всехсвятский храм в кунгуре
Всехсвятская церковь в Кунгуре
Описание
Всехсвятская церковь — храм Пермской и Соликамской епархии Русской православной церкви, находится в Кунгуре в Пермском крае, объект культурного наследия РФ.
История
Всехсвятская церковь была заложена 28 мая 1844 г. архиепископом Аркадием. Для неё было выбрано место за пределами тогдашнего Кунгура на Ледяной горе над Карасьим озером у городского кладбища.
Строительство церкви велось кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминым, а финансировалось тестем Фомина — купцом Фёдором Лаврентьевичем Шмаковым. Постройка была завершена в 1847 г., а 1 июня 1847 г. архиепископ Аркадий освятил её. Административно новая церковь была приписана к Свято-Преображенской церкви Кунгура, поэтому в ней не было своих прихожан, и её посещали верующие со всего Кунгура. В церкви отпевали тех, кого хоронили на близлежащем кладбище. В церкви ежедневно совершались богослужения, а по воскресеньям и праздничным дням в ней служили две литургии.
После Октябрьской Революции 1917 г. здание церкви стало принадлежать государству, а 6 января 1941 г. церковь была закрыта. В её здании какое-то время работал краеведческий музей, в нём проживали солдаты, либо оно вообще пустовало. Она была вновь открыта в октябре 1943 г., и в ней снова начались ежедневные богослужения. В марте 1945 года вместо диакона А. Пихтовникова диаконом церкви стал Арсений Федорович Пантелеймонов, который вернулся с войны из-за ранения ног. Пантелеймонов прослужил в церкви 43 года до самой своей смерти 3 апреля 1988 года. Церковь внесла свой вклад в победу в войне — она сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Он также оказывала шефскую помощь городской больнице и госпиталям, организовывала сбор теплых вещей и посылок для фронта и пожертвований детям павших солдат.
В 1960 г. настоятелем Всехсвятской церкви стал Б. С. Бартов, прослужив здесь 38 лет. С 1993 года при церкви начала работу воскресная школа. В 1996 году церковь с визитом посетил Патриарх Всея Руси Алексей II.
Согласно Распоряжению облисполкома № 108 от 15 мая 1986 г. здание Всехсвятской церкви было признано памятником архитектуры местного значения.
Описание
Всехсвятская церковь является небольшой, а её архитектурное решение представляет собой переход от классицизма к эклектике. Она построена в виде креста, который состоит из апсиды, четверика храма и притвора с колокольней. Четверик является кубическим, одноэтажным и двусветным, сильно вытянутым вверх и венчается ложным куполом, скрывающим сомкнутый свод. Купол церкви венчается вытянутым вверх глухим восьмериком с луковичной главой. Окна здания имеют наличники-обводы.
Кунгур. Церковь Всех Святых.
Всехсвятская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Всехсвятская церковь была построена за пределами города на северо-восточном кладбище кунгурским купцом Петром Степановичем Фоминых на капитал его тестя, купца Федора Лаврентьевича Шмакова, и освящена 1 июня 1847 года Преосвященным Аркадием. Она возвышалась на Ледяной горе, над Карасьим озером.
В самостоятельную приходскую общину церковь выделена в 1896 году. Содержался храм за счет процентов от капитала, пожертвованного отставным рядовым Феоктистом Ивановичем Рябовым. В 3 км от церкви, вблизи тракта, на горе, существовала до ее постройки деревянная часовня во имя Симеона Верхотурского-чудотворца и св. апостола Фомы, которая в 1913 году заменена на кирпичную. После постройки Всехсвятского храма к этой часовне в первое воскресенье после Пасхи, в неделю св. апостола Фомы, совершался ежегодно крестный ход и служился молебен. Кроме того, под горой, вблизи тракта была кирпичная часовня во имя св. равноапостольной княгини Ольги, построенная в 1826 году в память избавления города от моровой язвы. Всехсвятская церковь находилась на кладбище, и большая часть отпевания усопших проходила в ней. Панихиды на могилах служил священник этой церкви. У церкви своих прихожан не было, на службу приходили все желающие, со всего города. Доходы в 1915 году составляли 1887 руб. Они складывались из добровольной платы прихожан за все виды требоотправления и из процентов с вкладов на вечное поминовение во Всехсвятской церкви.
После октября 1917 года здание храма стало государственным, а община прихожан его арендовала и платила налоги. В ноябре 1919 года настоятелем Всехсвятской церкви стал Александр Ершов. Все кунгуряки отличали его ум, образованность, обаяние. В 1944 году кроме настоятеля в церкви служили священники о. Александр Шувалов и о. Михаил Луканин, диакон Александр Пихтовников. Старостой была Александра Антоновна Зуева. Пело два хора. Регентом на правом хоре была бывшая послушница женского монастыря Мария Николаевна Лашева, которая впоследствии 10 лет руководила этим хором. Богослужение совершалось ежедневно, а в воскресенье и праздничные дни служили две литургии. С марта 1945 года вместо диакона А. Пихтовникова начал служить в храме диаконом вернувшийся с фронта по ранению ног Арсений Федорович Пантелеймонов, прослуживший во Всехсвятском храме 43 года (умер 3 апреля 1988 года). За годы войны Всехсвятская церковь сдала в фонд обороны 174 320 рублей. Оказывала шефскую помощь городской больнице, госпиталям, проводила сбор теплых вещей и посылок для фронта. Устраивала сбор пожертвований сиротам, детям погибших воинов.
Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178
3 (1) июня 1847 года освящена Всехсвятская кладбищенская церковь в гор. Кунгуре Пермской губернии. Храм «кораблем» с колокольней над притвором, трапезной, храмовым четвериком под куполом с луковичной главкой на глухом барабане, с апсидой и двумя приделами, охватывающими трапезную, почти весь притвор и выходящими на западный фасад. Трехъярусная шатровая колокольня на притвором завершена небольшой главкой. Церковь строилась в течение трёх лет на средства кунгурского купца Федора Лаврентиевича Шмакова. Строительные работы возглавил купец Петр Степанович Фоминых. Первоначально церковь не имела своего прихода, была приписана к Преображенскому храму, причт которого служил в ней в некоторые дни. В самостоятельную приходскую общину выделена в 1896 году.
14 октября 1940 года храм был закрыт. В годы Великой Отечественной войны в нем находился краеведческий музей, жили солдаты. Ежедневные богослужения в церкви возобновились в ноябре 1943 года.
Позднее в храме над иконостасом кунгурским художником Александром Васильевичем Моревым была выполнена роспись «Всех святых». В середине 1950-х годов было получено разрешение на строительство двух деревянных приделов по обе стороны храма, а 17 сентября того же года новые приделы были освящены архиепископом Пермским Иоанном. Через тридцать лет дерево заменил кирпич. Иконостасы в приделах сооружали сами прихожане храма. В 1955-1956 годах пермская художница Агафия Федоровна Бурылова (бывшая послушница женского монастыря в Бахаревке) произвела роспись стен. С 9 мая 1982 года в храме работала группа художников из Перми и Москвы во главе с Игорем Васильевичем Араповым и Юрием Гавриловичем Шмаевым.
Всехсвятская церковь в Кунгуре
Ухоженная церковь на горе у озера, строгие классические черты, тишина и умиротворение. Прекрасное сочетание стиля и цели здания — храм на кладбище. Для Кунгура имеет важное религиозное значение: он не закрывался и в советское время, а сейчас, как и раньше, в нём отпевают умерших. Всехсвятское кладбище, по некоторым данным, является самым старым в городе; по крайней мере, могилы XIX в. здесь точно есть (слева от церкви).
Всехсвятская церковь в Кунгуре. Фото начала XX века.
Сперва на северо-востоке Кунгура появилось кладбище (точная дата неизвестна). Оно стало активно использоваться после запрета хоронить в городской черте. Всехсвятская церковь строилась на средства местных жителей, особенно П.С. Фоминых и Ф.Л. Шмакова, освящена в 1847 г. В 1887-1890 гг. вокруг могил была сделана каменная ограда; больше всех пожертвовал на благое дело И.Е. Кобелев. Свой причт (постоянных служителей) церковь получила в 1896 г. К ней относились две не дошедшие до наших дней часовни: Симеона Верхотурского и равноапостольной княгини Ольги.
В советское время Всехсвятская церковь действовала. В годы Великой Отечественной войны активно участвовала в сборе средств в фонд обороны и тёплых вещей, помогала местным больницам и госпиталям. Служители храма пользовались уважением у местных жителей.
Всехсвятская церковь
На кладбище есть братские могилы советских солдат, умерших от ран в госпиталях. В 1975 г. был установлен мемориал «Скорбящая мать», через 10 лет он реконструирован. Но на этом же кладбище хоронили и военнопленных, участок называется «румынским». В 1990-х гг., в знак европейской толерантности, был поставлен памятник венгерским военнопленным.
Всехсвятская церковь и кладбище находятся на Ледяной горе, на выезде из Кунгура; достопримечательности города в основном расположены довольно далеко, пешком добираться проблематично (3-5 км по кунгурским дорогам). Ближе всего — Преображенская церковь. Знаменитая пещера растянулась под землёй этой горы, но вход в неё — с другой стороны. Места хороши для посещения летом. В саму церковь, наверно, заходить из любопытства не стоит: интерьер обычный, сюда ходят молиться.
Всехсвятский храм г. Кунгура
В группе публикуются различные статьи, а также новости храма.
По всем вопросам можно писать в сообщения сообщества.
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Благая весть пришла с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Навстречу празднику спеша,
Ликует и поет душа!
Вас с Пасхой поздравляем.
Живите в радости, друзья.
Пусть будет жизнь полна чудес.
Воистину Христос воскрес!
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Какие еще нужны слова? Действительно, сегодня пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство.
Но вот произносишь эти чудные слова, радуешься им, веришь в них, и тут же приходит сознание, сколько миллионов людей в эту торжественную ночь, в этот лучезарный день не слышат их, может быть, никогда не слышали.
Показать полностью.
Скольким людям они ничего не говорят, ничего не возвещают, и сколько людей с враждой, со скепсисом, с иронией, слыша их, пожимают плечами. Как можно радоваться, когда столько людей не знают этой радости, отворачиваются от нее, закрывают ей сердце? И как объяснить, как тронуть этим их сердце? Ведь, опять-таки, что мы можем доказать? Христос сказал про таких, что даже «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Что же можем мы со своими бедными доказательствами? Но, быть может, вся сила, вся победная сила Пасхи именно в том, что доказать тут ничего нельзя, что весь бедный человеческий разум, все человеческие доказательства, как в одну, так и в другую сторону, оказываются здесь бессильными.
И началось возвращение. Нет, не просто к безотчетной детской вере, не просто к детству. Нет, на всю жизнь остался Сергей Николаевич Булгаков ученым, профессором, философом, только теперь о другом стали вещать его книги, о другом, совсем о другом загремело его вдохновенное слово.
Иерей Максим Кулаков,
Благочинный храмов второго Кунгурского округа.
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Братья и сестры!
Поздравляем с Вербным воскресением! Пусть этот светлый праздник подарит тепло на сердце, добрые мысли и ясный, радостный день! Пусть семья всегда будет дружна, счастлива и здорова!
.
Вербы первыми в апреле
У овражек расцвели,
Показать полностью.
Словно им на ветки сели
Бело-желтые шмели.
Вешним солнышком согретый,
Скачет к вербам воробей
И глядит, как ветер с веток
Сдуть пытается шмелей.
А. Береснев
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Кунгурский музей
100 знаменитых зданий Кунгура
Всехсвятская церковь – третий по времени возникновения кладбищенский храм города Кунгура. В 1986 году он был включён в список памятников градостроительства и архитектуры областного значения. Современный адрес этого здания – улица Коммуны, 78.
Церковь, посвящённая празднику Всех Святых, была построена в середине девятнадцатого столетия на северо-западном кладбище нашего города. Это место на Ледяной горе над Карасьим озером было определено как кладбищенское ещё на прожектированном плане Кунгура 1797 года.
Возведение храма осуществлялось за счёт средств, пожертвованных кунгурским купцом Фёдором Лаврентьевичем Шмаковым, владельцем одного из кунгурских кожевенных заводов. Руководил строительством ещё один представитель купеческого сословия нашего города, Пётр Степанович Фоминых. И тот и другой жили в Засылвенской части Кунгура, были прихожанами Преображенской церкви. Между собой их связывали родственные отношения. П.С. Фоминых был женат на дочери Ф.Л. Шмакова, Татьяне.
Закладка храма и его освящение происходили при личном участии епископа Пермского Аркадия. 22 мая 1844 года он шёл во главе крестного хода, направлявшегося из Преображенской церкви к месту, назначенному под строительство нового храма. 1 июня 1847 года он же провёл торжественную церемонию освящения Всехсвятской церкви.
Храм строился по типовому проекту. Подобные культовые сооружения в то время возводились по всей Российской империи. Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, Троицкая церковь в городе Сарапуле. Первоначально кунгурский храм состоял из четверика с ложным куполом и небольшого притвора с колокольней над ним. Длина здания составляла 12 саж. (25,6 м), ширина – 5 саж. (10,7 м), высота колокольни до верха карниза – 7 саж. (14,9 м).
Всехсвятская церковь относится к архитектурным сооружениям переходного периода от классицизма к историзму (эклектике). Поэтому в ней мирно уживаются формы и мотивы характерные для разных стилей. Её колокольню завершает гранёный шпиль, характерный для древнерусского зодчества. А четверик увенчан ребристой полусферой с луковичной главкой. В 1883 году кунгурский купец-хлеботорговец Иван Егорович Кобелев выделил средства на ремонт храма. Благодаря ему шпиль и глава на колокольне были обиты белым железом. Позднее он же сделал значительное пожертвование на строительство церковной ограды.
Первоначально Всехсвятская церковь не имела своего прихода. Она была приписана к Преображенскому храму. К концу 1930-х годов после закрытия большинства кунгурских церквей здесь существовал единственный на весь город приход. В 1940 году был закрыт и Всехсвятский храм. 3 октября 1941 года Кунгурский горисполком передал его здание Краеведческому музею. Вскоре здесь же разместили и солдат. В ноябре 1943 года храм вернули верующим. И ещё почти полувека он оставался единственной действующей церковью нашего города.
В 1981 году началась масштабная реконструкция Всехсвятского храма. По проекту известного пермского архитектора Анатолия Михайловича Старкова слева и справа от притвора были возведены кубические объёмы, предназначенные для придельных храмов. 19 сентября 1982 года состоялась церемония освящения левого придела в честь Просветителей Великопермских Герасима, Питирима и Ионы. Её совершил архиепископ Пермский и Соликамский Никон.
Четыре десятилетия настоятелем Всехсвятской церкви был протоиерей Борис Степанович Бартов, почётный гражданин города Кунгура. 11 мая 1996 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Ольга Ренёва, зав. Музеем истории купечества
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Всехсвятский храм г. Кунгура запись закреплена
Андрей Бартов
27 ноября 2020 г. исполняется 70 лет со дня кончины иеромонаха Серафима (Коровина), бывшего обновленческого архиепископа г. Кунгура.
Иеромонах Серафим (Коровин Александр Александрович) родился 27 января (ст. ст.) 1872 г. в семье священника Каменского завода (1) Камышловского уезда Пермской губернии.
Показать полностью.
В 1886 г. окончил Пермское духовное училище, а 16 июня 1892 г. – Пермскую духовную семинарию «с аттестатом 1-го разряда и званием студента» (2).
С 1 октября 1892 г. по 30 июня 1893 г. – законоучитель в Пермских 3-м и 4-м начальных училищах. С 30 июня 1893 г. по 2 февраля 1895 г. – надзиратель за учениками Пермского духовного училища.
«В то время, – рассказывал протоиерей Борис Бартов, – чтобы получить рукоположение, нужно было или жениться, или принять монашеский постриг. Александр же не хотел ни того ни другого. А в состоянии целибата в то время не рукополагали. Тогда он нашел себе девушку, больную туберкулезом, женился и принял сан. В 1898 г. отец Александр овдовел».
5 февраля 1895 г. епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) рукоположил его во священника Благовещенского собора г. Кунгура.
Заполняя в 1921 г. анкету для учета духовенства и отвечая на вопрос о причинах, побудивших принять священный сан, отец Александр написал: «по воспитанию и призванию».
Со 2 марта 1895 г. состоял штатным членом Кунгурского Уездного Отделения Пермского Епархиального Училищного Совета, «всегда принимая живое и деятельное участие в делах Отделения на пользу и процветание церковно-приходских школ Кунгурского уезда» (3).
С 4 марта 1895 г. по 17 ноября 1911 г. «проходил с особым усердием и аккуратностью должность секретаря и делопроизводителя сего же отделения». Одновременно с 1 августа 1895 г. занимал должность законоучителя Губкинского технического училища.
4 октября 1896 г. по ходатайству прихожан отец Александр назначается настоятелем Скорбященской церкви г. Кунгура.
«В Кунгуре он был довольно популярным священником, – вспоминал протоиерей Борис Бартов. – После смерти супруги, за которой отец Александр усердно ухаживал во дни ее болезни, он стал ежедневно совершать Божественную литургию, перед началом которой сам читал для прихожан правило ко причащению».
Иерей Александр Коровин «пользовался авторитетом в духовной среде, его любили прихожане и уважали студенты Губкинского технического училища, где он преподавал Закон Божий.
Богослужения [отца] А. А. Коровина запоминались надолго, оставляя в душе светлый след. Прихожанка Скорбященского храма, юная Валерия Агеева, так описала в своих воспоминаниях восторг от Пасхальной службы: ”Какое дивное впечатление осталось у меня от этой заутрени. Церковь в разноцветных огнях, всё залито светом, всё в белом. Отец Александр так тихо и радостно говорит: «Христос Воскресе!» Просто прелесть!”.
Перу [иерея] А. А. Коровина принадлежит акафист трём святителям великопермским Герасиму, Питириму и Ионе, изданный Святейшим Синодом в 1916 году» (4).
За свое усердное служение отец Александр многократно удостаивался церковных, государственных и общественных наград:
27 марта 1897 г. награжден набедренником;
30 марта 1900 г. – бархатной фиолетовой скуфьей;
11 мая 1902 г. награжден Библией;
6 мая 1904 г. и 12 апреля 1905 г. получал «Благословение Святейшего Синода, с грамотой»;
6 мая 1906 г. награжден камилавкой;
в 1909 г. – юбилейной медалью «в ознаменование XXV-летия возрождения церковных школ»;
6 мая 1910 г. – наперсным крестом от Святейшего Синода;
в 1910 г. награжден медалью в память царствования императора Александра III;
в 1913 г. – юбилейным крестом и медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых.
1 января 1914 г. иерей Александр Коровин был избран на должность духовного следователя Кунгурского Благочиннического округа на трехлетний срок.
С 27 августа по 12 октября 1915 г. – исполнял пастырские обязанности в 153-м пехотном запасном батальоне, расквартированном в г. Кунгуре.
26 мая 1919 г. – награжден саном протоиерея (но в анкете за 1921 г. указал: «еще не возведен»). С 1920 по 1921 г. исполнял обязанности благочинного.
Начало 1920-х гг. обернулось для Русской Церкви трагедией обновленческого раскола, широко распространившегося и на Урале. 19 декабря 1922 г. обновленцы учредили Кунгурское викариатство, которое возглавил епископ Николай (Ашихмин). Лучшие соборы города при поддержке властей перешли под управление новообразованной церковной организации, но они оставались полупустыми. Верующий народ относился к новой церкви с большим недоверием, а те храмы, в которых служили православные священники, были всегда переполнены.
Но все же обновленцы оставались в лучшем положении – у них был свой епископ. Православные же приходы, не имея своего архиерея, были разрозненны.
«13 июля 1923 г. во Всехсвятском храме г. Кунгура состоялось собрание духовенства и мирян, “неприемлющих обновления”. Был поднят вопрос об избрании Кунгурского епископа, который мог бы возглавить приходы, оставшиеся верными Патриаршей Церкви. Выбор пал на протоиерея Александра Коровина, которого горожане очень уважали. Но отец Александр отказался, считая себя недостойным такой чести, и собрание утвердило другого кандидата – настоятеля Всехсвятского храма протоиерея Александра Ершова, активного борца с обновленчеством. Вскоре Святейший Патриарх Тихон рукоположил его во епископа Кунгурского» (5).
Однако в этом же году обновленцам удалось убедить отца Александра Коровина перейти на их сторону. 9 ноября 1924 г. протоиерей Александр Коровин был избран обновленцами епископом Красноуфимским, викарием Пермской епархии и председателем Красноуфимского Викариального Церковного Управления, но хиротония не состоялась.
21 декабря 1924 г. за всенощным бдением в Скорбященской церкви г. Кунгура отец Александр был пострижен в монашество с именем Серафим; возведен в сан архимандрита.
5 апреля 1925 г. в Богоявленском соборе г. Кунгура он был хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии. Хиротонию совершили член президиума Всероссийского обновленческого Синода архиепископ Пермский и Соликамский Сергий (Конев), епископы Николай (Ашихмин), Василий (Бехтерев) и Феофан (Брюханов).
24 апреля 1925 г. преосвященный Серафим (Коровин) утвержден епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии и председателем Кунгурского Викариального Церковного Управления с подчинением ему Красноуфимского викариатства.
В октябре 1925 г. участвовал в III-м обновленческом Поместном Соборе в Москве. 1 октября 1926 г. был избран членом Уральского Областного Церковного Управления. С 6 октября по 22 декабря 1926 г. – временно управляющий Пермской епархией.
28 ноября 1926 г., с образованием самостоятельной Кунгурской епархии, избран епископом Кунгурским и Красноуфимским, председателем Кунгурского Епархиального Управления (20 ноября 1927 г. и 2 декабря 1928 г. вновь переизбирался в качестве председателя).
25 июня 1930 г. был возведен в сан архиепископа.
С 1923 г. кафедра кунгурских обновленческих архиереев располагалась в центральных соборах города – Богоявленском и Благовещенском.
9 января 1931 г. по решению городских властей оба собора были закрыты, а в 1937 г. взорваны и полностью снесены.
Кафедральным собором обновленцев стала Тихвинская церковь.
«15 января 1935 г. последовал указ обновленческого Синода о ликвидации Кунгурской епархии и присоединении части приходов к Пермской епархии, а части – к Свердловской. Архиепископ Серафим (Коровин) был назначен настоятелем Тихвинской церкви г. Кунгура» (6).
В октябре 1935 г., «к восемнадцатой годовщине Октябрьской революции, “по желанию трудящихся г. Кунгура” Тихвинская церковь была закрыта решением Свердловского облисполкома. В здании планировали устроить комсомольско-пионерский клуб» (7).
Владыка Серафим возглавил приход Вознесенского кладбищенского храма, который стала последним местом его служения. Жил он очень скромно, ютясь в небольшой комнатке на первом этаже колокольни. Богослужения совершал иерейским чином, как простой приходский священник.
В начале 1941 г. Вознесенский храм закрыли, владыка вышел за штат и с началом войны стал заниматься сбором денежных средств для нужд фронта. Под его руководством в г. Кунгуре удалось собрать на нужды раненых 20 500 руб., вещами – на сумму 29 560 руб., облигациями – 32 500 руб.
В 1944 г. архиепископ Молотовский и Соликамский Александр (Толстопятов) вел переписку с Патриархом Московским и всея Руси Сергием о возможности возвращения в Патриаршую Церковь «проживающего в г. Кунгуре преклонных лет, слабого и больного обновленческого архиепископа Серафима (Коровина). В свое время он пользовался у верующих репутацией праведного человека и большим уважением духовенства. После уклонения в раскол верующие сразу от него отошли.
“Сначала он изъявил готовность перейти в сане протоиерея, но после изъявил желание быть принятым в сущем сане (епископа). Если наши переговоры приведут к определенному приемлемому результату, я сообщу Вашему Святейшеству для получения соответствующих инструкций”, – сообщил Патриарху Сергию владыка Александр.
Однако покаянию обновленческого иерарха помешало непредвиденное событие. Епископ Александр писал: “Пикантная странность прервала успех переговоров. Епископ Коровин послал мне письмо через кунгурского схиигумена Кукшу (Величко). Когда же письмоносец – отец Кукша – в ночное время направлялся на станцию, его ограбили и посылаемое письмо пропало. Епископ Коровин усмотрел в этой странности промысел Божий, не благословляющий переход в православие, и до сего времени пребывает в расколе”» (8).
Протоиерей Борис Бартов вспоминал:
«В 1948 г. прибывший в Кунгур архиепископ Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко) встретился с владыкой Серафимом и, исповедав, принял его в Православную Церковь в сане иеромонаха. Позже владыка Иоанн говорил, что никогда еще не встречал человека такой высокой нравственной жизни, как отец Серафим.
По возвращении в Патриаршую Церковь отцу Серафиму предлагали вновь принять сан епископа. Но он, не считая свою обновленческую хиротонию недействительной, от повторной хиротонии отказался, пояснив: “Я не хочу возносить хулу на Святого Духа”.
До ухода к обновленцам отца Серафима почитал весь Кунгур. И после покаяния он снова вернул себе уважение верующих города. Об этом наглядно говорили его многолюдные похороны, чему я сам был свидетелем».
Летопись Всехсвятского храма г. Кунгура повествует:
«27 ноября 1950 г. после тяжелой и продолжительной болезни в четыре часа утра тридцать минут на 79 году жизни скончался иеромонах Серафим Коровин.
30 ноября 1950 г. во Всехсвятском храме г. Кунгура по благословению Иоанна, архиепископа Молотовского и Соликамского, состоялось отпевание иеромонаха Серафима. Отпевание совершали: протоиерей Антоний Воскресенский, протоиерей Феодор Поспелов, священник Сергий Митрюковский и протодиакон Арсений Пантелеймонов. В память его архиерейства отпевание было совершено не монашеским, а священническим чином и гроб его был покрыт архиерейской мантией. Погребен иеромонах Серафим около храма в ограде священнослужителей рядом с могилой Кунгурского епископа Иоанникия. Множество молящихся провожало покойного старца ”в путь всея земли”» (9).
«На похоронах, – вспоминал протоиерей Борис Бартов, – могильный крест перед гробом нес знаменитый кунгурский краевед Леонид Николаевич Лелюхов, который очень почитал епископа Серафима и все последние дни жизни владыки находился рядом. Когда могилу закопали и все уже разошлись, он еще долго стоял, держась за крест, и плакал.
Однажды, уже будучи священником, я пришел к Леониду Николаевичу в гости и он подарил мне старинную архиерейскую митру, которая, вероятно, принадлежала владыке Серафиму.
В 1981 г. я занимался строительством новых каменных приделов Всехсвятского храма, поэтому могилу отца Серафима пришлось перенести на новое место.
По благословению епископа Илиана и разрешению местного горисполкома могилу раскопали. Несмотря на то, что со дня захоронения прошло уже тридцать лет, гроб покойного прекрасно сохранился, и мне пришлось сгонять рабочего, который, удивляясь сохранности гроба, прыгнул на него.
С пением «Трисвятаго» мы подняли гроб отца Серафима (открыть его я постеснялся), и с преднесением креста и светильника перенесли в новую могилу, отслужив заупокойную литию.
Это был глубоковерующий и преданный Церкви пастырь».
Господь да упокоит в селениях праведных душу верного раба своего иеромонаха Серафима!
—————————————————
1. В настоящее время – город Ка́менск-Ура́льский Свердловской области.
2. Послужной список за 1915 г. (Кунг. гор. архив).
3. Наградной список Совета за 1913 г. (Кунг. гор. архив).
4. Ренёва О. Прогулки по купеческому городу. Пермь: «Литер-А», 2017, с. 280.
5. Из воспоминаний прот. Бориса Бартова.
6. Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). М., 2007, с. 139.
7. Ренёва О.А. Храмы Кунгура. Пермь, 2017, с. 79.
8. Русская Православная Церковь в Прикамье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Пермь, 2015, с. 225-226.
9. Летопись Всехсвятского храма г. Кунгура, с. 18.