всеобщее обязательное обучение трудящихся республики вводится
Тема 10. Культура Казахстана в 20 – 30 годы.
1. Общество « Долой неграмотность» образовано А) 1924 г В) 1925 г С) 1926 г
2. Всеобщее обязательное обучение трудящихся республики вводится
А) с января 1931 г В) с февраля 1931 г С) с декабря 1931 г
3. Всеобщим обязательным обучением было охвачено население в возрасте
А) от 15 до 50 лет В) от 17 до 60 лет С) от 14 до 70 лет
4. Устав единой трудовой школы Каз АССР принят А) в 1926 г В) в 1927 г С) в 1928 г
5. В школьном строительстве был взят курс на увеличение А) одногодичных и двухгодичных школ
В) «трехлеток и четырехлеток» С) семилетних школ.
6. В области образования особое внимание уделялось охвату обучением
А) колхозников В) рабочих С) девушек – казашек.
7. Для девушек казашек были открыты специальные школы в городах
А) Чимкент, Алма-Ата В) Уральск, Тургай С) Павлодар, Семипалатинск.
8. Всеобуч в оседлых районах был введен
А) в 1929 – 1930 гг В) в 1930 – 1931 гг С) в 1931 – 1932 гг
9. Всеобуч в кочевых районах был введен
А) осень 1931 года В) зима 1931 года С) весна 1931 года.
10. Комсомол Казахстана взял шефство
А) над всеобучем В) над животноводством С) над транспортом.
11. Осенью 1932 года в детских домах Казахстана находилось
А) 68 тыс. детей В) 65 тыс. детей С) 60 тыс. детей.
12. Значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства
А) частных пожертвований В) колхозов и совхозов С) промышленных предприятий.
13. Удостоены звания «Заслуженный учитель Казахской ССР»
А) С. Кубеев, Л. Добранская, С. Акишев
В) Н. Иванова, К. Абдрахманов С) И. Ибраев, Т. Турсунов.
14. Первый педагогический институт в Казахстане был открыт
А) в 1926 г В) в 1927 г С) в 1928 г
15. Первому педагогическому институту было присвоено имя
А) Абая В) Ы. Алтынсарина С) С. Сейфуллина.
16. Первые ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный, медицинский институты
были открыты в 1931 году
А) в Алма-Ате В) в Кызыл-Орде С) в Семипалатинске.
17. Казахский Государственный Университет имени С. М. Кирова был открыт
А) в 1934 г В) в 1935 г С) в 1936 г
18. Начало подготовки инженерно – технических кадров в республике положило открытие
А) Казахского педагогического института В) Казахского горно-металлургического института
С) Казахского Государственного университета имени С. М. Кирова.
19. Накануне В. О. В. в Казахстане действовало ВУЗов А) 15 В) 20 С) 30
20. Накануне войны в Казахстане действовало среднеспециальных учебных заведений
21. В высших и среднеспециальных учебных учреждениях Казахстана обучалось
А) 20 тысяч чел. В) 30 тысяч чел. С) 40 тысяч чел.
22. В вузах и техникумах различных регионов республики в 30 –ые годы обучались около
А) 10 тысяч чел. В) 20 тысяч чел. С) 25 тысяч чел.
23. В «Обществе по изучению Казахстана» приняли активное участие
А) Асфендиаров, Затаевич, Аймаутов В) Домбровский, Орлов С) Иванов, Жургенов.
24. Филиалы «Общества по изучению Казахстана» действовали
А) в Петропавловске, Кокчетаве, Уральске
В) в Семипалатинске, Тургае С) в Алма-Ате, Кызыл-Орде.
25. В 1926 году проводил раскопки на месте древнего города Тараз А) Масон В) Затаевич С) Орлов
26. Накануне В. О. В. в Казахстане действовало научных учреждений А) 57 В) 60 С) 65
27. Накануне войны в научных учреждениях Казахстана трудилось
А) 1,5 тысячи ученых В) 1,6 тысячи ученых С) 1,7 тысячи ученых
28. «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором
С. А. Асфендиаровым вышла в свет
А) а 1933 г В) в 1934 г С) в 1935 г
29. Школьное строительство в Казахстане натолкнулось на серьезные трудности – резко
сократилось количество детей из-за
А) голода 1931 – 1932 гг В) низкой рождаемости С) миграции населения.
30. Материальная помощь учащимся предусматривалась в виде
А) расширение сети интернатов, выдачи стипендий
В) бесплатных учебников, обуви, одежды С) верно все перечисленное
Глава VI. Культура Казахстана (1920–1945 гг.). Образование и наука
Образование и наука
Ликвидация неграмотности взрослого населения стала одной из неотложных задач руководства республики в 20-е годы. В апреле 1924 года в Казахской АССР было образовано общество «Долой неграмотность!». В 1921-1927 годах в республике обучалось около 200 тыс. человек. В декабре 1931 года Президиум ЦИК и СНК Казахской АССР ввели всеобщее обязательное обучение (всеобуч) для неграмотного трудящегося населения в возрасте от 15 до 50 лет. Задачу ликвидации неграмотности (ликбез) среди взрослого населения в основном удалось выполнить к началу Великой Отечественной войны. Города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата стали районами сплошной грамотности. В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, среди казахского населения-40%. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить лишь в конце 50-х годов XX века.
Первый президент Академии Наук Казахской ССР
Крупный центр по изучению этнографии, истории, экономики и естественных наук края в 20–30-е годы XX века
Центральная объединенная студия художественных фильмов на базе Алма-Атинской киностудии и эвакуированных киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» организована в
В 1926 году на месте древнего города Тараза проводил раскопки
Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (сейчас Казахский национальный университет им. аль-Фараби)
В каком году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая?
Составителем первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии –
СНК республики принял «Устав единой трудовой школы» в
Казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую в
В 1930–1931 учебном году всеобщее обязательное обучение было введено в оседлых районах, а с весны 1931 года
Советские геологи, изучавшие недра Казахстана
Автор(-ы) труда(-ов) по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 1920–1930-е гг.
Всеобщее обязательное обучение трудящихся республики вводится
Глава VI. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Достижения в области народного образования. Профессиональное образование. Формирование новой волны национальной интеллигенции.
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурного уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати на родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.
В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них, примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально- технической базой для развертывания культурного строительства. Поэтому процесс ликвидации неграмотности продвигался медленно.
В 1924 г. было образовано общество «Долой неграмотность», которое вело работу на основе добровольного членства при поддержке трудящихся. В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана.
К началу войны задачу ликвидации неграмотности (ликбез) среди взрослого населения в основном удалось выполнить. Приобщение широких слоев трудящихся к грамоте являлось одним из важных итогов культурных преобразований в Казахстане.
Народное образование. В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде.
В 1930/1931 учебному году был введен всеобуч в оседлых районах, с весны 1931 г. — в районах с кочевым населением. Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнования на дело народного образования. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде расширения сети интернатов, общежитий, выдачи стипендий, бесплатного снабжения учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, транспортом и т.д. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они создавали оригинальные учебники и учебные пособия на родном языке.
Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения республики. В середине 20-х годов в республике функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие и эстонские начальные школы, преподавание в которых в большинстве случаев велось на родном языке.
Однако школьное строительство в Казахстане натолкнулось на серьезные трудности. В результате голода 1931— 1.932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот. Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей. Значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства колхозов и совхозов. В республике росла численность учителей.
Накануне войны сотни учителей были награждены орденами и медалями. Некоторые из них были удостоены звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», в их числе такие видные деятели просвещения, как С.Кобеев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, и другие.
Высшее и среднее специальное образование, формирование интеллигенции Казахстана. В 1928 г. в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая. В 1929— 1931 гг. в Алма-Ате открылись ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1931—1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл- Ординский пединституты. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета им. С.М.Кирова.
Открытие Казахского горно-металлургического института положило начало подготовке инженерно-технических кадров в республике. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические. Увеличилось число педтехникумов. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучались около 40 тыс. человек. В вузах и техникумах различных регионов страны в 30-е годы обучались около 20 тыс. казахстанцев.
В вузах республики вели педагогическую работу и научные исследования тысячи посланцев центральных вузов и научных учреждений.
Среди них были такие видные ученые, как Б.Домбровский, Н.П.Орлов, М.П.Иванов, И.С. Бахал, К.П.Персидский и многие другие. Большой вклад в становление и развитие высшей школы республики внесли С.Д.Асфендиаров, Т.Жургенов, С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, М.Ауэ- зов, К.Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.
Но народное хозяйство все еще ощущало нехватку научно-технических кадров. Имевшиеся вузы и средние специальные учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности республики. Вузы также испытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи. В предвоенные пятилетки вследствие сталинских репрессий ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции Казахстана сильно поредели. В те годы, по существу, была уничтожена интеллигенция, которая сформировалась до революции. От репрессий пострадали организаторы высшей школы, видные деятели литературы, искусства.
20—30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане. Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края и естественных наук. Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали С.Асфендиаров, А.В.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жолдыбаев, А.П.Чулошников, А.Ю.Якубовский и др.
В городах Петропавловске и Кокчетаве, Уральске и Урде действовали филиалы Общества. Огромная работа была проделана в области казахского языка и литературы. Велась работа по совершенствованию казахской письменности, по созданию первых учебников на казахском языке. Были изданы труды по истории, этнографии казахского народа и археологии.
В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза. Значительную научно-исследовательскую работу в области здравоохранения вел Санитарно-бактериологический институт при Наркомздраве КазССР. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием таких выдающихся советских ученых, как А.Е.Ферсман, Н.Г.Кассин, М.П.Русаков, С.С.Неуструев, Р.А.Борукаев, А.А.Гапеев. Изучались Ачисайское свинцовое месторождение, Карагандинское и Экибастузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926—1927 гг. осуществила статистикоэкономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.
Так были подготовлены условия для создания в 1932 г. базы Академии наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела в своем составе секторы — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма- Ате. В 1935 г. созданы секторы геологии и истории. С базой Академии наук слился Казахский научно- исследовательский институт национальной культуры, включавший секторы казахского языка и литературы, народного творчества. Позже она была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР.
В определении приоритетных направлений развития науки в Казахстане принимали деятельное участие президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрколог, академик А.Н. Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие казахстанский штаб науки. Вместе с русскими учеными работали казахские ученые. Видную роль в развитии науки в Казахстане сыграл К.И.Сатпаев. Значительно выросли кадры научных работников, в том числе национальных.
В 1935 г. была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная проф. С.Асфендиаровым. В 20—30-е годы С.Сейфуллиным С.Мукановым, А.Байтурсыновым, К.Жубановым были написаны обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения. Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.
|9Т [ 1. Каков вклад дореволюционной интеллигенции в культурное строительство республики?
2. Каковы были достижения в сфере народного образования?
3. Дайте краткую характеристику процесса становления и развития науки Казахстана.
4*. Назовите основные тенденции в развитии культуры в рассматриваемый период.
Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 1901-1950
1901. В период 30-30-х годов XX века большинство дел репрессированных рассматривали
Внесудебные органы «тройки»
1902. На карте Казахстана в 30-50-е годы функционировал исправительно-трудовой лагерь особого режима, где содержались репрессированные
1903. Для содержания женщин и детей «изменников родины» на территории Казахстана был создан специальный лагерь
1904. Несмотря на трагедию в период коллективизации, социальная природа крестьянства изменилась, и центральной фигурой на селе стал
1905. Казахстан, входивший в состав РСФСР в качестве автономии, был преобразован в союзную республику согласно Конституции
1906. Конституция Казахской ССР 1937 года определяла политическую основу Казахской ССР в лице
Советов депутатов трудящихся.
1907. В 30-е годы XX века на территории Карагандинской области из спецпереселенцев создавались
1908. Коммунистическая партия взяла курс на расширение индустриальной мощи страны, укреплении её обороноспособности в
1909. Трудовой почин, призвавший девушек овладеть трактором накануне Великой Отечественной войны, принадлежал
1910. Методом ударных строек в Западном Казахстане накануне Великой Отечественной войны был построен канал
1911. Всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет было введено в декабре
1912. Всеобуч в районах с кочевым населением был введён с весны
1913. Шефство над всеобучем в Казахстане в 30-е годы XX века взял
1914. В результате голода 1931-1932 гг в стране возросло количество
Детских домов и интернатов.
1915. Особое внимание в 20-30-е годы ХХ века уделялось охвату школьным образованием
1916. Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в
1917. Имя Абая было присвоено первому институту
1918. В 1929-1931гг в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и
1919. В 20-30-е годы XX века крупный центр по изучению истории, этнографии, экономики и естественных наук края
Общество по изучению Казахстана.
1920. Ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский институты были открыты в Алма-Ате в
1921. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате
Казахского государственного университета.
1922. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие
Казахского горно-металлургического института.
1923. База Академии наук СССР в Казахстане была создана в
1924. В 1935 году была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времён», написанная профессором
1925. В 1926 году раскопки на месте древнего города Тараз производил известный учёный
1926. Стоял у истоков казахской советской литературы, продолжил традиции Абая и дал новое дыхание поэзии
1927. Историко-революционный роман С.Сейфуллина, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны
«Тернистый путь, трудный переход».
1928. В 20-30-е годы XX века искусным переводчиком проявил себя представитель казахской дореволюционной интеллигенции
1929. В 20-30-е годы XX века огромный интерес у эмигрантов вызывала
1930. Записал и опубликовал труд «1000 песен киргизского (казахского) народа»
1931. Известный музыковед Б.Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение
«1000 песен киргизского (казахского) народа».
1932. Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс
1933. В январе 1926 года в Кзыл-Орде открылся первый в республике
Национальный казахский театр.
1934. Первый в республике национальный казахский театр открылся в Кзыл-Орде в январе
1935. Первый в республике национальный казахский театр открылся в январе 1926 года в
1936. Первый национальный казахский театр в Кзыл-Орде возглавил талантливый режиссёр
1937. Открывшийся в 1926 году в Кзыл-Орде национальный казахский театр стал называться «Казахский академический театр драмы» в
1938. В 1933 году в Алма-Ате открылся
Уйгурский музыкально-драматический театр.
1939. В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало
1940. В 1937 году в Кзыл-Орде открылся
1941. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в
1942. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину
1943. Созданный в 1934 году Казахский государственный оркестр возглавил композитор
1944. В 20-30-е годы XX века центром казахской профессиональной живописи стала мастерская
1945. В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в
Одновременном созидании и уничтожении достижений культуры.
1946. В 20-30-е годы XX века огромный ущерб развитию культуры наносило
1947. По планам фашистов Казахстан должен был войти в колонию
1948. Идея создания колонии «Большой Туркестан», в который по планам фашистов должен был войти Казахстан, предполагала создать для Германии
Мощную сырьевую и продовольственную базу.
1949. При размещении в Казахстане в годы Великой Отечественной войны эвакуированных и перебазированных предприятий, прежде всего, требовалась (лось)
Свехсрочная выдача фронту военной продукции.
1950. В годы Великой Отечественной войны Алма-Ата, Чимкент, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск стали основными районами
Размещения перебазированных предприятий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». ( Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года.)
Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил:
«Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется всё, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти».
Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство.
Надо отметить, что первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную историю. Для отсева неблагонадёжных учителей была проведена «чистка».
Стоит отметить, что в это время т. н. троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных.
В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.
Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средств закрыли многие школы, сократилось количество учащихся.
Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами
не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.
Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.:
«Положении о единой трудовой школе» и
«Основных принципах единой трудовой школы (Декларация).
Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями : первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан
на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).
Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приёма в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.
В качестве первоочередной задачи была провозглашена борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому всё население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось.
Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования — школу, чтобы охватить всех детей.
Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путём.
Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования.
Так, в 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%. В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.
В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.
Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов
с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.
Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930—1931 учебного года для детей 8—10 лет в объёме
4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объёме ускоренных 1-2-годичных курсов.
Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.
Расходы на школу в 1929—1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925—1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ.
Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учёбой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты.
В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории.
Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.
В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока.
Одновременно была создана система инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений, которые и позволили Союзу стать «сверхдержавой», которая на протяжении нескольких десятилетий успешно противостояла всей западной цивилизации.