всенощная на освящение храма

Всенощное бдение, или Всенощная

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) тор­же­ствен­ная хра­мо­вая служба, объ­еди­ня­ю­щая в себе службы вели­кой вечерни (иногда вели­кого пове­че­рия), утрени и пер­вого часа; 2) одна из форм пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тики: молит­вен­ное бодр­ство­ва­ние в ночное время суток.

всенощная на освящение храма

Почему все­нощ­ное бдение так назы­ва­ется?

Все­нощ­ное бдение назы­ва­ется так потому, что в древ­но­сти оно начи­на­лось с вечера и про­дол­жа­лось всю ночь до рас­света. Со вре­ме­нем, из снис­хож­де­ния к немо­щам веру­ю­щих, это бого­слу­же­ние начали совер­шать несколько раньше, кроме того, оно заметно сокра­ти­лось, поэтому закан­чи­ва­ется теперь не утром, а вече­ром того же дня, когда нача­лось. Однако преж­нее назва­ние этого бого­слу­же­ния – все­нощ­ное бдение – сохра­ни­лось.

В какие дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение слу­жится нака­нуне:

Между вели­кой вечер­ней и утре­ней, после екте­нии «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви» бывает лития (от греч. – уси­лен­ное моле­ние). На рус­ских при­хо­дах она не слу­жится нака­нуне вос­крес­ных дней.

Какие бого­слу­же­ния вклю­чает в себя все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение состоит из трех бого­слу­же­ний: вели­кой вечерни, утрени и пер­вого часа. На прак­тике, перед Все­нощ­ным бде­нием может совер­шаться служба девя­того часа.

Какая самая тор­же­ствен­ная часть все­нощ­ного бдения?

Все­нощ­ное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – поли­е­лей (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς – многий, и ἔλεος – милость). Поли­е­лей – это тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Другая не менее важная часть все­нощ­ного бдения, о кото­рой нередко забы­вают, – вели­кое сла­во­сло­вие. Явля­ю­ще­еся одним из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви, оно про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца и пред­ва­ря­ется воз­гла­сом свя­щен­ника: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет!» В древ­но­сти этим воз­гла­сом свя­щен­ник встре­чал первый луч утрен­него солнца, так как вели­кое сла­во­сло­вие в составе утрени при­хо­ди­лось на раннее утро.

Когда появи­лось все­нощ­ное бдение?

Древ­ний обычай совер­шать все­нощ­ное бдение осно­ван на при­мере моле­ний Спа­си­теля и Святых Апо­сто­лов. Общий вид бого­слу­же­ния офор­мился ко вре­мени свя­того Иоанна Зла­то­уста. В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамас­кин, святой Феодор Студит и многие другие пес­но­творцы допол­нили все­нощ­ное бдение мно­гими молит­во­сло­ви­ями и пес­но­пе­ни­ями, кото­рые входят в состав все­нощ­ной, совер­ша­е­мой в Пра­во­слав­ной Церкви поныне.

Что сим­во­ли­зи­рует все­нощ­ное бдение?

Первая часть все­нощ­ного бдения – вечерни – сим­во­ли­зи­рует и по своему содер­жа­нию напо­ми­нает исто­рию Вет­хого Завета. Молит­во­сло­вия и пес­но­пе­ния этого бого­слу­же­ния гото­вят нас к утрени, на кото­рой вспо­ми­на­ются глав­ным обра­зом ново­за­вет­ные собы­тия.

Почему важно посе­щать все­нощ­ные бдения?

Конечно, глав­ное бого­слу­же­ние Церкви есть Литур­гия. Но про­пус­кая все­нощ­ное бдение, мы тем самым остав­ляем боль­шой пробел в своем духов­ном раз­ви­тии, лишаем себя зна­ком­ства со свя­то­оте­че­ским гим­но­гра­фи­че­ским насле­дием. Ведь основ­ная духов­ная и смыс­ло­вая нагрузка, празд­ну­е­мого в этот день собы­тия при­хо­дится именно на все­нощ­ное бдение: напри­мер, сти­хиры, паре­мии, поли­е­лей с чте­нием Еван­ге­лия, каноны. Кроме того, полезно и само­сто­я­тель­ное озна­ком­ле­ние с бого­слу­жеб­ными тек­стами все­нощ­ного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, напри­мер, кано­нами. Нако­нец, пре­бы­вая на все­нощ­ном бдении, мы участ­вуем в собор­ном молит­вен­ном дела­нии.

Сколько в насто­я­щее время длится все­нощ­ное бдение?

В при­ход­ских храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сред­няя про­дол­жи­тель­ность все­нощ­ного бдения состав­ляет около двух часов. Начи­на­ется оно, как пра­вило, в 18 (иногда в 17) часов, а закан­чи­ва­ется в 20 (или в 19, если нача­лось в 17).

Инте­рес­ный факт

В начале XX века в Киев­ской духов­ной ака­де­мии был пред­при­нят опыт рекон­струк­ции все­нощ­ного бдения в полном соот­вет­ствии с бого­слу­жеб­ным Уста­вом. Под­го­товка дли­лась несколько меся­цев и потре­бо­вала зна­чи­тель­ных мате­ри­аль­ных затрат. Сама все­нощ­ная дли­лась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы исполь­зо­ва­лись обык­но­вен­ные, четы­рех­го­лос­ные. Орга­ни­за­тор этого необыч­ного меро­при­я­тия про­фес­сор М. Ска­бал­ла­но­вич так вспо­ми­нает о нем: «Трудно пере­дать сло­вами, что чув­ство­вали слу­ша­тели этой службы, назван­ной кем-то «исто­ри­че­ской все­нощ­ной»… Два руко­во­ди­теля службы, зна­ю­щие наизусть 2‑ю главу Типи­кона… по оче­реди за все­нощ­ной теряли голову и должны были про­ве­рять друг друга, это ли сле­дует далее. Боль­шин­ство испол­ни­те­лей службы… в тече­ние все­нощ­ной были как бы пьяные… Один сту­дент, люби­тель поспать, несколько раз уходил из церкви, раз­де­вался, укла­ды­вался в постель, но, не будучи в состо­я­нии заснуть от мысли, что в несколь­ких шагах идет такой ори­ги­наль­ный, неслы­хан­ный кон­церт, воз­вра­щался в цер­ковь. Одна кур­систка до все­нощ­ной выучила все псалмы, сти­хиры, каноны и биб­лей­ские песни, имев­шие петься… При повто­ре­нии пред­по­ла­га­ется все петь боль­шим зна­мен­ным рас­пе­вом, что удли­нит все­нощ­ную часа на 3–4».

В. Духа­нин, из книги «Во что мы веруем»:

Мы настолько погру­жа­емся в земную суету и попе­че­ния, что для обре­те­ния под­лин­ной духов­ной сво­боды нам тре­бу­ется очень про­дол­жи­тель­ное бого­слу­же­ние. Тако­вым и явля­ется Все­нощ­ное бдение – оно совер­ша­ется по вече­рам нака­нуне вос­крес­ных и празд­нич­ных дней и спо­собно осво­бо­дить нашу душу от мрака земных впе­чат­ле­ний, рас­по­ло­жить пости­же­нию духов­ного смысла празд­ника, к вос­при­я­тию бла­го­дат­ных даров. Все­нощ­ное бдение всегда пред­ше­ствует Литур­гии, глав­ному бого­слу­же­нию Церкви. И если Литур­гия по своему сакра­мен­таль­ному смыслу сим­во­ли­зи­рует Цар­ство буду­щего века, вечное Цар­ство Божие (хотя этим зна­че­нием Литур­гия не огра­ни­чи­ва­ется), то Все­нощ­ное бдение сим­во­ли­зи­рует то, что ему пред­ше­ствует, исто­рию Вет­хого и Нового Заве­тов.

Начи­на­ется Все­нощ­ная с Вели­кой вечерни, кото­рая изоб­ра­жает основ­ные вехи вет­хо­за­вет­ной исто­рии: сотво­ре­ние мира, гре­хо­па­де­ние первых людей, молитву их и надежду на буду­щее спа­се­ние. Напри­мер, первое отвер­зе­ние Цар­ских врат, каж­де­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лями алтаря и воз­гла­ше­ние: «Слава Святей, и Еди­но­сущ­ней, и Живо­тво­ря­щей, и Нераз­дель­ней Троице…» зна­ме­нует тво­ре­ние Святой Тро­и­цей мира, когда Дух Святой, сим­во­ли­зи­ру­е­мый клу­бами кадиль­ного дыма, обымал пер­во­здан­ный мир, вдыхая в него живо­нос­ную силу. Далее поется сто третий псалом «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода», про­слав­ля­ю­щий пре­муд­рость Творца, явлен­ную в кра­со­тах види­мого мира. Свя­щен­ник в это время кадит весь храм и моля­щихся, а мы вспо­ми­наем рай­скую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, испол­няя их бла­го­да­тью Духа Свя­того. Но чело­век согре­шил и был изгнан из рая – закры­ва­ются Цар­ские врата, теперь молитва совер­ша­ется перед ними. А пение стихов «Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя» напо­ми­нает бед­ствен­ное поло­же­ние чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния, когда появи­лись болезни, стра­да­ния, нужды, и люди в пока­я­нии искали мило­сти Божией. Пение завер­ша­ется сти­хи­рой в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, во время кото­рой свя­щен­ник, пред­ше­ству­е­мый све­ще­нос­цем и диа­ко­ном с кади­лом, выхо­дит из север­ных дверей алтаря и тор­же­ственно входит через Цар­ские врата, что обра­щает наш мыс­лен­ный взор к пред­ска­за­ниям вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков о при­ше­ствии в мир Спа­си­теля. Вот так каждый фраг­мент вечерни заклю­чает в себе воз­вы­шен­ный смысл, в основ­ном свя­зан­ный с вет­хо­за­вет­ной исто­рией.

