всероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования
Всероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования
Москва, 19 мая 2021 года. — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает об успешном завершении тестирования системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в рамках Общероссийской тренировки по использованию ГАС «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования. Тестирование проходило с 8:00 12 мая до 20:00 14 мая и было доступно гражданам, ранее подавшим заявку на участие через портал Госуслуг.
Для участия в тестировании системы дистанционного электронного голосования было подано более 2,3 миллионов заявок. Для оформления заявки на участие в тестировании необходимо было иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг. Подать заявку могли жители всех регионов России в период с 21 апреля по 7 мая 2021 года.
По итогам проведения тестирования системы дистанционного электронного голосования проголосовали более 1,2 миллионов граждан, выдано более 2,6 миллионов электронных бюллетеней. Участникам ДЭГ было доступно 208 тренировочных избирательных кампаний. Наиболее активное участие в голосовании приняли жители Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Тульской, Псковской и Белгородской областей.
По итогам участия в тренировке ДЭГ пользователи могут поделиться мнением, а также оставить отзывы и предложения с использованием платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Принять участие в опросе можно до 24 мая.
Напомним, что Общероссийская тренировка по использованию ГАС «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования в единый день голосования 19 сентября 2021 года проходит в несколько этапов и завершится 21 мая. В ходе тренировки проводится проверка работоспособности ГАС «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования, а также отрабатываются практические действия участников избирательного процесса.
Документы ЦИК России
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Москва
О программе проведения общероссийской тренировки с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и иных выборах и референдумах, проводимых в единый день голосования 19 сентября 2021 года
В целях обеспечения подготовки избирательных комиссий и Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее – ГАС «Выборы»), а также программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования (далее – ПТК ДЭГ) к проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и иных выборов и референдумов, проводимых в единый день голосования 19 сентября 2021 года, руководствуясь пунктом 14 статьи 64, пунктом 1 статьи 74 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 6 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», с учетом постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 191/1476-7 «О структуре Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Программу проведения общероссийской тренировки с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и иных выборах и референдумах, проводимых в единый день голосования 19 сентября 2021 года (прилагается).
2. Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (О.В. Боброва) совместно с федеральным государственным казенным учреждением «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (А.Ю. Сокольчук) обеспечить подготовку ПТК ДЭГ для проведения общероссийской тренировки с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации, по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и иных выборах и референдумах, проводимых в единый день голосования 19 сентября 2021 года (далее – общероссийская тренировка), а также разработать перечень исходных данных для контрольных (тренировочных) примеров.
3. Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации обеспечить подготовку соответствующих региональных фрагментов ГАС «Выборы», системных администраторов, обеспечивающих эксплуатацию комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы» в избирательных комиссиях, для проведения общероссийской тренировки.
4. Федеральному государственному казенному учреждению «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (А.Ю. Сокольчук) обеспечить подготовку ГАС «Выборы» для проведения общероссийской тренировки.
5. Признать утратившим силу постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 октября 2017 года № 105/875-7 «О новой редакции программы проведения общероссийской тренировки по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» с участием избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации».
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.И. Лопатина.
7. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
ЦИК проводит всероссийское тестирование электронного голосования
Позиции партий
Позиции политических партий по системе электронного голосования остаются далекими от консенсуса. Например, лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов в целом положительно относится к самой идее электронного голосования, так как это, по его мнению, объективный и неизбежный процесс. Однако он в разговоре с «Газетой.Ru» указывает и на недостатки тестируемой системы.
«Надо понимать, что электронное голосование само по себе — не панацея от манипуляций.
Напротив, есть опасность, что мошенничество может стать более изощренным, его станет сложнее выявить. Это ведь не за руку жулика схватить, когда он вбрасывает бюллетени.
Поэтому участие широкой общественности и неангажированных профессионалов IT-индустрии является важным условием выработки правил и процедур электронного голосования на выборах. Мы организационно и технически должны исключить всякую возможность фальсификаций и манипуляций», — сказал он.
Депутат отдельно указал на свое скептическое отношение к возможности повторного голосования на выборах. «Как понять, когда человек голосовал под давлением, а когда нет? Повторное волеизъявление открывает новое «окно» для злоупотреблений и махинаций», — сказал Миронов. Другим необходимым условием для введения электронного голосования, по его словам, должна быть возможность наблюдения со стороны политических партий.
Депутат от КПРФ Александр Ющенко со своей стороны отмечает, что его партию нынешнее состояние этой системы категорически не устраивает.
«Нет никаких гарантий контроля и проверки, как и ситуация с трехдневным голосованием, где открывается путь для любого административного влияния и фальсификаций. Мы считаем, что голосование должно быть традиционным», — сказал он.
Иное отношение к системе электронного голосования в ЛДПР. Первый заместитель фракции в Госдуме Алексей Диденко отметил, что его однопартийцы не видят особенных рисков в электронном голосовании. «По нашему мнению, оно зарекомендовало себя хорошо, это помогает поднимать явку, пользуется популярностью. Каких-то опасений или подозрений о вторжении в систему мы не наблюдали. Мы в целом за различные электронные форматы. У нас претензии есть там, где человеческий фактор, связанные с членами УИК, выездных ящиков и так далее», — подчеркнул Диденко.
В «Единой России» же считают, что электронное голосование — положительная практика, которая расширяет возможности реализации избирательного права и в то же время остается добровольным и альтернативным механизмом. Автор законопроекта об электронном голосовании Ирина Белых ранее в комментарии для «Газеты.Ru»говорила, что эта практика постоянно совершенствуется с учетом всех замечаний экспертного сообщества, наблюдателей, профессионалов-программистов.
Всероссийская тренировка
Общероссийская тренировка по использованию дистанционного электронного голосования (ДЭГ) проходит с 12 по 14 мая с использованием сервиса Госуслуг. Это мероприятие — проверка системы перед ее использованием в шести субъектах на сентябрьских выборах, когда будут выбирать в том числе депутатов Госдумы. Во время тестов нагрузка на инфраструктуру ДЭГ в два раза превышает ту, с которой система столкнется в сентябре.
По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, для участия в испытании зарегистрировались около 2,3 млн жителей из всех регионов страны. Подать заявку мог любой желающий с подтвержденным аккаунтом на портале Госуслуг с 21 апреля по 7 мая. Однако не все желающие в итоге принимают участие в тестировании — сообщения об отказе они получили на портале Госуслуг. Памфилова заявила, что таких людей немного и ЦИК проводит проверку каждого подобного случая. По ее словам, причиной отказа могло быть несовпадение данных заявителей с реестром, и признала, что гражданам присылали некорректные объяснения.
На следующей тренировке будет также доступна возможность выгрузки всех блокчейн-транзакций, пообещал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Олег Качанов.
Дистанционное электронное голосование на выборах в 2021 году пройдет в шести субъектах, включая Москву.
Остальные регионы будут выбраны по нескольким критериям, таким как количество жителей старше 18 лет, получающих госуслуги через единый портал и число избирателей, чьи данные на gosuslugi.ru сопоставлены с данными системы ГАС «Выборы». Кроме того, регион должен будет обеспечить хорошее информационное обеспечение.
Москвичи же будут участвовать на базе собственного портала mos.ru. При этом в столице до сих пор не урегулированы два вопроса: не ясно, будут ли там проводить электронное голосование в один день с «бумажным» и разрешат ли избирателям переголосовать. ЦИК выступает против последнего, так как в других регионах такой возможности точно предусмотрено не будет.
Мнения экспертов
Опрошенные «Газетой.Ru» политологи сходятся во мнении, что у электронного голосования есть как плюсы, так и заметные минусы.
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко считает, что потенциально ДЭГ — весьма удобный инструмент.
«Я думаю, что плюсы очевидны — это возможность голосовать дистанционно, не подвергая себя эпидемиологическим рискам, не завися от каких-то транспортных проблем. Можно находиться, например, в командировке, и спокойно проголосовать. Минусы — проблемы защищенности голосования от внешнего вмешательства, в том числе со стороны других государств. Для того, чтобы этого избежать и проводится тестирование. Есть и проблема в административном ресурсе. Здесь поможет только гласность и уголовные дела, если такие факты будут доказаны», — говорит эксперт.
Политолог Константин Калачев считает, что ДЭГ в теории может повысить явку за счет тех, кто зачастую не знает, как найти дорогу на избирательный участок или не может находиться в день выборов там, где можно проголосовать обычным способом.
«Что касается минусов — это в первую очередь, непрозрачность. Люди могут подозревать, что возможны какие-то накрутки и это, конечно проблема. Второй вопрос — сохраняется ли тайна голосования. Понятно, что это так, но это нужно объяснять обывателям. Это вопрос повышения доверия к системе. И еще одна возможная проблема — возможность проголосовать за другого человека через Госуслуги. Например, какой-нибудь бабушке могут помочь родственники. Но они могут проголосовать, как считают правильным они, а не она. ДЭГ очень нужны кейсы, которые показывают, что система ничем не отличается от оффлайна. Понятно, что важно иметь хорошие зарубежные примеры, но, к сожалению, там эта система не получила широкого применения где-либо, кроме Эстонии», — говорит эксперт.
При этом Калачев считает, что плюсы в целом потенциально могут перевешивать отрицательные черты именно из-за привлечения к электоральному процессу молодого поколения, которое привыкло все делать онлайн.
Всероссийская тренировка: граждане России протестируют систему дистанционного голосования
С 21 апреля по 7 мая пройдет прием заявлений на участие в тестировании системы дистанционного электронного голосования. Подать заявление может любой гражданин Российской Федерации, имеющий подтвержденную запись на портале gosuslugi.ru. На вечер 21 апреля от жителей Самарской области уже поступило 2121 заявление.
Как рассказал председатель Избирательной комиссии региона Вадим Михеев, после обработки заявления гражданин получит статус участника тестирования. Эта информация, а также правила участия во всероссийской тренировке будут отправлены в его личный кабинет на «Госуслугах». Для участия в тестировании можно использовать компьютер, ноутбук, планшет или смартфон, устройство должно быть подключено к Интернету.
Дистанционное голосование пройдет с 12 по 14 мая 2021 года на портале vybory.gov.ru, участникам предложат проголосовать за условных кандидатов.
Подведение итогов тренировки планируется провести 19-21 мая 2021 года. По результатам ЦИК России определит регионы, где избиратели получат возможность голосовать дистанционно на предстоящих выборах.
—>
—>
Обзор системы дистанционного электронного голосования ЦИК РФ
31 августа 2020 состоялся публичный тест системы дистанционного электронного голосования (далее ДЭГ) с применением технологии блокчейн, разрабатываемой по заказу ЦИК РФ.
Для знакомства с новой системой электронного голосования и понимания того, какую роль в ней играет технология блокчейн и какие еще компоненты используются, мы начинаем серию публикаций, посвященных основным техническим решениям, применяемым в системе. Начать предлагаем по порядку — с требований к системе и функциям участников процесса
Требования к системе
Основные требования, которые предъявляются к любой системе для голосования, в целом одинаковы и для традиционного очного голосования, и для дистанционного электронного голосования, и определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Все эти участники взаимодействуют друг с другом.
Протокол взаимодействия
Рассмотрим процесс голосования на традиционном участке, с урной и бумажными бюллетенями. В общем упрощенном виде он выглядит так: избиратель приходит на участок и предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт). На участке работает участковая избирательная комиссия, член которой проверяет личность избирателя и наличие его в списке избирателей, который был составлен ранее. Если избиратель найден, член комиссии выдает избирателю бюллетень, а избиратель расписывается в получении бюллетеня. После этого избиратель отправляется в кабинку для голосования, заполняет бюллетень, и опускает его в урну. Чтобы все процедуры соблюдались строго по закону, за всем этим следят наблюдатели (представители кандидатов, общественных институтов наблюдения). После завершения голосования избирательная комиссия в присутствии наблюдателей производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования.
Необходимые для проведения голосования свойства в традиционной системе голосования обеспечиваются организационными мерами и установленным порядком взаимодействия участников: проверкой паспортов избирателей, личной росписью за бюллетени, использованием кабинок для голосования и опечатанных урн для бюллетеней, порядком подсчета голосов и т.д.
Для информационной системы, которой является система дистанционного электронного голосования, этот порядок взаимодействия называется протоколом. Поскольку все взаимодействие у нас становится цифровым, этот протокол может рассматриваться как алгоритм, который реализуют отдельные компоненты системы, и комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых пользователями.
Цифровое взаимодействие накладывает определенные требования к реализуемым алгоритмам. Давайте рассмотрим действия, выполняемые на традиционном участке, в терминах информационных систем и то, как это реализовано в рассматриваемой нами системе ДЭГ.
Сразу скажем – технология блокчейн не является здесь «серебряной пулей», которая решает все вопросы. Для создания подобной системы потребовалось разработать большое количество программных и аппаратных компонентов, отвечающих за разные задачи, и связать их единым процессом и протоколом. Но при этом все эти компоненты взаимодействуют с блокчейн-платформой.
Компоненты системы
С технической точки зрения система ДЭГ представляет из себя программно-технический комплекс (далее ПТК), объединяющий набор компонентов для обеспечения взаимодействия участников избирательного процесса в единой информационной среде.
Схема взаимодействия компонентов и участников системы ПТК ДЭГ приведена ниже на рисунке.
Процесс дистанционного голосования
Теперь подробно рассмотрим процесс дистанционного электронного голосования и его реализацию компонентами ПТК ДЭГ.
Согласно Порядку дистанционного электронного голосования, для включения в список участников дистанционного электронного голосования избирателю необходимо подать заявление на портале Госуслуг. При этом подать такое заявление могут только те пользователи, которые имеют подтвержденную учетную запись и успешно сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума системы ГАС «Выборы». После получения заявления данные избирателя еще раз проходят проверку в ЦИК России и загружаются в компонент «Список избирателей» ПТК ДЭГ. Процесс загрузки сопровождается записью уникальных идентификаторов в блокчейн. Доступ к просмотру списка имеют члены избирательной комиссии и наблюдатели с помощью специального АРМ, размещенного в помещении избирательной комиссии.
При визите избирателя на участок происходит его аутентификация (сопоставление с данными паспорта) и идентификация в списке избирателей, а также проверка того, что этот избиратель ранее еще не получал бюллетень. Здесь важный момент – невозможно установить, опустил ли избиратель полученный бюллетень в урну или нет, только факт того, что бюллетень уже выдавался ранее. В случае ПТК ДЭГ визит избирателя представляет собой обращение пользователя на Портал ДЭГ – это сайт, расположенный по адресу vybory.gov.ru Как и на традиционном участке, на сайте размещены информационные материалы о проводимых избирательных кампаниях, сведения о кандидатах и другая информация. Для проведения идентификации и аутентификации используется ЕСИА Портала Госуслуг. Таким образом, сохраняется общая схема идентификации как при подаче заявления, так и при участии в голосовании.
После этого начинается процедура анонимизации – избирателю выдается бюллетень, который не содержит никаких идентификационных отметок: у него нет номера, он никак не связан с избирателем, которому он был выдан. Интересно рассмотреть вариант, когда участок оборудован комплексами электронного голосования – в этом случае анонимизация выполняется следующим образом: вместо бумажного бюллетеня избирателю предлагается выбрать из стопки любую карточку со штрих-кодом, с которой он подойдет к устройству для голосования. На карточке нет никаких данных об избирателе, только код, определяющий, какой бюллетень должен быть предоставлен устройством при предъявлении такой карточки. При полностью цифровом взаимодействии основная задача – реализовать такой алгоритм анонимизации, чтобы, с одной стороны, невозможно было установить никакие идентификационные данные пользователя, а с другой стороны – предоставить возможность голосования только тем пользователем, кто ранее был идентифицирован в списке. Для ее решения в ПТК ДЭГ применяется криптографический алгоритм, известный в профессиональной среде как «слепая электронная подпись». Мы подробно расскажем о нем в следующих публикациях, а также опубликуем исходный код, вы тоже можете собрать дополнительную информацию из публикаций в интернете по ключевым словам – «криптографические протоколы тайного голосования» или «слепая подпись»
Затем избиратель заполняет бюллетень в месте, где невозможно увидеть сделанный выбор (закрытая кабинка) – если в нашей информационной системе избиратель голосует дистанционно, то единственное такое место – это личное устройство пользователя. Для этого пользователь сначала переводится на другой домен – в анонимную зону. Перед переходом можно поднять VPN-соединение и сменить IP-адрес. На этом домене и происходит отображение бюллетеня и обработка выбора пользователя. Исходный код, который исполняется на устройстве пользователя, изначально открыт – его можно увидеть в браузере.
После того как выбор сделан, бюллетень зашифровывается на устройстве пользователя с применением специальной схемы шифрования, отправляется и записывается в компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов», построенный на базе блокчейн-платформы.
Одна из важнейших характеристик протокола – это невозможность узнать итоги голосования до его завершения. На традиционном участке это обеспечивается опечатыванием избирательной урны и контролем со стороны наблюдателей. В цифровом взаимодействии лучшим решением является шифрование выбора избирателя. Используемый алгоритм шифрования исключает возможность раскрытия результатов до завершения голосования. Для этого используется схема с двумя ключами: одним (открытым) ключом, который известен всем участникам, производится шифрование голоса. Расшифровать его этим же ключом нельзя, нужен второй (закрытый) ключ. Закрытый же ключ разделен между участниками избирательного процесса (членами избирательных комиссий, общественной палаты, операторами серверов подсчета, и так далее) таким образом, что каждая отдельная часть ключа бесполезна. Приступить к расшифровке можно только после того, как закрытый ключ будет собран. В рассматриваемой системе процедура разделения ключей включает в себя несколько этапов: разделение части ключа внутри системы, разделение ключа вне системы и формирование общего публичного ключа. Мы подробно покажем процесс шифрования и работы с криптографическими ключами в следующих публикациях.
После того как ключ собран и загружен, начинается подсчет итогов для их дальнейшей фиксации в блокчейне и последующего оглашения. Особенностью рассматриваемой системы является использование технологии гомоморфного шифрования. Мы подробно опишем этот алгоритм в следующих публикациях и расскажем о том, почему эта технология широко используется для создания систем голосования. А сейчас отметим ее основную особенность: записанные в систему учета зашифрованные бюллетени можно без расшифрования скомбинировать таким образом, что результатом расшифровки такого комбинированного шифротекста будет суммированное значение по каждому варианту выбора в бюллетенях. При этом в системе, конечно, реализованы математические доказательства корректности такого расчета, которые также записываются в систему учета и могут быть проверены наблюдателями.
Ниже приведена схема процесса голосования.
Блокчейн-платформа
Теперь, когда мы разобрали основные особенности реализации системы дистанционного электронного голосования, ответим на вопрос, с которого начинали – а какую роль в этом играет технология блокчейн и какие задачи она позволяет решить?
В реализованной системе дистанционного голосования технология блокчейн решает определенный круг задач.
Функциональность применяемой блокчейн-платформы обогащена использованием смарт-контрактов. Смарт-контракты проверяют каждую транзакцию с зашифрованными бюллетенями на подлинность электронной и «слепой» подписей, а также проводят базовые проверки корректности заполнения зашифрованного бюллетеня.
При этом в рассматриваемой системе дистанционного электронного голосования компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов» не ограничивается только блокчейн-узлами. Для каждого узла может быть развернут отдельный сервер, который реализует основные криптографические функции протокола голосования – серверы подсчета.
Серверы подсчета
Это децентрализованные компоненты, обеспечивающие процедуру распределенной генерации ключа шифрования бюллетеней, а также расшифрование и подсчет итогов голосования. В их задачи входит:
Для придания системе необходимых свойств на различных этапах процесса голосования используются следующие криптографические алгоритмы:
Итоги
Давайте подведем некий промежуточный итог рассмотрения системы дистанционного электронного голосования. Мы кратко описали процесс и основные компоненты, которые его реализуют, а также определи средства достижения необходимых для любой системы голосования свойств: