всестороннее и последовательное философское учение о противоречиях
Философия. Блок 13. Основные понятия и категории философии
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Объективный идеализм – это направление в идеализме, считающее первоосновой мира …
духовное начало и сознание субъекта
сознание
всеобщее, духовное начало
2. Релятивизм – это …
учение об относительности познания мира
религиозно-философское учение о мире
учение о природе
3. Деизм — это учение, согласно которому Бог …
сотворил мир и управляет им
сотворив мир, не принимает в нем участие
не имеет отношения к сотворению мира
4. Онтология – это философское учение о …
душе
бытии и о сущем
познании природы
5. Теология – это …
религиозно-философское учение о сущности Бога
учение о познании мира
учение о целесообразности в природе
6. Телеология – это …
философско-идеалистическое учение о Боге как первопричине возникновения Природы
философское учение о всеобщей причинности в природе
идеалистическое учение о целесообразности природы, её способности к целеполаганию
7. Сциентизм — это мировоззренческая ориентация, …
отрицающая какую-либо роль науки в жизни общества
абсолютизирующая роль науки в системе культуры и в идейной жизни общества
направленная на отрицание роли философии как науки
8. Иррационализм – это течение в философии, …
утверждающее принципиальную невозможность познания мира
признающее ведущую роль разума в познании
отрицающее возможность разума в познании и абсолютизирующая роль бессознательного, интуиции и т.п.
9. Гилозоизм – это …
философское учение об обществе
учение о всеобщей одушевленности природы
учение о познаваемости мира
10. Плюрализм — это философская позиция, согласно которой существует …
в мире только одно всеобщее начало
множество зависимых и определяющих друг друга начал
несколько независимых и несводимых друг к другу начал
11. Пантеизм – это философское учение, …
отождествляющее Бога и мир, растворяющее его в природе
абсолютизирующее Бога, господствующего над природой
отрицающее какую-либо роль Бога в развитии природы
12. Монизм – это философское воззрение, согласно которому …
многообразие мира объясняется различными по своей природе субстанциями
все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции
мир лишен единой субстанции
13. Антиномия — это учение о …
законах развития
развитии природы и общества
противоречиях
14. Редукционизм – это методологический принцип …
рассматривающий материю как процесс усложнения и новообразований в развитии
объяснения прошлого на основе настоящего
сведения высших форм материи к низшим
15. Парадигма – это …
метод научного познания, используемый во всех науках
модель научного знания, принятая в качестве образца решения исследовательских задач
наиболее общая теория развития научного знания
16. Солипсизм – это разновидность субъективного идеализма, признающего реальностью …
только окружающий мир
сознание субъекта, отражающего окружающий мир
только мыслящего субъекта
17. Философский идеализм – это учение, согласно которому …
материальное и идеальное равноправны
сознание, мышление первичны, а материя, природа вторичны
материя, природа первичны, а сознание и мышление – вторичны
18. Сенсуализм — это философское воззрение, выводящее все содержание знаний из …
деятельности органов чувств
деятельности разума
чувственной и рациональной деятельности
19. Рационализм – это философское направление, признающее …
чувственный опыт основой познания
равенство эмпирического и теоретического познания
разум основой познания
20. Схоластика – это …
философское учение о Боге и его месте в Природе
религиозно-философское учение о Природе
религиозная философия, подчиненная теологии, основанная на догматических предпосылках и формально-логических основаниях
21. Субъективный идеализм – это разновидность идеализма, признающая реальность …
в виде всеобщего духовного начала
как результат деятельности сознания
как результат деятельности божественного начала
22. Материализм – это философское учение о …
первичности сознания и вторичности материального
первичности материального и вторичности идеального
равноправии духа и материи
23. Дуализм — это философское учение о …
приоритете духа над материей
приоритете материального над духовным
равноправии духа и материи
24. Агностицизм — это учение о …
мире
непознаваемости мира
законах познания
25. Теизм – это …
религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога как абсолютного начала, сотворившего мир и управляющего им
религиозное мировоззрение, исходящее из понятия Бога равного Природе, тождественных друг другу
религиозно-философское мировоззрение, исходящее из понятия Бога как силы только сотворившей Природу, но не управляющей ею
26. Эклектика – это …
философское учение, учитывающее лишь одну сторону в развитии
философское учение, стремящееся учитывать все стороны и тенденции развития
философские построения, проявляющиеся в соединении разнородных взглядов и идей
27. Гносеология – это учение о …
познании мира
непознаваемости мира
развитии мира
28. Натурфилософия – это …
религиозно-философское представление о природе
умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности
философско-идеалистическое учение о природе
29. Диалектика – это …
религиозно-философское учение
учение о развитии и противоречиях
система логических понятий
30. Детерминизм — это …
учение о познании закономерностей
учение о причинной обусловленности
учение о случайности
Диалектика противоположностей
Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.
Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.
Доработать Узнать цену уникальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Характер всеобщих, устойчивых и необходимых связей между явлениями, сторонами, свойствами окружающей действительности в процессе ее развития раскрывается прежде всего в трех основных законах диалектики.
Законы диалектики являются законами и бытия, и познания. Иными словами, действию этих законов «подчиняются» не только явления материального мира, но и сфера познания. Более того, в качестве законов познания они являются логическим и методологическим инструментом освоения еще не познанных явлений после того, как объективные законы познаны, они превращаются в сознательно используемые принципы и приемы теоретического мышления, выступают уже и как законы познания, которые не исчерпываются, конечно, законами диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения.
Анализ данного вопроса, является одним из основных в системе курса философии. Подобный анализ потребовал всестороннего исследования совокупности факторов по проблематике данного вопроса.
1. Понятие противоположностей и противоречия. Диалектическое противоречие как естественный источник самодвижения и саморазвития материи.
Главный из основных законов диалектики является закон единства и взаимодействия противоположностей, который логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития. Для более подробного рассмотрения его сути необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание[1].
В данной связи следует обратить внимание на то, что многие философы-метафизики стремятся вообще «изъять» противоречия из бытия. Они допускают их лишь в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушений требований формальной логики.
Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. Он акцентирует лишь прерывность пространственного перемещения. Без внимания остается момент непрерывности процесса. Но движение суть противоречие, единство названных противоположностей. Пространство также и непрерывно (протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою очередь, есть единство непрерывности (течения) и прерывности (длительности).
Всеобщий и объективный характер противоречий можно проиллюстрировать и более конкретно. В неорганической природе противоречия существуют в форме отношений частиц и античастиц, вещества и поля, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, положительного и отрицательного электрических зарядов, волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов, окислительных и восстановительных процессов, адсорбции, десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, жизни и смерти, организма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межвидовыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в отношениях между производительными силами и производственными отношениями, государством и обществом, частными и групповыми интересами, целеполаганием и стихийностью и т.д. У человека как личности существуют противоречия между разумом и чувствами; между общественным опытом, усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями и намерениями человека и условиями их реализации; между индивидуальным и общественным сознанием; между знанием и мнением и пр.
В творческой работе инженера противоречия обнаруживаются между различными требованиями, предъявляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам техники на каждом уровне их развития[2].
Какой же смысл вкладывается в выражение «противоречие»?
Диалектическое противоречие — это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т.д.
Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя Целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Таким образом, развитие предметов есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим. Всякое развитие есть возникновение альтернатив, противоречий, различий, противоположностей, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий и противоположностей[3].
Возьмем, например, такое природное явление, как свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой воспринимаемый глазом человека поток электромагнитного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму (другими словами, рассматривать в конкретном объективном отношении), то он разлагается в спектр различных цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются различия, определяемые разной длиной составляющих видимый свет электромагнитных волн.
Противоречие, значит, существует лишь как отношение взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимопроникновения противоположностей. Таковы, например, отношения противоположностей в микромире: сочетание в единстве взаимоисключающих свойств элементарного и сложного, действительного и виртуального (возможного), положительного и отрицательного, корпускулярного и волнового и др. Отношение противоположностей приобретает новое качество в случае их непосредственного действия друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, напряженность, «борьба» противоположностей. Примеры такого рода противоречий: взаимодействие электронов и нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в химических реакциях, взаимоотношение хищников и жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататорском обществе и т.п. Именно во взаимодействии противоположностей таится движущая сила противоречий.
2. Относительность единства и абсолютность борьбы между диалектическими противоположностями. Материальный объект как материальный процесс.
Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.
Вместе с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов или их различие.
С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т. е. тождественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, из-за того, что происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик ( в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые ( в этом проявляется его отличие от самого себя)[5].
Рассматривая единство противоположностей, следует отметить, что оно условно, относительно в смысле их равновесия, равнодействия. Равнодействие противоположностей временно, имеет место лишь в определенные периоды существования явления, в моменты его относительного покоя, устойчивости в процессе развития, то есть только тогда, когда происходят лишь количественные изменения этого явления и оно сохраняет свою качественную определенность. Это равнодействие нарушается, как только явление начинает претерпевать качественные изменения, когда период относительного покоя кончается и данное явление начинает превращаться в другое. Единство же противоположностей в смысле их сосуществования в одном явлении и наличия взаимосвязи между ним и имеет место всегда, когда есть борьба противоположностей, ибо без этого борьба противоположностей невозможна.
Что же касается борьбы противоположностей, то она абсолютна потому, что имеет место во все периоды существования явления и в период перехода его в другое явление. Борьба противоположностей, которая происходит и во время относительного покоя, в момент перехода явления в другое качественное состояние обостряется до предела. Переход от одного явления к другому как раз потому и происходит, что одна из противоположностей получает решающий перевес над другой, «побеждает » ее и тем самым обусловливает разрешение противоречий. Борьба противоположностей является активным, движущим фактором; она выражает абсолютный характер движения и всегда имеется на лицо в процессе развития[6].
Таким образом, внутренние противоположности находятся и в единстве, и в противоречиях, в борьбе. При этом их единство, равноденствие относительно, а борьба абсолютна.
Противоречия не являются вечными и не разрешимым и, так как они не мертвы, не статичны, а находятся в движении и развитии: зарождаются, созревают и разрешаются. При этом противоречия не могут быть разрешены путем примирения противоположностей. По мере их развития противоположности все более поляризуются, противоречия между ним и усиливаются, достигая в конце концов такой степени обострения, при которой их разрешение становится не обходимым условием дальнейшего развития явления, перехода его в новый этап или в другое, новое явление. В этом случае примирение противоположностей, если бы оно было возможно, означало бы не разрешение противоречия, а его с охранение. Поэтому действительное разрешение противоречия возможно лишь путем его преодоления. Преодолено же оно может быть только в борьбе противоположностей, путем победы одной из них и поражения другой, победы нового над старым. Противоположности данного процесса занимают не равнозначное положение в нем.
Единство и борьба противоположностей представляют собой условие развития явлений. Без единства противоположностей между ним и не может быть противоречий и борьбы. Между разобщенными и независимыми явлениями не бывает никаких противоречий. Для возникновения противоречий необходима определенная связь между явлениями. Возникнув, противоречия, борьба противоположностей, становятся активным, движущим началом. Развитие всех явлений происходит через возникновение и разрешение противоречий, которые стимулируют поступательное, прогрессивное движение от низшего к высшему.
Борьба противоположностей как источник всякого развития всегда выступает в конкретных формах. При этом действие закона единства и борьбы противоположностей связано с особыми законами различных форм движения материи, выражающими специфические источники и стимулы каждого данного движения. Дело в том, что эти особые законы осуществляются через борьбу противоположных сил и тенденций, в которой и находит свое конкретное выражение рассматриваемый закон диалектики.
Например, основным законом развития живой природы является противоречивое взаимодействие таких противоположностей, как организм и среда. С этим противоречием тесно связаны и все другие противоречия жизни.
Так, с противоречием между организмом и средой связан противоречивый процесс обмена веществ, происходящий во взаимодействии ассимиляции и диссимиляции, ибо обмен веществ в конечном счете совершается между организмом и средой. Организм связан со средой как относительно самостоятельная, устойчивая система обмена веществ, предъявляющая определенные требования к условиям среды. Вследствие того, что эти условия непрерывно изменяются, постоянно возникают противоречия между организмом и средой, разрешение которых приводит к совершенствованию организма, к его приспособлению к усложняющимся условиям существования.
Постоянное возникновение и разрешение этих противоречий поэтому и является источником развития организмов.
Основная закономерность и движущая сила развития человеческого познания заключается во взаимодействии теории и практики, которое также является единством и борьбой противоположностей. Между теорией и практикой постоянно возникают и разрешаются противоречия. Новые факты и требования практики вступают в противоречия со старыми, не соответствующими этим фактам и требованиям, теоретическими обобщениями и выводами. Разрешение этих противоречий, создание новых теорий, соответствующих новым данным и требованиям практики, каждый раз поднимает науку на новую ступень. Внутри самого процесса познания противоречия между теорией и практикой преломляются в противоречиях рационального и чувственного моментов познания, абстрактного и конкретного, а также в противоречии между безграничным и возможностями познания и ограниченным практическим осуществлением этих возможностей, относительностью знаний на, каждом данном этапе развития общества. Последнее противоречие является важным рычагом всего умственного прогресса.
Итак, противоречия, борьба противоположностей являются внутренним источником движения и развития всех явлений и процессов[8].
3. Виды противоречий и их разрешение
Поскольку закон единства и борьбы противоположностей всегда выступает в особых формах, постольку противоречия являются не только всеобщими, но и специфичным и, а значит, и весьма многообразными по своему характеру. При этом их специфика связана как с особыми законами различных форм движения материи, так и с природой тех явлений и процессов, в которых они существуют, и зависит от условий развития этих явлений и процессов.
Каждое явление развивается в системе многих связей и противоречий. Каждое противоречие имеет свое место и значение. Поэтому противоречия многообразны не только по характеру, но и по своему значению.
Из многообразия и специфичности противоречий следует, что и разрешаются они в каждом отдельном случае специфическими способами. Особенности противоречий, их место и значение, формы и силы их преодоления могут быть установлены только конкретным анализом конкретных явлений[9].
Существующие в действительности противоречия принято (в зависимости от их характера и роли в развитии) подразделять на основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, общие и специфические, существенные и несущественные, действительные и возможные и др. Особо важно различать внутренние и внешние противоречия. Применительно к материальному миру в целом всякое противоречие, естественно, является внутренним. Ведь «вне» материи ничего не существует. Мир есть самодвижущаяся (вследствие внутренних своих противоречий) материя. Вынесение источника движения за ее пределы, что свойственно метафизической трактовке развития, неизбежно приводит к идеалистическому представлению о первотолчке, Боге, мировом духе как коренной причине происходящих изменений.
При рассмотрении проблемы внешних и внутренних противоречий следует иметь в виду относительность внешнего и внутреннего. Решение вопроса о том, какие противоречия являются внутренними, а какие внешними, зависит от того, какая целостность рассматривается[11].
Названные разновидности противоречий обнаруживаются во всех формах движения материи. На уровне же общества появляются новые типы противоречий, что связано с особенностями его объективной диалектики.
Но тем самым можно противоречия классифицировать и в более общем виде, объединить в следующие типы: 1) онтологические; 2) гносеологические; 3) аксиологические; 4) праксеологические.
К числу онтологических следует отнести противоречия физические, химические, биологические, социальные. Гносеологические включают в себя:
а) противоречия когнитивные (возникающие в познавательных действиях между чувственным и рациональным, логикой и интуицией, опытом и теорией, между различными теориями и т.п.); б) логические (возникающие вследствие нарушений законов правильного мышления);
Группу аксиологических противоречий образуют противоположности ценностных отношений людей (добра и зла, справедливости и несправедливости, веры и безверия и др.).
4. Диалектическое противоречие как закон познания
Как и другие законы диалектики, закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть не простое созерцание объекта субъектом, а их активное взаимодействие на основе практики.
При этом объект материален, существует объективно, образ же идеален, существует в голове субъекта Объект обусловливает образ. Образ же, хотя и воздействует на объект, влияет на него опосредованно, т.е. через практическую деятельность людей.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит и в том, что он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания[14].
Противоположностями, присущими процессу познания, являются чувственный и рациональный моменты познания, абстрактное и конкретное, относительный и абсолютный характер знаний. Познание есть процесс отражения в человеческом сознании объективного мира. Диалектика процесса познания есть отражение диалектики объективного мира, поэтому в познании действуют те же законы диалектики, что и в объективном мире. Действует здесь и закон единства и борьбы противоположностей[15].
В общих чертах процесс познания можно представить таким образом. Вначале явление предстает как нечто единое, цельное. Затем в процессе познания обнаруживаются противоположные стороны, тенденции и т.п. Чтобы изучить эти противоположности, необходимо вычленить их в «чистом виде» и исследовать порознь. Таким образом, для более глубокого проникновения в сущность явления приходится их разрывать. При этом создается опасность абсолютизации одной из противоположностей.
Необходимо отличать антиномии (как следствие мысленного огрубления диалектических процессов) от формально-логических противоречий, являющихся следствием нарушения законов формальной логики. Так, противоречивыми в формально-логическом смысле будут два высказывания: «свет есть корпускула», «свет не является корпускулой». Такого рода формально-логические противоречия должны устраняться. Возможные же диалектические противоречия не устраняются, а разрешаются: устранение даже одной из противоположностей означало бы ликвидацию самого процесса развития.
Заключение
Итак, из вышеизложенного материала, мы видим, что всем явлениям природы, общества и познания свойственны внутренние противоположности, противоречивые стороны и тенденции.
Единство противоположностей заключается также в том, что они при известных условиях, на определенном этапе развития могут превращаться друг в друга или меняться положениями, ролями. Это означает, что противоположности не абсолютны, что они не являются мертвыми и застывшими, а находятся в движении и развитии. Так, вещества неорганической природы преобразуются в вещества органической и на оборот; общественная собственность превращается в частную, а частная – в общественную.
Список используемой литературы.
Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.
Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.