А затем сле­дует утреня, озна­ча­ю­щая наступ­ле­ние ново­за­вет­ного вре­мени – явле­ние Гос­пода в мир, Его Рож­де­ние в чело­ве­че­ском есте­стве и Его слав­ное вос­кре­се­ние. Так, уже первые стихи перед шесто­псал­мием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние» напо­ми­нают сла­во­сло­вие анге­лов, явив­шихся виф­ле­ем­ским пас­ту­хам в момент Рож­де­ства Хри­стова (ср. Лк. 2:13–14). Особое зна­че­ние на утрене имеет поли­е­лей (что значит «мно­го­мило­стив» или «многое осве­ще­ние») – тор­же­ствен­ная часть Все­нощ­ной, заклю­ча­ю­щая в себе про­слав­ле­ние мило­сти Божией, явлен­ной в при­ше­ствии Сына Божия, Кото­рый спас людей от власти диа­вола и смерти. Начи­на­ется поли­е­лей с тор­же­ствен­ного пения хва­леб­ных стихов: «Хва­лите имя Гос­подне, хва­лите, раби Гос­пода. Алли­луйя», в храме воз­жи­га­ются все све­тиль­ники, а Цар­ские врата отвер­за­ются в знак осо­бого бла­го­во­ле­ния Божия к людям. Нака­нуне вос­крес­ных дней поются особые вос­крес­ные тро­пари – радост­ные песни в честь Вос­кре­се­ния Гос­пода, повест­ву­ю­щие, как ангелы яви­лись женам-миро­но­си­цам у Гроба Спа­си­теля и воз­ве­стили им о Вос­кре­се­нии Иисуса Христа. Тор­же­ственно чита­ется Еван­ге­лие, посвя­щен­ное празд­нику, а затем испол­ня­ется канон – собра­ние особых крат­ких песен и молитв, посвя­щен­ных празд­ну­е­мому собы­тию. Вообще, стоит заме­тить, что помимо ука­зан­ного зна­че­ния каждое Все­нощ­ное бдение посвя­щено опре­де­лен­ному празд­нику – собы­тию свя­щен­ной исто­рии или памяти свя­того или иконе Божией Матери, и потому на про­тя­же­нии всего бого­слу­же­ния испол­ня­ются пес­но­пе­ния и чита­ются молитвы, посвя­щен­ные именно этому празд­нику. Так что смысл Все­нощ­ной воз­можно постичь, не только зная пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние бого­слу­жеб­ных дей­ствий, но и вникая в смысл пес­но­пе­ний каж­дого празд­ника, для чего хорошо еще дома озна­ко­миться с содер­жа­нием бого­слу­жеб­ных тек­стов. А самое глав­ное – во время бого­слу­же­ния научиться молиться вни­ма­тельно, с теплым и искрен­ним чув­ством, ведь лишь при этом будет достиг­нута глав­ная цель служб цер­ков­ных – бого­об­ще­ние.

Источник

Всенощное бдение

всенощная на освящение храма

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

всенощная на освящение храма

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

всенощная на освящение храма

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея. Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием. » — начинается чтение канона.

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа. ». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево. » После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие. Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу. » Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Источник

Великое Освящение храма

ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА БЫВАЕМОГО ОТ АРХИЕРЕЯ

всенощная на освящение храмаОсвящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. Наш храм был освящён 28 августа 2015 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Подробнее об этом событии читайте здесь>>

По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЧИНЫ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА:

Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго».

Архиерей освящает только антиминс. «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго».

Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

всенощная на освящение храма

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА.

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) из Большого Требника в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Как малая вечерня, так и бдение поются пред алтарем при закрытых царских вратах.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ОСВЯЩЕНИЮ ХРАМА.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада. Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются обыкновенно принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и проч., а по четырем угла стола поставляются зажженные свечи. В алтаре же, ближе к горнему месту, ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.

всенощная на освящение храма

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды, после которого священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются, и миряне не могут быть в алтаре, для избежания тесноты.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

всенощная на освящение храма

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих.

всенощная на освящение храма

Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

всенощная на освящение храма

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

всенощная на освящение храма

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

всенощная на освящение храма

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином.

всенощная на освящение храма

Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною).

всенощная на освящение храма

При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

всенощная на освящение храма

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола. После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачи€ца» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

всенощная на освящение храма

При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

всенощная на освящение храма

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

всенощная на освящение храма

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

всенощная на освящение храма

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов.

всенощная на освящение храма

После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме.

всенощная на освящение храма

Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

всенощная на освящение храма

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

всенощная на освящение храма

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

всенощная на освящение храма

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

всенощная на освящение храма

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.
После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

всенощная на освящение храма

В новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме (Симеон Солунский). Новоосвященные антиминсы также должны в продолжение 7 дней оставаться на престоле в храме.

Фотографии Алексея Лузгана, Екатерины Ульяновой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *