всех святых во всехсвятском на соколе храм

Всехсвятский храм на Соколе

Грузинская «Пиза»

Самое древнее строение в районе Сокол — храм Всех Святых. Современное здание построили в 1733-1736 годах по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны на месте древнего Всехсвятского монастыря.

всех святых во всехсвятском на соколе храм

Службы одно время шли на грузинском языке, а на кладбище при церкви были похоронены многие представители грузинских княжеских родов. Сохранилась могила князя Ивана Багратиона, отца полководца Петра Багратиона.

В 1812 году храм разорили войска Наполеона. Французы устроили в церкви Всех Святых стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались восстановительные работы.

В 1873 году в приходе храма насчитывалось 1588 человек, и остро встал вопрос о его расширении. В июне 1884 церковь во Всехсвятском осматривал митрополит московский Иоанникий. Он отметил, что она низка, темна, холодна и грязна, а при большом количестве молящихся стены ее потеют, и с них буквально льет вода. После этого храм отреставрировали. А в 1902 году Всехсвятскую церковь расширили проекту Н.Н. Благовещенского.

всех святых во всехсвятском на соколе храм

С 1939 по 1946 год храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе.

Открытию храма поспособствовала О.И. Богословская. Она писала во все инстанции и Сталину (хотя он не любил напоминаний о грузинском происхождении), была на приеме у Калинина, связывалась с грузинскими писателями и поэтами. По словам старожилов, после восстановления Сталин неоднократно бывал в храме Всех Святых на Соколе.

В 1946 году в церкви установили новый иконостас, а в 1960-х поновили живопись. В 1970-х годах приход Всехсвятского храма был самым большим в Москве, так как на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов. Поэтому когда там шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр.

В 1992 году Всехсвятская церковь получила статус патриаршего подворья. А во второй половине 2000-х на колокольне появились куранты, а сама церковь снаружи получила мозаичный декор.

Источник

Храм Всех Святых во Всехсвятском

125057, Москва Ленинградский просп., 73а.

Схема проезда:м. «Сокол» Телефон Храма:(499) 157-27-05

История храма

всех святых во всехсвятском на соколе храмХрам всех Святых во Всехсвя́тском — приходской православный Храм Всехсвятского благочиния Московской епархии. Построен в 1733—1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. Главный престол освящён в честь праздника День Всех Святых.

С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус патриаршего подворья. Храм расположен в районе Сокол Северного административного округа города Москвы.

Предыстория

В 1608 году во время войны с Лжедмитрием II в селе стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского. После внезапного нападения Лжедмитрия II правительственная армия отступила, и самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл в селе свои сокровища. События Смутного времени привели к тому, что село было почти полностью разорено. Писцовая книга 1624 года описывает эту местность как пустошь, «что было село Святые Отцы на речке на Ходынке».

Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта. По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная Церковь во имя всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II, с 1695 года — Александра Арчиловича, а с 1711 года — Дарьи Арчиловны.

Основание храма

Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой Церкви, которая и дошла до наших дней. Она подала в Синодальный казённый приказ прошение следующего содержания: в прошлых годех в подмосковной моей вотчине, в селе Всехсвятском построена церковь каменная, самая малая, во имя всех Святых и та обветшала, отчего в ней и служить не без опасения, а ныне я по обещанию своему желаю оную Церковь разобрав построить вновь, да в ней два придела Всем Скорбящим Богородицы, да Святаго Симена Богоприимца и Анны Пророчницы, и чтобы указом повелено было оную старую Церковь разобрав построить вновь и с приделы каменную же и о строении дать указ.

В июле 1733 года был выдан указ о строительстве Церкви. На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная Церковь во имя Богоявления Господня. К осени 1733 года были построены и освящены оба придела Церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В сентябре 1736 года был освящён основной Храм.

Известно, что придел Храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны, которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы.

XVIII — начало XIX века

Службы в Храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке. Вплоть до начала XX века в Церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около Храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка. В 1798 году Храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас, а на левом клиросе — царское место.

В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались работы по восстановлению Церкви. Основной престол был освящён в 1813 году, а приделы — в 1815 году. Церковная ведомость 1822 года сообщает, что Церковь имеет ветхую крышу, но «утварью достаточна и внутренним украшением благолепна». В 1838 году в холодной Церкви поновлялась живопись. В 1860 году в тёплой Церкви был сделан позолоченный иконостас.

Вторая половина XIX — начало XX века

Во второй половине XIX века начинается быстрый рост населения села Всехсвятского. В 1880-х годах во Всехсвятском проживало около 400 человек и ещё 700 человек прихожан приходили из соседних селений, в связи с чем появилась необходимость расширить помещения Храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев). После посещения Церкви он отметил, что она «низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться ее переустройством. В том же году начались реставрационные работы в холодной Церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены.

Храм всех Святых на Соколе
конец XIX века

Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов. В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод Церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра.

К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек. В 1902 году начались новые работы по расширению Церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский. Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения.

Советский период

В 1917 году Храм всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть Церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако Церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в Церкви совершались по обновленческому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году Храм был закрыт, а его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе.

Внутри Храма расположили склад.

В 1945 году местные жители добились разрешения открыть Храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию Храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть Церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина.
Храм всех Святых на Соколе

1960е годы

Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что Храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия Церкви прихожане избрали её старостой. По словам старожилов и служителей Церкви, в Храме неоднократно бывал и Сталин.

В 1946 году в Храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись. В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол. В 1970-х годах Храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х по просьбе прихожан Храму вернули его прежний, жёлтый цвет.

В советское время у Храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве. По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в Храме шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных Храмов.

Современный период

В 1992 году Храм получил статус патриаршего подворья. В марте 2005 года главное управление охраны памятников Москвы передало патриаршему подворью здание Храма и дом причта в безвозмездное пользование под культовые цели. После 2000 года в Храме проходила реставрация. Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты. Снаружи Церковь была украшена мозаикой. Кроме того, на территории Церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный Храм, освящённый в 2007 году в честь Богоявления. Сам же Храм всех Святых на Соколе был заново освящен и 16 февраля 2007 года Святейший Патриарх Алексий II возглавил службу Великого Освящения Храма.

Архитектура

Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века. Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции.
Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём». Архитектура здания относится к распространённому типу «Восьмерик на четверике». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная, полукруглая апсида и колокольня. Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции Церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы. Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола. В своде Храма имеются большие ложные окна-люкарны, появившиеся, по одним данным, в начале 1900-х[ а по другим — в конце 1940-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы.
четверик Храма

Колокольня Всехсвятского Храма имеет три яруса и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи. Колокольню Храма часто называют одной из «пизанских башен» Москвы — она имеет наклон около 5 градусов. Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки, заключённых в коллектор, близости метро и особенностей здешних песчаных почв.

Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902—1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы.

Интерьер

Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах.
Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах Храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов.

Кладбище

Кладбище при Церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.

Кладбище существовало до 1982 года, после чего было уничтожено по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы. Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (1730—1795). Памятник поставил на могиле его сын, полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от Храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.

Мемориал «Примирение народов»

Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в 1994—1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к Храму всех Святых.

Престолы и Святыни

Главный престол Храма освящён в честь праздника День всех святых. Левый (северный) придел освящён во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (память 16 февраля); Правый (южный) придел — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (память 6 ноября). В советское время в Храме появился приставной престол во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Левый (северный) придел Главный престол Храма Правый (южный) придел Святыни Храма: чтимая икона Казанской Божией Матери у левого клироса, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в иконостасе южного придела и Икона Всех Святых. Особо почитаемы Тихвинская икона Божией Матери и икона Николая Чудотворца. В Храме стоит мощевик с мощами святых.

Престольные праздники

Главный престольный праздник Храма — Собор всех Святых. Он относится к переходящим праздникам и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы. В этот день принято чтить память всех причисленных к лику святых.
Малый престольный праздник отмечается во второй день праздника Сретение, когда Церковь вспоминает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу. Другой малый престольный праздник отмечается 6 ноября — празднование иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Приписные храмы и часовни
К Церкви всех Святых приписана часовня Спаса Преображения на Братском кладбище,построенная в 1998 году. Находится на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, располагавшегося рядом с Церковью всех Святых. Часовня была названа в память о Храме Спаса Преображения, построенном в 1915—1918 годах на Братском кладбище и снесённом в советское время.

Часовня кладбища «Арбатец» была построена в 1911 году. На том кладбище хоронили ветеранов русско-японской войны, умерших в Сергиево-Елизаветинском убежище села Всехсвятского. Сейчас (2010 год) здание часовни не передано православной церкви и находится в собственности посёлка «Сокол».

Источник

Храм Всех Святых в селе Всехсвятском

всех святых во всехсвятском на соколе храм
Храм Всех Святых в селе Всехсвятском. Фото – Д. Сухарев / Соборы.Ru.

Имя Сокол теперь носит теперь древнее село Всехсвятское, названное в конце XVII века по местной церкви, освященной в честь всех святых, а вот ее история более туманная. Село, известное с 1398 года, изначально носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестном лесу в хижинах жили старцы-отшельники.

Мнения ученых расходится. Одни согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь всех святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского Собора святых отцов, отчего и произошло название села.

Еще одно странное старомосковское прозвище местности – Лужа Отцовская – объясняется очень просто: здесь протекали речки Ходынка и Таракановка, подтоплявшие местность.

Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну. Однако род Патрикеевых скоро оказался в опале, и в начале следующего столетия село отошло в казну. С тех пор его хозяева менялись по воле московского государя. Считается, что какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. А в 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.

Далее мнения ученых снова расходятся. Одни считают, что в древнем монастыре, независимо от его посвящения всем святым или VII Вселенскому Собору, точно была деревянная церковь в честь всех святых. После упразднения монастыря она осталась приходской и потом, когда село оказалось в руках нового владельца, боярина И. М. Милославского, была перестроена в камне. Другие предполагают, что монастырь упразднили полностью, а Всесвятская церковь появилась самостоятельно и значительно позднее – в XVII веке. Она и дала новое имя селу, которое после революции изменилось на «Сокол», когда здесь стали строить первый в Москве жилищно-строительный кооперативный поселок. Прежняя традиционная версия гласила, что это название произошло от фамилии местного агронома-животновода А. Сокола, жившего здесь и разводившего на окраине Москвы породистых свиней. Теперь придерживаются другой гипотезы. Современные изыскания установили, что название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок. А агроном с фамилией Сокол действительно жил в одном из домов Всехсвятского села, и, как ни парадоксально, именно в его доме разместилась контора кооператива «Сокол», что и породило версию о происхождении советского названия местности. Иначе, как игрой истории, это не назовешь.

Местность, в которой появился этот храм, издревле располагалась на главном московском тракте. До времен Петра I здесь проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. С правления Петра ее значение повысилось, поскольку отныне она вела в новую северную столицу. Оттого Всехсвятское село очень много повидало на своем веку. Изначально именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию или другие торжества. Перед тем как в конце XVIII века неподалеку был построен путевой Петровский дворец, деревянный путевой дворец стоял во Всехсвятском, так что храм Всех Святых помнит и Анну Иоанновну, и Елизавету Петровну, и Екатерину II…

Интересно, что и для иностранных послов в этой местности тоже устроили путевой двор – на Ходынском поле, где они отдыхали, ждали приглашение на высочайшую аудиенцию и, получив его, ехали в город. Еще в конце XVI века «у Святых Отцов» встречали с почетом шведского принца Густава, жениха царевны Ксении Борисовны Годуновой. В Смутное время здесь располагались войска Василия Шуйского, вышедшие навстречу Лжедмитрию II, стоявшему в Тушине. Потом правительственная армия отступила, и Самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл где-то здесь свои сокровища. Легенда гласит, что «клад Тушинского вора» спрятан в районе Новопесчаной улицы.

В начале XVIII века в селе Всехсвятском образовалось первое в Москве грузинское поселение. Вместе с тем, когда появился путевой Петровский дворец, значение Всехсвятского упало и оно превратилось в излюбленное место загородных гуляний.

Но была у села и собственная история, которую хранит Всесвятская церковь.

всех святых во всехсвятском на соколе храм
Храм Всех Святых в селе Всехсвятском. Фото – Д. Сухарев / Соборы.Ru.

Во второй половине XVII века, после того, как село Святые Отцы было пожаловано боярину Ивану Михайловичу Милославскому, начинается новая жизнь Всехсвятского. Его имя теперь «не на слуху», но все-таки известно нам со школьной скамьи – из учебников истории и из романа Алексея Толстого о Петре I. Кстати, писатель доводился ему очень дальним родственником: его предок П. А. Толстой был племянником И. М. Милославского. А сам Иван Михайлович Милославский был племянником царицы Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя Алексея Михайловича.

Современники отзывались о боярине И. М. Милославском как о властолюбивом, коварном интригане и одновременно «гораздо боязливом и весьма торопком», поспешном. Ему было суждено сыграть в русской истории довольно неблаговидную роль, но именно он в 1683 году выстроил в пожалованном ему селе Святые Отцы каменную церковь в честь всех святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Этому предшествовали трагические события.

В 1648 году царь Алексей Михайлович женился на М. И. Милославской и породнился с этим старинным дворянским родом: далекий предок Милославских приехал в Москву из Литвы еще в 1390 году, сопровождая княжну Софью Витовтовну, невесту Василия I. После свадьбы Алексея Михайловича его тесть Илья Данилович выдвинулся на первые роли в государстве, а после его смерти первенство со временем перешло к боярину Ивану Михайловичу Милославскому. В 1669 году Мария Ильинична умерла, оставив наследника-сына Федора Алексеевича, а также Ивана Алексеевича и царевну Софью – будущих правителей России. Государь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери Петра I, но престол после смерти Алексея Михайловича занял старший сын Федор. Когда он скончался в апреле 1682 года, в России грянула политическая гроза, в которой Милославские боролись с Нарышкиными за престол и за близость к трону.

Именно Иван Михайлович Милославский был «перводействительный сочинитель всего того стрелецкого воровства», как выразился о нем современник, то есть главный инициатор и вдохновитель первого стрелецкого бунта 1682 года. И замыслы боярина о сем «воровстве стрелецком», по преданию, рождались в его уединенном владении – будущем селе Всехсвятском.

Бунт вспыхнул в середине мая 1682 года, чтобы помешать воцарению малолетнего Петра в обход его старшего брата Ивана, не способного к управлению, и не допустить возвышения Нарышкиных. Десятилетний царевич Петр был свидетелем этого бунта, после чего начал страдать припадками и нервным тиком: на глазах ребенка стрельцы убили боярина Артамона Матвеева, воспитателя царицы Натальи Кирилловны и покровителя Нарышкиных. Тогда стрельцы, подстрекаемые Милославским, добились соправления с Петром его старшего брата Ивана под регентством царевны Софьи. В Оружейной палате хранится уникальный государев трон о двух сидениях – соправление формально продолжалось до смерти Ивана Алексеевича в 1696 году, правда, реально единоличная власть перешла к Петру в 1689 году.

Хотя стрелецкий бунт 1682 года отчасти достиг своей цели, Софья не благоволила родственнику. И. М. Милославский вскоре был лишен управления военными приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и занялся строительством каменной церкви, может быть, в благодарность за то, что остался в живых, а может с просьбой о защите, или же просто благоустраивая свое владение. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года, когда возмужавший Петр лишил Милославских власти. Однако похоронили боярина не в его новоустроенной Всесвятской церкви, а в не сохранившейся до наших дней церкви Николы в Столпах на Маросейке. История способна на страшные, трагические казусы: в этой же церкви тремя годами раньше упокоились останки боярина Артамона Матвеева, к убийству которого Милославский был причастен. Это кощунство произошло потому, что и Милославские, и Артамон Матвеев жили в приходе этой церкви.

С тех же пор новая московская церковь Всех Святых на века дала имя селу Всехсвятскому. При Петре и его ожидала новая участь.

Парадоксы истории продолжались. Единственная дочь И. М. Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены, а после ее смерти Петр именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Так Всехсвятское попало на страницы истории многовековых взаимоотношений Грузии и России.

В своих преданиях грузины, как, впрочем, и русские, относили себя к прямым потомкам Ноя. Они считали своим родоначальником Картлоса, правнука Иафета, а славяне чтили своим праотцем царя Мосоха, сына Иафета. Приход грузин в Москву было не началом, а скорее результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи.

В 1683 году с разрешения государя Федора Алексеевича в Москву приехали сыновья царя Арчила II, и один из них, царевич Александр Арчилович, не только стал другом детства царя Петра, но и оказался у него в большой милости. Приняв русское подданство, он сопровождал государя в Амстердам, строил на Урале артиллерийские заводы и стал одним из первых русских генералов, хотя его судьба сложилась трагически. А в 1699 году в Москву прибыл сам Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Позднее там была создана первая грузинская типография.

При Петре же последовала новая волна грузинских августейших иммигрантов. В 1724 году в Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой, в которой был и дворянин Зандукели – предок будущего Силы Сандунова, актера и создателя Сандуновских бань. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и прекрасные земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне. Был им передан и роскошный дом Василия Голицына в Охотном ряду, а под Грузинское подворье Петр отдал Донской монастырь. В 1712 году под алтарем Большого Донского собора освятили придельный храм в честь Сретения Господня, ставший усыпальницей грузинских царей и князей.

Храм Всех Святых тоже стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Багратион, отец знаменитого генерала П. И. Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.

К тому времени вся московская грузинская знать вошла в высшее общество Москвы, и многие стали членами Английского клуба, как и Петр Багратион. Именно потому его и чествовали после Шенграбенского сражения в Английском клубе на Страстном бульваре. Русские солдаты не только не смущались его национальностью, но и прозвали по-своему: «Бог рати он».

Петр I и сам гостил во Всехсвятском у своего друга Александра Арчиловича, когда тот еще был жив, а потом навещал здесь его наследницу-сестру и пировал у нее ночью в январе 1722 года, когда прибыл в Москву на празднование Ништадтского мира – победы в Северной войне. Наутро из Всехсвясткого отправилось триумфальное шествие в Кремль: целая флотилия кораблей ехала по Москве на санях.

А чуть позже, 30 августа 1723 года, во Всехсвятском остановилось шествие со святыми мощами благоверного князя Александра Невского, когда по приказу Петра их переносили из Владимира в новую северную столицу, и на пути своем они почтили Москву.

Царевич Александр Арчилович попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней. Главный престол освящен в честь всех святых, а два придела – в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Этот последний придел был освящен в честь тезоименитства императрицы Анны Иоанновны, которая благоволила к Дарье Арчиловне, а в феврале 1730 года останавливалась в путевом дворце Всехсвятского. Есть, правда, и другое мнение: престол во имя небесной покровительницы императрицы освятили, чтобы избежать опалы.

Тот февраль был поистине роковым для России. Словно далеким, искаженным эхом отозвались события мая 1682 года. Во Всехсвятское приехала Курляндская герцогиня Анна Иоанновна, племянница Петра и дочь его соправителя, царя Ивана Алексеевича. Она приехала в Москву принимать власть, предложенную ей Верховным тайным советом – политической верхушкой России. Незадолго до того, в январе 1730 года, в Петровском дворце умер Петр II, не оставивший завещания и даже не успевший жениться. Во Всехсвятском Анна Иоанновна принимала членов означенного совета. Их умысел состоял в том, чтобы ограничить самодержавную власть «кондициями», то есть определенными обязательствами, условиями, ограничивавшими волю самодержца в пользу нового правительственного органа – Верховного тайного совета. Эту «затейку» историки порой называют предтечей конституционной монархии, зародышем мысли о ней. Анна Иоанновна сначала согласилась на кондиции, но потом по ряду политических причин изволила оные кондиции «изодрать», после чего «затейка» об ограничении власти самодержца была надолго забыта. В тот день, 25 февраля, когда Анна Иоанновна разорвала кондиции, на небе явилось красное сияние, что было расценено как неблагоприятное знамение.

А новопостроенная Всесвятская церковь стала центром грузинской колонии в Москве, и богослужения там одно время велись на грузинском языке. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского, где стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольный праздник во Всехсвятском было большое народное гуляние. В 1812 году и храм, и село разорили воины Наполеона, но стараниями царевича Георгия все было восстановлено и храм благолепно украшен.

После Отечественной войны Петербургское шоссе, начиная от Тверской заставы, согласно царскому указу стало пристойно застраиваться и заселяться знатными дачниками. Часть их приписалась к приходу храма Василия Кесарийского на Тверской, а другая часть – к Всехсвятскому храму, так что в его приходе оказалась и московская аристократия, например князь Оболенский. Лишь с постройкой в середине XIX века Благовещенского храма в Петровском парке часть именитых дачников стала его прихожанами, покинув Всехсвятское. Известно, что в 1916 году диакон церкви Всех Святых помогал иконописцу А. Д. Бороздину расписывать Благовещенский храм. Неоднократно обновляли и Всехсвятский храм. До революции это был один из самых больших приходов в Москве и храм мог вместить несколько тысяч молящихся.

После прокладки шоссе в 1830-е годы во Всехсвятском начались массовые народные гуляния. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдаленном Всехсвятском – простые москвичи. Здесь также стали селиться дачники, особенно офицеры с семьями, поближе к Ходынскому полю, где размещались летние лагеря московского гарнизона. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей русско-турецкой войны. В честь их подвига в старой Москве воздвигли две часовни- памятника: героям Плевны у Ильинских ворот и часовню Александра Невского на Манежной площади. По преданию, приют во Всехсвятском был выстроен близ того места, где в 1723 году сделало остановку шествие с мощами святого Александра Невского в Москву.

Незадолго до революции, когда шла другая война – Первая мировая, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Святая великая княгиня Елизавета Федоровна, которой принадлежала идея об устройстве этого кладбища, взяла над ним официальное покровительство, ее поддержала Московская городская управа, приняв соответствующее решение в октябре 1914 года. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестер милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях. Под него выкупили землю у местной владелицы А. Н. Голубицкой. Попечителем же кладбища стал гласный Московской городской думы Сергей Васильевич Пучков – это его стараниями несколькими годами раньше в Москве был воздвигнут памятник «святому доктору» Ф. Гаазу, который и теперь, к счастью, стоит в Малом Казенном переулке.

Открытие Братского кладбища состоялось 15 февраля 1915 года. На нем присутствовала Елизавета Федоровна. Около кладбища освятили часовню, где было совершено отпевание первых похороненных. Всего же здесь упокоились около 18 тысяч человек. Летом 1917 года в Московскую думу обратились супруги Катковы, потерявшие на войне двух сыновей, с просьбой разрешить им построить на кладбище Преображенский храм с приделами во имя архангела Михаила и Андрея Первозванного – по тезоименитству павших воинов. Они выделили на храм все необходимые средства, но с условием, чтобы он был построен архитектором А. Щусевым в русском стиле, с традициями северного зодчества. Просьба была исполнена – новый храм освятили в 1918 году.

Время собирать камни

Революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения, когда вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности, поскольку старое историческое имя было нестерпимо. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича – в честь революционера, чье имя теперь носит улица между станциями метро «Аэропорт» и «Сокол». В 1933 году появилось название Сокол, когда Всехсвятское стало свидетелем и участником первого революционного эксперимента в области жилищного строительства, в котором и тогда ощущался острейший дефицит. В качестве одного из средств ликвидации дефицита появилась идея жилищно-строительных кооперативов, то есть возведения индивидуальных домов на свободных, преимущественно окраинных территориях Москвы, каким и было Всехсвятское. Самым первым в Москве жилищно-строительным кооперативом стал экспериментальный поселок Сокол. Он был элитным и задумывался не для рабочих, а для интеллигенции – художников, литераторов, скульпторов, инженеров, чиновников высокого ранга. Оттого и местные улицы были названы в честь великих русских художников – Левитана, Поленова, Шишкина, Сурикова…

Экспериментальное строительство государственной важности поручили архитектору-конструктивисту В. А. Веснину а в проектировании домов принимал участие А. Щусев. Эксперименты, кроме самой идеи жилищно-строительного кооператива, касались и архитектуры домов поселка, и апробации новых строительных материалов. А главное, здесь внедрялась та же идея социалистического дома-города, что присутствовала и в замысле знаменитого «дома на набережной»: поселок представлял собой самообеспечивающийся, замкнутый городок с собственными магазинами, детскими садами, библиотекой и сферой обслуживания. Здесь жили художник А. М. Герасимов, друг и идеолог Льва Толстого В. Г. Чертков, Крандиевские, чья родственница-поэтесса стала женой писателя А. Н. Толстого…

Генеральный план 1935 года также предусматривал для старого Всехсвятского изменения. Здесь должен был пройти один из трех главных лучей-магистралей, которые прорезали бы Москву насквозь. Этот луч шел по оси северо-запад – юго-восток: от Всехсвятского – до автомобильного завода им. Лихачева через центр города. После Великой Отечественной войны от этой грандиозной идеи отказались, но эксперименты в бывшем Всехсвятском продолжались. Тогда здесь по методу скоростного индивидуального строительства были возведены «те самые» знаменитые сталинские дома. Здесь опробовали и новые типы элитного жилья разной этажности, и индивидуальную планировку квартир, и варианты декоративного оформления.

Все эти эксперименты ударили по храму Всех Святых и по Братскому кладбищу. В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме, по обыкновению, устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен – это была одна из самых ранних «реабилитаций» закрытого храма в советское время. В нем появились святыни: чтимый образ Казанской Богоматери и икона Всех Святых. Во Всехсвятском храме 29 июня 1947 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I совершил хиротонию архимандрита Нектария во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Настоятелем Всехсвятского храма назначили протоиерея Михаила Галунова, который прежде был настоятелем (к сожалению, последним) роскошной церкви Климента Римского в Замоскворечье. Здесь, в храме на Соколе, он создал великолепный хор. Но колокола храма зазвучали только в 1979 году.

Исторические и политические перемены нашего времени благоприятно повлияли на Всехсвятский храм, хотя, к сожалению, он стал одной из «пизанской башен» Москвы: наклон колокольни произошел из-за вод речек Ходынки и Таракановки, заключенных в коллектор, близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными). В 1992 году Всехсвятский храм получил статус патриаршего подворья, и вскоре храм и прилегающая к нему территория стали настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора и в их числе священномучеников протоиерея Иоанна Восторгова (последнего настоятеля собора Василия Блаженного) и епископа Селингинского Ефрема, расстрелянных в Петровском парке. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, гражданской, Великой Отечественной войнах, Георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Память воинов Белой армии была почтена здесь впервые в России отдельным мемориалом, когда в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Именно во Всехсвятском храме начались ежегодные панихиды по генералу А. И. Деникину в день его смерти 7 августа, а на панихиде в 2002 году ему впервые воздали здесь воинские почести. Недавно его останки были перенесены в Россию и захоронены на кладбище московского Донского монастыря.

К Всехсвятскому храму приписана и восстановленная в 1998 году Спасо-Преображенская часовня Братского кладбища, на Новопесчаной улице. Теперь в ней вновь служатся панихиды по убиенным воинам. И в августе 2004 года, в 90?ю годовщину со дня начала Первой мировой войны, на Братском кладбище тоже открылся исторический мемориал. Тогда в храме Всех Святых была отслужена панихида, а затем на Новопесчаную улицу направился крестный ход.

А чуть раньше, 9 февраля 2004 года, в годовщину начала русско-японской войны и 100-летия подвига крейсера «Варяг», в храме прошла панихида по участникам обороны Порт-Артура, героическим морякам крейсера и всем русским воинам, воевавшим за Отечество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *