Учение Платона оказало влияние на христианство, объясняя разницу между душой и телом. Идеей мыслителя был призыв к тому, чтобы мы смотрели на этот мир с собственной точки зрения, а не через призму сформированных взглядов и навязанных стереотипов общества.

5. Зенон

Скорее всего, ты слышал об этом философе как об основателе школы стоицизма. Зенон утверждал, что страдания – это наша ошибка, а ее причиной является отсутствие контроля воли. Он считал, что человек должен полностью научиться контролировать свои эмоции, ведь это – единственный способ достичь душевного спокойствия. По его мнению, печаль, гнев, ярость говорят о недостатках личности, которые можно с легкостью побороть.

Потребительство, чрезмерные и завышенные ожидания от жизни являются причинами многих страданий.

Эти взгляды очень актуальны для современного общества.

6. Рене Декарт

Декарт известен как отец современной философии. Будучи одним из известнейших современных философов, он говорил о превосходстве ума над телом. Рене предположил, что наша сила заключается в способности контролировать и игнорировать слабости, которые мы имеем из-за несовершенства тела, и полагаться стоит лишь на бесконечную силу нашего ума. Скорее всего, ты слышал его знаменитое изречение «Я мыслю – значит, я существую», которое сегодня является девизом многих мыслящих людей. Этим утверждением Декарт стремился доказать не существование тела, ведь оно очевидно, а существование ума, разума, который и делает человека человеком.

Мыслитель считал, что наше мировосприятие искажено. Единственный метод, с помощью которого можно докопаться до истины, – это путь доказательств и опровержений. Такой подход, сочетающийся с научными методами, и является истинным способом, который позволит докопаться до сути вещей и правды.

Источник

Все философы мира их взгляды идеи школы кратко (Таблица)

Таблица содержит список всех основных философов античного древнего мира, эпохи возрождения, нового и современного времени. О каждом философе кратко и информативно написаны основные труды, взгляды и идеи, сходства и различия с другими мудрецами, к какой школе принадлежали иил основали.

все философы и их учения и эпохи кратко

Таблица основные философы их взгляды, идеи, труды и школы

Сходства и различия взглядов, учений и идей

Античная философия. Милетская школа

Фалес

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Работал над открытиями в областях знаний как Астрономия, Геометрия, Устройство космоса, Физика.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Родоначальник философской школы Фалеса.

Анаксимандр

Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Выдвинул идею о паритетности материальных состояний.

Анаксимен

Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. Первоначало.

Гераклит

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Он враждебно относился к демократической власти. Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. В этом отношении Гераклит противостоит пифагорейцам, в мировоззрении которых присутствовала идея вечного повторения.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Вопрос о первоначале. Вопрос о душе.

Философы Пифагорейцы

Гиппон

Полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает и живет

Пифагор

(ок.570 – ок. 500гг. до н.э.)

Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов

Ему приписывают авторство следующих книг: «О воспитании», «О государстве», «О душе», «О мире», «О природе» и другие

Он, как и Фалес, постиг древние учения восточных мудрецов. Так же создатель своей философской школы.

Но в отличие от школы Фалеса, Пифагорейская проповедовала, не только научный, но и религиозно-мистический образ жизни.

Музыка сфер, пифагорейский строй, теорема пифагора

Алкмеон

Автор первого древнегреческого медицинского трактата

Помещал источник познания не в сердце, а в мозг, считая его органом мышления.

Филолай

Первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.

Философы Элеаты

Ксенофан

«Силл» (Сатир) в 5 книгах

Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.

Парменид из Элеи

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

В “Пути истины” выделяются два положения Парменида. Первое: “То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Второе положение гласит: “Мыслить — то же, что быть”. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, что похоже на взгляда Фалеса и Пифагора.

Зенон из Элеи

(ок. 490 – ок. 430гг. до н.э.)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

«Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе».

Пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Отсюда вывод: не вовсем следует доверять своим чувствам.

Меллис

«О природе, или О сущем»

Известен учением о том, что бытие бесконечно во времени (времени не существует). Первым предположил бесконечность Вселенной.

Философы Атомисты

Левкипп

Выдвинул идею множественности элементов сущего. Считает движение внутренне присущим атомам.

Демокрит

(ок. 460 – 370 гг. до н.э.), 90 лет!

“Большой и малый мирострой”, “Об уме”, “О природе”, “О чувствах”, «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О разнице форм», «О вкусах»,«О цветах» и много других

Был оппозиционером Элеат, но соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Чувства не всегда дают правильное и достоверное знание. Бытие целокупно, оно не делится на части. Небытие существует. поскольку движение и множественность вещей существуют, то, следовательно, существует небытие.

Один из основателей атомистики. Составил один из первых древнегреческих календарей.

Философы Софисты

Протагор

«Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «О сущем», «Контроверсии», «О богах», «О бытии» и др.

Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности. Был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека.

Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения — и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой, объективной истины, не существует.

Горгий

«О несуществующем, или о природе», «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда»

Крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н.э.

Так же как и Сократ познавал истину, но считал что, каждый человек имеет свою особую истину.

«вообще ничто не существует», в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.

Гиппий

Составил список победителейОлимпийских игр, имевший огромное значение.

Продик

«Геракл на распутье»

Он представил теорию происхождениярелигии. Стал известен как оратор и учитель.

Антифонт

Критий

Критий не раз упоминается древними, но его сочинения до нас не дошли.

Платон вывел его действующим лицом в диалогах «Тимей» и «Критий».

Киренаики

Аристипп

Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях.

Гегесий

«Смерть посредством голодания»

Доказывал бедственность жизни и утешительность смерти.

Афинская школа. Платонизм. Перипатетики

Сократ

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Книги Диогена Лаэртского.

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии.

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Платон

«Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические «Законы», и 13 авторских писем.

Как и Аристотель делил все доступное сознанию на позноваемое умом и ощущениями. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны (в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве управлять должны философы.

Ксенократ

Единство и двойственность признавал началом всех вещей, душу определял как самодвижущееся число, много занимался демоническими и божественными существами, находя их и в стихиях.

Кратет Афинский

Строго придержался платоновых преданий.

Карнеад

Развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности.

Аркесилай

Проповедовал «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.

Аристотель

(«История животных», «Описание государственных устройств», «Политика», «Органон»,

«Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Поэтика» и «Риторика» и др.

Во многом был похож на Пиррона. Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

Душа — это энтелехия тела.

Эвдем

Известен своей обработкой аристотелевской этики. Евдем составил самые первые сочинения по истории геометрии и истории астрономии.

Теофраст

«История растений», «Причины растений», «Этические характеры», «О музыке»,«О слоге»

Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Дикеарх

«О душе», «Спуск в святилище Трофония», «Жизнеописания», «Жизнь Греции», «Триполития».

Его интересы лежали преимущественно в области психологии, истории культуры, филологии, политической теории и географии. Доказывает шарообразность Земли.

Аристоксен Тарентский

Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в общей сложности ок. 450 книг

Аристоксен оказал огромное влияние на развитие позднейшей античной науки о музыке. Сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися.

Стратон

Считал, что природа — сила, неотделимая отматерии, отрицая Бога и Душу как самостоятельно действующих агентов. По своим взглядам он был близок к атеизму. Главной силой в природе Стратон считал тяжесть.Стратон полагал существование и других сил, к которым он относил, в частности, теплоту и холод.

Эпикур

«О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

Эпикур целью философии считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Философы Стоики. Стоицизм

Зенон Китийский

(ок. 334 — ок. 262 до н.э.)

основоположник стоической школы

Учение 3енона характеризуется в основном вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Этика строится на основе учения о природе (физика). Согласно Зенону, миром управляет некая сила — фатум, однако сам мир есть живое целое, пронизанное пневмой — космическим дыханием. В человеческом поведении первичным является движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Зенон вслед за Гераклитом основой сущего провозглашает огонь, который он отождествляет с Логосом. В учении об обществе развивал космополитическое воззрение.

Клеанф

Клеанф известен главным образом тем, что обвинил в безбожии и потребовал изгнания автора гелиоцентрической системы Аристарха Самосского за то, что тот «сдвинул с места Очаг Вселенной», под которым Клеанф подразумевал, очевидно, Землю.

Хрисипп

Хрисипп написал огромное количество сочинений (705 книг)

Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике Хрисипп утверждал единство души и, в отличие от Зенона Китийского, видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Панетий

«О надлежащем»,«О промысле»,«О школах»,«О Сократе», «О благодушии», «Послание к Туберону».

Первый крупный реформатор стоицизма, существенно изменивший некоторые положения школьной доктрины, источником обогащения которой он считал Платонизм. Философские интересы Панетия — по преимуществу психологические и этические.

Посидоний

«О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Физика», «О мире», «О богах» и т.д.

Известен своей попыткой определить размеры земного шара. Посидоний различал логические (рациональные) и алогические способности души.

Сенека

«Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни».

Похож в воззрениях на Аристотеля, изучая похожие области бытия. Философия состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Эпиктет

Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство»

Проповедовал идеи стоицизма :Основная задача философии— научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир.

Марк Аврелий

«Рассуждения о самом себе»

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность— владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.

Неоплатоники

Дамаский

«Жизнь Исидора», «О числе, месте и времени».

Философия Дамаския разрабатываетпроблему первоединствас вытекающими из него бесконечно разнообразными триадами.Важным является у Дамаския учение о двух типах эманации, гомогенном (или гомомерном) и негомогенном.

Аммоний Саккас

Аммоний сообщил неоплатонизму синтез идейплатонизма о нематериальной душе и арестотелизмао чистом космическомуме-перводвигателе и его самосозерцании.Создав философскую систему, целью которой было синтезировать известные религии утвердив единый универсальный принцип и общую системуэтики, Аммоний Саккас и его ученики были первыми, кто стал употреблять термин «теософия».

Плотин

Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма. Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как неотдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до Него.

Порфирий

«Введение», «Восхождение души», «О философии из оракулов».

Критик христианства. Порфирий придавал большое значение практическоймистике, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. Пытался толковать изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии; также ввёл в обиход платоников собрание анонимных гексаметров Халдейские оракулы, в котором отождествил верховное божество халдеев с платоновским Единым.

Прокл

«Платоновская теология», «О десяти сомнениях касательно промысла», «Начала физики» и т.д

Рассмотрению высших начал всего сущего и утверждению платонизма в качестве богословского учения. Для обозрения философии Прокла целесообразно обратиться к его «Первоосновам теологии.

Ямвлих

«О египетских мистериях», «О душе», «Платонова теология», «Жизнь Пифагора», «Протреприк»

Скептики

Пиррон

Высказывания в книгах Диогена Лаэртского.

«Пирроновы положения» Секста Эмпирика.

Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность»

Секст Эмпирик

«Пирроновы положения»,«Против учёных»

Представитель классического античного скептицизма

Средневековая философия. Патристика

Григорий Нисский

«Послание о жизни святой Макрины», «О девстве или о совершенстве», «Об устроении человека», «О жизни Моисея Законодателя», «Большой Катехизис».

Осмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: «общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси).

Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек — это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: «Божественность — это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами».

Августин Блаженный

«О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др.

Все, что ни делается – все по воле Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога – вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.

Основа духовной жизни – воля, а не разум.

Схоласты

Абеляр

«История моих бедствий», «Баллада о дамах былых времён», «O quanta qualia».

Был всеми признанный глава диалектиков. доказывал что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме. Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание.

Гильберт Порретанский

«О шести началах», Комментарии :к «Малым теологическим трактатам», «О Троице», «О субстанциях», «О седьмицах благ», «Против Евтихия и Нестория».

Все субсистенции индивида составляют его индивидуальное свойство, благодаря которому он и явлется индивидом. Перенос любого имени или системы именования с природной вещи на природу, и тем более, с вещей на Бога проппорциональных поправок.

Пётр Дамиани

Петру Дамиани принадлежат 7 агиографических произведений, 53 проповеди, около 240 поэтических сочинений (гимнов, молитв и пр.), 180 писем.

Был горячим сторонником реформ в Церкви, и, особенно, в монашестве, направленных на строгое соблюдение бенедиктинского устава в монастырях и независимости монастырей от светской власти. Дамиани принадлежит известное утверждение о том, что философия служит Священному Писанию подобно тому, как служанка прислуживает своей госпоже.

Бонавентура

«Breviloquium» и «Centiloquim», «Biblia pauperum»

Фома Аквинский

«Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы», «Книга о причинах», «Этика», несколько трактатов об алхимии, ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы.

Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу. Лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Придерживался позиции умеренного реализма

Дунс Скот

Трактаты Дунса Скота издавались в XVI веке в Венеции под редакцией Francesco De Franceschi.

Был чистым идетерминистом и признавал первенство воли над умом как у человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе.Первый из философов христианского мира стал в космологии на точку зрения генетическую. Один из немногих мыслителей, который вполне решительно и отчетливо признавал свободу воли.

Витело

Рассматривает эстетическое значение отдельных цветов и качеств наблюдаемого предмета. Весьма существенно у Витело указание на значение привычки в эстетическом восприятии, различия в нравах людей и в психологии народов.

Роджер Бэкон

«Большое сочинение», «Малое сочинение», «Компендий философии».

Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.

Роберт Гроссетест

«О свете или о начале форм», «О сфере», «О линиях, углах и фигурах», «О радуге»

Изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от неё, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность.

Александр Гэльсский

Приобрёл известность как профессор теологии и составитель примечаний к Библии.

Альберт Саксонский

«Вопросы к четырем книгам Аристотеля о небе и мире»

Пытался обсуждать, каким образом идёт нарастание скорости при равноускоренном движении, но так и не сделал окончательного выбора между двумя гипотезами, согласно которым скорость растёт пропорционально пройденному пути либо прошедшему с начала движения времени.

Жан Буридан

Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты».Буридан также известен посещением горы Мон-Ванту.

Уильям Оккам

Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *